В Москве у Александро-Невского Монастыри было 2 подворья: на Романове дворе на Никитской улице и в Китай-городе Иверского Монастыря 475 . Иверское подворье, позади Посольского двора, было каменное с церковью и 5-ю палатами. В 1722-м году на нем жил Александро-Невский иеродиакон Виктор 476 . Подворье или двор, на Никицкой, по описи в июне 1725-го года, имело 26 образов штилистовых в окладе с полями, на 3-х из них венцы. Сверх описи оказалось 8 картин в рамках, печатных, 6 столов, обитых кожей 477 . Глава седьмая. Строение Александро-Невского Монастыря Работы 1718-го года каменное строение, монастырские лавки; Невский прешпект. 1719-й год: подготовка строительного материала; каменное строение, здание двух церквей, 3 уступа первого корпуса, выемка земли под соборную церковь , подготовка к 1720-му году, деревянное строение, придел Благовещенской церкви, шпиц на колокольне, ограда сада, оранжерея, келья, столярня, погреб, огород: работы на подворье; работы на Невском прешпекте 1720-й год: отделка церкви и монастырского корпуса, усыпальница; подготовительные работы к сооружению соборной церкви; отделка колокольни; сараи и пристройки, конюшенный и скотский дворы; сад; огород: каналы; подворье, приготовление к следующему году Обзор строительных работ 1721-го–1724-го годов заложение соборной церкви; поднятие креста на Александро-Невскую церковь ; сад и огород; Подмонастырская слобода; отделка трех уступов первого – ныне Духовского – корпуса Начатое 21-го гола 1717-го года каменное монастырское строение прочно подвигалось вперед. В 1718-м году, по сообщению «Надлежащего ведения о начале Троицкого Александро-Невского Монастыря», «на заложеном фундаменте от погребов выкладено плитою и кирпичом первого жилья по верхние пороги больших окон, церкви и трапезы и прочего здания часть немалая» 478 , вверх на две сажени 479 , и если бы не было «остановки за архитекторами», то и больше было бы сделано 480 . В начале года на казенных лесных рубках Старорусского уезда заготовлялись дубовые доски для дверей и окон в монастырское каменное строение, а также искали липового леса для иконостаса 481 . Дубовые доски требовались на рамы «к первому каменному зданию, в трапезную церковь и прочие палаты» 482 . Даются подтвердителные указы о поставке извести «всеконечно» в назначенные сроки, «чтобы «именному строению остановки отнюдь не было» 483 . Заготовляли уголь 484 . При грандиозных строительных работах в Петербурге, когда на пустынном месте сразу созидалась столица, вообще чувствовался недостаток в строительных материалах, и в 1717-м. например, году князь Алексей Черкасской доносил Петру, из Петербурга, что «строение каменное начато июля в первых числах», так как ранее не было готовой извести 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1898. Вып. 5. С. 437, 326). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) в Муроме. 1700–1717 гг. Фотография. 2016 г. В тот же период «монастырским иждивением» в муромском Благовещенском мон-ре над воротами возвели ц. первомч. архидиак. Стефана (1716). По своему типу это обычный одноглавый «посадский храм», только поставленный на 2-пролетный с проездными арками 1-й ярус (перестроен в 1836-1839). По формам и декору он заметно скромнее муромских церквей XVII в. и не наследует форм «муромского» барокко, однако гармонично сочетается с др. строениями мон-ря. Так, глухой цилиндрический барабан на его кровле и по размерам, и по деталям (висячие колонки, соединенные арочками) очень близок к угловым барабанам Благовещенского собора ( Беспалов. 1971. С. 74-75; Вагнер, Чугунов. 1980. С. 145, 148; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 184). Образцом переходного стиля между русским («московским») и европейским барокко является в Муроме храм свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) (1700-1717), который строился на средства московского свящ. Димитрия Христофорова (родом из Мурома). В плане почти квадрат, завершенный на востоке 3-частной апсидой, основной объем вытянут по вертикали, 2-светный, перекрытый сомкнутым сводом с 5 главами на глухих барабанах. Имея общие композиционные черты с постройками города XVII в., эта церковь отличается деталями нового времени - «петровского» барокко: пучки колонок на резных консолях по углам здания; наличники окон из подобных же колонок и с разорванными фронтонами; декоративные арки вместо закомар, почти шлемовидные по форме купола. Особенно придавали храму европ. вид колокольня более поздней постройки с круглыми окнами-люкарнами вместо слухов и купольным завершением вместо шатра, а также трапезная в стиле ампир (1803). Несмотря на смешение стилей, архитектура Никольской ц. не выглядит эклектично; она является последним самобытным сооружением муромских зодчих ( Беспалов. 