Подробностей о житии преподобного Феодосия Глушицкого не сохранилось. Известно, что он подвизался под духовным руководством преподобного Дионисия и был погребен поблизости от могилы святого Тарасия Глушицкого. Макарий Каневский, преподобномученик Преподобномученик Макарий Каневский жил в XVII веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами. Святой Макарий родился в 1605 году в городе Овруче, на Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, любви к молитве и храму. В 1614–1620 гг. святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей, «Спаса Христа измлада возлюбивши», стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина — послушника. Молитва и чтение святоотеческих творений стали любимым замятием постриженного молодого инока. В 1625 году инок Макарий, с благословения архимандрита, оставляет Успенский монастырь и направляется к епископу Пинскому Авраамию, который определяет его в Купятичский (Купятицкий) Пинский монастырь. Там преподобный настолько прославился подвижнической, добродетельной жизнью, что вскоре (в 1630 году) был рукоположен епископом Лазарем (Барановичем) в сан иеродиакона, а через два года — в иеромонаха. Слава об образцовом монашеском житии иеромонаха Макария распространилась за пределы Купятичского монастыря, и в 1637 году братия Симоновского Брестского монастыря обратилась с просьбой к игумену Купятичского монастыря Илариону (Денисевичу) отпустить к ним в настоятели святого Макария. Но иеромонах Макарий был необходим и купятичскому игумену, и в том же году он послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле для вручения собранных братией денег на перестройку Киевского Софийского храма и для испрошения помощи на постройку и обновление разрушившейся монастырской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Подчинение Киевской митрополии Москов. патриарху: церковное состояние Малороссии в XVII стол.; сношение п. Иоакима и царей с гетманом Самойловичем, собор в Киеве, избрание в митрополиты еп. Гедеона, переписка по этому делу и поставление Гедеона. Сношение с восточными патриархами; граматы послонные им; препятствия, на которые указывали они, и средства употребления против их упорства; их ответы – грамата п. Иерус. Досифею; отправление ответных патриарших грамат в Киев. Расширение прав Москов. п. Иоакима в отношении к южнорусской церкви, сношение п. Иоакима с еп. Гедеоном и Лазарем Барановичем архиеп. черниг. по вопросу о времени пресуществления св. Даров, – с архим. Варлаамом по поводу печатания книг. Не одна великороссийская церковь была предметом забот п. Иоакима. – Обстоятельства времени вызывали его принять участие и в судьбах церкви малороссийской. Малороссия в царствование Алексея Михайловича поступила под крепкую руку государя Московскаго, побуждаемая к тому, теми различными бедствиями, которым подвергалась она вследствие притязаний на нее соседних государств. Она вступила тогда по своей политической жизни в общение с Москвою, отдавщись ее покровительству и защите от посягательства на нее врагов 473 . Но сознаваясь, таким образом, в своем политическом бессилии и обращаясь за помощью к Москве для сохранения своего гражданскаго существования, Малороссия в то время не сознавала своей слабости в религиозной жизни или по крайней мере не хотела признать превосходства над собою Москвы в этом отношении. Стоя по своему умственному развитию много выше Великороссии она не желала, чтобы ее религиозная жизнь находилась в зависимости и таким образом осталась независимой от Московского патриарха, хотя и подчинилась Московскому государю, хотя даже в самых условиях этого подчинения было постановлено, чтобы митрополиту Киевскому и всему Малороссийскому духовенству быть под ведением Московскаго патриарха 474 . Бывший в то время киевский митрополит Сильвестр Коссов не признал своей зависимости от Московского первосвятителя и остался в подчинении у патриарха Константинопольского, не смотря на то, что этим возбудил даже против себя неудовольствие патриарха Никона , имевшего, как известно, огромное влияние и на государственныя дела 475 . Не признала южно-русская церковь своей зависимости от Московского патриарха и после смерти Коссова, последовавшей вскоре после политического подданства Алексею Михайловичу Малороссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Позже монастырь сожжен войском крымского хана. В 1552 г. Иван Грозный дал монастырю грамоту на владение обширными угодьями и значительным количеством сел и городков (Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - 1873. – кн. 3.) что, бесспорно, способствовало быстрому восстановлению и его укреплению. В начале 1605 