В 1661 г. Барятинский грабил маетности Печерского монастыря, а ратные люди бежали из Киева, не получая жалованья 22 . Киевские монахи враждовали с мещанами из-за земель, сносились с поляками и доносили друг на друга московским воеводам и чиновникам; мещане ссорились с казаками 23 ; живший в Киеве, епископ Мефодий ссорился с епископом Лазарем Барановичем, был проклят, а потом прощен константинопольским патриархом, действовал против гетмана за Москву и мирился с ним, изменяя Москве; белое духовенство враждовало с черным; в церквах приходских поминали Мефодия, в монастырях – патриархов и Лазаря Барановича 24 ; воевода киевский (Львов) был стар, к ратному делу неспособен, вообще, говоря словами того же епископа Мефодия (в 1665 г.), «кроме слез, худобы и воровства в Киеве ничего не сыщешь» 25 . Тяжелы были первые впечатления детства святителя. Даниил Савич, выучившись читать и писать, был отправлен в Киево-братский училищный монастырь, в котором новый ректор, знаменитый писатель Иоанникий Галятовский выстроил новые здания, открыл классы до риторики и сам в них преподавал 26 . Этим школам покровительствовал и блюститель Мефодий 27 . При поступлении в коллегию в 1662 году, Даниил был свидетелем торжественного внесения новообретенной чудотворной иконы Пр. Богородицы Братской в новую церковь коллегии 28 . Чудесная находка иконы, на которой вплавь спасся татарин, тонувший на Днепре, должна была сильно подействовать на развитие мистицизма в душе Даниила 29 . О коллегии, даже о внешнем виде её, почти ничего не знаем. Пред решетчатыми воротами стояли столбы для колоколов. В трапезной палате было изображение Господа, искушаемого сатаной, милосердного самарянина и др., вот и все наши сведения 30 . Если судить по позднейшим известиям (ок. 1673 г.), то состояние коллегии было незавидное. «В школах порядка да и науки мало. Это потому что зябнет Паллада без хлеба (friget sine Cerere Pallas), так читаем в письме его милости о. архипастыря. Порции учителям для их подкрепления нет, стол часто бывает плохой (trapeza blaha), учителя не имеют самого необходимого, а это возбуждает в них более скорбь нежели рвение в науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1665 г. Г. рассорился с опекунами своей школы в Силезии и поселился в Швеции, где получил место ректора нем. школы в Стокгольме и занимался проповеднической деятельностью (жил там до 1672, с перерывами). Как глава лютеран. общины и знаток слав. языков Г. в 1667 г. был назначен духовником российского эмигранта Г. К. Котошихина , позднее в том же году казненного за убийство и незадолго до смерти принявшего протестантство. Во 2-й пол. 60-х - нач. 70-х гг. Г. издал неск. трактатов, посвященных состоянию лютеран. церкви в Польше, чтобы обратить внимание скандинав. протестантов на бедственное положение их единоверцев (Status ecclesiarum invar. Augustinae Confessioni in Polonia. Ryga, 1669; Hafniae, 1670). Во 2-й пол. 1668 - 1669 г. Г. исследовал Эстляндию, посетил Пейпус (Чудское оз.) и Нарвский водопад. По нек-рым сведениям, он побывал также у водопада Иматра на р. Вуоксе (в 50 км к северу от г. Выборга) и у Волховских порогов. В июле 1672 г. по повелению Уппсальского архиеп. Лаврентия Стигзелия Ревельский и Эстонский еп. Иоанн Яков Пфейфер назначил Г. пастором в Вильно, где последний познакомился с правосл. клириками, прежде всего с настоятелем вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря Мартинианом (Волосовичем). Живя в Литве (до 1674), Г. интересовался обычаями и святынями правосл. Церкви, в особенности на Украине, к-рую называл Рутенией или Роксоланией. Г. получал сведения от прихожан правосл. храмов и паломников, побывавших в Киеве. Этот интерес привел его к переписке с Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) и киево-печерским архим. Иннокентием (Гизелем) , происходившим из прусской реформаторской семьи. Архим. Иннокентий прислал ученому пастору издание Киево-Печерского патерика (1661). Свои впечатления от переписки и прочтения Житий Киево-Печерских святых Г. изложил в кн. «Religiosae Kijovienses Cryptae, sive Kijovia Subterranea» (Jena, 1675; факсимильное изд.: Seventeenth-Century Writings on the Kievan Caves Monastery: With an Introduction by P.

