И, хотя обязанность суда была не столь широка и настоятельна, как обязанность учительства, тем не менее, и суд священства должен был иметь большое воспитательное значение для народа: суд не мог быть творим иначе, как чрез приложение к делу и оповещение перед народом тех божественных повелений, которые были нарушены преступником, а это являлось уже своего рода научением народа; сверх того, суд сопровождался исполнением разных церковно-религиозных треб и постановлений, а это опять в свою очередь служило школой для народа. Так прочно в руках священства сходились разные нити теократического управления народом! Врачебная деятельность древне-еврейского священства направлялась на распознавание разных сторон проказы, парши и других накожных болезней; на принятие разных мер к удалению больного из общества или к его выздоровлению, на соблюдение мер чистоты и предосторожности в пище, сношениях с женщинами, на исполнение закона об обрезании, на соблюдение законов о разной нечистоте и осквернении чрез нее, на способы и правила дезинфекции жилищ в случае их заражения разными язвами и т.п. ( Лев.11–15 ; Втор.24:8 ). И эта деятельность священства, подобно судейскому делу, тесно связывалась с первой и главной его обязанностью – исполнением религиозных треб и обрядов, так как при всяких случаях очищения от нечистоты или выздоровления полагалось законом принесение тех или иных жертв; но и сами по себе все законы о чистоте, кроме своего буквального, физиологического значения, истолковывались всегда и в высшем смысле – принадлежности к народу Иеговы только чистых телом и душой ( Исх.22:30 ; Лев.11:43–45, 20:25–26 ; ср. Иез.44:23–24 ); отсюда и врачебное дело священства становилось опять своего рода учительством. Наконец, не становясь непосредственным предводителем на войне еврейское священство было вдохновителем Израиля в битвах с врагами ( Втор.20:2–4 ), да и все отношения с иноплеменниками были определены в согласии с национально-теократическими началами народной жизни: не смешиваться с язычниками, а истреблять их, чтобы самому Израилю оставаться неиспорченным наследием Иеговы – вот чему учили Израиль его руководители ( Исх.23:22–33 ; Втор.7:1–6, 12:29–31, 19:1, 20:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Классическим местом из Ветхого Завета является Левит 19:9–18 . Отношения человека к другим людям здесь намечаются ясно и определенно, причем в раскрытии дела наблюдается замечательная постепенность формы, в каких должно проявляться нормальное отношение одного человека к другому и другим, постепенно становятся все более и более резкими, краски в этом случае сгущаются все сильнее и сильнее, пока, наконец, бытописатель не достигает здесь самого крайнего пункта, блистательно завершающего всю его речь о данном предмете. В первых двух стихах (9–10) настоящего отрывка рекомендуется «благотворительность» по отношению к «бедному пришельцу», советуется именно «не обирать дочиста виноградника, не подбирать попадавших в виноградник ягод, не дожинать поля до края и не подбирать оставшегося от жатвы» (ср. Втор.24:14 ), но предоставлять все это указанной категории лицам. Далее, воспрещается «красть, лгать, обманывать друг друга, клясться именем Божиим во лжи и бесчестить имя Бога» (11–12 ст.) (ср. заповеди 10 словия. Исх.20:2 и следующие стх.). Еще далее запрещается «обижать ближнего и грабительствовать», а также «оставлять у себя до утра плату наемнику» (ст. 13) (ср. Втор.24:14–15 ). Еврей «не» должен «злословить глухого», насмехаться над «слепым» (ст. 14), «не» должен допускать «на суде неправду, быть лицеприятным к нищему, угождать лицу великаго», обязан «судить ближняго своего по правде» (ст. 15) (ср. Лев.19:35–36 ; Втор.6:18 ). Он «не» должен, затем, «ходить переносчиком» (т. е. «клеветать» и делать «ложные доносы») «в народе своем и восставать