Ну, и апостолы Христовы. Все они типы разных людей и разных человеческих характеров. Андрей, Иаков и Симон Зилот - типы людей, которые не говорят, а делают. Петр - тип людей, которые быстро воодушевляются на всякое добро, но столь же быстро устрашаются всякой напасти. Юный Иоанн - молчаливый, как и брат его Иаков, но прямолинейный и последовательный до конца. Он стоит и перед Крестом своего Учителя, невзирая на угрозу смертельной опасности. Филипп - тип открытого и общительного человека. Через него хотели некие эллины войти в общение с Иисусом [ 14 ]. Он приводит Нафанаила ко Господу. Его [Филиппа] [ 15 ] Господь спрашивал: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? - то есть пять тысяч людей (см.: Ин. 6 , 5). При последней беседе Иисусовой он задал вопрос: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас [ 16 ]. Фома - тип человека неустрашимого, но реалистичного. Когда Господь услышал о смерти Лазаревой, Он сразу распорядился идти из Галилеи, куда они только что пришли, в Иерусалим, где смертельная ловушка очевидно была Ему уже приготовлена; тогда сказал Фома перед лицом перепуганных учеников: пойдем и мы умрем с ним [ 17 ]. А когда ему сказали, что Иисус воскрес, он не хотел верить: если не увижу, говорит, на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его [ 18 ]. А когда воскресший Победитель смерти явился во второй раз и Фома уверился, тогда он воскликнул: Господь мой и Бог мой! [ 19 ] Апостол Фома был и остается типом храброго реалиста. Иуда Искариотский - типичный предатель Бога, душИ, духа и всего идеального и возвышенного. Материалист и сребролюбец. Был он кем-то наподобие кассира в святой дружине апостольской: носил ковчежец для пожертвований, из которого крал и присваивал себе. Лицемерно притворялся он приятелем нищих, но все знали, что он вор (см.: Ин. 12 , 4-6). За тридцать сребреников предал он Господа своего еврейским старейшинам, которые были то же, что он. Сотник римский из Капернаума и жена-хананеянка представляют тех язычников, что имели крепкую веру в силу Христову. Ради такой их веры Господь исцелил больного слугу сотника, а у хананеянки - сошедшую с ума дочь [ 20 ]. И в наше время нередко случается, что нехристиане сильнее веруют в христианские святыни, приносят своих болящих в монастыри, где по вере получают исцеление быстрее и чаще, чем многие христиане со слабой верой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

О смерти матери его. И когда старец стоял в церкви во время пения песни Херувимской, начал он плакать и рыдать на всю церковь . И подошел к нему архимандрит и сказал ему: «Что, господин старец, так плачешь и рыдаешь?» Он же сказал ему, что «мать моя преставилась». И архимандрит, видя его плачущим, и сам прослезился, на него глядючи, и дивился словам, исходящим из уст его. И когда он стоял на обедне в церкви, пришел к нему брат его Андрей, и поклонился, и сказал, что мать их Ирина умерла. И старец после церковной службы получил благословение у архимандрита, и пошел с братом своим, и похоронил мать свою достойно. О Лазаревском монастыре. И после похорон начал старец размышлять, как бы ему душу спасти и получить желанное. И не захотел власти келарского положения, дабы оставаться уничиженну, и поселился в келье великого Лазаря, полтора месяца в слезах и в молитвах, скорби, тяготы и голод терпя, по многу дней ничего не вкушая. И Иван, преподобный юродивый, часто его посещал и утешал, а старец, постоянно ходя в соборную церковь Пречистой Богородицы, молился Богу со слезами. И пришел он с церковной службы, и когда сидел в келье своей в полдень, молился со слезами и печалью страстотерпцам и великомученикам Христовым Борису и Глебу: «Святые страстотерпцы и великомученики Борис и Глеб! Всем братьям у вас в монастыре место есть, а мне, грешному, у вас места нет!» И задремав сидя, увидел в тонкой дреме страстотерпцев, идущих к монастырю. И сказал им старец: «Светы страстотерпцы Борис и Глеб! Далеко ли идете?» И ответили ему страстотерпцы Борис и Глеб: «Идем, старец, за тобою. Иди в наш монастырь». Он же очнулся от сна, и услышал у окна молитву, и открыл свое окошко, и увидел старца Борисоглебского монастыря по