http://pravenc.ru/text/164653.html

Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в. В янв. 1680 г. И. присутствовал на Соборе в Люблине, созванном по решению польск. сената для переговоров между православными и униатами, где выступил с критикой унии. В том же году возглавил Овручскую архимандритию, но польск. кор. Ян III Собеский , ранее обещавший передать ее перешедшему в унию архим. Сильвестру Творовскому, начал преследовать И. В кон. 1680 г. И. был вынужден бежать в Киев, он забрал с собой документы и часть имущества обители, перед отъездом распорядившись продать монастырский мед и скот. Король писал киево-печерскому архим. Иннокентию (Гизелю) , требуя возвратить вывезенное И. в Киев имущество и серебро, отправленное туда предшественником И. архим. Феофаном (Креховецким). Видимо, овручские архимандриты т. о. пытались не допустить захвата имущества архимандритии униатами. 9 сент. 1682 г. Ян Собеский направил универсал правосл. шляхте Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств с предписанием не вступать в дело об Овручской архимандритии и не поддерживать И., угрожая штрафом в 50 тыс. золотых. В марте 1681 г. И. был избран игуменом киевского Кирилловского мон-ря. Осенью 1685 г. с 5 сопровождающими он ездил в составе делегации Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) в Москву на переговоры о переходе Киевской митрополии в подчинение Московскому патриарху. 21 мая 1687 г. Киевский митр. Гедеон дал И. грамоту о переходе имений разоренного ржищевского в честь Преображения Господня монастыря к Кирилловскому мон-рю (АЗР. Т. 5. 171). В следующем году митрополит просил содействия И. в переговорах с Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) , к-рый 7 марта 1688 г. обратился в Москву с просьбой подчинить Черниговскую кафедру Московскому патриарху. Митр. Гедеон поручил И. списаться по этому вопросу с помощником архиеп. Лазаря архим. Феодосием (Углицким). И. дважды писал черниговскому архимандриту и получил ответ об отправке в Киев уполномоченного от архиеп. Лазаря. Вскоре выяснилось, что Черниговский иерарх тянул время, договорившись о переходе епархии в юрисдикцию Московского патриарха. В 1688-1690 гг. И. отстаивал права Кирилловского мон-ря в ряде судебных разбирательств с Киевским магистратом: в связи с жалобами горожан на установление мон-рем мостового сбора, в связи с попыткой главы магистрата И. Быковского захватить часть имений обители. И. отправил жалобу на магистрат в Москву. По указу царей-соправителей и регентши Софии Алексеевны от 12 окт. 1689 г. было проведено размежевание имений мон-ря и магистрата.

http://pravenc.ru/text/468735.html

Менее нежели через год по пострижении, 1669 года марта 25, в Праздник Благовещения , он удостоился посвящения в иеродиакона от руки Киевского Митрополита Иосифа Тукальского. По прошествии некоторого после того времени, по изволению Архиепископа Черниговского Лазаря Барановича, он был вызван из Киева в Чернигов и в Густинском монастыре рукоположен в иеромонаха, в день Сошествия Святаго Духа, мая 23 дня 1675 года, не имея от роду еще и 25 лет. Оценивая душевные и умственные достоинства молодого иеромонаха, его редкую ученость, замечательный дар слова, а главное, его строго-подвижническую жизнь, Преосвященный Лазарь Баранович благословил его быть проповедником Слова Божия в Чернигове, где он и провел более двух лет, проповедуя в соборном храме Чернигова и в иных церквах той же епархии, к великому услаждению и пользе душевной слушателей, – «Бяше бо его слово твердо, солею премудрости растворено и вси желаху слушати его», написано в одном старинном житии его. Иеромонах Димитрий проповедовал не только в пределах Малороссии, но и в Литовском княжестве, ибо, испросив благословение Архиепископа, он отбыл в Вильну, где жил непродолжительное время в Свято-Духовом монастыре и говорил там два слова. После того, по просьбе Слуцкого духовенства, он посетил Слуцк, где, пребывая в православном Преображенском монастыре, он также проповедовал и пользовался благорасположением некоего боголюбца, по имени Иоанна Скочкевича, на свое иждивение устроившего оную обитель. Неоднократно приглашаемый в разные места письмами духовных и светских властей, он не оставлял Слуцка, жители которого, а в особенности, полагать должно, вышеозначенный Иоанн Скочкевич, усиленными своими прошениями удерживали его, и пока был жив Скочкевич, он не решался оставить Слуцка, но