предания о пророках) имеются сообщения (их источник неизв.) об И.: после разрушения Иерусалима «никого не осталось в городе, кроме пророка Иеремии, который жил в нем и 20 лет оплакивал его. Пророк Иеремия умер в Самарии; его похоронил священник Ор в Иерусалиме, как его о том просил Иеремия» (La caverne des trésors. Lovanii, 1987. Vol. 2. P. 124-125). Евсевий Кесарийский приводит фрагмент сочинения иудейского историка Евполема (сер. II в. до Р. Х.) об И. ( Euseb. Praep. evang. IX 39. 1-5), в к-ром сообщается, что ко времени царя «Ионакима» (т. е. Иоакима, 608-597 гг. до Р. Х.) И. обличал служение Ваалу и возвещал о предстоящей катастрофе, имеются текстовые совпадения с Иер 1. 3; 4. 16; 36, с апокрифическими сочинениями, к-рые встречаются в др. источниках. Так, Навуходоносор принял решение о войне с иудеями, только когда узнал о проповеди И. о грядущей каре Божией и о том, что пророк смог спасти ковчег завета со скрижалями закона (ср.: 2 Макк 2. 4-8). Сообщается также о сожжении 1-го свитка пророчеств И. (ср.: Иер 36. 21-26), но с уточнением, что по приказу царя сжечь свиток должен был сам пророк, но ему удалось избежать этого ( Wolff. 1976. S. 16-17). Достаточно подробно рассказывает о личности и служении И. Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Antiq. X 78 - XI 1), точно следуя тексту Книги прор. Иеремии. В 5 Ездр 2. 18 И. упоминается среди помощников, к-рые, согласно обетованию, должны прийти к христианам. В предсказании суда в 6 Ездр 15. 57 содержится аллюзия на Иер 18. 21. В Книге Сивилл И.- один из тех, кто предстоит у трона Христа во время последнего Суда (Sib. 2. 249). О жизни И. упоминается в экзегетических произведениях раннехрист. авторов. Феофил Антиохийский (180) без указаний на конкретные места в Книге прор. Иеремии описывает события истории Израиля - от гибели царя Седекии и завоевания Иерусалима до окончания 70-летнего вавилонского плена ( Theoph. Antioch. Ad Autol. 3. 25). Сщмч. Ипполит Римский - 1-й раннехрист. автор, интересовавшийся личностью пророка и историческими обстоятельствами его служения.

http://pravenc.ru/text/293630.html

е. 516 года. Это свое предположение он основывает на 1Ездр.4:12 … „Из Eздp. IV, 12 , – говорит он, – мы видим, что евреи к окончанию храма стремились закончить и стены». Вопрос, как понимать Ездр.4:6–23 и кого нужно разуметь под Ахашверошем и Артахшантою« ( Ездр.4:6–7 ) – чрезвычайно спорный. Впрочем, теперь ученые все чаще и чаще стали относить этот отдел ко временам Ездры, а не построения храма. См. Труды Киев. Дух. Академии, 1895, т. I, стр. 457, примечание, Тихомиров, Пророк Малахия. 50 стр., примечание. 48       Впрочем, здесь может иметь большое значение выше приведенное замечание Г. Гуте, что около этого времени персидское царство было разделено на 20 сатрапий, и резиденцией сатрапа данной местности был Дамаск или Алеппо; в Самарии жил только унтер-штатгальтер. Следовательно, значение Иерусалимского начальника сделалось еще ниже и бесправнее. Geschichte, 1904, s. 269. 49       Относительно этого места проф. Тихомиров говорит: „Новый завет представляет много мест, не оставляющих ни малейшего сомнения в том, что под „вестником Иеговы» у пр. Малахии надо разуметь, именно, предтечу Мессии, его времени и царства… (но) мы должны попытаться изъяснить Мал.3:1 , не выходя из рамок чисто ветхозаветного экзегезиса… оставаясь только на почве ветхозаветных данных, надо понимать в смысле пророка и, в частности, пророка в духе и силе Илии. Но что прор. Илия, которому должно придти, есть именно предтеча Мессии (св. Иоанн Креститель, это в точности открылось уже только в Новом Завете ( Лк.1:17 ; Мф.17:107 : Мк.9:11 ). Пр. Малахия, стр. 419. 431. 50       Таковы выгоды гипотезы Эвальда и Селлина. Принятие ее для православного богослова особых неудобств не представляет. Во 1-х, что евреи воздвигали нередко лжемессий – это факт общественный (Февда, Иуда Г.). Правда, это было значительно позже, но могло быть и ранее. Во 2-х, упреждать Промысел Божий, так сказать, помогать ему в осуществлении известных планов, совершенно в характере евреев. Вспомним об отношении Авраама к Агари и об Иакове, хитростью добывшем себе права первородства, которые ему следовали по обетованию Божию Кроме того, гипотеза Селлина уже появилась в упомянутой ранее книге русского издания Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Разумеется, ветхозаветная Церковь не исчерпывалась этим законническим направлением. Традиция мудрецов , достигая расцвета вскоре после Ездры (см. §§20, 21, 22 сл.) была свободна от узости законничества. Тем не менее наследники Ездры в конце концов оказались в иудействе наиболее влиятельными. 