40. Срав. Мих. 4:1-3. 41. В слав. Иаковль соответствует греч. ακβ в 22, 23, 48, 62, 87, 91, 93, 97, компл., альд. и арм. изд., а в ват., алекс. и др, и евр. Ισραλ. Следуем слав. тексту и соотв. ему. 42. Т. е. до поселения евреев в Палестине, когда Ханаанская земля была «наполнена» идолами и волхвами. Лев. 18 и 20 гл.; Втор. 18:1-15. 43. Срав. Апокал. 6, 15. 44. Т. е. Господь совершить суд над всяким обидчиком. 45. По греч. ψηλν κα μετερων — букв. слав. высоких и превознесенных, но род. разделительный можно перевести и превосх. степенью винит. падежа. 46. Πν δνδρον βαλανου букв. всякое древо желудя. 47. Т. е. идолов. 48. Πασασθε μν — слав. оставите убо вам, т. е. перестаньте надеяться на человека Оскобл слав. убо — итак — нет соотв. в греч. т. А в западных изданиях и всего 22-го стиха нет. В изд алкс. код. он есть. 49. Сильного мужчину и сильную женщину. Злат. 50. κροατς — слушающий, понимающий и разьясняющий другим читаемое. Iak. 1, 22—25; Рим. 2:13. 51. βριστς — обманщик, так Златоуст разъясняет это слово; слав. ругатели неясно. 52. Πρακτορες — собирающие подати. 53. Καλαμνται — слав. пожинают, т. е. обирают дочиста ваше имущество, как жнецы на жатве собирают хлеб. 54. παιτοντες — жадные заимодавцы. 55. Слав. по долу оскобл., пот. что нет для него отдельного греческого слова, но слово σρουσαι — влекущия — предполагает длинное платье, разстилающееся по земле. 56. Παζουσαι ποσν — может быть имеется в виду особый способ женского кокетства или похвальбы походкою, а также: «неумеренные игры» (Вас. Вел.) и безстыдные танцы (Кирилл Алекс.). Еврейский текст допускает как кокетство походкою, так и ножные украшения: «цепочки на ногах». Синод. пер. 57. Оскобл. в слав. переводе на главе, нет соотв. в греч. т., но слово μπλκια — убор головных волос — предполагает вполне естественным это дополнение. 58. Μηνσκους — маленькия металлическия украшения, полукруглыя, похожия на луну. 59. Т. е. красками, румянами, и т. п. Василий. Вел. 60. Περιπρφυρα κα μεσοπρφυρα, т. е. сотканную из дорогой багряной материи одежду.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«И соблуди Оола от Мене, поклоняясь тельцу, и возложися... на Ассирианы, приближающыяся ей» ( Иез.23:5 ). Это говорится о Самарии. «И бысть поношение в женах... растлиша девство ея» ( Иез.23:10, 8 ). Самария прилепилась к Ассириянам, соседнему с ней народу, прилепилась и к идолам Ассирийским, потому что Ассириянам преимущественно старалась угождать; она любодействовала и растлила себя, прилепившись к идолам, поэтому и сделалась посмешищем для союзных городов. «И виде сестра ея Оолива... и блуд свой паче блуда сестры своея умножи... И видех, яко осквернися путь един обою» ( Иез.23:11, 13 ). Иерусалим, изображенный под именем Оголивы, видел, что Самария претерпела наказание, однако же сам предался любодейству с Ассириянами и не довольствовался любодейством с мужами, но даже пристрастился к изображениям мужей, написанных на стенах. «И виде мужы написаны на стене... препоясаны пестротами о чреслех своих, и превои крашеннии на главах их... и осквернися в них» ( Иез.23:14–15, 17 ), то есть с призванными на любовное ложе из Вавилона. «И внегда закаласте чада своя кумиром своим, и вхождасте во святая Моя в той день, еже сквернити я» ( Иез.23:39 ). Это говорится о женах Иерусалимских. Поэтому, обращаясь к пророку, Господь говорит: «приведи на них сонм» ( Иез.23:46 ), произведи суд за то, что детей, рожденных для Меня, сжигают огнем в жертву идолам своим. Глава 24 «И бысть слово Господне ко мне, в девятое лето, в месяц десятый, в десятый день месяца... сыне человечь, напиши себе имя дне сего, от негоже укрепися царь Вавилонский на Иерусалим... настави коноб, настави и влий в онь воду, и верзи в онь... заколение доброе и туки» ( Иез.24:1–4 ). Под образом коноба Бог