Отсюда видно, где во всей красоте, полноте и силе является жизнь в Боге? На высших степенях молитвы. Так велика сила молитвы и так высоко её значение!.. Молитва есть все: вера, благочестие, спасение. Еще один весьма важный вопрос: как держаться и удержаться на такой высоте молитвенной? Для сего нужно, во-первых, всегда помнить и никогда не забывать, что соединиться с Господом Спасителем необходимо всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятою жизнью. Он принял плоть нашу, а мы должны принять и пресвятую плоть и всесвятый Дух Его, принять и хранить навсегда. Только такое соединение с нашим Господом доставит нам тот мир и то благоволение, тот свет и ту жизнь, кои потеряны нами в Адаме первом, и возвращаются теперь от лица Адама второго. А к такому соединению с Господом лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова. Во-вторых, нужно иметь для себя какой-либо высокий пример жизни. Отец Серафим Саровский одному новоначальному ученику своему говорил: «В пример себе можешь взять Стефана Нового, которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливы, сердце смиренно, дух умилен, тело с душею чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое; послушание его было безропотливое, делание терпеливо, труд усерден». «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в своё время. Все заботы свои возложите на Него; ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш – диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостоим ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава, во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения/[Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

...Павел призывает быть именно последователями Богу (см.: Еф.5:1–5 ) ... И если вы в походе и следуете за лидером, то вы не будете подражать его походке или жестам. Вы постараетесь оставаться на том же пути, что и он, и не отставать далеко, чтобы не заблудиться. Христиане, как чада возлюбленные, должны жить в любви и воздерживаться от блуда и всякой нечистоты и корыстолюбия. Вот что значит следовать за Христом! Давайте же не будем имитаторами, а будем последователями Христа!» 228 . Именно из таких соображений в большинстве английских вариантов Библии в качестве перевода слова μιμητς были выбраны слова a follower – «последователь» и to follow – «следовать». Поэтому 1-й стих 11-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам в «The Holy Bible. King James Version» звучит следующим образом: «Be ye followers of me, even as I also am of Christ» 229 , а в «New International Version (NIV Bible)» – «Follow my example, as I follow the example of Christ» 230 . Тем не менее в Библии «American Standard Version (1901)» всё-таки используется слово а imitator: «Be ye imitators of me, even as I also am of Christ» 231 . Приведём и другие цитаты из Священного Писания Нового Завета, где в оригинальном тексте звучат греческие μιμητς и μιμηθον: Посему умоляю вас: подражайте (μιμητα) мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). И вы сделались подражателями (μιμητα) нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии ( 1Фес.1:6–7 ). Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как Должны вы подражать (μιμεισθαι) нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба Даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,– не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания (μιμεισθαι) нам ( 2Фес.3:6–9 ). Таким образом, после прочтения данных стихов становится совершенно очевидным, что при переводе библейского греческого слова μιμηθον на русский язык предпочтение всегда отдавалось слову «подражать» – в смысле «взять за образец», «сознательно следовать примеру», но не слову «имитация», то есть внешнему воспроизведению, копированию чужих действий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перевод Библии на новогреческий язык встречал особые трудности, так как оригинал Нового завета написан на древнегреческом языке и духовенство, возможно, боялось, что появление нового перевода вытеснит греческий подлинник из употребления. Первый новогреческий перевод был издан в XVII веке. С тех пор было сделано еще несколько переводов разных книг Библии. Часть духовенства одобряло эту деятельность, часть нет. Так, например, в 1836 году Константинопольский Патриарх Григорий VI предал анафеме любой перевод Библии на современный греческий язык. В 1901 г. запрет Синода перевода Библии на «народный язык» вызвал студенческие беспорядки в Афинах, что вынудило правительство уйти в отставку, а Афинского митрополита Прокопия II отречься от престола. Современная Элладская Церковь до сих пор не имеет официального перевода Библии на новогреческий язык. По сообщению Объединённого Библейского общества на 2007 год Библия полностью или частично переведена на 2454 языка народов мира. Разница между русским и славянским переводом Библии В 863 году Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и перевели Библию и богослужебные книги. В это же время на старославянский язык было переведено и латинское богослужение. Этим они положили начало славянской письменности. Славянской Библией пользовались славянские народы до появления новых переводов на национальные языки. Например, на русский язык Библию, получившую название «Синодальной» перевели в XIX веке, т.е. через тысячу лет. Если Патриарший перевод осуществится, то он станет новым переводом Библии на русский язык. Сегодня в Синодальной Библии используется русский язык, а славянский язык используется в Елизаветинской Библии и употребляется в храмах на богослужении. Для сравнения, как отличается один и тот же текст на русском и славянском языке: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

http://pravmir.ru/budet-li-sozdan-patria...