г. город и монастырь были опустошены польским войском под предводительством Лжедмитрия. При этом были уничтожены монастырские постройки. После разрушения монастырь долгое время лежал в руинах, и только после присоединения Левобережной Украины к России началось его возрождение. В настоящее время судьба монастыря связана с выдающимся деятелем XVII в. Черниговским епископом Лазарем Барановичем. Под его руководством были начаты большие строительные работы. С 1673 г., после переезда Барановича в Чернигов, его дело продолжает архимандрит Михаил Лежайский, при котором строят кирпичные оборонительные стены с башнями, бурсу и перестраивают покои настоятеля. Архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся по сей день, окончательно сложился в конце XVIII – начале XIX в., когда по проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги на месте храма XII в. был возведен новый Спасо-Преображенский собор. После этого значительных строительных работ на территории монастыря не было. В 1926 г. монастырь закрыли, в 1929 г. на его территории основан Новгород-Северский государственный историко-культурный заповедник. Во время наступления советских войск (1943 г.) Новгород-Северский монастырь подвергся большим разрушениям, пострадали все сооружения, некоторые были уничтожены. Интерес к истории монастыря и его архитектуры появился у любителей исследований старины еще в первой половине XIX века. В различных публикациях сделаны попытки систематизировать единичные сведения по истории и архитектурной эволюции ансамбля. Однако выводы в значительной степени оказались ошибочными. Первые настоящие научные исследования начаты в 1950-е годы под руководством М. Холостенко. Тогда сделаны обмеры всех домов и сооружений ансамбля, сохранившихся после Второй мировой войны, проведены археологические раскопки значительной части фундаментов собора XII в.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Последняя поездка Иоанна в Москву с поручениями от лавры состоялась в 1693 г., когда он ездил за благо­словенной грамотой для вновь избранного лаврского архиман­дрита Мелетия Вуяхевича 1415 и в то же время давал патриарху объяснения по поводу некоторых неисправностей в богослужебных книгах, печатавшихся в лаврской типографии. Объяснения были признаны достаточными, и патриарх подтвердил за лаврой право и впредь печатать книги, с выполнением лишь некоторых указаний 1416 . Свенским монастырем св. Иоанн управлял до середины 1695 г., когда его вызвал в Чернигов в свои сотруд- —151— ники архиепископ черниговский Феодосий Углицкий 1417 . Св. Феодосий высоко ценил Иоанна и, как раньше сам был поставлен своим предшественником по кафедре Лазарем Барановичем в архимандрита черниговского Елецкого мо­настыря, так теперь сделал елецким настоятелем Иоанна, надеясь видеть в нем своего преемника по пастырству. В архимандрита Иоанн посвящен в Москве 1418 . По смерти Феодосия (5 февр. 1696 года) 1419 , малороссийское избиратель­ное собрание – рада 1420 , съехавшееся в Чернигов на 24 ноя­бря 1696 г., единогласно и избрало елецкого настоятеля в черниговского архиепископа. Собрание свидетельствовало в своих грамотах, что оно знает Иоанна как «мужа благочестива, с юных лет монашествующа, в искусстве добродетели и поучении и проповедании слова Божия извест­ного, и тамо сущим людям он на пользу благонравием своим» 1421 . Гетман Мазепа 1 янв. 1697 г. дал новоиз­бранному свои грамоты 1422 , с которыми тот явился к патриарху Адриану в Москву и уже 10 января был руко­положен в архиепископа черниговского 1423 , с правом —152— облачаться в саккос 1424 . Одной из первых мер нового архиепископа было назначение им, 10 июня 1697 г. 1425 , на свое прежнее место в елецкие настоятели игумена Димитрия Саввича Тупталы; это впоследствии – св. Димитрий, знамени­тый митрополит ростовский 1426 . Черниговскую кафедру святитель Иоанн занимал с 1697 по 1711 год, проявив себя деятельным правителем, по­кровителем просвещение, неутомимым литературным тру­жеником, наконец, верным сыном родины в пережи­вавшееся ею трудное время шведской войны и мазепиной измены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ревностно исполняя обязанности иноческого звания, он служил для иноков высоким примером строгой подвижнической жизни, привлекая в свою обитель множество ищущих спасения. В тоже время, желая еще более внедрить в иноках Выдубицкой обители дух истинного подвижничества, святитель устроил на монастырской земле, в Мозырском уезде [ 8 ], небольшой скит для тех из братии, которые искали полного уединения и суровых аскетических подвигов. Хотя вслед за тем, по слову Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан.16:33), святой