19 . Анфир (21 ноября 235 – 3 января 236) 20 . Фабиан (236 – 20 января 250) 21 . Корнилий (6/13 марта 251– июнь 253) Новатиан (антипапа) (251 – 268) 22 . Луций I (июнь/июль 253 – 5 марта 254) 23 . Стефан I (12 мая 254 – 2 августа 257) 24 . Сикст II (30 августа 257 – 6 августа 258) 25 . Дионисий (22 июля 259 – 26 декабря 269) 26 . Феликс I (5 января 269 – 30 декабря 274) 27 . Евтихий (4 января 275 – 7 декабря 283) 28 . Гаий (17 декабря 283 – 22 апреля 296) 29 . Маркеллин (30 июня 296 – 24 октября 304) 30 . Маркелл I ( 3068 – 16 января 309) 31 . Евсевий (18 апреля 309 – 17 августа 309) 32 . Мильтиад (Мельхиад) (2 июля 311 – 10 января 314) 2. Признание и начало становления Папства 33 . Сильвестр I (31 января 314 – 31 декабря 335) 34 . Марк (18 января – 7 октября 336) 35 . Юлий I (6 февраля 337 – 12 апреля 352) 36 . Либерий (17 мая 352 – 24 сентября 366) Феликс II (антипапа) (355 – 358; 22 ноября 365) 37 . Дамас I (1 октября 366 – 11 декабря 384) Урсин (антипапа) (366 – 367) 38 . Сириций (15/22/28 декабря 384 – 26 ноября 399) 39 . Анастасий I (27 ноября 399 – 19 декабря 401) 40 . Иннокентий I (22 декабря 401 – 12 марта 417) 41 . Зосима (18 марта 417 – 26 декабря 418) 42 . Вонифатий I (28/29 декабря 418 – 4 сентября 422) Евлалий (антипапа) (29 декабря 418 – 419) 43 . Целестин I (10 сентября 422 – 27 июля 432) 44 . Сикст III (31 июля 432 – 19 августа 440) 45 . Лев I Великий (29 сентября 440 –10 ноября 461) 46 . Иларий (19 ноября 461 – 29 февраля 468) 47 . Симплиций (3 марта 468 – 10 марта 483) 48 . Феликс III (13 марта 483 – 25 февраля/1 марта 492) 49 . Геласий I (1 марта 492 – 21 ноября 496) 50 . Анастасий II (24 ноября 496 – 19 ноября 498) 51 . Симмах (22 ноября 498 – 19 июля 514) Лаврентий (антипапа) (498, 501–505) 52 . Гормизд (20 июля 514 – 6 августа 523) 53 . Иоанн I (13 августа 523 – 18 мая 526) 54 . Феликс IV (12 июля 526 – 20/22 сентября 530) 55 . Бонифаций II (20/22 сентября 530 – 17 октября 532) Диоскур (антипапа) (530.IX.22 – 530.Х.14) 56 . Иоанн II (31 декабря 532/2 января 533 – 8 мая 535)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Он несет светильник, имея масло в сосудах своих (см. Мф 25:1—10). Он силен могуществом своим, силен в Боге, он — борец против диавола, плодоносит Богу, чисто сердце его, он — храм Божий, святилище Святого Духа (см. 1 Кор 6:19), дом, построенный на камне (см. Мф 7:24—25). Он великодушен, кроток, разумен и смиренен. Он печалится по Боге, но чужд печали мира сего. Радуясь и веселясь о Господе, он пребывает в великом просторе. Он спокоен и спокойствие окружает его. Забывая о задних, он простирается вперед (см. Флп 3:13). Он совлекает с себя ветхого человека и облекается в нового (см. Кол 3:9—10). Он сносит поругание человеческое. Он — древо со сладким плодом, агнец незлобивый, он рассудителен в том, что касается добра. Он правдив во всяком деле и не глуп. Слово его соразмеренно, не уклоняется ни направо, ни налево. Он — свет внутри и снаружи; он посеян на добрую землю и приносит стократный плод (см. Мф 13:8). Он твердо держится, как лев. Он совершенен во всяком деле. 93. Вот такова благая часть, приобрети ее, сын мой. И не делай никакого дела без Бога. Будь подобен Марии в деле ее. 94. Если же не можешь стать Марией, последуй деланию Марфы (см. Лк 10:40), имея попечение о вещах божественных, служа святым. 95. Стань делателем такого делания, в каком устоишь до конца. Возложи руки свои на плуг и не озирайся вспять (см. Лк 9:62), но устремись вперед, восклицая и повторяя: “Не дам сна очам моим, ни веждам моим дремания, ни покой вискам моим, пока не найду места для Господа и жилище для Бога Иаковля” (см. Пс 131:4–5). 96. Ибо человек, ищущий Бога, не останавливается, пока Бог не услышит его, как написано “сей нищий воззвал, и Господь услышал его и от всех скорбей избавил его” (см. Пс 33:7). 97. Вот видишь, если человек обнищает ради Бога, то Бог вскорости услышит его. 98. Разве ты не слыхал, что Царствие Небесное подобно человеку купцу, который ищет прекрасных жемчужин и, найдя одну драгоценную, идет, продает все, что имеет, и покупает ее (см. Мф 13:45–46). 99. Если кто скажет, что не имеет что продать, то Он ответит тебе: “Пойди, откажись от желаний злого сердца твоего, чтобы купить себе драгоценный камень, то есть Духа Божия.

