Господи, Иисусе Христе, правда, избавление и освящение наше! В день установления Тобою Божественной вечери Твоей, приобщась с верою, любовию и благоговением таинства Твоего, тою же верою и любовию молим Тебя, прииди ныне благодатию Твоею к нам, и как на тайной вечери возлег Ты посреди учеников Твоих, так возлязи в сердцах наших, и, как Божественный Наставник, возжги в уме нашем слово веры Твоея, как Божественный Делатель, воспламени в сердцах наших любовь к заповедям твоим, как Господь крепкий, дай силу Твою немощи нашей, дабы хотя издалеча могли мы следовать за Тобою путем креста Твоего. Тогда Твое желание о нас, и наша радость о Тебе исполнятся. Аминь. 7. Великий пяток Слово I. О виновниках страданий и смерти Христовой Ониже излиха вопияху, да пропят будет ( Мф.27:23 )   Кто же так лихо, так злобно вопиет противу Тебя, Божественная Невинность, бесконечная Благость, вечная Правда и Святость? Кто так жадно, так ненасытимо алчет смерти Твоей, и смерти крестной, поносной, Жизнь и Радость всех тварей? Так вопияли противу Тебя в злобе своей Иудеи, возлюбленный некогда народ Твой, но и всегдашний противник Духу Твоему ( Деян.7:57 ), Иудеи чрез вероломного ученика Твоего Тебя купившие, под предводительством его со оружием и дрекольми взявшие, на беззаконном соборище своем на поносную казнь осудившие, и наконец с наглыми воплями крестной смерти Твоей у Пилата требовавшие: они же излиха вопияху, да пропят будет. Сребролюбие Иуды послужило к успешному началу, а человекоугодие Пилатово к конечному пополнению неистовых устремлений их против Тебя, и Ты бесценный, в Коем все сокровища премудрости и разума сокровенны ( Кол.2:3 ), за цену раба продан; Ты, Святый Божий, как Богохульник, избит, поруган, осужден; Ты, ненавидящий беззакония, как злодей, пригвожден ко кресту, и вменен с беззаконными. Небо зрело на земле ужаснейшее злодеяние человеческое, – Богоубийство, и обложилось тьмою; земля тяготела под бременем злобы человеческой и от несносной тяжести потряслась в своих основаниях; камни ощущали жестокосердие человеческое и распались.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но вместе с тем прекрасный Иосиф, сделавшись предметом необузданной страсти жены Пентефриевой, из искушения горького перешел к искушению обольстительному, всего более для чистоты его опасному. Полновластный правитель дома Пентнфриева, но и вместе раб, всегда зависящий от мания Госпожи дома, Иосиф, безвозвратно отторгнутый от благословенного дома отеческого, пришлец в чуждой земле языческой, видевший нецеломудрие Египтян и самого двора Египетского, юный, в цветущем возрасте и красоте, Иосиф непрестанно преследуем был тайными ловлениями, и явными ласкательствами и обольщениями Госпожи. Но доблестный Иосиф среди всех обуреваний мужественно защищается правыми мыслями, целомудренными расположениями, а паче всего чувством благочестия, которым напитан был в дому отеческом, и которое соблюдал как единственную драгоценность достояния отеческого. Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом ( Быт.39:9 ), – ответствует он на все коварныя предложения обольстительницы. Како сотворю глагол злый сей? Если изменю я, говорил он, доверенности господина моего, который все в доме своем вручил охранению моему, каким взором буду смотреть на него, как снесу степенный взор его? И положим, что тайна может сокрыться от проницательности человеческой, но утаится ли от всевидящего ока Божия? Нет! Како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом? Так победоносно отражая нецеломудренные обольщения силою Богобоязненного целомудрия, когда наветницею сделано открыто неистовое нападение на него, он оставив одежду в руках ея, как птпца исторгся от тенет и спасся бегством. Какое торжество Богобоязненности! Какой высокий пример целомудрия не только в сыновной церкви плотского Израиля, но и в новоблагодатной церкви