Но что дает нам право и основание думать, что сектанты действительно отделяют себя от Христа и, называясь христианами и даже, по любимому сектантскому выражению, искренно «желая быть со Христом», на самом деле содержат веру и проводят жизнь свою вне тесного единения с Ним, а следовательно и утрачивают происходящую от этого единения нравственную силу христианскую? Почему мы можем думать, что сектанты только мыслимо, а не в действительности принадлежат Христу и пребывают во Христе? На это отвечает и этому нас учит второй образ единения христиан со Христом, находящийся в учении св. апостола Павла. Это образ Церкви, как Тела Христова, у которого членами являются состоящие в Церкви христиане, а главой – Сам Господь Иисус Христос. Нельзя быть во Христе, не будучи членом этого Тела Его, и где бы ни жил христианин, когда бы он ни жил, он всею своею жизнью должен принадлежать к Церкви, как Телу Христову. «Мы многие, учит нас св. апостол Павел, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 )». «Тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело. Тело же не из одного члена, но из многих… И вы Тело Христово, а порознь члены ( 1Кор.12:12, 14, 27 )». Чтобы принадлежать к этому Телу Христову, необходимо содержать действительную веру и нравственное учение Христово, необходимо принять в руководство и основу своей христианской жизни всё, что действительно относится ко Христу и что исходит от Него, необходимо принять и сохранить единую веру Христову, Его учение, благодать освящающих нас Его таинств и Им поставленное пастырское священноначалие, необходимо, одним словом, принадлежать к единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которая, по учению апостола, одна лишь на земле и на небе является тем Телом Христовым, у которого глава Христос, а члены христиане. «Бог всё покорил под ноги Христа, говорит св. апостол, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём ( Еф.1:22, 23 )». «Господь Глава Церкви, и Он же Спаситель тела, а мы члены Тела Его от Плоти Его и от костей Его ( Еф.5:22, 30 )». Церковь это не мыслимое только, а живое, действительное единение христиан со Христом в Его вере, учении, таинствах и священноначалии. Вот почему сектанты, хотя и желают быть со Христом и во Христе, но, отступая от Церкви, как Тела Христова, отрешают свою христианскую веру и жизнь от Христа, отступают и отделяются от Христа, как ветви от своей лозы. И как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и христиане не могут приносить плода, если не будут в Церкви, которая есть Тело Христово. Сектанты, отделяющиеся от Церкви, и являются, поэтому, этими мертвыми, бесплодными ветвями, не имеющими жизни Христовой христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пастыри и пасомые! Всей полнотой архипастырской любви своей молю вас, поддерживайте всеми мерами единение между собою и со всей Православной Русской Церковью – в этом счастье, величие и сила всего русского народа как в прошлом, так и в будущем. В настоящее же время это единение особенно необходимо для успешной борьбы с нашими врагами – внутренними и внешними. Предстоит в скором времени созыв чрезвычайного Киевского епархиального съезда. Хочется думать и иметь уверенность, что духовенство и миряне отнесутся к этому съезду серьезно и с должной подготовкой, основательно обсудят предложенные вопросы, вынесут постановления православные, законные, полезные, заслуживающие немедленного осуществления. Молю вас, пастыри и пасомые, помнить, что если вы призываетесь к активному участию в церковном епархиальном управлении, то этим самым возлагается на вас великая ответственность пред всей Киевской Церковью. Отнеситесь же к таким великим своим обязанностям как должно, внимательно, усердно, терпеливо и, главное, имея в сердце своем дух Христов, и да не будет между вами разделений и вражды. Молю вас помнить наставления святого апостола Павла: умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:1–3 ). А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь ( Еф.3:20–21 ). 2 Произнесено 5 июля 1892 года в 6-ю Неделю по Пятидесятнице.//Самарские епархиальные ведомости. 1892. 14. Часть неофициальная. С. 614–619. 4 Речь произнесена в Воскресенской, в Барашах, церкви 13 сентября 1901 года. Священник Василий Маврицкий издатель журнала «Пастырский собеседник».//М. 1901. 7 с. 9 Типография журнала «Мирный труд». Харьков. 1905. «За веру, царя и Русь родную». 11. С. 1–3. 10 Типография журнала «Мирный труд». Харьков. 1905. «За веру, царя и Русь родную». 11. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