http://pravmir.ru/stefan-iz-fivaidy-slov...

Глава 4. Виды добрых дел 1. Во первых, Господа Бога любить от всего сердца, всей душей и всей силой (Лк. 10). 2. Потом – ближнего, как самого себя. 3. Далее – не убивать (Мф. 5). 4. Не прелюбодействовать (Лев. 19). 5. Не красть (Исх. 20). 6. Не похотствовать (Втор. 5). 7. Не лжесвидетельствовать (2 Петр. 2). 8. Почитать всех людей (Лк. 9). 9. Чего себе не желаешь, не делать того и другому (Тв. 4). 10. Отвергаться себя самого, чтобы следовать Христу (Мф. 17). 11. Тело свое умерщвлять и порабощать (1 Кор. 9). 12. Не искать утех (2 Петр. 2). 13. Любить пост (Деян. 1). 14. Кормить бедных (Тов. 4). 15. Одевать нагих (Исаии 58). 16. Посещать больных (Мф. 25). 17. Погребать мертвых (Тов. 1). 18. Помогать в беде (Еккл. 6). 19. Утешать в скорби (Еккл. 7). 20. Быть чуждым делам века (2 Тим. 2). 21. Ничего не предпочитать любви ко Христу (Мф. 10). 22. Не гневаться (Мф. 5). 23. Не злопамятсвовать (Еф. 4). 24. Не держать в сердце коварства (Прит. 12). 25. Не говорить « «мир» «, держа зло в сердце (Пс. 27). 26. Не оставлять любви (1 Петр. 1). 27. Не клясться, чтобы не нарушить клятвы (Мф. 5). 28. Изрекать истину и сердцем и устами (Пс. 14). 29. Не воздавать злом за зло (1 Сол. 5). 30. Не причинять обид, а причиненную переносить терпеливо (1 Кор. 6). 31. Любить врагов (Мф. 5). 32. Злословящих не злословить, а паче благословлять (1 Петр. 3). 33. Переносить гонение за правду (Мф. 5). 34. Не быть гордым (Тов. 4). 35. Ни винопийцей (1 Тим. 3). 36. Ни много ядущим (Сир. 37). 37. Ни сонливым (Прит. 20). 38. Ни ленивым (Прит. 24). 39. Ни ропотливым (Прем. 1). 40. Ни клеветником (Прит. 24). 41. Упование свое на Бога возлагать (Пс. 30). 42. Увидев в себе какое добро, Богу то приписывать, а не себе (Иак. 1). 43. Злое же почитать своим делом и себе то вменять (Осии 13). 44. Бояться дня судного (Иов. 31). 45. Страшиться геенны (Лк. 12). 46. Вечной жизни желать всем духовным желанием (Пс. 83). 47. Смерть каждодневном иметь перед своими очами (Мф. 24). 48. Дела жизни своей всякий час блюсти (Втор. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

1364–1376 Филофей Коккин (вторично) 1376–1379 Макарий 1379–1388 Нил 1389–1390 Антоний IV 1390–1391 Макарий (вторично) 1391–1397 Антоний IV (вторично) 1397 Каллист II Ксанфопул 1397–1410 Матфей 1410–1416 Евфимий II 1416 1439 Иосиф II 1440–1443 Митрофан II 1443–1453 Григорий III Мелиссин Стратигопул, Μαμμ 1450 Афанасий II 1453–1456 Геннадий II Схоларий в. Римские папы (до 1280 г.) Заимствовано с любезного разрешения правообладателя из кн.: Franzen А., Bäumer R. Papstgeschichte. Freiburg, 1975. S.445–447. 1 . Петр 64/67 (?) 2 . Лин 64/67–79 (?) 3 . Анаклет I 79–90/92 (?) 4 . Климент I 90/92–101 (?) 5 . Еварист 101–107 (?) 6 . Александр I 107–116 (?) 7 . Сикст I 116–125 (?) 8 . Телесфор 125–138 (?) 9 . Гигин 138–142 (?) 10 . Пий I 142–154/155 (?) 11 . Аникит 154/155–166 (?) 12 . Сотер 166–174 (?) 13 . Елевфер 174–189 (?) 14 . Виктор I 189–198/199 (?) 15 . Зефирин 199–217 (?) 16 . Каликст I 217–222 Ипполит 217–235 17 . Урбан I 222–230 18 . Понтиан 230–235 19 . Антер 235–236 20 . Фабиан 236–250 21 . Корнилий 251–253 Новатиан 251–258 (?) 22 . Луций I 253–254 23 . Стефан 254–257 24 . Сикст II 257–258 25 . Дионисий 260–267/268 26 . Феликс I 268/269–273/274 27 . Евтихиан 274/275–282/283 28 . Гай 282/283–295/296 29 . Марцеллин 296–304 30 . Марцелл I 307–308/309 (?) 