Еще в Ветхом Завете Господь научал людей, через избранных мужей, необходимости покаяния для прощения грехов: «Если он (человек) виновен в чем–нибудь из сих (перечисленных выше грехов), говорит Господь Моисею, и исповедуется, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник» ( Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ). «Не стыдись исповедовать грехи твои», учит Сирах (4–30): «Скрывающий свои преступления, говорит Премудрый, не будет иметь успеха, а кто сознает и оставляет их, тот будет помилован (Прит. Сол. 28:13). «Ты всех милуешь, говорит о Боге Соломон, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния» (Прит. Сол. 11:24).  В Ветхом же Завете мы видим живые примеры покаяния грешников и прощения их грехов. Так, напр., когда Господь поразил проказой Мариам, жену Аарона, за несправедливые упреки Моисею, Аарон обратился с покаянием к нему и с просьбой о молитве за него перед Богом; «И сказал Аарон Моисею: господин мой! Не поставь нам во грех, что мы поступили глупо и согрешили» ... И возопил Моисей ко Господу, говоря: «Боже исцели ее». ( Числ. 12:11–13 ). Исповедал свой грех перед пророком Нафаном Давид, когда умертвил Урия и взял себе в жену его Вирсавию, и получил через Нафана же прощение от Господа: «И сказал Давид Нафану: согрешил я перед Господом. И сказал Нафан Давиду: Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь» ( 2Цар. 12:13 ). Покаялось перед Эздрой все общество возвратившихся из плена израильтян ( Ездр. 10:10–11 ), взявших себе жен иноплеменниц, и получило прощение греха своего. Неемия приносил Богу покаяние за себя и за народ свой, когда молился: «Исповедаюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы перед Тобой, согрешили и я и дом отца моего» ( Неем. 1:6–7 ), и был услышан Богом. Обреченный Богом на погибель многогрешный народ Ниневии покаялся в грехах после обличения пророком Ионой и был помилован (Ионы гл. 3–я). На рубеже Ветхого и Нового Заветов последний из пророков, «больший из рожденных женами», Иоанн Креститель начал свою проповедь словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! ... Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» ( Матф. 3:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

То, что кожа тельца и все остальное сжигается вне стана, указывает на место Христова страдания. А это в свою очередь объясняет, почему св. ап. Павел сказал: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр.13:13 ). Подобного толкования придерживался и свт. Иоанн Златоуст : «как жертвы, приносимые за грехи, были некоторым прообразом и сожигались за станом: так и Иисус, принёсший Себя за грехи наши, пострадал за вратами» (Толкование на послание к Евреям, XXXIII) 26 . б) За грех всего общества Израиля , как и за грех первосвященника, также приносился телец, с теми же обрядами, с какими совершалась жертва за грех первосвященника, причём руки на жертвенное животное возлагали старейшины, как представители народа ( Лев.4:13–21 ). Свт. Кирилл Александрийский предлагал видеть в этом приносимом тельце «как бы и одним и тех же грехом недуговавших; ибо Себя Самого принёс Христос за всех вместе как бы в образе тельца, в жертву многоценную и великую» 27 . в) За грех какого-нибудь начальника приносился козел. Особенностью, отличавшей эту жертву от двух предыдущих, является то, что кровь жертвенного животного не вносилась во святилище. Она возлагалась на рога жертвенника всесожжений и выливалась к его подножию ( Лев.4:22–26 ).   