Методы месопотамской экстиспиции менялись. Шумер. обычай выбирать жреца городского божества с помощью Г. по внутренностям жертвенного животного говорит о том, что изначально ответ был только бинарным - «да/нет». В средневавилонский период от предсказателя требовалось составление отчета после каждого обследования внутренностей и повторное Г. в случае неблагоприятных знамений. В Ассирии для Г. составлялись подробные списки вопросов к богам. Для самого Г. часто требовалась подготовка (известны молитвы гадателей), и внимательно выбиралось время его совершения. В случае плохих предзнаменований совершались апотропеические ритуалы. Гибель месопотамской цивилизации, ее языков и системы письма не препятствовала проникновению методов Г. в Палестину, Египет, позже - в Европу. А. Т. В Ветхом Завете упоминаются различные формы Г. и дается их оценка с позиции религии Откровения. К допустимым приемам Г. относилось только метание жребия. Сам метод рассматривался как способ узнавания воли Яхве (Притч 16. 33). Примеров, где ситуация разрешается с помощью жребия, достаточно много. К нему обращаются при разделе Ханаана (Числ 26. 55-56; 33. 54; 34. 13; Нав 21. 4-6, 8; Суд 1. 3); при выявлении нарушителей в деле Ахана (Нав 7. 14) и Ионафана (1 Цар 14. 42); во время похода против вениамитян (Суд 20. 27-28) и при избрании первого царя Израиля (1 Цар 10. 20-22); к жребию обращается Давид, когда его преследует Саул (1 Цар 23. 9-12), и др. Кроме того, было известно Г. посредством урима и туммима (Исх 28. 30; Лев 8. 8; Числ 27. 21; Втор 33. 8; см. также: 1 Цар 28. 6; 1 Ездр 2. 63; Неем 7. 65), к-рое было прерогативой священников (урим и туммим входят в число их сакральных атрибутов). При этом функция оракула включается в число основных обязанностей ветхозаветного священства (Втор 33. 8-10) (ср.: древнеевр.   - священник, жрец, и араб.   - предсказатель). Хотя библейские тексты не дают описаний ни вида урима и туммима, ни самой процедуры оракула с их применением, большинство исследователей сходятся во мнении, что они представляли собой жребии, хранившиеся в мешочке под нагрудным карманом священников. Как предмет священнического оракула в ряде текстов фигурирует также ефод (Суд 18. 14-20; 1 Цар 23. 9-12; 30. 7-10; Ос 3. 4), по всей видимости тесно связанный с уримом и туммимом.

http://pravenc.ru/text/161397.html

VII.4. Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается различными путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу; жертвователь подает Богу, а не священнику (Лев. 27. 30, Ездр. 8. 28). Жертва — это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (Неем. 10. 32). Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий (Флп. 4. 14-18). Жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил (Лев. 5. 14-15). Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Богом (Сирах. 7. 30-34). Таким образом, пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение. Церковь заявляет, что если тот или иной ее доход носит предпринимательский характер, то он может быть облагаем налогами, но любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом. VIII. Война и мир VIII.1. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19).

http://patriarchia.ru/db/text/419128.htm...

