И первый (e)gei/rw), и второй (a)ni/sthmi) термины в славянском Евангелии в связи с Иисусом, как правило, переводятся как «востать» 220 , а в СП – как «воскреснуть». Нетрудно заметить, что славянское слово, понятное и для современного русского уха, сохраняет больший спектр значений, прямо не связанных со смертью , а значит, и важных аллюзий. Термин же «воскреснуть» – в этом смысле более «одинок», обособлен. Может быть, поэтому он, как связанный только с событием Пасхи Христовой, оттеснил на второй план другие термины (в том числе и те, о которых речь пойдет ниже), «обремененные» другими значениями, на первый взгляд, осложняющими понимание. На самом же деле эти «отвлекающие» значения, напротив, не претендуя на полное выражение всей сути события (что в принципе невозможно), выражают его более наглядно и образно, помогая приблизиться к его пониманию. К приведенной группе терминов следует отнести и глагол za/w – «жить», «быть живым», а также «ожить», «стать живым» (см. Мк. 16, 11 ; Рим. 14, 9 и др.). Следует признать, что вся эта группа терминов, описывающих событие Пасхи как возвращение к жизни, – проще и нагляднее. Однако здесь не говорится о том, чем же отличается эта новая жизнь. Лазарь и другие мертвецы в Евангелии тоже были оживлены, но их воскресение не является той новой жизнью, которая явилась в Иисусе. Это были лишь символические прообразы, удостоверения, уверения (см. тропарь Лазаревой субботы и Вербного воскресенья) грядущей принципиальной новизны. Поэтому в новозаветном словоупотреблении используются и другие термины и образы, которые можно отнести к другой группе. Снизойти/вознестись, взойти (на небо), войти в славу, прославиться (вертикаль: низ/верх) Эти образы апеллируют к «вертикали», противопоставляя низ, земную настоящую жизнь, верху, небу, славе нового вышнего бытия: Иисус вознесен, прославлен, возведен на небо. Образы навеяны видением шествия Сына Человеческого в Дан. 7 . Здесь употребляются такие греческие глаголы: a)nalamba/nw – брать (в т.ч. снизу вверх). В Новом Завете в связи с Иисусом употребляется в страдательном залоге: a)nelh/mqh – букв. «Он был взят наверх» ( Мк. 16, 19 ; Деян. 1, 2. 11. 22 ; 1Тим. 3, 16 ; ср. о сосуде: Деян. 10, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Кротость есть тихое, спокойное, в высшей степени незлобивое, миролюбивое расположение духа. Обладающий таковым свойством, для возможного соблюдения и в самом себе и вне себя ненарушимого мира, тихо и спокойно располагает все свои поступки и действия. Отсекая в себе всякое самолюбие, в обыкновенном порядке отношений воздает всем свое должное, высшим оказывает не лестное почтение, равным отдает даже предпочтение, с низшими поступает, как равный им. А дабы блюсти мир и с немирными и содержать себя в мирном расположении и в разсуждении различных прекословий и противностей: то часто для сего в самых существенных правах бывает уступчив, в самых справедливых требованиях невзыскателен, и, при постоянном обладании самим собою, и тяжкие оскорбления принимает без огорчения, и явное противление без раздражения, и презрение без смущения и личные неприятности без малодушия, но с незлобием и простотою всепрощающего сердца; принимает оскорбление от высших, как вразумление, от равных, как предостережение, от низших, как действие обыкновенной слабости человеческой, по которой люди всегда склоннее к пересудам и осуждению, нежели к безпристрастному саморассуждению. Когда же причиняемое поношение, упадая на лице его, распространяет уничижение на доброе имя и достоинство звания его, и обращается в соблазн и предосуждение: тогда он и частно и открыто защищает честь имени и звания своего, но защищает так, что дает говорить за себя одной чистой истине, говорить голосом сильным безтрепетным, но спокойным и чуждым всякого рвения и пристрастия. Так действует кроткий в частном отношении, так и в общественном, с тою только разностию, что поскольку в общественном отношении действия его должны простираться во благо многих: то при обязанности направлять силы и свои и других к распространению добра и к обузданию зла, человек кроткий уже с дальновидным благоразумием и с предусмотрительными намерениями учреждает все действия свои. Уступает сопротивлению, дабы после успешнее воздействовать ко благу и самых противников; терпит великое зло, дабы внезапным переломом не подавить вместе и добра, сносит непорядки и преступления, дабы постепенным исправлением, и своевременным – выжданным воздействием смягчить самое ожесточение, привести в чувство усиленную разсеянность и расположить самих испорченных к добровольному заглаждению своих порочных склонностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