когда его не стало в живых, он совершил его погребение и, почтив его память надгробным словом, возвратился в Малороссию. Он поселился в столичном городе Гетманства, в Батурине, где имел пребывание в Николаевском Крупицком монастыре (в 7 верстах от города), где в то время Настоятелем был Игумен Феодосий Гугуревич (с 1677–1682) и вел жизнь строго подвижническую, упражняясь в посте, молитвах, непрестанном чтении душеполезных книг, наипаче же ревностно занимаясь проповедованием слова Божия. За таковые полезные труды и услуги церкви он был поставлен во Игумена в Максаковский Преображенский монастырь (в 30 верстах от города Борзны, основанный в 1642 году Адамом Киселем) 4-го сентября 1681 года Архиепископом Лазарем Барановичем, в день памяти св. пророка Моисея Боговидца. Поэтому случаю Преосвященный после поставления сказал ему: «Сегодня (день памяти) святого пророка Моисея Боговидца и Господь Бог сподобил Вас Игуменства (в обители) идеже храм Преображения Господня, яко Моисея на Фаворе: и Иже сказа пути Своя Моисеови, да скажет и Вам на сем Фаворе пути Своя к вечному Фавору».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Не слушая никого, митрополит Иосиф и гетман Дорошенко рассчитывали добиться от турок вольности и гражданской, и религиозной. Только заключенное между Россией и Польшей перемирие после Андрусовского договора 1667 года помешало исполнению этого намерения, в котором потом митрополит Иосиф горько раскаивался. 9 августа 1670 года он писал: «По беззакониям моим, которым нет числа, не признаю себя я душею, страждущею за благочестие. В горести душа моя. Как могу я называться пастырем. когда растерял свое стадо? О, да соберет его Создатель и Искупивший Своею Кровью!» Несмотря на то, что митрополит Иосиф не выказывал особого расположения к Москве, воевода П. Шереметев и боярин А. Ордин-Нащокин предлагали московскому правительству признать его Киевским владыкой и воспользоваться его авторитетом для перевода Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха. Но владыка Иосиф был тверд в своем желании оставить Киевскую митрополию под юрисдикцией Константинопольского патриарха, в связи с чем проект Ордина-Нащокина отпал. В 1674 году московское правительство возобновило переговоры с митрополитом Иосифом, однако смерть митрополита прервала их. После кончины митрополита Иосифа в июле 1676 года ни один из претендентов не был избран на Киевскую кафедру, и ее местоблюстителем до 1685 года опять стал Лазарь (Баранович). Испытывая колебания в своих политических взглядах, митрополит Иосиф всегда стремился оберегать Православие. Так, вместе с владыкой Лазарем (Барановичем), гетманом Д. Многогрешным и другими он настойчиво требовал от царя Алексея Михайловича не отдавать опоры Православия – Киева – в руки поляков. И они добились этого. Опорой Православия в Киеве был Братский училищный монастырь, или Братская коллегия. Этой коллегии он отдал даже местечко Стайки, которое получил от гетмана Дорошенко на свое содержание. «Сам я борзо нищетен, – писал он, – но отдаю их как две лепты вдовицы на поддержание того обнищавшего места». Скончался митрополит Иосиф 26 июля 1676 года. Погребен в Мгарском Спасо-Преображенском Лубенском монастыре. Тело его почивает нетленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По получению грамоты, Исаия приступил к строительству монастыря. Он построил несколько новых зданий, а при трапезе соорудил теплую в честь Успения Богоматери церковь с приделом при ней в честь Рождества Богородицы. Исаия, заботясь о благоустройстве Густынского монастыря, в то же время созидал и устраивал два скита: Ладынский в 1616 году и Мгарский или Лубенский в 1619 году. Скиты эти принадлежали Густынскому монастырю и от него получали все необходимое для своего существования. С течением времени они отошли от ведения ими Густынского монастыря и были обращены в самостоятельные обители. Случившиеся в 1625 и 1636 годах пожары истребили почти все здания в монастыре. Но благодаря помощи Божией, монастырь вскоре же после пожаров вновь восстанавливался. В 1639 году обитель посетил Киевский митрополит Петр Могила. Им был назначен новый игумен Илия Торский. Митрополит осмотрел весь монастырь и поставил крест, назначив на этом месте строить новую великую и прекрасную церковь. В 1641 году эта церковь была заложена и через три года освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. При игумене Авксентии