По словам пророков, говорит автор, затерянный Израиль в противоположность иуде должен быть многочисленным и могущественным народом ( Ос.1:10–11,14:6–10 ). Насколько это неверно, видно из самого текста указанных стихов: „и соберутся сыны Иудины и израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли“ (т. е. из плена – Ос.1:11 ); „погубил ты себя израиль, ибо только во мне опора твоя“ (Ос. 13:9). В первом месте речь об иуде и израиле вместе, а во втором о происхождении многих народов от израиля нет ни единого слова. В подтверждение того же автор ссылается на Иер.2:4 . Но в словах пророка: „выслушайте слово Господне дом Иаковлев и все роды дома израилева“, выражение „роды“, как в Исх.6:14; Числ.1:2 ; Втор.29:17 ; Нав.7:14 и мн. др., означает колена израильские. Израильтяне, говорит далее автор, должны переселиться в Европу, известную у пророков под именем „островов“ ( Ис.43:5,42:10,12 ; Зах.9:13 ) и будут называться новым именем ( Ис.62:2–4,65:9–16 ). В процитированных автором местах нет ни малейшего на- —780— мёка на переселение израильтян в Европу. В 43 гл. пр. Исаия говорит о возвращении израиля в Палестину: „от востока приведу племя твоё и от запада соберу тебя“. В 42 гл. пророк по поводу возвращения из плена народа Божия приглашает всех живущих на островах, плавающих на море, обитающих в пустыне и на скалах прославить Господа. В словах пр. Захарии: „ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима... Возвращайтесь на твердыню вы, пленники, надеющиеся... Ибо как лук я натяну себе Иуду и наполню лук Ефремом и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония“, речь о возвращении из плена всего народа Божия, причём израиль нисколько не выделяется от иуды. Новое имя, по словам пр. Исаии, получит не израиль, а Иерусалим и Сион: „не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь... увидят народы правду твою... и назовут тебя новым именем“. Также и в 65 гл. Бог назовёт иным именем семя, которое произведёт от Иакова и Иуды, наследника гор Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По этому поводу Козьма пресвитер говорит: «мнози мнят я (т. е. еретиков) за правду страждущих и хотяще нечто благо восприяти от Бога за узы». И не только невежественная народная масса заражалась учением богомилов, но и «правоверные попы» (Козьма) и даже православные епископы. 248 (Продолжение будет). Из миссионерских летописей, дневников и записок Н-в. М. Еще по поводу доклада в Философском обществе о гр. Л.Н. Толстом//Миссионерское обозрение 1901 г. 4. С. 507–518 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус оказал им в ответ: вот, дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин.6:28–29 ). …Без меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Многие обольстители пришли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист ( 2Ин.1:7 ). Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине ( 1Ин.1:6 ). Чтение г. Мережковского в Петербургском философском обществе о Л. Н. Толстом и его религиозно-философских воззрениях выдвинуло на газетные столбцы, важнейшие вопросы веры, мысли и жизни. В чём сущность христианства? В каком отношении стоит оно к эллинизму? Что такое с точки зрения христианства учение Толстого? Приложимо ли к Толстому название «христианина»? Возможно ли творить волю Отца Небесного, отрицая догматические положения Церкви? Эти и многие другие вопросы взволновали значительную часть нашего общества. Конечно, вполне удовлетворительного ответа на них трудно ожидать от кратких газетных статей. Истинно интересующиеся названными вопросами могут обратиться к крупным и серьезным трудам, имеющимся в нашей богословской литературе, каковы: «Духовные основы жизни» Влад. Соловьева, «Оправдание добра» его-же, «Апология христианства» Лютардта, «Учение о нравственности» Мартенсена, творения еп. Феофана, Учение о спасении архимандрита (ныне епископа Сергия) и др. Я с своей стороны хочу поделиться с читателями одним, недавно мной прочитанным, письмом бывшего толстовца, который отвечает на запрос своей родственницы, сельской учительницы. О письме этом я невольно вспоминаю, читая заметки г. г. Розанова и Мережковского, напечатанные (16 и 20 февраля) в «Нов. Вр.», и отчет о заседании философского общества, помещенный в «России» (8 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православный. – Ты, друже, берешь вопрос весьма сложный и обширный – подробно его нам сегодня не разобрать, если хочешь беседовать сегодня же, то будем кратки, коснемся только существенных сторон этого вопроса. