Кротость, говорит один 1 из изведавших внутреннюю силу кротости, есть облачение Божества, смирившегося до восприятия уничиженного человечества, дабы безпрепятственнее приблизиться к человеку и приблизить в общение с собою человека. И так если кротость есть облачение Божества, то в кротости есть свойство и сила Божества. В самом деле никакое свойство в человеке не пленяет и не привлекает нас столько, как кротость. Другие, даже и достоуважаемые нами качества действуют на нас некоторою силою принуждения; но кротость тихим влиянием своим непринужденно располагает к себе сердца наши. Мы уважаем проницательность, но от зорких взоров также искусно стараемся и закрыть себя. Почитаем строгость жизни ревнующую о исполнении долга и уступаем неотступному на нас действию её во благо наше, но не без внутреннего принуждения. Не можем не любить благодетельность, но не без примеси тонкого своекорыстия. До благоговения уважаем великие дарования ума и сердца, а часто остаемся при одном холодном уважении. Но кротость почитаем непринужденно, любим искренне, слушаем охотно, разверзаем пред нею сердца наши с доверенностию. Сердце наше, не смотря на приобретенную скрытность и лесть, нося в себе неизгладимое чувство простоты и свободы, любит простоту и откровенность, любит без закрытия, вполне предаваться излиянию внутренних чувств. Посему когда обретает приятное, дружественное на него действие не стесняющее его свободы, не выводящее его из состояния покоя, не доводящее до горького чувствования унижения и рабства, оно повинуется со всею преданностию, тогда как напряженное, усиленное, принужденное на него действие, возбуждая в нем чувство неволи, естественно не может не быть для него тягостно. Важный и суровый вид, строгое и грозное повеление, открытое обнаружение власти, если и приемлются, то с уважением недоверчивым, с расположением боязни, с чувствованием стеснения. Отселе у слишком строгих Начальников и домовладык больше, по видимому, внешнего порядка, но также принуждения и рабства, равно внутреннего непослушания, а нередко нестроения и беспорядков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Спаситель, дабы обратить нас от тьмы к свету, от области сатанины к Богу, и утвердить в хождении пред Богом истиною и правдою, снисшедши в дольняя, как восток с высоты, озарил нас во тьме неведения светом Божественного учения Своего; как небесная теплота явился нам живым примером добродетелей Своих, и Своею смертию восстановив нас мертвых прегрешениями, воссиял нам воскресением, как сила Божия для укрепления нашего на пути к Богоподобному совершенству. Для сего Сын Божий восприятием нашего естества, низвел Себя в нашу ограниченность, дабы безпредельным приближением к нам, сколько возможно, приблизив нас к Себе, вселиться в нас Своею благодатию, вообразиться свойствами, действовать Своею силою, и являть Свои совершенства. Как же Спаситель наш все сие совершил во спасение наше? О глубина премудрости и благости Божией! Приискренне приобщившись нашего естества, совершил с беспредельным снисхождением, кротостию, долготерпением, – совершил крестом и крестною смертию. Чада новоблагодатного Сиона! Радуемся ли мы, что спасающий нас правдою Своею, совершенным исполнением воли о нас Отца Небесного, Царь наш толико кроток, что от яслей, в которых по рождении был положен, до креста, на котором за нас распят, и до гроба, в котором, яко мертв, заключен, во всю жизнь непрестанно истощал Себя для спасения нашего? И может ли быть радость для нас больше той радости, что Праведный Царь наш, Спаситель безконечно кроток и благ? Мы сами по себе не оплатные должники пред Правосудием Божиим; только вечная правда, Сын Божий мог принести и принес за нас достойную жертву Правосудию Божию. Непреложная правда Его требует, чтобы и мы, последуя примеру Его, также святы были, как Он свят ( 1Пет.1:16 ). Требование для нашей греховности не выполнимое. Но вот крепость нашей веры, утверждение надежды, сила любви! Спаситель наш праведен, но вкупе кроток, и, как Сам о Себе говорит, смирен сердцем ( Мф.11:29 ); кроток, и искушенный по всяческим ведает человеческую немощь; и потому непрестанно призывает к Себе грешников, приближает удаляющихся, принимает обращающихся, прощает и оправдывает кающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Те же мысли, те же чувствования должны одушевлять и нас, какими преисполнен был Господь наш. Он оставил нам образ, да последуем стопам Его. Как рождие, заимствующее корень, соки и силу от лозы, мы должны быть насаждены, жить и действовать в Христе. Вступив на путь очищения, должны устраниться от общей