354 Жизнь св. Димитрия весьма подробно и отчётливо описана в сочинении В. Нечаева: св. Димитрий, митрополит Ростовский, Μ. 1849 г. 355 Игуменья Параскевия Тупталовна в 1710 г. завещала Кирилловскому монастырю «двор свой отечний, близ притисского Николы». Кирилловский игумен Иннокентий Монастырский в 1694 г. купил для обители дом с садом на Подоле, «близ пляцу некгдысь салтановского, на котором теперь (в 1684 г.) мешкает пан Савва Туптало, сотник казацкий Киевский». – При бесприходном Иорданском храме, отданном в 1605 г. в заведывание Кирилловского игумена Василия Красовского, Девичий монастырь в первый раз упоминается в завещании м. Гедеона 1689 г. и первые игуменьи его – Тупталовны. – См. Киев. епарх. вед. 1863 г. 22. 356 Сочинитель книжки: Руно орошенное, Новгор. 1678 г. Черниг. 1680, которую приписывали и Лазарю Барановичу и Лаврентию Крещановичу (словарь писат. 1, 126. 2, 25) виден в четырёх стихах предисловия: «иеромонах Димитрий Савич». 368 Прохорова древности 1864 г. Тетр. 8 окт. 28 «ризы кресты» – т. е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи, а на рисунке в мантии. 369 Троношский поздний летописец (Гласник V, 40. 41) выставляет дела так, как будто нападение Венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствии Саввы на Восток и однако при кр. первовенчанном. – Это – путаница. Св. Савва отправлялся на Восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Родославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии. Раича 2, 374. 371 Ныне Печский храм в честь Вознесения Господня (зап. геогр. общ. XIII, 172); но начальный был в честь Апостолов. 373 В послесловии к шестодневу I. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля Сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсении – написана книга повелением «Дометиана иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства Хиландарскые лавры». Калайдовича экзарх, стр. 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

506 Чудо от иконы Богоматери над татарами было в 1607 г. Анна Гойская в своей записи 1597 г. говорит: «в имении моем при селе Почаеве с данных времен существует каменный храм успения пресв. Богородицы, дабы при той церкви постоянно совершалось славословие Божие, я вознамерилась устроить там монастырь и дать ему фундуш», иноки сей обители «должны быть не иного исповедания, как только греческого восточной церкви». – Сигизмунд 2 письмом 1554 г. подтвердил привилегию, данную успенскому Почаевскому храму в 1527 г. (Акты в Почаевском монас.) При успенском храме живали иноки и прежде Гойской, но по временам рассеваемы были татарами. 507 Слава Богоматери 3, 2. стр. 114–115 Сведения о мон. 83. «Гора почаевская» нап. в Почаевском монастыре 1793. 1803 г. 508 Гора почаевская: «потом (после возвращения св. иконы) иноцы аще и велие имеяху попечение купно с игуменом своим, пречестным первее в мантии на имя Иовом, а послежде в схиме, си есть в святом великом ангельском образе, Иоанном Железом (его же тело и доселе в пещере, в монастыре здешном сущей, нетленно опочивает) о том, да бы было возмогли похищенные вещи церковные, наипаче фелоны, бисеры, сребро и злаго, отыскати, но не возмогоша». По ист. тер. 6, 560 игумен почаевский Иоанн в 1626 г. 512 Жизнь св. Димитрия весьма подробно и отчетливо описана в сочинении В. Нечаева: св. Димитрий митрополит ростовский, М. 1849 г. 513 Игумения Параскевия Тупталовна в 1710 г. завещала Кирилловскому монастырю «двор свой отечний, близ притисского Николы». Кирилловский игумен Иннокентий монастырский в 1684 г. купил для обители дом с садом на Подоле, «близ пляцу некгдысь салтановского, на котором теперь (в 1684 г.) мешкает пан Савва Тунтало, сотник жозацкий киевский». – При бесприходном иорданском храме, отданном в 1605 г. в заведывание кирилловского игумена Василия Красовского, девичий монастырь в первый раз упоминается в завещании м. Гедеона 1689 г. и первые игумении его – Тупталовны. – См. киев. епарх. вед. 1863 г. 22. 