2. Проблема хронологии. Поскольку Кн. Ездры была создана уже после его смерти, многие эпизоды расположены в ней не в строгом хронологическом порядке. Экзегеты потратили немало усилий, чтобы уточнить последовательность событий, описанных в Кн. Ездры-Неемии. В тексте они даны в следующем порядке: первым в Иудею пребывает Ездра (в 7 г. Артексеркса I, Ездр 7,7, т. е. в 458 г.). Ездра сразу же отделяет иудеев от иноплеменников. А затем, уже в 445 г., приезжает Неемия и строит иерусалимские стены. После этого Ездра публично читает Закон и объявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы. В 1890 г. католический библеист А. Хоонакер указал на свидетельства самого Писания, которые дают возможность строить иную хронологию. К приезду Ездры стены уже существовали (Ездр 9,9), Иерусалим был населен (10,1). Священник Елиашив, которого встречает в городе Ездра, — современник Неемии, отец Иоханана. Неемия же, повествуя о своем прибытии в Иудею, ничего не говорит о Ездре, что было бы невозможно, если бы он там находился. В списке репатриантов, составленном Неемией (11,3), говорится только о караване Зоровавеля, о людях же, пришедших с Ездрой, не сказано. Отсюда Хоонакер сделал вывод, что «седьмой год Артаксеркса» относится не к Артаксерксу I, а к Артаксерксу II Мемнону (404–369), и, следовательно, Ездра прибыл в Иерусалим в 397 г. Но из папирусов, найденных на о. Элефантине (Египет), стало известно, что в это время Неемии уже не было в Иудее и там правил наместник Багой. Между тем Библия указывает, что Неемия присутствовал при чтении Закона Ездрой (Неем 8,9). Поэтому современные библеисты выдвинули предположение, что в первоначальной рукописи стояло не «седьмой год», а «тридцать седьмой». Тогда хронология событий в Кн. Ездры-Неемии должна принять следующий вид:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

( Дан. 2: 37–43 ). После этого завоевания Кир позволил плененным иудеям возвратиться в Иерусалим: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский, все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» ( Ездр. 1:1–4 ). По повелению Кира возвращавшимся в святой город иудеям выданы были сокровища Храма, разграбленного Навуходоносором ( Ездр. 1:7–11 ). Первым годом Кира в Библии назван первый год его правления в Вавилоне – 538 до Р. Х. Конечно, из царского манифеста, который приводит Ездра, не следует еще заключать, что Кир стал прозелитом и уверовал в Бога Авраама, Исаака и Иакова. Он только обнаружил в нем веротерпимость и своеобразную богобоязненность, подобную той, что выразилась и в его приведенном выше манифесте, изданном по случаю захвата Вавилона, в котором царь, почитавший, как и все персы, Ахурамазда, культ которого восходит к проповеди Заратустры, выдает себя за поклонника вавилонского божества Мардука. Покорив Вавилон, Кир стал также владыкой Иудеи и Сирии. Завоевание Месопотамии повлекло за собой глубокую метаморфозу древней иранской цивилизации. У ассиро-вавилонян персы заимствовали технику изготовления полихромной глазури, строительства дорог, финансовую систему, формы юридической документации и, самое главное, клинопись, которая использовалась затем в Персидской империи в текстах, писавшихся как на нововавилонском, или арамейском, так и на персидском языке – в многоязычной державе государственная власть пользовалась этими двумя языками как официальными, но арамейский язык как язык канцелярии и администрации постепенно вытеснял персидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1. Вслед за изданием указа Кирова, возвратились в Иерусалим наиболее ревностные чтители Иеговы, от всей души желавшие возрождение родины и восстановление храма. Не всем, конечно, обстоятельства дозволили покинуть страну плена немедленно после дарование свободы. Зеллин предполагает, что возвратились тотчас вслед за изданием указа об освобождении преимущественно те, которые верили в близкое восстановление Давидова царства и наступление