Дух. Академии» – И.Н.Корсунского ; ряд стихотворений Н.А.Энгельгардт, прот. Ф.А.Голубинского, С.С.Глаголева , свящ. А.Ушакова и М.Ляпидевского… и мн. др. Наибольшее количество забот и труда требовала от редакции третий отдел журнала, куда входили статьи и сообщения о современных событиях церковной жизни России, православного Востока, стран славянских и западно-европейских, а также хроника внутренней академической жизни. Обозрение событий в церквах славянских любезно принял на себя известный специалист по этому предмету проф. Г.А.Воскресенский , причем в помощь ему редакцией было выписано несколько славянских периодических изданий. Проф. Воскресенский ежегодно давал журналу от двух до четырех статей, представлявших собою систематические, полные и интересные обозрения церковной жизни в Болгарии, Сербии, Черногории, Карловицкой и Буковинско-Далматинской митрополии, Македонии, Боснии и Герцеговине. Из церковной жизни православного Востока, при помощи выписанных редакциею греческих периодических изданий дал несколько статей проф. И.Н.Корсунский . О русской церковной жизни ряд статей вышел из-под пера проф. Н.А.Заозерского , а именно: «Из современной церковной жизни в России», «Посещение своих паств православными архиереями», «Внешние условия пастырского служения русского духовенства», «Из церковной жизни. Борьба с сектантством», «Чем силен штундизм», «Церковно-приходские школы». Сюда же можно отнести статьи: «Врачебная деятельность священника и пастырское дело» – С. П.Казанского , «Наличные и желательные условия преподавания литургики в духовных семинариях» и «О преподавании гомилетики в наших духовных семинариях». Здесь же помещено было несколько документов и воспоминаний из недавнего прошлого, как напр.: «Несколько документов по вопросу об открытии православной духовной академии в Вильне», «К истории православных русских миссий. Письма А.Н.Муравьева к Высокопр. Иннокентию, Архиеп. Камчатскому», «Письма проф. А.Ф.Лаврова-Платонова к прот. А.В.Горскому», «Восемнадцатилетнее служение в Лифляндии» – прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Но 31-го августа 1870 года Ив.А. Кратиров покинул непосредственное педагогическое служение и вернулся в родную Московскую Духовную Академию секретарем ее совета и правления, в каковой должности пробыл почти 13 лет. Ревностный к делу, новый академический секретарь отлично знал духовные законы и распоряжения высшей духовной власти, почему не только являлся лишь начальником канцелярии и превосходным составителем деловых бумаг, но во многом направлял все течение по нормальному законному руслу и в затруднительных случаях имел решающий голос по своей области. Впрочем, тогда он был не просто «законник велий», а пользовался авторитетом общего признания в кружке академической администрации и во всей академической корпорации, так что среди местных профессоров за ним утвердилось потом прозвание «нашего духовного министра». Неудивительно, что при обер-прокуроре графе Д.А. Толстом Ив.А. Кратирова приглашали в С.-Петербург чиновником особых поручений или вообще куда-то по духовному ведомству, однако он уклонился от этого, не чувствуя склонности к такому служению. Более симпатичны были ему предложения из центральных подмосковных Семинарий (напр., из Тверской и Рязанской) баллотироваться на ректорскую должность, но Ив.А. Кратиров принципиально не сочувствовал «баллотировочной системе» и упорно отказывался ставить свою кандидатуру. Дело изменилось с назначением (15 сентября 1882 г.) в Харьков архиепископом Амвросия (Ключарева) . Последний на новом и даже чужом ему месте весьма нуждался в новых деятелях по всем отраслям управления, а в частности и для устройства местной Духовной Семинарии. Амвросий пригласил сюда на ректорский пост 6 Ив.А. Кратирова, зная его издавна с лучшей стороны. По убеждениям со стороны близких к архиепископу Харьковскому лиц, в особенности же профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова († 3-го декабря 1891 г.) и преемника Амвросиева по Дмитровскому викариатству Алексия (Лаврова, скончавшегося 9-го ноября 1890 г. архиепископом Литовским), с которыми академический секретарь был весьма дружен и долго жил в Сергиевом Посаде в одном, академическом, доме, Ив. А. Кратиров согласился перейти в Харьков и 7-го (21-го) апреля 1883 г. был назначен туда ректором, 7-го мая рукоположен во диакона, 8-го мая – во священника и 5-го июня возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