514 Сочинитель книжки: Руно орошенное, Новгор. 1678 г. Черниг. 1680, которую приписывала и Лазарю Барановичу к Лаврентию Крещановичу (словарь писат. 1, 126; 2:25) виден в четырех стихах предисловия: «иеромонах Димитрий Савич».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

565 Эта обширная грамата патр. Иоакима к митр. Гедеону и арх. Варлааму находится в рпс. «Щит веры» л. 241–307. 566 Мы не полагаем в обличении, направленных против Барановича, потому что и здесь почти нечего нет нового и повторяется, хотя и в другой форме а с небольшими прибавлениями, тоже, что сказано было и против московских папежннков, это объяснение некоторых слов из литургии; ссылки на древние служебники и проч. и проч. 568 Что посланный в Москву был св. Дмитрий, а не Иннокентий Монастырский, который то же ездил в это время в Москву, видно из того, что патриарх остался доволен этим посольством и значит – объяснениями с уполномоченным от Малороссийского духовенства, – что он и высказал на Московском соборе, который составлен был на Медведева (см. слово чтенное на соборе). Между тем это довольство едва ли было бы возможно, «ели бы уполномоченным был Иннокентий, известный патриарху как жидовинь и друг Медведева. Как мы знаем уже, Иоаким даже произнес анафему на сочинения Монастырского наравне с «Манною» Медведева. Сомнительно также и то, что бы киевляне для примирения с патриархом решились послать человека, на которого неблагосклонно смотрел он. 569 Посланный скоро отправился в Москву потому, что его поездка была вместе с гетманом Ив. Мазепою. См. дневн. запис. св. Димитрия м. Рост. Др. рос. Вивлиоф. 2 изд. XVII, стр. 30. 572 М. Гедеону послало было всего четыре граматы по этому делу; Лазарю же семь. – Об этом свидетельствует сам же Баранович – в своем ответе патр. Иоакиму от 19 ноября 1659 г. ответ этот отпечатан в Черниг. еп. изд. 1864 г. 17, стр. 502. 578 Так например в Киеве напечатана была книга «Венец Христов». П. Иоаким в своей грамате м. Гедеону и архимандр. Варлааму говорит об этом так: «вы ныне… под благословением нашим издавшее книгу нарицаемую венец Христов, юже не токмо неблагословихом и не видехом, не прежде нашего началопастырского осмотрения " … См. опис. рпс. Син. Библиот. II, 3; 310 л. 153 стр. 509. 579 Об издании упомянутой в предыдущем помечании книги «Венец Христов», патриарх в той же граммате говорит: и печатати (ее) запретихом. См. там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

580 камней стенных тесанных разных рук. 302 камня мостовых тесанных разных рук. 50, 000 кирпича самого доброго. 300 бочек мерных извести. Щебня кирпичного в кучех сколько есть. Кроме этого, преосвященным Афанасием представлено было летом 1701 года на устройство крепости: 36,000 кирпича, 15 камней мерою по лицу в аршин без двух вершков, поперег в 10 вершков, толщиною в четыре и в полпять и в пять вершков, 318 камней, мерою по лицу в три четверти аршина, в поперег и толщину такие же. 116 камней, мерою по лицу в пол-аршина, в поперег в аршин, толщиною в четыре и пять вершков. 90 камней по аршину без двух вершков кругом, толщиною в полтретья вершка. 97 камней по три четверти аршина кругом, толщиною в два вершка. 