Это служит объяснением тому, что в 1937 году папа Пий XI осудил как коммунизм, так и фашизм за их враждебное отношение к церкви и религии. Энциклика «Divini redemptoris» была вызвана не только антикоммунизмом, но и паническим ужасом, ибо, как считал папа, возникла страшная угроза вероятности коммунистической мировой революции: после Советского Союза к власти могут прийти коммунисты в Мексике, Франции и Испании. Такая сознательная или неосознанная фальсификация сути антифашистского Народного фронта была порождена стремлением Ватикана удержать католиков от демократической сплоченности, от союза с революционными силами. Энциклика явилась тяжелым ударом по тем прогрессивным католическим силам, которые, исходя из христианских принципов, считали возможным, более того, необходимым добиваться сплочения с Народным фронтом. Энциклика категорически исключала возможность такого сплочения: «Будьте осторожны, Достопочтимые Братья, чтобы верующие не оказались обманутыми. Семена коммунизма плохие. Ни в каких сферах с ним нельзя сотрудничать, если мы хотим спасти христианскую культуру» (подчеркнуто мной.- Е. Г.). Таким образом, основная цель состояла в том, чтобы отделить от Народного фронта католические массы, удержать их от присоединения к нему и тем самым воспрепятствовать их участию в борьбе с фашизмом. После того как Пий XI в энциклике «Mit brennender Sorge» выступил с протестом против преследования немецкой католической церкви, заклеймил тоталитарные системы и осудил расистские законы и расовые преследования, во всем мире это пробудило большие чаяния и надежды. В 1938 году папа создал комиссию, состоящую из теологов, для разработки проекта энциклики, осуждающей расовую дискриминацию и антисемитизм. Это не могло не вызвать в кругах Ватикана впечатления, что Пий XI намерен более решительно выступить против нацизма и фашизма, более четко отмежеваться от фашизма. Подходящим для этого поводом могла бы явиться 10-я годовщина подписания Латеранских соглашений (11 февраля 1939 года). Однако люби вший юбилеи тяжело больной папа унес свои намерения и планы с собой в могилу; 10 февраля он скончался, и осуждение не состоялось. (Скорее порождением фантазии журналистов, чем реальным ходом событий, можно считать версию, согласно которой папу убил, сделав ему по поручению Муссолини смертельный укол, домашний врач Пия XI доктор Петаччи. Якобы дуче хотел таким образом сорвать запланированную папой акцию. Действительно, доктор Петаччи был отцом любовницы Муссолини - Клары Петаччи; по всей вероятности, Петаччи, находясь в окружении папы, шпионил в пользу фашистов.)

http://sedmitza.ru/lib/text/441701/

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Ватикане введен обязательный «зеленый пропуск» 21.09.2021 11:15 Версия для печати Фото с сайта Vatican News Ватикан, 21 сентября. Президент Папской комиссии по государству граду Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло обнародовал постановление, касающееся введения обязательного санитарного пропуска на территории Ватикана. Начиная с 1 октября вход на территорию города-государства будет возможен только при наличии цифрового ватиканского «зеленого пропуска» либо зарубежного сертификата о вакцинации, справки о выздоровлении от COVID-19 или справки о негативном результате теста на COVID-19, передает Русская служба Радио Ватикана . Новое правило распространяется и на здания, расположенные в экстерриториальной зоне и перечисленные в 15 и 16 статьях Латеранских соглашений (среди них, в частности, здания куриальных ведомств, некоторых Папских учебных заведений и коллегий).   Без наличия «зеленого пропуска» возможно только посещение богослужений: время посещения ограничено продолжительностью службы. Срок действия новых правил не указан – уточняется, что они приняты «до новых предписаний».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Южной Италии политическое положение складывалось неблагоприятно для папства. С целью осуществления своих сюзеренных прав папы стремились воспрепятствовать формированию крупного и единого норманнского государства. Однако в начале XII века норманны, опираясь на прочные позиции в Сицилии, приступили к фактическому захвату папских владений в Южной Италии и к созданию своего государства. Поэтому ставленник Франгепанов папа Гонорий II (1124-1130) начал войну против норманнского герцога Роже II, владевшего Сицилией. В ходе боев папа попал в плен к норманнам, и из-за отсутствия вооруженной силы, а также поддержки со стороны императора он не смог воспрепятствовать созданию единого норманнского государства, опирающегося на Сицилию. Укреплению норманнского государства в значительной степени способствовало то, что в Риме григорианское папство оказалось во временном кризисе. Город стал ареной новых партийных боев. После смерти Гонория II партия Франгепанов избрала папой Иннокентия II (1130-1143), а другая, противостоящая ей аристократическая партия Пьерлеонов - выходца из своей семьи Анаклета II (1130-1138). Норманны поняли, что из этого раскола они могут извлечь выгоду. В обмен на вооруженную поддержку Анаклет II в Беневентском соглашении сделал герцога Роже II королем Сицилии, Калабрии и Апулии, а норманнское королевство признало сюзеренные права папы. В то же время Иннокентий II получил поддержку со стороны германского короля Лотаря III, за что папа в 1133 году короновал его в императоры. Затем в течение десяти лет шла борьба между императором и норманнским королем, в которой североитадьянские торговые города принимали участие на стороне папы и императора (так как южные торговые города являлись их конкурентами). В 1137 году скончался поддерживавший папу император Лотарь III, и Роже вновь одержал верх. Иннокентий же попал в плен к норманнам; после смерти антипапы он был вынужден признать норманнское королевство и благодаря этому смог вернуться в Рим. Для преодоления раскола Иннокентий II в 1139 году созвал II Латеранский (10-й вселенский) собор. На соборе норманны и их ставленник - папа были преданы анафеме, и, таким образом, было восстановлено единство и осуществлен возврат к григорианским идеям. Однако покой был недолгим, Рим вновь и вновь восставал против правления пап.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

