И таким образом не их только оправдывает от преступления, но и главных виновников зла. А если бы он обратил речь в обвинение, он сделал бы их более упорными». 113 Предопределение страданий Христовых, о которых предсказывали различно все пророки, – вот главная вина или причина их. И Сам Иисус Христос говорил: «не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:26–27 ). Многие из пророков выразили свои пророчества о страданиях Иисуса Христа в своих книгах, а царь Давид в псалмах, особенно в 21-м, как пророк Исаия в главе 53-й. Но писания пророческие были малым выражением из того многого, что они говорили о Христе, хотя и записанного вполне достаточно, чтобы, видя предсказания и верность исполнения оных, убедиться в истинности Божия предопределения предсказанного пророками (подробное рассмотрение псалмов, изображающих страдания Христовы, можно прочесть в моем сочинении «Изображение Мессии в Псалтыри», во 2-м издании 1901 года, на стр.161–243). Некоторые толковники полагают, что и здесь Апостол приводил эта пророчества, которые Дееписатель опустил, как общеизвестные христианам (см. у протоиерея Полотебнова, стр.140). Но можно допустить, что Апостол сделал здесь одну только общую ссылку, ибо писатель, как точный изобразитель деяний Апостольских, не преминул бы намекнуть на сие. По слову блаженного Феофилакта, «Апостол не приводит прямого свидетельства потому, что вместе с объявлением Иудеям обвинений и наказания высказаны им и все свидетельства, как например: «и дам лукавыя вместо погребения и богатыя вместо смерти его» ( Ис.53:9 ). А в утешение их говорится, что они сделали это «по неведению», но «Бог исполни тако». Это в то же время ответ и на слова их, которые они говорили даже при кресте: «да избавит (Бог) Его» ( Мф.27:43 ). Одного только не сказал им Петр: «неразумные, если так должно было быть, и если все пророки свидетельствуют об этом, то очевидно, что распятие случилось не по бессилию Христову, а по неизреченному могуществу, по премногой власти и бесконечному человеколюбию».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И это весьма недобрый признак, что люди так старательно оберегают неверие, выступая защитниками атеистов или индифферентистов, о которых изрек Господь: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:15–16 .) И замечательно, что предлагают им свои адвокатские услуги на судилище Христовом!! Зачем и говорить о таких вещах, как спасение, гибель, суд, ад, рай и проч., когда так не хочется приходить к Богу и Христу Его, без которых ведь не имеют никакого смысла все эти – спасение, рай и проч.? И понятия-то эти можно уразуметь только при свете Богооткровенной истины; без неё они плоды фантазии или беспочвенного умствования по методу: всяк молодец на свой образец… Отделившись от безусловной, вековечной истины хранимой Церковью ( 1Тим.3:15 ), мы впадаем в хаос совершенно произвольных построений нашего жалкого плотского ума, к которым применима поговорка: о вкусах не спорят. И, разумеется, на твой вопрос: «можно ли быть такой?» – Я отвечу: «нет нельзя». Ибо быть такою значит жить во тьме. Это было бы простительно, если бы всюду была тьма, но, с тех пор как свет Истинный осветил землю так ярко в лице Господа, пребывать вне этого света значит пребывать во грехе. «Если бы я не пришел, и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения в грехе своем». «И Он (Утешитель), пришедши, обличит мир о грехе… что не веруют в Меня» ( Ин.15:22 и 16:8–9). «Какою же мне быть?» спросишь, может быть, ты. На это отвечу словами великого апостола языков, обращенными к христианам города Филипп: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Какие это чувствования, узнаешь, или, вернее, будешь постепенно узнавать, если и умом, и сердцем уйдешь в книгу благовестия Христова и жизнь свою теснейшим образом соединишь с жизнью Вселенского Училища, основанного для просвещения людей Истиною – Господом нашим Иисусом Христом. – Недостаток свободного времени не раз заставлял меня отрываться от письма и откладывать его в сторону. А потому не взыщи, когда наткнешься на отсутствие внешней связи в изложении мыслей, во внутренней теснейшей взаимозависимости которых ты убедишься, если не поленишься серьезно подумать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

