В «Дидахи», следовательно, отражён процесс деградации и исчезновения института пророков и учителей, как высших церковных авторитетов. Место их постепенно начинают занимать епископы. В гл. 15 сказано: «Избирайте себе епископов... достойных Господа, мужей кротких, несребролюбивых, истинных и испытанных, ибо они также исполняют для вас служение пророков и учителей». В составе «Дидахи» можно выделить 3 главные части: Первая часть (1–6 глл) – содержит нравственное учение о «двух путях» (пути порока и пути добродетели); Вторая часть (7–10 глл) – литургическая; Третья часть (11–15 глл) – посвящена вопросам церковной дисциплины. Нас здесь, конечно, интересуют литургические главы. Гл. 7 описывает чин Крещения. Он предваряется катехизацией (т.е. оглашением учения, описанного в I части) и однодневным постом. Причём постятся не только оглашенные, но и все участники таинства. Крещение преподаёт ещё не епископ, а кто-то из общины, поэтому нет ни обряда возложения рук, ни чина отречения от сатаны. Т.е. это – типичное лаическое (мирянское) крещение, характерное для «всеобщего священства» народа Божьего. Для крещения предпочтительна проточная («живая») вода, но зимой можно использовать и подогретую. Возможно как погружение, так и возливание на голову: «Возлей воду трижды на главу во имя Отца и Сына и Святого Духа» (т.е. Тринитарная формула уже налицо). Гл. 8 заповедует пост в среду и пятницу и чтение молитвы «Отче наш» трижды в день. По-видимому молитва читалась в 3, 6, 9 часы, унаследованные от богослужения Ветхозаветной Церкви. Вместе с тем, иудеи в этой главе именуются «лицемерами», что говорит уже о начале разрыва. Глл. 9 и 10 – самые главные для нас, т.к. они приводят образцы молитв во время агапы и Евхаристии. В них ещё звучат традиционные иудейские мотивы, например, наименование Христа «Отроком Божиим» (впоследствии: «Сын Божий»). Т.о. перед нами всё-таки памятник иудео-христианской эпохи. Правда, встречается уже и выражение «гносис» («ведение»), характерное для эллинизма. Здесь оно употребляется ещё не в еретическом смысле, а для обозначения всей совокупности вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

От переводчика “Каноны святых Апостолов” 1 – это древнецерковный литургико-канонический памятник, относящийся к 135–180 гг. и восходящий в своих отдельных частях к апостольским временам и к “Учению святых Апостолов” (Дидахэ). Его окончательная редакция приходится примерно на время около 300 г. По своей форме “Каноны святых Апостолов” представляют собой беседу Апостолов, собравшихся по повелению Господа, чтобы совместно установить единые нормы церковного устройства. В уста Апостолов здесь вложены поучения, касающиеся христианской нравственности и церковной дисциплины. Произведение состоит из 30 глав и композиционно распадается на четыре части: 1 . Вступление (глл. 1–3). 2 . Основы христианской этики (глл. 4–14). 3 . Нормы церковной организации и дисциплины, определяющие служения епископов, пресвитеров, чтецов, диаконов, вдов и лайков (мирян) (глл. 15–28). 4 . Заключение (глл. 29–30). Вторая, этическая часть “Канонов святых Апостолов” либо непосредственно связана с “Дидахэ”, либо оба этих памятника восходят к единому прототипу. А третья, каноническая часть представляет собой оригинальное произведение, наводящее на некоторые размышления по поводу раннехристианского церковного устройства. Как в “Дидахэ”, так и в “Канонах святых Апостолов” запечатлена сущность церковного права и юридических норм, определяющих социальное бытие христианина I–II вв. по Р. X. Текст Радуйтесь, о сыны и дочери, во имя Господа Иисуса Христа. Иоанн, Матфей, Петр, Андрей, Филипп, Симон, Иаков, Нафанаил, Фома, Кифа, Варфоломей и Иуда, [брат] Иакова. I. По повелению Господа нашего Иисуса Христа Спасителя собрались мы, как Он прежде этого приказал нам: “Вы должны распределить епархии по жребию, подсчитать количество мест, [определить] достоинства епископов, места пресвитеров, прислуживание диаконов, рассудительность чтецов, беспорочность вдовиц и все, что было бы необходимо для основания Церкви, чтобы эти лица, зная небесный прообраз, убереглись от всякого уклонения, и зная, что им предстоит дать отчет в Великий День Суда о том, что они, услышав, не соблюли”. И Он приказал, чтобы мы распространили эти слова по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

