В 1872 г. в селе открывается земское одноклассное училище. В 1874 г. в училище обучались 34 мальчика и 7 девочек, в 1876 г. количество учеников значительно сокращается, до 23 человек, а в последующем вновь возрастает, в пределах, от 35 до 40 человек ежегодно. Известно, что в 1897-1903 г.г. попечителем училища был купец Константин Николаевич Яковлев, а законоучителем священники Никанор Васильевич Драницын (1872-1902), Павел Изюмов (1902-1903 г.г.). Учителями в училище работали: Троицкий (1872-1876), Альбов (1876-?), Лидия Геннадьевна Марина (1897-1902), Мария Николаевна Саладьева (1897-1898), Елизавета Васильевна Назарова (1898-1900), Ариадна Леон. Каллистова (1901-1903). При чем М.Н. Саладьева по штатному расписанию была 1-й учительницей, а Л.Н. Марина до 1901 г. помощником учителя, а затем 1-й учительницей. В 1903 г. училище преобразуют в двухклассное училище Министерства народного просвещения. В течение первого учебного года попечителем училища являлся купец Константин Николаевич Яковлев, а затем вводится должность - почетный блюститель училища. В 1904-1908 г.г. почетным блюстителем училища был действительный статский советник Николай Семенович Суворов, затем в течение четырех лет должность была вакантной, а в 1912-1917 г.г. должность блюстителя занимал Ан. Ив. Скворцов. В 1903-1917 г.г. заведующим училища являлся Николай Яковлевич Колосов, законоучителями - священник Никанор Васильевич Драницын (1902-1907), священник Василий Прокошев (1909-1917). Учителями - предметниками работали: Мария Яковлевна Яковлева и её помощник Клеопатра Геннадьевна Дробышева (1903-1904), Иван Николаевич Серов (1904-1906), М.Г. Беликова (1906-1907), В. Григорьев (1907-1910), В.А. Суворов (1910-1911), Александр Лаврентьевич Боголепов (1911-1913), Николай Иванович Матасов (1913-1914), Нина Федоровна Белицкая (1914-1917). Около 1898 г. в с. Зашугомье открывается Троице-Зашугомская одноклассная церковно-приходская школа. В 1899-1902 г.г. заведующим и законоучителем школы был священник Павел Изюмов, затем Закон Божий преподавали священники Николай Лебедев и Николай Воскресенский. Светские предметы вели учителя Марина (до 1904 г.) и Парасковья Касторская. В 1908 г. в школе преподавал один учитель, обучались 37 детей, и предполагалось число учащихся увеличить до 84.

http://sobory.ru/article/?object=03097

В текущем году на средства церковного старосты, потомственного почетного гражданина Александра Николаевича Дружинина (племянника почившего Немирова-Колодкина), совершена была капитальная промывка, чистка и поправка всего храма, с заменою некоторых ветхих и простых вещей новыми, дорогими и изящными, так что на всех довольно больших и многочисленных иконах этого храма теперь массивные, дорогие и художественно исполненные на собственной фабрике Немировых-Колодкиных сребро-позлащенные ризы. Освящение храма с поздней литургиею и накануне всенощное бдение было совершено местным о.Благочинным, протоиереем Троицкой в Вишняках церкви А. А. Доброгорским со священниками — Троицкой в Лужниках церкви А.С. Воскресенским и местным — Н.Мячиным, при диаконе Храма Христа Спасителя Сокольском. Во время причастного стиха священником Мячиным было сказано приличное торжеству слово, в котором проведена была параллель между радостным приветствием прав.Елизаветы «откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне», — радостными чувствами древних подвижников Иверского, на Афоне, монастыря, получившими чудесно на море явившуюся икону Богоматери, — радостной же встречей в 1648 году, 13 октября, жителями Москвы с Афона принесенной копии (списка) со святой иконы Иверския и, наконец, радостными чувствами прихожан и храмолюбцев, что Богоматерь в своей местночтимой чудодейственной иконе находится в этом храме не 3 месяца, а уже сто лет». В 1893 году был несколько изменен облик храма — появились встройки между боковыми притворами главного храма и восточными стенками приделов. В воскресение 30 октября 1899 года в храме Иверской Божией Матери был освящен придел в честь вмч. Георгия Победоносца. Этот придел был отделан на средства почившей прихожанки Лебедевой. Трехъярусный иконостас вновь вызолочен, стенная живопись возобновлена. За правым клиросом помещена пожертвованная одним из прихожан больших размеров икона с изображением Святых, нетленные мощи которых почивают в Москве. Вверху иконы помещено изображение Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенном окладе с драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иверской_...

