Архив Пн Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре 16 августа 2010 г. 10:30 15 августа 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма во имя Живоначальной Троицы в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре , а затем возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Многочтимая матушка Елисавета! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником этой святой обители, потому что освящение главного храма словно завершает восстановление всего монастыря. Я хотел бы поблагодарить матушку Елисавету, сестер, благотворителей, благоукрасителей, жертвователей — всех тех, чьими трудами и средствами из праха, пепла, из мерзости запустения воздвигнута была сия обитель — как символ неумирающей веры нашего народа. По молитвам святого преподобного Сергия Радонежского и святого преподобного Стефана Махрищского пусть процветает этот край, пусть красота земная, что явлена в этих рукотворных храмах, отобразится в сердцах людей красотой небесной, красотой мысленной, красотой чувств, красотой действий. В сегодняшнем Евангельском чтении от Матфея повествуется о том, как один юноша спросил Господа, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную (Мф. 19, 16-26). И Господь перечислил ему заповеди — конечно, Спаситель знал все десять заповедей Моисея, но почему-то из десяти избрал только пять. Он ответил ему так: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать твою» — вот эти пять из десяти заповедей Моисея; а потом добавил: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Этой заповеди не было среди заповедей Моисея, но она содержалась в книге Левит (Лев. 19, 18), и Господь, присовокупляя ее к заповедям Моисея, завершает ею перечень Божественных требований к человеку, когда особым образом выделяет эту заповедь, явленную нам в Ветхом Завете, но ставшую самой главной заповедью христианского послания миру.

http://patriarchia.ru/db/text/1248668.ht...

© anna shvets/pexels Неврозы, депрессии, упадок сил — как нас «догоняют» последствия пандемии Психологи и психиатры — о том, как себе помочь 26 марта, 2021 Психологи и психиатры — о том, как себе помочь © anna shvets/pexels У 99% пациентов, перенесших коронавирус, отмечаются неврологические нарушения, тревога и депрессия, сообщил Минздрав. Прошел год с того момента, когда в России появился COVID-19. Мы смирились, переболели, привились. Но друзья, родные и незнакомые люди в соцсетях все чаще жалуются, что им плохо, их «догоняет». Что происходит с нами сейчас, с какими последствиями сталкиваются психиатры и психологи, и можно ли справиться с ними без помощи?   Это последствия тяжелого стресса Анна Хасина Анна Хасина, психолог: — Пандемия сформировала новую психологическую реальность. Никогда раньше на памяти ныне живущих людей не возникала ситуация, когда потенциально опасное для жизни заболевание было бы так широко распространено и повлекло бы за собой настолько масштабные социальные ограничения. В 2020–2021 году стресса было очень много! Страх заболеть коронавирусом и опасения за здоровье близких, вынужденная социальная изоляция, невозможность жить обычной жизнью, дистанционное обучение детей, потеря работы и просто изменения рабочего графика, — все это создавало очень напряженный, стрессовый фон. Кто-то справлялся со стрессом лучше, для кого-то стресса было слишком много. Согласно статистике ВОЗ, в мире примерно 20% людей подвержены неврозам, то есть страдают от сильных и не всегда контролируемых чувств — раздражительности, гнева, грусти, тревоги, застенчивости, уязвимости. Неврозы не относятся к психическим заболеваниям, в России эмоционально и психологически уязвимые люди часто не обращаются за помощью. Мы не знаем достоверно, какой процент россиян нуждался в психологической или медикаментозной поддержке до пандемии. Что известно точно — любые невротические состояния усугубляются на фоне стресса.   — Весной 2020 года, во время изоляции, одна женщина 30 лет буквально  билась головой о стены своей квартиры от страха и беспомощности. Прошел почти год, но до сих пор она начинает метаться по комнате от страха, как лев в клетке, как только вспоминает то время. Это тоже последствия стресса?

http://pravmir.ru/nevrozy-depressii-upad...