340 кряжей лиственных для свай. 45 Между бумагами, оставшимися после смерти преосвященного Афанасия, есть «роспись сколько взято с свойских воинских воровских фрегат и яхты пищалей и всяких припасов». В ней, между прочим, значится 5 флаг, 10 пищалей железных средних, 3 пищали малых, 100 ядер средней руки, 50 ядер чиненных, всего до 60 разных вещей. 46 Саккос до уничтожения патриаршества имели право носить только патриархи и митрополиты. Из архиепископов саккос первому пожалован был Лазарю Барановичу, архиепископу Черниговскому в 1668 году. Афанасию при этом пожаловано было два саккоса, из коих один сделан из собственного зеленого бархатного плаща Государя. Этот саккос и доселе хранится в ризнице кафедрального Архангельского собора. 47 Петр в этот раз отправился из Архангельска на 90 кораблях с войсками, для взятия у шведов крепости Нотебурга. На пути он вторично посетил Соловецкий монастырь. 48 Книга, глаголемая чиновника соборныя великия церкви боголепного преображения Христого, града Холмогор. Ист. росс. иер. т. 1. Стр. 193. 49 Книга, глаголемая чиновник соборныя великия церкви боголепного преображения Господня, града Холмогор. По свидетельству Ле – Брюйна, голландского путешественника, знавшего лично преосвященного Афанасия, это был пастырь умный и образованный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

745 «Гора Почаевская» (Почаевский м-рь, 1793): «потом (после возвращения св. иконы) иноцы аще и велие имеяху попечение купно с игуменом своим, пречестным первее в мантии на имя Иовом, а послежде в схиме, си есть в святом великом ангельском образе, Иоанном Железом (его же тело и доселе в пещере, в монастыре здешном сущей, нетленно опочивает) о том, дабы были возмогли похищенныя вещи церковныя, наипаче фелоны, бисеры, сребро и злато, отыскати, но не возмогша». Игумен почаевский в 1626 г. – Иоанн (см. Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI). 746 Акт примирительный в архиве Почаевской обители см.: Журнал Министерства народного просвещения. 1845. Кн. 45. 749 Жизнь свт. Димитрия весьма подробно и отчетливо описана в: Нечаев В.П. Святый Димитрий митрополит Ростовский. М., 1849. 750 Игумения Параскева Тупталова в 1710 г. завещала Кириловскому монастырю «двор свой отечний, близ притисскаго Николы». Кириловский игумен Иннокентий Монастырский в 1684 г. купил для обители дом с садом па Подоле, «близ пляцу некгдысь салтановскаго, на котором теперь (в 1684 г.) мешкает пан Савва Туптало, сотник казацкий киевский». При бесприходном иорданском храме, отданном в 1605 г. в заведование кирилловского игумена Василия Красовского, девичий монастырь в первый раз упоминается в завещании митр. Гедеона в 1689 г. и первой игумении его – Тупталовы. См.: Киевские епархиальные ведомости. 1863. 22. 751 Сочинитель книжки «Руно орошенное» (Новгород, 1678; Чернигов, 1680), которую приписывали и Лазарю Барановичу и Лаврентию Крещановичу ( Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви: В 2 т. СПб., 1827. Т. II) виден в четырех стихах предисловия: «иеромонах. Димитрий Савич». 753 Печатное житие святителя с службою; Описание Ростовского ставропигиаль- ного первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. 754 Пересмотр всех сочинений свт. Димитрия см. в: Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1, § 250.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