духовного Израиля! Какой достоподражательный пример в побеждении лести юных похотей не только для юношей, но и для крепких мужей и маститых старцев! Подвижника целомудрия преследует клевета, восприемлют темница и узы. Но победитель страстей и в темнице есть владыка. Невинный, целомудренный узник в темнице еще паче просветляется мудростию, укрепляется в терпении и уповании на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Каково было стоять при кресте Иисусовом Матери Иисусовой, в большей или меньшей мере понятно и всякому из нас. Но еще понятнее, ощутительнее матерям, матерям нежным, благочестивым, которые имели сыновей, составлявших для них предмет утешения и радости, славу имени отеческого, честь рода своего, сыновей разумных, благочестивых, имели таковых сыновей, и лишились их самым несчастным, горестным, плачевным образом. Но что самые разумные, самые благочестивые, всеми добрыми качествами ума и сердца украшенные сыны обыкновенных матерей против Сына Мариина, Иисуса, Божественными совершенствами сиявшего и небесными доблестями знаменовавшегося, что, как не капли против источника, как не искры против света, как не лучи против солнца? Как Сама Мать Исусова была Мать необыкновенная, так и Сын Ея был единственный. Как никто не перенес, и не мог перенести таких беспредельных страданий, какими обременен был Иисус: так и никто не испытал такой зельной скорби и туги, какие испытала Матерь Иисусова при кресте и погребении Сына Ея. Мария, с трех лет посвященная Богу, в благоговении и страхе Божием воспитавшаяся в храме, питаемая от руку Ангела, чистая и непорочная Дева, – Мария зачала Сына Своего по благовестию Архангелову. Архангел благовествовал Ей, что Она, как единственная из всего рода человеческого Богом избранная Дева для великого назначения, родит по благоволению Отца наитием Св. Духа Сына, Спасителя мира; что Он будет Сын Вышняго, что на Нем исполнятся все обетования, данные Праотцам о искуплении рода человеческого, что Он будет царствовать в Израили на престоле Давидовом бесконечно, вечно. Итак Она будет Материю Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира. Кроткая, смиренная Мария приняла эту великую,неизглаголанную весть в основании сердца с глубочайшим смирением. И кроме того случая, когда в благодарственной песни выразила великость к Ней милости Божией пред Боговдохновенною Елизаветою, Она хранила эту тайну в недоступном молчании; только со всевозможным вниманием замечала все знаменательное, по рождении преестественно зачатого Ею Сына. Слышала, как Вифлеемские Пастыри, по благовестию Ангельскому, возвестили о рожденном Ею, что это родился Спаситель мира, и что множество Ангелов воспели хвалебную песнь при рождении Его; Сама видела, как вслед затем восточные мудрецы, приходившие в Иерусалим с дарами поклониться новорожденному Царю Иудейскому, воздали младенцу Ея – Иисусу превыше человеческую честь; была очевидною свидетельницею, с каким благоговением в храме Иерусалимском взял четыредесятидневного младенца – Иисуса на руки святолепный Старец Симеон, и свыше вдохновенный какие предрекал чудеса и о Нем и о Ней, предрекал, что одни обретут в Нем жизнь, а другие смерть, что и Ее Самую ожидает тяжкая скорбь ради Его; впечатлела в сердце Своем и то, что двенад- цатилетний Отрок – Иисус сказал Ей в храме Иерусалимском, где Она с Иосифом после трех дней нашла Его посреди Иудейских учителей, что Ему надлежит заниматься делами Отца Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Иудеи, давно ожидая обещанного Избавителя Сиона ( Рим. 11:26 ), Который прекратит все бедствия народа Божия и возставит царство Давидово ( Деян. 15:16 ), не сомневались, что сильный крепостию Избавитель соделает народ Иудейский господствующим народом в мире. Но при помышлении о величии Мессии, давали место и той мысли, что едва ли будет Он в величии Своем ко всем равно