Прп. Ефрем Сирин писал, что «козёл изображает жертву Еммануила» 28 . г) Простой человек за грех в жертву приносил козу или овцу, с теми же обрядами, которыми сопровождалась жертва от начальника ( Лев.4:27–35 ). «Совершенно очищает смерть Христа, за нас пострадавшего и на Себе Самом грехи всех нас несущего, наподобие всякого рода кротких животных: тельца, а также овцы и козы» 29 , говорил свт. Кирилл Александрийский . И по прп. Ефрему Сирину , «коза есть образ того, что Еммануил был «за нас клятвою» ( Гал.3:13 ), а овца напоминает сказанное: «как овца, веден был Он на заклание» ( Ис.53:7 ) " 30 . Жертва за грех должна была приноситься в том случае, когда человек отказывался давать свидетельские показания, хотя преступление можно было выяснить только на основании этого показания ( Лев.5:1 ), когда человек осквернял себя прикосновением к нечистому ( Лев.5:2–3 ), когда давал безрассудное обещание или клятву ( Лев.5:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Интересно еще отметить, что Божественному тайнозрителю не раз показываются образы апостолов, а ведь он сам один из них! Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Сначала Иоанн этого даже не увидел. В четвертой главе он все описал, что увидел сразу. Теперь же ему указывается на Достойного совершить то, чего никто не достоин. Вот, лев от колена Иудина. Здесь вспоминается пророчество Иакова. Когда он перед своей смертью благословлял своих сыновей, то, благословляя Иуду, сказал ему: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» ( Быт. 49:9 ). Провидел Иаков, что от этого колена восстанет Лев, побеждающий мир. От Пречистой Девы Марии из колена Иудина восстал Христос, этот Лев, поразивший всякого супостата, славно воцарившийся. Он же назван и корень Давидов . Подобно этому читаем и у Исайи. «И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей – отец Давида) и ветвь произрастет от корня его» ( Ис. 11:10 ; Рим. 15:12 ). Это означает, что, по человеческому естеству, Христос есть корень Давидов как происшедший из рода Давидова, ибо читаем о Пречистой Матери как о «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» ( Лк. 1:27 ). А по Божественной Своей сути, Христос – корень Давидов как сотворивший и произрастивший из Себя этого царя-пророка. И вот Христос, сей Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. Он победил того, кто сделал недостойными вселенную и всех ее обитателей не только читать тайную книгу Божию, но и просто приступить к престолу благодати. Он победил сатану, посеявшего мрак и невежество, грех и богоотступничество. Христос победил его на Кресте и лишил власти. Там, на Голгофе, Христос Своею кровью одержал великую победу над всеми силами ада. И может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Христос, победивший сатану и мрак неведения, может теперь как Сын Человеческий проникнуть в тайны Божии и открыть их людям. Лишив через Крест сатану его силы, связав его, Он может совершить домостроительство спасения, снять эти семь печатей, спасти людей, совершить семь таинств веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

XVII. В конце дружественного письма 26 Туррибия, был предложен вопрос, многим показавшийся недоуменным: «было ли тело Иисуса Христа во гробе, когда он сходил в ад?» Св. Лев отвечает на это утвердительно: «тело Иисуса Христа действительно было мертво, погребено и в третий день действительно воскресло.... Не верить этому довольно нечестиво. Это, без сомнения, имеет отношение к ереси манихея и Присциллиана». Далее св. Лев предлагает средства для борьбы с ересью: «Пусть соберется епископский собор (episcopale concilium) и при том в таком месте, в котором было бы удобно собраться священникам (sacerdotes) окрестных провинций». На этом соборе сообразно тому, как отвечал св. Лев Туррибию, должно быть произведено самое тщательное исследование, нет ли кого из епископов, оскверненных сообщением с этой ересью. Те, которые не пожелают осудить эту нечестивейшую секту (sectam), без сомнения, должны быть удалены от общения». Далее св. Лев