Сотрудники кабинета поддерживают связи с Грецией и Кипром, ведут переписку, принимают участие в форумах, конференциях, в совместных культурных и образовательных проектах. В рамках уже давно сложившихся и поддерживавшихся связей во время официального визита в Грецию ректора МДА архиепископа Евгения с 15 по 18 марта 2004 года были подписаны соглашения о сотрудничестве МДА с богословскими факультетами Афинского и Фессалоникийского университетов 9 . Тесные связи установлены с посольствами Греческой Республики и Республики Кипр, которые неоднократно оказывали Греческому кабинету помощь и поддержку. Весной 2001 года во время своего официального визита в Россию кабинет посетил архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, а в начале июня 2007 года – Президент Греции Каролос Папульяс. Греческий кабинет стал местом подготовки кадров Русской Православной Церкви для дипломатической работы: игумен Тихон (Зайцев), преподаватель литургики и благочинный Покровского академического храма, изучив новогреческий язык (с 2002 по 2004 год), впоследствии был направлен в Иерусалимскую миссию, полноценное служение в которой невозможно без общения с греческими клириками Иерусалимской Церкви. 21 февраля 2009 года в Греческом кабинете состоялись две лекции профессора латинского языка и канонического права Латеранского университета, автора официальных латинских переводов Римско-католической Церкви М. Агосто, посвященные методу изучения латинского языка и традиции права у древних греков (на кафаревусе). В настоящее время Греческий кабинет может быть предметом не только похвал, но и серьезной критики: по-прежнему не хватает сил, людей, способности к коммуникациям с внешним миром. Так, например, страница Греческого кабинета на портале МДА не отражает всех событий его жизни, а греческая часть библиотеки кабинета до сих пор до конца не каталогизирована и ждет своего соотнесения с общим греческим фондом библиотеки МДА. Однако несмотря на все минусы Греческий кабинет способствовал повышению интереса учащихся к языкам, ставшим одной из важных компонент семинарского и академического образования. Будущее классических языков в духовной школе во многом зависит уже не столько от кабинета, сколько от всей системы богословского образования Русской Православной Церкви и от востребованности в ней серьезного научно-богословского знания. Хотя в учебном процессе еще не все гладко и требуется много новых усилий как со стороны преподавателей, так и студентов, начатое дело будет по милости Божией продолжаться и крепнуть, если не оскудеет ревность, которая является всего лишь маленьким прообразом ревности, необходимой для достижения τς πουρανου βασιλεας.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

До сего дня не разгадана тайна истории, последовавшей за описанными событиями. Доподлинно известно только то, что в середине ноября было перехвачено письмо, в котором готского короля извещали о том, что некие люди в Риме откроют Асинарийские ворота его воинам. Но Асинарийские ворота находятся вблизи Латеранского собора, резиденции римского папы. Письмо было без промедления доставлено Велизарию, который велел быстро арестовать людей, на которых пало подозрение. Из города было изгнано несколько сенаторов. Самому папе было приказано явиться к Велизарию. Когда папа явился, Велизарий указал Сильверию, что тот ступил на опасную тропу, заключая соглашения с могущественными врагами. Однако Сильверий отклонил обвинения. Его не арестовали и не взяли под стражу, а он перебрался на Авентин, чтобы показать всем, что не поддерживает изменнических сношений с неприятелем. Вскоре после этого Сильверий был снова вызван к Велизарию. Папа понял, что на этот раз предстоит более серьезный разговор. Вместе с ним к византийскому полководцу отправилась толпа сторонников папы. Их не пропустили к главнокомандующему, поскольку, как выяснилось, в его ставке действуют правила придворного этикета. Сильверий один вошел в комнату, где его принял Велизарий. При их встрече присутствовала Антонина; Сильверию показали доказательство измены в виде перехваченного письма к Витигису. У папы не было никаких средств доказать, что он не писал и не приказывал писать такое письмо. Ему дали ясно понять, что к его неблагоразумию отнесутся доброжелательно и посмотрят на его прегрешения сквозь пальцы, если он сумеет убедить императрицу в своей полной и безусловной преданности. Однако Сильверий отказался идти на уступки и признавать свою вину. Что думал Велизарий по этому поводу, не так ясно, как хотелось бы. Естественно, его прямой обязанностью, как начальника осажденного гарнизона, было строго следить за любыми поползновениями к измене. Вероятно, имея перед собой такую вескую улику, как перехваченное письмо, он был обязан признать его подлинным. Более поздние судьи, которые не были супругами Антонины, считают письмо подозрительным документом, требующим тщательного исследования. Но Велизарий не мог не понимать, что в этом деле заинтересованы гораздо более влиятельные силы. Его собственное мнение не имело в деле Сильверия никакого значения, он просто выполнил прямой приказ императора. Велизарий был мудрым человеком и не стал переходить дорогу августейшей особе. Не было резона ставить себя под удар ради Сильверия, и Велизарий не совершил такой ошибки.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