Лев 16 содержит подробное описание грандиозной очистительной церемонии для святилища и общины в «День очищения» (см. Йом Киппур ) и образует кульминацию не только по отношению к собранию процедур в Лев 11-15 для избавления от того или иного вида нечистоты, но и для всей системы приношений, рассмотренных в Лев 1-16. Значимость Лев 16 обусловлена также тем фактом, что в этой очистительной церемонии сочетаются 2 различных ритуала: обряд очищения храма с помощью крови жертвенного животного и обряд элиминации грехов общины и ее членов через их возложение на козла отпущения с его последующим изгнанием в пустыню. Др. пример обряда элиминации, сохранившегося в офиц. культе, это «обряд с двумя птицами» в Лев 14. 2-8; 48-53. План, структура и краткое содержание Лев 17-27 Вслед за А. Клостерманом ( Klostermann. 1877) законодательный свод Лев 17-26 принято называть «Кодексом святости» (Н) из-за частого повторения призыва подражать святости Бога: Лев 19. 2: «Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш»; см. также Лев 20. 7, 26 и т. д. Хотя этот корпус текстов продолжает и дополняет культовую тематику 1-й части, т. е. Лев 1-16, он ее существенно расширяет в «этикоправовом» направлении. Очевидно также, что Н сильно отличается от Лев 1-16 по языку и стилю. Все говорит о том, что это произведение др. автора - не того (или тех), кто был причастен к созданию Лев 1-16. Если первая часть Л. к. (Лев 1-16) была сосредоточена на храме и его служителях, то божественные речи из Лев 17-27 обращены ко всей общине и касаются широкого круга вопросов. Фактически это законодательный свод наподобие книги договора Исх 21-23 или девтерономического кодекса Втор 12-26. Как и в законодательных сводах Исх 20. 24-26 и Втор 12, Лев 17-26 открывается законом о совершении приношений на легитимном алтаре. Лев 18 и Лев 20 относятся к преступлениям в сексуальной сфере. Они обрамляют Лев 19 - смешанное собрание гражданских и культовых законов, многие из к-рых имеют параллель в Исх 21-23, а также во Втор 12-26; Лев 21-22 содержит предписания, относящиеся к святости священников и к святости приношений, совершаемых израильтянами. Главы 23-25 составляют новый подраздел разд. Лев 17-27, основная тема которого - соблюдение священных периодов времени в течение года (субботы и праздники - Лев 23; 24. 1-9) и в течение каждого семилетия (субботние года и юбилей в Лев 25). В «юридическом» рассказе 24. 10-23 речь идет о святости Божественного имени.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Важнейшими источниками по истории Иудеи персидского периода являются Книги Ездры и Неемии. В них повествуется о возвращении из Вавилона и Персии нескольких групп переселенцев во главе с Шешбацаром, Зоровавелем, Ездрой и Неемией, строительстве храма (Ездр. гл. 3) и восстановлении стен Иерусалима (Неем. гл. 3-6). Сами книги были, вероятно, написаны значительно позже описываемых в них событий и не всегда содержат исторически достоверную и точную информацию. Но данные тексты верно отражают некоторые идеологические тенденции, существующие в общине Второго храма. Согласно текстам Книг Ездры и Неемии вожди общины, основанной переселенцами, рассматривают ее в качестве не только религиозного, но и этнического единства. Так, например, Зоровавель запрещает участвовать в строительстве храма тем людям, которых считает иноплеменниками, несмотря на то, что они являются почитателями Ягве и приносят Ему жертвы (Ездр. 4, 1-3). Духовные вожди общины озабочены вопросами генеалогии и созданием родословных списков. Священников же, не оказавшихся в списках, отстраняют от служения (Ездр. 2, 61-63, Неем. 7, 63-65). Ездра возносит от лица народа молитву покаяния за то, что священники, левиты и народ израильский вступили в брак с иноплеменниками (Ездр. 9), после чего заставляет начальников общины дать клятву, что они разведутся с иноплеменными женами и отпустят их вместе с детьми (Ездр. 10, 1-5). Не удовлетворившись этим, он производит самое настоящее расследование, устанавливает имена виновных, повторно берет с них обещание развестись, налагая на них «епитимию» (Ездр. 10, 17-44). Неемия действует еще более решительно: иудеев, взявших себе жен из числа азотянок, аммонитянок и моавитянок, он бьет, рвет у них волосы и заклинает их Богом не вступать в брак с иноплеменниками (Неем. 13, 23-28). Данные тексты, вероятно, дают одностороннюю и идеализированную картину происходящего. Однако они свидетельствуют, что в определенных слоях руководства общины существовала сильная тенденция к этнической, культурной и религиозной изоляции. Идеальная община, по их мнению, должна была стать этническим единством, а присоединение к ней — невозможным для иноплеменников. Такова была наиболее ригористическая позиция.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=2930