52 Милль, «Система Логики». Пер. Лаврова. 1865. т.1., стр 282–284. «Если бы что-нибудь, теперь непостижимое нами, было показано нам как факт, то, пожалуй, мы и сами нашли бы себя способными достигнуть его. Мы подвергались бы даже опасности впасть в противоположную ошибку и признать отрицание этого факта непостижимым. В истории науки встречается много случаев, когда то, что считалось однажды непостижимым и что постигать люди научились с большим трудом, до такой степени отвердело потом в узах неразрывной ассоциации, что люди науки стали думать, что одно это только и постижимо, а непостижимы именно противоречащие ему гипотезы, в которые верило все человечество и в которые, вероятно, и до сих пор верит огромное большинство… Итак, непостижимость есть чисто условная вещь, возникающая от умственных антецедентов человеческого духа в некоторый отдельный период и не может просветить нас относительно возможности в природе чего-либо». Милль. Обзор философии Гамильтона, стр. 62. 53 Хотя в сущности каждый естественный процесс происхождения вещей для нас далеко непонятен. На опыте мы видим только процесс во времени чередующихся отдельных фактов, но не самый способ перехода их из одного в другой. Так, например, в химии два тела соединяясь образуют новое, непохожее на них тело; мы видим факты, но как и отчего образовалось новое тело, не понимаем. Точно также для нас в сущности непонятен и процесс образования растения из семени, животного из зародыша. Мы напрасно думаем, будто уясняя более и более подробности этого процесса (напр. в эмбриологии человека) и сопровождающие его внешние условия, сколько-нибудь подвигаемся в действительном понимании сущности этого процесса. 54 К числу их принадлежат англичане: Герберт, Болингброк, Толанд, Коллинс, Тиндаль и др.; Французские энциклопедисты: Вольтер, Дидро, Руссо и др. 55 Впрочем, мысль о совершенном прекращении творческой (в собственном смысле) деятельности Божества с созданием настоящего мира и о переходе ее в промыслительную, – мысль, основанная преимущественно на богословском учении о творении мира, требует некоторого разъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

ВОПРОС: Каковы результаты дипломатической деятельности Святителя Гурия, которые ощутимы сейчас – на карте России? А. ИШИН: Своей деятельностью Святитель Гурий убедительно доказал: политика может быть чистой и может быть в высшей степени благородной, если она делается чистыми и благородными руками, чистым и благородным сердцем. Понимая все сложности китайской ситуации того времени - ШЛА гражданская война, восстание тайпинов – Святитель, тем не менее, увидел перспективу стратегического союза России и Китая. Он, кстати, в совершенстве овладел китайским языком, а это, как известно, очень трудный язык. Он составил, по сути, единственный классический перевод Евангелия на китайский. И сегодня этот текст представляет собой фундамент нашего современного миссионерства на Дальнем Востоке. С учетом этих знаний, Святитель приложил много усилий для того, чтобы к Российской Империи совершенно мирным путем отошли большие территории - Амурская область, Уссурийский край и Владивосток. Заслуги Святителя перед Отечеством измеряются не только в духовной, но и в политической и геополитической плоскости. И сегодня хочу напомнить слова руководителя МИД России Сергея Лаврова: о том, что наши отношения с Китаем сейчас находятся на высшей точке за всю историю. А фундамент этих отношений закладывал, в том числе, и наш выдающийся Таврический архипастырь святитель Гурий». Григорий Платонович Карпов, архиепископ Гурий, возглавил российскую духовную миссию в Пекине во время так называемой Второй Опиумной войны, которую вели Великобритания и Франция, при поддержке США – с Цинской империей. Напомню происхождение названия – союзники, помимо прочего, требовали от правящей в Китае династии официального права торговать опиумом. В ходе этого конфликта Россия предложила Цинской империи военную помощь в обмен на территориальные уступки на Дальнем Востоке. В 1858 году были заключены Айгунский и Тяньцзинский договоры, во многом, благодаря усилиям руководителя духовной миссии Карпова. Спустя три года, в 1861 г. к Тяньцзиньскому договору в качестве составной его части был приложен протокол об обмене картами и описаниями разграничений. То есть, выражаясь современным языком, была проведена делимитация российско-китайской границы. На официально утвержденной карте границу обозначили красной линией по китайскому берегу Амура, Уссури и протоке Казакевича. Таким образом, реки Амур и Уссури признавались полностью принадлежащими России, а вместе с ними и значительные территории в том регионе, где прежде установленной границы не было. Этот дипломатический успех был закреплен Пекинским договором.