Феодосий, сей верной делатель вертограда Христова, из-за клеветы и зависти человеческой, претерпел много несправедливых огорчений и скорбей [ 9 ], — но его подвижническая жизнь и мудрое руководительство иноками заслужили ему всеобщее уважение киевлян. В особенности же отличал святого Феодосия своим благорасположением и вниманием тогдашний местоблюститель киевской митрополии, архиепископ черниговский Лазарь Баранович [ 10 ], бывший ранее его учителем и ректором по Киево-Богоявленской Братской школе. В одном из писем, относящихся к этому времени, преосвященный Лазарь пророчески высказывает свое желание, чтобы «имя его (Феодосия) написано было на небесах». Как местоблюститель Киевской митрополии, святитель Лазарь назначил Феодосия, бывшего тогда еще Выдубицким архимандритом, своим наместником по митрополии [ 11 ]. Потом, когда Малороссиею был избран киевским митрополитом епископ луцкий Гедеон [ 12 ], то Лазарем Барановичем с просьбою об утверждении выбора, вместе еще с одним почтенным игуменом, был послан Феодосий, как человек, много послуживший малороссийской Церкви [ 13 ]. Этим святитель Лазарь и другие духовные и светские чины Малороссии хотели, явным образом, выставить Феодосия, как человека особенно достойного и способного к высшей должности. Тогда же, в Москве, святой Феодосий исходатайствовал царскую грамоту о дозволении Выдубицкому монастырю присылать в Москву для сбора подаяний. С этого времени, при всяком представляющемся случае, обращались к Феодосию Углицкому, как достойному занять высшее место. Так, по смерти митрополита киевского Гедеона, Феодосий был одним из кандидатов на кафедру киевской митрополии. Еще ранее, по воле и желанию преосвященного Лазаря Барановича, возвратившегося из Киева в Чернигов к делам своей епархии, он был вызван в Чернигов и определен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря [ 14 ] на место скончавшегося настоятеля этой обители, знаменитого Иоанникия Голятовского [ 15 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святой Феодосий, архиепископ Черниговский, по происхождению своему, принадлежал к заднепровской дворянской фамилии Углицких [ 1 ]. Отец Феодосия, по имени Никита, был священником в Малороссии, мать называлась Мариею. Родители воспитывали своего сына в страхе Божием и христианском благочестии; под влиянием их наставлений, он еще с самых юных лет получил задатки того благочестия, которым украшалась вся его последующая жизнь. По природе кроткий, послушный и впечатлительный, Феодосий с юных лет горел пламенною любовью к Богу и усердием к храму Божию. Получив первоначальное обучение в семье и там научившись читать и писать, Феодосий был отдан затем отцом для дальнейшего образования в Киево-Братскую Богоявленскую школу [ 2 ]. Здесь, под влиянием и руководством благочестивых наставников, упражняясь в изучении Священного Писания и святоотеческих творений, святой стремился по ним устроять и свою жизнь; здесь он возрастал и укреплялся духом в познании истин православной веры и в подвигах благочестия. И еще здесь, во время обучения в школе, в юном Феодосии возникло стремление подражать, по мере сил, равноангельному житию преподобных Антония и Феодосия и других подвижников Печерских, — этих великих молитвенников и небесных покровителей древлепрестольного Киева, под благодатным осенением которых он жил и воспитывался, и нетленные, прославленные мощи которых он постоянно зрел пред собою. В свободные от занятий часы любимыми занятиями Феодосия были молитва, богомыслие и чтение слова Божия. Здесь же святой Феодосий хорошо ознакомился с церковным партесным пением, в певческой школе, устроенной преосвященным Лазарем Барановичем. Вообще, Киево-Братская Богоявленская школа, основанная для поддержания и защиты православной веры против нападений польско-католического духовенства и иезуитов [ 3 ], вела всё преподавание в строго-православном христианском духе, которым проникались и молодые души питомцев ее; имела среди наставников своих истинных светил православного духовного просвещения. Несомненно, что и святой Феодосий получил там высшее и лучшее по тому времени образование, которое должно было содействовать полному развитию всех богато одаренных способностей души его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Смущенный такими внушениями Патриарх Иоаким, как верховный блюститель чистоты православия, для прекращения соблазна принял деятельные меры. Он немедленно открыл сношения с Киевским Митрополитом Гедеоном, Архиепископом Черниговским Лазарем Барановичем и Киевопечерским архимандритом Варлаамом Ясинским. Обращая частный вопрос относительно совершения таинства Евхаристии