Когда, по окончании отпевания, духовенство готовилось поднять гроб, Петр, обращаясь к свите своей, сказал: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами». По окончании погребения царь сказал приближенным: «Не осталось у меня такого святого старца». Прославление св. Митрофана состоялось в 1832 г. в царствование императора Николая I. Святитель Димитрий Ростовский родился в 1651 г. в м. Макарове, вблизи Киева. В киевской Академии им доведено было учение до классов красноречия и поэзии. В 1668 г. он принял иночество и первые годы его посвятил высокому аскетизму. Вызванный затем блюстителем киевской митрополии, архиепископом черниговским Лазарем (Барановичем) в Чернигов, он, поставленный иеромонахом, назначен был проповедником. Был он игуменом в нескольких монастырях и архимандритом древнего Елецкого мон. в Чернигове. В 1684 г. он был вызван архимандритом Киево-Печерского мон. Варлаамом Ясинским и получил от него предложение собрать и исправить Жития Святых. Попытки его предшественников были неудачны. После проделанной огромной работы ему удалось отпечатать первую часть в 1689 г. Об этом его труде речь будет ниже. Продолжал он свою работу, будучи назначен настоятелем новгород-северского мон. В 1700 г. царь Петр поручил митр. Варлааму «поискать из архимандритов и игуменов, или других иноков, доброго и ученого и благого непорочного жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божиею милостью исподволь в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения и других невежествиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истинного живого Бога». Был избран Димитрий и посвящен в Сибирские митрополиты в марте 1701 г. Но слабость здоровья воспрепятствовала его поездке в Сибирь. В январе 1702 г., со смертью митр. Иосифа ростовского, Димитрий был назначен его заместителем. Пред святителем открылась печальная картина духовной скудости Ростовской епархии. Соловьев пишет: «Духовенство было невежественное, учить своих духовных детей не могло, и духовные дети тем легче увлекались проповедию какого-нибудь раскольничьего старца, который кричал против духовенства, отступившего от правой старой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

л. 3 бысть проповдником, но и за рубежем – в княжеств Литовском, ибо по прошествии нкоего времени, испросив себ уволнение и приняв от преосвященнаго благословение, отбыл святый Димитрий из Чернигова во град Вильню и, быв тамо недолгое время в монастыр Сошествия Святаго Духа, сказывал два поучительныя слова. Таже, егда по прошению духовенства братства Слуцкаго из Вильни переселися в Слуцк, цлый год неусыпно в проповди слова Божия труждашеся, пребывая в тамошнем греко-российскаго исповдания Братском Преображенском монастыр, и по объявлению того города жителей имяше себ благодтелем нкоего благочестиваго гражданина Иоанна, по именованию Скочкевича, который обитель тую своим иждивением устрой. Из Слуцка же аще и многими духовных и свтских лиц писаниями призываемь бысть, но он усильнйшими прошениями и великими общаниями от духовенства братства Слуцкаго удерживаемь будучи, умедли даже до кончины онаго Скочкевича. Егда же той преставися, Димитрий святый при погребении его приличное таковому дйствию надгробное говорил слово. Посем вскор из Слуцка возвратися в Малую Россию и нача жителство имти в столичном гетманском град Батурин, в монастыр святителя Николая, именуемом Крупицком, упражнялся в пост, в молитвах и непрестанном чтении душеполезных книг, наипаче же прилжаше к проповди слова Божия. л. 3 об. И за таковый его богоугодный, церкви же святой по тогдашнему времени весьма нуждный труд, по благословению архиереев киевских и черниговских производимь бысть игуменом в разныя обители, кои слышя о добродтельном его житии и имя великую склонность к слушанию слова Божия, аки бы завидя едина другой, неотступными прошениями к себ его призываху. Поставлен же святый Димитрий во игумена преосвященным архиепископом черниговским Лазарем Барановичем перве во обитель Преображения Господня, нарицаемую Максаковскую, в лто 1681 мсяца септемвриа в 4 день, на память святаго пророка Моисея Боговидца. Пред поставлением его преосвященный оный, аки бы предузнавши, яко святый Димитрий имет сподобитися святителскаго сана, слдующыя к нему изрече слова: «Да благословит вас Господь Бог не только игуменства, но по имени Димитриа желаю вам митры: Димитрий да получит митру». А по поставлении от него же привтствован тако: «Сего дня святаго пророка Моисеа Боговидца, сего дня сподобил вас Господь Бог игуменства, идже храм Преображения Господня, яко Моисеа на Фавор; и иже сказа пути своя Моисеови, да скажет и вам на сем Фавор пути своя к вчному Фавору». Сии слова, якоже сам святый Димитрий о себ свидетельствуя глаголет, «аз гршный за хорошее предзнаменование и пророчество себ поставил и замтил. Дай, Боже, чтобы пророчество его архипастырства