жизни, в безмолвии скорбеть о неправдах наших; неутомимо сражаться с собственным невежеством, с предрассудками нас обуревающими, с страстями долговременною привычкою воспитанными; нещадно разорять ветхое здание наше, потрясти основания, и слезами покаяния смыть нечистоты с места их. От внутреннего сотрясения не может не возмутиться растленная природа наша. Восстанут наши привычки, возмутятся упитанные пристрастия, когда твердое станем полагать обуздание и на слух, и на зрение, и на язык и на все чувства наши. Но когда после многотрудных подвигов возвысятся наши мысли, очистятся желания, благоустроятся стремления, и – умягченное сердце само собою начнет источать воду умиления: о! тогда исцеляющий сокрушенные сердцем и утешающий вся плачущия Господь даст плачущим Сиона славу; вместо пепела помазание веселия; украшение славы вместо духа уныния ( Ис.61:1–3 ). Тогда проторжется вода в пустыни, и потоки в земли жаждущей. И безводная, будет во езера, и на жаждущей земли источник водный будет ( Ис.35:6–7 ) и вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина ( Ис.55:13 ). Так! Когда возвратит нас Господь из плена греховного и прольет токи благодатных утешений в сокрушенные сердца наши: тогда исполнятся радости уста наши и язык наш веселия; тогда все переменится в нас и вокруг нас: благоустроится жизнь наша, исправятся дела рук наших, скорби будут для нас очищением, злоключения свидетельством любви к нам Божией; утехи жизни нашей будут святы, радости непорочны, слова и поступки благодатию запечатлены. Жизнь с Богом, мир сердца, чистая совесть просветят лицо наше; свет и радость разольются на все вокруг нас. Сеющии слезами радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию вземлюще рукояти своя ( Пс.125:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Кто же поруганного, пригвожденного к кресту Иисуса благоговейно снимет с поносного креста. Двенадцать Его учеников, близкие Его, искренние Его всюду за Ним следовавшие, непрестанно Его окружавшие, впрочем люди слабые, бессильные, при первом взятии Его, в страхе от человеческой власти, подобно овцам, разбежались. Когда вели Его на пропятие, многие благочестивые, сострадательные жены горькими слезами и плачем сопровождали Его: но все участие их одними слезами и кончилось. Теперь при самом кресте распятого стоят только пронзенная оружием скорби Матерь Его с одной, любимый ученик с другой стороны, пригвожденные одна с Сыном, другой с возлюбленным Учителем ко кресту горестию; слышат из уст Его последнюю волю Его о них, принимают последнее дыхание Его. И оставленный Богом и человеками Иисус умер на кресте в тяжких мучениях. Кто же среди всеобщего оставления вспомнит висящего на кресте между двумя разбойниками Иисуса? Кто из сострадания предварит новое ожидающее Его поругание бесчестного свержения со креста? Кто руками преданности и прикосновением любви снимет Его с поносного креста? Вот уже настал вечер, вечер пятка пред субботою, пред днем Пасхи. Дабы не остались тела распятых на кресте в самую субботу, в первый день Пасхи, дабы не осквернить тем великого дня Пасхи, Иудеи просили Пилата ускорить смерть распятых, – перебить у них голени и снять со креста. Пришли воины и у первого перебили голени и у другого распятого со Иисусом. Но подойдя к Иисусу, и увидев, что Он умер, не перебили у Него голеней, а один из воинов пронзил Его копием в бок; и вдруг потекла кровь и вода. После того двоих умерших злодеев начинают уже бесчестно совлекать со крестов. Не та ли же участь угрожает и Иисусу? Не страшимся. Иисус и на кресте умерший не без друзей. Открытые друзья Его, – ученики в страхе разбежались от Него. Но вот в важные, решительные минуты являются неустрашимо для действия прежде тайные ученики, – это Иосиф и Никодим, они вступаются за умершего Иисуса. И уже позде бывшу, – прииде Иосиф, иже от Аримафея, благообразен советник, – дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова. Так – в это время, когда и Иисусу наравне с двумя распятыми разбойниками угрожало бесчестное снятие со креста, приходит Иосиф Аримафейский, благообразный, знаменитый между Иудеями советник, тайный ученик Иисусов и просит Пилата, чтобы позволил снять тело Иисусово.