17 укорял. Или «спорил». Это ключевое слово в данном отрывке; оно является переводом древнееврейского слова «риб» и появляется в названии Мерива (ст. 7). Народ готов был побить Моисея камнями (17,4), и это уже было гораздо серьезнее, чем «ропот» в Мерре (15,24) или в пустыне Син (16,2). Чем больше свидетельств Божией заботы видел народ, тем, как ни странно, все более возрастало его недовольство, готовое перейти в бунт против Моисея и против Бога. что искушаете Господа? Поведение израильтян все более и более уподобляется поведению египетского фараона, с той лишь разницей, что евреям Бог являл милость, а фараону строгость; также нигде не говорится, что Господь «ожесточил сердце» своего народа, но народ оказался «жестоковыйным» (32,9; 33,3; 34,9; Втор. 10,16 ). 17 Я стану пред тобою там. Обычно человек предстает перед Богом, а не Бог перед человеком (напр., 16,9; 34,2; Лев. 7,35 ). Эти слова можно понимать и в том смысле, что во всем и всегда Моисей видел пред собою Бога. на скале. Бог стоит на скале и одновременно отождествляется с ней. В песне Моисея ( Втор. 32,4.15.18.31 ) и в псалмах, рассказывающих о Массе и Мериве ( Пс. 77,15.20.35; 94,1 ), Бог предстает как Твердыня. вода. Это символ жизни, исходящей от престола Бога ( Зах. 13,1; 14,18 ; Иез. 47,1–12 ). Иисус предлагает эту воду жизни в храме в день великого праздника ( Ин. 7,37 ), а Иоанн говорит о воде, которая истекла из пронзенной груди Иисуса, распятого на кресте ( Ин. 19,34; 7,38 ). Скала, по которой был нанесен удар ради народ Божиего, является прообразом Христа ( 1Кор. 10,4 ). в г лазах старейшин Израильских. Старейшины привлечены в качестве свидетелей, ибо народ, получив очередную милость от Бога, тут же забывал о ней. 17 Масса и Мерива. Поскольку народ искушал Господа в этом месте и укорял Его, Моисей дал названия: Масса «искушение»; Мерива «укор». 17 Амаликитяне. Кочевой народ, обосновавшийся в южной Палестине; потомки Исава ( Быт. 36,12–16 ). Этим и объясняется происхождение вражды между израильтянами и амаликитянами. Амаликитяне совершили нападение с тыла ( Втор. 25,18 ), но Бог, давший Израилю манну с небес и воду из скалы, теперь дарует ему избавление от врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В начале царствования Соломона, как мы видели, осуществилась историческая обстановка, нарисованная Моисеем в Втор.12:10–11 , и Господь избрал построенный Соломоном Иерусалимский храм, «чтобы пребывать, там имени Его» ( 3Цар.9:3 ; 3Цар.8:16 ). В силу последнего, иерусалимский храм, по закону Втор.12:11 , должен был быть единственным местом жертвоприношений евреев. Таким образом, с построением Соломонова храма, должно было прекратиться действие законов Исх.20:24 и Лев. о месте еврейского богослужения, вместе с практикой евреев, допускавшей их свободу в отношении места богослужения. Со времени построения Иерусалимского храма вступил в силу закон Втор.12:11 , провозглашавший идею централизации еврейского богослужения при Иерусалимском храме. При обозрении дальнейшей еврейской истории, с точки зрения проявления в ней идеи централизации еврейского богослужения, мы рассмотрим сначала период времени до плена Вавилонского, а затем, после него. Так, для свящ. автора 4Цар. храм иерусалимский сохраняет свое значение, как места, которое Господь «избрал из всех колен Израилевых и положил там имя Свое» ( 4Цар.21:4 , 4Цар.21:7 ; 4Цар.23:27 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы находим и у других пророков царства иудейского. У Иоиля, одного из раннейших пророков, дом Божий, т.