сообщает Туррибию, что он писал относительно собора к братьям и епископам Тарраконийским, Карфагенским, Лузитанским и Гальским (Gallices. Kaheль-Гaлuцuйckuм-Galicios – в Испании) 27 Св. Лев просит также Туррибия, чтобы он позаботился о сообщении его письма (nostrae ordinationis) всем епископам. Если будут какие-либо препятствия к собранию общего собора (generale concilium), то по крайней мере должны собраться галицийские священники (Galiciae sacerdotes). Действительно в скором времени был собран собор в Испании, так называемый concilium Hispanicum, собранный вероятно в Толедо, в 447 году. Собор этот не был «общим», как того желал св. Лев. Причина этому была та, что Испания в это время находилась под властью разных народов: Галиция и часть Лузитании была под властью свевов; остальной частью Испании владели готы и римляне. Собрались только из Испании Тарраконской, Карфагенской, из Лузитании и Бетики. Составлены были 18 анафематизмов и символ (Hefele, Concilieng. II, 288–89). В анафематизмах осуждаются все те заблуждения присциллианистов, о которых мы знаем из письма св. Льва к Туррибию, с самыми незначительными добавлениями. Так как на этом соборе не могли присутствовать галицийские епископы, то св. Лев распорядился, чтобы акты этого собора были посланы к Бракорскому епископу, как митрополиту Галиции (Migne LIV, 1221–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Преподобный Антоний Великий (†356; пам. 17 янв.) говорит: «Разные роды животных произвел Бог словом Своим для нашей пользы: одних для употребления в пищу, других для служения» 655 , а в другом месте он называет льва царём «диких верей» 656 . Преподобный Макарий Великий († ок. 390; пам. 19 янв.) шире охватывает мир живых существ, выстраивая иерархический ряд: «Как орел царствует над птицами, лев над дикими зверями, вол над кроткими животными, а человек над всеми тварями» 657 . Известен памятник древнехристианской литературы, который называется «Физиолог». В нём описаны свойства животных и дано их осмысление для назидания христианина. «Физиолог» начинается с повествовании о льве, который называется «царём зверей» 658 . Этот образ используется в Богослужебных текстах в приложении к Царю царей. На утрени Великой субботы, когда вспоминается и оплакиваются крестные страдания Христа Спасителя, в одном из стихов, сопровождающих чтение 17 кафизмы говорится: «Якоже лев Спасе уснув плотию, яко некий скимен 659 мертв востаеши, отложив старость плотскую» 660 . Лев является символом Евангелиста Марка 661 . Царственный характер льва нашёл отражение в геральдике: он изображается на гербах, как «символ силы, мужества, великодушия» 662 . Изображение льва было распространено в экстерьерной каменной резьбе древнерусских храмов, на печатях и монетах 663 . Образ льва встречается и в православной гимнографии. Святитель Лев, Папа Римский (†461; пам. 18 февр.), жил во времена, когда Православная Церковь была обуреваема ересью монофизитов, которой он активно противостоял. Глава Западной Церкви в силу своего имени уподобляется в службе царственному животному: «Лев ты яко истинно, преблаженне, явился еси, смущающия лисы отгоняя, царским рыканием ужасая нечестивых умышления» 664 . Чтобы показать высоту монашеского подвига, одна подвижница говорит: «Блаженная Феодора сказала: как лев страшен для диких ослов, так монах, пребывающий в безмолвии и молчании для помыслов сладострастия» 665 . Преподобный Ефрем Сирин (†373–379; пам. 28 янв.) наставляет: «Лев страшен диким ослам; таков да будет и монах для похотных помыслов» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