31 . Евсевий 308/309–310 (?) 32 . Мильтиад 310/311–314 (Мельхиад) 33 . Сильвестр 314–335 34 . Марк 336 35 . Юлий I 337–352 36 . Либерий 352–366 Феликс II 355–358 († 365) 37 . Дамас I 366–384 Урсин 366–367 38 . Сириций 384–399 39 . Анастасий I 399–402 40 . Иннокентий I 402–417 41 . Зосим(а) 417–418 42 . Бонифаций I 418–422 Евлалий 418–419 43 . Целестин I 422–432 44 . Сикст III 432–440 45 . Лев I Великий 440–461 46 . Иларий 461–468 47 . Симплиций 468–483 48 . Феликс II (III) 483–492 49 . Геласий I 492–496 50 . Анастасий II 496–498 51 . Симмах 498–514 Лаврентий 498–506 52 . Гормизд(а) 514–523 53 . Иоанн I 523–526 54 . Феликс III (IV) 526–530 55 . Бонифаций II 530–532 Диоскор 530 56 . Иоанн II 533 535 (Меркурий) 57 . Агапит I 535–536

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos LXVII, 28//PG. 69. Col. 1156C:11–D:2; Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Genesim VII, De Dan//PG. 69. Col. 364B:6–10; Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Deuteronomium. De duodecim lapidibus albario illitis, 2//PG. 69. Col. 668A:2–8; Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Lucam XII, 24//PG. 72. Col. 740B:15–C:4. 44 Римский папа Лев I называл данным эпитетом Вселенские Соборы: Leo I. De haeresi et historia Eutychiana I, 9, 21//PL. 55. Col. 1191C:7–10; Ibid. I, 9, 23//PL. 55. Col. 1193A:16–19; Ibid. II, 6, 17//PL. 55. Col. 1280D:9–15. 45 Всего можно насчитать пять случаев подобных обращений: 1. Concilium universale Chalcedonense anno 451. II, 47//Acta conciliorum oecumenicorum (ACO)/hrsg. von E. Schwartz. Bd. 2.1.2. Berlin, 1933 ( r 1962). S. 15:30–34. 2. Concilium universale Chalcedonense anno 451. II, 51//ACO. 2.1.2. S. 17:8–14. 3. Concilium universale Chalcedonense anno 451. II, 57//ACO. 2.1.2. S. 20:17–20. 4. Concilium universale Chalcedonense anno 451. II, 57//ACO. 2.1.2. S. 22:23–26. 5. Concilium universale Chalcedonense anno 451. II, 64//ACO. 2.1.2. S. 23:5–9. 46 Concilium universale Chalcedonense anno 451. VI, 9, 3//ACO. 2.1.2. S. 141:24–26. «Βονιφτιος πρεσβτερος πλεως μης πχων τν τπον το δεσπτου μου το μακαριωττου κα ποστολικο νδρς τς οκουμενικς κκλησας πισκπου πλεως μης Λοντος ν τι συνδωι τος λληνιστ ναγνωσθεσιν πγραψα: –» 47 См.: Пашков Д. В. Пентархия патриархатов при императоре Юстиниане: предпосылки//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 23–39. 48 Ακριτδης Ν. Σ. Η ιστορικ γεωγραφα του Οικουμενικο Πατριαρχεου: Απο τον 9ο αι. μ.Χ. μχρι το 1453. Θεσσαλονκη, 2009. Σ. 29. 50 Правила IV Вселенского Собора. Правило 12//Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 2001. Т. 1. С. 363. 51 Justinianus. Novellae XXVIII, 2//Corpus iuris civilis/ed. G. Kroll, R. Schöll. Vol. 3. Berlin, 1895 ( r 1968). P. 213:31–214:13.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