мессианских времен, а скептики предпочли остаться в Вавилоне; мнение весьма правдоподобное, но ясных указаний для его подтверждение в священных книгах не имеется. (Зеллин, в подтверждение своей догадки, ссылается на пс. 68, составленный, по его мнению, по случаю освящение новосозданного храма). Некоторые могли считать пока безразличным переселение в Иерусалим и пребывание в Вавилоне, где можно было также быть исполнителями закона и истинными чтителями Иеговы (Sell. Serub. Ss. 8–9; Поснов 12–13). ο книге Ездры мы видим, что первой заботой возвратившихся было восстановление культа и, прежде всего, устроение жертвенника. В седьмом месяце (очевидно, первого года по возвращении), когда пришельцы распределились по местам жительства, соответственно принадлежности к тому или другому роду, при всенародном собрании в Иерусалиме, был сооружен жертвенник (на основании его, т. е. на месте прежнего разрушенного жертвенника). После того началось постоянное регулярное приношение ежедневных утренних и вечерних всесожжений и других предписываемых Законом жертв. Тогда же был совершен праздник кущей. Удовлетворив устроением жертвенника первую неотложную нужду, переселенцы начинают подготовительные работы к воссозданию храма: нанимают каменотесов и плотников, заботятся о заготовке строительных материалов. Левиты от двадцати лет и выше были назначены для надзора за работами дома Господня. Так как левитов возвратилось из плена очень незначительное количество, то, вопреки постановлению ( Числ. 4, 3 ), определяющему для левитов, имеющих отправлять работы в скинии собрания, возраст от тридцати лет, при строении второго храма допущены были, по необходимости, в качестве надзирателей за производством работ, и достигшие двадцатилетнего возраста. В необходимых приготовлениях у началу работ, как видно из ( Ездр. 3, 6–8 ), протекло семь месяцев. Когда (во второй месяц второго года по возвращении) строители положили основание храму Господню, священники и левиты, от лица всего народа и при его участии, воздали славу и благодарение Богу по уставу Давида, т. е. исполнением священных песнопений, вошедших в Состав сборника, носящего его имя (Ездр. гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Далеко не все Израильтяне воспользовались этим решением. Этот народ находился в Вавилоне в положении менее печальном, чем он находится еще теперь во многих государствах христианских и магометанских, и масса народа мало заботилась о том, чтобы оставить плодоносные равнины Вавилонии и променять их на сухие и пустынные холмы земли обетованной. Но те из них, которые повесили свои арфы на ивах Ефрата и дали пред Богом обет никогда не забывать Иерусалима ( Nc. CXXXVI ), воспользовались с радостью дозволением, которое дал им Кир. Их было почти 50,000. Они принадлежали большей частью к Евреям прежнего царства Иудейского; отсюда происходит их название «Иудеи», заменившее собою название Евреев или Израильтян. В их главе находились Зоровавель из царского рода Давида ( Агг.1:1 ; Ездр.1:8 ) и Иисус сын Иоседека (Иешуа, Иосуе) первосвященник из семейства Аарона и Елиазара. Иудеи отправились в путь к святой земле, будучи исполнены веры и надежды. Они осуществляли великие предречения предшествующих веков, относительно восстановления избранного народа. При их отправлении в путь и во время их путешествия, с ними не было никакого пророка, и они не испытывали потребности в нем. Но под их наружными видом благочестия и ревности было много мыслей и чувств мирских, надежд суетных и даже неверия. Они с увлечением останавливались на временных обетованиях, которые читали у Исайи и других пророков, и не принимали во внимание условий покаяния, обращения и святости, с которыми были связаны эти обетования. Они желали, ожидали просили настойчиво непременного, скорого и полного осуществления их, посредством чудес Всемогущего, но без борьбы и усилий с своей стороны. В числе их можно было начесть и великое множество людей необращенных, даже лицемеров, которые были привлечены в Иудею только преступной надеждой на благополучие совершенно временное: Спустя год по своем возвращении, Иудеи приступили к восстановлению храма, при плаче тех между ними, которые помнили великолепие прежнего храма, и при радостных восклицаниях нового поколения, родившегося вдали от Иерусалима, в земле изгнания ( Ездр. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Глава 25 1–9. Субботний и 10–55. юбилейный годы. Лев.25:1 .  И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: Лев.25:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; Лев.25:3 .  шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, Лев.25:4 .  а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; Круг древнееврейских праздников (см. Лев.23 ), в которые израильтянин посвящал себя на служение Иегове, завершается двумя замечательными учреждениями, представляющими дальнейшее развитие идеи субботы: институтом субботнего и юбилейного года, когда служил Богу не только человек, но и сама земля, дарованная Иеговою во временное пользование и на условиях завета евреям. Первою, и самою характерною чертою субботнего года, называемого субботою Иеговы ( Лев.25:2, 4 ), был покой земли, т. е. земля не возделывалась, не засевалась ( Лев.25:4 ), виноградные и др. фруктовые деревья не обрезывались ( Лев.25:5 , ср. Исх 23.11 ); из этого само собою следовало прекращение всех, связанных с земледелием (но не других) работ в год субботний. Таким образом, как у людей рабочею единицею времени является день, так в отношении к земле – год; и как у людей после 6 рабочих дней наступал 7-й день покоя и служения Иегове – суббота, так и земля после 6 лет севооборота и доставления плодов частным собственникам, делалась собственностью только Иеговы, праздновала тот священный покой, в который она была поставлена им при творении. Лев.25:5 .  что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; Лев.25:6 .  и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; Лев.25:7 .  и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Первое жертвоприношение Аарона с чудесным нисшествием с неба огня, и первое благословление первосвященником народа Лев.9:1 .  В восьмой день призвал Моисей Аарона и сынов его и старейшин Израилевых Лев.9:2 .  и сказал Аарону: возьми себе из волов тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, обоих без порока, и представь пред лице Господне; После 7 дней освящения скинии и посвящения ветхозаветных священнослужителей, в 8-й день нисана 2-го года ( Исх 40.17 : скиния была поставлена в 1-й день 1-го месяца, нисана, 2-го года по выходе из Египта), скиния должна была быть показана, как место благодатного присутствия и действия Иеговы, а священнослужители должны были впервые выступить в служении посредников между народом и Богом. По-прежнему (ср. Лев.8.2 ) созываются представители народа и по-прежнему же (ср. Лев.8.17–18 ) за первосвященника повелевается принести 2 жертвы: за грех – тельца и во всесожжение – овна. Лев.9:3 .  и сынам Израилевым скажи: возьмите козла в жертву за грех, [и овна,] и тельца, и агнца, однолетних, без порока, во всесожжение, Лев.9:4 .  и вола и овна в жертву мирную, чтобы совершить жертвоприношение пред лицем Господним, и приношение хлебное, смешанное с елеем, ибо сегодня Господь явится вам. За народ приносятся: а) в жертву за грех – козел, приносившийся за грех собственно отдельного князя народа ( Лев.4.22 ), – здесь действуют представители народа – старейшины как бы от себя: б) в жертву всесожжения – тельца и барана; в) в жертву мирную – по-видимому, принесенную совместно от народа и священства, – вола и барана. Величайшая важность настоящего жертвоприношения: благодатное явление славы Господней ( Лев.9:4, 6, 23, 24 ), в виде светоносного облака. Лев.9:5 .  И принесли то, что приказал Моисей, пред скинию собрания, и пришло все общество и стало пред лицем Господним. Лев.9:6 .  И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня. Лев.9:7 .  И сказал Моисей Аарону: приступи к жертвеннику и соверши жертву твою о грехе и всесожжение твое, и очисти себя и народ, и сделай приношение от народа, и очисти их, как повелел Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хлебы не сожигались, а лишь лежали целую неделю от субботы до субботы на трапезе предложения, но жертвенное значение их представлял возлагавшийся на них ладан. В 7-й день хлебы (бывшие, подобно бескровной жертве, ср. Лев.2.2 , azkarah) убирались, заменяясь новыми, и поступали в пищу священников, а ладан сожигался, Лев.24:9 . Священники съедали хлебы предложения в качестве великой святыни, употребление их мирянам было воспрещено, – известный случай вкушения этих хлебов Давидом и спутниками его при первосвященнике Ахимелехе был случай исключительный. Лев.24:10 .  