1971. С. 69-72; Масленицын. 1971. С. 24; Вагнер, Чугунов. 1980. С. 151-152; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 184-185). Близкой ей по архитектурным формам, но более изящной по пропорциям является Вознесенская ц. в Муроме в самом центре города (1729; главы и колокольня снесены в 1930, восстановлены в 2000-2001; в наст. время - кафедральный собор города). По храмозданной грамоте, строился он «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 15/19). При составлении генерального плана 1788 г. это здание стало одной из важнейших архитектурных доминант, на к-рую были ориентированы главные магистрали города. От храма свт. Николая сильно отличаются форма и размещение куполов Вознесенской ц., где крайние главки на тонких барабанах отодвинуты на края кровли, что сближает ее с церковными постройками Суздаля ( Беспалов. 1971. С. 72; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 185).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Пантелеимона, поясной образ свт. Иоанна Милостивого и др. Иконописцами-афонитами был написан иконный ансамбль для темплона в парекклисионе во имя святых Варлаама и Иоасафа. Для него же предназначены иконы с изображениями «триад» преподобных: Стефана Нового, Онуфрия Великого, Иоанникия Великого - на одной иконе (Ibid. N 89); Макария Римлянина, Максима Исповедника и Макария Великого - на другой (Ibid. N 90). Такого же формата икона с изображением вмч. Евстафия и его семьи (Ibid. N 91). Великомученики Димитрий и Георгий. Икона. 1717 г. Иконописец иером. Дамаскин из Янины (?) Великомученики Димитрий и Георгий. Икона. 1717 г. Иконописец иером. Дамаскин из Янины (?) Иконы 2-й пол. XVIII в. отличаются упрощением художественного исполнения, напоминая более народную живопись или гравюры. Две иконы «Сорок мучеников Севастийских» ( Παπαδημητρου, Trifonova. 2011. N 94, 95), на одной мученики стоят в воде озера рядами, друг над другом; на другой - по традиции визант. искусства их фигуры почти как в реальном пространстве перекрывают друг друга, даны в ракурсах так, что образуют единый «массив», при этом каждый персонаж наделен возрастными характеристиками. Мн. иконы, по визант. традиции, продолжают украшать драгоценными деталями, подчеркивая почитание или поклонение св. образу - на иконе св. Иоанна Предтечи в изводе «Ангел пустыни» (3-я четв. XVIII в.; Ibid. N 97) потир, в к-ром лежит отсеченная глава пророка, обложен серебром; тот же прием использован на житийной иконе вмц. Параскевы Пятницы изографа Митрофана Хиосского (1776; Ibid. N 100). В среднике стоит святая, к-рая правой рукой поднимает крест, а в левой, также обложенной серебром, держит потир со своей отсеченной головой. Серебряная металлическая накладка на чашу с головой образует одновременно своего рода нимб, параллельно с драгоценным венцом над головой святой. Такого же типа венец украшает икону Спасителя в изводе «Ампелос» (Лоза) того же изографа (1776; Ibid. N 101); традиц. композиция со Спасителем, сидящим на троне, получает дополнение в виде прорастающих из подножия виноградных лоз, расходящихся в стороны и своими переплетениями образующих овальные медальоны с апостольскими полуфигурами.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Церкви могло стать причиной преследования и закрытия общежительства. Многочисленные выговские лит. памятники, относящиеся к данным событиям, раскрывают духовный переворот, к-рый пережила в этот короткий отрезок времени Выговская пуст. Выговцы осознали свою преемственность по отношению к раннему старообрядчеству и значение общежительства как оплота «древлего благочестия». Отказавшись от планов переселения в др. места, поморские старообрядцы окончательно связали свою судьбу с Выгом. После возвращения С. Денисова на Выг (1717) общежительство пережило период расцвета, связанный в первую очередь с деятельностью киновиархов Андрея (1702-1730) и Семена (1730-1740) Денисовых. В 1717-1718 гг. развернулось большое строительство в муж. общежительстве: были выстроены настоятельская и братские кельи, более просторная часовня с трапезной, большая столовая, больница, гостиница, многочисленные хозяйственные сооружения (келарская, хлебная, нарядническая, «возачья», кожевенная, портная, чеботная, медница, кузница, плотницкая, конный двор, амбары). Архитектурно Выговское и Лексинское общежительства были организованы как мон-ри: в центре стояла