имени Ефрем. И сказал он: «Господин! Прислал меня к тебе строитель Варлаам. Иди, господин, в монастырь, где давал иноческий обет. А строитель повелел мне узнать у тебя, нужна ли тебе, государю, подвода или сам придешь в монастырь?» Старец же Иринарх ответил ему: «Благословение государю-строителю старцу Варлааму, а я со временем сам в монастырь приду». А уже носил тогда на себе оковы тяжкие, и на ногах путы, по слову Господню. И встал старец, и помолился Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об одном из них говорит в своих посланиях апостол Павел: Христос на Кресте убил вражду (см. Еф.2:16 ) и нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ( Кол.3:18 ). Это сопрягается с одной из заповедей блаженства: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими ( Мф.5:9 ). Выполнение всякой заповеди сопряжено с самоотречением: например, «блаженны нищие духом» – мы говорили, что человек совлекается всего того, что присуще по естеству его душе. Мы живем в миру и призваны свидетельствовать ему Евангелие Царствия. Мы живем не в XIX веке или раньше, когда общество и государство себя позиционировали как христианские, а во время, которое в некотором смысле похоже на время земной жизни Христа Спасителя и первый мученическо-апостольский период бытия Церкви. И мы должны одновременно и себя самих очищать от греха и нести свой крест, и должны быть готовы уподобиться апостолу Павлу, который говорит: Для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Это положение свидетельства в мире, когда человек во Христе на том участке, который ему дан, берет на себя бремена мира, и в первую очередь бремя конфликта, пусть даже конфликта между его близкими. Это невозможно, если сам человек не встанет духовно в позицию распятого, иначе он будет тяготеть либо к одной, либо к другой стороне, либо вообще находиться вне области примирения. Неделя преподобного Иоанна Лествичника Мы уже говорили о том, что Великий пост четко делится на две части: Святую Четыредесятницу и Страстную неделю, вместе с Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем. В первый период нам предлагается заниматься собой, своим спасением, своим покаянием, а во второй период мы, в общем-то, должны о себе забыть и идти вслед за Христом. Тем не менее разделить эти два периода, противопоставить их друг другу тоже нельзя. Потому что тайна Спасения, тайна Искупления осуществляется не только Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом, но она должна осуществляться и через нас.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Об этом свидетельствует Евангелие и библейские сказания; об этом говорят некоторые древние языческие философы и поэты; это подтверждают явление умерших во сне родственникам, их друзьям и знакомым. Сам Бог сказал Моисею при купине: Я Бог Авраама, Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у него все живы ( Исх.3:6 , Лк.20:37–38 ). Я семь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. Вот слова утешение для всякого верующего. Воскреснет брат твой, – сказал Господь Марфе, сестре Лазаревой, когда брат ее уже четыре дня находился во гробе. Марфа отвечала: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И. всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Марфа отвечала: так, Господи! я верую, что Ты Христос, сын Божий, грядущий в мир ( Ин.11:23–27 ). Мы, воспоенные млеком евангельского учение от младенчества, имеем ли такую веру в Победителя смерти, как Марфа, сестра Лазаря? Как не веровать? Ведь внимательный к себе и верующий христианин сам в себе имеет свидетельство, чувство, ощущение, и самое чудо дела воскресения в душе своей: умирая внутренне каждый день грехом, он воскресает на каждый день и многократно покаянием: грех ежедневно нас умерщвляет, Христос ежедневно оживотворяет, и благодарная душа христианина поет Ему всякий день песнь хвалы и благодарения, песнь победы. Вот торжество и силы нашей веры! Вот доказательство ее непререкаемой истины. Она животворит непрестанно умерщвляемого грехом грешника, а в последний день мира тот же Господь, Который теперь животворит наши души и тела, оживотворит и умерших, подобно как Лазаря и других, подобно тому