О христианской любви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 6 сентября, 2009 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 Мы так привыкли к словосочетанию «христианская любовь», мы столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. Фото: kruvasya OrthPhoto.net Мы так привыкли к словосочетанию «христианская любовь», мы столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. На новизну эту указывает Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди — о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее — мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь. И новую заповедь, возвещенную в Евангелии, мы поэтому все время подменяем старой — любовью к тем, кого мы уже и так по-человечески любим, любовью к родным, к друзьям, к единомышленникам. Но мы забываем при этом, что про эту — только природную, человеческую любовь в Евангелии сказано: «кто любит отца или мать сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37) и «кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26). А если придти ко Христу и означает исполнение Его заповедей, то, очевидно, христианская любовь не только есть простое усиление, распространение и «увенчание» любви природной, но коренным образом от нее отличается и даже противопоставляется ей. Она есть действительно новая любовь, подобной которой нет в этом мире.

http://pravmir.ru/chto-takoe-xristianska...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             Головна / / та Предстоятеля Церкви з Митрополитом Америки Канади Тихоном Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. для друку 30 2019 р. 22:11 30 2019 року в Данилового монастиря  Московського Кирила з Вашингтонським, Митрополитом Канады Тихоном . Прес-служба Московського , молдавська , Фотоальбоми Кирила з Митрополитом Америки Канади Тихоном за темою В МДА пройшла «Руська Церква До Московського Кирила» Вийшов у номер «Журналу за 2024 Первосвятителя: звершення виклики [Стаття] Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 У фотовиставка «Слово Час великих справ» Виставку Православ " я на представлено у У Смоленську фотовиставка «Слово Час великих справ» Балашихинський Миколай. Кирила на виклики [Стаття] Митрополита Америки Канади Тихона у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Представники Православних Церков взяли участь у на Американському " у Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону с 20-летием архиерейской хиротонии : та звернення] Предстоятель Церкви в Синодальну Церкви Начальник в Церкви взяли участь у у Горненському Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з ключовими словами Кирила – Собору та Кирила – Православна Церква в –   Кирил вручив Думи В.В. орден князя Олександра Невського Кирил звершив в Реутова Кирил взяв участь у Загальномосковському православному Президент В.В. Московського Кирила з 15-ю У 80-ту повного блокади Кирил взяв участь в на Санкт-Петербурга Кирил з Кирил з переможцями та призерами з богослов " я Кирил з губернатором Ямало-Ненецького автономного округу Д.А. Артюховим та Салехардським Кирила з Церкви Сходу на Мар Авою III Кирил Смоленський храм та каплицю на Смоленському Санкт-Петербурга  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5364787...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИНА [евр.  ,  ; греч. δεκτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д. впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, к-рый передал 10-ю часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт 14. 18-20; христологическое толкование см.: Евр 7. 4-9). Патриарх Иаков в Вефиле обещал отдать Богу Д. из всего, что имеет, если Он сохранит его в пути и поможет благополучно вернуться домой (Быт 28. 20-22). Несмотря на то что эти повествования, по-видимому, указывают на древнейшие центры принесения Д. (Иерусалим и Вефиль), они не могут свидетельствовать о том, что эта практика была регулярной или общеобязательной в подразумеваемый исторический период. Наиболее раннее свидетельство о регулярной Д.- слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4. 4; VIII в. до Р. Х.). В кн. Исход содержится предписание приносить начатки плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 26), но не уточняется, является ли Д. их частью или отдельным приношением (ср.: Втор 26. 1-14; Неем 12. 44). Согласно кн. Числа, левиты, не имеющие земельного надела, получают Д. за служение (Числ 18. 19-21). При этом они сами должны отдавать Д. священникам из всего, что получают, «десятину из десятины» (Числ 18. 26), «из всего лучшего» (Числ 18. 29). Согласно кн. Левит, Д. можно выкупить, приложив «к цене ее пятую долю» (Лев 27. 31). При отделении Д. запрещается подбирать скот по качеству или заменять одно животное другим, в противном случае и то и др. животное объявляются святыней и изымаются (Лев 27. 32-33). Наиболее подробные указания о Д. содержатся в кн. Второзаконие, согласно к-рой следует ежегодно отделять и вкушать «пред Господом», т. е. в святилище, от хлеба, вина, елея и первенцев крупного и мелкого скота (Втор 12. 17-18; 14. 22-23). В случае удаленности святилища разрешается продать урожай и скот, а на вырученные деньги купить около святилища все необходимое и разделить трапезу со своим семейством (Втор 14. 24-26). Каждый 3-й год Д. передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14. 27-29). При отделении Д. читается особая молитва (Втор 26. 13-15).