соборная часовня, соединенная с трапезной, из к-рой крытые переходы вели в столовую; по периметру располагались жилые кельи, больницы, хозяйственные постройки; все строения были обнесены высокой деревянной оградой, главные ворота к-рой именовались святыми. Трудами первых киновиархов на Выге был создан старообрядческий центр с прочным экономическим и общественным устройством, со мн. институтами духовной культуры: системой образования, книжным делом, певческой школой. В структуру старообрядческого суземка входили 2 общежительства: муж. Выговское Богоявленское и жен. Лексинское Крестовоздвиженское, с подворьями (женским на Выге, носившим название Коровий двор, и мужским на Лексе), и окружавшие их «скиты», где допускалось проживание семьями. По ревизии 1723 г., в общежительствах было записано 213 душ муж. пола (в Выговском значилось 25 дворов и 1 скотный двор, в Лексинском - 15 дворов) и 322 души в «скитах»: Шелтопорожском (11 дворов), Верхнем (13 дворов), Тихвиноборском (15 дворов), Волозерском (15 дворов и 4 двора «нищенских»), Тагозерском (13 дворов и 2 двора «нищенских») и скитах Выгорецкого верховья (13 дворов) (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/161059.html

1442), Варфоломей (ок. 1444), Хрисанф (?) (ок. 1445), Николай (?) (ок. 1460), Иоанн (II) (ок. 1462), Иоанн (III) (ок. 1541); Манглисские: Арсений (ок. 1545), Христофор (ок. 1615), Афанасий (Татишвили) (1619 - после 1646), Николай (1652-1653), Арсений (Абашишвили) (1664-1671), Гавриил (Джавахишвили) (1672-1673, 1686-1699), Евдемон (Ратишвили) (1676-1683), Николай (Госташабишвили) (1699-1710, с перерывами), Иосиф (ок. 1702), Арсений (Доленджишвили) (1712-1717/18, 1721-1725), свт. Иоанн (Саакадзе) (1717/18-1721), Иосиф (Абашишвили-Бараташвили) (1725-1735), Христофор (Мухранбатони) (с 1736), Николай (Джавахишвили) (?) (ок. 1764), Николай (Иотамишвили) (нач. 80-х гг. XVIII в.), Амвросий (Микадзе) (1 марта 1792 - 2 дек. 1794 (или окт. 1793)); Арсений (ок. 1794), Даниил (посл. четв. XVIII в.); Тбилисско-Манглисско-Болнисский: митр. Арсений (ок. 1805-1811). Ист.: Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Пурцеладзе Д. Грузинские церк. гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Жордания Ф. Исторические док-ты монастырей и церквей Картли-Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии/Введ., пер. и примеч.: М. Джанашвили. Тифлис, 1904. (Зап. Кавк. отдела ИРГО; Т. 24. Вып. 5); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1905. Вып. 2; 1913. Вып. 4; Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Баладзори. Книга завоевания стран/Текст и пер.: П. Жузе. Баку, 1927; Документы по соц. истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1940. Т. 1 (на груз. яз.); Барнавели Т. Надписи храма в Манглиси. Тб., 1961 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь//Грузинское источниковедение. Тб., 1968. Вып. 3. С. 50-76; Книга посланий/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

2) Таковое же происшествие случилось в 7121/1613 году от тех же самых поляков; 3) в 1619 году приходившие в город Каргополь набегом Черкасы в сем Спасском монастыре пожгли келью Игуменскую и братскую. По прекращении набегов сих начала обитель сия возникать и в 7156/1648 году по получении от Новгородского Митрополита Авфония позволения построить вновь вместо сгоревшей церковь , монастырь приведён строением в настоящее нескудное состояние. Ибо хотя нет великолепного, но все прочные здания: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня каменная двухэтажная о 5 главах, начата строением в 1707 году по челобитной посадских города Каргополя людей и уездных разных вотчин крестьян, и по благословению Преосвященного Новгородского Митрополита Иова: но так как Ктиторы сии в совершении её к концу начали коснеть, то посадский того же города Каргополя человек, Иван Попов через челобитную испросил от того же Митрополита Иова благословение оную докончить, построив в верхнем этаже в 1708 году Соборную ЦЕРКОВЬ Преображения Господня, а в нижнем – во имя Сретения Господня с приделами, и по окончании в 1717 году всех предположенных приделов, как обе главные церкви, так и приделы освящены были в следующих годах: 1) Сретенская в Нижнем этаже церковь в 7223/1715 году; 2) придел великомученицы Варвары в том же 1715 году; а 3) Соборная церковь Преображения Господня; 4) придел Рождества Пресвятой Богородицы, и 5) придел Преп. Антония Сийского, освящены в 1717 году при Архимандрите Иоакиме 32 в 1788 году обветшавшие места возобновлены, а в 1806 и 1807 годах построена паперть полуциркулем. Мерой сия церковь в длину с алтарём и папертью 12, в ширину 7 саженей. 2) ЦЕРКОВЬ деревянная над Святыми воротами во имя Божьей Матери Казанская, построена около 1699 года вместо прежней сгоревшей, и освящена в 1709 году, Июня 4, а в 1800 году возобновлена; длина с папертью и алтарём 4, ширина 2½ саженей. 3) КОЛОКОЛЬНЯ деревянная над папертью Соборной церкви, построена в начале XIX столетия, вышина оной 22 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