Вскоре И. скончался от холеры в Ахтырском во имя Святой Троицы монастыре , во время посещения епархии. По распоряжению Московской синодальной конторы отпевание и погребение И. в правом приделе белгородского Троицкого собора совершил свт. Тихон Задонский. Сковорода, посвятивший И. одно из своих стихотворений, писал: «Был пастырь просвещен, кроток, милосерд, незлобив, престол чувства, любве светильник» ( Сковорода С. Г. Сад Божественных песней// Он же. Повне зiбpahhя mbopib. К., 1973. Т. 1. С. 85). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 36. Д. 184: 1755-1759. Л. 16-18. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 172, 605-608, 618; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 128; Аскоченский В. И. Киев с его древнейшим уч-щем - Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 127-128; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 32-34; Анатолий (Ключарёв), архим. Белгород и его святыня//Курские ЕВ. 1884. 9. С. 465-466; Смирнов В. А. История Новгородской ДС//Новгородские ЕВ. 1894. 15. С. 693; 18. С. 870; 1895. 3. С. 156-164; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 84; он же. Заботы Новгородских владык о семинарии в 1745-1806 гг. и созданная ими семинарская б-ка//Новгородские ЕВ. 1899. 22. С. 145-147; Лебедев А. С. Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 125-141; он же. Сведения о нек-рых архивах духовных ведомств в губерниях Курской и Харьковской//Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. Х., 1902. Т. 13. С. 129-137; Харьков: Его прошлое и настоящее/Собр. и изд.: А. Н. Гусев. Х., 1902. С. 95; Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской ДС. Пг., 1917. С. 165-167; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская ДС и традиции Киево-Могилянской академии: (К вопросу о характере межцивилизационных контактов)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 11-13 нояб 1998 г. Новгород, 1998. С. 103-106; Ящук О. В., Люпий Т. В. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 366-367; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/578098.html

еп. Таврический и Симферопольский; † 17.08.1893 Арсений (Брянцев) епископ, рукоположен с 17.05.1882 по 28.03.1887 еп. Рижский и Митавский; † 28.04.1914 Сергий (Серафимов) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.04.1887 по 5.12.1887 еп. Вятский и Слободской; † 13.04.1902 Митрофан (Невский) епископ, рукоположен с 14.02.1888 по 12.07.1890 еп. Пензенский и Саранский; † 23.05.1899 Николай (Налимов) епископ, рукоположен с 5.08.1890 по 24.10.1892 еп. Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии; † 13.07.1914 Выборгские епископы Нектарий (Надеждин) епископ, рукоположен с 13.09.1859 по 29.09.1860 еп. Нижегородский и Арзамасский Иоанникий (Руднев) епископ, рукоположен с 12.06.1861 по 12.01.1864 еп. Саратовский и Царицынский; † 7.06.1900 Иоанн (Соколов) епископ, рукоположен с 17.01.1865 по 13.11.1866 еп. Смоленский и Дорогобужский Григорий (Медиоланский) епископ, рукоположен со 2.02.1867 по 21.08.1868 еп. Пензенский и Саранский Павел (Лебедев) епископ, рукоположен с 8.09.1868 по 29.08.1869 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Тихон (Покровский) епископ, рукоположен с 14.09.1869 по 16.08.1871 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Палладий (Ганкевич) епископ, рукоположен с 22.08.1871 по 28.09.1873 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии; † 13.01.1893 Гермоген (Добронравии) епископ, рукоположен с 8/21.10.1873 по 9.09.1876 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии; †17.08.1893 Варлаам (Чернявский) епископ, бывший еп. Тотемский, викарий Вологодской епархии с 9.09.1876 по 26.07.1880 еп. Минский и Туровский Нестор (Метаниев) епископ, бывший еп. Аксайский, викарий Донской епархии с 8.09.1880 по 31.10.1881 еп. Смоленский и Дорогобужский; † 25.07.1910 Анастасий (Добрадин) епископ, рукоположен с 6.06.1882 по 28.09.1882 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии; † 1.05.1913 Сергий (Серафимов) епископ, рукоположен с 5.12.1882 по 24.04.1887 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии: † 13.04.1902 Антоний (Вадковский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исследование о месте Сарая, столицы Кипчаковской орды. Состояние Православной Церкви в Кипчаковской орде. Путевые заметки о г. Петровске//Записки Казанского университета за 1842 – 1843 гг. Церковная археология (в рукописи). Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 23–27, 213. И горев А. Воспоминание о преосвященном Иакове. Лебедев П. Воспоминание о преосвященном Иакове. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 246, 247. Погожев E. Н. (Поселянин E.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8 ). – Пг., 1917, т. 6. – С. 364–379. Воскресенский. Многоскорбный ученик преподобного Серафима, игумена Павло-Обнорского монастыря, Иоасаф в схиме Серафим. – Вологда, 1914. – С. 76. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 600, 607, 1023. Архангелов С. А., протоиерей. Наше пастырство (памяти протоиерея Розанова Н. И.). – СПб., 1913. – С. 10. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 176–178. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 274. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 58, 73. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 807. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 274. Жизнь преосвященного Иакова, архиепископа Нижегородского. – СПб., 1857.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 450-454; Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 38-40; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 19-21; Ключевский. Древнерусские жития. С. 322; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68; Строев. Списки иерархов. Стб. 997-998; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 316-317; Машезерский И. Родина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//Олонецкие ЕВ. 1899. 2. С. 26; Зверинский. Т. 1. С. 109. 95; Т. 2. С. 259. 1035; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-450; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По житиям святых. М., 1966. С. 59-60; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера. Л., 1969. С. 94-95; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Понырко Н. В. Житие Корнилия Палеостровского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 368-369; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском мон-ре. СПб., 1996. С. 6, 9-10, 19; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399. 198; С. 453. 226; Т. 2. С. 150. 285; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 214-218, 223-226; Ратшин. Мон-ри. 2000. С. 378-379; Дмитриева (Амелина) Т. П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья//Очерки ист. географии: Северо-Запад России. Славяне и финны/Ред.: А. С. Герд, Г. С. Лебедев. СПб., 2001. С. 326; она же. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 61-62; Олонецкая епархия: Страницы истории/Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001. С. 101-104, 188; Буланин Д. М. Библиогр. дополнения//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 707; Кожевникова Ю. Н. Заштатные мон-ри Карелии: Результаты и последствия секуляризационной реформы 1764 г. (На примере Палеостровского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря)//Кижский вестн. Петрозаводск, 2005. Вып. 10. С. 31-45; она же. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Святые Новгородской земли, или История Святой Сев. Руси в ликах X-XVIII вв./Ред.: иером. Сергий (Логаш). Новг., 2006. Т. 1. С. 513-515; Савинова Л. И. Палеостровский мон-рь: История, значение и память//Краеведческие чт.-2007: Мат-лы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. И. А. Федосовой (21 апр. 2007 г., Медвежьегорск). Петрозаводск, 2007. С. 66-71; Пигин А. В. К вопросу о старообрядческом почитании святых Обонежья (Корнилий Палеостровский и Диодор Юрьегорский)//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2013. Вып. 5. С. 251-269.