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой действительно сказал: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет себе ( Ин.4:21–23 ). Слова эти направлены против иудеев и самарян, которые, имея два храма, одни – в Иерусалиме, другие – у себя, в Самарии, на горе Гаризине, – спорили между собою, который из этих двух храмов есть законное место совершения Богослужения. Отцы наши поклонялись на этой горе, – говорит самарянка Спасителю, – а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (ст. 26). В ответ на это Спаситель предсказывает, что Его последователи будут поклоняться Отцу в духе и истине не в одном каком-либо городе или храме, а на всяком месте. И действительно, когда вера Христова распространилась по всей вселенной и принята была целыми народами, то везде, во всех концах земли, возникли храмы Божии; и теперь, на всяком месте «поклоняются Богу духом и истиною» и везде приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Видишь ли, что Спаситель указанными словами не осуждал и не мог осуждать их, ибо и Сам Он, и святые Апостолы Его, как тебе известно, посещали храм Иерусалимский для молитвы и поклонения Богу. Однажды Господь Иисус Христос, изгнав из храма производивших в нём беспорядок иудеев, сказал им: Написано: дом Мой дом молитвы наречется; вы же сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:17 ). Итак, храм, по слову Господню, есть «дом Божий», «дом молитвы». Молоканин. – Если храмы суть «домы Божии», то почему же апостол Павел сказал, что Бог не в рукотворенных храмах живет ( Деян.17:24 )? Православный. Бог вездесущ, и, по выражению Соломона, даже небо, и небо небесе не довлеют Ему ( 3Цар.8:27 ), тем паче храм, созданный руками людей… Но, по милости Своей и снисхождению к людям, Господь благоволит посещать особенною Своею благодатию храмы, которые верующие посвящают Его святому имени и предназначают для молитвы; и храмы эти становятся местами особенного присутствия Божия, «домами Божиими». Клянущийся храмом, – сказал Спаситель, – клянется им и Живущим в нём ( Мф.23:21 ). Хотя Бог везде, и на всяком месте владычествия Его можно благословлять Его святое имя ( Пс.102:22 ), но в храмах особенно угодно Ему принимать молитвы верных. Господь сказал Соломону, создавшему храм: Освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Моё тамо во веки: и будут очи Мои ту и сердце Моё во вся дни ( 3Цар.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. апостол Павел не оставляет в этом для нас никакого сомнения. Только Церковь в своей вере, учении, таинствах и священноначалии представляет собою Христа на земле, только Церковь есть, по словам апостола, «полнота Христа, наполняющего всё во всём ( Еф.1:23 )», т. е. только Церковь и только она одна есть вполне достаточный для всех в мире и во всех отношениях источник присущей Христу Божественной силы. Эта проявляемая в Церкви полнота Христа, или действующая в Церкви Его Божественная сила, уже сама по себе достаточна, как источник нравственной христианской жизни, для членов Церкви, но св. апостол, в объяснение значения церковного единения со Христом в нравственном отношении, указывает еще на существующие в Церкви «взаимно скрепляющие связи», т. е. догматы, правила и уставы церковные, и на «действие в свою меру каждого члена», т. е. на определенное положение и действие каждого члена Церкви, как на условие нравственного христианского преуспеяния. «Из Главы Христа, говорит св. апостол, всё тело, т. е. вся Церковь, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:16 )». И мысль о том, что только Церковь находится в тесном и живом союзе со Христом, с одной стороны, и что только Церкви Христос отдает Свою Божественную силу, с другой, была для св. апостола настолько ясна и несомненна, что он пользуется этим живым и благодатным исключительно для Церкви союзом Христа с Нею, как Главы со Своим Телом, чтобы дать наставление для мужей и жен в их супружеской жизни. «Муж есть глава жены, учит нас св. апостол, – как и Христос Глава Церкви. Мужие, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить её славною Церковью, не имеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна… Любящий свою жену любит самого себя, ибо никто не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф.5:23, 30 )».