как оживотворил Свое собственное тело в воскресении. Воскресить душу, это жизненное начало в человеке, сообщающее жизнь всему телу, несравненно труднее, чем воскресить тело, получающее жизнь от души. Если же Господь совершает непрестанно труднейшее, то не совершит ли менее трудное? – Без сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Однако Спаситель не стал спешить и ненадолго остался в доме своего воскресшего друга. Во время вечерней трапезы Мария взяла сосуд с драгоценным миром и возлила его на голову и ноги Христа, а потом отерла их своими волосами. Этот поступок удивил многих из учеников Господа, а будущий предатель Иуда Искариот спросил: « Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин 12, 5) . Как свидетельствует Священное Писание, сказал он так не потому, что заботился о нищих – просто так сложилось, что именно Иуда носил ящик с деньгами, куда нередко клали пожертвования. Пир в доме Симона. Бернардо Строцци, около 1630 г. Христос сказал апостолам о поступке Марии: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин 12, 7–8) . Спаситель имел в виду, что вскоре Ему предстоит пострадать за мир и даже умереть, поэтому ученикам надо ценить время, проведенное с Ним. Был здесь и определенный символизм – миро возливали на тела умерших, поэтому Господь указал ученикам на то, что Мария как бы приготовила Его тело к скорому погребению. Среди тех, кто видел в это время воскресшего Лазаря, были также первосвященники, решившие убить его. Ведь Лазарь стал живым свидетельством прихода ожидаемого народом Мессии, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин 12, 11). Радость и печаль встречи Наконец Господь направился к Иерусалиму. Его сопровождали не только апостолы, но и множество простого народа, а также люди, следившие за Ним по поручению первосвященников. Подходя к городу, Иисус сказал двум Своим ученикам: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их» (Мф 21, 2–3). Как просил Господь, так ученики и сделали. Приведя осленка и возложив на него свои одежды, они отдали Его Иисусу. Господу это было нужно для того, чтобы пророчество о входе Мессии в святой город было исполнено во всей полноте.

http://foma.ru/lazareva-subbota-vhod-gos...

Он настолько человек, что берет на Себя всю скорбь, которая Его окружает. Он плачет над каждым умершим человеком всякий раз, когда происходит временная победа смерти. Тем более, когда уже как будто происходит торжество смерти над душою человека. И это не просто слезы — Господь готов жизнью Своею заплатить за каждую душу, о которой Он плачет. И мы знаем, что заплатит очень скоро. Именно с этого события начинаются Его Страстные дни, Его Крестные Страдания, Его вхождение в смерть нашего ради спасения. «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Так непереносим запах тления, что невозможно даже приблизиться. Но Христос не из таких. Если бы Он был таким, Он не пришел бы туда, где злосмрадие грехов и тлен всего человечества. Слишком поздно, нельзя помочь, нет никакой надежды. Но перед лицом смерти Господь заключает с нами завет: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, узришь славу Божию?» И чтобы уверить нас, что вера в Него поистине дает жизнь, Господь зовет четверодневного мертвеца выйти из гроба. Смерть не может разорвать узы дружбы, не может отлучить от любви Христовой того, кто был Его другом, и поставить в недосягаемости Его зова. «Лазарь! иди вон» — это голос Божий, перед которым не могут устоять никакие силы, никакие затворы адовы, никакая смерть. Это зов, обращенный к каждой душе человеческой. Каждого из нас Господь позовет по имени в день воскресения. Имя «Лазарь» означает «Бог мне Помощник». Когда умирает священник, гроб с его телом обносят вокруг храма с пением «Помощник и Покровитель бысть мне Бог». И во время отпевания мы слышим Евангельские слова: «Грядет час, и ныне есть, егда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут». Господь хочет дать большее, чем просто вернуть во временную жизнь, там, где горе и плач. Он хочет вывести души человеческие из той области смерти, где нет света, нет радости, нет Бога, вернуть их к той полноте жизни, для которой создан человек.