представляет пророку Иерусалим, под образом заколения – жителей его, а под образом огня ( «возгнещу огнь») – врагов его ( Иез.24:10 ). «Не паде на нем жребий. Яко кровь его среде его есть» ( Иез.24:6–7 ). Не будут бросать жребий над Иерусалимом, но все, что ни есть в нем, дастся на разграбление. «Дах кровь его на гладцем камени, еже не покрыти ея» ( Иез.24:8 ), потому что грех их останется явным до того дня, когда постигнет их конечное наказание. После этого Бог возвещает пророку, что внезапно умрет жена его. «Се, Аз вземлю от тебе желания очес твоих в поражении, не восплачи, ниже возрыдай, ниже да приидут тебе слезы» ( Иез.24:16 ); «не обвивайся ...около уст своих» ( Лев.13:45 ), Бог говорит пророку о смерти жены его, чтобы смертью жены, названной желанием очей, изобразить сожжение святого храма, столь вожделенного душе всякого Иудея; Повелевает также, чтобы не было у него ни скорби, ни плача, и чтобы даже словом не обнаруживал он печали и сетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

И вообще, в ветхозаветных книгах выражение: «приносить жертву Господу» прилагается нередко к простым членам ветхозаветной церкви без указания, однако, на совершение ими самими жертвоприношений (как это ясно из 1Цар.1:3; 2:15 . Ср. 1Цар.1:21,25 ), а просто – постольку жертва приносилась от их имени и при некотором их участии (Сюда же относятся Лев.17:5 ; Втор.16:2 . Ср. Иез.45:17 и 46:2). Таким образом, на основании выражения – «Самуил вознес всесожжение» нельзя с уверенностью заключать, что Самуил сам совершил жертвоприношение. Далее, что жертвоприношение в Галгалах после победы Саула над Аммонитянами совершено не самим Са­муилом ( 1Цар.11:15 ), на это указывает множественная форма глагола: «при­несли жертвы» (мирные). Еще меньше представляется возможности заключать к совершению самим Самуилом жертвоприношений на основании библейского повествования в 1Цар.9:12–14 , так как здесь еще остается нерешенным вопросом: было ли жертвоприношением то, что было совершено на высоте. Правда, в русском переводе говорится: «сегодня у народа жертво­приношение» ( 1Цар.9:12 ), а указание на «высоту» располагает к мысли о жертвенном заклании, – но с таким представлением дела не гармонирует название в той же главе того, что совершалось на высоте «обедом» ( 1Цар.9:13 ), а равно указание на особого распорядителя (повара), которому было приказано принести назначенную для Саула часть ( 1Цар.9:23 ); кроме того, в оригинальном тексте Библии совершавшееся на высоте обозначено неопределенным термином , который может обозначать и обыкновенное заклание. В виду этого, нельзя сказать с уверенностью о данном событии, что это было жертвоприношение. Но если согласиться и с последним, то нет оснований думать, что Самуил сам принес эту жертву Богу. Участие при этом Самуила называется лишь «благословением» ( 1Цар.9:13 ), которое он мог преподать народу, как пророк, – тем более, что благословлять могли и мирские лица (Ср. 2Цар.6:18 ; 3Цар.8:55 ; Нав.22:6 ). Ср. Köhler’e Lehrbuch der bibl. Gesch. 2 Hälft, s.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Вся дни, в няже будет на нем язва, нечист сый, нечист будет: отлучен да седит, вне полка да будет ему пребывание (Лев. 13:45–46). Сюда принадлежат те, которые говорят: да ямы и пием, утре бо умрем (Ис. 22:13). Это слова людей, удалившихся от истины, еретическое мудрование, потому что еретики, желая подкрепить свое ложное мнение, стараются найти изречения и свидетельства из Божественных Писаний для развращения сердец послушных им. О них прекрасно и сильно выразился некто из святых, поучая и говоря: «Имея у себя такое начало, о котором пророки не проповедали, которому Господь не учил, которого апостолы не предали, они всеми мерами хвалятся, что узнали то лучше всякого другого, вычитав в