V:19) И в другом месте: «что говорит (Сын), творит от Отца и с Отцом: ибо одно и то же, не подобное только но тоже самое хотение, действование и могущество Отца и Сына и Св. Духа (св. Иоан. Дамаск., Точн. изл. прав. веры, кн. 1, гл. 13, стр. 45, 46 и кн. IV, гл. 18, стр. 274). ); б) когда сказал: „Отец Мой болий Мене есть“ (Иоан. XIV:28), то сказал, сколько по личному отношению ко Отцу, как виновнику Своему („Здесь слово – болий сказано в значении причины. Поелику начало Сыну от Отца, поселу Отец и болий, как виновник и начало. Потому и Господь сказал так: Отец Мой болий есть, т. е. поколику Он Отец. Но слово – „Отец“ что иное значит, как не то, что Он ??? и начало рожденному от Него» (Св. Вас. Вел. кн. I против Евном., в Твор. св. отц. VII, стр. 56). Тоже говорят – св. Григорий Богослов (в Твор. св. отц. III, стр. 85), отцы собора Сирдийского (apud Theodoresm Н. Е. II, сар. 8) св. Златоуст (homil LXXV in Ioan. ad сар. 14 vers. 29), св. Епифаний (haeres. 69), св. Исидор Пелусиот (lib. III, epism. 334) и св. Иоанн Дамаскин (Точн. ??? прав. веры I, 8 стр. 23). ), столько же, и по Своему человечеству, которое без сомнения, ниже Божества („Когда Он говорит: Отец Мой, пославший Меня, болий Мене ест (Иоан. XIV:28), на???вает Отца больше Себя потому, что сан содедался человеком; но, как Слово Отца, Он равен Ему» (св. Афанас. Вел. слово о воплот. Бог Слове прот. ариан в Христ. чт. 1840, III стр. 171 – 172). Так же объясняют это место св. Амвросий (de fide III, сар. 4), св. Кирилл (ib Ioan lib. X), блажен Августин (de Trinim. 1, сар. 7. 9. 11) папа Лев (Epism ad Flanian. сар. 4.) и др. ); в) когда сказал: „восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему“ (Иоан. XX:17), – то сказал и как Сын Божий и как человек: ибо Бог есть Отец Его по естеству, а Богом Его соделался по домостроительству, поколику Сын принял на Себя человеческую природу, между тем, как по отношению к вам, наоборот, Богь есть Отец только по благодати, а Владыка и Бог по естеству (small> Говорит: восхожду ко Отцу моему и Отцу нашему, и Богу моему и Богу вашему (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

y Field’a к эт. м.. Сирский (Вальт. Ефр. Сир. и Чериани): — камень разделения. Таргум Ианафана: — камень веса — отвес, каковое значение имеет и еврейский термин (ср. Ис.34:11, — камень. в значении веса см. Втор.25:13, 15; Притч.20:10; Лев.19:36). Иерон. In Zach. ad. h. l. Migne t. 25. col. 1445. Ä lapis iste, id est massa, qui apud Hebraeos abdil scribitur, id est, stanneus ετυμολογειται αποχωριξων, id est, separans et secernens, ut quomodo stannum mixta et adulterata inter se per ignem metalla dissociat, ita Dominus verus probatoi et χωνευτης ab auro et argento bonorum operum aes vitiorum plumbumque secernet, ut purum aurum remaneat et argentum. Св. Ефрем Сирин; камень отделения, то есть камень оловянный, что употребляют строители для различения прямоты и косоты возводимых стен (Opp. omnia, ed. Kom. Орр. Syr. t. 2. p. 290). Феодорит: τον κασσιτερον π’ ετελεας νταθα тθεικεν ... διδασκων, οτι η παρα τν απστων ετελς τις νενομιζομενη κα σθενς.... (Opp. od. Sirm. 898. B) Феод. Мопс. τοτο λγει τν κασστερον λθον, τν περιεσομνην ατ (Ζοροβ). δηλν σχν πα, το θεο (Migne, 66. 532. Λ). 40 Слав.: в руку по-греч. χειρι. 41 Слав. приб. глаголя — λεγων, как Син. нек. Мин. и Альд. 42 Слав. яже предстоят — ο παρεστηκασι, как Син. Вульг. LXX Иерон. (qui assistant — 1445 D), мн. мин. Комил. Евр.: стоящие . 43 Вместо δρεπανον — LXX (Араб. Вальт.), Евр. Халд. Сир. (ср. Ефр. Сир.). Вульг. чит.: свиток — евр. LXX читали: . (Арм: δκον — бревно у Pars.). Ак. и Феод., но Иер. и Сирогекз: διφθερα — пергамин, кожа, — Симм: κεφαλις — в смысле главизны книжной — по Иерон. а по Сирогекз. Ελημα (См. Field ad h. 1. и Иерон. 1447. с.). Ср. Апок.14и др. 44 Разночтения: αυτο, αυτα, αυτους, αυτον, αυτω, нек. опуск. 45 Греч. Σεχενας, Евр. Шехания. 46 Греч. Ιεηλ и Ιεειηλ, Евр. Елам. 47 Место это приведено у св. Кирилла не везде с буквальною точностью. 48 Собственно: свинцовый . 49 Греч. и Евр.: поднимаемый или поднимающийся ξαιρμενον, но Слав., по-видимому, производит от ξαιρω, а не от ’Εξαρω, Иерон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3529...