83. Борисоглебский – Мученический , мужской, ныне кафедральный собор в гор. Чернигове. Церковь Бориса и Глеба в Чернигове была еще в XII ст. и в 1160 г. в ней погребен кн. Изяслав, скончавшийся в Киеве, но был ли при церкви монастырь неизвестно. Но несомненно уже существовал в первой полов. XIII ст., так как игумен его Иоанн в 1231 г. находился при посвящении во еписк. Владимир. Кирилла, и возобновлен в конце XIII ст. митроп. Всероссийским Максимом. Во времена самозванцев обращен поляками в доминиканский костел; но в 1654 г. снова восстановлен в православный монастырь; с 1785 по 1799 г. был кафедральным архиеп. Новгород-Северской епархии, по упразднении которой в 1805 г. приписан к Преображенскому собору. В нем находится явленная икона Репинской Бож. Матери, а внизу под собором почивают нетленные мощи еписк. Черниговского Феодосия Угличского, скончавшегося в 1695 г. “Ист. Росс. Иер.”, III, 426; Ратшин, 541, 547; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Огд. I, 23; “Словарь ист. о свят. в Росс.”, 285; Проценко, “М-ри в России”, 13; “Воен. стат. обозр. Черингов. губ.”, 116; Домонтович, “Чернигов. губ.”, 684; “Книга степенная”, I, 311 (О убиении Вел. кн. Изяслава Давидовича и о небесном знамении); “Чернигов. г. в.”, 1851 г., 42 (Кратк. опис. достопримеч. древн. Черн.); 48 (Три письма Феодосия Углицкого к Половецкому и краткое его жизнеопис.); “Ист. стат. опис. Чернигов. епар.”, “Общий обзор”, 40 (здесь сказано, что он основан в XVII ст. архиеп. Лазарем Барановичем), 44 (жизнеопис. архиеп. Феодосия); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 518, 4; Шишкиной, “Замет. и воспом. Русск. путеш.”, I, 158; “Дополн. к Акт. истор.”, VII, 12 (Ж. гр. 1676 г. архиеп. Лазарю Баранов. на угодья); “Полн. собр. лет.”, I, 194 (игум. Иоанн м-ря Мученического); VII, 75 и XV, 234 (в 1160 г. погребен кн. Изяслав); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1876 г., IV, смесь, 15 (путеш. в Иерусалим 1707 г. Вишенского монаха Борисогл. Черниг. м-ря); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 1727 г., прилож., VIII (состояние епархиальн. школы при кафедральн. м-ре); “Записки Чернигов. губ. Статист. Комитета”, 1868 г., 2 (опис. Чернигов. наместн. 1781 г); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1835 г., XVI, 202 (о городах Чернигов. губ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

922 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 19, 25. Грамотой 1689 года киево-печерский архимандрит был освобожден от поездок в Киево-Софийский собор на торжественные молебны и служил их в Лавре с братией. Лаврская братия «вольными голосами» избирала себе архимандрита, которого утверждал Св. Синод. Лавра непосредственно сносилась с Синодом, а с киевским митрополитом и его Консисторией она сносилась как с равными ей. Киевский митрополит только по промемории духовного лаврского собора, или по просьбе архимандрита ставил священников в лаврские вотчины и лаврских монахов. Лавра, ревниво оберегая свои права ставропигии, чаще посылала своих ставленников для посвящения к черниговскому и переяславскому архиереям, хотя Киев был от нее в 2-х верстах. Не только черное, но и приходское духовенство, служившее в лаврских вотчинах, находилось вне зависимости от Киевского митрополита, подчинись исключительно ведению лаврского духовного собора. Такая независимость духовенства продолжалась до 1769 г., когда белое духовенство Киево-Печерской Лавры было передано в ведение Киевского митрополита. Все особые привилегии Лавры и усвоенные лично архимандриту её отняты в 1786 г. 923 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 1–2. В Приложениях XXII-XXIV к XXXI тому. Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Синода изданы: а) Универсал малороссийского гетмана Ивана Мазепы епископу переяславскому Захарии (Корниловичу) 1 сент. 1700 г., б) две жалованные грамоты архиепископу черниговскому Лазарю Барановичу – первая патриархов Паисия александрийского, Макария автиохийского и Иоасафа всероссийского от 1667 г. 8 сент., вторая царская от 1688 г. 24 июня, в) жалованная царская грамота Феодосию Углицкому, архиепископу черниговскому и новгород-северскому от 1692 г. 28 сент.; жалованные грамоты: г) митрополиту Гедеону Святополк-Четвертинскому 1685 г. 15 дек., д) Варлааму Ясинскому 1700 г. 1 апр., е) Иоасафу (Кроковскому) 1708 г. 14 сент., ж) епископу Захарии (Корниловичу) 1702 г. 4 марта, з) патриарха Иоакима – м, Гедеону – 1685 г. 9 дек. и) патриарха Адриана – Варлааму Ясинскому две грамоты 1690 г. 26 сент., и 1700 г. 13 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А на встрече быти крестом и образом: Крест большой с древом животворящим, Образы: Пресвятыя Богородица Казанския, письмо Петра чудотворца; Иоанна Предтечи из Ивановского монастыря, Петра митрополита, Алексея митрополита, Алексея человека Божия, Сергия чудотворца, Евангелие и крест приискать. А за образами быть митрополитам: Питириму новгородскому, Ионе ростовскому, Паисию газскому, Илариону, архиепископу рязанскому, Лазарю Барановичу, епископу черниговскому, архимаритом: Троецкому, Чудовскому, Спаскому, Юрьевскому, Симоновскому, Савинскому, Горитцкому, игумном: Знаменскому, Пафнотьевскому, Никольскому, протопопу соборному, 20 человеком священником избранным, 8 человеком дьяконом. На Лобном месте: Крест большой с звездами; образы: Пресвятыя Богородицы Лахернския, Пресвятыя Богородицы запрестольной, Николая чудотворца, Ионы митрополита, Савы чудотворца, Василия блаженного, Евангелие и крест приискать. А за образами быть митрополитом: Лаврентию казанскому, Феодосию сербскому, Филарету, архиепископу вятцкому, архимаритом: Андроньевскому, Петровскому, Казанскому, Хутынскому, Богоявленскому, Иосиповскому; игумном: Златоустовскому, Даниловскому; протопопу архангельскому. Крестом и образом быть в ходу: Из собору от Благовещения: 2 креста запрестольные хрустальные, или хрустальной да костяной. Образы: Всемилостивого Спаса местной, Пресвятыя Богородицы из киота большой, Пресвятыя ж Богородицы Барловской с налоя. Из собору от Архангела: Пресвятыя Богородицы, ц... Федоровской, а другого образа Богородична ж посмотрить, собор архистратига Михаила. Из Успенского собору: Пресвятыя Богородицы запрестольной. Евангелие и крест приискать. Образцы ж меньшие: Пресвятыя Богородицы Знамение, пророка Илии, Богоотец Иоакима и Анны, Никиты великомученика, Феодора Стратилата. Леонтия ростовского, Кирила белоозерского, Екатерины мученицы, Александра свирского , Парасковии мученицы. А на встрече за образы быть митрополитом: Павлу Крутицкому, Григорию никейскому, Козме амасийскому, архиепископом: Симону вологодскому, Иоасафу тверскому, Арсению псковскому; епископом: Мефодию Мстиславскому; Иоакиму сербскому; архимаритом: Владимирскому, Ипатцкому, Кириловскому. Да к тому 11-ти человеком в шапках, да игумном и протопопом всем, кроме тех, которые писаны выше сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Авторство «Rycerza...» долгое время приписывали И., но после работ А. И. Соболевского и Чепиги можно считать установленным, что данное сочинение написал некий знакомый И. Посещая архимандрита в Елецком мон-ре, он видел у И. трактат «Refutacja» и составил на него ответ. В 1678 г. в Новгороде-Северском И. опубликовал полемический трактат «Stary Koció Zachodni nowemu Kocioowi Rzymskiemu pochodzenie Ducha . od Oyca Samego, nie od Syna pokazuje» (Древняя Западная Церковь показывает новой Римской Церкви исхождение Святого Духа от