е. храм, является местом, где происходят религиозные собрания, на которые собираются «старцы и все жители страны» ( Иоил.1:14 ); Сион у того же пророка является местом, откуда исходят объявления о церковных временах ( Иоил.2:1 , Иоил.2:15 ; срв. Чис.10:7–10 ); по представлению Иолия «на Сионе, на святой горе» обитает Господь ( Иоил.3:17 ); оттуда «возгремит Господь и дает глас Свой» ( Иоил.3:16 ). Ясно и сильно выражается по данному вопросу и прор. Исаия. По его представлению, Иерусалим – гора Господня ( Ис.30:29 ), гора святая, место поклонения Богу ( Ис.27:13 ; Ис.66:20 ), место святилища Господня, подножие ног Его ( Ис.60:13 ); в Иерусалиме – огонь Господа и Его горнило ( Ис.31:9 ); в Иерусалим идут со свирелью, чтобы взойти на гору Господню ( Ис.30:29 ); Сион – жилище Господа Саваофа ( Ис.8:18 ), место имени Божия ( Ис.18:7 ), место молитвы ( Ис.56,7 ), город праздничных собраний евреев ( Ис.33:20 ); храм есть дом святыни ( Ис.64:11 ), дом молитвы ( Ис.60:7 ), дом освящения народа, где евреи прославляют Бога ( Ис.64:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

14 Ровоам. Поставив задачу проследить историю обоих царств, автор обращается к событиям в Иудее, по больше части совпадающим по времени с уже изложенными эпизодами истории Израильского царства. семнадцать лет царствовал. Т.е. с 930 по 913 г. до Р.Х. 14 Иуда. В соответствующем месте Септуагинты (греческого перевода ВЗ) стоит местоимение «он», относящееся к Ровоаму. 14 высоты. См. ком. к 3,2. статуи. Языческие идолы. Закон строжайшим образом воспрещал израильтянам принимать участие в языческих обрядах ( Исх. 23,24 ; Лев. 26,1 ; Втор. 12,3; 16,21.22 ). под всяким тенистым деревом. Участие во всевозможных обрядах, связанных с почитаемыми язычниками священными деревьями, также было недопустимо для израильтян ( Втор. 12,2 ; 4Цар. 17,10 ; Ис. 57,5 ; Иер. 2,20 ; Иез. 6,13 ; Ос. 4,13 ). 14 блудники. Хананеи верили, что обрядовая проституция, о которой здесь идет речь, способствовала повышению плодородия земли и увеличению потомства. В Израиле она находилась под запретом (15,12; 22,46; Втор. 23,17.18 ; 4Цар. 23,7 ; Ос. 4,14 ). 14 Сусаким. Фараон Сусаким был основателем XXII династии. Начало его правления приблизительно датируется 945 г. до Р.Х. Как явствует из египетских источников, Сусаким вторгся также и в Израильское царство, произведя там многочисленные разрушения. 14 взял сокровища дома Господня. Имеются в виду сокровища, помещенные в храме Соломоном (7,51). золотые щиты. См. 10,16.17. 14 медные щиты. Иудея в этот период была слишком маленькой и бедной страной, чтобы заменить захваченные египтянами золотые щиты равноценными. 14 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11,41. 14 война во все дни жизни их. Мелкие конфликты и полномасштабные военные действия между Иудеей и Израилем в первое время существования разделенного царства практически не прекращались (12,24; 15,6; 2Пар. 13,1–20 ). 14 Наама Аммонитянка. Ровоам был одним из многих детей, рожденных Соломону его иноземными женами и наложницами (11,1). Глава 15 15 В восемнадцатый год царствования Иеровоама. Автор соотносит по времени периоды правления иудейских и израильских царей. См. также ком. к 14,21.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