http://pravoslavie.ru/4153.html

Она отожествляет его с первобытным и примитивным «анимизмом» и, главное, скрывает, что настоящее христианское вдохновенье – не в примирении со смертью, а в борьбе с ней и победе над ней. Вербное воскресенье Великий Пост завершается в Церкви двумя лучезарными, праздничными днями, лучше сказать – неким двуединым, двухдневным праздником. Это Лазарева суббота – день, когда вспоминаем мы воскрешение Христом его умершего друга Лазаря, и – Вербное воскресенье, когда мы празднуем торжественный вход в Иерусалим, совершенный Христом за шесть дней до предания его на страдания и крестную смерть. Словно прежде, чем вступить в печаль и тьму этих страстных дней, прежде чем еще раз стать свидетелями страданий Христовых, являет нам Церковь подлинный смысл вольной Христовой жертвы, спасительной Его смерти. Христос был далек от Иерусалима, когда умер Лазарь, и только спустя четыре дня пришел Он в Вифанию и встретился с сестрами Лазаря Марфой и Марией и с плачущими и скорбящими его друзьями. И вот в Евангелии от Иоанна подробно рассказывается об этой встрече ( Ин.11 ). Сначала разговор с Марфой и Марией. Обе говорят Христу: Господи! Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой ( Ин.11:21, 32 ). И Христос отвечает: Воскреснет брат твой! ( Ин.11:23 ). И все же, несмотря на этот ответ, когда увидел Он сестер плачущих и пришедших с ними плачущих иудеев, Он Сам,– пишет евангелист Иоанн,– восскорбел духом и возмутился ( Ин.11:33 ). И вот подходит Он к могиле и Сам плачет, и окружающие говорят: смотри, как Он любил его ( Ин.11:36 ). Христос приказывает снять камень, лежавший на гробнице. И когда сняли камень, Он, по словам евангелиста, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон... И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами ( Ин.11:43–44 ). В чем смысл этого события, которое так светло, так радостно, так победно празднует Церковь в Лазареву субботу? Как совместить печаль, слезы Христа и эту силу воскресить мертвого? Всем своим празднованием Церковь отвечает на этот вопрос: Христос плачет потому, что в этой смерти своего друга Он созерцает торжество смерти в мире, смерти, которой Бог не сотворил, но которая воцарилась и царствует в мире, отравляя жизнь, претворяя всю ее в бессмысленное чередование дней, неумолимо стремящихся к пропасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Ответ. Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к богочестию, как повествуют нам Апостольские Деяния (Деян.10,30; 13, 2—3; 14, 23), и как научает нас избранный Давид (Псал.34, 13). Посему, если кто на таком основании постится; то, конечно, удостоится и того, чтобы перенести пост. Ибо «верен Обещавший» (Евр. 10, 23). Вопрос 130. Когда бывает нужда в посте для чего–нибудь требуемого благочестием; как надобно поститься, принужденно ли, или с охотою? Ответ. Поелику Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Матф.5, 6); то опасно без вожделения и усердия делать все, что клонится к благочестию. А потому как постящемуся неохотно делать сие не безопасно, так и поститься во время подобной нужды необходимо, потому что Апостол в числе других своих подвигов в научение наше упомянул и сей: «часто в посте» (2 Кор.11, 27). Вопрос 131. Кто не вкушает того, что едят братья, а домогается другого, хорошо ли делает? Ответ. Вообще домогаться снеди—противно заповеди, потому что Господь сказал «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь», и еще внушительнее присовокупил: «всего этого ищут люди мира сего» (Лук.12,29.30). А приставленный к снедям должен тщательно исполнять сие: «и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 35). Вопрос 132. Что значит, если кто говорит: «это мне вредно», и скорбит, если не дано ему иное? Ответ. Сим показывается, что он не имеет в себе упования Лазарева, и не знает любви того, кому вверено попечение о всех и о нем. Вообще же суд о том, что вредно или полезно, всякий должен представлять не себе, но тому, кто приставлен дознавать потребное для каждого, и главным образом ищет пользы душевной, а за сим, во–вторых уже, сообразно с волею Божьею, распределяет и потребное для нужд телесных. Вопрос 133. А если и роптать будет