И таковыми подвижниками во время искупительных страданий Спасителя мира явили себя благообразный Иосиф и Никодим. Почтим приснопамятных и присноблаженных кратким изложением Христианского – доблестного их подвига, которого никогда по достоянию восхвалить невозможно. Поистине крестные страдания и смерть Спасителя суть нечто иное, как великое сражение с исконным врагом Бога и человека. В этом сражении Единородный Сын Божий, Богочеловек, по вечному определению Бога Отца исшедши на всемирное поприще искупления грехов всего человечества, обремененный всеродным крестом человеческих преступлений, испил горчайшую чашу правосудия Божия, истощил на Себе все адские стрелы злобы преисподней, и подвизался на всеродном кресте до пролития крови и поносной смерти крестной. По советам Божественной благости, долготерпения и любви предав Себя торжеству злобы человеческой и ярости князя тьмы, положил душу Свою за спасение мира, дабы паки восприять ее для оживления умерших во грехах, и уснул сном смертным на кресте, яко лев. В минуту могущественной – животворящей смерти Его, когда завеса церковная раздралась надвое от вышняго края до нижнего, солнце померкло, земля потряслася, камение распались, многие умершие восстали из гробов, и враги Его видимые и невидимые разточились. Он один подвизался на поприще очищения грехов, один пил чашу гнева Божия, один и на Голгофе остался, как победитель греха, смерти и ада. Так, – Он победил неблагодарность и злобу долготерпением благости и любви; но в этой Божественной победе истощенный до обнажения, оставленный Небесным Отцом, поруганный человеками, напоённый желчию всякой горечи; остался на поле брани распятым между злодеями яко злодей, вися между землею и небом, как предмет небесного и земного проклятия. Враги со злобою и ожесточением вознесли на крест Иисуса, с поруганием звали сойти со креста Иисуса. Он не подвигся с креста долготерпением. Кто же снимет со креста Иисуса? Ужели Иисус руками врагов бесчестно вознесенный на крест, руками же врагов презренно должен быть и свержен с древа крестного? Нет!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Когда Благообразный с Никодимом в сладостном умилении сердец занимались Божественным делом снятия со креста тела Иисусова, вземля подлинно райский плод с древа крестного, как с древа жизни, и приемля обвитого плащаницею в объятия свои, как Царя с престола, как победителя с торжественной колесницы: тогда, открыв свободный доступ приблизиться к Иисусу приближенным Иисуса, стоявшим при кресте Его, пронзенной оружием скорби Матери Его, сестре Матери Его, Марии Клеоповой, Марии Магдалине, еще другой Марии и возлюбленному ученику, открыли и сердца их к свободному излиянию болезненных рыданий. Стесняемые страхом врагов Иисусовых в самой горести своей, они теперь вполне предались скорбным чувствованиям сердца, и потоками горячих слез, среди пламенных объятий тела Иисусова, как многоценным миром орошали и умащали оное. Голгофа, страшное место казни, где обыкновенно раздавались проклятия умиравших в тяжких муках преступников, Голгофа сделалась теперь священным местом Боголепного плача и оглашалась чистейшими гласами сетующих о Иисусе друзей Иисусовых, с которыми совокупно пели надгробную песнь Живодавцу и Ангелы. По обвитии тела Иисусова чистою, благовониями намащенною плащаницею, Иосиф и Никодим, в сопровождении рыдающих соучастниц погребения, с Боголепным плачем и Священным сетованием перенесли пречистое тело на раменах своих, как