близок, для всех любосообщителен, доступен? Пророк и на это тайное помышление ответствует, воззывая народ Иудейский, в особенности жителей Иерусалима, к радости, что ожидаемый ими Избавитель идет уже близко: се Царь твой грядет, идет для спасения их со славою и силою, но вместе и в благодатной кротости, по которой будет близок ко всем, и к самым бедным, простым и уничиженным, и всех приближающихся к Нему будет благоволительно приближать к Себе, а будучи ко всем близок, будет общим утешителем, помощником, защитником, другом: радуйся зело дщи Сионя: се Царь твой грядет тебе кроток. Таков и был возлюбленный Сын Небесного Отца, Иисус, пришедший утешить всех плачущих, исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленным отпущение, связанных разрешить на свободу ( Ис.61:1–2 ). Он принимал приходящих к Нему, Сам благосердно призывал к Себе всех скорбящих, призывал обремененных грехами к покаянию, сокрушенным сердцем к исцелению. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обращете покой душам вашим ( Мф. 11:28–29 ). Последователи кроткого Иисуса! Господь Иисус спасший и спасающий нас беспредельною кротостию и любовию, примером Своим и нас научает кротости, чтобы мы, кротостию созидая себя и других, достигали в блаженный покой мира и радости о Духе Святом. Дабы по примеру Спасителя нашего быть нам кроткими и смиренными сердцем всегда и ко всем, а особенно в сии священные дни, когда Спаситель наш снисшел Божественною кротостию Своею до креста, и смирил Себя до смерти ради нас: поучимся истинной кротости, и для сего познаем свойство и действие кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Каков был Иосиф Аримафейский, повествования Евангелистов дают нам ясное о нем понятие: Евангелист Матфей называет его человеком богатым ( Мф.27:57 ), Лука мужем благим и праведным ( Лк.23:50 ), Марк, благообразным, – знаменитым, почтенным советником великого Синедриона, верховного совета Иудейского; все называют Его тайным учеником Иисусовым, который чаял Царствия Божия, т.е. взирал на Иисуса, как на Посланника небесного, как на Мессию, Которым должно открыться Царствие Божие, но из страха Иудеев скрывал свою преданность к Иисусу. Этот тот человек, знаменитый по своему состоянию и званию, почтенный по его благоразумию, а еще более по его честности и добродетелям, и без сомнения уважаемый самим Пилатом, этот доселе потаенный ученик Иисусов из страха Иудеев, Иосиф Аримафейский является открытым другом и защитником умершего Иисуса, является вместе с Никодимом; а Никодим был из числа князей, Начальников Иудейского Синедриона, – верховного судилища и также был потаенный ученик Иисусов. В один раз он приходил ночью ко Иисусу, имел с Ним важную беседу о духовном возрождении, и о перемене веры в обетованного на веру в пришедшего Мессию. ( Ин.3 ). Послушавши однажды Иисуса, без сомнения навсегда предался Божественному учению Его и вере в Него; не показывал себя явным последователем Иисуса из страха Фарисеев, дабы не быть отлученным от сонмища ( Ин.12:42 ), но и не был равнодушен, когда видел открытую неправду и неправедное гонение на Праведника ( Ин.7:50–51 ). Эти двое потаенные ученики и сокровенные последователи Иисусовы, один знаменитый советник, другой из числа Начальников Синагоги, не приставали к Богопротивному Иудейскому совету осуждения и Богоубийственному делу распятия Иисуса, но и не предпринимали никаких мер против сонмища Иудейского. В злобе и неистовстве Начальники Иудейские действовали судебным порядком против Иисуса. Посему не было возможности устоять против неистовства раздраженной власти. Однако же они все наблюдали, все видели, о всем, что ни происходило по несправедливому определению Архиереев, по человекоугодливому суду Пилата, осведомлялись, и наконец узнали, что Святый неповинный крестоносец вознесенный на крест между злодеями умер; но в ту минуту, как