21 Лодейнопольская верфь существовала около 100 лет. Здесь, как утверждают, в уме Государя возникла бессмертная мысль о соединении вод невских с водами великой реки Волги и с внутренними городами России и мысль соединить Белое море с Олонецкими водами. Исследование по этому предмету было поручено известному инженеру того времени Перри. 23 Повенецкие «марциальные» (т. е. минеральные) воды были открыты в 1714 г. совершенно случайно. Зимою этого года работник Кончезерского завода Иван Рябоев был послан заводским начальством на Рав-Болото за урядом над вощиками железной руды; до того времени он несколько годов страдал какою-то сердечною болезнью и с трудом исполнял свою обязанность. На Рав-Болоте он нашел не замерзающий источник, и начал пить из него воду и получил исцеление. Об этом обстоятельстве он донес заводскому начальству. Когда воды действительно признаны были целебными, то довели до сведения Государя. В 1717 г. Петр Великий присылал сюда нарочно доктора Блюментроста и затем о марциальных водах было опубликовано во всеобщее сведение именным Высочайшим указом. После этого начали посещать марциальные воды не только простые люди, но и знатные особы. В том же 1717 г. Государь желая сам на себе испытать качество вод и подать благой пример подданным, тратившим большие суммы на поездки к водам заграничным, приказал коменданту Геннину построить для него, Государя, деревянный дворец вблизи самого источника. Для царицы Парасковьи Феодоровны был сделан особый дворец. Петр Великий в первый раз был на водах в 1719 году, затем в 1720 году, чувствуя слабость здоровья, снова посетил воды и этих посещений было четыре. 24 Местопребывание Государя было в настоятельских покоях, которые были тогда в Троицком монастыре. В этих же комнатах – потом жил на покое и скончался преосвященный архиепископ Олонецкий Аркадий. При нем устроена здесь маленькая крестовая церковь . 25 Здесь Государь собственноручно выточил из кости паникадило, которое пожертвовал в церковь Св. Петра и Павла на марциальных водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Источник: сайт «Малые острова России». Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895» Возвести собор было решено в честь победы России в Великой Северной войне со Швецией. Изначально на этом несте находилась другая церковь, которая в 1711 году сгорела до тла. Строительство собора растянулось на долгих 6 лет: торжественная закладка фундамента произошла в 1711 году, а строительство завершилось только к 1717 году. Удивительно, но первым было закончено строительство придельного храма, а не главного здания, как предполагалось. Именно этот придел и был освящен в честь основателей монастыря - святых Зосимы и Савватия. В старину на Руси величие отождествлялось с высотой сооружения. В соборе Успения это подчеркнуто трижды. Сначала высотой самого главного шатра, который достигает 35 метров, далее идут боковые храмы, которые ниже основного всего на 12 метров, и, наконец, невысокой крышей трапезной, а далее совсем низким крыльцом. Церковь целиком деревянная и обшита тесом. Уже в 1950-х годах была проделана огромная работа по реставрации церкви и воссозданию прежнего облика. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Успенский собор в городе Кеми является выдающимся памятником русской народной архитектуры. Расположен он в центральной части города, на высоком берегу Леп-острова, омываемого двумя рукавами реки Кемь, примерно в 10 км от ее впадения в Белое море. В качестве архитектурной доминанты собор сохраняет свою градостроительную роль, активно формируя «морской фасад» города. История собора уходит своими корнями в далекое прошлое. Предшественник ныне существующего, тоже Успенского собора с двумя приделами – Предтеченским и Зосимо-Савватиевским, построенный в середине XVII века на средства Соловецкого монастыря, сгорел вместе с частью Кемского городка в 1710 году. В 1711 году было получено разрешение на строительство на том же месте нового собора с двумя приделами. В 1714 году был освящен Зосимо-Савватиевский придел, а полностью отстроен собор был в 1717 году.