Большая часть положений трактата касалась территориальных вопросов. Территория нового гос-ва составляла 44 га, и папа Пий XI объяснял это желанием показать, что «наместником Иисуса Христа движет не земная жадность, а только сознание того, меньше чего невозможно требовать; ибо некоторый территориальный суверенитет есть условие, всеми признаваемое, необходимое для всякого настоящего суверенитета с юридической точки зрения, а следовательно, нужен некоторый минимум территории, достаточной для опоры этого суверенитета» ( Montesquiou-Fezensac. 1936. P. 14). Помимо этого, приложениями 2 и 3 определялся статус 20 комплексов зданий за пределами Ватикана (папские базилики Рима и примыкающие к ним строения, дворцы (палаццо) ряда конгрегаций Римской курии, здания папских ун-тов, папская резиденция в Кастель-Гандольфо и др.), среди к-рых 12 комплексов получали право экстерриториальности, не могли быть изъяты и освобождались от налогов, а остальные 8 освобождались от возможности изъятия и налогообложения без права экстерриториальности. К трактату также прилагались: чертеж, определяющий границы гос-ва-города Ватикан; чертежи зданий, получающих право экстерриториальности; чертежи зданий, освобожденных от налогообложения; финансовая конвенция. Согласно финансовой конвенции, Италия обязывалась выплатить Папскому престолу 750 млн итал. лир и выдать 5% облигаций на сумму в 1 млрд лир (итоговая сумма тех средств, к-рые должны были выплачиваться ежегодно по Закону о гарантиях, но не принимались Папским престолом). Конкордат определил положение Римско-католической Церкви в Италии, ее права и привилегии, отношения с итал. законодательством и т. д. Первая группа статей (статьи 1-2) частично повторяла и дополняла статьи трактата, касавшиеся статуса Римского папы, гос. статуса католицизма, свободного и независимого осуществления Папским престолом духовной власти, самостоятельной юрисдикции в церковных вопросах, свободы сообщений Папского престола (среди прочего было упразднено право «placetum regium», т. е. обязательное согласие светской власти на публикацию указов, писем, булл и др. документов Папского престола). Итал. правительство обещало запрещать все то, что противоречило священному характеру Рима как местонахождения Римского папы и центра католич. мира.