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этому единству Он учил, это единство Он заповедал людям, о противлении этому единству Он скорбел, об осуществлении этого единства Он молился! «Да будут вси едино», взывал Он ко Отцу Своему тогда, когда уже «дело соверших» ( Ин.17:4 ), «как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… Да будут едино, как Мы едино ( Ин.17:21 )». Что же представляет собою сектантство, отделяющее христиан от этого, осуществляемого в Церкви Христовой единства, как не противление воле Божией, как не нарушение заповеди Христовой, как не разрушение дела Христова? И что может значить здесь вся вера сектантов при этом противлении Христу и разрушении дела Его?! «И бесы веруют и трепещут», по слову апостола ( Иак.3:10 ), и однако эти «силы адовы» стараются разрушить Церковь Христову, по слову Спасителя ( Мф.16:18 ). Что могут значить здесь все молитвы сектантов ко Христу, всё их благочестие и религиозность при этом неисполнении заповеди Христовой?! «Что вы зовете: Господи, Господи», – говорил Господь иудеям, которых Он захотел собрать во едино, «как птица собирает птенцов своих, и они не захотели ( Мф.23:37 )», – «а не делаете того, что Я говорю вам ( Лк.6:46 )». Сектантство сознательное, произвольное и упорное есть величайший грех против искупления, против Бога и Христа Его, против братства во Христе всех христиан. Сила и глубина этого греха таковы, что апостол Павел в церковной практике своего времени даже не находил возможным принимать отпадших обратно в Церковь. «Невозможно, писал он в послании к евреям, однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и соделавшихся причастниками Духа Святого и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают Сына Божия и ругаются Ему… Если отвергшиеся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывались смертью, то сколь тягчайшему наказанию, думаете, повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета и Духа благодати оскорбляет?… Страшно впасть в руки Бога живаго», заключает речь свою св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1320 Сказав, что фарисеи стараются проводить жизнь более честолюбивую, чем благочестивую, и научив, —404— что ради этого они уклонились в чрезмерное неверие, они, говорит, подвергнутся обвинению и от самого Моисея, коим горделиво величаться был у них обычай. Так, когда слепой от рождения говорил им о Христе: «не ужели и вы хотите учениками Его стать?» – они тотчас же громко восклицают: «ты ученик Его, мы же Моисеевы ученики» ( Ин.9:27–28 ). Итак, будет обвинять, говорит, вас и сам Моисей, на коего вы возложили всю надежду, и, презираемый вами вместе с прочими, будет вопиять пред Богом против присущего вам безумия. Без сомнения, мы не станем думать, что не подвергаются обвинению у Христа неповинующиеся Ему, потому что сказал к Иудеям: «не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем». Иначе что скажем, когда услышим от Него слова: «всякаго же, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я его пред Отцем Моим (сущим) на небесах: а кто если отречется от Меня пред людьми, отрекусь и Я от него пред Отцем Моим (сущим) на небесах» ( Мф.10:32–33 )? Не должны ли мы со всею справедливостью предполагать, что некогда будут обвинены у Бога и Отца посредством отречения те, с коими бы это случилось чрез Христа? 1321 Но, думаю, это ясно для каждого. Итак, не свободными конечно от обвинения оказываются Иудеи, отрекшиеся от Христа чрез продолжительное неповиновение (Ему), но обвинение это применяется к ним косвенным и тонким образом. Так как они отвергали наставления Его и не придавали никакого значения Его божественному и небесному учению, но всегда заботились о соблюдение Моисеевых —405— постановлений, так что оказывались даже прямо восклицающими: «мы знаем, что Моисею говорил Бог, Сего же не знаем, откуда есть» ( Ин.9:29 ): то выставляет совершенно неизбежное обличение в том, что они погрешают и против самого Моисея, коим величаются, и не требуется, говорит, никакого другого обвинителя, но достаточно против них и одного только закона Моисеева, как неповинующимся ему и тем самым уже подпадающим справедливому обвинению, хотя бы и не говорил голос Судьи, то есть Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13,14 Блаженный Павел, укрепляя и утверждая своих учеников, чтобы не обрелся кто-нибудь из них в таковом злом помышлении, говорит: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» 1899 . Под «отступлением» он разумел не отречение от имени Господа, но показывал неверие заповедям Его; потому он прибавляет, иносказуя под образом иудеев христианскую истину и явив неверие тех для нашей неколебимости: «Кто именно из слышавших возроптал? 