http://pravoslavie.ru/90256.html

—404— странство, очевидно, приложимо лишь к внешнему миру; во-вторых, даже и по отношению к этому последнему, пространство является познавательной формой не при всех возможных условиях. В самом деле, так как, по учению современной психологии, наши пространственные представления обусловлены нашим зрением, осязанием и вообще связью нашей души с организмом: то мыслим и такой порядок вещей, при котором вместе с организмом отпадут и формы нашего чувственного (пространственного) познания, так что внешний мир явится пред нашим сознанием (после смерти) величиной уже не экстенсивной, а интенсивной, – в форме духовных сущностей, связанных иными, теперь нам неведомыми, связами и отношениями. На основании предложенного разбора, в противовес второму Кантовскому тезису, можно формулировать такой контртезис: «пространство не есть необходимое представление, а priori; ибо: 1) судьба представления о пространстве тесно связана с судьбой представления о вещах и вообще с чувственным материалом; 2) есть области бытия, к которым мы и теперь считаем эту форму познания неприложимой и, 3) вероятно, для каждого из нас наступит некогда время, когда мы окажемся в состоянии мыслить даже и внешний мир вне этой формы». (Продолжение следует) А. Введенский Лавров-Платонов А.Ф. Письма проф. А.Ф. Лаврова-Платонова (впоследствии высокопреосв. Алексия, архиеп. Литовского) к прот. А.В. Горскому: [Письма 7–15. Год 1870]/Примеч. Н. . Колосова//Богословский вестник 1895. Т. 2. 6. С. 405–433 (3-я пагин.). (Продолжение.) —405— 7 1308 Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Напутствуемый благословением и благожеланием Вашего Высокопреподобия, благополучно прибыл я в Петербург в 5 часов вечера в воскресенье 25 апреля и, поклонившись общему покровителю нашему Св. Благовер- —406— ному Князю Александру, отправился на Троицкое Подворье ко Владыке 1309 . Принят милостиво и узнал от Владыки, что Иван Николаевич 1310 прибыл в субботу утром и в —407— воскресенье уже служил со Владыкою на подворье, и что мы не опоздали, и даже можно было бы требовать нас не столь экстренно и поспешно. Комитет о цензуре 1311 еще

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литературная производительность А.Ф-ча была не вели- —597— ка, но сильна: она вся почти исчерпывается сравнительно небольшими работами по поводу предполагавшейся тогда реформы церковного суда, но единственно благодаря только этим работам, реформа не была осуществлена, несмотря на сильных покровителей ее – графа Толстого, Макария Булгакова и некоторых ученых авторитетов. Свидетельством о глубокой, хотя и подспудной, учености его может слу­жить небольшая справка его об «’Εξαδλη,» извлеченная проф. И.Н. Корсунским из академического архива и напечатанная по смерти автора в Богословском Вестнике, – случайная и для печати автором не предназначавшаяся. Но для учеников А.Ф-ча его незаурядная ученость была ясно видна в его руководстве ихними диссертациями. В течении только первых четырех курсов нового устава (29–32 с 1874 по 1877 годы), под руководством Лаврова были составлены кандидатские сочинения, ставшие потом магистерскими диссертациями: проф. Кипарисова, О свободе совести, – проф. Заозерского, Церковный суд в первые века христианства, – свящ. Ильинского, Синтагма Властаря, – Перова, Епархиальные учреждения русской церкви в 16 и 17 веках, – и еще некоторые, оставшиеся кандидатскими, но могшие быть