на жизнь своего ближняго» (ст. 16). Требования, предъявляемые законом к еврею, далее усиливаются все более и более. Еврею запрещается «враждовать на брата» даже и «в сердце, мстить и иметь злобу на сынов» его «народа», вместо чего, наоборот, повелевается ему «любить ближняго своего, как самого себя» (ст. 17–18). Последним повелением исчерпывается вся сумма всех отношений человека к своему ближнему, если человек будет любить последнего так, как он любит себя самого, то. Само собою понятно, он будет исполнять и все то, что непосредственно выше заповедовалось ему законодателем. Таким образом, все отношения человека к ближнему намечены как «отрицательным» путем, так и «положительным».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

16 Боже духов всякой плоти. Такое обращение к Богу встречается только здесь и в 27,16. 16:28–30 Тот факт, что страшная Божия кара постигла не только Корея, Дафана и Авирона, но также их жен и детей, подтверждает ветхозаветный принцип семейной солидарности и ответственности ( Исх. 20,5.6; 34,6.7 ; Нав. 7,16–27 ). Слово «преисподняя» в данном контексте, скорее всего, означает трещину в земле. 16:36–40 Бог приказывает извлечь из-под горящих обломков кадильницы и раскатать их в листы для покрытия жертвенника. Это будет постоянным напоминанием о том, что никто, кроме потомков Аарона, не может действовать в качестве священников. 16:41–45 Все общество сынов израилевых упрекает Моисея и Аарона, и Бог угрожает теперь погубить весь народ. 16 заступи их. Аарон должен был «прикрыть» собою израильтян молитвой отвратить от них гнев Божий (курение являлось символическим эквивалентом молитвы). Глава 17 17:1–11 Приводится еще одно доказательство уникального священства Аарона: начальнику каждого колена было приказано представить жезл, на котором написано его имя и имя его колена. 17 пред ковчегом откровения. Букв.: «перед откровением» (ср. ст. 8,10); еще одно название ковчега завета. 17:12.13 Вместо того, чтобы славить Бога за Его силу и благость, люди возопили от ужаса. Страх израильтян свидетельствует о неготовности народа приблизиться к Святому Богу, что в очередной раз подчеркивает необходимость служения назначенных Господом посредников. Глава 18 18:1–24 В этих стихах содержатся постановления, касающиеся священников и левитов. Мужчины из семьи Аарона получали часть «из святынь великих» (ст. 8–10). Все члены его семьи, которые были чисты с обрядовой точки зрения, могли есть приношения сынов Израилевых (ст. 11; 5,25; 6,20; 18,11.18; ср. Исх. 29,24–27 ; ); им также принадлежали первые плоды нового урожая (ст. 12,13; 28,26; ср. Исх. 23,16–19; 34,22–26 ; Лев. 2,12–14; 23,10.17.20 ; Втор. 18,4; 26,10 ) и отдавалось все «заклятое», т.е. посвященное Господу (ст. 14). Первенцы людей и животных принадлежали священникам, однако за каждого первенца мужского пола (ст. 15) брался выкуп установленного размера (ст. 16). Первенцы волов, овец и коз не выкупались, а приносились в жертву (ст. 17), их мясо, оставшееся после жертвоприношения, отдавалось священникам и членам их семей (ст. 18,19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Конечно рабы, состоя в услужении у своих господ, должны были напряженно работать, и господа имели право даже наказывать их, но умеренно, потому что закон предписывал наказание не только за умерщвление рабов, как за смертоубийство, но и за всякое повреждение члена (глаза, зуба), при телесном наказании раба, присуждал последнему свободу ( Исх.20:20,26 ) и даже предписывал не выдавать ушедшего раба жестокому господину, но давать ему возможность не стесняясь жить на месте, которое он изберет в одном из городов израильских ( Втор.21:16 ). Вследствие всего этого участь рабов израильских была значительно лучше в сравнении с участью их и других древних народов. К прочим домочадцам должны быть причислены