на престоле Херувимском, в находившийся близ Голгофы сад, принадлежавший Иосифу. Там у Иосифа был высечен для себя в камне новый гроб, в котором никто до того времени не был положен ( Лк.23:53 ). Гроб был наподобие погребальной храмины; имел вход и двери, которыми можно было входить. В этом-то покоище, как в царском чертоге, благоговейно положили тело Иисусово. Положив во гробе, обложили Его принесенными Никодимом во множестве драгоценными ароматами. Ароматы, составленные из лучших частей смирны и алоя в количестве ста фунтов при их множестве, крепости и доброте, производили сильное благоухание и далеко распространяли оное. Ими покрыто и обложено было все тело Иисусово в знамение беспредельной любви и благоговения к Иисусу, как к источнику жизни, источавшему благоухание спасения, дабы проникнутое вонями тело Иисусово пребывало непричастно вони тления.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Оставляя сладостные подробности Божественного дружества, – коснемся кратко того, как был воскрешен Лазарь Божественным Другом его – Христом. Лазарь сделался тяжко болен; сестры посылают к Господу с извещением о болезни друга Его. Господи! се, егоже любиши, болит. Господь, удаляясь от ненависти книжников и фарисеев, которые уже составили совет против Него, и обнародовали определение на последователей Его, что если кто исповесть Его Христом, т.е. Мессиею, Сыном Божиим, отлучен будет от сонмища, ( Ин. 9:22 ) находился в то время по другую сторону Иордана в расстоянии от Вифании не менее двух дней пути. Получив известие, Он еще два дня промедлил в том же месте, где был, и в сие время друг Его умер. Господь узнает о смерти друга Своего по Божественному всеведению; говорит ученикам: Лазарь, друг наш успе , и не спешил идти туда, дабы тем открытее в последний раз показать Божественную свою силу и могущество ожесточенным в неверии Фарисеям чрез воскрешение четверодневно умершего, и явить истину небесного Своего посланничества. Возвещая ученикам Своим о смерти Лазаря, Он смерть друга Своего назвал сном; а они, приняв это за естественный сон, приняли и за добрый знак к выздоровлению. Господи! аще успе, спасен будет ( Ин.11:12 ). После сего Он им прямо сказал, что Лазарь друг наш умер, и радуюся вас ради, да веруете, яко не бых тамо: но идем к нему ( Ин.11:14–15 ) И пошел совершить последнее на земле славнейшее чудо, чудо воскрешения четверодневного мертвеца, за которым вскоре последовало пребожественное чудо собственного Его тридневного воскресения из мертвых. Когда подходил к месту жительства, плачущие сестры, одна после другой встречая Его, говорили Ему: Господи! аще бы Ты был зде, не бы брат наш умер ( Ин.11:21,32 ) Господи! Мы знаем, что во вселенной все послушно, все покорно Тебе. Ты могуществом своим утишаешь ветры, укрощаешь волны морские, возставляешь больных и воскрешаешь мертвых, аще бы Ты был зде, не бы брат наш умер. Но и ныне вемы, яко елика аще проспит от Бога, даст Тебе Бог ( Ин.11:22 ). Спаситель, тронутый слезами и молениями сестёр о брате, Сам возмутился духом, прослезился о нем, и имея Божественное намерение воскресить друга Своего, но сокрывая оное, повидимому токмо в чувстве соболезнования говорит к сестрам: где положисте его ( Ин.11:34 ). Пришедши на место погребения Лазаря, прежде совершения чуда, возсылает молитву к Отцу Своему; по молитве обращается к бездыханному, и уже воню тления и разрушения издававшему телу, и могущественным гласом: Лазаре гряди вон, воззвав душу из недр преисподней, возвращает в бездыханное тело Лазаря. Услышав глас Сына Божия умерший, четыре уже дня бывший в недрах земли, исшел из гроба обязан рукама и ногама укроем, и лице его убрусом обязано ( Ин.11:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