К концу IV-ro же и началу III-ro века относится происхождение книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Автор ее, начитанный в ветхозаветных писаниях палестинский иудей, излагает в духе и языком Притчей Соломона мудрые советы о домашнем и общественном поведении человека, изображает вообще строй жизни мудрого человека в противоположность беспокойным и бестолковым, беспорядочным глупцам. Во второй части книги (44–50 гл.) воспоминаются все древние, кончая Симоном первосвященником, славные в еврейской истории и мудрые мужи Израиля. К III-мy веку относится произведение ученого александрийского иудея – книга Премудрости Соломона. Автор надписывает и выдает свое произведение за слова мудрого Соломона и говорит о мудрости Божественной и человеческой и значении ее для земной и загробной жизни человека (1–5 глл.), о значении ее в жизни мира и истории человечества (6–9), значении ее в спасении человеческого рода и еврейского народа (10–12; 18–19 глл.), об уклонении от Божественной Мудрости и ее руководства языческого мира с его глупыми идолопоклонническими культами (13–14 глл.). С этой точки зрения очень поучительно автор, нередко подражая Исаии (40–43 глл.), излагает происхождение языческого идолопоклонства, естественные его причины и крайнее неразумие его культов. К следующему, предпоследнему, веку относится происхождение 1, 2 и 3 Маккавейских книг. Авторы их неизвестны. В 1 и 2 книгах описывается борьба евреев, под предводительством Маккавеев, с наследниками монархии Александра Македонского, сирийскими правителями, борьба за свою веру и политическое бытие. В третьей Маккавейской книге описывается аналогичная же религиозная борьба иудеев с египетскими правителями, особенно с Птоломеем Филопатором, пытавшимся осквернить их святыню – храм Иерусалимский и погубить их самих. К третьему веку относится происхождение книг Товит и Иудиф. Они сходны между собой по историческому характеру и по предмету повествования – событиям из жизни частных лиц. Книга Товит описывает исключительно частную жизнь ассирийского пленника израильтянина Товита, его болезнь, посольство его сына Товии, женитьбу последнего на Сарре, благополучное возвращение обоих и исцеление Товита от слепоты, при непременном участии во всех этих событиях ангела Рафаила. – В книге Иудифь частные события имеют и общее значение в истории всего еврейского народа. Описывается нашествие в Иудею полководца Навуходоносора, царя ассирийского, Олоферна, борьба с ним иудеев, особенно в городке Ветилуе, мудрый план и геройский подвиг одной из жительниц Ветилуи, вдовы Иудифи, убившей Олоферна, и победа иудеев над ассирийскими войсками, оставшимися без вождя. – Писатель, время происхождения и даже оригинальный язык книги Товит остаются доселе предметом ученого спора. В книге Иудифь исторические события спорны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Каноны святых Апостолов Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 2 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 1 От переводчика “Каноны святых Апостолов” 2 — это древнецерковный литургико-ка­но­нический памятник, относящийся к 135–180 гг. и восходящий в своих отдельных частях к апостольским временам и к “Учению святых Апостолов” (“Didac»” ‘Дидахэ’). Его окончательная редакция приходится примерно на время около 300 г. По своей форме “Каноны святых Апостолов” представляют собой беседу Апостолов, собравшихся по повелению Господа, чтобы совместно установить единые нормы церковного устройства. В уста Апостолов здесь вложены поучения, каса­ющиеся христианской нравственности и церковной дисциплины. Произведение состоит из 30 глав и композиционно распадается на четыре части: 1. Вступление (глл. 1–3). 2. Основы христианской этики (глл. 4–14). 3. Нормы церковной организации и дисциплины, определяющие служения епископов, пресвитеров, чтецов, диаконов, вдов и лаиков (мирян) (глл. 15–28). 4. Заключение (глл. 29–30). Вторая, этическая часть “Канонов святых Апостолов” либо непосредственно связана с “Дидахэ”, либо оба этих памятника восходят к единому прототипу. А третья, каноническая часть представляет собой оригинальное произведение, наводящее на некоторые размышления по поводу раннехристианского церковного устройства. Как в “Дидахэ”, так и в “Канонах святых Апостолов” запечатлена сущность церковного права и юридических норм, определяющих социальное бытие христианина I–II вв. по Р. Х. Радуйтесь, о сыны и дочери, во имя Господа Иисуса Христа. Иоанн, Матфей, Петр, Андрей, Филипп, Симон, Иаков, Нафанаил, Фома, Кифа, Варфоломей и Иуда, [брат] Иакова. I. По повелению Господа нашего Иисуса Христа Спасителя собрались мы, как Он прежде этого приказал нам: “Вы должны распределить епархии по жребию, подсчитать количество мест, [определить] достоинства епископов, места пресвитеров, прислуживание диаконов, рассудительность чтецов, беспорочность вдовиц и все, что было бы необходимо для основания Церкви, чтобы эти лица, зная небесный прообраз, убереглись от всякого уклонения, и зная, что им предстоит дать отчет в Великий День Суда о том, что они, услышав, не соблюли”. И Он приказал, чтобы мы распространили эти слова по всей вселенной.

