Короче, всю общественную жизнь евреев закон стремился подчинить началу взаимного уважения, мягкости и сочувствия. Правды, правды ищи, – говорил он еврею; не извращай закона и не бери даров ( Втор.16:19, 20 ). Не должно быть неправды ни в суде, ни в мире, ни в весе при купле и продаже ( Лев.19:35, 36 ; Втор. 1:16,17 ). Проклят, кто нарушает закон справедливости, похищает права своего ближнего ( Втор.27:17 ). Особенной заботливости о бедных и несчастных братьях и сострадания к ним требовал закон от всех членов общества. Всюду в нем рассеяны внушения о необходимости попечения о сиротах, вдовах и бедных; все дышит в этих наставлениях отеческой попечительностью: ни вдовы, ни сироты не притесняйте, – не раз повторял законодатель ( Исх.22:22 ; Втор.10:18 ). Он запрещал дожинать поле до края и подбирать то, что оставалось от жатвы, как и собирать все плоды с дерев: нужно было, чтобы в изобилии владельца имели свою часть и бедные ( Лев.23:22 ; Втор.24:19,20 ). Он требовал, чтобы заем неимущему брату давался без роста ( Исх.22:25,26 ; Лев. 25:36,37 ) 337 . Всякий обязан был поддерживать упадающее благосостояние своего брата ( Втор. 15:7,8,11 ) и прощать долги бедным ради Господа (ст. 2). Все это, впрочем, касается только еврейской общины. Остается вопрос о воззрении еврейского закона на иноплеменников. Эта сторона социального быта у евреев, по–видимому, страдала выдающимся недостатком. Еврейское народное отчуждение и исключительность считаются фактом, не подлежащим сомнению; жесткость евреев в отношении к иноплеменникам, их международная необщительность составляли выдающееся явление, и в этом отношении евреи, по–видимому, не только не превосходили других народов, но и ниже их стояли. Таков обычный взгляд на социальное положение евреев среди других народов; но он может быть принят только условно и с ограничениями, иначе был бы односторонен и исторически неверен. Правда, что закон различает между братом евреем и иноземцем; таковы постановления о рабстве; таковы законы о взыскании долгов с пришельца и прощении их брату еврею ( Втор.15:3 ). Скажем более – закон требовал, чтобы еврей не смешивался с язычниками ( Исх.23:32; 34:12,15 ) и запрещал союзы с ними и браки; он даже предписывал явную вражду к иноземцам ( Чис.25:17; 31:2 ), а иногда требовал, чтобы побежденный народ был истребляем весь с женами и детьми ( Чис. 31:7,9,15,17 ; Втор. 2: 34; 3:6 ) и даже иногда со скотом и имуществом ( Нав.6:20 ; 1Цар.15:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Но если не говорит прямо против такого толкования, то, во всяком случае, свидетельствует о его односторонности употребленное в предыдущем стихе при дополнение («друг против друга»); точно такое же значение имеет и употребление в ст. 14 и 15 глагола в применении к «жене юности ( )». Келер, вероятно, по этим основаниям считает объектом не Иегову, а отдельных членов иудейского народа 1293 . По нашему мнению, ничто не препятствовало бы принять оба эти толкования, потому что в ст. 10 пояснено чрез ; но если нужно выбирать, то мы предпочитаем второе, а к Иегове тогда можно относить . § 90. . Имя значит «мерзость», «гнусность». Слово это имеет специальное приложение в области ветхозаветного культа и обозначает собственно то, что не должно никоим образом входить в какое-либо соприкосновение с культом Иеговы и не должно делаться и допускаться Его почитателями. Употребляется это слово, когда свящ. писатели говорят о почитании чужих богов ( Втор.12:31; 13:15; 17:4 ; 4Цар.21:2 ; Иез.8:6 sq: 16:2 sq.: Ездр.9:11 ), о принесении в жертву детей ( 4Цар.16:3 ; Иер.32:35 ), о заклинании мертвых и разного рода предсказаниях ( Втор.18:9 sq.; 4Цар.21:11 ), о педерастии ( Втор.23:19 ), о ношении одежды другого пола ( Втор.22:5 ), об идолах ( Втор.27:15; 32:16 ; Иез.7:20 : Ис.44:19 ), о порочных жертвенных