неписанных книгах; и, взявшись, по пословице, вить веревки из песка, покушаются к сказанному ими приладить и достоверное, как-то: Господни притчи, или пророческие изречения, или апостольские слова, чтобы вымысел их не казался не имеющим свидетельства. Оставляя в стороне порядок и связь писаний, сколько можно, разрывая члены истины, переставляют и переиначивают слова, и, из одного делая другое, обольщают многих чем-то нескладно составленным из собранных вместе слов Господних. Если кто, взяв царское изображение, прекрасно и тщательно составленное умным художником из отличных мелких камней, уничтожив представленный вид человека, переставит и приведет в другой вид сии камни, сделав из них образ пса или лисицы, а затем об этом негодном произведении вздумает дать отзыв и скажет: «Вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник», — указывая на прекрасные камни, из которых первым художником сделано было царское изображение, а последним — дурное изображение пса, — и указанием на камни станет обманывать и уверять неопытных, не имеющих понятия о царском лице, что этот гнусный вид лисицы есть то самое прекрасное изображение царя, — то подобным же образом и эти люди сшивают бабьи басни, собирают оттуда и отсюда слова, изречения и притчи, и хотят по своим басням преобразовать словеса Божии» (Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

12:43–45. Иисус подразумевает, что, хотя Он и изгоняет нечистых духов, этот лукавый род приглашает еще большее их число снова вселиться в человека. Пустыня («безводные места») была, по представлениям евреев,естественным местом обитания бесов, а число «семь» традиционно ассоциировалось с ужесточением наказания ( Быт. 4:15,24 ; Лев. 26:18 ), поэтому слушатели прекрасно понимали Иисуса. 12:46–50 Истинная семья Иисуса См. коммент. к Мк. 3:31–34 . Верность семье и почитание семейных уз были настолько важны для евреев, что такие слова могли просто шокировать их. Многие еврейские учителя рассматривали заповедь о почитании отца и матери как самую важную в законе. Семейные отношения в Древнем мире определялись не столько родственными узами, сколько иерархией внутри клана, так что жены, и особенно дети (а в богатых домах – слуги), должны были подчиняться отцу, главе семейного клана. Иисус мог, таким образом, называть «матерью, братьями и сестрами» тех, кто повинуется Его Отцу. Отречение от членов своей семьи считалось столь отвратительным поступком, что даже само использование этого образа было оскорбительно для еврейской культуры. Кроме того, использование понятий, обозначающих родство (особенно «братья») в религиозном или символическом контексте, обычно истолковывалось как указание на этническую общность (братья-израильтяне). 13:1–9 Сеятель, семя и почва Раввины часто использовали в своих проповедях притчи, поучительные примеры, чтобы лучше донести до слушателей главную мысль. Эта типичная для палестинских евреев форма изложения учения встречается вНовом Завете только в учении Иисуса, что исключает вероятность создания этой книги позднейшей Церковью за пределами еврейской Палестины. Основное население Римской империи составляли сельские жители – земледельцы и скотоводы. Образованная элита игнорировала эту огромную часть общества, но содержание примеров, приводимых Иисусом, показывает, что Он уделял много внимания простому народу. Хотя Галилея изобиловаланебольшими городами и славилась двумя крупнейшими городами (Сепфорой и Тивериадой), большинство населения составляли крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Такая этика», говорит далее автор, нами цитируемый, «спутывает все понятия о добре и зле и дает самое ложное представление о добродетели и пороке, – представление, прямо противоположное тому», которое соответствует «чувству высшей человеческой нравственности»... (Эльпе: «Волчья этика и переживание приспособленнейших»; «Нов. Время» за 1897 г., 6-е Марта). 