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Оригинальных богословских исследований в «Н. е. в.» практически не было, но постоянно печатались статьи и заметки: о пастырском служении (впервые был опубликован труд еп. Андроника (Никольского; впосл. архиепископ, сщмч.) «Станем добре, станем со страхом, вонмем: (Письма архиерея к иереям)» (1910. 13-21)); о богослужебной практике (напр., «Как принято поступать и вести себя до и после сказывания проповеди» иером. Митрофана (Землянского; впосл. епископ Елецкий) (1901. 1. С. 74-79)), в т. ч. статьи по гомилетике свящ. Г. Яковцевского; о церковном пении и гимнографии (Церковное осмогласие и его теоретическое основание//1897. 5. С. 314-325; Знаменный роспев (большой)//1897. 14. С. 904-922; Семиография: Очерк истории развития муз.-певч. знаков//1900. 20. С. 1292-1308; Подобны и стихиры самогласны//1900. 23. С. 1493-1496) регента и композитора А. М. Покровского ; «Заметка о церковном пении в г. Новгороде» П. П. Абрамовича (1894. 19. С. 927-933) и др.; по церковному искусству (в т. ч. «Об иконе Софии, Премудрости Божией (Новгородской)» В. С. Арсеньева (1898. 15. С. 988-995), а также речи А. А. Дмитриевского (Значение Новгорода в истории рус. искусства//1913. 3. С. 86-90) и А. И. Яцимирского 4. С. 115-126) при открытии 3 янв. 1913 Новгородского церковно-археологического об-ва); по истории миссии, напр. «Краткий очерк миссионерских трудов митр. Московского Иннокентия» иером. Николая (Орлова; впосл. архимандрит) (1899. 5. С. 345-351), а также публиковались многочисленные миссионерские материалы (собеседования со старообрядцами и с сектантами, поучения, статьи и заметки по истории раскола и сект) архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ), свящ. Н. Словцова, иером. Евдокима (Мещерского), свящ. С. Рябчикова, архим. Варсонофия (Лебедева; впосл. епископ Кирилловский, сщмч.) и др. Статьи о рус. писателях помещались в журнале, как правило, к юбилейным датам, напр. «Личность Гоголя как писателя и христианина» преподавателя ДС В. Ф. Соколова (1902. 6. С. 307-327). Множество статей и заметок нравоучительного и апологетического характера, а также относящихся к жизни иных епархий заимствовалось из др. церковных и светских изданий. Из местных материалов интересны заметки под рубрикой «Хроника епархиальной жизни», пространные описания путешествий по епархии правящих архиереев (напр., «На духовной страде: Обозрение высокопреосв. архиеп. Арсением [Стадницким] церквей и монастырей» в 1912-1916), юбилейные статьи и некрологи, библиографические заметки.

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Представление г. директора поступило к г. обер-прокурору Св. Синода много ранее, чем поступило прошение Крестовоздвиженского причта. 164 Поэтому, когда последнее было назначено к слушанию в Св. Синоде, были представлены справки о земле Крестовоздвиженской церкви, которыми установлено, что церковная земля, на которой живет Крестовоздвиженский причт и намерен производить постройку, бесспорно принадлежит Крестовоздвиженской церкви, и Николо-Ваганьковская церковь не может иметь на эту землю никаких прав. Прошение г. директора оставлено без последствий и постройка разрешена 165 . 2 декабря 1898 года последовал на имя благочинного Пречистенского сорока протоиерея И. М. Лебедева указ Москов. Дух. Консистории следующего содержания: «Определением Консистории, утвержденным Его Высокопреосвященством, положено: принимая во внимание, что, несмотря на просьбу г. директора музеев, Св. Синод разрешил постройку с израсходованием на это до 41,000 р., что земля Николо-Ваганьковской ц. еще в 1814 г. приписана вместе с церковью к Крестовоздвиженской ц., что оная земля с 1814 г. и до настоящего времени находилась в спокойном, бесспорном, непрерывном и добросовестном владении и пользовании причта Крестовоздвиженской ц., что г. директор никаких документов на принадлежность этой земли Румянцевскому музею не представляет, что по закону церковные земли остаются