животных ( Втор.17:1 ), о нечистых животных ( Втор.14:3 ), об идолопоклонниках ( Ис.41:24 ), о допущении язычников в число служителей храма ( Иез.44:6 sq.). Кроме того, ветхозаветные писатели и многие нравственные аномалии рассматривали, как нарушение интересов религии, и потому называли ; – здесь надо назвать прелюбодеяние ( Иез.22:11; 33:26 ), новую женитьбу на отпущенной жене своей, которая уже успела побывать еще замужем ( Втор.24:4 ), кровосмесительные браки и противоестественное распутство, особенно опять педерастию ( Лев.18:22, 26, 29; 20:13 ), обман ложною мерой и весом ( Втор.25:16 ) и мн. др. В данном случае оно, очевидно, употреблено пророком с тою целью, чтобы оттенить противорелигиозную тенденцию, которая заключается в браках с язычницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Законы и заповеди даны были Богом евреям по исходе их из Египта (7:22–23) и сохранялись не устно, а в писании (8:8). Возвещая будущие бедствия, пророк Иеремия пользуется пророчествами Моисея о страданиях от народа «грубого, с глухою и невнятною речью, с языком непонятным», от народа, который «издалека прилетит подобно орлу и будет все поедать» ( Иер.4:13,26–27;5:15;6:22–23 = Втор.28:18–32 ; Лев.26:31 ). Но когда народ в плену и рассеянии вспомнит о своих грехах и обратится к Богу, то Господь смилуется над ним, соберет из рассеяния и возвратит на родину ( Иер.12:15–16 = Лев.26:44–46 ). Вообще, в каждой главе и в каждой речи Иеремии можно найти множество указаний на Пятокнижие, его законы и историю 9 . Такой же характер носят и речи Иезекииля, бывшего священника. Так, особенно употребительное у Иезекииля сравнение идолопоклонства евреев с прелюбодеянием и изложение истории еврейского народа, как прелюбодейной жены (16и23гл.), основывается на терминологии Пятокнижия ( Исх.34:16 ; Втор.31:16 ; Лев.17:7 ). Подобно Иеремии, Иезекииль начинает историю духовного прелюбодеяния Израиля с исхода из Египта и странствования по аравийской пустыне (16:4–6;20:5–10), дарования синайского законодательства (20:11–20). Пророк вспоминает о клятве Господней, выраженной через Моисея «рассеять евреев по народам и странам» за нарушение Его законов и заповедей ( Иез.20:23–24 = Лев.26:33 ; Втор.28:64 ). Открытые Иезекилю храм и культ излагаются, хотя по местам и отлично от Пятокнижия и его законов, но языком и терминологией Пятокнижия, без пояснений, как общеизвестными 10 . И вообще, язык книги пророка Иезекииля носит, по общему мнению, все характерные особенности пророка-священника. Пророк Аггей упоминает об исходе из Египта и завете с народом ( Агг.2:5 ), о законах о чистоте (2:12–13=Лев.15гл.). Захария упоминает о постах (7:1–8), о словах закона (7:12), о проклятии и благословении Божием (7:14;8:13= Лев.26:4–10 ; Втор.28:3–5,16–17 ). Наконец, пророки Даниил и Малахия упоминают о Пятокнижии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Царь, глава нации, осуществляет функции главного судьи. Библия перечисляет дела, решенные Моисеем, Самуилом, Давидом, Соломоном ( Исх.18:13 ; 1Цар.7:15 ; 2Цар.15:2 ). До царской эпохи вождя звали «шофет», он являлся верховным правителем и судьей ( Суд.2:16 ). Вождь или царь, в руках которого находится юридическая власть, передает ее судьям и от их имени осуществляет законодательную политику. Если обратиться к военной субординации, пятидесятиначальник главенствует над четырьмя уровнями власти ( Исх.18:13–26 ; Втор.1:9–18 ). Наряду с судьями существовали советы старейшин, которые разрешали локальные споры ( Чис.35:24–25 ; Лев.4:15 ; Втор.19:12, 22:15, 25:7–8 ). Высшая инстанция, царь, священники и левиты выносили приговор в особенно важных случаях ( Втор.16:18–19 ). В царскую эпоху каждый город, кроме того, имел свой трибунал ( Втор.17:8–9 ; 2Пар.19:5 ). Кара за преступление падала на непосредственного виновника, в