Он с необыкновенно сильным, подобно грому, все поколебавшим гласом испустил последнее дыхание Свое, солнце померкло, земля потряслась, множество восстало мертвых из гробов ( Мф.27:51 ). Все это они видели; пронзенные горестию, но вполне чувствуя всю важность происходившего, они в эти нетерпевшие медленности минуты отвергают страх, забывают неприличие, не знают опасности, и вступаются за оставленного всеми Иисуса. Без сомнения по взаимному согласию с Никодимом Иосиф идет к Пилату, идет одушевившись бодростию, дерзнув, как сказано у Евангелиста, вниде к Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но где нам взять такой силы для самоиспытания? И возможна ли непрерывная брань с самими собою? Не превратится ли и без того горестная жизнь наша в темницу и мрак? Где нам взять силы для непрестанного самоиспытания! От чего же мы сильны для зла, а слабы для добра? От чего слишком прозорливы и успешны в суетах, а недальновидны и безуспешны в очищении совести пред Богом и людьми? От того, что в первом случае действуем со всем усилием и напряжением, в последнем не хотим, и не позволяем себе быть заботливыми. Подвигнем и естественную и благодатную ревность против рассеянности и беспечности нашей, и мы увидим, как начнет таять сердце наше. Сам Дух, споспешествующий духу нашему, совоздыхающий и соболезнующий нам в немощах наших, споборет по нас, проразит наш внутренний камень и потекут воды, и потоцы наводнятся ( Пс.77:20 ). И сообразно ли нам спрашивать о возможности для нас непрерывной брани с самими собою, когда слово Божие ни о чем столь часто не говорит нам, как о необходимости насиловать себя ради царствия Божия; ни к чему столь сильно не побуждает, как к непрерывному бодрствованию над собою и противоборству духовным врагам нашим; когда и Подвигоположник спасения нашего ясно возвестил нам, что Он пришел воврещи меч и огнь,в разтленную природу нашу, дабы разорить и пожечь ее до основания, и на развалинах ея воздвигнуть нового человека, созданного по Богу в правде; а посему повелел возненавидеть все для любви Божией и нести ежедневно крест свой? Что была жизнь Самого Спасителя нашего, как не цепь непрерывных Скорбей, с продолжением времени великого служения Его непрестанно возраставших и расширявшихся? Пребывая с Божественною кротостию среди нечистых, буйных, неправедных человеков, Он непрестанно терпел невежество и предрассудки народа, маловерие и простоту Своих учеников, лицемерие и злоумышления Фарисеев и Книжников. Сколько же Оною Божественною Душою перенесено оскорблений, сколько пролито молитв за сопротивление, сколько до конечного креста принято внутренних крестов и мучений? Сие же мудрствуется и в нас еже и во Христе Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

– По разъяснению «Руков. для сел. паст.» (см. 1873, 14) возглашение: «Слава Тебе, показавшему нам свет», следует произносить священнику, а не диакону (см. Уст., 7 и 9 гл.) и, насколько нам известно, на праздничной утрене (с великим славословием, полиелеем и бдением) указанное возглашение в приходских церквах обыкновенно произносится иереем. – При этом возгласе воздеяния рук не полагается (Ц.В. 1897, 45). – Вседневное (читаемое) славословие Уставом полагается только в седмичные дни, и притом в те из них, в которые не бывает праздника с бдением или полиелеем, или великим славословием и в которые не случится отдание праздника. Впрочем, если праздник святому с бдением или полиелеем случится в Сырные понед., втор, и четверток, а равно если отдание Сретения случится в Сырные вторн. и четвер., то славословие тоже читается. Точно так же не поётся славословие в понед., вторн., среду, четвер. и пяток всех седмиц Вел. поста, какое бы празднование ни случилось в эти дни. Но если Сретение или храмовой праздник случится в седмичные дни Сырной недели, то полагается великое (поемое) славословие; великое же