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Можно думать, что вся деятельность образованного игумена Феодосия была направлена на внутреннее благоустроение Корсунского монастыря, почему внешних проявлений и не сохранила нам история, от которой большею частию остаются сокрытыми дела внутреннего благочестия и подвижнической жизни. Мы видим, что с удалением Киевского митрополита Дионисия и с назначением временным блюстителем Киевского митрополичьего престола Черниговского епископа Лазаря Барановича, в сравнительно весьма короткий период времени (всего 5 лет, 1658–1664 г.), св. Феодосий проходит целый ряд должностей: состоит архидиаконом Киево-Софийского собора, в атом же сане избирается наместником митрополичьего дома, переводится в Крупицкий монастырь в звании иеромонаха, назначается вскоре игуменом Корсунского монастыря и потом очень скоро, как увидим, переводится с званием настоятеля в Киевский Выдубицкий монастырь. Такое быстрое движение св. Феодосия на поприще церковной деятельности, помимо его благочестивой и истинно-подвижнической жизни, служившей примером монашествующей братии, кроме его духовной опытности и способности руководить другими в иноческих подвигах, основывалось также на единомыслии его с епископом Лазарем Барановичем, бывшим наставником и ректором его, в вопросах о народности и государственном устроении Малороссии. По своим политическим убеждениям св. Феодосий принадлежал к той небольшой партии, которая, не смотря ни на какие волнения и смуты, всегда оставалась верною православному русскому Царю и только под его верховной рукою надеялась видеть Малороссию счастливою. Св. Феодосий, как видим, не идет за Дионисием Балабаном к врагам православной веры и народности, а держится убеждений своего бывшего воспитателя Лазаря Барановича, преданного Московскому правительству и склонявшего к этому и других. «Лучше бы, – говорит в одном письме Лазарь Баранович, – аще бы Россия не делилась, но под единым православным монархом была». «Я свои овцы Черниговския, – говорит в другом письме, – с полками тогобочными обратил к Государю».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Москва назначила своего местоблюстителя – епископа Мефодия (Филимонова), которого в 1669 г. заменила опять архиепископом Лазарем. Всю эту вереницу претендентов на Киевскую митрополию породила политическая нестабиль­ность в пределах её территории, столкновение интересов соперничающих государств и Церк­вей. «Малороссия к сему времени распалась на три лагеря: заступивший место Юрия Хмельницкого гетман Дорошенко отдался в покровительство Турции, гетман с московской сторо­ны Брюховецкий тоже изменил Москве и ссылался с Польшею, а Киев пребыл верным России» (2). Соответственно этому, «над тремя государственно разделёнными теперь частями... установились три православных юрисдикции. Над восточной, оккупированной московскими силами, Украиной остался возглавителем архи­епископ Лазарь (Баранович). Он не пожелал ехать в Москву для получения титула митро­полита, ибо не отказывался от традиционного возглавления Константинопольского Патриарха, но толерантно принимал фактическое возглавление церковных дел Москвой. На самостийную маленькую территорию Запорожья опёрся со званием экзарха Константинопольского Па­триарха епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). А над православными русскими в польс­ких границах король Ян Казимир утвердил управляющим православного епископа Антония Винницкого, канонически подчинённого Патриарху Константинопольскому» (20). С ка­нонической точки зрения наиболее правомерным возглавителем митрополии был всё же вла­дыка Иосиф (Тукальский), получивший в 1668 г. утверждение своего назначения на Киевскую кафедру с титулом «митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, экзарха Констан­тинопольского Престола, епископа Белорусского и архимандрита Лещинского» от Констан­тинопольского Патриарха Мефодия III. «Декрет, наделяющий Тукальского званием экзарха, кроме Патриарха, подписали 18 греческих епископов» (60). Митрополит Иосиф предпри­нимал попытки централизации иерархической власти, налаживая переговоры с людьми Киевс­кого воеводы Петра Шереметьева. Но «Москва не признала права Тукальского на митрополию Киевскую, несмотря на то, что воевода реко­мендовал царю его признать» (60).