случился третий пожар в 1671 году, истребивший Троицкую церковь, колокольню, келии и другие постройки. Уцелели лишь Успенская трапезная церковь и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, находившаяся в башне и построенная в промежуток времени с 1641 по 1671 год, и несколько келий. Вскоре приступили к возобновлению монастыря. В 1672 году была построена новая колокольня, одна башня, несколько келий. В 1674 году приступили к построению большой Троицкой церкви. Эта церковь построена гетманом Иваном Самойловичем на собственные средства. Она каменная, пятиглавая, и существует до настоящего времени, служа памятником усердия благочестивого гетмана и образцом зодчества старинных малороссийских храмов. В 1675 году 23 мая, в день Сошествия Святого Духа, этот храм был освящен во имя Пресвятой Живоначальной Троицы архиепископом Черниговским Лазарем (Барановичем), который при этом освящении рукоположил в сан иеромонаха пребывавшего в Густынской обители и украшавшего Густынь трудами и подвигами иеродиакона Димитрия, впоследствии славного светильника Российской церкви и причисленного к лику святых, митрополита Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=06326

Посем вскоре из Слуцка возвратися в Малую Россию и нача жителство имети в столичном гетманском граде Батурине, 507 в монастыре святителя Николаа, именуемом Крупицком, 508 упражнялся в посте, в молитвах и непрестанном чтении душеполезных книг, наипаче же прилежаше к проповеди слова Божия. И за таковый его богоугодный, Церкви же святой по тогдашнему времени весьма нуждный труд, по благословению архиереев киевских и черниговских производим бысть игуменом в разныя обители, кои слышя о добродетельном его житии и имея великую склонность к слушанию слова Божия, аки бы завидя едина другой, неотступными прошениями к себе его призываху. 509 Поставлен же святый Димитрий во игумена преосвященным архиепископом Черниговским Лазарем Барановичем первее во обитель Преображения Господня, нарицаемую Максаковскую, 510 в лето 1681 месяца септемвриа в 4 день, на память святаго пророка Моисея Боговидца. 511 Пред поставлением его преосвященный оный, аки бы предузнавши, яко святый Димитрий имеет сподобитися святителскаго сана, следующыя к нему изрече слова: «Да благословит вас Господь Бог не только игуменства, но по имени Димитриа желаю вам митры: Димитрий да получит митру». А по поставлении от него же приветствован тако: «Сего дня святаго пророка Моисеа Боговидца, сего дня сподобил вас Господь Бог игуменства, идеже храм Преображения Господня, яко Моисеа на Фавор; 512 и иже сказа пути своя Моисеови, 513 да скажет и вам на сем Фаворе пути своя к вечному Фавору». Сии слова, якоже сам святый Димитрий, о себе свидетельствуя, глаголет: «Аз грешный за хорошее предзнаменование и пророчество себе поставил и заметил. Дай, Боже, чтобы пророчество его архипастырства собылося!» 514 Приемши же сей благочестивый инок от преосвященнаго благословение, отиде в оную Максаковскую обитель и вступи в порученную себе игуменскую должность, идеже, добре братию наставляя и вся яже на общую обители пользу строя, 515 труждашеся в проповеди слова Божия, угождая Богу постом, бдением и другими добрыми делы, а паче смиреномудрием: ибо аще и началство прия, благонравия же своего и кротости никакоже измени, но всегда в памяти содержи реченное Господам: «Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга», 516 якоже сам себе пред всеми меншим творяше, тако и братию по вся дни учаше не возносится ни в чем же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Присмотревшись внимательнее к этой пестрой картине, мы всё же сможем увидеть человека, в чьей личности − инока, иерарха, богослова, проповедника, литератора – сошлись, пожалуй, все те линии напряжения, которыми была пронизана эпоха, одна из самых бурных в истории Русской церкви. Этим человеком был митрополит Димитрий Ростовский . Димитрий Савич 4 заслуженно считается одним из наиболее выдающихся отечественных церковных деятелей Раннего Нового времени. Он был уникальной фигурой среди российского духовенства рубежа XVII–XVIII в. и принадлежал к первому поколению, связавшему Малорусскую и Великорусскую церкви. Будущий Ростовский владыка был сыном казацкого сотника Саввы Туптало и в миру носил имя Даниил. Окончив Киево-Могилянскую коллегию, он в 5 1668 г. принял монашеский постриг. Тем самым Димитрий Савич связал свою жизнь с Малороссийской церковью, попав