скиния Господня. См. ком. к 18,1. и против нас. Отступничество от Бога это одновременно и отступничество о народа Божия. 22 Бог богов Господь, Бог богов Господь. Иначе: «Бог, Бог Господь». 22 Если мы соорудили... то да взыщет Сам Господь. См. Лев. 17,8.9 и Втор., гл.12. всесожжение. См. Лев., гл. 1. приношение хлебное. См. Лев., гл. 2. жертвы мирные. См. Лев., гл. 3. 22 пределом между ними и вами... Иордан. В Книге Иисуса Навина категорически отвергается идея разъединения израильского народа (ст. 19 и ком. к 13,8–33). части в Господе. Заявление какой-либо группы израильтян, что их удел в земле обетованной не является землей Божией (ст. 19), означало отрицание ими своей причастности к обетованию Божию. 22 свидетелем. Жертвенник должен был служить свидетельством преданности заиорданских колен Израиля Богу, а не местом жертвоприношений (ср. 4,20–24). 22 одобрили их. В данном случае Финеес благожелательно отнесся к своим собратьям; совсем иначе он отреагировал на действительное отступничество израильтян ( Чис. 25,7.8 ). 22 мы узнали, что Господь среди нас. Опасения, содержащиеся в ст. 18, не оправдались. избавили. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина не совершили преступления пред Богом и тем самым спасли весь Израиль от Его гнева. 22 назвали... жертвенник. Название жертвенника (Ед «свидетель») свидетельствовало о единстве всего народа и одновременно напоминало о том, что святотатство может погубить Израиль (ст. 16). Глава 23 23:1–16 Иисус Навин, который уже «вошел в преклонные леты» (ст. 1), обращается ко всему Израилю, собравшемуся, вероятно, в Силоме (18,1; 19,51; 21,2), с призывом соблюдать закон Божий и хранить себя чистыми от связей с хананеями и их богами. 23 успокоил. См. ком. к 1,13. врагов. Речь идет не столько об угрозе национальным интересам Израиля, сколько об избавлении народа Божиего от окружавших его языческих племен, поэтому слово «враги» следует понимать в богословском смысле. Израиль, представляющий Царство Божие всему миру ( Исх. 19,5.6 ), принесет благословение народам земли ( Быт. 12,3 ), и потому ненависть к Израилю означает враждебность к Самому Богу (ср. Быт. 3,15 ; Исх. 23,22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис.59:20—21, Иер.31:31—34, Иез.36:24—27, Дан.9:24—27, Зах.6, 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер.31:31, Иез.36:27), заключение Нового Завета (Ис.55, 59:20—21, Иер.31:31—34, Дан.9:24—2), обилие благодати (Ис.35:5, 44:3, 55, 59:20—21, Иоил.2:28—32, Зах.12:10—13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10—17, Ис.2:2, 11:1—10, 42:1—12, 43:16—28, 49:6, 54:12—14, 65:1—3, Дан.7:13—14, Агг.2:6—7), распространение Церкви по всей земле (Ис.42:1—12, 43:16—28, 54:12—14), непоколебимость и непреодолимость (Ис.2:2—3, Дан.2:44, Дан.7:13, Зах.9:9—11), уничтожение зла, страданий (Чис. 24:17, Ис.11:1—10), утверждение радости (Ис.42:1—12, 54:12—14, 60:1—5, 61:1—4), воскресение плоти (Иов.19:25), уничтожение смерти (Ис.26, 42:1—12, 61:1—4, Зах.9:9—11, Ос.13:14), познание Бога (Ис.2:2—3, 11:1—10, Иер.31:31—34), торжество истины и справедливости (Пс.71:10—17, 109:1—4, Ис. 9:6—7, 11:1—10, 26, Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис.26—27). Уподобление Царства Мессии горе: (Пс.2, Ис.2:2—3, 11:1—10, 26, Дан.2:34). б) Пророчества в хронологическом порядке. Место в Писании Книга Бытия Семя Жены сотрет главу змия 22О — благословении в Потомке Авраама 49 — Примиритель из колена Иуды (Чис.24:17) — Звезда Иакова (Втор 18:18—19) — Пророк подобный Моисею (Иов.19:25—27) — Об Искупителе, Который воскресит (2Цар.7:13) — Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) Пс.2-й (2) Мессия – Сын Божий Пс.8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим Пс.15 (16) Его плоть не увидит тления Пс.21 (22) Крестные страдания Мессии Пс.29 (30) Душа вышла из ада