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неблагосклонность патр. Адриана, к Барановичу сказалась, как было отмечено выше, в решении спора о протопопиях в пользу митр. Варлаама, чем патриарх давал Лазарю почувствовать, насколько невыгодно неверноподданническое, центробежное отношение черниговского архиепископа к московскому святителю. Такая расплата п. Адриана с Лазарем за уклонение от приветствия со вступлением на п. кафедру была отрезвляющим воздействием на свободолюбивого черниговского маститого архипастыря. После архиеп. Лазарь стал почтительнее к п. Адриану, вследствие чего и со стороны патриарха последовало более благосклонное к нему отношение и удовлетворение его других ходатайств. В ноябре 1691 г. п. Адриан дал утверждение архим. Елецкого монастыря св. Феодосию Углицкому, еще при п. Иоакиме получившему позволение помогать престарелому Барановичу в епархиальном управлении, в должности помощника Лазарю, причем даже обещал Углицкому Черниговскую кафедру по смерти престарелого архиепископа. «Ащеже благотворя в терпении здешних всяких приключимых скорбий благодушней явится и во исполнении должности сея непорочен пребудет, убо возимеет, Богу хотящу, и вящшее достоинство и по нем, архиепископе Лазаре, степене архиерейства наследство» 281 ... Ласковое отношение патр. Адриана к Феодосию прокладывало путь для добрых, полных сыновней преданности отношений будущего предстоятеля Черниговской кафедры к патриарху московскому. Патр. Адриан личным воздействием делал более, чем грамотами и указами. В данном случае в лице Феодосия Углицкого он приобретал в Черниговской епархии сторонника Московской церковной власти более искреннего, чем Лазарь Баранович. Это сказывается и в дальнейших отношениях п. Адриана к Феодосию. Мы видели, как долго тянул п. Адриан нежелательное для него дело восстановления викарной Переяславской кафедры в Киевской епархии. М. Варлаам, друг п. Адриана, при жизни его так и не достиг осуществления своего желания. Иные результаты имело ходатайство в 1692 г. Черниговского архиепископа о поставлении ему, в помощь, в епископы Феодосия Углицкого 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никон понимал настроение киевской иерархии и в своих сношениях с м. Сильвестром не решался называть его своим сыном, а себя пастырем и не употреблял выражений, которые могли бы говорить о подчинении м. Сильвестра и о преимущественной власти Никона. Он не принимал никакого участия в избрании и поставлении игумена Киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1655 г.). Избрание второго черниговского епископа Лазаря Барановича обошлось без Никона. За болезнью м. Силвестра его поставил (8 марта 1657 года) сочавский митрополит Гавриил в Яссах 1033 , хотя естественнее всего это нужно было сделать в Москве и п. Никону . Словом, соединение Малороссии с Великороссией при Хмельницком и Коссове только что начиналось и скоро чуть было не разрушилось. Потребовалось еще 30 лет, чтоб состоялось более или менее полное соединение восточной Украины с Москвой. Эти 30 лет были временем тяжелых испытаний для малороссийской церкви и иерархии на киевской митрополичьей кафедре. По смерти м. Сильвестра (13 апр. 1657 г.) гетман поручил митрополичью кафедру Лазарю Барановичу и звал православных западнорусских владык: львовского, перемышльского и луцкого, на «обрание митрополита». Но Хмельницкий не успел избрать митрополита; он умер 27 июля. Начались политические смуты, подогреваемые церковным неустройством. Избрание затянулось и состоялось без участия Москвы. Польский король Ян Казимир просил православных епископов, ехавших на выбор, убеждать народ снова покориться ему. Выговский, заправлявший малороссийскими делами и выбранный в гетманы (26 авг.) за малолетством сына Богдана Хмельницкого Юрия, вел коварную политику. Он думал о соединении не с Москвой, а с Польшей. Московский посол Бутурлин склонял духовенство во главе с Лазарем Барановичем покориться Москве. Эти согласились. Выговский согласился только известить московское правительство о выборах 1034 . Избрание кандидата на митрополию вышло случайным и далеко не единогласным. 