вдовы и сироты, пришельцы и бедняки, не имевшие собственного крова и дома и искавшие пристанища в домах и семействах богатых родственников и чужих. Для обращения с ними даваемы были настоятельные напоминания о любви и благотворительности, с другой стороны повторялись запрещения притеснять и угнетать их с присоединением угроз праведного божественного воздаяния за причиненное им угнетение ( Исх.22:20 и д.; Втор.10:18; 24:14; 27:19 ). Работники также уподобляются бедным и нуждающимся; они работают за определенную плату, которая не должна удерживаться, но отдается еще до захождения солнца. Отдел третий – Семейная жизнь в радости и горе § 114. Болезни Благополучие земной жизни многократно нарушается болезнями и страданиями, которые имеют свои глубочайшие основания в расстройстве равновесия телесных и душевных сил и соотношения, находящегося между нами, вошедшем в человеческую природу чрез грех; иначе сказать: болезни суть действия божественного гнева ( Пс.89:7 д). 901 Поэтому болезни представляются в св. Писании как готовящиеся божественные наказания, так что в законе нарушителям божественных заповедей угрожается ими, как орудиями наказания ( Лев.26:16 ; Втор.28:22,27,35 ), и совершавшиеся болезненные состояния или эпидемические болезни как моровая язва и чума ( 2Цар.24:15 ; 4Цар.5:27; 15:5 ; 2Пар.21:18 и др.) объясняются как следствия грехов отдельных лиц или всего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

14 двора первосвященникова. Обычно синедрион заседал в храме, однако на ночь двери храма запирались. Поэтому процесс проходил на территории резиденции первосвященника. у огня. Букв.: «у света»; огонь давал одновременно и тепло, и свет. 14 лжесвидетельствовали. Втор. 19,15–21 определяет условия, при которых свидетельские показания принимаются во внимание. Вина устанавливается на основании показаний двух или трех свидетелей, чьи утверждения должны совпадать. Лжесвидетельство считалось столь же тяжким грехом, как и само преступление. Поэтому лжесвидетелей ждало то же наказание, что и обвиняемого ( Втор. 19,18–20 ). Ни одно из положений этого законодательства не было соблюдено в деле Иисуса. 14 Я разрушу храм сей рукотворенный. Здесь явное извращение слов Иисуса. См. 11,12–18; Мф. 21,12.13 ; Лк. 19,45.46 ; Ин. 2,19 . 14 Христос. Греческая форма еврейского слова «машиах», означающего «помазанник». Сын Благословенного. «Благословенный» слово, которым раввины заменяли слово «Бог», чтобы не произносить его напрасно ( Исх. 20,7 ; Втор. 5,11 ). Таким образом, «Сын Благословенного» означает «Сын Божий». 14 Я. В греческом тексте это слово аналогично имени, под которым Бог открылся Моисею (см. ком. к 13,6). Сына Человеческого. См. ком. к 2,10. на облаках. См. ком. к 13,26. 14 разодрав одежды свои. Символический акт, выражающий глубокую скорбь или возмущение ( Быт. 37,29 ; 4Цар. 18,37; 19,1 ; Езд. 9,3 ; Иер. 36,24 ; Иоил. 2,13 ). на что еще нам свидетелей? Первосвященник считает всех членов синедриона свидетелями «богохульства», произнесенного Иисусом. 14 богохульство. В конце концов Иисус был осужден не за мятеж и не за организацию общественных беспорядков, а за Его притязания на божественное достоинство, которые и составляли самую суть провозглашенной Им вести. Наказанием за богохульство (т.е. за оскорбление чести Божиего имени) была смерть через побивание камнями ( Лев. 24,16 ), но поскольку лишь римский суд обладал правом выносить смертные приговоры, Иисус был предан смерти римским способом казни через распятие на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 кости Иосифа. См. Быт. 50,25 . 13 в Ефаме. См. ком. к 13,18. 13 облачном... огненном. Облако и огонь являются символами непосредственного Божиего присутствия (3,2 и ком.; 33,9.10; 40,34–38; Чис. 9,15–22; 11,25 ; Пс. 98,7; 104,39 ). Бог не только пребывает с Израилем, Он день и ночь ведет Свой народ. Глава 14 14:2 См. ком. к 13,18. Все перечисленные в этом стихе города находились к востоку от Раамсеса. 