http://pravenc.ru/text/2463153.html

На Западе и в Америке есть практика обращения в суд по самым ничтожным поводам: дети жалуются на родителей, соседи устраивают между собой тяжбы из-за слишком раннего пения петуха, из-за кошки, подкопавшей на грядке ценное растение. В России по таким бытовым причинам подают иски либо профессиональные юристы, либо сумасшедшие. Широкого распространения правовая практика у нас не имеет, это свидетельствует о том, что в России проблемы предпочитают решать по-дружески, по-родственному, не привлекая к этому государство. Причина этого заключается либо в опасении государственной судебной системы, либо в большем доверии людей друг другу. К нарушению восьмой заповеди относится распространенное в Средневековье «береговое право». Согласно ему, хозяин побережья присваивал все имущество, выброшенное морем после кораблекрушения, в том числе и людей, которые убивались или продавались в рабство. Русь является одной из первых стран, отменивших этот бесчеловечный обычай. Это произошло в договоре князя Олега с греками в 911 году. Впоследствии данную норму подтвердило соглашение Новгорода с немецкими городами b XII beke. Врожденное чувство гуманности, гостеприимство часто не допускало наших предков унизиться до пользования чужой бедой и несчастьем, а тем более, искусственно вызывать это несчастье В других европейских странах «береговое право» держалось дольше и отмирало тяжелей. В Италии его отменили только b XI веке (Латеранский собор 1097 года), в Англии – b XII веке. В те суровые времена в Европе существовал обычай во время метельных штормовых ночей зажигать огни на разбойничьих башнях, чтобы корабли в море принимали эти фонари за маяки, плыли к ним, а там их уже поджидали пираты. Такая практика прибрежного пиратства вплоть дo XVI века являлась хорошим источником заработка. Меры против нее встречаются в уголовном кодексе германского императора Карла V b 1532 году . Заповедь «не укради» распространяется и на область государственного строительства, на методы колониальной политики. Она не должна осуществляться так, чтобы коренные народы сгонялись с привычных мест обитания или обращались в рабов.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

Для снижения напряженности в итал. обществе левоцентристские правительства осуществили в 70-х гг. ряд социальных реформ (повышение зарплаты рабочих предприятий всех типов производства, введение индексации зарплаты в зависимости от инфляции, запрет необоснованных увольнений). В рамках демократизации гос-ва в 1970 г. был принят закон о референдуме (для выяснения позиции народа по наиболее спорным принятым законам), в 1972 г. внесены поправки в конституцию И. о создании новой адм. единицы - автономных областей (в наст. время их 5 - Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д " Аоста и Фриули-Венеция-Джулия) с собственными парламентами (областными советами) и правительствами (джунтами). Политические, социальные и культурные изменения отразились на католич. Церкви в И. Заметно усилилась секуляризация общества, особенно в среде итал. молодежи, снизилось число поступавших в семинарии, принимавших сан или монашество, упала посещаемость воскресных месс, участие в таинствах (по данным опросов, в 1972 практикующими католиками были лишь 35% итальянцев). Среди части итальянских католиков получили распространение идеи освобождения теологии , совмещавшей христ. вероучение с марксизмом, а также требования к проведению радикальных реформ в католич. Церкви (отмены целибата, разрешения разводов и контрацепции и т. д.). Мн. итал. католики открыто выражали недовольство энцикликой папы Павла VI «Humanae vitae» (от 25 июля 1968), подтвердившей запрет на регулирование рождаемости. В дек. 1970 г. по инициативе социалистов и либералов был принят закон о разводе (т. н. закон Фортуна-Базлини), к-рый вызвал протест Папского престола, указавшего среди проч. на нарушение Латеранских соглашений. По требованию ИХДП вопрос о законе был вынесен на референдум (12 мая 1974), однако 59% проголосовало за сохранение закона в силе, что также свидетельствовало об отходе значительной части итальянцев от католицизма. Отказ Папского престола от вмешательства в итал. политику, а также секуляризационные процессы привели к сокращению числа членов светских католич.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В настоящее время группа американских адвокатов – Джонатан Леви, Томас Истон и др. по своей собственной инициативе подали иск против ватиканского и целого ряда других банков (швейцарских, австрийских, аргентинских, испанских, итальянских, португальских, германских и американских) по поводу усташского преступления геноцида, совершенного над «700 000 православных сербов, евреев и цыган». Речь идет о сотнях миллионов долларов, которые необходимо вернуть жертвам геноцида или их семьям. Другая группа американских адвокатов, известная американская фирма «Zimmerman Reed» из Миннеаполиса в США интенсивно работает над сбором соответствующей документации, причем свою деятельность эта известная фирма предприняла во имя сербских жертв геноцида . Подводя некоторый итог, можно сказать, что участие Ватикана в этно-религиозном конфликте на территории бывшей Югославии проявилось в односторонней поддержке словенского и хорватского сепаратизма, в развертывании антисербской кампании в СМИ, в поддержке проводимых западными странами антисербских акций на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косово и Метохии. Св. Престол нарушил как статьи Латеранских соглашений, обязывающих его оставаться нейтральным и ограничивать свою деятельность исключительно религиозной сферой, так и резолюции Второго ватиканского собора, определяющие характер миссионерской деятельности духовенства как сугубо религиозный (не политический) по своей природе. Единый «Югославянский союз орлов» с центрами в Загребе и Любляне был основан на Первом конгрессе католических молодежных обществ в Загребе (1922), он располагал 250 филиалами и насчитывал 5970 членов и 13027 кандидатов. В 1923 г. «Югославянский союз орлов» разделился на две организации: люблянский центр оставил за собой название, его руководство считало, что орловские организации являются светскими, а не церковными и в своей деятельности не должны напрямую зависеть от церкви. Противоположную позицию отстаивали лидеры загребского центра, в 1923 г. принявшего название «Хорватский союз орлов», в первую очередь, Иван Мерц, полагавшие, что «орловство» – не светское, а религиозно-культурное течение, базирующееся исключительно на догматах Римско-католической Церкви и подчиняющееся церковным иерархам во всем, в том числе и в вопросе формирования национальной идеологии и политики. Рост «орловских» организаций послужил поводом для Иво Протупилаца, председателя «Хорватского союза орлов», выдвинуть претензии на превращение своей организации в главный мобилизационный центр католической молодежи.