1900 Не все ли вышедшие из Египта с Моисеем? На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешающих ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не вошли за неверие» 1901 ; и присовокупляет: «Смотрите, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но слышанное слово не принесло пользы им, не утвержденным 1902 верою вместе со слышавшими. А входим в покой мы, уверовавшие» 1903 . 13,15 В самом деле, покой истинных христиан – избавление от греховных страстей и полнейшее и действенное вселение Духа Святого в чистом сердце. Посему далее говорит [апостол]: «Итак, постараемся войти в покой оный», – то есть верующие, подвизающиеся во всех добродетелях заповедей, окончательно сподобляются освящения Духа, – «чтобы по тому же примеру не впал кто в непокорность» 1904 . Поэтому, приободряя их и воспламеняя произволения их к вере, говорит он: «Итак, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» 1905 ; и еще: «Следовательно, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, окропивши (то есть очистив) сердца от порочной совести»; а также: «Кольми паче кровь Христа очистит совесть вашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» 1906 . И собрав остальные свидетельства из Святых Писаний, вы нашли бы чрезвычайно много сказанного с этой целью. 13,16 Итак, всех доказательств вполне достаточно для благоразумно верящих словам Духа, что истинно пришедшему к Богу, всем сердцем верящему обетованиям Его, изо всех сил подвизающемуся в заповедях Его и обновляющему изо дня в день 1907 [свой] ум нужно ощутить в себе благодать духовного преуспеяния, дабы так смогли мы дойти до истинного покоя окончательного освящения, то есть достичь совершенной любви усыновления поклоняемого Духа, чрез Которого мы можем стяжать и полное избавление от страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

(17) Но вы, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа. (18) Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. (19) Это люди, отделяющие себя [от единства веры], душевные, не имеющие духа 452 . ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ АПОСТОЛА ПАВЛА, 4:1–5 IV (1) Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, (2) через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, (3) запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. (4) Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, (5) потому что освящается словом Божиим и молитвою. 336 Gmzberg L. Antichrist/The Jewish encyclopedia:V. 1–12. N. Y.; London, 1901–1906. V. 1. P. 625. В рус. пер.: Еврейская энциклопедия. СПб., 1908. Т. 2. Стдб. 765–766. 338 Bousset W. Der Antichrist in der Uberlieferung des Judenthums, des Neuem Testaments und der alien Kirche. Cottingen, 1895. S. 13 14. 339 Впервые эта мысль прозвучала у протестантского экзегета XVI в. Тилениуса. Впоследствии его мнение разделяли западные богословы Гейденрейх, Бемер, Буртон и др. См.: Богословский М. Человек беззакония. 346 Эти слова Павла заставляют полагать, что ещё при его жизни в раннехристианских общинах вращалось какое-то количество поддельных посланий, написанных от его имени. Здесь, по-видимому, имеются в виду послания, написанные в духе Первого соборного послания апостола Иоанна 2:18  23, объявляющие о наступлении конца света, «дня Господнего». 349 В некоторых кодексах и цитатах раннехристианских авторов: «человек беззакония». Ср. ПсСол 17:11. 350 Пророк Исайя заклеймил «сынами погибельными» изменивших Богу израильтян (1:4). В Евангелии от Иоанна «сыном погибели» называется предатель Иуда Искариот (17:12). 351 В РСП такой перевод: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в своё время». Вообще фраза довольно невнятная. Некоторые комментаторы пытаются объяснить эту невнятность торопливостью, с которой Павел писал это письмо, но едва ли это так. Судя по другим посланиям, апостол выражался туманно только там и тогда, когда это было ему нужно. Фраза эта должна была быть понятна только посвящённым. Смысл её, по-видимому, такой: вы знаете, что удерживает «человека греха», чтобы он открылся, начал действовать не теперь, а только в положенное ему время.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010