48 По вопросу о нравственных воззрениях Спенсера можно читать исследования: Мих. Селезнева: «Основы морали эволюционизма (критический этюд. Харьков. 1894 г.)»; Гюйо: цитов. выше «Истор. и крит. совр. анг. уч. о нравств.» (гл. X: «Герберт Спенсер»: стр. 177–202); проф. И.В. Попова: цитов. выше «Ест. нр. зак.» (§ IV: «Эволюционная теория морали»: стр. 106 и следующ.); Эльпе «Научн. письма»... (см. цит. в нашем 45-м примечан.); А. Фуллъе: цитов. выше (в 32-м примеч.) сочин.: стр. 13 и следующие до 46-й включит.); о. А. П. Мальцева: цитов. выше (в 4-м примеч.) сочин.; ч. 1, гл. XVI: «Спенсер»: стр. 153–190) и многих других (чит., напр., у нас выше: 32-е примеч.)... 49 С нравственным мировоззрением (ныне умственного больного) Фридриха Ницше знакомит его произведения: «Так сказал Заратустра» (1883–1885 г.) (есть и на русск. из., неполн. изд. в 1898 г.), «За пределами добра и зла» (6-е изд. 1896 г.), «О происхождении нравственности» (3-е изд. 1894 г.) и мног. друг. [они указываются в существующих на русск. языке произведениях: 1) проф. А. Риля: «Фридрих Ницше», как художнике и мыслитель» перев. с нем. Венгеровой, – Соб., 1898 г.; 2) проф. В.Г. Щеглова: «Граф Л.Н. Толстой и Фридрих Ницше. Очерк философско-нравственного их мировоззрения»; Ярославль, 1898 г.; 3) В. Преображенского: «Фридрих Ницше. Критика морали альтруизма» (в «Вопрос. Философ. и психологии»: г. III, кн. 15; 1892 г., стр. 115–160); 4) проф. Н. Я. Грота: «Нравственные идеалы нашего времени. Фридр. Нище и Лев Толстой» (в «Вопр. филос. и психол.»: г. IV, кн. 16; 1893 г., стр. 129–154. Н.Я. Грот пользуется последним из вышеназванных нами произведений Ницше); 5) и многих других, перечисление которых в настоящем случай излишне].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Святилище Иерусалима притягивало огромное количество народа и было баснословно богато. Левиты должны были это богатство охранять в роли привратных стражей. Они предупреждали кражи и профанацию ( 1Пар.6:33, 9:17–33, 16:37–42, 25, 26 ; 2Пар.5:12, 16:17, 20:19, 31:14, 34:8 ), а также несли ответственность за строительство и восстановление зданий ( 2Пар.24 ). Их доход составляла десятина. Требование закона, однако, не всегда соблюдалось: часто левиты так или иначе оказывались владельцами полей, от которых они получали доход ( Лев.25:32–34 ; Иез.45:5 ; Неем.13:10, 11:3, 11:15–18, 12:27–47 ). Алтарь Алтарь служит для принесения в жертву животных. По его стенам стекает искупительная кровь ( Иез. 41:22, 43:13 и далее). Все древние народы создавали алтари для жертвоприношений своим божествам. В Израиле необходимо различать народные алтари и «бамот» – святилища идолопоклонников, которые постоянно проклинались пророками. На месте народных алтарей вырастали порой мелкие святилища, которые во множестве упоминает Библия ( 1Цар.9:12–24, 7:17 ; 3Цар.3:4 ; 4Цар.23:12 и далее, 3Цар.12:31, 13:32 ). Авраам воздвигает такой алтарь в Алон-Море, близ Сихема в долине Мориа ( и др.). Эти алтари располагались, как правило, на возвышенности, что придавало им дополнительное величие. После постройки Иерусалимского храма эти места, священные деревья, стелы были приговорены защитниками единого культа, но их так и не удалось окончательно уничтожить. Обычно израильтяне делали алтари из земли, камня или бронзы. В Иерусалимском храме был золотой алтарь для воскурения благовоний ( Исх.30:1–10, 37:25–28 .). Самыми распространенными, конечно, были алтари из земли, но от них практически ничего не осталось – археологические свидетельства редки. Напротив, мы располагаем многочисленными примерами алтарей из камня различных форм: это круглые или квадратные камни, плоские, по углам могут располагаться рога, которые