отпали и присоединились к Пьемонту Феррара, Болонья, Равенна, а в 1860 г.- Умбрия и Анкона. Папское гос-во уменьшилось до границ обл. Лацио. После провозглашения в 1861 г. единого Итальянского королевства одну из наибольших трудностей в новом гос-ве представляла проблема взаимоотношений с Папским престолом. Идеи объединения Италии (т. н. Рисорджименто) были тесно связаны с антиклерикальной политикой, предполагавшей ликвидацию светской власти папы Римского и секуляризацию общества. Мн. политики Итальянского королевства предлагали включить П. о. в состав единого итал. гос-ва. Уже в марте 1861 г. на заседании парламента премьер-министр Итальянского королевства К. Бенсо ди Кавур заявил о необходимости сделать Рим столицей объединенной Италии. С 1860 г. для защиты П. о. привлекались волонтеры из разных стран (т. н. папские зуавы), использовавшиеся франц. гарнизоном в качестве вспомогательных войск. Под давлением франц. имп. Наполеона III в сент. 1864 г. итал. правительство подписало конвенцию, в к-рой брало на себя обязательство не нападать на П. о. С началом франко-прусской войны (1870-1871) имп. Наполеон III отозвал франц. гарнизон из П. о. Поражение Франции во франко-прусской войне и падение Второй империи Наполеона III позволили итал. правительству в нач. сент. 1870 г. начать переговоры с папой Пием IX о добровольной капитуляции. Ввиду папского отказа итал. армии 11 сент. был дан приказ войти на территорию П. о. 20 сент. итал. войска взяли Рим, положив конец существованию Папского гос-ва и завершив объединение Италии. 2 окт. в Лацио и Риме был проведен плебисцит, по результатам которого П. о. была включена в состав Итальянского королевства. (О положении пап Римских после включения П. о. в состав Итальянского королевства и до образования государства Ватикан см. в ст. Италия , также см. Латеранские соглашения .) Ист.: LP. T. 1-2; Codex diplomaticus dominii temporalis S. Sedis/Ed. A. Theiner. R., 1861-1862. 3 vol. Лит.: Brosch M. Papst Julius II. und die Gründung des Kirchenstaates.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Приход к власти в 1922 г. Муссолини и установление в Италии фашистского режима способствовали изменению в сфере государственно-церковных отношений. С целью укрепить международные позиции нового режима, а также добиться поддержки итальянцев Муссолини выдвинул неск. предложений по решению «римского вопроса». По его поручению в 1925 г. министр юстиции А. Рокко возглавил специальную комиссию по реформе итал. религ. законодательства, а с 1926 г. начались тайные предварительные переговоры с Папским престолом о возможном урегулировании «римского вопроса». 6 авг. 1926 г. состоялась 1-я встреча между представителем итал. правительства Д. Бароне и сотрудником гос. секретариата Папского престола адвокатом Ф. Пачелли (старший брат буд. папы Римского Пия XII ). В качестве условий для решения «римского вопроса» Пачелли обозначил восстановление под суверенитетом Римского папы Папского государства независимо от размеров его территории, а также одновременное заключение конкордата между Папским престолом и Италией. В ходе последующих встреч между Бароне и Пачелли (авг.-сент. 1926) были оговорены отдельные детали реализации этих условий, однако встречи не имели статуса переговоров. Лишь 4 окт. Бароне получил от итал. правительства офиц. разрешение на проведение предварительных переговоров по «римскому вопросу», а 6 окт. аналогичное разрешение от Папского престола получил Пачелли. 24 окт. кард. П. Гаспарри направил Пачелли письмо, содержавшее перечень минимальных требований к буд. соглашению, в т. ч. обеспечение неприкосновенности и абсолютной собственности на территорию, находившуюся под реальной властью Папского престола, признание положений договора др. гос-вами, имевшими дипломатические отношения с Папским престолом и Италией, а также заключение соглашения, к-рое должно было стать основой для итал. законодательства о религии. В этом же письме кард. П. Гаспарри ответил Бароне на присланную записку, где предлагались 2 варианта решения «римского вопроса»: предоставление территориального суверенитета Папскому престолу или предоставление личного суверенитета папе Римскому с указанием на предпочтительность 1-го варианта «как более ясного и поэтому отвечающего цели» ( Martini. 1963. P. 95).