http://pravenc.ru/text/171766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАМНЕСИС [греч. νμνησις - воспоминание], термин, обозначающий в литургике одну из частей анафоры . В НЗ этим словом передано евр.   (память). Литургическое употребление термина «А.» обусловлено тем, что Господь Иисус Христос, устанавливая на Тайной вечере таинство Евхаристии , сказал: «Сие творите в Мое воспоминание [ες τν μν νμνησιν]» (Лк 22. 19). В отличие от употребления термина «А.» язычниками (поминовение умерших), к-рое встречается и в христ. текстах, в библейском и литургическом языке «воспоминание» обозначает живую связь Бога и человека; термин   и однокоренные с ним слова могут обозначать память Бога о Его народе и о данных ему обетованиях (Исх 32. 13), к-рую Он обещает сохранять и в будущем (Лев 26. 45), даже несмотря на отступление народа от Него (Иез 16. 58-60); память Израиля о Боге и о заключенном с Ним завете (Втор 8. 18), о Его имени (к-рое уже само по себе является воспоминанием о Боге - Исх 3. 15), о сотворенных Им чудесах и знамениях (1 Пар 16. 12), о Его заповедях (Числ 15. 39); богослужебные предметы и праздники установлены Богом, чтобы Его народ помнил о Нем; приношение пшеничной муки совершается для того, чтобы Бог вспомнил о принесшем (Лев 2. 1-2) (L. Ligier, C. Giraudo). Воспоминание событий прошлого, т. о., является обоснованием реальности происходящих в настоящем обращения к Богу и Его ответа (см. Память ). Все оттенки смысла слова «воспоминание» необходимо учитывать при толковании заповеди Христовой «Сие творите в Мое воспоминание», к-рая понимается как предписание совершать приношение хлеба и вина в Евхаристии, вспоминая Христа (и тем самым являя Его присутствие среди Его Церкви), и причащаться Его Тела и Крови; ап. Павел добавляет, что это приношение имеет также значение провозглашения Смерти и Воскресения Господа (1 Кор 11. 26) (L. Ligier). В связи с анафорой термин «А.» впервые встречается в «Диалоге с Трифоном иудеем» мч. Иустина Философа († 166), к-рый пишет, что приношение Евхаристии является воспоминанием («А.») страданий Господа и благодарением Богу (гл. 41, ср. гл. 117, см. также гл. 67 его «1-й Апологии»; Hänggi, Pahl. P. 68-74; рус. пер.: СДЛ. Т. 1. С. 40-44).