славословие полагается Уставом в субботы: Сырную, 5-й седм. Вел. поста, Лазареву и Страстную (см. Уст., 30 янв., 2 и 24 фвр., 27, 28 и проч. хр. гл.). – В славословии, которое поётся, слова: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», поются 3 раза, а в читаемом славословии они произносятся только один раз, вместо же следующих 2-х присовокупляется: «Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим», «Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими». Кроме того, в читаемом славословии молитва: «Сподоби Господи», находится в конце его, а в поемом славословии – в середине; оканчивается великое славословие пением: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», 3-ды, затем – «Слава» и «И ныне» и – «Святый Безсмертный помилуй нас», «таже высочайшим гласом: Святый Боже» (и проч.), 1-ды; вседневное славословие заканчивается молитвословием: «Господи, милость Твоя во век» и проч. (см. Часосл. и Ирмол.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вот пускай плетут «афинейские плетения» те, которые не признали во Христе Начальника жизни и смерти, те, которые до сих пор не могут увериться самыми явными свидетельствами, вот и пускай объясняют тайну пустого гроба. А гроб пуст. На Великую Субботу в синаксарии такой эпиграф есть: «Всуе храниши гробъ не бо содержитъ рака Присноживота». В переводе: напрасно стережёшь гроб, стража, ибо в нём не находится Начальник жизни. Гробница не держит в себе Начальника жизни, Присноживота. Приводится другое пророчество: иже отъ лвъ, – вот когда патриарх Иаков благословлял перед смертью своих детей, какие слова он сказал Иуде? Открывайте 49-ю главу книги Бытия. В этой 49-й главе речь идёт об Иуде, 8-й стих: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычей сын мой поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» – В переводе, в славянском: «кто возбэдитъ его?». Так вот: иже отъ Спящаго во гроб; уснулъ Владыка, как лвъ. Кто возбудитъ Тя, Слове. Восстани самовластно, какъ отдалъ Себя за насъ добровольно . Вот вам литургическое богословие. Вот лев уснул, кто может возбудить спящего льва? Попробуйте к нему подойти. Сам возбудится. И Христос – Лев от Иуды, Царь от Иуды. Вот Он уснул, кто возбудит Его? Никто. Он Сам пробудится самовластно: воскреснет. Восстани самовластно, как отдавший Себя за нас добровольно. . Это вот всё в стихирах на Великую Субботу. Вот если бы мы внимательно смотрели ! Вот как минимум нам нужно иметь, знаете, дома Октоих в 2-х частях – с 1-го по 4-й с 5-го по 8-й , Триодь Постную, Цветную Триодь – вот эти 4 книги необходимо иметь, потому что Октоих повторяется через каждые восемь седмиц. Цветная Триодь – это буквально всё, что с Пасхи до Вознесения. А Пентикостарион? А Триодь Постная с Субботы Лазаревой по Великую Субботу? И всё это прекрасно раскрыто. А сколько паремий приводится в эти дни, читается? Только что мы не можем в этой сутолоке слушать, да и никто не слушает, потому что и голос, во-первых, нужен сильный, и чтение должно быть неторопливым, потому что и служба одна длиннее, люди устают и, конечно, наше внимание рассеивается. А так, если бы мы внимательно вникали в содержание текстов, то, я не знаю, не замечали бы, действительно, и службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Затем целый лист утрачен. На следующем записано окончание литургии в субботу второй седмицы. Лист 2. Неделя 2-я поста, в нюже творим память преподобного Поликарпа. Тропарь: нравом причастник. В неделю третью поста совершается обряд поклонения кресту следующим образом: «на заутрене... по к кафизме (в синодальном уставе по пении двух кафизм, типограф. по двою каф.) сноситься крест и полагается на святеи тряпезе, по песни поставляется стол пред олтарем и паволоце простерте. полагается крест на нем и по святый Боже поют трепарь кресту твоему покланяемся и поклонению бывшю. по сем октения