http://pravmir.ru/kanonyi-svyatyih-apost...

Книга пророка Малахии состоит из 4 глав и содержит одну пророческую речь, изложенную в форме диалога. Речь эта по характеру содержания может быть разделена на 2 части: обличительную (1–2 глл.) и пророческую (3–4 глл.) 1 часть. (1–2 глл.). В первой главе пророк говорит, что Господь возлюбил потомков Иакова, а Исава отверг. Но потомки Иакова, со своей стороны, не проявляют взаимной любви к Господу. «Сын славит отца, и раб боится господина, но где ваша ко мне любовь и где страх? – спрашивает Господь. Далее идет обличение священников и народ за то, что они оскверняют трапезу Господню, принося на жертвенник порочных животных (хромых, слепых, больных) и нечистый хлеб. «Поднеси это князю! Будет ли он доволен...?» (стт. 6–9). Нечестивые жертвы неугодны Богу, пусть лучше затворятся двери храма и не поддерживается огонь на жертвеннике (1, 10). «Ибо от востока и до запада велико будет имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему в жертву чистую» (1, 11). Многие экзегеты видят в этом стихе пророческое указание на повсеместное богослужение в новозаветные времена (о котором Христос Спаситель возвестил в беседе с самарянкой), а также отмечают пророчество о замене ветхозаветной жертвы новозаветной, т.е. таинством Евхаристии. Во второй главе пророк сначала обличает священников, угрожает им проклятием и крайним унижением на нарушение завета с Господом и неблагоговейное отношение к жертвеннику (стт. 1–9). Далее в 2, 10–16 пророк порицает иудеев за то, что они отвергают законных жен и вступают в брак с иноплеменницами, «дочерьми чужого Бога». В конце главы обличается греховное настроение иудеев – их ропот на Бога. Видя временное благополучие язычников, они отрицали правосудие Божие, роптали и говорили: «Всякий делающий зло хорош пред очами Господа.. Где Бог правосудия?» 2 часть – Во второй, пророческой части книги (3–4 глл.) пророк предвозвещает явление Господа и Его предтечи, но не для дарования иудеям внешнего благополучия, а с целью всеобщего нелицемерного суда. Здесь как бы дается ответ на вопросы и ропот иудеев, почему Бог медлит с исполнением Своих обетований. Мессианские пророчества

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Подобная глубокая насыщенность книги Второзакония богословским смыслом обусловила ее совершенно особое место в кругу книг Священного Писания . Влияние ее на последующих священных писателей было столь велико, что современная библеистика говорит о существовании так называемого «девтерономического корпуса книг Ветхого Завета», включающего, помимо самого Второзакония, книги Иисуса Навина, Судей и Царств, объединенных общим богословским видением священной истории. Второзаконие также является наиболее цитируемой в Новом Завете книгой Пятикнижия (более 50 раз), уступая только возвещавшей о Христе Псалтири и книге ветхозаветного евангелиста – святого пророка Исайи. 11. Экзегетический разбор важнейших мест книги Второзаконие Введение (Втор. 1:1 – 5) В этом кратком разделе сообщается о месте произнесения Моисеем обращений к ветхозаветной церкви. По мысли преподобного Ефрема Сирина , то, что «второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир, – в сем скрывается тайна, что в единонадесятый час и исшел Еммануил взыскать заблудшиеся народы» 288 . Первое обращение Моисея к народу (Втор. 1:6 – 4:43) Эта речь Моисея содержит описание путешествия от Синая до равнин Моавитских (см.: Втор. 1:6 – 2, 23 ), рассказ о завоевании и разделении земель за Иорданом (см.: Втор. 2:24 – 3:29 ), увещания соблюдать закон (см.: Втор. 4:1–14 ) и избегать идол ос лужения (см.: Втор. 4:15 – 40 ), а также перечисление заиорданских городов-убежищ (см.: Втор. 4:41 – 43 ). Комментируя содержащееся в этом обращении обличение идолопоклонства, на которое часто ссылались иконоборцы, преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Бог запретил делать всякое подобие, как Моисей говорит во Второзаконии: И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас ( Втор. 4:12 ). И после немногих слов: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь [на горе] Хориве из среды огня 9 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой ( Втор. 4:15 – 17 ). И после небольшого промежутка: и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им ( Втор. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Глава 22 Законы: о сбережении чужой собственности; об одеждах пола; об отношении к животным; о мерах предосторожности при возведении построек; о несмешении вида; о кистях внешней одежды; о публичном оклеветании мужем своей жены; о разных видах любодейства. Втор.22:1 .  Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; Втор.22:2 .  если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; Втор.22:3 .  так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего. Втор.22:4 .  Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе. Ср. Исх. 23.4–5 . Втор.22:5 .  На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие. Ср. Втор.22:9–11 . Цель законодателя – предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. Лев.18.22–24 ). Обычай переодевания в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира. Втор.22:6 .  Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: Втор.22:7 .  мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои. Ср. Исх. 23:19 ; Лев.22:28 ; Втор 14:21, 22:10 : предписания гуманного отношения к животным, служащим на пользу человеку. «Мать, оставленная в живых, – замечает по поводу комментируемого места св. Ефрем Сирин , – может иметь и других птенцов. Если же оставишь птенцов, взявши их мать, – они умрут злой смертью . А если возьмешь и мать, и птенцов, то лишишь землю птицы» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И сии да станут на клятву на горе Гевал… И… рекут… проклят человек, иже сотворит изваяние (Втор. 27:13–15). В законе проклятия предпоставлены благословениям, потому что сообразно это с духом закона. Ибо закон ведет принуждением к исполнению заповедей. Благословения же, изреченные после проклятий, суть образ новых Евангельских заповедей, потому что они ведут к исполнению их не насильственно, и не страхом, а любовью.   Глава 28 Благословен ты во граде . Этим означается сонм сынов Церкви. Благословен ты на селе твоем (Втор. 28:3). Под этим разумей делание учеников Христовых. Благословена исчадия чрева твоего . Это толкуй о порождениях святых помыслов. И плоды земли твоея . Это означает плодоношение добрых дел. И стада волов . Сие разумей об апостолах. И паствы овец (Втор. 28:4). Это указывает на сонм верующих в Распятого. Благословенна кошница твоя (Втор. 28:5). Этим напоминается о Святой Трапезе и о Плоти, с нее преподаваемой. И тесто твое. Это разумей о квасе святыни. Благословен ты при вшествии твоем. Вшествием называется время начала учения. Благословен ты при исшествии твоем (Втор. 28:6). Это указывает на время увенчания после подвига. Враги твоя… путем единем изыдут на тя и седмию путьми побежат от лица твоего (Втор. 28:7). Понимай это о сборище демонов, которые совокупно исходят на брань и силой семи даров Святаго Духа бывают сокрушены. И да послет Господь на тя благословение в хранилищах твоих (Втор. 28:8). Под хранилищами разумеется дождь учения церковных учителей. Да отверзет тебе Господь сокровище Свое благое, небо . Этим преподается учение о сошествии Духа от Существа вечного. Даст дождь земли твоей во время свое (Втор. 28:12). Этим изображается откровение таин. И даси взаим языком многим, ты же не одолжишися (Втор. 28:12). Это — святой народ, в учении которого имеет нужду всякий, и который сам ни у кого не заимствует, потому что не преклоняет слуха к учениям убогим. И будет небо над тобою медяно . Так и было во дни Илии. И земля… железна (Втор. 28:23). И так было во дни ученика его, ибо при Елисее был семилетний голод.