магистерскими, Напр. Мемнонова 31-го курса и др. Если бы профессор Лавров не стал Московским викарием, а потом Литовским Архиепископом Алексием, – смело можно утверждать, – он обогатил бы русскую канонику дельными работами – своими и своих учеников. Надо пожалеть и о его лекциях, хотя и не пригодных для аудитории, но весьма полезных для науки. Что сталось с ними? Церковную археологию и литургику преподавал Иван Данилович Мансветов . Высокий, стройный брюнет, с большими серыми глазами и часто с нежным румянцем на щеках. Он казался мне настоящим красавцем. Страдавший недугом легких, он был чрезвычайно раздражителен, и у него происходили частые столкновения со студентами по поводу лекций и экзаменов. Дело в том, что в Академии царили: философия с Платоном, Кантом и др., богословие с Василием Великим , Григорием Богословом и др. Писание, история – церковная всеобщая и русская, гражданская русская, литература иностранная и русская, – а литургика и церковная археология рассматривались как

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28 авг. 237 С. 2 : Москва, 27 августа: (О судеб. процессе, возбужденном портным Бартельсом против ред. «ПЛ» П. А. Зарубина, обвиняемого в диффамации)/(Авт. не установлен); Хлебный вопрос/Пров; По наклонной плоскости: (Об экзаменах в женских гимназиях)/Л.; С. 3 : Из Ялты. 18 авг.: Представители городского хозяйства под следствием; Из Пинеги, Архангельской губ. 16 авг.: Столетний юбилей города. Ярмарка. Семейная драма. Отсутствие промышленности. Гг. В(олодин)ы, поставщики всех товаров/S. (Л. И. Сахаров) (ВИ); С. 34 : Некролог: (А. П. Керн): (Из газ. «Неделя»). Геологическое исследование Сахары. Электрические поезды. Самый богатый человек вселенной (У. Вандербильт из Невады) (РИ). 29 авг. 238 С. 12 : Из жизни золоторотцев: (Физиол. очерк). I: «Отцы и дети»/Рудниковский (М. Н. Былов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 28 августа: (О программе нового министра нар. просвещения А. А. Сабурова)/+ (Ф. А. Гиляров); Речь А. А. Сабурова (перед преподавателями Яросл. классич. гимназии); Кантата (А. Г. Рубинштейна). Новая пьеса (И. В. Самарина «Молдавина»). По театру. Приглашение г-жи (А. Д. Александровой-) Кочетовой. Улучшение в Артистическом кружке. (ЗиИ); С. 3 : Из Петербурга. 25 авг.: Осень на дворе. По камерам. Русский Таннер (купец С. Крынков). У страха глаза велики; Из Пятигорска. 20 авг.: Грот (М. Ю.) Лермонтова в Пятигорске и стихи тамбовского помещика. Провал. Горячеводск и его обитатели. (ВИ); С. 34 : Из истории политической полиции в России: (Из газ. «Отголоски»). Странности придворного этикета (в Испании XVII в.). Нравы и обычаи в Сиаме. (РИ). 30 авг. 239 С. 12 : Из жизни золоторотцев: (Физиол. очерк). II: Подмосковные Робинзоны; III: Набег/Рудниковский (М. Н. Былов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 29 августа: (По поводу закладки в Томске Сибир. ун-та – о гос. заботе по распространению просвещения)/+ (Ф. А. Гиляров); О Сибирской железной дороге/Сибирский казак; С. 3 : Из Курска. 25 авг.: Состояние погоды и ход дифтерита в нашей губернии/(А. А. Танков); Из Богородского у. 23 авг.: Посещение преосвященного Алексея ((Лаврова-Платонова)); Из слободы Мстеры, Вязниковского у., Владимирской губ. 23 авг.: Занятия местных жителей и внешний вид слободы. Болезнь рогатого скота и ее причины. Урожай. (ВИ); С. 3 4 : Землетрясение в Сирии. Скелет мамонта. Нашествие лягушек. Заговор злого сердца: (Г. И. Успенский о нар. лечебниках в журн. «ОЗ»). Неравный брак. Дом о 99 бараньих головах (в Берлине). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