Отца только, а не от Сына). Как указано в заглавии, сочинение написано как отклик на трактаты польских иезуитов Миколая Циховского «Tribunal ss. patrum orientalium ab occidentalium… et de praeeminentia Romanorum pontificum supra Orientales patriarchas» (Трибунал св. отцов восточных и западных… и верховенство Римского понтифика над восточными патриархами) (Kraków, 1658) и преподавателя иезуитской Виленской академии Б. П. Бойма «Stara wiara, albo Jasne pokazanie, i ci, co w dizuniey trwai, starey wiary nie maj» (Старая вера, или Ясное доказательство, что остающиеся дизунитами не имеют старой веры) (Vilnae, 1668). Ок. 1671 г. ответы на последнее сочинение были составлены Иннокентием (Гизелем) (известен в рукописи) и Лазарем (Барановичем) («Nowa miara starey wiary, Bogiem udzielona» (Новая мера старой веры, Богом преподанная) (Новгород-Северский, 1676). Соч. «Stary Koció...» писалось на простой мове и имело посвящение царю Феодору Алексеевичу , т. к. И. рассчитывал на финансовую помощь царя в издании. Однако, не получив поддержки, автор снял посвящение и издал сочинение на польск. языке с посвящением архиеп. Лазарю (Барановичу). В 1-м предисловии содержится автобиографический материал, дается краткая биография архиеп. Лазаря (Барановича), упоминается оппонент И., критиковавший все его сочинения («завистливый Зоил»),- по-видимому, Рутка. Stary Koscio... Новгород-Северский, 1678. Титульный лист (Харьковская научная б-ка им. В. Г. Короленко) Stary Koscio...

http://pravenc.ru/text/577962.html

Бабиче, по бывшему тракту из Могилева в Вильну. Из распросных речей старца Макария видно, что в 1624 г. он из Духова Виленского м-ря «съехал в Головчин, жил в Троицком монастыре 24 дни, а владеет де тем монастырем Головцынской князь, а как его зовут, про то не ведает, а веру де тот князь держал евангелическую; а из Головчина съехал в Трубчевск...» Отсюда след., что этот м-рь не должно смешивать с существующим м-рем Преображен. Головчинским в Подольской губ. “Русск. истор. Библиот.”, II, 632, 166. 2130 . Троицкий – Городенский, мужской, ныне пустошь Троицкая, близ села Городни, Тверской губ. и уезда, в 29 вер. к юго-вост. от Твери, на правом берегу Волги. Делается известным с XVI ст., когда имел во владении в волости Захожье, Тверского у., сельцо Во­скресенское с деревнями. Он еще до 1627 г. был приписан к архиер. дому и упразднен до издания штатов 1764 г. Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1852 г., 10 (опись владений 1629 г.); 1859 г., 22 (остатки м-рей); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 157 (перечень деревень). 2131 . Троицкий – Горский, мужской, несуществующий, в гор. Новгороъ-Северске, Черниговской губ. В жалов. грам., данной в 1676 г. архиеп. Лазарю Барановичу на угодья, между прочим, ска­зано: «также ему архиепископу велено владеть и монастырь строить в Новегородке, внутри города, местом Горою, где бывал монастырь святой и живо­начальной Троицы, а после был кляштор Доминиканской». “Дополн. к Акт. истор.”, VII, 12. 2132 . Троицкий на Златыне, мужской, ныне несуществующий, С.-Пе­тербургской губ., Новоладожского у., на р. Волхове. О нем упоминается в 1582 г. при описи Обонежской пятины, Заонежской половины: «В Воскресеньском же погосте монастырские земли: 1) Иванского монастыря из Ладоги; 2) Троицкого мо­настыря, что монастырь на Волхове ни­же Ладожского Порогу». Известно, что Волховские пороги простираются от Го­стинопольской пристани да погоста Ми­хаила Архангела, следовательно, Троицкий мон. был ниже этого погоста, но где – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010