Полемика затронула и Киевскую митрополию. Малоросское духовенство вполне поддерживало московских «латинствующих», тем более что на стороне Медведева выступал хорошо известный Иннокентий Монастырский. Однако в 1688 г. Киевской митрополии пришлось ощутить на себе, что с 1685 г. она находится в юрисдикции Московского патриарха, а патриарх очевидно поддерживал «грекофилов». Весной 1688 г. в Киев и Чернигов, митрополиту Гедеону Четвертинскому и архиепископу Лазарю Барановичу, были высланы грамоты патр.Иоакима, в которых последний интересовался отношением украинских архиереев к Флорентийскому собору. За Киевского митрополита заключение писал свт.Димитрий, Лазарь Баранович ответствовал сам: в обоих случаях малороссы писали о своем решительном неприятии Флорентийского собора и унии. В сентябре 1688 г. Иоаким посылает новую грамоту украинским архиереям, теперь уже прямо вопрошая, как они учат о времени пресуществления и как относятся к книге Феодосия Сафоновича «Выклад», которую Иоаким называл «иезуитской» провокацией, изданной лишь под именем киевских старцев. Ответ на этот раз готовился долго, и патр.Иоаким даже слал письма с упреками в медлительности зимой 1689 г. Первым ответил Лазарь Баранович: в своем письме от февраля 1689 г. он писал, что Малороссийская Церковь всегда исповедовала учение о пресуществлении «Господними словесами», приняв его от отцов; «Выклад» же произведение достойного автора, прославленного ученостью и крепостью в православной вере. Официальный ответ митрополита Киевского задерживался. Он был составлен только Великим постом 1689 г. и представлял собой изложение «латинского» учения, подкрепленного главным образом ссылками на богословские труды могилянской традиции. Судя по всему, к этому времени были написаны и собственно киевские полемические сочинения против Лихудов за авторством Иннокентия Монастырского «Книжица о божественной литургии» и «Книга о пресуществлении» 28 . Впрочем, запас собственно богословской аргументации в пользу «латинского» учения к этому времени был давно исчерпан, поэтому новизна книг Монастырского состояла главным образом в его полемических ходах. Под письмом стояли подписи митрополита и всего высшего духовенства Киева. В скором времени патр. Иосиф откликнулся на сию депешу и написал ответ Лазарю Барановичу и киевлянам, порицая их упорство. В послании к митр. Гедеону московский патриарх приводил развернутую аргументацию в пользу восточного учения о времени пресуществления и требовал отвечать, согласны ли киевляне признать «учение восточной Церкви». Кроме того, патр. Иоаким настаивал, чтобы представители Киевской митрополии прибыли в Москву, для того чтобы окончательно разрешить спор 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В универсале киевского митрополита Дионисия Балабана, от 20 ноября 1658 г, с его подписью и печатью сказано, что он поручил Лазарю Барановичу в его ведение пастырское управление протопопии: черниговскую, новгородскую, минскую, стародубскую, борзенскую, глуховскую и конотопскую (о. Диев в своем исследовании упоминает только о трех последних). «Абы от того часу, – писал м. Дионисий относительно указанных протопопий, – его милости отцу епископови Черниговскому, як пастыру своему, во всём так, як пред тым нам, повиновалися, доходы куничные, албо столовые, ведлуг звычаю давного, отдавали; дяки зо всех помененных протопопий на иерейство, чрез его милость рукоположение, благословение брали и вси во всем послушними були» 16 . Но около 1687–1690 года протопопии: глуховская, борзенская и конотопская опять отобраны были в ведение киевского митрополита. Во второй половине XVII в., после ареста Мефодия, епископа нежинского, его епархия была присоединена к Черниговской. Последнюю тогда составляли города: 1) Чернигов, 2) Новгород Северский, 3)Севск, 4) Березна, 5) Соспица, 6) Стародуб, 7) Погар, 8) Почеп, 9) Мглин, 25 монастырей и 571 церковь 17 . Архиепископ Лазарь Баранович и его заместители титуловались иногда просто черниговскими и новгородскими 18 , иногда – черниговскими, новгородскими и всего севера 19 . При Зосиме Прокоповиче, со времени возобновления епархии, кафедрой черниговских архиереев был в Чернигове Борисоглебский монастырь. В первые годы святительства Лазаря Барановича архиерейской кафедрой был в Новгороде Северском Преображенский монастырь. В 1672 г. Лазарь Баранович, приведя в совершенство архиерейский дом в Черниговском Борисоглебском монастыре, основанный при Зосиме Прокоповиче, перенёс сюда свою кафедру, которой данная обитель постоянно и пребывала. На соборе святителей в июне 1667 г. предположено было основать два епископства – одно в Чернигове, а другое в Севере, в Брянске; но, неизвестно почему, открытия Северо-Брянской епархии не последовало 20 . Ниже в определении того же собора, сказано: «в Черниговской епархии, вместо епископа, благословихом архиепископу быти» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