И мы в мире, тишине и спокойствии будем встречать прилучающиеся нам скорби. Если они легки, мы спокойствием сделаем их еще легче; если тяжки, облегчим их; если они могут быть отклонены, мы в спокойном состоянии способны будем предпринять меры к отклонению их; если неизбежны, приготовимся к твердому и благодушному перенесению их. Если попущены для испытания нашего терпения, для искушения нашей веры и упования, при спокойствии мы будем к себе внимательнее, в обстоящих нас противностях благорассудительнее, в отношении к Испытующему нас преданнее и в уповании на Него непоколебимее. Если скорби посланы для очищения нашей греховности, для пробуждения нас от самозабвения: то при спокойствии духа, яснее сознавая множество душевных болезней своих, живее будем чувствовать благодетельность скорбного врачевания, и благоговейно исповедуя правость судов Божиих в наказании неправд наших, тверже будем полагать и вернее исполнять пред Богом намерение о нашем исправлении. В спокойном состоянии, и среди тяжких скорбей, мы способны будем и благомысленно рассуждать, и благочестиво чувствовать, и право поступать. А это и составляет цель, для которой посылаются на нас скорби, чтобы ввести нас в сознание нашей греховности, научить благодушному терпению, как спасительному средству очищения, и укрепить в Христианском уповании и преданности в волю Божию, дабы искушение нашей веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена обрелось в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове ( 1Пет. 1:7 ). Душевный мир и спокойствие есть твердое ограждение житейской храмины нашей против бурь и ветров злоключений. Но дабы и при разлитии рек, и при возвеянии сильных ветров душевная храмина наша в самом основании своем была тверда; дабы мы при всяких прекословиях и противодействии нам, при всяких напастях и злоключениях могли соблюсти благочестивое рассуждение в нашем уме, благоговейное чувство в сердце, внутреннюю пред Богом правоту в действии и благоустроенность в самом слове: для сего необходимо нам привести себя в то самое чувствование, в котором восприял, понес и претерпел за нас все страдания Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Рассмотрим сии Богоубийственные действия и по оным исследуем и собственные действия наши: не предаем ли, не осуждаем ли, не распинаем ли и мы Иисуса? . Часть I Что ми хощете дати, и аз вам предам Его ( Мф.26:15 ), приходит сребролюбивый ученик к Архиереям, предлагает им услуги свои в споспешествовании злому намерению их о погублении Иисуса, условливается с ними о плате за свое предательство, получает тридцать сребренников, ищет удобного случая предать ( Мф.26:16 ) и предает Иудеям льстивым лобзанием Учителя и Господа своего. О! Избави нас, Господи, Иудина окаянства. И кто бы из нас не ужаснулся открыто за мзду продать Христа, неоцененное сокровище неба и земли? Но вникнем глубже в действия свои и посмотрим: сие корыстолюбивое условие: что ми хощете дати и аз вам предам Его, не служит ли для многих из нас правилом самых повидимому добрых побуждений и действий, а вместе и неисчерпаемым источником предательств Христа и истины Христовой? Действительно растленная природа наша так заражена своекорыстием и самоискательством, что мы часто делаем и доброе для Бога, для людей, для себя, по корыстолюбивому уговору о мзде и плате. Намереваемся приняться за пост, за молитву, за дела благочестия, хотим оказать требующему подаяние, слабому защиту, бедствующему помощь, решаемся совершить в сокровенности от взоров человеческих тайные дела самоотвержения, – во всех этих случаях лукавое своекорыстие наше, еще до начатия дела, ведет уже свои переговоры, что ми хощете дати, и вступает в ряду то с Богом о душевных и телесных благах, то с людьми, в чаянии себе похвал и славы, то с внутренним чувством самоуслаждения, требуя от него самохваления и самооправдания. Корысть и самоискательство, примешиваясь ко всем нашим мыслям и расположениям, и во взаимных отношениях заставляет нас видеть и искать самих себя, и мы часто для того хвалим других, чтобы самим быть хвалимым; если кому даем, то чтобы самим лишне восприять; если кому служим, то чтобы вящше нам служили. Таким образом и в самых лучших действиях своих мы не что иное, как корыстолюбцы и наемники, которые вместо того, чтобы во всем искать единственно воли и славы Божией, пользы и спасения ближайших наших, славу друг от друга приемлем ( Ин.5:44 ), а