отличие от месопотамского обычая и других древних законодательств, предусматривавших наказание также и семьи подсудимого ( Втор.24:16 ; 3Цар.14:5, 6, 9:25, 21:1–14 ). Интересно, что не только человек, но и животное-убийца могло предстать перед трибуналом и подвергнуться суду ( Быт.9:5 ). Быка, убившего человека, забрасывали камнями, а мясо его запрещали употребить в пищу ( Исх.21:28–29 ). В случае, если женщина имеет половой акт с животным, обоих надлежало убить ( Лев.20:16 ). Сакральный характер права проявляется также в установлениях морали, которые не имеют отношения к жалобам граждан и вмешательству трибунала: их действие определяется непосредственно Всевышним, по воле которого «души делающих это (мерзости) истреблены будут из народа своего» ( Лев.18:29 ). Закон особенно непримирим ко всему, что имеет отношение к жизни людей: он сурово придерживается принципа «жизнь за жизнь». Вор, напротив, может быть приговорен только к возмещению пропажи в двойном размере (или пятикратном, в особенно серьезных случаях). Совсем иначе дело обстояло в Месопотамии, где кража каралась с исключительной суровостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серьезным доказательством подлинности Пятокнижия, в его законодательных отделах, служит характер и способ изложения в нем законов, характер хронологически-летописный, а не систематический. Так, писатель как бы день за днем излагает постепенно законы, соответственно тому, как по мере надобности и нужды они открывались ему Господом, а им сообщались народу ( Исх.18,20–23,35 ; Лев.10,16,24 ; Чис.3–4 ). При этом видно, что некоторые законы постепенно пополнялись и выяснялись частными постановлениями, вызываемыми различными нуждами времени и обстоятельств. Например, после сообщения закона о пасхе (Исх.12гл.) сообщается закон об удалении нечистых во время пасхи (Числ.9гл.). Богохульство было воспрещено ( Исх.20:7 ), а наказание за него было определено после по особому частному поводу ( Лев.24:10–16 ). Также сначала дан закон о субботнем покое ( Исх.20:10 ), а потом по частному случаю определено наказание за нарушение его ( Числ.15:32–36 ). Также постепенно выясняется закон о земляном наследстве ( Числ.26:33;27:1–11;36:1–12 ). Очевидно, на протяжении 40-летнего периода жизни Моисея могло не произойти подобных пополнений и пояснений, ясно отмечаемых писателем. Особенно естественно ожидать этого при сравнении Второзакония с предшествующими книгами, так как вызываемые пребыванием евреев в пустыне постановления оказывались невыполнимыми уже в обетованной земле и неисполнимое и ненужное в пустыне было необходимо и исполнимо в оседлой жизни. Этому соответствуют повествования и законы бытописателя, например, о праздниках. Жившим перед скинией и ежедневно являвшемся пред Господом евреям странствования не нужно было говорить, чтобы они и в праздники являлись перед Господом в одном определенном месте ( Исх.23:14–17;34:18–23 ; Лев.23гл.), а имевшим оседло жить по городам и селениям, часто вдали от скинии, нужно было заповедать приходить в праздники к одному определенному Богоизбранному месту ( Втор.16:7,15–16 ). В пустыне воспрещалось самовольно закалать животных в пищу ( Лев.17:1–5 ), а в Палестине невозможно уже было этого исполнять, и потому опускается это постановление ( Втор.12:13–16 ). Закон о городах убежища сначала излагается очень общо: кто ненамеренно убьет, может убежать в город убежища, который будет указан ( Исх.21:11–13 ); потом яснее назначается число городов убежища: 3 к востоку от Иордана и 3 к западу ( Числ.35:10–29 ), а наконец, по завоевании заиорданской страны и после определения владений заиорданских колен, определенно с указанием имен, означаются и города убежища ( Втор.4:41–43 ) и указывается даже дорога к ним ( Втор.19:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