служили их сакральному назначению. Иногда они делались из нескольких камней или монолита, как алтарь, открытый в Асоре, который весит 5 тонн. Это «галгалы» 65 , которые Иаков воздвиг в Галааде ( Быт.31:46–54 ). Алтарь Иерусалимского святилища представлял собой квадрат из бронзы в 20 локтей и 10 локтей высотой, как сообщается в Паралипоменоне. Священники и животные поднимались туда по наклонной поверхности. Отсюда происходит еврейское слово, обозначающее жертвоприношение, «ола», подъем: животное поднималось на алтарь, и дым от его мяса возносился к небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

621 II/14,24. 622 II/14,25. 623 Речь здесь не идет о пятидесяти, ста или двухстах поклонах в день, но о пятидесяти, ста или двухстах «молитвах с поклонами»: каждая из этих молитв включала в себя собственно краткую молитву и один или несколько поклонов с целованием Креста. 624 II/14,26. 625 II/14,42. 626 II/14,43. 627 Лк. 10:42. 628 II/14,44. 629 II/14,45. 630 Ср. I/70 (359). 631 II/14,15. 632 II/21,1—3. 633 II/21,4—6. 634 II/5 (заглавие). Ср. II/1,75: «(Молись), когда ты ешь или пьешь, стоишь или сидишь, отходишь ко сну или делаешь что–либо, а также когда ты в путешествии или в обществе многих людей». 635 II/11,1—2. 636 Тема ковчега завета (ср. Исх. 26:10—22) как прообраза Креста развивается уже у Ефрема Сирина в «Нисибийских песнопениях». 637 Сир. qibota (ср. греч. kibvtobw). Тема ковчега завета играет важную роль в восточно–христианской анти–иудейской литературе VI—VII вв. 638 Т. е. народ израильский. 639 Ср. Числ. 10:35—36. 640 Ср. 1 Цар. 4:7. 641 II/11,3—4. 642 Ср. Ис. Нав. 7:6. 643 II/11,5. 644 II/11,5—8. 645 II/11,8. 646 Ср. Исх. 20:4; Лев. 26:1; Втор. 5:8. 647 II/11,11. 648 II/11,13. 649 Ср. Исх. 25:17. 650 II/11,15. Имеется в виду Нарсай. Беседа о Ковчеге 183—184: «Под крышкой Писание подразумевает человеческое естество Спасителя нашего». 651 Т. е. в ковчеге завета. 652 II/11,12. 653 II/11,13. 654 Образ Креста. 655 Ср. Ин. 2:19—21. Христологический язык этого текста соответствует традиционной восточно–сирийской терминологии. 656 II/11,12. 657 II/11,15—16. 658 II/11,17—19. 659 II/11,21. 660 II/11,21—22. 661 II/11,24—26. 662 II/11,30—34. 663 В современных храмах Ассирийской Церкви Востока на ступенях, ведущих в алтарь, размещается специальный каменный престол, называемый «Шкинта» (Шехина): на нем полагаются крест и Евангелие. В ассирийских храмах нет икон и распятий; основным символом, используемым повсеместно, является простой четырехконечный крест. 664 II/5 (заглавие). 665 Ср. 3 Цар. 18:42. 666 II/14,46. 667 II/4,4—9. 668 I/56 (289). 669 II/5,16. 670 II/11,17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Но именно грех и есть тот всеразрушающий всеотравляющий яд, который отвне превнесен в человека. Потому проказа в Моисеевом законе признается главным символом греха. Пораженный проказою должен быть отделен от всякого сообщения с чистыми, ходить в разодранных одеждах, с непокрытою головою, с завязанным ртом, как олицетворенный грех и живая проповедь о покаянии, и к томуже слышать одно название: нечистый, нечистый ( Лев.13:45–46 ). Священное Писание не только показывает, что каждый человек разделяет грехи и бедствия всего рода человеческого, но учит нас видеть явление Божественной правды в грехах каждого человека, особенно в его смерти. Писание представляет ее не как зло сотворенное вместе с человеком, изображает ее не как естественный процесс, неразрывно соединенный с бытием человечества, но как наказание Божие вообще для всех людей, и в особенности для каждого человека ( 1Петр.4:6 ). Даже в болезни есть нечто противное нашей природе, к чему мы привыкаем с трудом, и потом страх смерти и то решительное упорство, с каким сознание человека стремится отдалить от себя смерть, как нечто