В 1982 г. был восстановлен и освящен придел ап. Иоанна Богослова Свято-Духовской ц., расширена нижняя пещерная церковь. Увенчанная резной сенью рака с мощами Виленских мучеников была поставлена в центре собора. В июле 1997 г., когда отмечалось 400-летие В. м. и 650-летие со времени кончины Виленских мучеников, Виленскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 25-26 июля 1997 г. в Свято-Духовском храме Предстоятель совершил всенощное бдение и литургию в сослужении 9 архиереев и местного духовенства. В дар обители Патриарх передал евхаристические сосуды. В наст. время в В. м. располагаются резиденция архиеп. Виленского Хризостома (Мартишкина), к-рый является священноархимандритом мон-ря, и епархиальная канцелярия. К нач. 2004 г. в обители жили 4 архимандрита, игумен, 3 иеромонаха и иеродиакон. В мон-ре действует общедоступная б-ка (открыта в 1993), в к-рой по воскресеньям проходят встречи священнослужителей с мирянами. Устроена небольшая гостиница для паломников, с нач. 90-х гг. мон-рь ежедневно предоставляет бесплатные обеды 30 нуждающимся. C 1960 г. на территории В. м. также располагается вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь . В Свято-Духовском храме погребены мн. Виленские архиереи - священноархимандриты В. м. В пещерной церкви покоятся останки архиепископов Иосифа (Семашко), Александра (Добрынина) и Алексия (Лаврова-Платонова). Основной некрополь находится у сев. стены Свято-Духовского собора, напротив придела равноапостольных Константина и Елены. Арх.: Летопись церк. жизни Литовской епархии/Вильнюс. епарх. упр. Вильнюс, 1963. Ркп. Ист.: Устав Виленского правосл. Св.-Духовского братства. Вильна, 1909. Лит.: Смирнов Ф. К. Виленский Св.-Духов мон-рь. Вильна, 1888; Извеков Н. , свящ. Ист. очерк состояния правосл. Церкви в Литовской епархии за время 1839-1889 гг. М., 1889; Виленский Св.-Духовский мон-рь. Вильна, 1897; Виноградов А. А. Путеводитель по г. Вильне. Вильна, 1908; Š apoka D. A. Lietuvos istorija. Kaunas, 1936; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Буэнос-Айрес, 1966. Минск, 2000п; Правосл. Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст. М., 1997; Арефьева И. С. «Отсюда, от Литвы, вошел он в славу…»//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ. М., 1998; она же. Сподвижники св. Патриарха Тихона на Литовской земле//Там же. М., 1999; Голиков А. , свящ. , Фомин С. Кровью убеленные. М., 1999; Laukaityt R. : Staiatikiu banyia Lietuvoje, 1944-1990. Vilnius, 2000; eadem. Lietuvos staiatikiu banyia, 1918-1940. Vilnius, 2001; Беднов В. А. Правосл. Церковь в Польше и Литве. Минск, 2002; Шлевис Г. П. Православные святыни Вильнюса. Вильнюс, 2003. С. 5-33.

http://pravenc.ru/text/158674.html

2955 Женской Классической Гимназии С. Н. Фишер. Кроме лестного отзыва, приведенного автором писем далее, об этой Гимназии см. – «Бог. В.», – Декабрь 1913 г.: Светлой памяти С.Н. Фишер. Воспоминания о ней протоиерея И. М. Фуделя и учениц её М. Ф. Л. и С. Анна Васильевна Мартынова из первого выпуска Фишеровской гимназии, преподавательница там же греческого языка и других предметов. Александра Васильевна Мартынова замужем за протоиереем, доктором Богословия Ив. Васильевичем Арсеньевым, законоучителем в Московском Екатерининском Институте. 2956 Любимый ученик дяди А.В. Мартынова профессора А.Ф. ЛавроваПлатонова, автор диссертаций: «О свободе совести» и «Церковной дисциплине» 2957 Преосв. Алексий (А.Ф. Лавров-Платонов) Можайский, викарий Московской митрополии. См. его письма к прот. С.К. Смирнову в этом 2978 См. «Дело о несостоявшейся канонизации пр. Сильвестра» и письма преосвящ. Иоанна к С.