Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник Освобождения Христианские параллели Великой Победы 07.05.2015 534 Время на чтение 4 минуты Победа 1945 (фрагмент). Художник: П. Кривоногов. 1949 Пасха - праздник Исхода, праздник Освобождения и Победы. Знаменательным стало то, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая (н.ст.), когда празднуется день великомученика Георгия Победоносца . Церковью святой воин был прославлен как «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче». Имя Георгий с греческого значит «земледелец». И подобно святому Георгию, миллионы мучеников-земледельцев, оторванных от родимой стороны, шагали вслед за солнцем, освобождая, защищая, врачуя и борясь, добывая свою победу над смертью. И удивительно ли, что те победные весенние дни были преисполнены христианской символики? Ведь заканчивалась крупнейшая и кровопролитнейшая в мировой истории война - война, для нашей страны начавшаяся в день Всех святых, в земле Российской просиявших (22 июня 1941 г.). Начавшись невероятным всероссийским стенанием, она завершалась такой победой, которой мир еще не видал. Победой, озаренной предвечным светом Истинной Пасхальной Победы... Моабитская тюрьма Тяжелейшие бои за Берлин пришлись на окончание Великого Поста . В Лазареву субботу 28 апреля была взята известная своими пытками берлинская тюрьма «Моабит». В ней содержали противников режима, постепенно и методично превращая их в живые трупы. Теперь склеп стал пуст... Тюрьма и весь одноименный район Берлина получили название в честь библейской земли Моав, жители которой пытались воспрепятствовать Народу Божьему достичь Обетованной земли. Моавитский царь обращался к прорицателю Валааму: «Прокляни мне народ сей, ибо он сильней меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли». Но Бог сказал Валааму: «Не проклинай народа сего, ибо он благословен». Валаам благословил израилитян, предсказав: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города» (Числа. 22:6, 12; 24:17-19). ...В этот день войска вышли к центру Берлина, а 29 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим , приступили к штурму Рейхстага. Тогда же на разных фронтах началась капитуляция немецких войск, занимавших оборону против союзников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

И Ветхозаветное богослужение вводило народ в тайну искупления. Слова: «священник», «жертва», – были привычными и понятными. Ветхий Завет пронизан потоками крови жертвенных животных. Но, вместе с тем, он пронизан и ощущением недостаточности этой крови для очищения человеческих грехов. «Рукотворенное святилище» было устроено только «по образу истинного», в которое вошел уже Сам «Христос». И Он уже не как ветхозаветный «первосвященник входит во святилище». Тот входил «с чужою кровью». А Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А заповедь о субботе должна была возводить души ко дню вечного покоя и блаженства. Она была знамением между Богом «и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх.31:17 ). И только сквозь Ветхий Завет и могло прозвучать свидетельство, сказанное Иоанном Крестителем своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». И те ученики, которые усвоили дух Ветхого завета и чаяли того, к чему была устремлена вся ветхозаветная история, молча «пошли за Иисусом» ( Ин.1:37 ), как за агнцем, назначенным в жертву. Пошли, чтобы и за них пролилась Его жертвенная кровь. И мы, просвещенные Божественным писанием, тоже должны со страхом Божиим и верой идти за Ним, к Его страстной седмице. Чтобы Его жертвенная кровь очистила и наши кающиеся души, и не пролилась бы мимо, на землю, на попрание людям и на посмеяние диаволу. О подведении итогов. Неделя пятая Великого поста, Марии Египетской Евр.9:11–14 . Преподобной:  Гал.3:23–29 Мк.10:32–45 . Преподобной:  Лк.7:36–50 Сегодня – последние новозаветные чтения перед Лазаревой субботой, с которой пойдет уже точный отсчет последних дней земной жизни Господа Иисуса. Подведем некоторые итоги того, что мы за это время услышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И мы верим вместе с Апостолом, что в конце концов неизбежно «сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа»? и это время «наступает», и «настало уже». Оно настало для всех, но должно наступить и для каждого. И мысль о последнем, страшном суде, не должна пронизывать страхом. Его Суд «праведный». Господь не ищет Своей воли, но – воли пославшего Его Отца. А значит, суд Его основан на любви. И только не увидевший этой любви увидит суд и осуждение. И – не заметит суда видящий Божью любовь