V в. 6 янв. праздник Богоявления осмыслялся исключительно как пришествие в мир Спасителя, Его Рождение от Пресв. Богородицы. Однако после V в., как это видно из грузинской версии иерусалимского Лекционария (VI-VII вв.), Рождество Христово уже стало праздноваться в Св. Граде 25 дек., отдельно от К. Г., и день 6 янв. оказался посвящен исключительно К. Г. Накануне праздника, 5 янв., богослужение начиналось в 9-м часу дня (т. е. после 14.00): указаны ипакои «Ты, Спаситель, днесь…», чтения 3 Ездр 5. 22-30, Лк 3. 1-8, затем при пении «Свете тихий» совершались вход епископа и Божественная литургия; на литургии указаны тропарь «Когда крестился Христос…», прокимен Пс 28. 3, чтения Ис 1. 16-20, Апостол - 1 Кор 10. 1-4, Евангелие - Мк 1. 1-11, а также песнопения «Просвети сердца наши…» и «Видели Тебя, Боже, воды…». По окончании литургии происходило водоосвящение (отмечено пение ипакои «Ангелов множество...») ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. P. 19-21). В полночь начиналась праздничная служба: читались 10 ветхозаветных чтений (из них 4 те же, что и на бдении на Рождество Христово, 25 дек.: Быт 1. 1 - 3. 24, Исх 14. 24 - 15. 21, Мих 5. 2-7, Дан [?]; остальные: Ис 60. 1-22, Ис 43. 10-20, Нав 4. 4-11, Ис 44. 2-7, Ис 55. 1-13, Иез 36. 25-36), каждое из которых предварялось пением прокимна с особыми стихами, затем читалось Евангелие - Ин 1. 18-28; на литургии пелись тропарь «Великое таинство…», прокимен Пс 117. 27, читались 4 Цар 5. 9-16, Сир 24. 32 - 25. 1, Иер 50. 44-46, Иез 47. 1-9, Апостол - Тит 2. 11-15, аллилуиарий Пс 113. 1-3, Евангелие - Мф 3. 1-17; указаны песнопения «Ты, Христе, крещение…», «Открыты Тебе были небеса…» (Ibid. P. 21-25). Литургические чтения дней попразднства также связаны с Крещением Иисуса Христа в Иордане или христианским таинством Крещения: напр., Ин 3. 1-12, Рим 6. 3-10, Лк 3. 21-22, Гал 3. 24 - 4. 7, Ин 3. 22 - 4. 3 (см.: Ibid. P. 19-27). В кафедральном богослужении Константинополя IX-XI вв. Крещение Господне. Мозаика ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Ксенофонт Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Ксенофонт Робейский , прп., игумен (26 января/8 февраля; 28 июня/11 июля) Куарт (Кварт), ап. от 70-ти, еп. Беритский (Бейрутский) (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Кукша Печерский , иеромонах, сщмч., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 августа/9 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Лавр Иллирийский , мч. (18/31 августа) Лаврентий Калужский , Христа ради юродивый (10/23 августа) Лаврентий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 января/2 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Лаврентий Печерский , Туровский, еп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (29 января/11 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Лаврентий Римский , архидиакон, сщмч. (10/23 августа) Лазарь Галисийский , иеромонах (17/30 июля; 7/20 ноября) Лазарь Сербский , блгв. князь (15/28 июня) Лев I Римский , папа (18 февраля/3 марта) Лев Катанский , еп. (20 февраля/5 марта) Левкий Кесарийский (Вифинский), мч. (17/30 августа; 14/27 декабря) Леонид Устьнедумский , иеромонах (17/30 июля) Леонтий Печерский , прп., канонарх, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18 июня/1 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Леонтий Ростовский , еп., сщмч. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 23 мая/5 июня) Леонтий Триполийский , военачальник, мч. (18 июня/1 июля) Лонгин Коряжемский , иеромонах, прп. (10/23 февраля; 16/29 октября) Лонгин Печерский , Трудолюбивый, прп., вратарь, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (16/29 октября; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Лонгин Сотник , Каппадокийский (иже при Кресте Господни), мч. (16/29 октября) Лонгин Яренгский , прп. (3/16 июля; 16/29 октября) Лука евангелист , ап. от 70-ти, автор книги Деяний св. апостолов, иконописец (4/17 января ап.]; 22 апреля/5 мая; 18/31 октября) Лукиан Антиохийский , сщмч., пресвитер (15/28 октября) Лукиан Печерский , пресвитер, сщмч., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 15/28 октября) Лукиллиан Византийский , мч. (3/16 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8 См.: 3 Ездр 7, 29. 