14 А Я ожесточу сердце фараона. См. ком. к 11,10. 14 колесницу. Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами, а богиня Сехмет покровительствовала фараону в походах. 14 сыны Израилевы оглянулись. Ср. Быт. 19,17 . Повеление «Не оглядывайся назад!» в духовном смысле остается непреложным. Все дальнейшие проблемы народа Израилева (40 лет странствий в пустыне) связаны именно с тем, что они постоянно «оглядывались назад» на Египет и на все, что с ним связано. 14 сказали Моисею. Мятежное настроение и недовольство Израиля Божиим руководством являются постоянной темой книги Исход (15,21.24; 16,3; 17,2; 32,1). 14 не бойтесь. Господь, устами Моисея, учит Свой народ не страшиться человека ( Втор. 1,29 ), но бояться Бога ( Лев. 25,17 ; Втор. 6,13 ; Притч. 3,7; 24,21 ; Еккл. 5,6; 12,13 ). 14 Господь будет поборать. С этого момента Господь открывается Израилю как Муж брани, и именно в этом качестве Он воспевается в гл. 15. Израиль называл Господа «Бог воинств Израильских» ( 1Цар. 17,45 ), а также «Господь Саваоф», т.е. Господь небесных сил, Творец израильских побед. Существовало и более раннее повествование о завоеваниях Израиля под руководством Господа, которое называлось «Книгой браней Господних» ( Чис. 21,14 ). Богословская тема Священной войны (или войны Иеговы) находит свое выражение и в Ветхом, и в Новом Заветах. 14 вопиешь. Молитва Моисея была услышана. 14 подними жезл твой. Жезл Моисея, который принес Божий казни Египту, теперь принесет спасение израильскому народу. 14 Ангел... столп облачный. Ангел Господень отождествляется с присутствием Самого Бога в столпе облачном (23,20–22). В книге Бытие Ангел Господень непостижимым образом отождествляется с Самим Богом ( Быт. 16,7.13; 18,2.16.17.22; 21,17.19; 32,24.30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Люди шли не только из Иерусалима и Иудеи, но и из Самарии, Галилеи и даже из еще более отдаленных мест: и не только евреи – люди всех национальностей пускались в путь, чтобы полюбоваться на одно из чудес света, святилище Авраама, Исаака и Иакова. Пилигримы пели, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах: они несли первый урожай с полей и вели первенцев своих стад, чтобы принести жертвы на алтарь святилища. Так Иерусалим наполнялся праздничной толпой, состоявшей из мужчин, женщин, детей, одетых в праздничные туники и набедренные повязки. В толпе толклись овцы и козы, телки и быки. Гулянье в праздничные дни продолжалось до глубокой ночи, и с зари песни раздавались вновь. Священники и левиты Священники и левиты играли решающую роль в повседневной жизни народа Израиля. Священник, «коген», осуществлял литургию. Он должен был принадлежать к племени Левия и быть призванным. Он одевался в специальные одежды для исполнения своих предписанных законом функций. Другие левиты, не все из которых были священниками, также имели много обязанностей в храме ( Исх.28:1, 30:26–30, 40:9–15, 29:8 ; Чис.3–4 ; Втор.10:8–9 ). В древние времена любой человек мог выполнять функции священника в святилище ( Исх.20:24, 17:15, 18:12, 24:4 ; Суд.6:20–28, 13:16–23 ; 1Цар.6:14 ; 3Цар.1:9 ; 2Цар.8:18, 20:25 ; 3Цар.12:31, 13:33 ). Затем эта привилегия становится наследственной в племени Левия, и этот порядок ревниво соблюдается веками. Существовала строгая иерархия священников. Первосвященник имел особенные права и обязанности в организации литургии. Он принимает помазание, облачается в церемониальные одежды из пурпура и золота, надевает тиару, диадему. Его вступление в сан отмечалось многими общими с царем знаками приобретения власти ( Лев.16:2 ; Лев.4:3–21 ; Чис.3:32 ). Ранг в иерархии определялся по рождению. Простые священники были заняты жертвоприношениями