В 1668 году гетманом обоих берегов Днепра стал Петро Дорошенко. Ему удалось на короткое время объединить под своей властью почти все украинские земли. На Киевский митрополичий престол взошел Иосиф Нелюбович-Тукальский, избранный в митрополиты еще в 1663 году на Соборе в Умани и утвержденный в этом звании польским королем. Митрополит Иосиф выступал за сохранение канонической связи с Константинополем. Поэтому, прибыв в Киев, он повелел прекратить поминание в церквах царя Алексея Михайловича и поминать лишь гетмана Петра. С епископа Мефодия Филимоновича Иосиф снял мантию и панагию и сослал его в заточение в Уманский Во время правления митрополита Иосифа попытки перевода Киевской митрополии под юрисдикцию Москвы не имели успеха. Митрополит Иосиф скончался 26 июля 1675 года. С этого времени местоблюстителем вновь становится Лазарь Баранович. Митрополичий престол оставался вакантным до 1685 года. Новый шаг на пути присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату был сделан в 1683 году. 18 ноября скончался архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. Гетман Иван Самойлович написал об этом особое письмо Московскому Патриарху Иоакиму, прося благословения на избрание нового настоятеля Лавры. В ответном письме Патриарх благодарил гетмана за то, что тот обратился именно к нему, и преподал свое благословение на проведение Но такое поведение гетмана не нашло поддержки в среде киевского духовенства. Новый архимандрит был избран вольными голосами без предварительных консультаций с Самойловичем. Им стал Варлаам Ясинский. Не испрашивая подтверждения своих прав в Москве, он обратился за посвящением к Лазарю Барановичу, который и возвел его в архимандриты. Впрочем угроза захвата лаврских владений, исходившая от львовского епископа Иосифа Шумлянского, заставила все же Варлаама просить подтверждения своих полномочий у Патриарха Иоакима. В результате Патриарх направил Варлааму утвердительную грамоту, в которой, однако, более говорилось об обязанностях Печерского архимандрита, нежели о его древних С канонической точки зрения это деяние Патриарха Иоакима означало изъятие Лавры из юрисдикции Константинопольского Патриарха. При этом следует иметь в виду, что это был ставропигиальный монастырь, напрямую подчинявшийся Предстоятелю Константинопольской