http://pravoslavie.ru/5638.html

2) Постановления поместных соборов . Под последними разумеются собрания представителей церкви известной местности. Правила этих соборов являются выражением правосознания поместных церквей и имеют обязательную силу только для тех церквей, в пределах которых они составлены. Правила некоторых соборов, бывших в течение первых девяти веков, приняты были и утверждены вселенской церковью и чрез то возведены в достоинство постановлений Вселенских соборов. 3) Распоряжеиия и руководственные Правила отдельных представителей церковной власти. Эти руководственные правила издавались в виде канонических посланий или статутов, и обязательное постановление их зависело от утверждения Вселенекими соборами. Для Католической церкви особенными источниками служатъ: Постановления Вселенских и пометных соборов. Перых церковь насчитывает 22, из которых главные: Константинопольский . . . 869г. Виеникский. . . . . . . . 1311 1-й Латеранский . . . . . . 1123» Констанцский. . . . . . . 1418 II «» . . . . . . 1139» Базельский . . . . .1431–1443 III «» . . . . . . 1179 Флорентин . . . . .1439–1442 IV «» . . . . . . 1215 V Латеранский I Лионский . . . . . . . . . 1245 Триентский . . . . .1545–1563 II «» . . . . . 1204 Последним был Ватиканский в 1869 г. 2) Папские конституции, которые делятся на Bullae consistoriales – подписанные папой и кардиналами, Bullae non consistoriales – подписанныя одним папой, Bullae dimidiae – издаваемые папой в промежуток между его избранием и посвящением, и Breves – краткие послания, издаваемые в менее важных случаях. – В России никакие папские конституции не могут иметь обязательной силы, если обнародование не дозволено правительством. Конкордаты – постановления, издаваемые по соглашению между представителями отдльных государств и папой. Они стали издаваться лишь с 1890 года, Так как до того времени папы никаких соглашений, вообще, не допускали. Первый конкордат был заключен между папой Пием VII и французским консулом Наполеоном I. Для Армяно-Грегорианской церкви особыми источниками служат:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЙ [Лат. Paschalis] († 692), архидиак. Римской Церкви, претендент на Папский престол (формально П. не был антипапой , т. к. не получил епископское рукоположение и не оспаривал кафедру у законного папы Римского). Единственный источник сведений о П.- жизнеописания Римских пап Конона (686-687) и Сергия I (687-701) в Liber Pontificalis . Избрание преемника папы Иоанна V (685-686) сопровождалось борьбой между рим. духовенством, к-рое высказывалось за архипресв. Петра, и рим. ополчением, предлагавшим кандидатуру пресв. Теодора; в качестве компромисса на Папский престол был возведен пресв. Конон. Между понтификом и рим. духовенством сложились напряженные отношения. Воспользовавшись предсмертной болезнью Конона, П. заключил соглашение с Иоанном Платином, который недавно был назначен экзархом (визант. наместником Италии). Архидиакон пообещал заплатить экзарху 100 либр золота, а тот обязался возвести его на Папский престол. В Рим были направлены «судьи» (iudices) с поручением организовать избрание П. Когда Конон скончался (21 сент. 687), избрание папы Римского «как обычно» (ut fieri solet) привело к столкновению противоборствующих группировок. Часть римлян поддержала П., другая - архипресв. Теодора, к-рый претендовал на Папский престол еще в 686 г. Соперники заняли Латеранский дворец, причем П. со сторонниками разместился во «внешней части [дворца], начиная с оратория св. Сильвестра и базилики дома Юлия». Ни одна из группировок не имела перевеса, поэтому мн. «судьи», предводители ополчения и значительная часть клириков собрались в Палатинском дворце, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Они высказались в пользу пресв. Сергия, к-рый, подобно Конону, был греком и провел детство на Сицилии. В дворцовой капелле св. Цезария его провозгласили папой Римским и повели в Латеранский дворец. Благодаря численному превосходству сторонники Сергия ворвались в папский дворец, после чего Теодор признал свое поражение; через нек-рое время так же был вынужден поступить и П. Однако он не оставил надежду одолеть соперника и втайне призвал на помощь экзарха. Неожиданно для римлян Иоанн Платин прибыл в город, но, убедившись в поражении П., отказался его поддержать. Вместо этого он потребовал, чтобы Сергий выплатил сумму, к-рую обещал выплатить П. Невзирая на протесты Сергия, экзарх настаивал на получении денег и согласился принять в залог драгоценные подсвечники и короны, к-рые украшали алтарь ап. Петра, хотя Сергий надеялся, что визант. наместник откажется от своего намерения. Экзарх позволил совершить рукоположение Сергия (15 дек. 687) лишь тогда, когда получил 100 либр золота.