2561 Имеется в виду гр. Юрий Васильевич Толстой (1824–1878), историк и архивист, в 1866–1878 гг. занимавший пост товарища обер-прокурора Св. Синода. 2562 Здесь подразумевается какой-то эпизод из личного общения, испортивший отношения начальника, большого поклонника жесткой субординации, и его подчиненного, склонного к братской короткости человеческих взаимоотношений. Кн. Н. В. Шаховской, собиравший мемуарные свидетельства о Гилярове, 13 апреля 1893 г. записал, думается, сходный случай – о служебной встрече последнего с Василием Алексеевичем Лавровым, директором Хозяйственного управления при Св. Синоде в 1863–1875 гг. и, таким образом, непосредственным начальником Гилярова. Шаховской зафиксировал такое свидетельство современника: «А. И. Остроумов рассказывал, что когда Гиляров был начальником Синодальной типографии, то к нему явился представляться директор Хозяйственной части Лавров, которого Н П принял в халате, причем ноги положил либо на стол, либо на стул, а ноги были обуты в чулки и туфли. Лавров же был в форменном вицмундире и при звез е – отсюда и месть. Неудовольствие же это в Петербурге. – Затем представленная Н П записка о преобразованиях в Типографии была снабжена, испещрена ядовитейшими примечаниями Лаврова, лишившими ее всякой силы» (цит. по: Разумевающие верой. С. 39). 2563 Николай Александрович Сергиевский (1833–1900), с 1858 г. чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода; затем директор Канцелярии обер-прокурора (1866–1869), попечитель Виленского учебного округа (1869–1899), тайный советник; двоюродный внук свт. Филарета (Дроздова) . Сохранились автографы 14 писем и официальных отношений Гилярова к Сергиевскому за 1862–1864 гг. (РНБ. Ф. 847. 478, 479) и копии (выполненные разными лицами) восьми ответных писем (Там же. 691). В этот период они дружили, и Сергиевский много способствовал утверждению кандидатуры Гилярова на должность управляющего Синодальной типографией. Но впоследствии между ними случилась серьезная ссора, и, например, в письме к И. С. Аксакову от 18 ноября 1883 г. Гиляров давал бывшему приятелю следующую характеристику (имея в виду его репутацию в Синодальном ведомстве): «... Н. А. Сергиевский , высокопробный негодяй, а пользующийся у них, там, доверием и сочувствием» (цит. по: Разумевающие верой. С. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В 1870 г. был учрежден специальный Комитет по реформам церковного суда под председательством митр. Макария (Булгакова) . Первоначально одобренный им проект проф. МДА А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. архиеп. Алексия ) в 1872 г. подвергся критике. В качестве недостатков отмечались соединение адм. и судебной власти в одном лице правящего архиерея, формальность делопроизводства. Реформа по Лаврову-Платонову подразумевала сохранение судебной власти за архиереем с созданием при нем в качестве коллегиального судебного органа выборной коллегии пресвитеров. Он выступил за полное сохранение епископами судебной и исполнительной власти, против децентрализации церковной власти и передачи брачных дел светскому суду. Комитет одобрил другой, либеральный, проект киевского прот. Петра Лебединцева, к-рый предусматривал помимо прочего изъятие у церковных судов ведения бракоразводных дел. Е. за собственный счет опубликовал (в качестве «редактора-издателя», без подписи автора) и разослал архиереям книгу Лаврова-Платонова «Предполагаемая реформа церковного суда» (СПб., 1873. 