иеромонах Иов (Гумеров) Девство должны сохранить до брака как невеста, так и жених. Священное Писание определяет блуд (плотские отношения вне брака) как непотребство, равно запрещенное как женщинам, так и мужчинам. Блудники и блудницы не допускались среди народа Божия: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» ( Втор. 23:17 ). Блудника в библейские времена сравнивали с псом: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» ( Втор. 23:18 ). В Новом Завете блуд назван среди тех смертных грехов, которые лишают человека вечной жизни: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6: 9–10 ). Библейский взгляд на блудников и блудниц как на нравственно нечистых усвоен был святыми отцами. Определяя многолетнее наказание за блуд, составители канонов не различают мужчин и женщин. Вина и наказание равные. «Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению» ( Василий Великий ,святитель. Творения. Троице-Сергиева лавра, 1901. Ч. 4. С. 147). Согласно 59-му правилу святителя Василия Великого : «Блудник семь лет да не причастится святых таин: два года да плачет, два да слушает, два да припадает и один год да стоит только с верными, в восьмой допущен будет до святого причастия» (Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. 2. С. 438). В святоотеческих творениях есть еще одна особенность: в них подробно говорится о том, насколько блуд является опасным для нравственного здоровья. Он, как сильный яд, отравляет духовный организм, оскверняет весь его состав: «Всякое рабство греху бесславно, ибо бесчестит благородство души; но блудодей есть самый бесславный раб греха, ибо, осужденный им выгребать свои нечистоты, он собирает кучи скверн и исправляет нечистую работу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Какая ужасная бездна неверия! Этим отрицанием попирается все, чем держался христианский мир всюду и во все века. Свои мысли Лев Толстой выражает не как личное только понятие, но с фанатической ревностью распространяет их через своих учеников и через свои сочинения и письма. Для примера достаточно вспомнить злоключения преступных и злосчастных кавказских духобор-толстовцев. Этот человек не только не отвергся себе и не пошел за Христом, но, страшно сказать, утвердился себе и отвергся Христа. Здесь плод крайнего самообольщения и невыразимой гордости. Что особенно служит к великому соблазну в толстовских лжеучениях, это то, что Лев Толстой своим красным словом ублажает Христа, ставя Его в ряд с великими языческими мудрецами. Человек, мало вникавший в толстовское лжеучение, готов признать Толстого за христианина. Есть мужи и жены, которые, не удаляясь от Христа сознательно, прельщаются красотой суетного слова графа Толстого и с усердием распространяют разные его сочинения; они даже огорчаются за обличение еретичества называемого ими великим «писателя земли русской». Не разумеют они того, что похвала Христу от Толстого есть то же, что гефсиманский поцелуй Христу от Иуды. Кто хоть сколько-нибудь искренно любит Христа Бога, у того скорбь и острая боль должны охватить сердце, когда он узнает всю глубину хулы, какую наносит Христу и Его Церкви лжеучитель Лев Толстой. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы ( Лк.12:2 ). Ныне отечественная Церковь наша в лице ее высших архипастырей в своем послании (от 2021 февраля 1901 г.) ко всем верным чадам раскрывает глубину пропасти, взрытой Львом Толстым, и всех предостерегает от этой пропасти. Послание это, в духе высокой любви христианской вразумляя лжеучителя, заканчивается молитвой ко Господу об обращении его на путь покаяния. Посланием недоразумение устраняется. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? ( 2Кор.6:15 ). Каждый почитатель талантливого писателя должен в своей совести сделать выбор: Христос и Его Церковь или Лев Толстой с его лжеучением? Ныне ко всем нам относится предостережение апостола: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ). Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы ( Еф.5:1516 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Лк.3:3 ). И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). «Нераскаянна были иудеи, – замечает святитель Иоанн Златоуст , – и никогда не чувствовали грехов своих, но будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными, а это-то особенно и губило их, и отдаляло от веры» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 7, кн. 1. СПб., 1901. С. 101). К этому замечанию необходимо добавить, что современные святому Иоанну Предтече книжники и фарисеи, ослеплённые самоуверенностью и духовной гордостью, были убеждены, что для очищения от грехов достаточно одних внешних омовений, и не видели необходимости для оправдания человека внутреннего, сердечного, глубокого раскаяния. Опасность этого заблуждения слепых вождей ( Мф.15:14 ) увеличивалась тем, что своё лжеверие они сеяли в простом народе. А если слепой ведет слепого, – учит Сам Господь, – то оба упадут в яму ( Мф.15:14 ). Святому Иоанну, как Божию посланнику и предтече Спасителя, предстояло прежде всего очистить души людей от плевел лжеучения, а затем и возвестить необходимость решительной перемены всего существа грешника – его мыслей, желаний, поступков. И великий Пророк всей силой вдохновенного слова звал народ оставить навсегда губящие его предрассудки, принести глубокое искреннее раскаяние в совершенных грехах, удалиться от всякого зла и направить свою волю, свои расположения только к тому, что есть добро, чисто, свято сотворить достойный плод покаяния ( Мф.3:8 ). И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Другим вопрошавшим он отвечал: Ничего не требуйте более определенного вам... Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием ( Лк.3:10–14 ). Такое покаяние и плоды его вселяли в каждую сокрушающуюся душу надежду на близстоящее совершенное прощение грехов ( Мф.1:4 ). Эта надежда наполняла сердца окружающих святого Иоанна великим духовным утешением и отрадой, ибо, по слову Константинопольского святителя, «прежде Креста Христова нигде не видно отпущение грехов: оно везде приписывается крови Его» ( Иоанн Златоуст , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Миссионер. Но так говорит ев. Иоанн не о всём св. Писании, а лишь о своём Евангелии, значит, по-вашему, возможно спастись и одним Евангелием Иоанна! К чему же тогда прочие свящ. Писания? Христос Спаситель повелевает верующим принимать и исполнять не часть, а всё Его учение. «Если пребудете во Мне говорит Он, и слова Мои в вас пребудут…; если заповеди Мои соблюдете, как я соблюл заповеди Отца Моего…, то пребудете в любви Моей… отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его…, ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец… и кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Ин.15:7–10, 12:48–50, 8:47 ). Не ясно ли отсюда, что Христос повелевает нам хранить всё, что Он сказал, если желаем пребыть в Его любви. Посему-то Он, заботясь о нашем спасении чрез сохранение у нас всех слов Божиих, сказал апостолам: «Я умолю Отца – и даст вам Духа Истины…, Который намучить вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.., и будущее возвестит вам» ( Ин.14:17–26, 16:13 ) и пред вознесением Своим на небо повелел им: «идите (разумеется, после научения от Св. Духа, бывшего в день 50-цы), научите все народы…, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам», и только поверивший и принявший всё спасен будет ( Мф.28:19–20 ; Мк.16:16 ). Так, по заповеди Христа, апостолы и поступали: они «возвещали всю волю Божию» ( Деян.20:27 ) и убеждали верующих «исполнять всё, чему они научились, что приняли и слышали и видели в них» ( Флп.4:9 ). Вслед за апостолами и св. Церковь православная учит, что для спасения необходимо принять всё слово Божие, как записанное апостолами в св. Писании, так и переданное ими устно ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:14 ), посеянное в сердцах и памяти верующих ( Лк.8:11–12 ; 1Кор.11:2 ; 2Кор.2:17, 3:1–3 ; Деян.20:31–35 ; 1Сол.4:9 ). И только тот дойдет до истинного познания, кто «помнит всё апостольское и держит предания их так, как они передали», т. е. «или словом, или посланием» ( 1Кор.11:2 ; 2Сол.2:15 ; 1Сол.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молитвами праведного Симеона да поможет нам Господь стяжать истинно христианскую жизнь, да сподобит нас непостыдной, мирной кончины и да удостоит нас восстания – воскресения из мертвых для вечной славы в небесных обителях. Аминь. 