и Божью милость ( Мф.25:31–46 ). О якоре. Неделя четвертая Великого поста Мк.9:17–31 Евр.6:13–20 Господь после Своего славного Преображения спускается вниз. Там, на горе был глас Отца Небесного, были верные рабы Божьи – Илия и Моисей. Все было пронизано Божественным нетварным светом, силою Духа Святого. Но вот – подножие горы. Какая жалкая картина открывается взору: кучка учеников, на которых наседают, споря с ними, враги Господни. Вокруг – толпа с любопытством ждет, чем это кончится. Господь встает на защиту Своего малого стада, готовясь принимать удары врагов: «О чем спорите с ними»? – спрашивает Он книжников ( Мк.9:14–16 ). А тут еще подошел человек со своим несчастьем: «Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет; говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и не могли». Вот картина нашего мира: кто поумнее, только спорят друг с другом, и не могут помочь чужому горю. Те же, кто попроще, только с бессмысленным любопытством смотрят, кто кого переспорит. А бесы делают свое дело. Увидев это после торжества Фаворской горы, Господь воскликнул: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас»? Да и отец больного отрока, хотя и подошел к Иисусу Христу с какой-то надеждой, но чувствуется, что эта его надежда – и самая маленькая, и самая последняя: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Но Господь вдруг как бы на самого этого слабого человека перекладывает ответственность за происходящее: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И тогда в человеке что-то произошло. Он как бы пробудился от оцепенения и «воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию». Он пришел в себя: понял и свое глубочайшее неверие, и возымел глубочайшее желание обрести веру. И Господь тут же «запретил духу нечистому». Дух же, «вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И что еще? Когда, за тем, вышел Он из храма, и, прямо против него сев с избранными учениками на горе Елеонской, – предсказал им разрушение этого иерусалимского храма, и самого Иерусалима, и всего видимого мира, – объявил, что после всего этого «проповедано будет Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» ( Мф. 24:14 . Мк. 13:10 ), и все Свои предсказания заключил изображением второго Своего пришествия и страшного суда: то вспомните, с какими в том изображении словами Он, Господь всесильный, как Царь, восседящий на престоле славы Своей, окруженный всеми святыми Ангелами, и всеми народами, – обращается к тем, которых поставил по правую Свою сторону, благословенным Отца Его, призываемым к наследию царства Его? «Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня!“... Кого как громом поражает гневный Его глас: «идите от Мене, проклятии»? ... Тех, которые в жизни своей не совершили дел милости, – не оказали призрения нищим, нуждающимся, – Его меньшим братьям, – и в лице их – Ему самому ( Мф. 25:31–46 )! И все это было говорено не далее, как за день, – а может быть и в тот самый день, которого вечер провел Господь в доме Симона прокаженного. И бысть, егда сконча Иисус вся словеса сия, рече учеником Своим: весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын человеческий предан будет на пропятие ( Мф. 26:1,2 ). Что же удивительного, если это последнее предсказание далеко не так сильно действовало на них, как пред сим только слышанное учение о важности дел милосердия, и что после этого-то особенно они даже с негодованием смотрели на излияние драгоценного мира, которого ценой можно было, по рассчислению предателя, призреть множество нищих? Теперь представим себе, что должна была испытывать жена, помазавшая Господа, при таком воззрении учеников на дело ее искреннего усердия и беспредельной любви к Нему? – Негодование учеников не могло не привести ее в крайнее смущение, хотя, она, как мы уже заметили, без всякого сомнения, не менее Марии, сестры Лазаревой, сознавала и чистоту своих побуждений, и уместность своего усердия. О если бы она могла пред всеми излить свою душу! Если б она могла выразить, из какой бездны греха, как бы из пропастей ада, извлек ее Господь! – Но такое поведание пред людьми, негодующими на нее, об исцеленных Господом смертельных язвах ее совести, – не успокоило бы ее смущения, а еще более заставило бы ее краснеть от стыда пред всеми. Только Тот, Кто, – как она слышала, и как веровала всем сердцем, – пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф. 18:11 ), и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ), в полной мере постигает и прежнее и настоящее состояние ее души, и – не отринет этого последнего ее приношения...