неестественное, как нечто чуждое и враждебное его высшей природе и его духовному существу, может служить удостоверением, что смерть и прекращение существования тела, это болезненное разрешение, это насильственное разоблачение души, не есть натуральный процессу, установленный в самом начале Богом. Эта смерть с своим непроницаемым сокровенным мраком не может быть естественною для человека, созданного по образу живого Бога ( Прем.1:13–2,24 ). Даже более, на смерть можно смотреть, как на нечто отлучающее человека от общения с Богом, как это указано было народу Израильскому в Моисеевом законе посредством различных постановлений об очищении. Тот, кто каким то ни было образом приходил в соприкосновение с мертвецом, считался нечистым, т.е. неспособным участвовать в общении всего народа с Божеством. Главная мысль, которую эти постановления внушали народу, была та, чтобы признавать и чувствовать всю неестественность смерти, все противоречие ее намерениям Господа Бога, Который создал человека для жизни, а не для смерти. Потому и Писание свидетельствует: смерть есть возмездие за грех ( Римл.6:23 ). Духовная смерть души, ее отлучение от Бога неизбежным следствием своим имеет смерть тела; потому что неизбежность смерти возникла только от греха. Так и в Св. Писании напоминание о смерти не есть только простое напоминание о бренности, не есть скорбный плач, но напоминание о возмездии за грех, о виновности и о суде. Все страшные последствия греха оно называет временною и вечною погибелью, смертию ( Римл.6:20–21 ; 1Кор.15:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

    12:43—45. Иисус подразумевает, что, хотя Он и изгоняет нечистых духов, этот лукавый род приглашает еще большее их число снова вселиться в человека. Пустыня («безводные места») была, по представлениям евреев,естественным местом обитания бесов, а число «семь» традиционно ассоциировалось с ужесточением наказания (Быт. 4:15,24; Лев. 26:18), поэтому слушатели прекрасно понимали Иисуса.     12:46—50 Истинная семья Иисуса    См. коммент. к Мк. 3:31—34. Верность семье и почитание семейных уз были настолько важны для евреев, что такие слова могли просто шокировать их. Многие еврейские учителя рассматривали заповедь о почитании отца и матери как самую важную в законе.    Семейные отношения в Древнем мире определялись не столько родственными узами, сколько иерархией внутри клана, так что жены, и особенно дети (а в богатых домах — слуги), должны были подчиняться отцу, главе семейного клана. Иисус мог, таким образом, называть «матерью, братьями и сестрами» тех, кто повинуется Его Отцу. Отречение от членов своей семьи считалось столь отвратительным поступком, что даже само использование этого образа было оскорбительно для еврейской культуры. Кроме того, использование понятий, обозначающих родство (особенно «братья») в религиозном или символическом контексте, обычно истолковывалось как указание на этническую общность (братья-израильтяне).     13:1—9 Сеятель, семя и почва    Раввины часто использовали в своих проповедях притчи, поучительные примеры, чтобы лучше донести до слушателей главную мысль. Эта типичная для палестинских евреев форма изложения учения встречается вНовом Завете только в учении Иисуса, что исключает вероятность создания этой книги позднейшей Церковью за пределами еврейской Палестины.    Основное население Римской империи составляли сельские жители — земледельцы и скотоводы. Образованная элита игнорировала эту огромную часть общества, но содержание примеров, приводимых Иисусом, показывает, что Он уделял много внимания простому народу. Хотя Галилея изобиловаланебольшими городами и славилась двумя крупнейшими городами (Сепфорой и Тивериадой), большинство населения составляли крестьяне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010