2 вып.). Е. и архиеп. Алексий, ссылаясь на каноны, отстаивали исторически сложившиеся формы церковного суда и епископского управления в целом. Дискуссия завершилась публикацией Е. брошюры с собственным предисловием «О передаче брачных дел из духовного суда в светский» (СПб., 1879). Автор, напоминая о том, что брак является божественным и церковным установлением, высказывался в пользу сохранения всех дел о нем в ведомстве правосл. исповедания. Мысль о проведении церковно-судебной реформы была тогда отложена на неопределенный срок. Последняя работа Е. ст. «Алексий, архиепископ Литовский и Виленский» (ЦВед. 1891. 8. С. 238-239) была посвящена памяти скончавшегося архиеп. Алексия (Лаврова-Платонова). Е. был похоронен на кладбище с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Господня женского монастыря , могила утрачена. Арх.: РГАЛИ. Ф. 194. Ед. хр. 79, 1826-1878 гг.; РГИА. Ф. 772. Оп. 1. Д. 2092, 4061, 5101; Ф. 777. Оп. 1-1848. Д. 2012.

http://pravenc.ru/text/189667.html

В 1886 г., в период епископства К., в Чебоксарах была разобрана ветхая 2-ярусная колокольня при ц. Воздвижения Креста Господня (1702) и началось возведение новой. 27 июля 1887 г. К. был назначен временно управляющим Пермской епархией. 6 окт. по решению Синода К. был освобожден от управления Пермской епархией и вернулся в Казань. 23 янв. 1888 г. назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским, но по болезни не решился занять столь ответственный пост. 2 апр. того же года по собственному прошению уволен на покой в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери муж. монастырь , ненадолго «получил облегчение от глазной болезни» (ПрибЦВед. 1891. 1. С. 13-14). Несмотря на болезни К., обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев настаивал на его возвращении к архипастырскому служению. 13 мая 1889 г. по ходатайству архиеп. Литовского и Виленского Алексия (Лаврова-Платонова) , к-рый знал К. по учебе в Московских духовных школах, был назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. Одновременно был председателем виленского православного Свято-Духовского братства и Виленского епархиального училищного совета. С 10 нояб. 1890 г., после кончины архиеп. Литовского Алексия (Лаврова-Платонова), управлял епархией. По воспоминаниям современников, «был весьма прост, прямодушен, кроток и незлобив», «в последние годы мало служил, было заметно, что продолжительность служения и усиленные движения утомляли его. В 53 года казался несколько дряхлым». 29 дек. 1890 г. К. был похоронен в Свято-Духовском соборе (с левой стороны входа) на территории вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . Чин погребения совершили викарий Литовской епархии еп. Брестский Анастасий (Опоцкий) , епископы Полоцкий и Витебский Антонин (Державин) и Минский и Туровский Симеон (Линьков). В 1883 г. К. был награжден орденом равноап. кн. Владимира 3-й степени, в 1887 г. за «отлично-усердную» службу и заботы о просвещении инородцев - орденом св. Анны 1-й степени. Соч.: Речь, сказанная в Св. Синоде настоятелем моск. Знаменского мон-ря при наречении его во еп. Острогожского, вик. Воронежской епархии, дек. 10 дня 1880 г.//Воронежские ЕВ. 1881. 2. С. 49-50.

http://pravenc.ru/text/1840333.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010