в более общий, касающийся отношения малороссийской Церкви к учению латинскому и к Унии, Патриарх спрашивал (29 марта 1686 г.) упомянутых представителей малороссийского духовенства: как они судят о соборе Флорентийском. На этот вопрос ответы получены были удовлетворительные. Митрополит Гедеон с собором Киевопечерского духовенства, равно и Лазарь Баранович (от 26 Мая) уверили Патриарха, что они не принимают Флорентийского собора и твердо стоят в восточном благочестии 62 . Не довольствуясь таким ответом Патриарх спрашивал еще малороссийских иерархов: кто сочинитель книги «Выклад о Церкви святой», двадцать лет тому назад изданной? И как они сами смотрят на учение той книги о совершении Евхаристии? – Ответ, данный Гедеоном и Барановичем, не мог успокоить Патриарха. Объявив имя сочинителя спорной книги Феодосия Софоновича, умершего игумена Киевомихайловского монастыря, они отзывались об нем с особенною похвалою, и не только не отвергали его мнения о времени пресуществления даров в св. Евхаристии, но и оправдывали его авторитетом многих книг, изданных в южных типографиях, как будто такие слабые доказательства могли иметь силу в Москве 63 . Патриарх не поставил себе в труд пространным изъяснением учения древних Отцев Восточных показать неосновательность латинского учения. И не долго ожидал успеха в своих действиях. Малороссияне скоро отступились от того, что сначала защищали 64 . Посещение листовое от вельможности вашей з’(из) так далекой отлеглости (отдаления) любезно принявши, покорне дякую (благодарю) и яко всегда в молитвах моих зычу (желаю) вельможности вашей многолетного доброго здравия и счастливаго повожения (пребывания), так и теперь о тоеж (о том же) Господа Бога молю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Спасо-Преображенский , 1 кл., в Новгород-Северске. Основан в 1033 г. кн. Мстиславом Владимировичем Тмутораканским; в 1618 г. им овладели поляки, и он пришел в запустение; возобновлен в 1657 г. еп. Лазарем Барановичем. В 1699 – 1701 г. в этом мон. был настоятелем св. Димитрий Ростовский . Здесь находится Новодворская или Суражская икона Богоматери, написанная в монастыре (теперь упраздненном) на бер. р. Рати, в урочище „Новый Дворец“, св. Петром, митр. Московским (см. 21 дек.), и находившаяся прежде в Суражском мон. (упраздненном в 1766 г.). Эта св. икона представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем на Ее левой руке, главы Которых украшены венцами; празднование в честь этой св. иконы совершается 20 дек. При мон. одноклассная школа и братство св. Димитрия Ростовского для развития и утверждения в народе религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Женские: Введенский , 3 кл., в г. Нежине. Основан в XVIII в. Здесь находятся частицы мощей свв. мучч. Параскевы и Макария. При мон. школа. Гамалеевский Рождество-Богородицкий , 3 кл., общ., в 24 в. от г. Глухова. Основан в 1702 г.; в 1733 г. обращен в мужской; с 1827 г. снова стал женским. В соборной церкви Рождества Богородицы находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, перенесенная из упраздненного Керботовского мон. и список Черниговской – Ильинской иконы. Божией Матери. Каменский Успенский , 3 кл., общ., при хуторе Каменском, в 50 в. от г. Новозыбкова. Основан в 1687 г. и первоначально был мужским; в 1764 г. упразднен; в 1786 г. восстановлен и стал женским. В соборном храме находится Тихвинская икона Божией Матери и пользующийся особым почитанием список Новодворской иконы Божией Матери, бывший келейной иконой Черниговского архиеп. Лазаря Барановича и данный им в благословение обители, при ее основании. Ежегодно 26 июня с этой св. иконой совершается вокруг мон. крестный ход, в память чудесного сохранения в 1889 г. храма, св. иконы и молившихся в то время при совершении акафиста пред нею от удара молнии, зажегшей купол и образовавшей громадную пробоину в храмовой стене. При мон. школа грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таже, егда по прошению духовенства братства Слуцкаго из Вильни преселися в Слуцк, цлый год неусыпно в проповди слова Божия труждашеся(...) Посем вскор из Слуцка возвратися в Малую Россию и нача жителство имти в столичном гетманском град Батурин, в монастыр святителя Николая, именуемом Крупицком, упражняяся в пост, в молитвах и непрестанном чтении душеполезных книг, наипаче же прилжаше к проповди слова Божия.