9 Втор 21, 23; ср.Гал 3, 13.   Глава двадцать первая 1 В евангельских повествованиях о явлениях Воскресшего есть ряд расхождений, естественных в том случае, когда речь идет не о вымышленном событии, а о свидетельстве многих очевидцев. Согласовать их во всех деталях едва ли возможно. Ясен лишь основной ход событий: 1) первыми на рассвете к гробу идут Мария Магдалина и другие женщины (Мф 28, 1; Мк 16, 1—3; Лк 24, 1); 2) Магдалина опережает их, придя, когда было еще темно. Она находит гроб пустым и зовет Петра и Иоанна (Ин 20, 1—10); 3) в ее отсутствие женщины заглядывают в пещеру и видят юношу, а позднее на дороге им является Иисус (Мф 28, 5—10; Мк 16, 4—8; Лк 24, 2—12); 4) Магдалина, вернувшись к гробу, видит Иисуса и сообщает об этом апостолам (Мк 16, 9—11; Ин 20, 11—18); 5) Иисус в этот же день является двум ученикам, идущим в Эммаус (Мк 16, 12—13; Лк 24, 13—33), Петру (Лк 24, 34; 1 Кор 15, 5) и одиннадцати (Мк 16, 14; Лк 24, 36—43; Ин 20, 19—25; 1 Кор 15, 5); 6) в конце праздничной недели было второе явление одиннадцати вместе с Фомой (Ин 20, 26—29). О явлениях в Галилее см. след. главу. 2 1 Кор 15, 3—9; Обращение Павла произошло около 36 года. Послание написано им в 50–х годах, уже после того как он узнал подробности пасхальных событий от Петра, Иоанна и Иакова. Павел не упоминает о Марии Магдалине и других женщинах по вполне понятной причине. Свидетельства женщин не считались в ту эпоху заслуживающими внимания. Во II веке Цельс с презрением писал о «полубезумной женщине», которой «пригрезилось», будто она видела Воскресшего. См.: Ориген. Против Цельса, II, 55. 3 Евангелие от Петра, XI, 49. Евангелист Матфей, единственный из авторов канонических Евангелий, упоминает о страже у гроба. Он же говорит о том, что в момент Воскресения стерегущие были устрашены колебаниями земли и явлением ослепительно блистающего ангела. Они «стали, как мертвые», т. е. потеряли сознание. По Мф, камень от входа отвалил молниевидный ангел (28, 2—4). 4 Мф, говоря о подкупе стражи и версии о похищении тела, утверждает, что «слово это было разглашено среди иудеев до сего дня» (28, 15). Ср. св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 108. В XVIII b. эту теорию пытался оживить немецкий деист Г.Реймарус.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

13:15–22 Соблюдение субботы путем закрытия городских ворот 13:23–29 Ликвидация смешанных браков 13:30 слл. Общий итог 2. Возникновение 2.1 Проблема ключа Реконструируя историю возникновения книги, мы сталкиваемся с четырьмя центральными проблемами: (1) Отношение книг Ездры и Неемии к 1/2 Пар: тезис о «хронистической истории» не может больше, как показывает новейшее обсуждение данного вопроса, служить основой для анализа Ездр./Неем. (см. выше, D.VIII). Эти два произведения – разные, однако возникли не вполне независимо друг от друга (см. ниже, 2.4). (2) Отношение Неем.8–10 (особ. Неем.8 ) к рассказу о Ездре ( Ездр.7–10 ): исследования последнего времени (D.R. Daniels; D. Kraemer; R Rendtorff и др.) выявило различия (понимание «закона», роль левитов; тон двух покаянных молитв и др.) между Неем.8–10 и Ездр.7–10 , свидетельствующие против первоначального единства этих текстов, особенно Неем.8 , с одной стороны, и Ездр.7–10 , с другой. Неем.