18 окт. на пятый день после похорон сестры Выговского, на которые, собственно, приехал гетман, без участия владык, живших в Польше, наметили трех кандидатов из коронного духовенства: луцкого епископа Дионисия Балобана, виленского архимандрита Иосифа Тукальского и львовского епископа Андрея Желиборского. Слух ходил про четвертого кандидата Иосифа Мещеринова, только что приехавшего из Львова и поставленного черниговским архимандритом, родственника Выговского 1035 . Избранным оказался Дионисий Балобан 1036 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но этот договор мог вступить в силу только после его подписания польским королем. Поскольку Ян Собесский в то время был в военном походе в Молдавии, то договор был им подтвержден лишь осенью 1686 года. Тогда же в Москве было принято решение снарядить военный поход против крымского хана, союзника Турции. Это фактическое объявление войны Османской империи чуть было не перечеркнуло результаты миссии дьяка Никиты Алексеева. На обратном пути из Константинополя московский посол вместе с грамотами был арестован при проезде через Крым. Московское правительство сумело освободить его, послав крымскому хану в обмен одного важного татарского Как только в Константинополе узнали о заключении Москвой " вечного мира " с Польшей, положение Патриарха Дионисия стало крайне незавидным. Против него сразу же сложилась оппозиция в Синоде. Недовольные Дионисием архиереи обвинили его в тайных связях с Москвой, приводя в подтверждение факт передачи Московскому Патриарху Киевской митрополии. В результате Дионисий лишился патриаршества через два месяца после официального вступления на Константинопольский Однако акт передачи Киевской митрополии в московскую юрисдикцию отменен не был, из чего видно, что обвинения в адрес Дионисия были лишь предлогом для его удаления с кафедры. Итоги Что же было дальше? Конфликт между Гедеоном Четвертинским и Лазарем Барановичем привел к тому, что последний решил выйти из юрисдикции Киевского митрополита и подчиниться напрямую Московскому Патриарху. Тем самым Черниговская епархия фактически вышла из состава Киевской Подобную же участь наследовала и Могилевская епархия. С начала XVIII века архиереи сюда назначались уже не из Киева, а из Москвы (со времени основания Синода, соответственно, из Несмотря на гарантии, данные польским правительством в 1686 году, униатская пропаганда не была прекращена. В результате к началу XVIII века епархии Львовская, Луцкая и Перемышльская окончательно стали униатскими. Так что уже через двадцать пять лет после вхождения в состав Московского Патриархата Киевский митрополит из главы обширного автономного церковного округа превратился в правящего архиерея одной лишь Киевской епархии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Основная часть книги изложена в форме диалога между Христианином и Иудеем, образцом для к-рого послужило «Состязание христианина с иудеем» Иустина Философа . В книгу также входят: геральдическая эпиграмма в честь Иисуса Христа - «На пресветлый, всему свету светящий герб Мессии правдивого Исуса Христа Сына Божия», 2 предисловия - «Предмова до Мессии» и «Предмова до всех христиан…». В качестве послесловия приведены одобрение книги 5 марта 1669 г. Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) (со ссылкой на положительный отзыв наместника Киевской митрополии в Великом княжестве Литовском Феодосия (Василевича)), одобрение архиеп. Лазарем (Барановичем) от 6 нояб. 1668 г. и положительный отзыв игум. минского мон-ря Иосифа (Ходоновича) от 18 окт. 1667 г. Далее следует стихотворение ректора Киевского коллегиума Варлаама (Ясинского) «На автора книги сей», в конце алфавитный указатель и перечень ошибок. Часть тиража, предназначавшаяся для членов царской семьи и для продажи в Москве, включает посвящение царю Алексею Михайловичу, в к-ром царь сравнивается с Иисусом Христом. В остальных экземплярах посвящение царю отсутствует. В авг. 1669 г. «Мессия правдивый...» был послан в Москву, во время аудиенции у царя 3 окт. 1670 г. И. лично вручил ему экземпляр этого сочинения. В 1670-1671 гг. И. просил у российских властей субсидию на издание книги на польском языке и на латыни, говоря, что перевод позволит познакомиться с книгой читателям в Польше, Франции, Италии и Испании. Неизвестно, удалось ли получить эту субсидию, но в посланных в Москву экземплярах польск. издания имелось посвящение Алексею Михайловичу. Книга содержит отдельные трактаты о 50 ветхозаветных пророчествах об Иисусе Христе, о Св. Троице, о Воплощении Бога и о др. христ. догматах, описаны 24 прообраза («знака») Мессии. Приведены сведения о Саббатае Цеви и о его сподвижнике Натане Леви, а также о более чем 10 предшествующих евр. лжемессиях, последний из к-рых объявился в 1561 г., незадолго до описываемых событий, в Стамбуле. И. пишет, что Цеви был казнен в Стамбуле, но известно, что лжемессия избежал казни, приняв ислам. И. привел апокрифическую повесть о том, как евреи отправили посольство в рай и убедились, что Мессия находится в раю, а также рассказ о «ложном благовестии». В книге раскрыт ряд важных богословских вопросов. В диспуте Христианина с Иудеем обоснована необходимость почитания св. мощей и др. реликвий, икон (в связи с этим приведена краткая история иконоборчества), изложено учение о таинстве Евхаристии, о Св. Духе, обсуждается вопрос о том, почему Сын Божий смерть принял от своего возлюбленного народа - еврейского. Опираясь на Свящ. Писание, на труды отцов Церкви и церковных историков, Христианин доказывает, что истинный Мессия - Иисус Христос.