http://sobory.ru/article/?object=03368

Два больших крыльца, западное и северное, ведут на просторную галерею. Каждый фасад храма имеет индивидуальный облик. Особенно нарядно декорированы западный и южный, выходившие на оживленные торговые улицы. Все детали отделки - разнообразной формы наличники, арки - четко прорисованы и придают храму живописный облик. Обогащают пластику стен ряды ширинок - квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц. Имеющая мировое значение роспись Ильинской церкви построена на замечательном архитектоническом и ритмическом согласовании с реальными формами ее интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 г.г. тремя артелями мастеров. Им удалось сохранить композиционное единство и сравнительную общность стиля. Внутри церкви Ильи Пророка и алтарь расписаны стенной живописью с 17 июня 1680 г. по 8 сентября 1681 г. по заказу вдовы Вонифатия Скрипина Улиты Макарьевны. Как явствует из надписи на южной стене храма, это были «трудившиеся о Бозе изографы града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославец Дмитрий Семенов, Василий Кузьмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андреянов, Иван Иванов, Филипп Андреянов, Степан Павлов». «Иконописцы, расписывавшие Ильинскую церковь, принадлежали к числу лучших, отчасти первостатейных, городовых иконописцев XVII века», - писал известный ученый и исследователь церковной старины проф. Н.В. Покровский. Теплый Покровский придел дописывался в 1697, Ризположенский придел, паперти и придел Гурия, Самона и Авива - в 1716-1717 г.г. уже после смерти последних представителей семьи Скрипиных. Клейма с именами мастеров, работавших в двух последних артелях, в настоящее время утрачены. На протяжении 300 лет со времени создания комплекс ильинских росписей сравнительно мало поновлялся. В 1830 г. живопись Покровского придела была переписана В.В. и М.В. Сарафанниковыми. Они же в 1857 г. поновили свод северного крыльца.

http://sobory.ru/article/?object=00213

Прочее раболепно доношу Вашему Величеству, сего мая 16-го Королевское Величество Польской до Карлсбада прибыл, а при нем и ради его собралося до Карлсбада людство великое. Вашего Величества нижайийй раб и всеблогожелательный молитвенник. Феодосий архимандрит. От Карлсбада. 27 мая 1717 аппо 4120 . VI.Bceмuлocmubeйшuй Государь. По превысокому Вашего Величества милосердию от двоекратного при Карлсбаде кура многое получих телу здравие, точию зело опасаюся, дабы монастырское дело, о котором Вашему Величеству не неизвестно, на мне не взыскалося. А по повелению Вашего Величества волокуся 4121 до Данцыха и тамо буду ожидать благополучного прибытии Вашего Величества нижайший раб и всеблагожелательный молитвенник. Феодосий архимандрит. От Берлина. 2 дня июля 1717 аппо 4122 . VII.Bceмuлocmubeйшuй Государь. Вседушно поздравляю Ваше Величество торжественными нынешними праздники: Рождества Христова, Нового Года и Богоявления. Такожде и новоизбранными вожды: цесарем и папою, которым желаю, дабы в делах антецессаров своих преуспевали. Таже раболепно доношу: при Санктпитербурхе, как дражайший коренной хозяин, так и прочие благодарю Вышнего пребывают во здравии и добром состоянии, ожидающе благополучного возвращения Вашего Величества. Нижайший раб и всеблагожелательный молитвенник Феодосий  архимандрит. От Санктпитербурха, из Невского Монастыря, 10 генваря 1718 4123 . VIII.Bceмuлocmubeйшuй Государь. Раболепно доношу Вашему Величеству, Санктпегербургские церковники, любезно приняв и облобызав премену наследства Всероссийского Престола от Царевича Алексея Петровича до Государя Царевича Петра Петровича, желают уведать ради единомысленного согласия о возношении имени его, Государя Царевича Петра Петровича, в церковных пениях: последовательно, или предварительно первому. Хотя и видится быть пристойно, пременить, или вовсе первое отложить, кроме собственного Вашего Величества повеления, никто не смеет. А в Москве в церковных пениях как отправляется, в Санктпитербурхе о том не ведомо. Благоволите повелеть о семь нижайших рабов ваших уведомить.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010