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Отвергая чествование св. икон, сектанты указывают на следующие места Священного Писания, которыми, по их мнению, запрещается иконопочитание: Исх.20:3–5 . Лев.26:1 . Втор.4:15–19 и 23. Пс.113:12–16 . Пс.134:15–18 . Ис.44:9–19 . Деян.17:24–31 . 1Ин.5:21 . Откр.9:20 . Ин.1:18 . Откр.2:12–15 . – Посмотрим, насколько основательны все эти ссылки. В 3 – 5 стих. 20 гл. книги Исход и в 1 ст. 26 гл. книги Левит, Господь запрещает израильтянам чрез Моисея делать и почитать изображения сотворенных Богом существ видимого мира, как изображения Самого Божества, и поклоняться им, как Богу, как делали это язычники, которые, утратив познание об истинном Боге, по словам апостола Павла, «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Рим.1:23 ). В 15 – 19 ст. 4 гл. Второзакония, Моисей, напоминая еврейскому народу о явлении Господа на Синае, говорит им, для уяснения второй заповеди, о том, чтобы они не делали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который – на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли». Кроме этого, Моисей внушает евреям, чтобы они не поклонялись и не служили солнцу, луне, звездам и всему воинству небесному, так как «Господь уделил их всем народам под всем небом», т. е. Господь назначил их служить всем народам, а не для того, чтобы им служили. В 12 – 15 ст. 113 псалма описываются языческие идолы, а в 16 ст. говорится о том, что идолопоклонники сами делаются подобными идолам – бесчувственными, лишенными ума. То же самое сообщается в 1518 ст. 134 псалма. В ст. 9 – 19 44 гл. Исаия говорит о ничтожестве идолов современных ему идолопоклонников 606 . Затем штундисты, в подтверждение своего отрицательного взгляда на иконы, указывают на речь св. апостола Павла в Ареопаге ( Деян.17:24–31 ); но из этой речи ясно видно, что апостол говорит о статуях богов из золота, серебра, мрамора и дорогих камней, находящихся в Акрополисе, на площадях и в афинских храмах 607 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

7. κα ωνετο νεφλη πισκιζουσα ατος ‘и явилось облако, осеняющее их’. Особую важность имеет ветхозаветный фон: Исх 13:21–22; 14:19–20,24; 16:10; 19:16; 24:15–18; 33:9–10; 34:5; 40:34–38 (здесь в ст. 35 у Семидесяти видим тот же глагол πισκιζειν ‘осенять’); Лев 16:2; Числ 9:15–23; Втор 5:22; Пс 78:14; 98:7; 104:39; 3 Цар 8:10–11; 2 Пар 5:13–14; Иез 10:3–4; Ис 4:5. Возможно, правы комментаторы, которые полагают, что ατος ‘их’ относится к Иисусу, Моисею и Илие, но не включает учеников. Выражение κ τς νεφλης ‘из облака’ предполагает, что ученики находятся вне облака. Облако — знак одновременно Богоявления и сокрытия Божественной тайны. κοετε ατο ‘Его слушайте’. Ср. Втор 18:15. Глагол κοειν ‘слушать’ имеет здесь то же очень сильное значение, что и евр. šma‘ в ВЗ, то есть ‘слышать и повиноваться’. Важно, что Моисей и Илия здесь не названы, — в лице Христа открывается высший авторитет (Мф 23:8). Бультман и его последователи полагают, что данный отрывок — переработка первоначального рассказа о явлении воскресшего Иисуса, однако, как указывалось многими, эта гипотеза не выдерживает критики: все рассказы