http://pravenc.ru/text/2463153.html

В кон. 1926 г. главным условием продолжения переговоров папа Пий XI обозначил не только подписание трактата, но и заключение конкордата между Папским престолом и Итальянским королевством, который должен был регулировать деятельность католич. Церкви и ее орг-ций в Италии. В февр. 1927 г. Бароне и Пачелли закончили работу над составлением текста проекта конкордата. Изначально Пачелли внес в текст положения, по к-рым гос-во гарантировало католич. Церкви «свободное отправление ее духовной власти и церковной юрисдикции, свободную администрацию и ведение своих дел и управление своим имуществом согласно божественным законам и каноническому праву» ( Salvatorelli, Mira. 1952. P. 435): за Римским папой признавалась полнота законодательной, исполнительной и судебной власти на территории Папского гос-ва; Итальянское гос-во гарантировало преподавание католич. вероучения во всех учебных заведениях на всех ступенях образования; церковные учебные заведения начального, среднего и высшего образования приравнивались к государственным; церковный брак признавался имеющим равную гражданскому браку юридическую силу. Однако Бароне переработал текст проекта конкордата, удалив положения о признании тройной гос. власти за папой Римским; религ. воспитание было ограничено преподаванием катехизиса в начальной школе, удален пункт о признании равенства гос. и церковных учебных заведений, признание юридической силы за церковным браком предполагалось лишь последующим внесением изменений в итал. законодательство. В то же время Бароне оставил в тексте положения о свободе сообщений Папского престола с католич. миром, об освобождении католич. клириков от военной службы, о признании гражданскими властями главных церковных праздников выходными днями; дозволялась деятельность светских католич. организаций, входивших в состав «Католического действия» (Azione Cattolica), при условии, что эта деятельность не будет носить политический характер. Итал. правительство гарантировало внесение изменений в законодательство о религии.