славы, яже от единаго Бога, не ищем, и ищем все токмо своих си ( Флп.2:21 ), а неяже Христа Иисуса. А при таковых расположениях далеко ли мы отстоим от Иудина предательства? Лишь только чаемая корысть изменит нашим ожиданиям: то и мы, подобно Иуде, который под предлогом попечения о нищих, обнаружил ропот в рассуждении излиянного Мариею на главу и ноги Иисусовы драгоценного мира, как напрасной потери, и мы при неудачах под разными предлогами ропщем на Бога, ближних наших и собственную участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Да не мнят однакоже неправедные, беспечно продолжающие неправдовать, да не мнят нечистые, неудержимо продолжающие сквернить себя ( Откр.22:11 ), да не мнят, яко коснит Господь исполнением обетования. Он не коснит, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). Не вознерадим же о богатстве благости, кротости и долготерпения Ходатая нашего, зовущего нас к покаянию. Ожесточением и нераскаянным сердцем мы собираем себе гнев в день гнева и откровения праведного Суда Божия ( Рим.2:5 ). Может быть правосудие, взирая на наше бесплодие, давно вопиет к ходатайствующей о нас благости: посеку их, вскую упражняют и землю; отнележе прихожду ища плода от них, и не обретаю, и благость умоляет: потерпи, дóндеже окопаю окрест их ( Лк.13:7–8 .); потерпи, доколе еще употреблю все возможные средства и пути к обращению их. Когда и после всего того останутся бесплодны: тогда, как иссохшие ветви, сами себя приготовят к посечению. Умилимся толиким милосердием и долготерпением Господа; предадимся со всею покорностию Божественной благопопечительности Его, в деле спасения нашего. Но да боимся, да трепещем и внезапного посечения. Для сего будем жить, как чада, как верные, чтобы не оскорблять, а утешать Спасителя нашего. Он восприял и долготерпением носит грехи наши, мы с радостию воспримем Его правду и освящение и в терпении будем носить крест Его. Он страдал за нас. Теперь наша чреда страдать с Ним за Него и для Него. Только страдание может ввести в истинную жизнь и славу воскресения. Долготерпеливе и многомилостиве Господи, носяй тяжкое бремя грехов всего мира! Научи и укрепи нас нести иго благое и легкое Твое. Болезновавший за нас и болезнующий о нас! Даруй нам познать сладость страданий Твоих и с любовию страдать за Тебя, да страдая с Тобою, будем и радоваться живоносною радостию воскресения Твоего. Аминь. 1850 г. Апр. 21. в Вол. К. С. Слово IV. О чем мы олжны плакать при взоре на сраждущего Иисуса? Дщери Иерусалимски, не плачитеся о мне, обаче себе плачите и чад ваших ( Лк.23: 28 )   Так некогда Божественный Страдалец, поруганный и оплеванный, изъязвленный и измученный, обремененный и внешнею, а паче того внутреннею тяжестию всеродного креста, и ведомый на позорные страдания креста, – Страдалец, – предмет скорби и ужаса не только для земли, но и для неба, так говорил обратившись к следовавшим за Ним плакавшим и рыдавшим женам: Дщери Иерусалимски, не плачитеся о мне,обаче себе плачите и чад ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но можно чувствовать зло, плакать о зле, и не исправлять зла и не исправляться от зла, как мы обыкновенно и делаем. Видим и сами не одобряем беспорядков жизни нашей. Считаем себя грешниками, воздыхаем о том и остаемся по прежнему неисправленными грешниками. Нет! Одни самопризнательные слова, одни частые, но сухие и безжизненные вздохи не остановят потока греховного. При непрестанном глубоком чувстве греховности нашей, мы должны внутренние слезы сокрушения и болезнования соделать огненными, палящими струями, которые бы жгли и иссушали самый источник зла, так чтобы сердце наше превратилось в горящую пещь, в плавильню, где бы переплавлялись все наши мысли и желания, где бы ни одно побуждение не минуло спасительного освещения, ни одно намерение не приходило в действие не прошед огня очистительного. Выйдем из непрестанного разсеяния по внешним предметам, заключимся крепким, неизходным пребыванием в сердце нашем; будем жить сокровенною жизнию в самих себе и трудолюбно очищать внутреннее наше. С пламенником сознания будем в