И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; Лев.24:11 .  хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею [имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова]; Лев.24:12 .  и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. Лев.24:13 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.24:14 .  выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и Лев.24:23 . Рассказывается о редком и загадочном случае хулы на Иегову со стороны, впрочем, не чистокровного еврея, а потомка египтянина (по традиции, убитого некогда Моисеем в Египте, Исх 2.12 ), женившегося на еврейке. Личная ссора с евреем как-то побудила его хулить имя Иеговы. Халдейский Таргум передает евр. naqab ( Лев.24:11 ) в смысле parasch – ясно произнес, LXX: πονομσας, – согласно позднейшему иудейскому представлению о непроизносимости имени (shem, hasschem) Иеговы. Но в данном месте говорится, без сомнения, не о простом произношении «имени» (т. е. Иеговы), а о злословии (синонимичный гл.: qalal – проклинать), ср. Лев.24:14, 15, 16 . Лев.24:12 .  и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. «Закона о хуле, не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу, а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец» (блаж. Феодорит, вопр. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нужно отметить, что удаление Фотия вторичное не имело никакой связи с константинопольско-римскими отношениями, не сказалось на этих отношениях. После удаления патриарха Фотия Лев VI возвел на патриаршество своего младшего брата Стефана, которому в тот момент не исполнилось еще и шестнадцати лет. Это показывает истинное соотношение двух властей в Константинополе. Конечно, Стефан был лично очень благочестивым человеком, он с раннего детства был предназначен своим отцом Василием I к духовной карьере, соответственно воспитывался, Церковь в последствии причислила этого патриарха, который умер совсем молодым, не дожив и до тридцати лет, к лику святых. Однако, в церковной политике этот юный патриарх, конечно, мог быть только послушным исполнителем воли своего старшего брата-императора. И фактически все церковные дела Лев VI взял в свои руки. Как ученик патриарха Фотия, к которому он проявил такую большую неблагодарность, Лев VI был человеком прекрасно образованным, можно сказать, энциклопедически образованным. Он был хорошим писателем и выступал даже как оратор. Лев VI много занимался и богословием. Сохранились в наших богослужебных книгах песнопения, составленные этим императором. Его имя надписывается как Лев Деспот. Например, утренняя стихира Октоиха. В дни церковных праздников Лев VI часто проповедовал. Он проявлял себя, впрочем, и в области светской литературы и поэзии. За свою разнообразную писательскую и законодательную деятельность еще при жизни Лев VI получил прозвание Мудрого (Софос), или Любомудрого (Философос). Впоследствии его имя обросло всякими легендами, его начали изображать как великого предсказателя будущего, но это уже относится к области сказочной. Лев V. после Юстиниана I — самый активный законодатель, причем его законы, так же как и законы, изданные при его отце, никоим образом не обходят церковных вопросов. Таковы в частности, Новеллы, новые законы императора Льва. Общее число Новелл 113, из них по меньшей мере 17 относятся к церковное жизни. Новеллы чисто церковного содержания составлены на имя патриарха Стефана, то есть брата императора. Они имеют многообразное содержание, я не буду перечислять всего, скажу, что в некоторых случаях Лев смягчает законодательство Юстиниана. Если Юстиниан запретил принимать епископский сан лицам, хотя и вдовым, но имеющим детей, поскольку считал заботу о детях несовместимой с епископским званием, то Лев VI дозволил вдовцам, имеющим детей, принимать сан епископа. В других случаях Лев в своих законах проявляет большую строгость. Например, по этим законам, если раб, без ведома господина, принимает монашество или священный сан, вплоть до сана епископа включительно, он подлежит лишению сана, должен быть возвращен господину.

http://sedmitza.ru/lib/text/434202/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010