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Димитрию пришлось остановиться в работе. Отсылая минеи патриарху, он пишет (от 15 марта), что книги «в монастыре Батуринском в моих недостойных руках доселе бяху держимы и со вниманием чтомы, от них же многую приемши пользу... отдаю оныя святыне вашей со благодарением и извествую, яко в послушании святом, от малороссийской церкви мне врученном... от великих блаженнаго Макария митрополита Московскаго и всея России книг и от иных христианских историков написал жития святых месяцей шесть... и уже написанныи тыи святых жития чтомы бяху по большей части и разсуждаемы от некоторых благородных людей, 785 а наипаче во святей лавре Печерской. Ныне же належащу многих благоволению и желанию хотех бы к душевной христианом пользе типом издати, в чесому наипаче возбуждаем есмь частыми писании от преподобнейшаго архимандрита Печерскаго. На таковое убо дело церкви Божией (яко же мню) не непотребное вашего верховнейшаго архипастырскаго ищу благословения. 786 Патриарх ничего не ответил. Между тем в лавре, получив февральскую патриаршую грамоту без привилегии на типографию, решили действовать другим путем, помимо патриарха. Обратились к давнему покровителю малорусов, Вас. Вас. Голицыну и царевне Софии. И Мазепа, и Варлаам написали В. В. Голицыну письмо, в котором, посылая книгу «Венец Христов» просили прощения вины печерскому архимандриту, за самовольное напечатание книги, ссылались на государеву данную на типографию грамоту, и просили помещать впредь в заглавиях книг печерских имя киевского митрополита. 787 Мазепа выдал 12 мая проезжий лист киево-печерским посланцам о. Паисию, Иоилю, Ираклию, Илье и Трифиллию, а 1 июня они прибыли в Москву по их заявлению «за милостынею», с книгами, для подносу царевне Софии, под титулом «Венец веры» и с жалобами на киевского воеводу и на ратных людей об обидах и насилия. 788 Как они были приняты в Москве, не знаем. Но с киевскими посланцами разъехались в дороге московские посыльные патриарха. 29 марта 1688 года 789 патриарх Иоаким отправил митрополиту Гедеону Четвертинскому и Лазарю Барановичу две грамоты, 790 спрашивая их мнения о Флорентийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Здесь, подобно как и в Слуцке, св. Димитрий получил много приглашений в другие православные обители, но уже не для одного проповедания слова Божия, а для управления. Так, братия Киевского Кириллова монастыря присылала нарочного просить его к себе во игумена, но смиренный Димитрий отказался. Что была за причина отказа – неизвестно. Зато счастливее оказались иноки Максимовской обители. На просьбу их принять настоятельство в их обители св. Димитрий дал согласие и, простившись с гетманом Самойловичем, отправился в Чернигов к архиепископу Лазарю Барановичу, имея рекомендательное письмо от гетмана. «Сентября 4 (1681г.), в воскресенье, был я у владыки, – пишет сам святитель Димитрий, – с гетманским письмом и принят от его преосвященства весьма милостиво. Как скоро распечатал он письмо, тотчас сказал следующие слова: не читая письма, говорю: да благословит вас Господ Бог не только игуменством, но, по имени Димитрия, желаю вам митры. Димитрий да получит митру!». В тот же день св. Димитрий был посвящен во игумена и затем, приняв архиепископское благословение на предстоящую ему деятельность и напутствуемый любовию и благожеланиями, на другой день отправился во вверенный его управлению монастырь, где старался быть примером для братии в иноческих добродетелях – посте, бдении, смирении и послушании. Но, к сожалению, не долго пришлось ему пасти это малое стадо, для которого он был истинным пастырем, попечительным отцом, входившим и удовлетворявшим все нужды братии, чуждым всякой гордости и превозношения, не смотря на свою власть игумена. В следующем 1682 году, марта 1 дня, согласно желанию гетмана, он был переведен в Батуринский Николаевский монастырь. В этом монастыре он настоятельствовал в течении лишь одного года и восьми месяцев и 26 октября 1683 года, в день своего ангела, он сложил с себя игуменство и остался жить в качестве простого инока в том же монастыре, с тем намерением, чтобы, освободившись от великих и ответственных трудов по настоятельству, непривычных для подвижника благочестия, всецело посвятить себя на служение Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

Патриарх Константинопольский объявил епископа Мефодия запрещенным в священнослужении. Ходатайства Москвы перед Константинополем не имели успеха. Митрополит Дионисий (Балабан) на ту же Мстиславскую епископию поставил своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). Это усугубило и государственный раскол: Днепр разделил Украину на Левобережную (русскую) и Правобережную (польскую). Правобережный Киев остался в составе русской Украины. Сечевой гетман казачества Иван Брюховецкий признавал церковное возглавление Москвы. Кроме того, на днепровском острове Хортица был образован центр нейтральной Запорожской Сечи. По смерти митрополита Дионисия (Балабана; 1663) новый общий гетман Петр Дорошенко (польской ориентации) связал свою деятельность с занявшим Киевскую кафедру епископом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Сечевой гетман И. Брюховецкий вызвал из Москвы задержанного там на Соборе 1666—1667 гг. епископа Мефодия (Филимонова). Иван Брюховецкий практически требовал, чтобы Москва назначила наконец митрополита. Но Москва по-прежнему не склонна была идти против воли Константинопольского Патриарха, о чем и был уведомлен И. Брюховецкий. Москва даже приняла от Константинопольской Патриархии как жест благоволения возведение Черниговской кафедры на степень архиепископии и дарование занимавшему ее епископу Лазарю (Барановичу) титула архиепископа. Тем временем между Россией и Польшей в январе 1667 г. был заключен Андрусовский мир. Над разделенными частями исконно русской территории образовались три православные юрисдикции. В восточной Украине остался архиепископ Лазарь (Баранович). Он не поехал в Москву для получения титула митрополита, так как не отказывался от юрисдикции Константинопольского Патриарха. Но в то же время он принимал осуществлявшееся здесь фактическое возглавление церковных дел Москвой. В Запорожской Сечи со званием Экзарха Константинопольского Патриарха пребывал епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). А над православными, жившими в польских границах, король Ян Казимир утвердил управляющим православного епископа Перемышльского Антония (Винницкого), канонически подчиненного Патриарху Константинопольскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/436393/