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но вот! не плакать нам о Сладчайшем невозможно; а плакать, по видимому, не должно. Сыны и дщери церкви моея, скажет и нам жалобнопретительным голосом Божественный Страдалец, не о мне плачьте, плачьте о себе и детях ваших. Божественная радость наша! Ежели в Твоих страданиях наше исцеление, в Твоем кресте похвала, в Твоей смерти живот: то в слезах о Тебе и для Тебя заключается единственный источник наших радостей. Не плакать о Тебе, значит преступно отвергаться святой радости, не хотеть спасительного утешения, уклоняться от блаженного наслаждения. Как же не плакать о Тебе? Не о мне, о себе плачьте, повторяет нам глас Божественного Страдальца! Скорбящие Христиане! Не воспрещает нам Божественный Страдалец плакать и рыдать. Только на другой предмет обращает наши рыдания. Вонмем со умилением умилительному гласу, и, при подножии креста Спасителева, поучимся, о чем мы должны плакать при взоре на Божественные страдания Искупителя нашего? Не Иудино должны мы проклинать вероломство, не Фарисейскую окаевать злобу, не распинателей поносить жестокосердие! Все это мы должны обратить против самих себя, против собственного вероломства и злобы. За что столь тяжко, столь ужасно страждет сей Праведник и самими лжесвидетелями не обвиненный, и судом Пилата оправданный, и по ужасному признанию предателя невинный, Праведник, Который не сотворил никакого греха, и во устах Которого не было лжи? ( 1Пет.2:22 ). Ах! Христиане, наше против Бога вероломство Его предало, наше дерзновенное восхищение славы Божией Его связало, наша злоба и ярость избила, срамословие оплевало, окаянная пышность обнажила, гордость тернами увенчала, сладострастие ко кресту пригвоздило, пресыщение и пьянство желчию и оцтом напоило, наше разноверие и расколы пречистые ребра пронзили, наши внутренние мерзости, и внешнее нестерпимое лицемерие радостотворное лице затмили и светлейшие солнца очи закрыли,вообще наши неправды и нечистоты, отяготев на пречистом верху, пребожественную главу долу преклонили. Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша ( Ис.53:5 ). Пусть хотя один не из сего токмо собрания, но из всего рода человеческого изыдет на среду и скажет: я не продавал сего Страдальца моим корыстолюбием, не изменял Ему клятвопреступлением, не бил Его жестокосердием, не ругался Ему злословием, не осуждал Его на кресте несправедливостию, не прободал Его злобою и завистию, пусть скажет пред целым светом, пред своею совестию, пред Сим страждущим Всеведцем, и ему не нужно будет плакать. А мы, сознающие себя грешниками, неправедными, преступными и след. виновниками невинных страданий, мы, при виде оных, должны плакать горько, болезненно о себе и своих беззакониях. Плакать тем более, когда каждый обратившись к особенным своим грехам, и к особенным Божественным посещениям, прилежнее рассмотрим, сколько было нам ясных, ощутительных Божественных призываний и как бы невольных влечений к перемене греховной жизни, к оставлению укоренившихся злых навыков, к начатию нового благодатного хождения?

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Таким образом исполненный любовию к Богу и человекам Иисус, приступая к страданиям, и предателя своего, подошедшего к Нему с льстивным лобзанием, встретил взором и приветом дружественным: друже! твори на неже еси пришел ( Мф.26:50 ); пришедшим с оружием и дрекольми взять Его предал Себя добровольно: аще мене ищете, оставите сих ити ( Ин.18:8 ). И весь крестный путь до самой смерти совершил в таком Божественном незлобии и кротости, что, по Апостолу, укоряемый противу неукоряше, стражда не прещаше: но и неправду судивших Его и поношения поносивших предавал Отцу Своему, Судии Праведному ( 1Пет.2:23 ), а сам даже и на кресте молился за своих распинателей: Отче, отпусти им: неведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ), молился и за всех нас, как за падшее творение свое, как за непослушных рабов, как за неблагодарных сынов. Божественная зиждительная любовь низвела Его на землю, она же услаждала для Него и все страдания за нас. Будем и мы в незлобии принимать и в любви терпеть и заслуженные и попущенные, и малые и великие, и от чуждых и от своих наносимые нам огорчения и злоключения. В любви будем терпеть скорби заслуженные, как плату за долг, как врачество в недугах, как средство возбуждения, употребляемое рукою благости, дабы нам возстать и исправиться. Скорби попущенные станем сносить бодренно, как искушение нашей веры, испытание упования, как упражнение в самоотвержении. В любви легкие огорчения будем переносить легко, тяжкие без возмущения; будем переносить от своих, как от своих, которых необходимо должны любить, от чуждых, как от таких, которых, по учению Христову, должны стараться любить; вообще же будем уметь извинять оскорбляющих нас в причиняемых нам оскорблениях общим всем нам неведением, обыкновенною человеческою слабостию, неизбежным действием страстей, возбуждаемых общим врагом Христианского мира и согласия; будем уметь укреплять себя в благорасположении и к нерасположенным к нам, укреплять тем, что мы нашей любовию можем приобрести их себе, приобрести Богу, приобрести им самим, если благим действием нашим смягчим их сердца, – приведем их в благое чувство и в благоустроенное действование.