Подготовленная современным исследователем Гюнтером Шульцем книга Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг: Обзор деяний содержит документы, справочные материалы собора и большой библиографический указатель, а также биографические сведения о членах Собора, многим из которых суждено было принять мученическую смерть за исповедание Христа. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийскаго представляют собой ценный путеводитель по собранию канонических правил. Подготовленные в конце XIX века толкования Преосвященного Никодима ценны тем, что в строго церковном духе избегают крайностей фундаментализма или анархизма, основываясь на наследии, как «классических» византийских толкователей, так и на славянской канонической традиции. Курс церковного права протоиерея Владислава Цыпина важен тем, что во-первых, это единственный в России полный курс лекций по данному предмету, а во-вторых, потому что является попыткой суммировать и передать современнику материалы дореволюционных курсов Церковного Права.         Из Алфавитного указателя действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительст-вующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, отно-сящихся к духовному ведомству православного исповедания , составленного С. В. Калашниковым, я использовал статью «Брак», как дающую представление о церковно-правовом статусе таинства в синодальный период. Так же в работе были использованы публикации периодической печати и интернет-изданий, список которых приводится в Списке использованной литературы. ГЛАВА I   Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга? Свт. Григорий Богослов. «Моральная поэма»   Возникновение семейных отношений, установление института брака Семейные отношение в человеческом обществе ведут своё основание со времени сотворения первых людей - то есть наших прародителей Адама и Евы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею (...)» (Быт. 1:27-28). Таким образом естественный закон семейных отношений положен Богом в самом устройстве человека. Различие между полами - это особый дар Бога людям. В Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским Собором 2000 года, говорится: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении (...) ». Во второй главе книги Бытия Господь Иисус Христос благословляет уже созданый им семейный союз, говоря: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Выражение «и будут два одна плоть», указывает на постоянное единство супругов.