http://pravenc.ru/text/2463153.html

К этому времени истек срок перемирия, заключенного в 1204 г. между айюбидским султаном Египта аль-Маликом аль-Адилем Сейф ад-Дином и иерусалимским кор. Амори II Лузиньяном. В июле 1212 г. И. Б. удалось заключить с аль-Адилем новое перемирие сроком на 6 лет и удержать рыцарей ордена тамплиеров от возобновления войны. В кон. 1212 г., вскоре после рождения дочери Изабеллы, Мария Монферратская умерла, и бароны Иерусалимского королевства согласились назначить И. Б. регентом при дочери, отвергнув претензии кипрского кор. Гуго де Лузиньяна. Впосл. И. Б. сблизился с правителем Киликийской Армении Левоном II и в 1214 г. вступил в брак с его дочерью. Хотя аль-Адиль не стремился к возобновлению войны, конфликт между крестоносцами и егип. султаном был неизбежен, поскольку Иерусалим оставался в руках Айюбидов. Папа Римский Иннокентий III (1198-1216) и его преемник Гонорий III (1216-1227) способствовали подготовке 5-го крестового похода (1217-1221). Он был провозглашен на Латеранском IV Соборе (1215), в работе к-рого принял участие и И. Б. Прибывшие первыми войска венг. кор. Андраша II Арпада и австр. герц. Леопольда VI осенью 1217 г. безуспешно осаждали крепость на горе Фавор, незадолго до этого выстроенную аль-Адилем для контроля над Галилеей и Самарией. Укрепив защищавшие Иерусалимское королевство Цезарею (Кесарию Палестинскую) и Шато-де-Пелерен (близ совр. Атлита, Израиль), И. Б. решил перенести военные действия на территорию Египта, чтобы захватить Дамиетту (Думьят) в устье Нила и затем обменять этот важнейший порт на Иерусалим. В экспедиции принял участие Жак де Витри , один из главных проповедников 5-го крестового похода. В 1218 г. крестоносцы высадились в Египте и осадили Дамиетту. После смерти аль-Адиля (31 авг. 1218) его сыновья Малик аль-Камиль Наср ад-Дин (1218-1238) в Египте и Малик аль-Муадзам (1218-1227) в Сирии попытались переломить ход войны. Но ни набег аль-Муадзама на Цезарею, ни атака аль-Камиля лагеря крестоносцев возле Дамиетты, свидетелем к-рой был католич. св. Франциск Ассизский , не принесли решающего успеха. План И. Б. по возвращению столицы Иерусалимского королевства едва не осуществился, когда аль-Камиль предложил уступить крестоносцам Иерусалим в обмен на снятие осады с Дамиетты; в 1219 г. аль-Муадзам даже приказал срыть укрепления Иерусалима, готовясь к возможной сдаче города (см.: Boas A. J. Jerusalem in the Time of the Crusades. L.; N. Y., 2001. P. 45). Соглашению помешал папский легат кард. Пелагий, еп. Альбы, настаивавший на продолжении осады в расчете на прибытие имп. Фридриха II с новым войском.