С. Дорошкевич Хронологическими датами в книгах Ездры и Неемии служат годы царствования персидских царей. Эти цари называются обычными у евреев именами, который имеют нисколько иное произношение, чем у греческих и других писателей, и теперь весьма спорный вопрос: какие известные нам из других (не библейских) источников персидские цари называются теми или другими еврейскими именами. С решением этого вопроса сами собой устанавливаются и более главные пункты хронологии наших книг. В книгах Ездры и Неемии упоминаются следующие персидские цари: 1) Кореш – – Κρος – Кръ – Кир ( Ездр.1:1, 4:5 ), который в первый год своего царствования освободил иудеев от вавилонского плена и дозволил им возвратиться па родину, чем и воспользовались многие иудеи, во главе с тогдашним первосвященником Иисусом и Зоровавелем, который был назначен иерусалимским областеначальником. 2) Ахашверош – – Ασσοηρος – ссуиръ – Ахашверош, о котором в Ездр. 4:6 упоминается, что «в начале его царствования враги иудеев написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима»; 3) Артахшашта – – ρθασασθ и ρταξρξης – А расаанъ и А ртаеръ – Артаксеркс ( Ездр. 4:7–23 ), которому писали донос на иудеев Бишлам с товарищами и Рехум с товарищами. 4) Дарьявешъ – – Δαρεος – –Дарий ( Ездр. 4:5–24; 5:5 ...; 4:1–14; ср. Arr. I. 1 ... II, 1.. ; Зaxap. I:1 ), во второй год царствования, которого постройка иерусалимского храма, приостановленная в царствование Кореша, была снова возобновлена Зоровавелем и Иисусом, по настоянию пророков Аггея и Захарии, и в шестой год была окончена. 5) Артахшашта, упоминаемый в Ездр. 4:14 рядом с Корешем и Дарьявешем, как виновник, подобно первым, окончания постройки храма. 6) Артахшашта – – ( Ездр.7:1 ...); в седьмой год его царствования прибыл из Вавилона в Иерусалим священник Ездра со вторым караваном возвращавшихся на родину иудеев. 7) Артахшашта ( Неем. 2:1 ...; 5:14; 13:6), в двадцатый год царствования которого в Иерусалим прибыл виночерпий при персидском дворе Неемия и приблизительно до 32-го года быль областеначальником в Иудеи; и 8) Дарьявеш ( Неем. 12:22 ), в царствование которого внесены были в запись священники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/hronol...