http://bogoslov.ru/article/434998

После собрания проповедник, познакомившись со мною, о чём-то говорил мне; но я думал про себя: «Нет, батенька! Что бы вы ни говорили там, и как бы хороши ни были ваши дела, а всё-таки вы заблудшие и отпавшие от истины, ибо истинная вера в Бога одна, и она исповедуется римско-католическою церковью». С этим я и ушёл из упомянутого собрания, думая о том, как необходимо стремиться к тому, чтобы послужить Богу приведением к Нему наибольшего количества этих несчастных, заблудших людей. До 1901 года я жил всё по-прежнему, не сомневаясь ни в чём. В 1900 году я призывался к отбыванию воинской повинности и был зачислен в ополчение первого разряда. А на следующий год я явился на сборный пункт для отбывания месячного обучения воинской службе. В ожидании проверки собравшихся ополченцев и принятия ими присяги я держался в стороне по своему обыкновению, так как мои мысли и стремления были совсем чужды для окружающих меня. Но вот я заметил другого молодого, по внешности очень серьёзного человека, держащегося также в стороне от других, как и я. Я заинтересовался им. Подойдя к нему, я о чём-то спросил его, и, узнав о том, что он религиозный человек, начал с ним оживлённый разговор о близких мне жизненных вопросах. Он, соглашаясь с высказываемыми мною мыслями, спросил меня, читал ли я евангелие. Этот вопрос для меня показался странным и даже оскорбительным. – Как же не читал, отвечаю ему. Я ещё в школе читал, многое наизусть знал и сейчас кое-что помню. – А вот нас будут приводить к присяге, – говорит он, – а в евангелии сказано: «А я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его... ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: „“да, да“, „нет, нет“, а что сверх этого, то от лукавого». ( Мф. 5:34–37 ). – Нас же будут заставлять клясться, продолжает он, Всевышним Богом, святым крестом и евангелием. Как вы об этом думаете?.. – Этим вопросом он поставил меня в тупик, и, вместо того, чтобы что-либо ответить ему, я спросил у него, как он думает об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Поставленный во главе духовного мира, Сатанаил или мощный дух (πνεμα δεινατν) возгордился своим достоинством и силою, возмутился против Отца и, увлекши на свою сторону подчиненных духов, вместе с ними был низвержен с высоты небесной. Из соревнования Богу, Сатанаил создал второе небо, вторую землю, именно нашу землю и избрал её в жилище себе и соучастникам своего падения. Он пытался было создать и человека, и создал из смеси различной материи тело, но не мог дать ему жизни и души; просил о том Бога, и Бог вдунул в тело человека дыхание жизни. Пообещавши прежде разделить с Отцом власть над новосозданным человеком, Сатанаил потом раскаялся в своём обещании, захотел безраздельно владеть человеком и отвлечь его от небесного Отца. Чтобы для этой цели приобрести себе, как можно более людей, он вошел в змия, прельстил к грехопадению Еву, «срастлившеся блудом», следствием чего-было рождение Каина и Коломены, от которых и произошел род человеческий. Сатанаил причинял людям всякое зло; навел потоп, рассеял людей по лицу земли, дал, чрез Моисея закон на погибель им, как говорит Апостол: «греха неведех разве законом» и проч. Наконец Бог, сжалился над душою, которую он вдохнул в человека, отрыгнул от сердца Своего божественное слово, другого сына. То был великого совета Ангел, – архангел Михаил, ибо Он есть начальник добрых ангелов, – Иисус, ибо Он врачует всякую болезнь и язву, – Христос, ибо помазан был плотью, по видимому вещественною, а на самом деле невещественною, «снятою свыше, втекшею десным ухом в Деву и таким образом истекшею», так что св. Дева совсем не ощутила Его в себе, а обрела Его просто лежащим младенцем, повитым в яслях. Страдания, распятие, смерть, погребение и воскресение Христа были призрачны. Видимо совершивши Своё служение на земле, Иисус Христос победил Сатанаила, заключил его в бездну, отнял от его ангельского имени священное окончание – ил (оставив его не иначе именоваться, как сатана) и присоединил его к своему первоначальному имени Миха, взошел на небо и, седши одесную Отца на место сверженного Сатанаила, разрешился паки в Отца, во чреве которого изначала был заключен, а с Ним возвратился на небо и Дух Святой, вместе с Ним исшедший от Отца и успевший родить духовно Иуду предателя и 12 апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пострадавшим выдавались деньги, одежда, орудия труда, стройматериалы. Для большинства москвичей, тех, кого судьба оберегала от тяжёлых невзгод, деятельность Елизаветы Фёдоровны долгое время оставалась малоизвестной. Из газет можно было узнать об открытии новых зданий для убежищ и приютов, о закладке и освящении при них храмов, о благотворительных акциях в пользу нуждающихся. Периодически, с целью привлечения новых людей, издавались отчёты о работе Елизаветинских учреждений, но собственная роль их попечительницы и покровительницы, как правило, была в тени. Великая княгиня не стремилась ни к славе, ни к популярности, она не жаждала рукоплесканий и не искала чьего-то одобрения. Её милосердие шло от искренних порывов души, соответствуя тому, что сказано в Писании: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди… Чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:1,2,4 ). Так поступал и её супруг, так будет поступать и её сестра, императрица Александра. Конечно, в их положении, когда следовало постоянно находиться на виду, это было трудно. Но если имелась хоть малейшая возможность избежать публичности, Елизавета Фёдоровна пользовалась ею с радостью. Однажды, получив приглашение на собрание Красного Креста и понимая, что к её работе оно не имеет прямого отношения, Великая княгиня обратилась к императрице Марии Фёдоровне с вопросом: «Должная поехать или нет?.. Ты же знаешь, я ни при каких обстоятельствах не люблю вылезать вперёд». Нахождение впереди становилось неизбежным, когда речь шла о массовых мероприятиях с целью получения дополнительных средств. К ним относились уже известные нам благотворительные базары, где присутствие Августейших устроителей являлось ещё и лучшей «рекламой», сюда же следовало отнести и красочные праздники цветов, подаренные москвичам в 1901 году.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89. Там же. Святитель Николай Сербский. Православный катехизис. «Христианская жизнь», Клин, 2009. С. 97. Митрополит Пётр Могила так и пишет: «день субботный переменён на день Воскресный» (Православное исповедание. С. 136). Схожая идея присутствует и в других православных катехизисах, составленных прот. Николаем Вознесенским, еп. Александром (Семёновым-Тян-Шанским), еп. Павлом (Олмари-Гусевым). Как считает М. С. Красовицкая, «эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т. к. главным днём для нас является воскресенье» (Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999). Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор. 5:15). Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е послание Коринфянам, VII. См. также Лк. 6:7-9. Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328-329).