в среду таких выдающихся богословов и проповедников как Варлаам Ясинский, Иннокентий Гизель, Иоанн Максимович , Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Мелетий Дзик. Незаурядные способности, редкостный дар слова молодого инока не остались незамеченными: в 1675 г. после рукоположения в иеромонахи архиепископом Лазарем Барановичем, Димитрий был оставлен в Чернигове проповедником. В 1677–1678 гг. он совершал поездки в литовские монастыри, посещал Вильно и Слуцк, где монахам так пришлись по сердцу его яркие проповеди , что они долго не желали его отпускать, несмотря на настойчивые требования священноначалия из Чернигова. Вернувшись из Литвы, Димитрий стал проповедником в Никольском Батуринском монастыре 6 . В 1684 г. Димитрий Савич был назначен казнодеем, т.е. проповедником Киево-Печерской Лавры 7 . Также с этого времени он начал работать над составлением «Книги Житий Святых» (Четий-Миней) − нового агиографического свода для Русской церкви, а в 1689 г. Димитрий совершил поездку в Москву с делегацией Киевской митрополии в связи с шедшими тогда евхаристическими спорами. К концу 1690-х гг. Димитрий Савич получил широкую известность как учёный муж и красноречивый проповедник. Поэтому когда в 1701 году царь Пётр I обратился с просьбой к киевскому митрополиту Варлааму Ясинскому прислать для поставления в сибирские митрополиты игумена или архимандрита, способного организовать масштабную миссионерскую работу 8 , кандидатуру Димитрия сочли самой подходящей. Но обстоятельства сложились так, что Димитрий так и не поехал в Сибирь, несмотря на то, что был хиротонисан во митрополиты Тобольские, а в 1702 году, после года, проведенного в столице, он был произведен в митрополиты Ростовские. В этом сане Димитрий Савич пробыл лишь восемь лет, начиная с прибытия в марте 1702 г. на кафедру и вплоть до кончины 28 октября 1709 г. За этот срок он к тому же дважды отъезжал в Москву: с августа 1705 по сентябрь 1706 и в августе 1708 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тезисы варфоломеевского письма, где говорится про наследников св. митрополита Киевского и Малой России Петра Могилы как на деятелей «украинской земли» и «украинской Церкви» и противников воссоединения Русской Церкви, не соответствуют исторической действительности. И сам Петр Могила, спасавший духовника русской освободительной борьбы за воссоединение с Москвой святого брестского игумена Афанасия (Филипповича) и его преемников, в том числе Киевского и Малой России митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), считали себя русскими, этим гордились и были идеологами и русского национального (1654 г.), церковного (1686-87 г.г.) воссоединения и Российской империи (1721 г.). Святой митрополит Димитрий Ростовский - это образ православного малоросса, строившего единую Русскую Церковь и Россию, свидетельство правды и каноничности присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату в 1686 году, в результате которого малороссы (именно так называли себя жители нынешней Украины) заняли лидирующие позиции в Русской Церкви, строили ее миссионерскую и образовательную систему. Это свидетельствует о том, что они считали Русскую Церковь - своей, русский народ - своим народом, Россию - своей страной. Из-под палки они бы не отдали себя на ревностное служение Русской Церкви, на борьбу с невежеством и пьянством, на крещение сибирских «украин». Житие св. Димитрия - это опровержение идеи украинской автокефалии. Святитель Димитрий участвовал с другими малороссами-святителем Иоанном (Максимовичем) Тобольскими и Патриаршим местоблюстителем митрополитом Стефаном (Яворским) в анафематствовании гетмана Мазепы. Вместе со святителем Иоанном и Черниговскими великими иерархами - Лазарем (Барановичем) и святителем Феодосием они строили «Черниговские Афины» - богословские интеллектуальные школы Северской Руси, откуда пестовалась идея возвращения Киевской и Малой России митрополии в Московский, Великой, Малой и Белой России Патриархат, осуществленная в 1686 году. Хулить Великое Воссоединение Русской Церкви 1686 го года - значит хулить великих святых просветителей России и идеологов Российской Империи, выходцев из Академии Киевского, Галицкого и Малой России митрополита св. Петра (Могилы): Димитрия Ростовского, Иоанна и Павла Тобольских, Филофея (Лещинского), Софрония Иркутского и многих других.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/07/ra...