из–за пищи? Ответ. Тогда подвергается одному осуждению с роптавшими в пустыне (Числ.11, 1); ибо Апостол говорит: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор.10, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от Бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчи имеет имя собственное, необычен и, по–видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «Бог помог» (см. ст. «Лазарь Четверодневный»). Притча повествует, что Л. был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:21). После смерти Л. отнесен Ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Л., чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16:25). Тогда богач просит отправить Л. как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (16:31). Фигура Л. как воплощение надежды угнетенных на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нем как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Л. родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Л. молит Бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему Господь тихих Ангелов, тихих и милостивых; вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные Ангелы», вынимающие его душу сквозь ребра железными крючьями. В некоторых вариантах Л. сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то Господь Бог тебе заплатив». В некоторых славянских песнях Л. смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поется в канун Лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская:«Лази, лази, Лазаре, долази до мене», — основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми). Л0ГОС

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Подобное толкование Священного Писания расходится с православной экзегетикой. В приведенных Е. Лазаревым стихах Евангелия Матфей ни слова не говорит о сошествии Христа во ад. Нет в них также «принципиального обоснования» того, что сошествие Христа «происходит по воскресении» Его. У Матфея, как его цитирует Е. Лазарев, можно только прочесть, что в час крестной смерти «отверзлись гробы», и что «по воскресении Его» «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов, вошли в святой град…» Например, в Толковой Библии А.П. Лопухина приводится комментарий евангельского отрывка, из которого следует, что значение слов «по воскресении Его», в соответствии с текстами посланий ап. Павла к Коринфянам: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15. 20) и к Колоссянам: «Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1. 18), заключается в опровержении возможного заблуждения, будто святые воскресли раньше Христа и не Он был «первенец» . О сошествии во ад Библия в этом месте не упоминает. Таким образом, вероятно, следует признать, что Евангелие Никодима и «Слово» Евсевия ставят сошествие Христа во ад перед Его Воскресением. В той же последовательности вспоминает эти события Церковь. Согласно церковному догмату, Христос сошел во ад Своей живой душой, в то время как безжизненное Его тело покоилось в гробу, т.е. до Своего Воскресения. Этот догмат был передан Церкви самими учениками Христа. Его оглашает в беседе с иудеями апостол Петр, когда, проповедуя Воскресение Христа, говорит: «…не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления» (Деян. 2. 31). И он же в первом своем соборном послании пишет: «…и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал» (1 Петр. 3. 18 – 19) . Если судить по письменным источникам, то в непосредственной близости с Петром в этой проповеди стоит апостол Фаддей, из числа семидесяти. Известно, что Фаддей посетил эдесского царя Авгаря V Ухаму (перв. пол. I в.). Документ, запечатлевший это посещение и относящийся к тому же времени, был обнаружен в архивах Эдессы Евсевием Памфилом (перв. пол. IV в.), опубликовавшем его в своей «Церковной истории». В этом документе содержится текст беседы Фаддея с Авгарем. «Собери мне своих граждан, – обращается Фаддей к Авгарю, – и я возвещу им слово Божие… я скажу им о пришествии Иисуса, как оно совершилось… и о том, как Он смирил Себя и умер… как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивших от начала века…»

http://bogoslov.ru/article/2542025

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010