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Упоминаемые Иоилем знаки поста: вретище, пепел, молитва во храме, жертвы, покаяние, основаны на законах Моисея (Лев.16гл.). Пророк Амос строго порицал израильтян за нарушение закона Иеговы и Его заповедей (2:4,8= Исх.22:26 ). Чтобы устрашить современников будущими бедствиями, пророк уподобляет последние погибели Содома и Гоморры (4:11=Быт.19гл. Втор.4:24 ). Он вспоминал жертвенные законы (5:21–22), постановления о долгах и займах (2:8= Исх.22:25–26 ), о назорейских обетах и порицал нарушение их израильтянами (2:11–12); осуждал Вефильский культ (3:14); вспоминал исход из Египта, истребление амореев, сорокалетнее странствование и проч. (2:10). Пророчество его о спасении отрока Израиля (9:8–10) основано и воспроизводит мысли и слова Пятокнижия ( Втор. 30:3–6 . Лев.26:40–49 ). Пророк Осия порицал священников за то, сто они, вопреки Моисеевым узаконениям забыли закон Бога (4:1–6); он же порицал израильский народ за нарушение Господня завета, грехи против Божия закона (6:7). Господь «написал Израилю» важные законы, но последний сочел их чуждыми (8:12= Втор.31;9,24 ). Народ «прелюбодействует» против Бога, своего «мужа», и должен быть судим «судом прелюбодейц» (2:1–17= Втор.7:8,13;31:16 ; Лев.17:7;20:5–6 ; Исх.34:16 ). Особенно глубокую ненависть в пророке возбуждал самарийский телец, участь коего должна быть сходна с участью Ааронова тельца (8:6= Исх.32:20 ). Время патриархов, исход из Египта, последующее проявление Господней любви к еврейскому народу, погибель Адама м Севоима вспоминаются пророком (11–12гл.). Когда еврейский народ обратиться к Богу, то, по пророчеству Осии, придет к Нему с узаконенными Моисеем жертвенными дарами ( Ос.14:2–3 = Исх.23:13;34:20 ). 7 Речи пророка Исайи ясно отражают на себе влияние Пятокнижия. Первая его речь составляет воспроизведение пророчества Моисея. «Слушайте небеса и внимай земля», начинается она также, как и прощальная речь Моисея ( Исх.1:2 = Втор.32:1–6 ). «Господь воспитал и возвысил сыновей Своих, а они возмутились и огорчили Его», продолжает пророк пользоваться терминологией Моисея в истории еврейского народа – первенца Божия, многократно огорчавшего своего Отца ( Исх.1:2–4 = Втор.14:1;32:1–6,20 ; Исх.4:22 ; Чис.17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В Ветхом Завете Моисей часто выступает в качестве ходатая и молитвенника перед Богом за народ израильский ( Исх.32:7–14, 30–32 ; ЧИс.11:11–15; 14:13–19; 21:7; Втор. 9:18–19, 25–29 ). Именно поэтому иудеи уповали на Моисея как на своего главного защитника. Однако Бог обещал сынам Израилевым, что, если они отвергнут Бога и нарушат Его завет, из ходатая за народ Моисей превратится в свидетеля против него. Об этом говорится в песни, которую Моисей оставил народу израильскому в качестве завещания: Итак, напишите себе [слова] песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых; ибо Я введу их в землю [добрую]… и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой, [который Я завещал им]; и когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством… Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей? Соберите ко мне всех старейшин колен ваших [и судей ваших] и надзирателей ваших, и я скажу вслух их слова сии и призову во свидетельство на них небо и землю ( Втор. 31:19–21, 24–28 ). Сама песнь Моисея представляет собой поэтический текст, написанный в жанре пророческого предупреждения и обвинения: в качестве обвинителя в ней выступает Сам Бог, судящийся с народом израильским. Песнь начинается с призвания свидетелей: Внимай, небо, и я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих ( Втор. 32:1 ). Затем формулируется обвинение: Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? ( Втор. 32:6 ). Следует напоминание о благодеяниях Божиих к народу, начинающееся словами: Вспомни дни древние ( Втор. 32:7–14 ). Констатируется уклонение народа от завета с Богом ( Втор. 32:15–18 ). Наконец выносится приговор ( Втор. 32:19–25 ). Однако далее обвинительная песнь превращается в пророчество о спасении народа израильского ( Втор. 32:26–43 ) 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010