и приемом даров у внешнего алтаря во дворе святилища. Они закалывают жертвенных животных, сжигают благовония и благословляют народ во имя Господа. Благословение заключается в требовании предстать перед Господом в таком душевном состоянии, которое позволит человеку и народу принять благость Божию. На литургии священники благословляли у алтаря, подняв руки над головами толпы:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Ис.45:9 )? Скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет ( Ис.29:16 )? Как ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: путь мой скрыт от Господа и дело мое забыто у Бога моего? Разве ты не знаешь, разве ты не слышал, что Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает, и что разум Его не исследим (Там же, Ис.40:27,28 )? Ответ, какой дают св. писатели Ветхого Завета на такой трудный для новейшей философии вопрос о личности божества очень прост по мысли и высказан с поразительной и для всех понятной простотой. Но здесь сказано в сущности все то, что говорили и говорят теисты в борьбе своей с новейшими пантеистами от времени Лейбница до Фихте младшего. Все и в области философии сводится к мысли, что бессознательное не может быть ни творческой силой вообще, ни в частности источником сознания и разумности в человеке, что присутствие разума и сознания в твари необходимо ведет к заключению о высшем разуме в Творце, что существу всесовершенному необходимо должна быть приписана сознательность, потому что она есть совершеннейшая форма жизни в тварях. Впрочем, истина всегда проста и только школьная диалектика затемняет ее сложными и запутанными, искусственными комбинациями. Правда, Иегова есть Бог страха для своего народа, как и для отдельного человека. Огонь – Его преимущественный символ. В громе и молнии является Он на Синае, как и прежде являлся Аврааму в огне и дыме ( Быт.15:12,17 ). Он называется прямо огнем поядающим ( Втор.4:24 ). Из среды огня говорил Он к народу, и народ боялся, чтобы огонь не пожрал его ( Втор.5:5, 24, 25 ). Исходящий от Него огонь действительно губил виновных ( Чис.16:35 . Лев.10:2 ). Приближение к Нему угрожало смертью , а лица Его никому нельзя было видеть без того, чтобы не умереть. ( Исх.33:20 ). Мы видели Бога и должны умереть, говорил Маное своей жене по явлении ангела ( Суд.13:22 ). Но и символ огня и страх пред Иеговою у евреев имели свое особое, характерное и высокое значение. Поядающая сила огня указывала на чистоту божественного существа, в сравнении с которым все не чисто, все примрачно; даже, как говорила книга Иова, решающая вопрос о человеческой добродетели и о награде за нее, – само небесное воинство, представителем которого служило звездное небо ( Иов.4:18 ) (IV,18).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Мы уже в толковании 2:12 (§ 93) встречались со взглядом, что в 3:5 значит собственно «обличитель» или «обвинитель», и там же мы видели, что с практикой древнееврейского суда такое понимание согласно. 1813 В Библии – кроме множества мест, устанавливающих за значение «свидетель» в смысле человека, знающего ход или положение изв. дела, или удостоверяющего истинность изв. изречения, или невинность изв. лица, а также и достоверность изв. договора (напр., Лев.5:1 ; Иер.29:23 : 1Цар.12:5 ; Нав.24:22 ; Ис.8:2; 43:9; 44:8 ; Иов.16:19 ; Иер.32:10. 