Помимо управления монастырём, архимандрит Феодосий оказывал неоценимую помощь преосвященному Лазарю в деле управления Черниговской епархией. Желая видеть Феодосия своим преемником на Черниговской кафедре, Преосвященный владыка отправил прошение Патриарху Адриану в Москву о назначении Феодосия Углицкого своим помощником. Эта просьба была удовлетворена. А в следующем – 1662-м – году архимандрит Елецкий по ходатайству того же Лазаря (Барановича) был возведён в сан архиепископа. Хиротония была совершена в Москве, в Успенском соборе Кремля, 11 сентября. Кроме того, архиепископ Феодосий получил право совершать богослужение в саккосе, что в те времена было привилегией исключительно митрополитов и Патриарха. Однако недолго двум выдающимся святителям довелось совместно управлять Черниговской епархией. 3 сентября 1693 года архиепископ Лазарь (Баранович) закончил свой земной путь. Теперь все заботы о Черниговской кафедре легли на плечи архиепископа Феодосия. Своё служение он нёс с большим радением о духовном благочестии до конца своих дней. Святителем Феодосием был основан Печеницкий женский монастырь и Любецкий скит. Ещё одно важное событие произошло в 1665-м году, когда был освящён Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова. Заботился святитель Феодосий и о высоком уровне духовного образования – большим его попечением пользовались духовные школы Черниговской епархии. Одним из учеников такой школы стал Иоанн (Максимович), впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири. Именно его и назначил владыка Феодосий наместником Елецкого монастыря, предчувствуя близость своей кончины. Ко Господу святитель Феодосий преставился 5 (18) февраля 1696 года. Он был погребён в Борисоглебском соборе Чернигова, в специально сооружённом склепе. Канонизация святого После преставления Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому Сразу же после преставления архиепископа Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому. Особо примечательным был один из них. Однажды Преосвященный Иоанн (Максимович) сильно заболел – у него случилась горячка. Архиепископ усиленно молился святителю Феодосию об исцелении. Вечером ему явился сам святой и сказал: «Служи завтра, и будешь здоров». На следующее утро владыка Иоанн, к великому удивлению окружающих, сам отслужил литургию, после чего совершенно исцелился. В благодарность за это чудо он написал особенную «похвалу» святому, а также благоустроил его склеп.

http://pravoslavie.ru/115885.html

царь Алексей Михайлович разрешил возвести иером. Иоанникия в сан архимандрита. В благословенной грамоте новому архимандриту еп. Лазарь писал: «Как пастырь архиепископии Черниговской, видя крайнее запустение знаменитого монастыря архимандрии Черниговской Елецкой, издревле пользовавшегося благотворениями великих благочестивых князей русских, скорбя душею о разорении каменной церкви Успения Пречистой Госпожи Богородицы, мы подвигнулись ревностью по дому Пресвятой Богородицы. Призвав на помощь Господа и Пречистую Деву, решились под державою православного монарха царя Алексея Михайловича поднять из развалин обитель, дать ей способного архимандрита - строителя» (см.: Филарет (Гумилевский). 1861. С.12-13). На пожертвования царя Алексея Михайловича, гетмана И. Самойловича (1672-1687), черниговских полковников И. Аврамовича, В. К. Дунина-Борковского и проч. казацких старшин в 70-х гг. XVII в. в Е. м. был отремонтирован и заново освящен Успенский собор, построены ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезной, кельи, ограда. Архим. Иоанникий (Галятовский; † 1688) был похоронен в Успенском храме. Вид на Елецкий мон-рь со стороны надвратной колокольни (1670-1675). Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Вид на Елецкий мон-рь со стороны надвратной колокольни (1670-1675). Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) С 1688 г. Е. м. возглавил бывш. игумен киевского Выдубицкого монастыря св. Феодосий (Углицкий) . Одновременно архим. Феодосий помогал в управлении обширной епархией Лазарю (Барановичу), к-рый поручил елецкому архимандриту вести экономические дела архиерейского дома. В нояб. 1691 г. престарелый Черниговский архиеп. Лазарь утвердил архим. Феодосия в звании помощника Черниговского архиепископа; в 1692 г. архим. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Черниговского. Новый архиерей проживал в Е. м., грамоты выдавались от имени архиеп. Лазаря за подписью архиеп. Феодосия: «Феодосии Углицкий, архиепископ и архиепископии Черниговской и Новгород-Северской коадъютор, архимандрит Елецкий». 5 февр. 1696 г., в день празднования Елецкой Черниговской иконе Божией Матери, свт.