(7:5–72+) 8–10 лучше всего понимать как расширение, делающее акцент на покорности Торе, развертываемой содержательно в «документе завета» Неем.10:30–40 . Во второканонической 2 Книге Ездры Неем.8 следует непосредственно за Ездр.10 . Вопрос, идет ли речь о ступени, предшествующей Ездр./Неем. (D. Böhler), или же о вторичном соединении фрагментов из 2Пар. и Ездр./Неем, обогащенном за счет рассказа о трех отроках (H.G.M. Williamson), не выяснено окончательно, но многое говорит за то, что 2Ездр. была выстроена вокруг истории о состязании отроков (Z. Talshir; K.De Troyer). Л. Граббе (Grabbe) объясняет общие черты 2Ездр. и Ездр./Неем. обращением обоих сочинений к утраченному общему еврейскому тексту. (3) Повторение «списка репатриантов» Ездр.2 в Неем.7 : эти два «списка репатриантов» в значительной части совпадают. Из трех возможных вариантов зависимости (либо Ездр.2 было основой для Неем.7 , либо Неем.7 – для Ездр.2 , либо оба текста происходят из одного общего источника) наиболее вероятной представляется первая возможность, т.к. Ездр.2 лучше вписывается в контекст, нежели Неем.7:5–72 . Неем.7:5–72 не является непосредственным продолжением Неем.7:4 (такое продолжение мы находим лишь в 11:1), но описывает с помощью обращения к документу первых времен (ср. 7:5b) народное собрание, сходящееся для прочтения Торы ( Неем.7:66, 8:1 слл.). «Список репатриантов» Неем.7:5–72 был заимствован в процессе работы над Неем.8–10 из Ездр.2 . Перечни репатриантов Неем.7 и подписавших документ о завете Неем.10 были взаимосогласованы (J. Becker; G Steins) и таким образом создали обрамление содержательно важного фрагмента Неем.7:5–10:40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Однако чередование первого и третьего лица можно понимать и как литературное, стилевое средство (ср. Тов.) или связать с сообщением Неемии и композицией книги: начало рассказа о Ездре от третьего лица ( Ездр.7:1–10 ) примыкает к Ездр.1–6 . Точно также сообщение от третьего лица в Ездр.10 облегчает переход к новой основной части Неем.1 слл., которая специально вводится как рассказ от первого лица в Неем.1:1 («слова Неемии»). Хотя существует согласие в том, что рассказы о Ездре и Неемии оказали друг на друга обоюдное влияние, конкретные представления о том, как складывался текст, сильно расходятся (ср. Ch. Karrer и J.L. Wright). Какую историческую ценность имеет письмо, подтверждающее полномочия Ездры ( Ездр.7:12–26 ), решить затруднительно (ср. K. Koch); в настоящее время этот текст предпочитают рассматривать как литературную композицию, составленную для рассказа о Ездре (ср. D. Janzen; L.L. Grabbe, иначе E. Blum). (4) Перечни: особого внимания заслуживают многочисленые перечни, которые невозможно рассматривать просто как исторические первичные источники, но вышли из-под пера книжников. «Основной перечень Ездр.2 » включается как в Ездр.8:1–20 и 10:25–43, так и в Неем.3:1–32, 7:5–72 и 10:15–28 и приспосабливается к различным контекстам (J. Becker). Перечень жителей Иерусалима в Неем.11 , однако, не связан с Неем.7 (// Ездр.2 ), поэтому Неем.7 не связывается с заселением Иерусалима. (5) Библейские тексты: вопрос о «подлинных» документах не должен заслонять того факта, что важнейший источник для Ездр./Неем. представляют собой более ранние библейские книги, прежде всего рассказ об Исходе, книги Лев, Втор и Ис Нав, а также пророческие писания (Агг., Зах.1–8 ) (R. Bach; A.H.J. Gunneweg; J. Blenkinsopp). 2.3 Модели возникновения В некоторых случаях ясно видно, что комплексное устройство Ездр./Неем. представляет собой результат истории роста: «Список репатриантов» Ездр.2 повторяется в Неем.7 ; бросается в глаза, что перечень Неем.7:72 , цитируемый как архивный документ (ср. Неем.7:5 ), «плавно перетекает» в 8:1 в последовательное повествование: «Перечень превращается из процитированного прошлого в реальное настоящее» (J.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010