2 . «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий» ( Лк.2:34 ) И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий. ( Лк.2:34 ) Торжественную и трогательную картину раскрывает сегодня перед нами святое Евангелие. Праведный Симеон берёт старческими руками Богомладенца, Которого он ожидал с надеждой спасения человечества много лет. Возле старца Симеона стоит Пречистая Богоматерь. Здесь же и хранитель Её девства, преданный Богу Иосиф. Священное собрание дополняет и пророчица Анна – великая молитвенница и постница, служившая Богу день и ночь ( Лк.2:37 ). Святая Анна славит Богомладенца и говорит о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:38 ). Старец же Симеон благодарит Бога за исполнение давних его чаяний – узреть Мессию и с миром уйти из земной жизни, – предсказывает будущую скорбь Пресвятой Деве Марии (И Тебе Самой оружие пройдет душу... ( Лк.2:35 ) и пророчествует, возвещает о том разделении, которое отныне будет происходить в человечестве о имени Иисусовом: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий ( Лк.2:34 ). Как понять это печальное предсказание, или, точнее, предостережение, вразумление? «Не думайте, – как бы говорит праведный Симеон, – что если явился обетованный Спаситель мира, то уже все будут спасены, хотя бы и не хотели сего. Не мните, что если с явлением Его на земле открылись каждому все средства выйти из злополучного состояния греха и смерти, то уже не останется ни одного грешника. Нет, Спаситель мира будет во спасение не для всех: для некоторых явление Его послужит ещё к большему осуждению» ( Иннокентий Херсонский и Таврический, архиеп. Сочинения. Т. 3. СПб., М., 1901. С. 310). И так было в начале явления Христа Спасителя, в продолжение всей Его земной жизни, после Его вознесения, и так будет во все века до скончания мира и второго Его пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мудрено ли, что мы стали покорны, бессильны, гнусны и ничтожны? Покаемся же и прославим Имя Господа нашего Иисуса Христа как Всесвятейшую, непобедимую и Божественную Силу и Энергию, реально соединяющую нас с Самим Богом, ибо чрез Него Он приходит с Отцем в сердце человека и обитель Себе там творит. Покаемся и увидим тогда ясно и конкретно то, что дана будет возможность в радости воскликнуть: «Господи! О Имени Твоём нам и бесы повинуются» и услышать в сердцах своих блаженный голос Его: «Я видел сатану спадшего с неба как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и никто не повредит вам. Однако не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах». Покаемся ! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Глава 19. Два послания св. Синода 1901 и 1913 гг. 586 Десять лет тому назад среди епископов Российской Церкви, по грехам нашим, явились такие, которые совершили тягчайший грех по отношению к Святейшему Имени Господа нашего Иисуса Христа. Продавшись духу относительного и ограниченного, земного и человеческого мудрования, они кощунственно провозгласили в Синодском послании от 18 мая 1913 г. это мудрование за истинное, церковное православное мудрование об Именах Божиих, сказав в этом послании, между прочим следующее: «1) В молитве (особенно Иисусовой), Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отожествляются, даже не могут и не должны быть отделены и противопоставлены одно другому. Но это только в молитве и только для нашего сердца, в богословствовании же, как и на деле. Имя Божие есть только Имя, а не Сам Бог и Не Его свойство, название предмета, а не сам предмет, а потому и не Может быть признано или называемо ни Богом (что было бы бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия. 2. Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить чудеса, но не само собой, не вследствие, как бы заключённой в нём, или к нему прикреплённой Божественной силы, которая бы действовала уже механически, а так, что Господь, видя веру нашу ( Мф. 9:2 ) и в силу Своего неложного обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