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ибо какие, вы думаете, перенес искушения бедный и покрытый струпьями в своем помышлении, когда он не имел хлеба и страдал от болезни, но перед собой видел богача, здорового и пресыщающегося, когда он терпел болезнь и холод, а этого видел веселящимся и одевающимся в порфиру и виссон; когда он страдал от ран, а этот вполне наслаждался благами; когда он нуждался, а этот не хотел давать?    Помыслим, братия мои, какой был в сердце шум искушений у бедняка, для которого была достаточным наказанием известная бедность, хотя бы он был и здоров; и наоборот, достаточно было бы и болезни, хотя бы у него было пособие? Но для большего искушения бедняка, его вместе приводили в изнеможение, — и бедность, и болезнь. И сверх того, он видел богача, проходящего с блистательной свитой, а себя всеми оставленным в болезни и бедности. Ибо о том, что никто не приходил к нему для посещения, свидетельствуют псы, которые охотно облизывали гной его. Итак, Всемогущий Бог из одного и того же обстоятельства произнес два суда, попустив бедному Лазарю лежать у ворот богача для того, чтобы и нечестивый богач умножал для себя отмщения суда, и испытанный бедняк возрастал к мздовоздаянию. Первый ежедневно видел второго, к которому не имел сострадания; он видел того, через кого был испытываем. Внизу два сердца, а сверху один Надзиратель, который и этого искушением приготовлял к славе и того терпеливо ожидал к наказанию. Ибо далее следует:    5. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его». Этот именно богач, находясь уже в своем мучении, ищет покровительства у того, кому в этой жизни не хотел оказывать милости. Ибо вот присовокупляется: «и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». «Перста своего в воде и остудит язык мой: яко стражду во пламени сем». О, какая тонкость в судьбах Божиих! О, как точно совершается воздаяние за добрые дела и злые! Выше ясно было сказано, что в этой жизни Лазарь желал крошек, падающих с трапезы богатого, и никто не давал ему; теперь о наказании богатого говорится, что он желает капли воды в уста свои с конца перста Лазарева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас для совершенной уверенности в надежде оказывал такую ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Время сокращается, ожидание становится более напряженным, уверенность — более радостной. Это звучит в чтении послания (Евр. 9,28) пятой субботы: Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущим его во спасение. Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих его во спасение. Это последнее чтение перед Лазаревой Субботой, когда от времени ожидания мы переходим ко времени исполнения ожидаемого. Чтения Евангелия для великопостных суббот выбраны из Евангелия от Марка и тоже имеют свою последовательность. Евангелие первой субботы объясняет нам смысл и значение этой последовательности. Христос опровергает лицемерные запреты еврейских суббот и говорит (Марк. 2,27-28) : … Суббота человека ради бысть, а не человек для Субботы. Тем же Господь есть Сын Человеческий и Субботы. … Суббота для человека, а не человек для Субботы: посему Сын Человеческий есть господин и Субботы. Наступила новая жизнь, началось воссоздание человека. В субботу 2-й недели Поста мы слышим, как прокаженный говорит Христу: «Если хочешь, можешь меня очистить… (Христос) сказал ему: хочу, очистись» (Марк. 1,40-41). В 3-ю субботу мы видим, что вопреки всем запретам Христос «… ест с мытарями и грешниками…» (Марк. 2,14-17). В 4-ю субботу в ответ на «добро зело» творения мира (Бытия, 1) Евангелие радостно восклицает: «… все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых — говорящими» (Марк. 2,14-17). Наконец, в 5-ю субботу все завершается решительным исповеданием Петра: «Ты — Христос…» (Марк. 8,29). Это принятие человеком тайны Христа, тайны Нового Творения. Великопостные субботы, как мы уже сказали выше, заключают в себе вторую тему или измерение: тему смерти .