протоиерей Ростислав Снигирёв 7. Экзегетический разбор важнейших мест книги Левит Законы о жертвах (Лев. 1:1 – 7:38) Находящиеся в этом разделе повеления о жертвоприношениях четко делятся на два раздела: предписания для народа (см.: Лев. 1:1 – 6:7 ) и предписания для священства (см.: Лев. 6:8 – 7:38 ). К первым относятся жертва всесожжения (см.: Лев. 1:1 – 17 ), хлебные приношения (см.: Лев. 2:1–16 ), жертва за грех (см.: Лев. 4:1 – 5:13 ), жертва повинности (см.: Лев. 5:14 – 6:7 ). Ко второму разделу относятся повторение предписаний о жертве всесожжения (см.: Лев. 6:8 – 13 ), хлебном приношении вообще (см.: Лев. 6:14 – 18 ) и за священников (см.: Лев. 6:19 – 23 ), о жертве за грех (см.: Лев. 6:24 – 30 ), о жертве повинности, о мирной жертве (см.: Лев. 7:11 – 36 ). Завершается раздел словами об установлении этих жертв Моисеем по повелению Божию (см.: Лев. 7:37 – 38 ). Согласно этим установлениям, местом для принесения всех жертв была скиния, где животное, заколаемое с северной стороны жертвенника, потом возносилось на него для сожжения (см.: Лев. 1:3 ). В жертву могли быть принесены пять видов чистых и непорочных животных: из крупного скота – тельцы, из мелкого – овцы и козы, из птиц – горлицы и голуби. Для некоторых жертв избирались животные исключительно мужского пола (см.: Лев. 1:3, 10; 4:3, 14, 23; 5:15,16,18; 6:6 ), для других – женского (см.: Лев. 4:28, 32; 5:6 ), для третьих – мужского и женского пола безразлично (см.: Лев. 3:1, 6 ), при этом требовалось, чтобы животное было без физических недостатков. Кровавые жертвы обыкновенно соединялись с хлебными приношениями, елеем и ладаном (см.: Лев. 2 ), причем на жертвенник мог возлагаться только пресный хлеб. Кроме того, жертвы осолялись (см.: Лев. 2:13 ) и соединялись с возлиянием вина (см.: Чис. 15:5 ). Обряды, с которыми совершались жертвоприношения, представляются в следующем виде. Приносящий жертву возлагал руки на голову жертвенного животного, представленного перед скинией, после заклания кровью животного кропился жертвенник всесожжения. При жертве всесожжения на жертвеннике сжигалось все мясо животного, а при прочих жертвах только тучные части и почки. При некоторых жертвах кровь животного вносилась в святилище, причем мясо животного сжигалось вне стана. В обычных случаях оно поступало в пользу священников, а в жертве мирной часть мяса поступала в пользу приносившего жертву, который устраивал из него жертвенный пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Содержание Вопрос 1. Для чего повелел Бог приносить жертвы? Вопрос 2. Что значит сказанное: душа яже аще забудет забвением, и согрешит не хотящи от святынь Господних (Лев. 5:15 )? Вопрос 3. Для чего постановил Бог жертву жреческую предавать всесожжению (Лев. 6:23 )? Вопрос 4. Для чего и жертвы греха ради приносили на месте всесожжений (Лев. 7:2 )? Вопрос 5. Что значит сказанное: «всяк прикасаяйся мяс ея освятится» (Лев. 6:27 )? Вопрос 6. Для чего не повелевает Бог вкушать жертв после третьего дня, преступившего же закон сей подвергает взысканию и о жертве той говорит, что не вменяется она в жертву (Лев. 7:18 )? Вопрос 7. Почему прикоснувшемуся к изливающему семя, или к прокаженному, или к мертвому телу, или к чему-либо из называющегося нечистым запрещает Бог вкушать жертвенных мяс (Лев. 7:21 )? Вопрос 8. Для чего Моисей кровью и елеем помазал жрецу правое ухо, правую руку и также правую ногу (Лев. 8:23—24 )? Вопрос 9. Как разуметь должно «огнь чуждь» (Лев. 10:1 )? Вопрос 10. Для чего жрецам запрещает закон вкушать вино (Лев. 10:9 )? Вопрос 11. Что означает «раздвояющее копыто и отрыгающее жвание» (Лев. 11:3 )? Вопрос 12. Почему если что нечистое попадет в сосуд глиняный, повелевает закон разбивать его, а если в сосуд медный или в деревянный, или во вретище, или в ризу, — измывать водою (Лев. 11:32—33 )? Вопрос 13. Почему мертвое тело, если упадет на семя, не смоченное водою, не сквернит оного, а если на смоченное водою, делает его нечистым (Лев. 11:37, 38 )? Вопрос 14. Почему в законе сказано, что родившая мужеский пол бывает нечистою сорок дней, а родившая женский пол — дважды сорок (Лев. 12:1—5 )? Вопрос 15. Что значит закон о проказе (Лев. 13 , Лев. 14 )? Вопрос 16. Почему того, кто весь стал прокаженным, именует чистым (Лев. 13:13 )? Вопрос 17. Для чего повелевает, чтобы прокаженного глава была не покровена и ризы раздраны (Лев. 13:45 )? Вопрос 18. Как должно понимать появление проказы на одеждах (Лев. 13:47 )? Вопрос 19. Что означают два птичища, приносимые за очищаемого от проказы (Лев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2887...

Лев.23:26 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.23:27 .  также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; Лев.23:28 .  никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; Лев.23:29 .  а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; Лев.23:30 .  и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; Лев.23:31 .  никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; Лев.23:32 .  это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу. Сжато повторяется законоположение гл. 16. Основные моменты дня очищения: 1) строжайший ( Лев.23:32 ) покой (schabbat schabbaton) – такой, как в субботу ( Исх 16.23 ); 2) абсолютное пощение ( Лев.23:27, 29 ); 3) богослужебное собрание ( Лев.23:27 ; Чис 29.7 ); 4) жертвы ( Чис 29.8–11 ) и 5) специфические очистительные действия (кропление кровью тельца и козла в свят. свят. и обряд отсылания козла в пустыню), Лев.16 . Лев.23:34 .  скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; Лев.23:35 .  в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; Лев.23:36 .  в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте. Лев.23:37 .  Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, Лев.23:38 .  кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего приносимого по усердию вашему, что вы даете Господу. Лев.23:39 .  А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