К. Смирнову в этом же N-pe. 2983 Ср. «Башня желаний» А. П. Смирнова . Отд. оттиск из Душ. Чт. 1894 г. Автор зовёт строителей стен Иерусалимских – Божьего строения (стр. 16) созидать «из себя живые камни» и созидать их «смиренно, без хвастовства своими заслугами, без преувеличения и рисовки своими строительными делами» (стр. 12). 2989 Годичный акт в Московской духовной академии 1-го октября 1887. Отд. брош. (и Приб. к Твор. св. Отц. 1887. Ч. XL), стр. 11. 2992 См., напр., его статьи: «Древний Египет и исход Евреев» (Чт. в Общ. люб. дух. просв., 1878 г. Январь, стр. 93–113), «сны фараона» (Чт. в Общ. люб. дух. просв.,1878 г. Январь, стр. 113–141), «Книга пророка Даниила и открытия в области ассириологии» (Чт. в общ. люб. просв., 18/83 г. стр. 306–326) и др. 2994 Ibid. стр. 46. «О Нафановой притче». Прав. обозр. 1889 г. Март, стр. 572, 573. «Книга прор. Даниила»… Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1883 г. Ор. cit, стр. 313 и др. 2995 Статья А. П. Смирнова : «Ветхий Завет и идея о едином Боге» (Прав. Обозр. 1877 г. Апр., стр. 716–760) изложена по Baudissin’y (Studien zur Semitischen Religionsgeschichte, Heft I, 1876. Baudissin напечатал свою статью в 1876-м году, а в следующем году А.П. уже знакомит с ней тех, кто интересуется исторической судьбой Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРСКИЙ Александр Васильевич (16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского . В 1820 г. Г. поступил в Костромское ДУ, затем в Костромскую ДС; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов ; впосл. архиепископ Астраханский) признал его наиболее способным учеником и направил в МДА. В академии Г. проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского , сблизился с Д. Г. Гумилевским (впосл. Черниговский архиеп. Филарет ) и прот. Ф. А. Голубинским , к-рый покровительствовал Г. В 1832 г. окончил МДА 3-м магистром, 29 авг. того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором МДС по церковной и гражданской истории, а 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 янв. 1837 г. экстраординарный, с 9 сент. 1839 г. ординарный профессор. Лекции Г. по евангельской истории, истории апостольской Церкви, истории Русской Церкви отличались тщательной проработкой фактов. Сохранившиеся в архиве Г. рукописи лекционных курсов и черновики представлены большим числом вариантов и редакций, что свидетельствует о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Лекции пользовались большим вниманием студентов, для ближайших учеников Г. проводил своеобразные семинары в б-ке и на дому - lectiones privatissime, по определению А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. Литовский архиеп. Алексий ), одного из их участников. Обладая широким научным кругозором, Г. применял метод сравнительного параллельного изучения истории Русской и К-польской Церквей. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим историческим законам, призвана собирать факты и находить связь между ними, должна пользоваться только достоверными источниками. Г., изучая церковную историографию, выделял труды нем. церковных историков, особенно И. А. В. Неандера . Г. создал в академии школу историков, оказал непосредственное влияние на формирование взглядов Е. Е. Голубинского , Н. Ф. Каптерева , А. П. Лебедева , вел научную переписку с М. П. Погодиным , И. И. Срезневским и др., помогал им в исследованиях, давал консультации Н. И. Костомарову , О. М. Бодянскому , У. Палмеру и др. Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) высоко ценил Г., выделяя его среди преподавателей, пользовался его консультациями, хотя иногда они расходились во мнениях. Так, митрополит согласился на издание соч. Г. «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной», хотя выводы ученого противоречили мнению архиерея по данному вопросу.