792 – 2° Мужеская форма па‘аг здесь употреблена также 21 раз, вместо женской формы na‘arah’, отроковица. Эта последняя форма читается только один раз ( Втор.22:19 ), и вероятно, последняя буква, которая образует женский род, была прибавлена в этом месте переписчиком. Это отсутствие различия между мужеским и женским родами служит несомненным признаком очень глубокой древности, и переносит нас к состоянию языка мало усовершенствованного, которого не находят уже и следа во всех книгах, написанных позднее Моисея. To же следует сказать и об указательном местоимении lazeh, с членом halläzeh ( Быт.24:65; 37:19 ), которое находится в позднейших описаниях лишь в сокращении halläz ( Суд.6:20 ; 1Цap.14:1, 17:26, II (IV) 4Цар.4:25, 23:17 ; Дан.8:16 ; Зах.2:8 ). Указательное местоимение hä’el, жен. p. hä’elleh, читается только в Пятокнижии ( Быт.19:8,25, 26:3,4 ; Лев.18:27 ; Втор.4:42, 7:22, 19:11 ). Пятокнижие имеет еще другие грамматические формы, которые составляют его особенности. Когда два существительных соединены вместе, то первое связано со вторым чрез yod ( Быт.31:39, 49:11 ; Исх.15:6 ; Втор.30:16 ), конструкция древняя, от которой осталось только несколько следов в позднейшем языке; повелительное наклонение выражается чрез сокращенное окончание – п ( Быт.4:23 ; Исх.2:20 ); образование неопределенного наклонения имеет также особенность ( Быт.50:20, 31:28 ; Исх.18:18 ; Быт.48:11, 38:9 ; Числ.20:21 ) и т. п. 2 . Мы укажем лишь несколько слов и выражений, которые вышли из употребления после Моисея; ’abib, колос или месяц жатвы ( Исх.9:31; 13:4; 23:15; 34:18 ; Втор.16:1 ); – kibschan, печь ( Быт.19:28 ; Исх.9:8,10; 19:18 ); – kasas, считать ( Исх.12:4 ), откуда mekes, дан ( Числ.31:28,37:41 ) и miksah, счет ( Исх.12:4 ; Лев.27:23 ), и т. п., – ne’esaf’el’amma, приложиться к народу своему ( Быт.25:8,17; 35:29; 49:29,33 ; Числ.20:24; 27:13; 31:2 ; Втор.32:50 ), выражение, сокращенное в he’asef в Числах ( Числ.20:26 ), вместо которого встречаем уже в книге Судей ( Суд.2:10 ) ne’isäfel-’äboth, ne’esäfel-qebäroth (II, (IV) 4Цap.22:20; II Цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

А иные считали мерзостью запустения или статуи римских императоров Калигулы и Тита, которые были вносимы в Иерусалимский храм, и конную старую императора Адриана, поставленную па развалинах храма; или римских орлов и другие языческие изображения, которые были внесены в храм Пилатом, а при завоевании Иерусалима – воинами Тита; или римские войска, вторгнувшиеся в Иудею, потом в Иерусалим и, наконец, в храм, опустошившие Иудею, разорившие и осквернившие священный город и святыню его – храм; или языческое богослужение в храме Иерусалимском и принесение языческих жертв на жертвеннике этого храма; или и иудейские жертвы, но которые уже потеряли свое значение после принесения всемирной жертвы на Голгофе и которые были приносимы озлобленными против Христа и Его последователей и утратившими истинную веру Иудеями; или, наконец, антихриста. Разнообразие мнений чрезвычайное. Что же такое мерзость запустения? Оно означает различные нарушения нравственного закона и злодеяния, как гнусные в очах Божиих; напр., обвешивание ( Притч.11:1; 20:23 ), помышления злых ( Притч.15:26 ), лживые уста ( Притч.12:22 ), прелюбодеяние и другие тяжкие и гнусные чувственные преступления ( Лев. 18:22, 26, 29 ; Иез. 22:11 ). Это слово означает и, вообще, порочное состояние людей, а также и самих нечестивых людей: пред Господом есть мерзость (тоева) – путь нечестивых ( Притч.15:9 ), всякий надменный сердцем ( Притч.16:5 ), развратный ( Притч.3:32 ). Даже самые жертвы, приносимые людьми нечестивыми и лицемерами – мерзость (тоева) пред Богом ( Притч.15:8 ; Ис.1:13 ). Иногда тоева означает, вообще, нечестие, и нравственное, и религиозное вместе ( Иез.5:9; 18:13, 24; 22:2; 33:29 ; Иер.7:10 ). Но чаще тоева означает преступления против закона веры, злодеяния, возмущающие истинное религиозное чувство. Так, кощунник есть мерзость для людей ( Притч.24:9 ); для Бога – мерзость, если Ему приносят в жертву животное с пороком ( Втор.17:1 ), или жертвуют в храм плату блудниц и цену пса ( Втор.23:18 ); мерзость есть лжеучение или извращение закона Божия ( Иер.8:12 ). Особенно же часто, можно сказать, – постоянно, тоева означает язычество. Так, мерзостями называются постоянно языческие боги и кумиры их ( Втор.7:25:26; 27:15 ; Иез.6:9; 7:4, 9, 20; 11:18; 16:36, 43 ). Столь же часто мерзостями называется служение языческим богам и идолам и вообще, весь языческий культ. Различные отправления языческих культов суть мерзости (тоавот), если их совершают языческие народы. Для Бога мерзость то, что язычники делают своим богам ( Втор.20:18 ): мерзость, если они приносят в жертву сыновей и дочерей своих ( Втор.12:31 ), или проводят их чрез огонь ( Втор.18:9, 10 ); мерзость – их прорицание, гадание, ворожба, чародейство, обаяние, вызывание духов, спрашивание мертвых ( Втор.18:9 –12 ). Все, вообще, богослужение иноплеменных народов есть мерзость ( 1Ездр.9:1, 11 ), и сами народы эти – мерзость ( 1Ездр.9:14 ). Мерзостями называются те же языческие боги и кумиры, когда им служили Евреи, и самое служение им

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Израиль, народ Божий, долженствовавший быть святым, обременен беззакониями, сделался племенем злодеев, уподобился Содому и Гоморре, и за это исполнилось над ним с буквальной точностью пророчество Моисея: земля его опустошена, города сожжены, поля поедены чужими ( Ис.1:3–8; 3 ­­ Исх.19:6 ; Быт.19:24–28 ; Лев.26:33 ; Втор.28:33, 50, 51 ). Но за грозными пророчествами следуют утешения о спасении «святого остатка» согласно также пророчествам Моисея ( Ис.1 ­­ Втор.28:3; 30:15, 19 ). В последующих речах Исайи также видно влияние Пятикнижия. Например, Ис.6:5 : «погиб я, потому что видел Господа Саваофа» (­ Исх.33:20 ). Упоминается о переходе через «море Египетское» ( Ис.11:15 ) и о песни Мариами ( Ис.12 ­­ Исх.15 гл.). В 24– «окна небесной тверди разверзутся», как при потопе ( Быт.7:11 ). Пророк упоминает о книге Господней (34:16) с пророчествами об Эдоме, заключающимися в Пятикнижии ( Числ.24:18 ), и предвозвещает, что «один прогонит тысячу» ( Ис.30 ­­ Втор.32:39 ). Вообще в каждой главе и стихе Исайи видно Пятикнижие. Пророк Михей упоминает о Валаке и Валааме (6­­ Числ.22–24 глл.), о земле Немврода (5­­ Быт.10:10 ); уподобляет свои речи «дождю падающему на траву» (5­­ Втор.32:32 ), «судится» с народом словами Второзакония (6:1–3:13–16 ­­ Втор.28:10, 12 ). Также многочисленны цитаты у пророков Наума, Аввакума и Софонии. Пророк Иеремия, происходивший из священнического рода, постоянно воспроизводит в своих речах мысли и учение Пятикнижия. Он начинает свои обличительные речи воспоминанием о «днях юности» еврейского народа, его избрания и водительства по пустыне, описанных в Пятикнижии ( Иер.2 ­­ Числ.10–20 ). Израиль был тогда «святынею Господа», начатком плодов Его (2:3) – продолжает пророк пользоваться терминологией Пятикнижия ( Исх.19:6 ). Несмотря на то, что Господь чудесно спасал евреев во время странствования по пустыне, народ оставил Его, священники, на которых возложена была Моисеем преимущественная обязанность знать Божий закон и учить ему евреев, забыли его (2­­ Втор.33:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Израиль, народ Божий, долженствовавший быть святым, обременен беззакониями, сделался племенем злодеев, уподобился Содому и Гоморре, и за это исполнилось над ним с буквальною точностью пророчество Моисея: земля его опустошена, города сожжены, поля поедены чужими ( Исх.1:3–8;3:9 = Исх.19:6 ; Быт.19:24–28 ; Лев.26:33 ; Втор.28:33;50:51 ). Но за грозными пророчествами