особенных случаях рассматривать всякое движение сердца и ума нашего без пристрастия. Родилось нечистое побуждение, восстали законопреступиые помыслы, возопием на них грозным голосом самоукорения, обличим, явим их непотребство, будем преследовать светом истины, доколе не рассеются. Пробудилась любимая страсть, мятет, повелительно требует обыкновенного себе удовлетворения, соберем против её все силы. Кроме гнусности требований противопоставим ей проникающее бездны око Всевидца, страх суда и геенны, будем отражать всеми оружиями правды. Увлекла нас страсть наша, преодолела, и среди падения будем сознавать гнусность падения, проклинать страсти наши и преступное наслаждение, и, по оплакании падения, соберем все силы встать и исправиться. Так будем поступать в борьбе с укоренившимися привычками при тысящекратных падениях. Сколько бы, повидимому, ни владычествовали над нами греховные склонности наши, с какою бы силою не увлекали нас, никогда не престанем в духе противиться им, обнажать их гнусность и питать к ним отвращение. Ни на минуту не позволимъ себе оставаться в беспечности, и в законопреступном сложении и мире с собою, но каждое намерение потщимся предварять размышлением, при каждом действии ограждать себя предосторожностию, всюду следовать за собою неослабным вниманием и по каждом возвращении в себя, встречать себя строгим испытанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Кто из нас похвалится чисто имети не только сердце, но и тело? Все мы пред Богом, Создателем и Спасителем нашим преступники закона Его, презрители св. воли Его, достойные всего гнева Его; все мы и пред ближними нашими несправедливы обидами, притеснениями, жестокостями, а паче соблазнами и примером законопреступных дел, которыми многие из нас ближних своих соблазняли, развращали, привлекали ко греху; тем более все нечисты, гнусны, порочны в самих себе, так порочны, что истинно нет греха и беззакония, нет непотребства и мерзости, которых бы каждый из нас не совершил, если не самим делом, то нечистым намерением, непотребным вожделением, безместною похотию, законопреступным покушением и самохотным, неистовым стремлением. И так, будучи все мы великие грешники, непотребные пред Богом, неправедные пред ближними, нечистые в собственных глазах своих, с какими расположениями должны провождать Спасителя нашего на страдания за нас? О! Не с иными расположениями, как с расположениями грешников, горько плачущих, болезненно припадающих и в сердечном сокрушении отпущения себе просящих? Каждый и из нас, по примеру жены грешницы, должен теперь припасть к стопам Спасителя, шествующего на страдания за грехи наши, припасть с сокрушенными помышлениями ума, с болезненными чувствованиями сердца, с пламенными расположениями любви, и всею силою, всею крепостию молить страждущего Спасителя, чтобы Он каждого из нас недостойных объяв искупительными страданиями Своими, приосенив разтленных спасительными язвами Своими, воскропив на безжизненных с животворящего креста Своего капли бесценной крови и воды во измовение грехов и прегрешений наших, чтобы каждого из нас помянул Своим милосердием и на кресте в беспредельных страданиях Своих, помянул и в живоприемном гробе Своем нас мертвых прегрешеньми и погребших страстями Божественный Образ в себе, помянул и в преисподних ада, как победитель смерти, дабы изведши нас низвергшихся во дно адово противоестественными нашими преступлениями, помянул нас и тогда, когда как Божественный Жених душ изыдет из гроба, яко из чертога, живоносною радостию воскресения блистаяся, осиял бы нас потемненных страстями, как солнце присносущным светом правды Своей, согрел нас хладных теплотою Божественной жизни Своей, рек и нам, влающимся суетами и мятущимся лестию житейскою, и нам пригвожденным к земле и похотениям плоти, рек бы и нам в духе и силе слово жизни, радости, спасения, рек, и вселил бы в нас живое и действенное расположение и помышлять, и желать и действовать то единственно, чтобы шествовать за Ним путем Креста Его, путем правды и спасения в рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010