http://pravenc.ru/text/2579155.html

М. привлекал к работе в курии гл. обр. итальянцев, занимавших ключевые посты, хотя сразу после окончания схизмы и объединения курий значительным было число представителей др. регионов. Согласно заключенным на Констанцском Соборе соглашениям, М. не должен был увеличивать число кардиналов (24) и, по-видимому, к этому не стремился. В 1419 г. в порядке компенсации он возвел в достоинство кардинала ранее отказавшегося от претензий на Папский престол Бальтазара Коссу (антипапа Иоанн XXIII), к-рому когда-то служил. 23 июля 1423 г. М. тайно назначил 2 кардиналов (их имена были объявлены лишь 8 нояб. 1430), 24 мая 1426 г.- 12 (в т. ч. двоих из них - Просперо Колонну, племянника М., и Джулиано Чезарини - in pectore), объявив их также 8 нояб. 1430 г. В тот день состоялось 3-е назначение, но назначенные тогда кардиналы Хуан Касанова, еп. Эльна (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция), и Гийом де Монфор, еп. Сен-Мало, были объявлены таковыми уже после смерти М. папой Евгением IV. Но в целом М. хотел ослабить влияние коллегии кардиналов и, по свидетельству современников, не очень считался с мнением ее членов. Надгробие папы Римского Мартина V. Ок. сер. XV в. (Латеранская базилика, Рим) Надгробие папы Римского Мартина V. Ок. сер. XV в. (Латеранская базилика, Рим) В историографии принято рассматривать переговоры М. с православными иерархами в контексте заключенной позднее Флорентийской унии (1439) (см. Ферраро-Флорентийский Собор ). 18 янв. 1418 г. в Констанц прибыл правосл. митр. Киевский Григорий Цамблак ; 25 февр. он был принят М. Инициатором этой поездки был польск. кор. Владислав (Ягайло) . Митрополит должен был подтвердить намерение короля осуществить объединение католиков и православных на подвластных ему территориях (подробнее см. в ст. Констанцский Собор ). Весной 1420 г. папа назначил легата на предстоящий Собор в К-поле, который должен был состояться по предложению имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). В июне 1422 г. в К-поль был направлен папский посланник Антонио да Масса Мариттима. Он заручился согласием фактического правителя Иоанна VIII Палеолога (император в 1425-1448) на проведение Собора, где планировалось обсудить разногласия между католическими и православными Церквами и определить пути разрешения церковного раскола. В 1426-1430 гг. папа и визант. император обменялись посольствами; в ходе переговоров были рассмотрены спорные вопросы, касавшиеся догматов о пресуществлении и об исхождении Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010