следуют утешения о спасении «святого останка» согласно также пророчествам Моисея ( Исх.1:19 = Втор.28:3;30:15,19 ). В последующих речах Исайи также видно влияние Пятокнижия. Напр. 6:5="" bg_data_title bg_bibrefs " data-title="" title="" > Исх.33:20 ). Упоминается о переходе через «море Египетское» ( Ис.11:15 ) и о песне Мариами ( Ис.12 =Исх.15гл.). В 24:18– " окна небесной тверди разверзнуться», как при потопе ( Быт.7:11 ). Пророк упоминает о книге Господней (34:16) с пророчествами об Эдоме, заключающимися в Пятокнижии ( Числ.24:18 ), и предвозвещает, что «один прогонит тысячу» ( Ис.30:7 = Втор.32:39 ). Вообще в каждой главе и стихе Исайи видно Пятокнижие. Пророк Михей упоминает о Валаке и Валааме (6:6= Числ.22 –24гл.), о земле Немврода (5:6= Быт.10:10 ); уподобляет свои речи «дождю падающему на траву» (5:7= Втор.32:32 ), «судится» с народом словами Второзакония (6:1–3;13–16= Втор.28:10,12 ). Также многочисленны цитаты у пророков Наума, Аввакума и Софонии 8 . Пророк Иеремия, происходивший из священнического рода, постоянно воспроизводит в своих речах мысли и учение Пятокнижия. Он начинает свои обличительные речи воспоминанием о «днях юности» еврейского народа, его избрания и водительства по пустыне, описанных в Пятокнижии ( Иер.2:2 = Чис.10–20 ). Израиль был тогда «святынею Господа», начатком плодов Его (2:3), продолжает пророк пользоваться терминологией Пятокнижия ( Исх.19:6 ). Несмотря на то, что Господь чудесно спасал евреев во время странствования по пустыне, народ оставил Его, священники, на которых была возложена Моисеем преимущественная обязанность знать Божий закон и учить ему евреев, забыли его (2:8= Втор.33:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

... 41:46а... 46:6 слл.; 47:27b, 28; 48:3–6; 49:1а, 28b; 50:12слл.; Исх.1:1–5, 7, 13 слл.; 2:23 аγв, 24сл; 6:2–12; 7:1–13, 19, 20аа, 21b, 22; 8:1–3, 11аδв, 12–15; 9:8–12; 12:1, 3–14, 28, 40 слл.; 14:1–4, 8а, 10 аδвγ, 15–18, 21аав, 22 слл., 26, 27аа, 28 слл.; 15:27; 16:1–3, 6 слл., 9–13а, 14ва, 16авγ–20, 22–26, 31а, 35b; 17:1ава; 19:1, 2а; 24:15в–8а; 25:1–27:19; 28:1–41; 29:1–37, 42b–46; 31:18; 35:1а, 4b–10, 36:2, 37:1–24; 38:1–7, 9–20; 39:1–31] 32, 43; 40:17, 33b, 34 Лев 9:1–24; Числ 2:1–34; 3:14–51; 8:5–10, 12–15 слл., 20; 9:15–18]; 10:11 слл.; 13:1–3а, 17аβ, 21, 25, 26а, 32; 14:1а, 2, 5–7, 10, 26–29аа, 35–38; 20:1аа, 2, 3b, 4, 6 слл., 8аβγвβ, 10, 11b, 12, 22, 23аа, 25–29; 21:4аа; 22:1b; 27:12–14а, 15–23; Втор.34 :1а, 7–9». В пользу этой позиции говорят следующие наблюдения: (1) В сюжетном построении Р g можно заметить несколько моментов «подготовки» к смерти Моисея, о которой сообщается во Втор.34:7 слл.: в особенности назначение Иисуса Навина преемником Моисея «требует» смерти Моисея ( Чис.27:12–23 ). Сцена из двух частей – «назначение преемника и смерть героя» (Моисей и Иисус Навин) соотносится с предшествующей сценой, также присутствующей в Р g – «назначение Елеазара преемником Аарона и смерть Аарона» ( Чис.20:22–29 ). (2) Втор.34:9 : «И повиновались ему (Иисусу Навину) сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею» – это заключительное замечание, которое сюжетно соотносится с Исх.6:9 , а структурно обыгрывает тексты Р Быт.6:22, 50:12 ; Исх.7:6, 12:28, 39:32, 43 . 2.22 Критика гипотезы о священническом происхождении Втор.34:7–9 (Л. Перлитт, К. Домен) Гипотеза о том, что Втор.34:7–9 принадлежит к числу текстов Р, долгое время считалась вполне убедительной. Однако Л. Перлитт (L. Perlitt, Priesterschrift in Deuteronomium?) и К. Домен (Ch. Dohmen, Kanon) подвергли ее критике и поставили под сомнение, основываясь на следующих трех наблюдениях: «1. В тексте Втор.34:7–9 нет признаков, однозначно указывающих на то, что он написан на т.н. языке Р; 2 . нет имманентных критериев для выделения ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010