http://pravenc.ru/text/166267.html

1999.С. 97). Козельщанская икона Божией Матери (Козельщинский Рождества Богородицы мон-рь) В семье Капнистов икона явила свое первое чудо исцеления. Старшая графская дочь Мария училась в Полтавском ин-те благородных девиц. В марте 1880 г., на Масляной неделе, семья получила весть о недомогании девицы, которая подвернула ногу. Харьковские доктора диагностировали вывих и дали соответствующие предписания. Однако улучшение не наступило, и спустя полтора месяца у Марии искривилась др. нога. Больную отправили на лечение на Кавказ, затем в Москву на консультацию к врачам, наконец, приняли решение показать парижскому проф. Ж. М. Шарко. Ожидая приезда профессора в Москву, графиня с дочерью отправилась в свое имение в Малороссию. 21 февр. 1881 г. граф вызвал их телеграммой обратно в связи с приездом Шарко. Начались приготовления к отъезду в Москву. О дальнейших событиях сохранились свидетельства самой Марии Владимировны (по мужу Армашевской), к-рые она в 1920 г., незадолго до своей кончины, сообщила прот. А. П. Введенскому: «Мама... приносит мне образ Божией Матери и говорит: «...вот наш фамильный образ. И в нашей семье живет такое предание: если кто из больных приложится к образу и почистит его, тот обязательно выздоровеет». Я образ… взяла и полотенцем отерла его и, усмотревшись в лик Божией Матери, стала молиться: «Пречистая Богомати! Я - калека. Мне горькая жизнь уготована. Возьми меня к Себе или восстави от одра болезни». В один миг сильная боль, появившаяся в позвоночнике, заставила меня закричать и лишила меня сознания. Все сбежались на мой крик. Я вскоре очнулась и почувствовала, что ко мне вернулась способность владеть ногами» (Письмо прот. А. П. Введенского мон. Антонии (Н. М. Желтовской). 1953 г.; Жук, Сердюк. 2004. С. 7-10; Электр. ресурс: www.vvedensky.com/razd_103). По приезде в Москву Марию осмотрели прежде лечившие ее доктора, а также проф. Шарко, все констатировали факт исцеления, отказавшись объяснить его с научной т. зр. (копии медицинских документов стали приложением к Сказанию: Сказание. 1999. С. 100-103. Прил.). В письме сестре гр. Капнист сообщил, что «религиозная Москва, заслышав о чуде от святой иконы» моментально отозвалась желанием «поклониться святыне», буквально засыпав просьбами об этом семью, поселившуюся в гостинице «Лоскутная» (находилась на пересечении улиц Охотный Ряд и Тверской). По благословению Алексия (Лаврова-Платонова), еп. Дмитровского, викария Московской епархии, в нач. марта 1881 г. икона была выставлена для поклонения в храме, куда приходили «тысячи молящихся… толпы давили друг друга за клочок ваты от иконы или за каплю святой воды» (Там же. С. 15). Были зафиксированы первые случаи исцеления. Происшедшее сильно повлияло на религ. чувства графа и его семьи.

http://pravenc.ru/text/1841680.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Вечер памяти протоиерея Василия Ермакова состоялся 3 февраля, в третью годовщину кончины известного петербургского священника. В концертном зале у Финляндского вокзала собрались десятки священнослужителей и сотни мирян — духовных чад батюшки. На сцену поднимались те, кто хотел поделиться любовью и радостью, которые в избытке получали от духовного отца при его жизни и продолжают получать по молитвам к нему теперь. Яркие воспоминания о встречах с батюшкой, о его подвижническом служении Богу и людям чередовались с музыкальными выступлениями. В концерте приняли участие хор Тихвинского Богородице-Успенского монастыря, квинтет «Серебряные струны», солист ансамбля «Поющие гитары» Валерий Ступаченко, актриса Мария Лаврова, певица Ирина Скорик, казачий ансамбль «Терек», поэт Евгений Румянцев. Прозвучали приветственные послания от президента благотворительного фонда «Православная Русь» Дмитрия Грачева, председателя иерусалимского отделения Императорского православного Палестинского общества Павла Платонова, депутата Госдумы Василия Захарьящева. Вместе с иеромонахом Валаамского монастыря Парфением вечер вела актриса Нина Усатова. Она рассказала о работе в фильме «Поп», в котором сыграла матушку главного героя — священника Псковской миссии, похожего на батюшку Василия — простого, строгого, но любвеобильного, с замечательным чувством юмора. Премьера картины состоится в Санкт-Петербурге в Пасху. Завершилась встреча показом снятых в разные годы кадров самоотверженного служения отца Василия в храме и его встреч с людьми. «Вода живая», 03.02.10

http://old.aquaviva.ru/news/2010-02-03/1...