   Итак, наша православно-кафолическая восточная церковь принимает и свято почитает слово Божие, не только сохранившееся в Свящ. Писании, но и в Свящ. Предании. Царское повеление имеет одинаковое значение, будет ли оно написано или передано словами. Тем более слово Божие имеет для нас равную силу, сохранилось ли оно в писании, или в предании, потому что ни от бумаги, ни от пера, ни от чернил оно получает свою силу, но от Бога, от Которого произошло. (Из кн. „Камень веры»). О Священном Писании 1. Молитва св. Иоанна Златоуста пред чтением и слушанием слова Божия    «Господи, Иисусе Христе, отверзи мои очи сердечные услышати слово Твое и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открой очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего: скажи ни безвестная и тайная премудрости Твоей. На тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего, не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словеса прочитаем, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме, и от Тебе есть всякое даяние благо, и всяк дар совершен».   2. Св. Писание    I. Понятие о Св. Писании. Под именем Св. Писания разумеются книги, написанные по вдохновению и откровению от Духа Божия чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Так как они написаны по повелению и слову Божию и вдохновению и откровению от Духа Божия, и содержат в себе законы, постановления и откровения Божии, то иначе называются откровением Божиим, словом Божиим, законом Божиим, книгою Закона (Исх. XXIV:3 – 4. Втор. XXXI:9, 24 – 36. Нав. XXIV:26. Иерем. XXX:2. Марк. VII:13. Иоан. X:34 – 35; XII, 34; XV, 25. Сн. Псал. CXVIII). Названия: завет, книга завета, в. и н. завет, начало и основание свое имеют в завете между Богом и человеками, как, в первобытном (Осии VI, 7), так и в последующие времена неоднократно повторявшемся (Лев. XXVI:42, 4546. Втор. IV:31), особенно во времена Моисея (Исх. XXIV:7 – 8; Втор. IX:9) и наконец в новом вечном завете во Христе (Мф. XXVI:28. Евр. VIII:8 – 10; IX, 1, 11 – 15; X, 14 – 17). Названия эти встречаются и в в. и в н. завете (Псал. XXIV:10, 14; XLIX. 5, 16; Сирах. XXIV:25 – 26; 1 Мак. I:57; 2 Кор. III:14). Название Библия не имеет для себя основания в Св. Писании в том смысле, в каком понимается слово это здесь. Слово это сделалось употребительным на востоке после. По словам св. Златоуста и Епифания, так в их время называли Св. Писание евреи (Злат. на Быт. Бес. 10 и на посл. Колос. IX. Епиф. Haeres. 29. Сн. Злат. Epism. ad. Rufin). Название это усвоено свящ. книгам для означения их превосходства пред другими книгами. У евреев книги в. завета известны под именем закона, пророков и Свящ. Писаний. Книги н. завета с самых первых веков известны в церкви под именем Евангелия и Апостола и к ним присоединяется Апокалипсис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬСИНГФОРССКАЯ ЕПАРХИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 10 , С. 567 опубликовано: 24 ноября 2010г. ГЕЛЬСИНГФОРССКАЯ ЕПАРХИЯ (в Финляндии) - см. Хельсинкская епархия . Рубрики: Финляндская автономная Православная Церковь Финляндская автономная Православная Церковь. Епархии Ключевые слова: Финляндская Православная Церковь Гельсингфорсская епархия (в Финляндии) - см. Хельсинкская епархия См.