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Для князей века сего, для Книжников и Фарисеев, которые Премудрость Божию, кроткого и смиренного сердцем Иисуса не уразумели, и не уразумев Господа славы распяли ( 1Кор.2:8 ), для этих гордых сынов Синагоги больше было бы радости, если бы Царь Праведный пришел к ним со славою и силою многою, пришел на конях и колесницах, дабы явлением славы Своей поразить внешних врагов Иерусалима, вознести избранный народ на верх славы, и соделать его князем и повелителем по всей земле. Действительно Иудеи по плотским понятиям ожидали себе славного Мессию и с Ним наступления золотого века, – внешнего, житейского, гражданского благоденствия. Но это помышления человеческие о мнимом благе своем, а не совет Божий о спасении человеческом. Бог спасает нас силою Своею. Но в нас соделывает спасение наше правдою и кротостию. Почтим смиренным размышлением о сем настоящее светлое торжество. Не похвалимся тотчас, Христиане, пред Иудеями лучшими расположениями к Спасителю нашему. Мнение Иудеев о Христе, кротком Спасителе, есть общее мнение всех плотских человеков. Иудеи, не думая о внутреннем исправлении своих нравов, об очищении ума и сердца, дабы в правде и смирении служить Богу, ожидали себе Мессию, Царя сильного, победителя врагов, который как глава их, вознесет их с собою на верх славы. Они думали только о участии в славе Мессии. А о том, достойны ли были славы, и как достойно могут участвовать в славе Мессии, не думали. Потому им и не понравился кроткий, смиренный Мессия. Мы сами по плотским мыслям и расположениям не таковы ли же, как Иудеи? Все любим Иисуса, Победителя, Избавителя, Искупителя, Спасителя! Но так же ли любим Иисуса Подвигоположника, Иисуса Обличителя, Наказателя, Исправителя, Очистителя? И мы с Иудеями удивляемся чудесам Иисусовым, восхищаемся медоточным учением Его; в сонме слушателей, во множестве одержимых недугами ходим за великим Пророком и Учителем Израилевым по градам и весям, присутствуем за вечерями Его в храмах, за беседами в домах, везде, где Иисус является окруженным множеством почитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Почему же Христос – Победитель смерти и ада, общий Искупитель и Избавитель человеков представляется проповедующим в адской темнице милость Свою одним душам допотопных людей, противившихся долготерпению Божию, простиравшемуся к ним в проповеди Ноевой? Потому что допотопные преступники представляются, как особенный пример ожесточенных и упорных грешников, которые при очевидном, продолжительном для них действии призывавшей их к обращению благости Божией, оставались нераскаянны и неисправимы; поскольку Ной, тогдашний Проповедник правды Божией, и их неправды, угрожаемой страшным потреблением, в продолжении ста двадцати лет своей проповеди погрязавшим в плотских нечистотах своим современникам и строения ковчега, открыто и поразительно для взора и чувства приготовлял все нужное для спасения своего семейства, и животных, на суше живущих, от всемирных потопных вод. А впрочем как многие из допотопных людей, при открытии страшного всемирного потопа, спасая себя от потопных вод на всех высотах, и всюду будучи достигаемы потребительными водами, без сомнения при ужасе очевидной смерти вразумлялись в своих беззакониях и каялись пред Богом: то отселе они и представляются особенно предметом спасительной проповеди милосердия Искупителя. Если же и самым ожесточенным преступникам проповедана Спасителем в аде милость и обетование прощения под условием принятия верою заслуг Его: то кольми паче прочим, менее ожесточенным грешникам благовествовано Им во аде всеобщее искупление и чаяние спасения. Что же такое ад? Что темница адская? Что врата и заклепы адские? Ад , преисподняя есть место всегдашнего мрака, место отсутствия света лица Божия, место лишения благодатной теплоты мира, любви и благости, место всегдашней печали, уныния, вздохов, воплей, отчаяния. Адские узилища суть различные состояния скорби и печали, по различному греховному состоянию душ, которые, по роду пороков и преступлений, по мере тяжести и множеству содеянных ими злодеяний, занимают и сообразные им узилища мрака, хлада и ужаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Помыслим же: для чего было Творцу принимать на Себя естество человека, Безпредельному