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова , В. Д. Кудрявцева-Платонова , П. С. Казанского , архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов) , архиепископ Виленский), Н. И. Субботина , Е. Е. Голубинского , В. Н. Потапова , а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева . В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому . В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым) , он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова) , С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва , Н. П. Аксакова , Ю. Ф. Самарина , М. П. Погодина , Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова . Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Во избежание этого неудобства предположено было употребить под церковь часть профессорского или аудиторного корпуса, в котором алтарь можно было бы устроить прямо на восток, по направлению к теперешнему библиотечному корпусу; но приспособление профессорского корпуса для церкви, по сметным соображениям, потребовало таких больших затрат, на которые не мог согласиться почетный блюститель по своим средствам. По необходимости приходилось возвратиться к прежней мысли, – о приспособлении помянутой залы для церкви, причем оставался подлежащим разрешению лишь один вопрос, – о возможности обращения алтаря на юг вместо востока. Спрашивали о сем известного знатока церковных правил, профессора канонического права в академии А. Ф. Лаврова-Платонова 13 , и он решительно ответил, что церковные правила повелевают устроять алтари на восток, и ничего не говорят об исключениях из этого правила. 14 Тем не менее на обращение алтаря к югу решили испросить благословение владыки-митрополита. Случай к этому представился, когда в начале 1869 года А. В. Горский должен был ехать в Петербург на юбилей С.-Петербургского университета в качестве представителя от академии. Митрополит Иннокентий в то время был в Петербурге для участия в заседаниях Св. Синода. 4 февраля означенного года А. В. Горский в Петербурге был у митрополита и беседовал с ним о разных делах; между прочим «упомянул я, – пишет он сам от 4 февраля 1869 года в своем дневнике, – и о своем желании устроить церковь . Владыка одобрил и хотел справиться в Св. Синоде, можно ли будет приступить к делу без разрешения Св. Синода». 15 В подробностях беседы с владыкою А. В. Горский коснулся и вопроса об алтаре. Владыка благословил обращение последнего на юг, о чем А. В. Горский тогда же с радостию известил старейших членов академической братии; ибо уже от 10 февраля того же 1869 года покойный профессор Московской Духовной Академии Петр Симонович Казанский (†1878) писал своему брату, архиепископу Костромскому Платону (Фивейскому) , со слов А.. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

МДА А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. архиеп. Литовский и Виленский Алексий ), П. А. Лашкарёва, прот. Михаила Горчакова , М. Е. Красножена , ученых ХХ в. П. В. Гидулянова , сщмч. Илии Громогласова , проф. кафедры церковного права Варшавского ун-та М. В. Зызыкина, протопр. Николая Афанасьева. Серьезными исследованиями по устройству древней Церкви являются написанные в 20-х гг. статьи архиеп. Лоллия (Юрьевского) , опубликованные посмертно в «Богословских трудах» (1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153) и изданные в 2001 г. в виде монографии «Александрия и Египет». Наряду с Бенешевичем одним из самых крупных канонистов XX в. был С. В. Троицкий , первые работы которого появились в начале века, а последние опубликованы в 60-х гг. Его исследования посвящены вопросам автокефалии, критике папистических тенденций в церковной политике К-польского Патриархата, проблеме расколов, брачному праву, истории канонических источников. Большим вкладом в развитие церковного правосознания явились статьи патриарха Сергия (Страгородского), как написанные в дореволюционный период, так и помещенные в церковных изданиях в 30-40-х гг. ХХ в., а также его переписка с рус. архиереями, относящаяся к 30-м гг. Предметом особого интереса патриарха Сергия были вопросы устройства высшего церковного управления. Ряд статей он посвятил проблемам взаимоотношений правосл. Церкви с инославными обществами. В разработке этой экклезиологической темы он опирался на церковные каноны, давая им глубокое богословское толкование. В 90-х гг. ХХ в. опубликован ряд работ по церковному праву, свидетельствующих о начале возрождения в России этой науки. Среди них могут быть упомянуты книга свящ. Алексия Николина «Церковь и государство» (М., 1997), работы М. Ю. Варьяса, архим. Саввы (Тутунова), А. Г. Бондача, К. А. Максимовича, прот. Владислава Цыпина . Крупнейший сербский канонист - Далматинско-Истрийский еп. Никодим (Милаш). Его «Каноны Православной Церкви» с продуманными, обширными комментариями (Правила православне цркве с Нови Сад, 1895-1896.