http://pravenc.ru/text/114706.html

Христос и самарянка Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:04 мин. Размер 6.6 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу. Вода в Палестине всегда имела особую ценность, прежде всего в засушливый летний период. Для того чтобы напоить население и скот, рыли колодцы. Рытье колодцев, вернее – выдалбливание в каменных породах водных цистерн, было настолько трудоемко и дорого, что этим заведовали сами князья или главы иудейских родов (см.: Чис. 21: 18). Такие выдолбленные в камне и оштукатуренные изнутри колодцы сохраняли свою прочность целыми столетиями и тысячелетиями. В настоящее время археологи находят на Святой Земле три типа древних колодцев: питаемые грунтовыми водами (по-еврейски «беэр» – см.: Быт. 21: 30), наполнявшиеся родниковой водой (по-еврейски «айин» – см.: Суд. 15: 19) и цистерны для дождевой воды (по-еврейски «бор» – см.: Лев. 11: 36). О важности колодцев говорит то, что по их именам назывались целые города. Например, Вирсавия (Беэр-Шева) – «колодец семикратной клятвы» (см.: Быт. 21: 31). Колодцы могли быть как в городах, так и вне городов, поближе к пастбищам (см.: Суд. 1: 15). Из-за колодцев нередко вспыхивали ссоры между пастухами (см.: Быт. 21: 25; 26: 17–22). Особенно ценились колодцы, наполнявшиеся родниковой водой, и поэтому они назывались «источниками живой воды» (см.: Быт. 26: 19; Иер. 2: 13). Питье воды из собственного колодца для ветхозаветных людей символизировало мир и спокойную жизнь (см.: Ис. 36: 16). Но уже в Ветхом Завете выражение «источник живой воды» могло пониматься как в прямом, так и в переносном смысле. «Источником жизни» могли называться уста праведника (см.: Притч. 10: 11) и разум благоразумного (см.: Притч. 16: 22). Напротив, лжепророков апостол Петр называл «безводными источниками» (2 Пет. 2: 17).

http://pravoslavie.ru/70776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова  , обозначающего преимущественно место для отправления культа. Слово досемитского происхождения, возможно от формы  ; с незначительными вариациями корень найден во всех семитских языках ( Schunk. P. 139, 140). Соответствующие слова др. семит. языков имеют первоначальный смысл «спина», «туловище животного» (в аккад. и угаритском), а также «высокое место» (в аккад.). В ВЗ также встречается   - спина, выя (Втор 33. 29; обратная сторона облака - Ис 14. 14; Иов 9. 8 (в нек-рых евр. ркп.)). Др. значения: «хребет», «возвышенность» (Втор 32. 13; 2 Цар 1. 19, 25; Ам 4. 13 и др.); «возвышенность для богослужения», «святилище», «жертвенник» (1 Цар 9. 12; 3 Цар 14. 23; Иер 48. 35 и др., в этом смысле ок. 80 раз в ВЗ);   как характеристика местности (возвышенность) становится термином, обозначающим место для отправления культа (ср. объяснение имени   в Иез 20. 28, 29); и, наконец, «стела» (камень Меши (KAI 181. 3); в LXX Лев 26. 30; Числ 21. 28; 33. 52). Естественная возвышенность как место расположения  предпочиталась еще в доизраильский период (Числ 21. 28) у ханаанеев, а также у др. народов, живших рядом с Израилем (Иер 48. 35; Ис 15. 2). В. необязательно нужно представлять как холмы или горы (хотя на них восходили и с них спускались - 1 Цар 9. 13, 14, 19 и 9. 25; 1 Цар 10. 5), они встречались и в долинах (Иер 7. 31); согласно Иез 6. 3, Господь обещает лощинам и долинам, так же как горам и холмам, что Он разрушит В. на них. Кроме В., расположенных в окрестностях поселений, существовали В. и в самих поселениях (3 Цар 13. 32; 4 Цар 17. 9, 29 и др.). Суммируя возможные этимологические значения, Р. де Во вывел формулу: «Идея чего-то выступающего на определенном фоне, выдающегося над плоскостью» ( Vaux. P. 284). Однако этимология слова по-прежнему остается неясной. Кроме того, ветхозаветные В. были рукотворными: их строили (3 Цар 11. 7: «...построил Соломон капище... на горе»; 14. 23: «...устроили... высоты и капища»; 4 Цар 21. 3: «...и снова устроил высоты, которые уничтожил отец его»; 2 Пар 21. 11: «...высоты устроил он на горах Иудейских»), уничтожали (4 Цар 23. 8: «...и осквернил высоты», «...и разрушил высоты»; 2 Пар 31. 1: «...и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее») или даже сжигали (4 Цар 23. 15: «...и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту»).