навсегда неприкосновенною церковною собственностью и ограждаются от всяких посторонних притязаний, что присутственным местам запрещается перевершивать свои собственные решения, а также отменять решения других мест, им равных, или им неподчиненных – в силу состоявшегося 27 декабря 1897 г. решения Московского Епархиального Начальства, утвержденного Св. Синодом 28 апр. 1898 г. – ходатайство г. директора Румянцевского музея о приостановке дальнейших работ по возведению построек на земле быв. Николо-Ваганьковской церкви–отклонить» 166 . В сентябре 1899 г. церковный дом был отделан, но не вполне, тем не менее, в нем поселились священник и диакон, а в старом доме устроены помещения для псаломщиков и просфорницы. Так как постройка обошлась дороже, чем предполагалось по смете, то на покрытие сверхсметного расхода Духовная Консистория разрешила употребить заимообразно из церковных сумм 700 рублей и 2300 руб. из причтового капитала. Но и этот добавочный капитал не покрыл всей передержки расхода, и церковь осталась должна подрядчикам свыше 4000 рублей, каковой долг предположено погашать постепенно из остатков чистого дохода с дома и также могущими оказаться свободными церковными суммами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Что касется храма в Тишково, то в 1794 году на территории тишковской усадьбы П. А. Собакина, на средства её владельца была построена церковь во имя Спаса Нерукотворного в псевдоготическом стиле. Кирпичная, с белыми оштукатуренными деталями, крестообразная в плане, она завершалась декоративной башней с конусообразным покрытием. Углы обработаны пилястрами с пинаклями. Порталы и окна со стрельчатыми обрамлениями. По сторонам порталов по паре колонн, соединенных стрельчатыми арками. Над порталом волюты с полукруглыми выступами в форме башенок. Высокая четырехгранная колокольня с розасами и стрельчатыми входами увенчана шатровым покрытием с пинаклями по углам. Внутреннее убранство классическое. Обрывчатые сведения из некоторых архивных документов позволяют считать, что в церкви находился трехъярусный иконостас, в верхней части которого была икона Спаса Нерукотворного. В 1794 году церкви было подарено большое многоярусное паникадило её устроителем Петром Александровичем Собакиным. В феврале 1913 года оно и ещё два малых были похищены, о чем свидетельствует протокол заседания комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества от 13 марта 1913 года. Вместимость храма была рассчитана на 150 человек. Приход включал верующих из селений (деревень) Тишково, Михалево, Марьина Гора, Белозеры, Утешкино, Численность населения в этих селениях (деревнях) в 1899 году составляла более 400 человек. Приходили на богослужения и из других близлежащих деревень. Храм был освящен в честь Спаса Нерукотворного. После постройки храма за Тишковом закрепился статус села и к нему прибавилось наименование «Спасское». Село стало называться «Тишково-Спасское». 27 августа 1854 году в храме состоялось венчание молодого ученого – ботаника Андрея Бекетова (1825-1902 гг.) с дочерью Г.С.Карелина – Лизой Карелиной, будущей бабушкой поэта Александра Блока. Храм Спаса Нерукотворного в 19 веке несколько раз ремонтировался и постепенно утрачивал первоначальный архитектурный вид. Это вызывало беспокойство у Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского архитектурного общества. Сохранились архивные документы – протоколы осмотра храма в 1906 году: «Протокол 8 заседания от 15 апреля 1906 года. Председательствовал К. М. Быковский. Обсуждалось заявление г. Лебедева о том, что каменная церковь в селе Тишково Московского уезда построена в 1794 году. За последнее время она несколько раз ремонтировалась и в настоящее время предполагают её ещё раз ремонтировать, что просит обратить внимание общества на этот храм. Постановили: просить З. И. Иванова тщательно осмотреть храм в селе Тишково и о результатах доложить комиссии.

http://sobory.ru/article/?object=04533

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010