http://pravenc.ru/text/189789.html

«Лучше есть яд, поданный с любовью, чем упитанного тельца, поданного с враждой! — заявил он. — Я сего у царя никогда не требовал и не требую, но просил лишь позволения своим людям входить и выходить со двора свободно». Царь был крайне оскорблен и даже жаловался восточным патриархам, но люди Никона смогли привезти с Воскресенского подворья свои продукты. Утром 3 декабря на заседании церковного собора стали читать грамоту Никона Константинопольскому патриарху, не целиком, но выбирая заранее отмеченные обвинением места. Павел, Иларион и Мефодий сопровождали чтение дикими выкриками и ругательствами, но все остальные светские и духовные люди стояли на своих местах безмолвно. Царь беспокоился все больше и наконец не выдержал. — Бояре, бояре! — закричал он. — Что БЫ молчите и меня выдаете, или я вам не надобен?! При звуке сих ужасных слов как бы колыхнулся строй бояр, некоторые выступили вперед, но ни от кого не прозвучало ни единого возгласа. Лишь бестрепетный военачальник князь Юрий Алексеевич Долгоруков нашел несколько слов в защиту царя и на уничижение Никона. Алексей Михайлович стал впадать в скорбь, а патриарх сказал: — О царь! Ты сих предстоящих тебе и собранных на сию сонмицу девять лет вразумлял, и учил, и к этому дню уготовлял, чтобы против нас говорили. Но все напрасно: не только сказать не могут, но и уст отверзнуть, тщетно учились! Однако я тебе, царь, совет даю: если повелишь им в нас бросать камни, то это они вскоре сотворят, а вот оговорить нас, хоть еще девять лет учи, не сумеют. В ярости бросился царь на престол свой и, спрятав лицо, долго пребывал недвижим. Наконец Алексей Михайлович встал и обратился к премудрому ученому философу Лазарю Барановичу, архиепископу Черниговскому и Новгород-Северскому, стоявшему в ряду архиереев: — Лазарь, что ты молчишь и ничего не глаголешь, почто выдаешь меня в деле, в котором я на тебя надеялся?! — О благочестивый царь, — ответил Лазарь, выступив вперед и благоговейно приложив руки к груди, — как могу против рожна прать и как могу правду оговаривать или ей противиться? — И с этими словами встал на место свое.

http://sedmitza.ru/lib/text/439724/

В 1656 г. Богоматерь Ченстоховская была провозглашена Владычицей и Покровительницей Польши. Списки Ченстоховской иконы проникли в Россию через Малороссию благодаря распространению гравюры. Их можно разделить на 2 группы. В основе первой - гравюра Г. П. Тепчегорского (1711) с изображением иконы Богоматери с Младенцем в коронах, икона в драгоценном окладе с привесками, дарами и ex voto. В России данная иконография получила название «Умягчение злых сердец». В основе 2-й - традиц. извод Богоматери с Младенцем в коронах, идентичный Н. и. Списки Ченстоховской иконы, получившие распространение на юго-зап. окраинах России, обрели самостоятельность как местные чудотворные образы с названиями, связанными с местами прославления: Н. и., Суражская, Рудненская (Руденская), Любечская, Мохнатинская, Дубовичская (Дубовицкая), Домницкая, Печерская икона из Введенского мон-ря в Нежине и др. Во 2-й пол. XVII в. список Н. и. принадлежал Лазарю (Барановичу), архиеп. Черниговскому. Будучи начальником Киево-Братского и Кирилловского духовных уч-щ, владыка часто посещал подведомственные владения, в частности Купятицкий и Новодворский мон-ри. В одной из поездок он приобрел список чудотворной Н. и. Ок. 1687 г. архиеп. Лазарь благословил своей келейной Н. и. иером. Иону (Болховского) на основание Каменского Успенского мон-ря на р. Сновь, средства на строительство к-рого пожертвовал гетман И. С. Мазепа. В 1764 г. муж. мон-рь был упразднен, в его стены в 1786 г. были переведены сестры Печеникского мон-ря (ныне Стародубский р-н Брянской обл.). Ежегодно 20 дек., накануне дня преставления свт. Петра, митр. Московского, в Каменском Успенском жен. мон-ре проходили торжества в честь Н. и. Еженедельно по субботам перед иконой читали акафист. С 1889 г. ежегодно 26 июня совершался крестный ход со святыней в память о «грозном посещении обители... когда от громового удара сильно пострадала внутренность и внешность главного храма обители» (Православные русские обители. С. 533), а Н. и. осталась невредимой. Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске)

http://pravenc.ru/text/2577817.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010