http://pravenc.ru/text/161089.html

Герман, митрополит Курский и Рыльский (Моралин Лев Геннадиевич) Дата рождения: 24 декабря 1956 г. Дата хиротонии: 28 марта 1993 г. Дата пострига: 8 марта 1984 г. День ангела: 11 июля Страна: Россия Биография: Родился 24 декабря 1956 г. в с. Ново-Языково Арзамасского района Арзамасской области. В 1975 г. окончил Арзамасское медицинское училище по специальности фельдшер. В 1975-77 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал по специальности и одновременно учился на историко-филологическом факультете Горьковского ГУ. С 1983 г. нес послушание иподиакона при Владимирском епархиальном управлении. 19 августа 1983 г. архиепископом Владимирским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона. Служил в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. 8 марта 1984 г. настоятелем Успенского собора архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество, 10 марта архиепископом Серапионом рукоположен во иерея. В апреле 1984 г. назначен настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Ликино Судогодского р-на Владимирской обл. Заочно окончил Московскую духовную семинарию . 20 января 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1989-93 гг. — настоятель в Покровском и Никитском храмах г. Юрьев-Польского. В 1991 г. назначен благочинным приходов Юрьев-Польского и Кольчугинского округов. 23 февраля 1993 г. Священным Синодом избран епископом Якутским и Вилюйским. Хиротония состоялась 28 марта 1993 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. С 1995 г. — епископ Якутский и Ленский. 25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа. В 2000 г. заочно окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт . 17 августа 2004 г. назначен архиепископом Курским и Рыльским. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 127 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Знаменского мужского монастыря г. Курска и Курской Коренной Рождества Богородицы мужской пустыни пос. Свобода Золотухинского района Курской области. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 62 ) назначен главой новообразованной Курской митрополии .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198083...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИШКА Лев (мирское имя Лука; ок. 1668, г. Ковель, ныне Волынской обл., Украина - 19.11.1728, с. Купичев, ныне Турийского р-на Волынской обл., Украина), греко-католич. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси. Род. в обедневшей семье западнорусских шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Кишек (герб Домброва). В 1683 г. поступил в новициат Троицкого мон-ря греко-католического ордена василиан в с. Бытень (ныне деревня Ивацевичского р-на Брестской обл., Белоруссия), где принес монашеские обеты. В 1687 г. отправлен на обучение в Греческую коллегию св. Афанасия в Риме. В 1693 г. он окончил папскую Урбанианскую коллегию в Риме, получил степень д-ра теологии и был рукоположен во пресвитера. В 1694 г. вернулся во Владимир-Волынский, где стал преподавать риторику в василианском училище при Успенском соборе. В 1696 г. вступил в братию василианского виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря ; в 1697 г. избран настоятелем. В том же году на конгрегации василиан в Бытенском мон-ре К. инициировал судебную тяжбу ордена с Полоцким архиеп. Маркианом Белозором и Пинским еп. Антонием Жолкевским, к-рые на основании привилеев, ранее полученных от польск. короля, претендовали на управление Виленским мон-рем и его доходами. 26 авг. 1698 г. конгрегация василиан в Бытене избрала К. секретарем ордена. С 1699 г. являлся настоятелем полоцкого Бельчицкого во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря , участвовал в конфликте с полоцкими иезуитами, к-рые пытались переводить униатов в лат. обряд и требовали от учеников василианского уч-ща при Софийском соборе г. Полоцка перейти в местную иезуитскую коллегию. К. отправил неск. писем в Рим, прося защитить полоцких униатов от гонений со стороны иезуитов, после чего конфликты прекратились. Митр. Л. Кишка. Гравюра из кн.: Батюшков П. И. Белоруссия и Литва. СПб., 1890 г. Митр. Л. Кишка. Гравюра из кн.: Батюшков П. И. Белоруссия и Литва. СПб., 1890 г.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010