http://pravmir.ru/velikopostnye-subboty/

Именно момент восстания Лазаря из мертвых и запечатлен на полотне Хосе де Риберы «Воскрешение Лазаря», которое хранится в музее Прадо в Мадриде. 1 Христос, произносящий: Лазарь! иди вон (Ин 11:43). На Его глазах слезы, ведь Он любил брата Марфы и Марии. 2 Воскресший Лазарь, с которого снимают погребальное покрывало. В Древней Иудее умерших хоронили двумя способами: либо закапывали в землю, либо клали в специальную пещеру, причем в одной такой усыпальнице могла покоиться целая семья. Тело, обернутое льняной тканью, погребали прямо в день смерти, так как в жарком климате оно начинало быстро разлагаться. А вход в гробницу закрывался камнем. 3 Марфа, которая, стоя на коленях, говорит Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой  (Ин 11:32). 4 Плачущая об умершем брате Мария. Евангелист Лука так описывает пребывание Христа в доме Марфы и Марии: суетившаяся об угощении Марфа попросила Его, чтобы Мария, слушавшая Учителя, отвлеклась и помогла ей по хозяйству. Но услышала в ответ, что именно Мария, которая предпочла житейским заботам Слово Божие, избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк 10:42). Упоминаются сестры и в Евангелии от Иоанна (Ин 12:1–8): через два дня после воскрешения Лазаря Мария помазала ноги Христа дорогим маслом, на что Он, предрекая Свою скорую смерть, сказал, что тем самым Его приготовили к погребению. 5 Иудей, плачущий вместе с Марией. 6 Апостол Фома, который сказал другим ученикам Христа: Пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Перед тем как пойти в Вифанию, селение Лазаря, ученики сказали Спасителю, что там Его могут побить камнями. Однако Христос настоял, что им все же нужно пойти туда, ведь Лазарь умер. 7 Иудеи, которые сомневались в божественности Христа и саркастично спрашивали: Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер  (Ин 11:37)? 8 Иудеи, увидевшие чудо воскрешения Лазаря и уверовавшие во Христа. Правда, некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус (Ин 11:46), из-за чего те задумали убить Спасителя, боясь Его популярности среди народа.

http://foma.ru/lazareva-subbota-na-karti...

Ин.11:1–45 Евр.12:28–13, 8 Сегодня мы вспоминаем, как Господь воскресил святого праведного Лазаря. Он был братом Марфы и Марии, о которых мы слышим во все Богородичные праздники. Господь был за пределами Иудеи, когда «сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Кстати, далее Евангелист подтверждает: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». О себе Иоанн Богослов тоже говорит, как о ученике, «которого любил Иисус» ( Ин.13:23 ). Но неужели Бог, Который есть любовь, Который заповедал любить и врагов, может кого-то любить, а кого-то не любить? Дело, очевидно, в том, что каждый христианин должен понять и почувствовать, что Господь именно его больше всех любит. Марфа и Мария, как и Иоанн Богослов, – открыли для себя эту тайну. Поэтому они и послали сказать именно так. Иисус же промедлил два дня. И лишь когда Лазарь умер, Он «сказал ученикам: пойдем опять в Иудею». Ученики без восторга встретили это предложение: «Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и ты опять идешь туда»? Иисус сказал, что Лазарь «уснул», и они спешат ухватиться за это: «если уснул, то выздоровеет». И лишь когда Иисус прямо сказал, что он умер, но идти все равно надо, то настроение и ожидание учеников выразил Фома: «пойдем и мы умрем с Ним». И вот, Господь подходит к Вифании. Марфа, услышав, что Он идет, поспешила навстречу и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». В этих словах слышится укор, потому что она знала, что Господь пошел не сразу. Но Марфа все равно верит в Его силу: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Однако же, на обещание Иисуса, что «воскреснет брат» ее, она отвечает: «Знаю, что воскреснет», но воскреснет «в последний день». Она верит, что Иисус есть «Сын Божий, грядущий в мир», но не может представить себе, что воскреснет четырехдневный мертвец! Тем не менее, Марфа позвала Марию. Мария пришла с тем же, что и Марфа: «Господи! Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус уже не говорит с ней, как говорил с Марфой, не требует веры, видя, что она находится в безмерной печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ин. 13:3–17 . Необходимо заметить, что умывать ноги гостям, при входе их в дом, обыкновение общее на востоке. Там нет обуви такой, как у нас, а лишь под самый низ ноги (лапость) подвязывается толстая кожа, или чаще обделанная деревяшка, затем вся нога – голая. Понятно, насколько должна растрескаться кожа от ходьбы по сыпучим и в полдень раскаленным пескам, по камням, что составляет тамошнюю почву и дороги, и доселе находятся почти в том же положении, в каком сне были и во времена Спасителя. Понятно, на сколько должны были страдать ноги от слоев пыли самой тонкой и самой едкой. Вот почему, первый знак радушия состоял в том, чтобы обмыть ноги гостю и, затем, для смягчения ноги, намазать их маслом. Это же было знаком особенного усердия к лицам, вообще уважаемым; тут уже вместо обыкновенного масла употреблялись драгоценные мази (миро) из редких, благовонных трав. Так, когда Господь Иисус возлежал в дому одного фарисея, туда явилась женщина с сосудом, наполненным таким драгоценным маслом, и, припавши к ногам Спасителя, обливала их слезами, отирала волосами главы своей, целовала, и мазала этим маслом ( Лк. 7:38 ); так Мария, сестра Лазарева, по воскресении его, помазала ноги Иисуса чистым, драгоценным миром, и весь дом наполнился благоуханием от него, и т. п. Но в отношении к обыкновенным гостям – обмывать ноги было делом слуг. Что ж заставило Господа Спасителя Самому совершить это, по-видимому, уничижительное действие? Он восхотел научить своих учеников смирению, потому что, как уже выше замечено, они доселе еще не могли отрешиться от мечтаний о земных престолах и венцах, о величии и славе мира. Один из апостолов, Петр, не хотел было допустить Господа до этого: «Тебе ль умывать мои ноги?.. – сказал он Господу, – не умоешь ног моих во век». Но Господь ответил: «Если не умою тебя – не имеешь части со Мною». «Господи! не только ноги мои, но руки и голову» –воскликнул Петр. «Нет, – отвечал Иисус, – омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». И этот нечистый предатель, не обинулся протянуть свои ноги Спасителю для омовения! После этого все возлегли и началась самая вечерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Истинно говорю вам: где ни будет проповедано евангелие сие, в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала!» И вот, скажем словами св. Златоуста: молчит история о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых надгробные памятники доселе еще сохраняются; неизвестны даже по имени многие из тех, которые построили города, покорили народы, издали законы: но то, что в Вифании, в доме некоего Симона прокаженного, жена блудница излила миро на главу Христову, об этом знает весь христианский мир... На месте бывшего дома Лазарева св. царица Елена построила прекрасную церковь , но от этой церкви уцелела только передняя стена, к которой пристроена арабская мечеть. А на месте дома Симона прокаженного был когда-то католический женский монастырь, а теперь все в развалинах. Третья святыня Вифании это – гроб Лазаря, находящийся в нескольких стах шагах от дома Симона прокаженного. В святой земле все гробы были изсечены в скалах, а Лазарь был человек богатый, и потому ему была изсечена особая пещера, в которую теперь спускаются по 26 ступеням. В углу пещеры сложен из камней престол, на котором францискане (католические монахи) два раза в году служат литургию. Из этой пещеры, чрез низкое и тесное отверстие, по пяти или шести ступеням, можно сойти в другую пещеру, аршина 2 ширины и 4 длины; вот тут-то, налево, и высечено смертное ложе четверодневного мертвеца Лазаря. Прежде белый мрамор украшал этот гроб Лазарев, и прекрасная церковь покрывала всю пещеру; теперь все опустошено, и кроме голой скалы, да сору и развалин, ничего не видно. Здесь богомольцы читают евангельское сказание о воскрешении Лазаря, и поразительно звучат для сердца под сводами этой опустелой пещеры слова Господа: Лазаре, гряди вон!.. Мысль невольно переносится к этой темной, тесной пещере, откуда вышел Лазарь, обвитый погребальными пеленами, но цветущий жизнью и здоровьем... Недалеко от Вифании, близ дороги Иерихонской, показывают большой круглый камень. Предание говорит, что тут остановился Господь, когда пришел в Вифанию возбудить Своего друга от смертного сна; тут отдыхал Он, усталый от дальнего пути и от высокого подъема на гору; здесь встретила Его заботливая Марфа, и вслед за нею глубокоскорбная Мария, повергшаяся к божественным стопам Учителя со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Отсюда, от этого камня беседы, как называет предание этот гранит, растроганный до слез скорбью близких, преданных Ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010