На Ваше последнее признание, что Вы радостно и спокойно приближаетесь к смерти, ничего не скажу. Будущее, неизвестное и Вам, и мне, скажет свое слово о Вашем спокойствии и Вашей радости… Простите, если чем нечаянно обидел Вас, Л.Н-ч. Говорю “нечаянно”, потому что во все время писанья не замечал в себе ничего к Вам враждебного. Напротив, с первых страниц моего письма всплыли из далекого прошлого наши дружеские отношения, и рбраз их не покидает меня доселе. Мне грустно, что их нет теперь и не может быть, пока между нами стоит Он, Господь мой и Бог мой, молитву к кому Вы считаете кощунством, и Кому я молюсь ежедневно, а стараюсь молиться непрестанно. Молюсь и о Вас и о близких Ваших с тех пор, как разойдясь с Вами, я после долгих блужданий по путям сектантства вернулся в лоно Церкви Христовой. Для всех нас “время близко”, а для Вас, говоря по человеческому рассуждению, и очень близко... Но я не теряю окончательной надежды, что Вам, которому так хорошо знакомо слово евангелиста Иоанна, что всякий, не делающий правды, не есть от Бога ( 1Ин.3:10 ), откроется истинный смысл и другого слова того же апостола любви, что не есть от Бога и всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, тогда, может быть, в последние минуты Вашего земного странствия, Образ Воскресшего зажжется ярким пламенем в душе Вашей, и Вы, выйдя из мрака в “чудный свет” Его, подобно блаженному Августину , если не воскликнете, то в тайне сердца Вашего изречете: Sero te amavi, pulchritudo tarn antiqua et tam nova, sero te amavi! (Будет тебя услаждать красота, как старая, так и новая; будет тебя услаждать). Вышний Волочок Тверской губ., 29 мая 1901 г. Открытое письмо болящему графу Льву Николаевичу Толстому от бывшего его поклонника Души праведные в руке Божией и мучение не коснется их (1), хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда на них полна бессмертия (4), надеющиеся на Него познают истину (9), праведник, если и рановременно умрет, в покое будет (4:7), беспорочная жизнь – возраст старости (9), праведники живут вовеки (5:15), непобедимый щит – святость (19), злодеяние ниспровергнет престолы сильных (24), Господь испытает намерения (6:3).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

На ваше последнее признание, что вы радостно и спокойно приближаетесь к смерти, – ничего не скажу. Будущее, неизвестное и вам, и мне, скажет свое слово о вашем спокойствии и вашей радости... Простите, если чем нечаянно обидел вас, Л. Н-ч. Говорю «нечаянно», потому что во все время писания не замечал в себе ничего к вам враждебного. Напротив, с первых страниц моего письма всплыли из далекого прошлого наши дружеские отношения, и образ их не покидает меня доселе. Мне грустно, что их нет теперь и не может быть, пока между нами стоит Он, Господь мой и Бог мой, молитву к Кому вы считаете кощунством, и Кому я молюсь ежедневно, а стараюсь молиться непрестанно. Молюсь и о вас, и о близких ваших с тех пор, как разойдясь с вами, я после долгих блужданий по путям сектантства вернулся в лоно Церкви Христовой. Для всех нас «время близко», а для вас, говоря по человеческому рассуждению, – и очень близко... Но я не теряю окончательной надежды, что вам, которому так хорошо знакомо слово евангелиста Иоанна, что «всякий, не делающий правды, не есть от Бога» ( 1Иоан. 3:10 ), откроется истинный смысл и другого слова того же апостола любви, что «не есть от Бога и всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти», тогда, может быть, в последние минуты вашего земного странствия, Образ Воскресшего зажжется ярким пламенем, в душе вашей, и вы, выйдя из мрака в «чудный свет» Его, подобно блаженному Августину , если не воскликнете, то в тайне сердца вашего изречете: Sero te amavi, pulchritudo tam antiqua et tam nova, sero te amavi! М. А. Н-в. Вышний-Волочек, Тверской губ. 29 мая 1901 г. Открытое письмо болящему гр. Л.Н. Толстому от бывшего его поклонника. Михаил С-ко «Души праведные в руке Божией и мучение не коснется их» (1), «хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда на них полна бессмертия» (4), надеющиеся на Него познают истину» (9), «Праведник, если и рановременно умрет, в покое будет» (4:7), «беспорочная жизнь возраст старости» (9), «Праведники живут во веки (5:15), «Непобедимый щит святость» (19). «Злодеяние ниспровергнет престолы сильных» (24), «Господь испытает намерения» (6:3).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010