http://pravenc.ru/text/469840.html

С длительным понтификатом П. (свыше 15 лет) связано возвышение семьи Боргезе, ставшей одной из богатейших и влиятельнейших в Риме. Вскоре после избрания папой он назначил на должность кардинала-непота (см. в ст. Непотизм ) своего племянника Шипионе Каффарелли-Боргезе (1576-1633). Он занимал ряд важных постов: префекта Конгрегации гос. консультации (Sacra Consulta; 1605-1621), библиотекаря Римской Церкви (1609-1618), великого пенитенциария (1610-1633), архипресвитера Латеранской базилики (1608-1623) и Ватиканской базилики (1620-1633) и др.; в 1610-1612 гг. возглавлял архиепископскую кафедру Болоньи. Др. племянник П., Маркантонио Боргезе (1601-1658), в 1610 г. получил от испан. кор. Филиппа III (1598-1621) княжество Сульмона (в Неаполитанском королевстве), княжеский титул сохраняется за семьей Боргезе в XXI в. В общей сложности родственники П. получили за время его понтификата более 150 церковных должностей, а также крупные денежные и земельные пожалования, налоговые льготы. Начало понтификата П. ознаменовалось серьезным конфликтом с Венецианской республикой, правительство к-рой приняло ряд законов о запрете на строительство церквей и др. религ. зданий без разрешения светских властей (10 янв. 1604) и о запрете отчуждать недвижимое имущество мирян в пользу Церкви (26 марта 1605). Венецианские власти также привлекли к уголовной ответственности 2 клириков, что противоречило постановлениям Тридентского Собора (1545-1563) о подсудности священнослужителей только церковному суду. В дек. 1605 г. П. осудил принятые законы и потребовал освободить клириков. После отказа Венеции пойти на уступки П. на консистории 17 апр. 1606 г. объявил об отлучении от Церкви членов венецианского сената и об интердикте , наложенном на республику. Принятые меры не оказали заметного действия. За исключением членов неск. религ. орденов (иезуитов, к-рые были официально изгнаны из Венеции 14 июня 1606, а также капуцинов и театинцев), венецианское духовенство не признало интердикт и совершало богослужения. Венецианские власти привлекли на свою сторону католич. богослова и юриста-канониста, члена ордена сервитов Паоло Сарпи (1552-1623), к-рый в серии трактатов отстаивал незаконность действий папы Римского и обосновывал легитимность действий светской власти. Опасаясь окончательного разрыва Венеции с католич. Церковью и победы там протестантизма, П. пошел на переговоры при посредничестве франц. кор. Генриха IV (1589-1610). По достигнутому соглашению (апр. 1607) в обмен на снятие интердикта арестованные клирики были переданы представителю папы Римского. Вместе с тем спорные законы не были отменены, а иезуитам по-прежнему запрещалось въезжать в республику (запрет отменен в 1656/57). Конфликт стал последним случаем применения интердикта по отношению к государству и продемонстрировал неэффективность этой меры в условиях Нового времени.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Действительно, К. вскоре достиг соглашения с рим. патрициями и в сопровождении Леоне де Монументо триумфально въехал в Рим (нач. февр. 1188; папы отсутствовали в Риме с марта 1182). В февр. состоялась папская интронизация в Латеранской базилике. Соглашение, ратифицированное 31 марта 1188 г., подтверждало суверенитет папы, его юридическую и фискальную власть над Римом и пригородами. Рим. сенат обязался ежегодно присягать папе на верность, а также гарантировал безопасность членов Римской курии и приехавших к папскому двору. В свою очередь папа признавал автономию рим. коммуны и обязывался совершать ежегодные денежные выплаты (donativa) сенаторам и магистратам, брал на себя расходы по поддержанию в порядке городских стен. В соглашении предусматривался снос укреплений г. Тускул, главного врага римлян, однако при жизни К. это выполнено не было (Codice diplomatico del Senato Romano dal 1144 al 1347/A cura di F. Bartoloni. R., 1948. Vol. 1. N 42). К. также заключил соглашения о денежных компенсациях с представителями рим. патрициата, пострадавшими в конфликте с папой Луцием III (1181-1185). Договор 1188 г. стал важным этапом в отношениях Римских пап и городской коммуны: после антипапского восстания 1143-1155 гг. впервые был признан статус сената как офиц. органа. Значительных успехов в начале понтификата К. достиг и в переговорах с имп. Фридрихом Барбароссой при посредничестве рим. префекта Леоне де Монументо. По условиям Страсбургского соглашения (апр. 1189) К. изъявил готовность короновать императором сына Фридриха Барбароссы Генриха VI (с 1169 носил титул герм. короля). В свою очередь Фридрих Барбаросса обязался выступить в крестовый поход (это обещание он дал еще 27 марта 1188), а также вернуть все земли Патримония св. Петра, захваченные в 1186 г. Генрихом VI, за исключением входивших в состав «наследства Матильды Тосканской» и некоторых др. спорных территорий. На возвращенных землях император сохранял значительные имущественные и юридические права, фактически Патримоний св. Петра признавался частью Свящ. Римской империи (MGH. Leg. Const. T. 1. N 322-324. P. 460-463).