http://pravoslavie.ru/63011.html

С другой стороны, Гефсиманский подвиг Спасителя по своей таинственности и непостижимости вызывал не раз и недоумения, а иногда, как это ни скорбно, и возражения врагов христианства. В собрании верующих не будем повторять и смущать себя этими возражениями маловерия; будем смотреть на молящегося в Гефсимании Господа Иисуса не очами соглядатая иудейского, так сказать, из-за деревьев Гефсиманского сада, а очами веры и любви, преданности и благоговения, очами апостолов, в свете Божественного Откровения, в свете христианской тайны искупления. Тогда многое станет нам и ближе, и понятнее, и поучительнее. И если страдания всегда поучительны, всегда имеют неотъемлемое право на внимание, то не особенно ли нужно сказать это о страданиях безгрешного Сына Человеческого и в то же время Сына Божия Иисуса Христа? Ведь страдания Его составляют сущность искупления, сущность христианства, основу Церкви, основу спасения и, вследствие этого, совершили, так сказать, перелом в жизни всего мира. Что же это за страдания? Евангелисты рассказывают о них с необыкновенною простотою и краткостью, но с величайшим благоговением, которое невольно приковывает внимание всякого читающего евангелие: чувствуется, что совершается пред нами что-то действительно великое, что было однажды и никогда не повторится. Сопоставляя сказания всех четырех евангелистов, дополняющие одно другое, получим следующее повествование. ( Матф. 26 гл.; Марк. 14 гл.; Лук. 22 гл.; Иоан. 18 гл.; ниже будут указываться только стихи.) «После тайной вечери и прощальной беседы с учениками, ночью ( Ин. 13:30 ) пришел с учениками Иисус (Мф. ст. 39) за поток Кедрон, где был сад (Иоанн. ст. 1), на место, называемое Гефсиманией, и сказал ученикам: посидите здесь, пока Я пойду, помолюсь там. И взяв с собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых (т.е. Иоанна и Иакова), начал скорбеть и тосковать (Матф. ст. 36, 37) и ужасаться (Марк. ст. 33). Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Матф. ст. 38); молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лук.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«Се человек!» Се образ того, чем должен быть человек. В Его страдании нет деланного презрения к смерти, нет ожесточенной ненависти к мучителям, нет холодной, застывшей гордыни стоика, нет и слабости, отрекающейся от долга, нет экзальтации, восторженных порывов и самозабвения, похожих на фанатизм... Все такое было бы или неестественно или недостойно Его. «Бесчувствие всегда ниже самоотвержения» (Августин). Иисус, напротив, является нам в образе истинно страждущего человека: Он видит, что чаша Его горька, и прямо говорить об этом; Он всецело чувствует весь ужас ее, но в молитве и единении с Отцом почерпает мужество и твердую решимость испить до дна эту чашу, исполнить до конца высшую волю. Его страдания были беспримерными и невиданными в мире, как великое, таинственное священнодействие, как чудо безмерной любви Божией и сострадания к человечеству; они более и не повторятся; но всем другим страдальцам Он служит поддержкою, утешением и образцом верности долгу, своей задаче и Богу, образцом самоотречения и любви. Слабости Своих учеников Он не осуждает, и в ней не укоряет их, сострадательно относится к этой немощи плоти, но тем настойчивее напоминает им и нам, что бодрствование духа, молитва и преданность Богу и воле Его никогда не должны оставлять человека. Все это Он, как Начальник и Вождь, прежде всего показал на Себе Самом. Гефсиманские страдания – это апогей нравственного величия человечества в Иисусе, это и вершина Его личной заслуги и совершенства, и основание Его права спасать грешников ( Евр. 2:17–18 ). В нем мы имеем Ходатая к Богу и Первосвященника, Который может сострадать нам в немощах наших ( Евр. 4:15 ). Восшедши чрез страдания к славе ( Ин. 17:1–5 ), Он показал путь к ней Своим последователям ( Римл. 8:11, 34, 37 ). Апостол Павел, особенно разумевший силу креста, т.е. смысл страдания Спасителя, так говорит о Нем: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако, страданиями навык послушанию, и совершившись, сделался для всех, послушных Ему, виновником спасения вечного» ( Евр. 5:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010