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Если стать на точку зрения второй теории, т. е. что епископ имел только административную власть, то окажутся излишними и вредными теории первая и третья: ибо, по смыслу первой теории, нужно будет доказывать, что не судебная власть, никогда епископу не принадлежавшая, не составляет догмата, и может быть отнята, а административная. По смыслу же третьей теории, требующей, чтобы епископ насильственно поручал судебную власть пресвитеру, окажется, что он, как не имеющий судебной власти, не может ее и поручать. Наконец, если утвердиться на третьей теории, то первая окажется излишнею, а вторая вредною. Если епископ должен поручать, то не нужно усилий к доказательству мысли, будто принадлежность судебной власти епископу не составляет неизменного догматического положения. Если епископ не имел судебной власти, то и поручать ее не может. Такие противоречия и затруднения, такой хаос, неизбежны при совмещении этих разных, из разных мест заимствованных и в разные стороны тянущих, теорий. Составитель комитетских записок соблазнился легкостью добычи и не усмотрел ее вреда. Разработано у г. Соколова, в „Голосе», в „Биржевых ведомостях», самому трудиться не нужно. Но от этого в записках комитета безысходный хаос. В одной полемике комитета против мнения г. Лаврова, утверждавшего, что принадлежность епископу судебной власти основывается на Слове Божием, на правилах Апостолов и Соборов, и на догматических книгах Прав. церкви и поэтому составляет неизменное догматическое и каноническое положение – совмещены обломки из всех трех теорий без малейшей догадки о несовместимости и взаимном противоречии их. Здесь пространно разводятся след. положения: 1) духовный суд есть непосредственное обнаружение полномочия власти Христовой церкви, действующей судебною и административною властью чрез одни и те же органы – чрез соборы Вселенские и поместные и чрез епископа епархии. 2) Епископ пользуется судебною и административною властью под ответственностью пред собором, в полной от него зависимости, на известных основаниях, в известных пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В основу настоящего издания положены оригиналы писем архим. Макария, хранящиеся в библиотеке Казанской духовной семинарии, куда они поступили после кончины архиеп. Владимира († 1897), некогда бывшего начальником Алтайской миссии. К нему же они попали в огромной своей части от первого издателя их, свящ. Н. Д. Лаврова. Он посетил Болхов тотчас после смерти о. Макария, и взял с собой все его бумаги. По письмам к нему разных лиц, о. Лавров мог определить, с кем переписывался он, и к кому обратиться за его письмами. Но едва ли от всех его корреспондентов он получил последние. По крайней мере, архим. Владимиру, которому он передал в начале 60-х годов оригиналы изданных и неизданные письма, и который собирался писать историю Алтайской миссии и биографию о. Макария, пришлось от себя сноситься с некоторыми из лиц, от которых надеялся получить его письма. Редактор настоящего издания печатно обращался к владельцам неизданных еще писем архим. Макария Глухарева с просьбой о присылке копий с них (Церк. вед., 1904 г., Новое время, 10103), но ответа ниоткуда не получил. Только частным образом ему удалось добыть оригиналы четырех писем о. Макария 60, 269−271). Всего в настоящем издании напечатано 305 его писем к 64 лицам и учреждениям. К сожалению, тут собраны не все письма, вышедшие из-под пера архим. Макария. По письмам к нему сохранившимся в той же Казанской дух. семинарии, и по указаниям в его письмах, известны имена еще 50-ти его корреспондентов – случайных и постоянных, а именно: архиеп. Иова (стр. 35), архим. Аполлония Матвеевского (45), иеросхим. Ливерия, иером. Филарета Глинского , епископа Димитровского Кирилла (Богословского-Платонова), настоятельницы Арзамасского общежития Ольги, костромской купчихи Е. Д. Дурыгиной и ее брата, архиепископа Иркутского Михаила, иером. Макария (248), Веры Михайловны Нарышкиной и одной из ее сестер, генеральши Заседко, игумении Дорофеи, П. Я. Шюца, Александры Беб..., Ив. Рюмина, тверской монахини Серафимы, кирилловской монахини Фомаиды, диак. Г. Н. Вишневского (двоюродного брата), супругов Явровских, Дарьи Несторовны, Д. Попова, игумении Августы, супругов Волочковых (родственников), костромского иеромонаха Митрофана Калиникова, Московского архимандрита Митрофана, бр. Башкирцевых, Наталии Философовой, Е. Новосильцевой, княгини Варв. Голицыной, Марии Спицыной, костромской игумении Софии, Ел. Ив. Сахтиной (?), Е. Н. Норова, кн. Н. С. Меншикова, Арк. Рунича, Варвары Рунич, прот. Еф. Остромысленского, прот. Луки Маликова и его внука о. Андрея, Клавдии Ломакиной, игумении Зосимы, «Николая грешного», Екатерины Завалишиной, Марии Сомовой, кн. Горчакова, Софии Владимировой, А. и 3. из Бийска и архиепископа Орловского Смарагда. Но и из тех лиц, письма к которым вошли в настоящее издание, не о всех можно сказать, что все к ним писанное, напечатано. Например, к м. Филарету напечатано только 6 писем, между тем, известно 25 писем к о. Макарию митрополита, хотя последний был менее аккуратен в переписке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010