Успенско-Онежский Муромский монастырь упразднен в 1764 году; но усердием благотворителей возобновлен в 1867 году. Здесь существует еще весьма тесная, деревянная церковь Воскрешения прав. Лазаря, построенная преп. Лазарем в 1390 году. Размеры ее: самый храм длиною, шириною и высотою от полу до потолка по 4 аршина; олтарь длиною в 3 арш., шириною 2 арш. 12 вершков; св. престол вышиною 1 1/2 арш., длиной и шириною по 12 вершков. В этой церкви сохранились древние, потемневшие иконы, простой фелонь крашеной холстины и деревянные сосуды, служившие при богослужении блаж. аввы. Теперь здесь совершается богослужение однажды в год – в Лазареву субботу. Мощи преп. Лазаря погребены за олтарем, на том месте, где он водрузил крест, в часовне; рака березового дерева, с древнею иконою преподобного в рост. Церковь и часовня прикрыты тесовою крышею, на каменных столбах, в виде футляра, усердием Петербургского купца Русанова (Сообщ. преосв. Павел, епископ Олонецкий и ключарь Ярослав. кафедр. собора, прот. М.И. Дубровский, бывший прежде миссионером в Олонецкой епархии). Преп. Елеазар и Назарий (см. 345) были, вероятно, учениками преп. аввы Лазаря. Присоединяем краткие сведения о жизни четырех святителей Русских, просиявших чудесами и нетлением мощей, во второй половине XVIII века и в нынешнем XIX-м. Имена их не могли иметь места в нашей рукописи, составленной прежде их прославления: 474. Святый Димитрий, Митрополит Ростовский, чудовторец Родился в декабре 1651 года, в местечке Макарове, Киевской епархии, от благочестивых родителей, сотника Саввы Григорьевича Туптала и супруги его Марии Михайловны, и в крещении назван был Даниилом. Юный Даниил Саввич, после домашнего воспитания, отдан был в Киевскую коллегию (ныне Киев. Дух. Академия) и здесь проходил по порядку классы учения ревностно и с отличными успехами. Когда коллегия во время войны была расстроена и два года (1666–1667 г.) совсем не преподавали в ней учения, Даниил Саввич, расставшись с нею, 1668 года 9 июля, принял пострижение и имя Димитрия в Киевском Кирилловском монастыре. Это было на 18 году возраста его и там, где отец его был ктитором обители. Савва Григорьевич отличался живою люовию к благочестию. Посвящая милого сына на служение Господу, он построил в обители трапезный храм в честь вм. Димитрию – ангелу сына инока. Келейная молитва , строгий пост, неуклонное посещение храма Божия, чтение книг были занятиями Димитрия, которыми очищалась и просвещалась душа его. Игумен обители о. Мелетий Дзик, бывший ректор его по коллегии, любил его как сына и докончил научное его образование. В 1675 г. Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский и блюститель митрополии, по ходатайству доброго игумена, посвятил Димитрия во иеромонаха и, узнав дарования его, оставил при кафедре своей в должности проповедника. В это время иеромонах Димитрий Саввич, в книжке: «Руно орошенное», описал чудеса Черниговской Ильинской иконы Божией Матери. Два года проповеднического служения при Черниговской кафедре столько прославили

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010