также: «AAMUN KOITTO» (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, офиц. орган Финляндской автономной Православной Церкви ЛЕВ (Макконен; род. 1948), архиеп. Хельсинки и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/161983.html

Лев.13:35 .  Если же после очищения его будет очень распространяться паршивость по коже, Лев.13:36 .  и священник увидит, что паршивость распространяется по коже, то священник пусть не ищет желтоватого волоса: он нечист. Лев.13:37 .  Если же паршивость остается в своем виде, и показывается на ней волос черный, то паршивость прошла, он чист; священник объявит его чистым. Проказа могла обнаруживаться не только на чистой коже, но и на коже с волосами – на голове и подбородке; это проказа – neteq, в роде известной чесотки или коросты, точнее: сикозиса. Признаки – те же, только цвет волос здесь изменялся не в белый, а в золотисто-желтый (zachob, Лев.13:30, 36 ), при чем волосы скоро совершенно выпадали. Испытание – 2 недели. Если на больном месте стали пробиваться черные волосы, то это было признаком выздоровления. Лев.13:40 .  Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист; Лев.13:41 .  а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист. Лев.13:42 .  Если же на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа; Лев.13:43 .  священник осмотрит его, и если увидит, что опухоль язвы бела или красновата на плеши его или на лысине его, видом похожа на проказу кожи тела, Лев.13:44 .  то он прокаженный, нечист он; священник должен объявить его нечистым, у него на голове язва. На плеши головы тоже могла появиться проказа; признаки – белая или красноватая опухоль на обнаженной части головы. Лев.13:45 .  У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Лев.13:46 .  Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его. Раз объявленный нечистым, прокаженный должен был немедленно облечься в костюм носящего траур и носить его в течение всей болезни: голова его была обнажена, одежда (на груди) разодрана, волосы на голове в беспорядке, подбородок подвязан и он должен, предупреждая чистых от осквернения, взывать: «тамэ, тамэ» ( «нечисть, нечисть!»), ср. Плач 4.15 . Этим уже предполагается заразительность проказы по древнееврейскому воззрению (в медицине об этом в древнее и новое время существовали два противоположных взгляда). По талмудистам, прокаженный, войдя в чистый дом, осквернял всех, там находящихся и все сосуды, исключая только покрытых или обвязанных (Мишна, Келим 1:4; Негаим 13:11). Так как одно прикосновение к прокаженному оскверняло, то прокаженный во все время болезни должен был жить отдельно от здоровых вне стана или города (ср. Чис 5.2–3 ; 4Цар 7.3 ; Лк 17.12 ) и особых, нарочито для прокаженных отведенных строениях. В позднейшее время, если прокаженный хотел посетить синагогу, храм, то он занимал особо отгороженное там место, и должен был первый войти в здание и последним выйти (Негаим, 13:12). Это талмудическое свидетельство, впрочем, мало согласуется с библейскими данными ( Лев.13; 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010