о Воскресении начинаются с того, что Иисус отсутствует — но здесь Он присутствует с самого начала; во всех повествованиях о Воскресении в центре внимания находятся слова Христа — при Преображении Он не говорит ученикам ни слова; явление Моисея и Илии не имеет параллелей в рассказах о Воскресении — там появляются ангелы, причем не одновременно с Воскресшим. Некоторые другие комментаторы (например, Ломейер) думают, что Преображение — символическое повествование, которое воплощает богословское учение Церкви, но не имеет реальной исторической основы. Против этого можно сказать, что точное хронологическое указание в ст. 2 не может быть объяснено символически без крайних натяжек; обращение Петра ‘Рабби’ нигде не употребляется в НЗ, кроме Евангелий, и не было формой обращения к Господу в первоначальной Церкви; бытовое сравнение с белильщиком в ст. 3 и простодушное предложение Петра в ст. 5 трудно себе представить плодами символического мышления. Важно также, что апостол Марк не предлагает никакого истолкования смысла Преображения, а строго ограничивается изложением событий. Преображение, хотя и включает образы ВЗ и иудейской апокалиптики, выходит далеко за их рамки и должно рассматриваться как реальное событие и Божественное откровение, обращенное к ученикам — прообраз Воскресения и второго пришествия Христа, Его Слава, явленная в той мере, в какой они могли ее воспринять.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Православный: Есть ли в Писании иные символы? Священник: Есть, и во множестве. Укажу вкратце лишь те, что указывают на верующий народ, именуемый и агнцами ( Ис.40:11 ; Ин.21:15 ), и овцами ( Пс.77:52 ; Зах.13:7 ; Мф.25:33; 26:31 ; Ин.10:11–16; 21:16–17 ), и оленями ( Пс.17:34 ; Авв.3:19 ), и орлами ( Пс.102:5 ; Ис.40:31 ), и деревьями плодовитыми ( Пс.1:3 ; Иер.17:8 ), и смоквами ( Иер.24:2–8 ). Об обрядах же и о том, что они угодны Богу, прочтешь в следующих местах: Исх.37,38,39,40 ; Лев.8:6,7 , и Лев.12,13,14,15,16,17,18,36; 9:1–24; 23:17, 18,19 , как и во многих других. Глава 13. О посте Священник : Пост, по свидетельству святого Василия Великого , есть самая древняя заповедь, данная Богом. Ибо этот великий отец Церкви Христовой говорит: «Уважь древность поста. Он одного возраста с природой человека: пост узаконен в раю. Вначале Адам принял заповедь: от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте ( Быт.2:17 ) " 86 . Под словом «пост» мы понимаем полное или частичное воздержание от пищи и пития, и во всех случаях от никчемных дел и худых пожеланий. Он необходим как средство, содействующее молитве, победе над телесными похотями, примирению с Богом и стяжанию благодати Его 87 . Пост есть обуздание плоти и укрепление воли; пост есть образ покаяния, а значит, и орудие спасения. Пост есть наше поклонение Богу действием, ибо он жертва, приносимая Ему от любви и благоговения. Будучи умерщвлением тела, пост есть и способ самоусовершения, и видимый знак нашего желания уподобиться Богу и ангелам Его, не имеющим нужды в пище. «Пост дело Божие, ибо у Него нет нужды в пище» 88 . Пост, очищая тело и окрыляя душу, доставляет великую пользу обоим. Пост многократно предписан в Ветхом Завете (см.: Исх.34:28 ; Втор.9:18 ; Суд.20:26 ; 1Цар.7:6 ; Ис.58:3–14 ; Иоил.2:15 ), а о телесной его пользе особо сказано у Иисуса, сына Сирахова: Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни ( Сир.37:32–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010