De dec. 1-2; De spec. leg. I 1), и особые частные законы (De spec. leg. II 189). Отмечая, что каждый народ хранит свои обычаи, Филон подчеркивает, что обычаи евреев являются откровениями от Бога, к-рым они были научены с давних времен (Leg. Gai. 210). Хотя Десять заповедей провозглашены Моисеем, их истинным источником является Сам Бог (De spec. leg. II 189). По этой причине одни называют Моисея законодателем, а другие - толкователем священных законов (De vita Mos. I 1-2). Поскольку З. М. не может быть изменен или дополнен, а буквальное понимание отдельных заповедей затруднено, Филон привлекает метод аллегорического толкования для объяснения З. М. З. М. в 4-й Книге Ездры После разрушения иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х. в иудейской традиции происходит переоценка соотношения З. М. и завета. В 4-й кн. Ездры (в славяно-рус. традиции входит в состав 3-й Книги Ездры) ставятся вопросы о том, почему Израилю дан такой закон, которому он не может повиноваться (3 Ездр 3. 20-22; 9. 30-37), почему «больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся» (3 Ездр 9. 15-16), почему спасаются только отдельные праведники (8. 47-54), к-рые исполнили З. М. во всей полноте (3 Ездр 7. 19-25). Ответом на его вопрошание является то, что спасение основано не на богоизбранности, а на послушании З. М. Критерием совершенства и праведности выступает соблюдение З. М. (3 Ездр 7. 88-89, 94; 8. 33). Израиль как народ будет судим на тех же основаниях, что и язычники, и многие из числа избранного народа будут уничтожены вместе с язычниками за то, что не следовали З. М. (3 Ездр 5. 27; 7. 21-24; 9. 7-9). Из всех течений эпохи Второго храма пережить катастрофу удалось только фарисеям, к-рые постепенно полностью сменили священников в качестве толкователей З. М. ( Ios. Flav. De bell. I 5. 2 (110); 2. 8. 14; Idem. Vita. 38. 191; Idem. Antiq. XVIII 1. 15; ср. о священниках - Idem. Contr. Ap. II 21 (184-189); Idem. Antiq. XIV 3. 2; XX 10. 5), их понимание З. М. (прежде всего, учение об Устной Торе) и отдельных заповедей стало доминирующим среди иудеев (см.

http://pravenc.ru/text/182513.html

14:4 )? Вопрос 20. Почему закон называет нечистым изливающего семя (Лев. 15 и далее)? Вопрос 21. Почему закон называет нечистою жену, которая естественно извергает из себя избыток крови (Лев. 15:19 )? Вопрос 22. Когда архиерей входил во Святая Святых? Вопрос 23. Почему закон запрещает вдали от скинии закалать животных, употребляемых в пищу (Лев. 17:3—6 )? Вопрос 24. Иные охуждают законоположение о браке, говоря, что Бог запрещает чего нигде и никогда не бывало. Ибо, рассуждают, кто согласится на кровосмешение со своею матерью? Или кто когда смесится со скотом (Лев. 18:7, 23 )? Вопрос 25. Что значит сказанное: «от Семене твоего да не даси служити князю, да не оскверниши имене святаго; Аз Господь» (Лев. 18:21 )? Вопрос 26. Что значит сказанное: «да не вознегодует на вас земля, внегда осквернити вам ю, имже образом вознегодова на языки иже прежде вас» (Лев. 18:28 )? Вопрос 27. Как должно разуметь сказанное: «скота твоего да не смесиши со скотом иного рода, и винограда твоего да не насадиши различна; и ризы из двух сотканыя да не возложиши на ся» (Лев. 19:19 )? Вопрос 28. Что значит сказанное: «не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших. И кроения не сотворите на теле вашем о души; и язв настреканных да не сотворите в вас» (Лев. 19:27—28 )? Вопрос 29. Что такое чревобасник (Лев. 19:31 )? Вопрос 30. Почему жрецам дает Бог особый закон о браке (Лев. 21:13—15 )? Вопрос 31. Почему первородных скотов повелел Бог приносить в восьмой день (Лев. 22:27 )? Вопрос 32. Что значит сказанное: пряженых класов новых да не снесте, дондеже принесете вы дары Богу вашему (Лев. 23:14 )? Вопрос 33. Как должно разуметь сказанное: «иже аще прокленет Бога своего, грех приимет; нарицаяй же имя Господне смертию да умрет» (Лев. 24:15 —16)? Вопрос 34. Для чего постановил Бог исторгать «око за око, зуб за зуб» и тому подобное (Лев. 24:20 )? Вопрос 35. Для чего в седмое лето запрещает Бог засевать землю (Лев. 25:4 )? Вопрос 36. Что значит сказанное: «испекут десять жен хлебы их в пещи единей» (Лев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2887...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010