низводить Себя в пределы времени, Высочайшему унижаться до зрака раба, Господу славы бедствовать и страдать, Сыну Отца небесного быть в состоянии проклятия и отвержения? Для чего было Богу предавать Себя на всесветное позорище распятия, умирать среди злодеев на кресте, бездыханному быть заключену во гроб? Для кого Он творил и творит эти чудеса благости, долготерпения, милосердия и любви? Здесь то, Христиане, с беспредельным благоговением мы должны зреть тайну завета крови Христовой и таинственную силу страданий Его. Все это вочеловечившийся Сын Божий, Бог и Господь наш, сотворил и творит ради нас и для нас. Мы согрешили, беззаконновали, неправдовали и неправдуем пред Богом, а Он, Праведный и Святый, подьял на Себя неправды наши, вознес в теле Своем на древо грехи наши, пролиял Божественную кровь Свою в очищение наше, и истощил самую жизнь Свою, дабы избавить нас от смерти, греха и проклятия. Приступая с живою верою, должны приступать и с пламенною любовию. Можно ли и приступать без любви к приобщению того, что есть дело высочайшей любви? Что низвело Сына Божия с высоты престола Отца Его долу, что заставило в зраке раба служить нам, трудиться для нас, страдать за нас, наконец пролить кровь Свою, истощить на кресте и выну истощать за нас самую жизнь Свою? Низвела любовь к нам, любовь к Своему образу, страстями в нас истлевшему, дабы паки восстановить оный в первую доброту. Как же Он восстановляет в нас образ Свой, свет истины Своей в уме нашем, жизнь правды Своей в сердце нашем? Восстановляет не прощениями, не проклятиями, не казнями, но тихостию и кротостию; восстановляет мирным словом премудрости и разума, восстановляет совершеннейшим исполнением воли Отца Своего за нас, которой был послушлив для нас до смерти крестныя. А дабы мы еще живее, постояннее чувствовали любовь Его к нам: то предложил нам Самого Себя, Свое тело, восприятое Им в вочеловечении, Свою кровь, излитую Им в страданиях за нас, предложил, да ядим и пием на трапезе Его, яко чада Его, яко ближнии и приснии Его, дабы, питаясь жизнию Его во времени, наслаждаться блаженством жизни Его в вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Итак за грехи без числа содеянные, за грехи непрестанно содеваемые, за грехи в нечистых расположениях преднамереваемые мы должны страдать, непрестанно страдать, тяжко страдать – и внешне и внутренне, и духом и телом, волею и неволею, в очистительных скорбях, посылаемых на нас правосудием Божиим и в ежедневных добровольных распинаниях плоти и умерщвлениях страстей; и страданиями очищать грехи прошедшие, исправлять настоящие, предотвращать будущие. Вот собственный наш крестный подвиг, где необходимо нам страдать со Христом, распинаться со Христом, умирать тлению и воскресать в нетлении со Христом! Подобно больным, требующим горьких врачевств для своего исцеления, в скорби и печали по Боге будем страданиями очищать грехи наши. Непрестанно каясь внутренне, и сколько возможно чаще исповедуясь пред служителями Христовыми во грехах наших, будем очищать грехи прошедшей жизни тем, чтобы единожды оставивши зло, вспять не озираться и на прежнее не возвращаться, – исправлять грехи настоящей жизни тем, чтобы укрепляя расслабленные руки и расслабленные колена, чрез распинание плоти со страстьми и похотьми, отымать лукавства от душ наших; исторгая из сердца привычки и пристрастия прежние, и бодренно обуздывая греховные стремления настоящего состояния, мы в силе Христовой постоянным вниманием, воздержанием и трезвением будем предотвращать грехи и дальнейшей нашей жизни. Но без трудов, без усилий, без напряжения и след без скорбей и болезней самоотвержения этого сделать не можно. Напечатлеем, углубим в умах и сердцах наших, что если праведник многими скорбями едва спасается: то мы грешные и неправедные без очистительных скорбей и страданий где явимся? Не рыдай Мене, Мати, таинственно вещал страждущий Иисус и с креста и из гроба к утешению скорбящей и болезнующей Матери Своей, не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе; восстану бо и прославлюся и вознесу славою и тех, которые подобно Тебе с верою и любовию страждут со Мною и ради Меня. Что нам вещает Спаситель наш и с креста и из гроба, нам грешным, и при нашей греховности беспечно, неисправимо живущим не только в прежних грехах, но еще, как ужем долгим, привлачающим новые грехи, что ныне вещает нам с креста и из гроба Спаситель наш? Я рано заутра восстану и прославлюся. Но как Мне вознести вас славою, когда вы нимало не сострадали, не сраспинались, не спогребались Мне?

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010