http://pravenc.ru/text/1841381.html

Период после Второй мировой войны отмечен ещё одним переходным моментом: вплоть до 1930-х гг. церкви удавалось сохранять монополию на распространение житийной литературы, хотя и одалживая фашистской пропаганде и ритуалам свои самые драгоценные имена. Это были сначала Франциск Ассизский, чьё семисотлетие со дня смерти 4 октября 1926 г., похоже, послужило поводом к началу переговоров по Латеранским соглашениям 1971 , а затем Екатерина Сиенская, представленная как пример гражданского мужества и любви к родине. 18 июня 1939 г. Пий XII провозгласил обоих покровителями Италии. Но с конца 1940-х гг., с утверждением иллюстрированного семейного еженедельника, так называемого «rotocalco», производимого методом ротационной глубокой печати, представители церковной иерархии, опиравшиеся на массовые движения, впервые попробовали установить неведомый ранее альянс с издательским рынком 1972 . Житийная литература в наиболее чувственно привлекательных формах (рассказы о чудесах, видениях Девы Марии, возникновении новых мест поклонения) сделалась основой этого альянса. Это был рискованный шаг, поскольку впервые в чужие руки передавалось управление агиографической пропагандой, наследство, которое по необходимости должно было уживаться с другой «житийной литературой», связанной с царствующими семьями, кино- и спортивными дивами 1973 или с другими измерениями чудесного в деятельности всякого рода предсказателей, знахарей и целителей 1974 . Эти шаги, с одной стороны, позволяли привлечь новые группы публики, потенциальных верующих, с другой – отнимали у церкви монополию на сверхъестественное, оставляя читателю свободу строить агиографический пантеон на собственный выбор и вкус. Эта действительность ещё совершенно не исследована, она становится ещё сложнее с приходом телевидения, а затем и с появлением сети Интернет. Первая попытка разобраться в ней представлена недавним семинаром «Верования общества масс» («Le devozioni nella società di massa»), материалы которого в скором времени будут опубликованы в журнале «Sanctorum» 1975 , где докладчики, специалисты по различным медиа, провели анализ феномена святости в старых и новых основных средствах массовой коммуникации. Интерес этого семинара, на мой взгляд, заключается не только в том, что он описал, как к традиционной житийной литературе постепенно подключались средства пропаганды, соединяющие с большей убедительностью способность обращаться к дифференцированной и культурно стратифицированной публике, но также и в том, что он отметил появление новых «импресарио» культа святых, которые присоединяются и в некоторых случаях предлагают себя в качестве заместителей католической иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

был повторен запрет мирянам под угрозой отлучения осуществлять И. духовными инсигниями), король продолжал назначать епископов и проводить их И. Имп. Генрих IV и антипапа Климента III изгоняют папу Григория VII из Рима. Смерть папы Григория VII. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose g. 6. Fol. 54) Имп. Генрих IV и антипапа Климента III изгоняют папу Григория VII из Рима. Смерть папы Григория VII. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose g. 6. Fol. 54) Только во время понтификата прагматически настроенного папы Каллиста II (1119-1124) было найдено компромиссное решение, закрепленное соглашением сторон ( Вормсский конкордат (1122), ратифицирован I Латеранским Собором в 1123). Еще не будучи избран на Римский престол, радикальный «григорианец» Гвидо (впосл. папа Каллист II) выступил с предложением обсудить условия примирения. Генрих V и члены рейхстага приняли предложение, но из-за взаимного недоверия сторон и развивавшегося параллельно конфликта императора с оппозиционными князьями дело затянулось (в условиях этого конфликта император тем более не был готов отказаться от ленной И. епископов, обеспечивавшей ему вассалов). Однако потребность мира с Церковью в среде нем. знати неуклонно росла. На рейхстаге в окт. 1121 г. между Генрихом V и оппозиционными имперскими князьями был подписан мирный договор, условием к-рого по инициативе Майнцского архиеп. Адальберта было выдвинуто примирение императора с Римским папой. Договор между папой и императором, разрешивший многолетнее противостояние в «споре об инвеституре» и по-новому определивший положение католич. Церкви в Священной Римской империи, был заключен 23 сент. 1122 г. в Вормсе при посредничестве имперских князей. Теоретической базой для него стало обоснованное в кон. XI в. Иво Шартрским понятийное и соответственно правовое различие между «духовным» и «мирским» компонентами во власти прелата, снимавшее противоречие между требованиями канонического права о свободном, независимом от светских властей замещении епископских кафедр и нормами вассально-ленных отношений: светские сеньоры имели право И. применительно к «мирским» прерогативам (temporalia) епископа и вводили его во владение пожалованными регалиями, а дающее духовную власть (spiritualia) посвящение в сан осуществлялось актом И. церковной. В нач. XII в. этот компромисс (без заключения письменного договора) принял франц. король Филипп I (в 1104), затем англ. кор. Генрих I (Вестминстерский конкордат, 1107), в этих странах конфликт королевской власти с папством не принял столь жесткой формы.

http://pravenc.ru/text/389533.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010