и поминается игумен и братья и рекут Господи помилуй и отпущение по сих оболкьшся поп и дьякон в ризы (лист 2 оборот) и попови несущю крест на главе и диакону кадящю и свещи единой предыдущи обиходят келья поюще: кресту твоему». Неделя 4 поста, в нюже бывает память святого Доментиа. В среду 5 недели вечер в 3 час нощи поют канон великий. Лист 3. В субботу пятой недели на утрене полагается чтение акафиста в таком порядке: после Бог Господь тропарь глас 4-й «послан бысть Гавриил... и по пении псалтирнем поют канон 3, по шестой песни кондак глас 8-й: « въбраньномо вовод и пою т ико дк неседающе и п и вьсе по рядоу. В пятую неделю поста поют стихиры и канон Марии Египетской, чтется и житие её в ту неделю. Лист 3 оборот. Тропарь в субботу Лазареву читается следующим образом: Обще воскршени пре сво мокы ивща и мъртвыихъ въскрси еси лаор хе бе нашь тмьже и мы ко отроци побдьны обраы приносще теб побдителю съмьрти въъпимъ осанна въ вышнихъ блгнъ грдыи въ им гн. На литургии в трисвятого место «елико во Христа». То же и в неделю цветную. В субботу цветную на вечерни по отпетии блажен муж пременяетася стороне: левая убо преходит на десную, а десная на левую и починает левая сторона господи воззвах, якоже и в ины субботы. Лист 4. Описывается обряд раздаяния ваий со следующими подробностями: на утрене после евангелия «игумен в олтарь входит кукулем главу покрыв и целующе братья евангелие идут по чину к игумену; он же приемля от кутника ваия с свещами раздает им, псалму 50-му поему не поетжеся тогда воскресение Христово и поют канон глас 4 Козмы творение «явишася источницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В этих случаях вместо «Честнейшей» поются особые припевы к ирмосу 9ой песни и ко всем тропарям этой песни, или просто ирмос 9ой песни без всяких припевов. Все это обычно указывается в богослужебных книгах Минеях и Триодях (2, с. 80). После малой ектении на воскресном Всенощном бдении диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш». Эти слова мы слышим также на утренях Лазаревой и Великой Суббот, во многом сходных с воскресной утреней. (Напомним, что на утрене Великой Субботы совершается крестный ход с Плащаницей). Далее на воскресном Всенощном бдении звучат воскресные эксапостиларий и богородичен. Воскресных ексапостилариев и богородичнов 11, они связаны с утренними воскресными Евангелиями, содержание их представляет собою как бы краткое изложение каждого из этих Евангелий (2, с. 80). На вседневной утрене после 9ой песни обычно поется «Достойно есть», после чего уже следует малая ектения и светилен (2, с. 92). После пения ексапостилария, или светильна, поются хвалитные псалмы: Пс. 148 «Хвалите Господа с небес», Пс. 149 «Воспойте Господеви песнь нову» и Пс. 150 «Хвалите Бога во святых Его». В праздничном варианте утрени эти псалмы называются «Всякое дыхание», поскольку их начинают петь со слов «Всякое дыхание да хвалит Господа». С них начинается так называемое праздничное окончание утрени. Хвалитные псалмы поются таким образом: «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». «Всякое дыхание» поется тогда, когда на Утрене положено петь «Великое славословие». На будничной утрене хвалитные псалмы начинаются со слов «Хвалите Господа с небес». Далее следуют стихиры «на хвалитех». Мы помним, что каждый цикл стихир завершается стихирами на «Слава: И ныне». В хвалитных стихирах на Славу: поется Евангельская стихира. Это еще один текст, связанный с воскресным Евангелием. Евангельских стихир, как и воскресных ексапостилариев, 11. Они помещаются в Октоихе после ексапостилариев. При совпадении Богородичного двунадесятого праздника с воскресеньем, в период пения Постной и Цветной Триодей и еще в некоторых случаях Евангельскую стихиру положено петь после отпуста Утрени, перед чтением Первого часа.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010