25 ; Руф.4:9 ; ψ.88:38; Быт.31:50 ), – есть не мало мест, показывающих, что значит также «обвинитель», т. е. свидетель какого-н. греха или преступления (ср. Втор.17:6 сл.; 19:15 сл.; Чис.35:30 ; Иов.16:8 ); для обозначения лица, против которого свидетельствуется, употребляется предл. ( Чис.5:13 ; Исх.20:16 ; Втор.5:17 ; Притч.25:18 ); о Боге, как Свидетеле-Обвинителе говорит, напр., Мих.1:2 . В настоящем случае Иегова выступает сразу и судьей Своего народа и свидетелем против него, т. е. удостоверителем его преступлений. Так как судьей является сам свидетель, то Он, разумеется, не нуждается в выслушивании свидетельских показаний. А так как этим свидетелем и судьей является Сам всеведущий Бог, то Он не нуждается также и в выслушивании оправданий подсудимых. Таким образом, сокращается до полного упразднение вся внешняя процедура суда (приговор о виновности грешника у Бога уже произнесен в самый момент совершения преступления). Остается только наказать виновного. Из этих то наказаний обвиняемые и узнают, что они осуждены Богом. 1814 Отсюда понятно, почему Иегова называет Себя скорым свидетелем: «обвиняемый, говорит Велльгаузен, узнает об обвинении только тогда, когда его уже постигает наказание». 1815 Справедливо указывают на то, что эта скорость суда совершенно соответствует внезапности и самого пришествие в храм (). 1816 Орелли и Генгстенберг полагают, что «скорым» свидетелем Иегова называется в ответ на убеждение иудеев, что пришествие Его замедлилось надолго и ничем им не угрожает. 1817 Близок к этому взгляду и Гитциг, который думает, что медливший в постановке приговора (2:17) Иегова будет скор в его исполнении. 1818 Мы говорили, что речь Малахии 3:1–5 естественно вызывает представление о скором наступлении возвещаемых в ней событий 1819 . Но, во всяком случае, не дает для этого основание: это » указывает лишь на скорость самого процесса суда и наказания, а не на скорое наступление времени, когда произойдет этот скорый суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Значения эти могут быть сведены к двум типам: а) benedictio verbalis, – благословение, как изречение ( Быт.27:12 ), в противоположность проклятию ( – ibid., ср. Втор.11:26 ); сюда принадлежит благословение в смысле специального благожелания и предсказания кому-л. ( Быт.49:28 ) или обетования ( Втор. 28, 2 ), бл. в смысле благодарного благожелания ( Иов.29:13 ; Притч.28:20 ); сюда же принадлежит значение благословения в смысле хвалы ( Неем.9:5 ); дальнейшим примыкающим сюда значением является мирный договор ( 4Цар.18:31 ; Ис.36:16 ); – б) benedictio realis, имеющее несколько различных оттенков значения: благословение в смысле полноты благ (==благословение Божие, покоящееся на чем-либо, – Быт.39:5 ; ψ.3:9; Быт.28:4 ; ψ.20:4; Притч.10:6 ; Ис.65:8 ); подарок, сопровождающий благопожелание, знак расположения ( Суд.1:15 ; 1Цар.30:26; 25:27 ; Быт.33:11 ; 4Цар.5:15 ), – особенно дар благодати Божией в виде, напр., жатвы ( Иоил.2:14 ; Лев.25:21 ; Мал.3:10 ); – сюда же, по-видимому, относится и метонимическое обозначение чрез » носителя благословение ( Ис.19:24–25 ; Быт.12:2 ; Иез.34:26 ; Зах.8:13 ). Из этой справки мы видим, что толкование бл. Феодорита, Феодора М., Новака и Орелли едва ли может быть принято. Иерархическое положение – слишком общее и отвлеченное понятие, чтобы его можно было, без всяких пояснений, называть ». Представители этого толкования рассуждают чересчур формально: сказано, что на священников посылается проклятие; сказано затем, что объектом этого проклятия являются священников; – следовательно, последние суть священническое состояние. Значение комментируемого текста должно ведь определяться не исключительно контекстом, а в гораздо более значительной степени вообще значением слов, входящих в его состав. Ссылки Орелли на Мал.2:3, 5 неубедительны, потому что «завет с Левием» находит свое объяснение и помимо такого толкования «благословений»; а чтобы в ст. 3 говорилось о «потомстве» священников, это более чем сомнительно. Ссылка же Новака на ст. 9, где выясняется, в чем состоит проклятие, тоже ничего не доказывает, так как подробности этого последнего стиха подойдут к любому толкованию ; а затем, полагать, что вполне покрывается понятием, выраженным чрез , – незаконно, так как в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010