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Перве всх обрташеся на церковном пнии, послди же исхождаше, в церкви стояше со страхом, послушая чтомаго Божественнаго Писания со всяким вниманием, в келлии упражняшеся в молитв, писаше и сочиняше повелниа от игумена или от других вышних начальников, прилжаша и чтению книг душеполезных. 1675 года, на Coшecmbie Святаго Духа (майя 23 дня), во священника поставлен преосвященным архиепископом черниговским Лазарем Барановичем в монастыр Густинском, и был при его преосвященств проповдником довольное время. 1677 год. Июня 31 выхал из Чернигова на поклонение святому образу Пресвятыя Богородицы чудотворному (...) Прешедшу же нколико времени, по изволению преосвяшеннаго Лазаря Барановича, архиепископа черниговскаго, призван бысть святый Димитрий из Киева во град Чернигов и хиротонисан во пресвитера в монастыр Густинском в лто 1675 мсяца маиа в 23 день, на праздник Сошествия Святаго Духа. Посем вскор той же преосвященный Лазарь Черниговский, понеже вдяше его быти мужа в науках довольно искусна, в добродтелех преуспвающа и к посянию в сердца человческия Божия слова довольныя дарования имуща, благослови его быти проповдником в том же град Чернигов, и пребысть святый Димитрий боле двух лт в соборной черниговской церкви и в других тоя епархии храмх, проповдая слово Божие к народом с великою пользою и услаждением слышащих, бяше бо слово его твердо, солию премудрости разтворено, и вси желаху слышати его. Из Новодвора похал я в Вильню с отцем Климентом Тризною, старшим Виленским. Будучи в Вильн, сказывал дв проповди, первую в недлю осмьнадесятую по Пятидесятниц, а вторую в недлю двадесять третию. Пред Филипповым заговньем преосвященный епископ блорусский приехал в Вильню, отсюда с его преосвященством похал я 24 ноября в Слуцк. Декабря 6, в Слуцком братств начал имть жительство (...). 1679 год. Генваря 29, ввечеру, выхал из Слуцка с г. Дмитрием Окуличем. Февраля 5, приехал в Березну. Февраля 6, прибыл в монастырь Максаковский; в Батурин же прихал в субботу, пред недлею блуднаго сына, гд от ясновельможного гетмана весьма милостиво принят, и его благодтельством пользуюсь по сей день(...).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По одному чувству справедливости он не мог этого выносить, и подал «челобитье» об этом царям и патриарху. Словам св. Феодосия сначала поверили и особою царскою грамотою определено было, что имения Выдубицкого монастыря не должны быть в зависимости от митрополита Киевского. Но Варлаам Ясинский, узнав об этом, прислал письмо к патриарху, в котором просил не верить челобитью Феодосия Углицкого, обвинял его в возмущении братии Выдубицкого монастыря, также в оскорблении и бесчестии, нанесенном ему, митрополиту, а себя, по совести своей, считал неповинным в том, в чесом против него бил челом вышереченный Черниговский архимандрит. Варлаам Ясинский в то время был силен и он заручился большим расположением патриарха. Естественно, патриарх Адриан во всем склонился на сторону Варлаама Ясинского и скоро (в мае 1692 года) ответил ему, что «челобитью архимандрита Черниговского монастыря не поверили.... и грамота с наказанием ему, архимандриту, посылается ныне же». А св. Феодосию Углицкому патриарх Адриан, так недавно хваливший его, послал письмо с выговором. Таким образом недоразумеиия между архиеп. Лазарем Барановичем и Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским, возникшие из-за отчисления трех протопопий от Черниговской архиепископии к Киевской митрополии, доставили большую, совершенно незаслуженную неприятность и св. Феодосию. Отстраняя в данном случае вопрос о правильности или законности притязаний того или иного архипастыря, мы видим, что во всяком случае св. Феодосий во всем этом является совершенно неответственным лицом. В деле архиеп. Лазаря он простой вручитель письма своего архиепископа, и много, если истолкователь его взглядов по этому вопросу, в своем же челобитьи – защитник благосостояния обители, созданного его же ревностными трудами. Несомненно, святителю Феодосию тяжело было переносить незаслуженное им унижение его доброго имени и выговор патриарха, но проникнутый духом кротости, смирения и терпения он с истинно-христианским смирением перенес эту клевету и незаслуженный выговор, простил клеветников и предал все забвению, находя утешение в новых трудах о имени Господа и в попечениях о пастве Черниговской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010