//И за таковый его богоугодный, церкви же святой по тогдашнему времени весьма нуждный труд, по благословению архиереев киевских и черниговских производимъ бысть игуменом в разныя обители, кои слышя о добродетльном его житии и имя великую склонность к слушанию слова Божия, аки бы завидя едина другой, неотступными прошениями к себ его призываху. Поставлен же святый Димитрий во игумена преосвященным архиепископом черниговским Лазарем Барановичем перве во обитель Преображения Господня, нарицаемую Максаковскую в лто 1681 мсяца септемвриа в 4 день, на память святаго пророка Моисея Боговидца. Пред поставлением его преосвященный оный, аки бы предузнавши, яко святый Димитрий имет сподобитися святителскаго сана, слдующыя к нему изрече слова: «Да благословит вас Господь Бог не только игуменства, но по имени Димитриа желаю вам митры: Димитрий да получит митру». А по поставлении от негоже привтствован тако: «Сего дня святаго пророка Моисеа Боговидца, сего дня сподобил вас Господь Бог игуменства, идже храм Преображения Господня, яко Моисеа на Фавор; и иже сказа пути своя Моисеови, да скажет и вам на сем Фавор пути своя к вчному Фавору». Сии слова (якоже сам святый Димитрий о себ свидтельствуя глаголет): «Аз гршный за хорошее предзнаменование и пророчество себ поставил и замтил. Дай, Боже, чтобы пророчество его архипастырства//собылося!» Приемши же сей благочестивый инок от преосвященнаго благословение, отиде в оную Максаковскую обитель и вступи в порученную себ игуменскую должность, идже добр братию наставляя, и вся яже на общую обители пользу строя, труждашеся в проповди слова Божия, угождая Богу постом, бднием и другими добрыми длы, а паче смиреномудрием: ибо аще и началство прия, благонравия же своего и кротости никакоже измни, но всегда в памяти содержя реченное Господем: «Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга», якоже сам себе пред всми меншим творяше, тако и братию по вся дни учаше не возносится ни в чем же.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такая разность начал и направлений в этих школах естественно породила ранний антагонизм между их представителями, в котором заключается объяснительная причина многих последующих отношений в жизни Симеона» (С. 70 – 73). Г. Соколов в своей статье о Сильвестре Медведеве (Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1886 г., июнь. С. 592–593) заверяет, что в Спасской школе учили не только «пиитике и риторике, но и богословию, истории, философии в диалектике», заверяет, что «ради упражнения учеников своих в диалектических тонкостях Полоцкий нередко устраивал между ними примерные диспуты, к которым так привык он во время пребывания в Киевской академии. И вот «спудеи» Спасской школы проводили время «выну разсуждающе на чаете» (т.е. рассуждали две стороны, из которых одна была оппозиционной) Божественное Писание, «руководимые в спорах своим учителем, опытным диалектиком». Такие обстоятельные сведения о Спасской и Чудовской школах сообщают нам нынешние ученые. Но насколько основательны эти сведения и какова их действительная научная ценность, об этом скажем несколько ниже. 2 Соловьев СМ. История России с древнейших времен. X, 168; XI, 93; XIII, 229. Замысловский Е.Е. Царствование Феодора Алексеевича. СПб., 1871. С. 186. 10 В 1690 г. Карион, кончив курс учения в Киеве, возвратился в Москву и здесь в расспросе показал: «Отец-де ево был в Лихвинском уезде в монастыре Покрова Пресвятыя Богородицы Добрин дьяконом и родился при том же монастыре. И тому лет с тридцать и болши отец его умре, а он, Карион, после отца своего остался в малых летех, и, как был в возрасте двадцати лет, постригся в том же монастыре Добрине и был дьяконом лет с пять. А тому ныне девять лет (т.е. в 1681 г.) по указу святейшаго Иоакима, патриарха Московская и всеа Росии, из того монастыря отпущен он, Карион, в Киев для философские науки, и в Киеве будучи в Братском монастыре, поставлен в черные попы архиепископом Лазарем Барановичем. И во 195 году (1687 г.) по указу святейшаго патриарха был на Москве не многое время, и по указу великих государей он, Карион, с Москвы отпущен по-прежнему в Киев для философскаго ж доучения. И в нынешнем во 198 году он той науки выучился, и по ево челобитью боярин и воеводы, князь Михайло Григорьевич Ромодановской с товарищи, из Киева ево отпустили к Москве, а к Москве приехав, живет на патриаршем дворе». 7 сентября Карион «видел великих государей очи в был у руки и говорил орацыю; велели ему дать своего великих государей жалованья в приказ сукна чернаго пять аршин из казенного приказу» (Московский архив Министерства иностранных дел. Малороссийские дела. 1690 г., 42). 11 Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1891. С. 969–972. 18 Малороссийские дела 1652 г. 9; 1655 г. 3; 1658 г. 19; 1661 г. 16; 1664 г. 22; 1667 г. 12; 1669 г. 24. 29 Подробности обо всех этих ученых греках см. в нашей книге «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010