Сост. А.Н.Стрижев Раздел первый. ОБИТЕЛЬ. Протоиерей Дмитрий Троицкий Житие преподобного Серафима Саровского I Великий угодник Божий и молитвенник Земли Русской преподобный Серафим, Саровский чудотворец, принадлежит к сонму подвижников XIX века, отличавшихся неутолимой духовной жаждой нравственного совершенства, благородным стремлением к истинной свободе, освобождающей человека от греха. Старец Серафим по дарованиям от Господа и чрезвычайности подъема своего духа является славнейшим выразителем этой эпохи, и потому его жизнеописание, его восхождение «от силы в силу» представляют для православных русских людей глубокий назидательный интерес. Батюшка Серафим, в миру Прохор Исидорович Мошнин, родился 19 июля 1759 года, в городе Курске, на Сергиевской улице, близ храма в память преподобного Сергия Радонежского. Родители Прохора, Исидор и Агафия, принадлежали к именитому и богатому курскому купечеству. В семействе у них был еще старший сын Алексей, пошедший по торговой части, потомство которого долго сохранялось. Исидор Мошнин владел кирпичными заводами, он брал большие подряды на постройку каменных храмов и домов, но вскоре умер. Прохору и всего-то было три года, когда он лишился отца. Делами в осиротелом доме стала заведовать мать, уделявшая внимание воспитанию своих детей, внушению им страха Божия и уважению к людям. Немного сохранилось сведений о детстве Прохора, но во всех его жизнеописаниях рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда семилетний Прохор на глазах своей матери упал с колокольни строящегося храма на землю и остался жив. Тогда мать в трепетном предчувствии страшного горя сбежала с высоких лесов вниз, боясь найти сына разбитым насмерть. Прохор же остался цел и невредим. В этом чудесном спасении мать увидела особое попечение Божие об ее сыне. Другое событие – чудесное явление ему Божией Матери. В ту пору Прохору было около десяти лет. Серьезно заболев, он в сонном видении сподобился лицезреть Пресвятую Богородицу. Тогда Она обещала исцелить его. И вот случилось в то время идти крестному ходу с Курской Коренной иконою по той самой улице, где стоял дом Мошниных. Обрушился ливень... Для сокращения пути крестный ход свернул через проходной двор Мошниных. Мать Прохора поспешила вынести сына к иконе, – и с этого дня он стал поправляться. Та болезнь, равно как и падение с высоты нисколько не подорвали крепкого здоровья Прохора. Мальчик рос сильным, волевым и впечатлительным, отличался прекрасной памятью и врожденными добродетелями – кротостью и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

«Я давно чувствовал и чувствую себя своим среди русских» Беседа с епископом Иеронимом Манхэттенским В день праздника Курской-Коренной иконы Божией Матери, 10 декабря 2008 года, в Знаменском кафедральном соборе Нью-Йорка была совершена хиротония архимандрита Иеронима (Иоанна Шо) во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. Новопоставленный владыка знаком многим американцам русского происхождения: с 1976 года священник Иоанн Шо служил в Покровском соборе в Чикаго, а последние 17 лет – в Троицком храме города Милуоки (штат Висконсин). Славист и богослов по образованию, он много переводил, в том числе и с церковнославянского и на церковнославянский. – Ваше Преосвященство, вы когда-нибудь предполагали, что станете архиереем? – Нет, но это еще раз доказывает, что у Господа для каждого из нас есть свой «план». – Вы были пострижены в монашество совсем незадолго до хиротонии. В честь какого святого вы получили свое монашеское имя? – В честь блаженного Иеронима. Я до последнего момента думал, что останусь Иоанном – это имя было дано мне при крещении. Назвать меня в монашестве именно таким именем было идеей митрополита Илариона Восточно-Американского и Нью-Йоркского. – Так ведь хорошая идея, владыко! Блаженный Иероним, конечно, не очень известный в России святой… Но именно он перевел на латинский язык Библию, и именно его перевод до сих пор является официальным латинским текстом Священного Писания. Да и вообще он имел склонность к языкам: во время долгого отшельничества в пустыне изучил еврейский и халдейский. Кстати, не многие, наверное, знают, что блаженный Иероним является святым покровителем переводчиков, а также библиотекарей и архивистов. А вы сами писать не пробовали? – Пробовал, но больше, как и мой святой покровитель, все же переводил. Перевел на английский язык учебник церковнославянского языка архиепископа Алипия (Гамановича). Это пособие очень полезно для американцев, которые плохо владеют русским языком или не знают его вообще.

http://pravoslavie.ru/29131.html

Курская Коренная пустынь: корень свободы (+ФОТО) В 6 утра сон как рукой снимает, когда в Курске на вокзале первый встречный — африканец. Когда видишь его на крестном ходе, удивления уже куда меньше. 25 июня, 2012 В 6 утра сон как рукой снимает, когда в Курске на вокзале первый встречный — африканец. Когда видишь его на крестном ходе, удивления уже куда меньше. История Курской Коренной ярмарки уходит своими корнями в глубину веков. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 году. Монастырское же предание относит ее начало к 1618 году, к началу крестных ходов, и связывает ее зарождение с большим стечением богомольцев в Коренную пустынь. Традиция проводить ярмарку в Курской Коренной пустыни была возрождена в 2001 году. Курская Коренная пустынь — место для ярмарки! В 6 утра сон как рукой снимает, когда в Курске на вокзале первый встречный — африканец. Когда видишь его на крестном ходе, удивления уже куда меньше. — Это дипломат из посольства Анголы, — буднично заметит чиновник из администрации. Ангольский дипломат нисколько не смущается, что он тут, в Курске, на церковном празднике, один. В голове вертятся строчки поэта про негра преклонных годов, который русский выучил только б за то, что на нем разговаривал Ленин… Анголец молод. Русский выучил. Его не изумляют тысячи людей, что выстраиваются в крестный ход на улице Ленина… В его системе координат, в отличие от нашей, не возникает путаницы и недоумения, как советские люди, жертвенно помогавшие его стране выстоять против одичалого капитализма, когда он еще был ребенком, теперь сподобились потрудиться над возрождением веры и собиранием народных сил после десятилетий постсоветской разрухи… Детишки и старушки устилают цветами дорогу для процессии. Цветы покупают сами, на свои более чем скромные сбережения, и несут их положить на асфальт, под ноги. — Вы, что же, хотите идти с крестным ходом? А вас не пугают… эээ… причудливые формы русской православной духовности? Вопрос задают мне, приехавшей из Москвы, а не ангольскому дипломату. Для людей в глубинке москвичи, похоже, более чужие, чем африканцы.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-pus...

     Первое официальное упоминание о Курской Коренской ярмарке относится к 1708 году. По утверждению историков, до 1764 года она находилась в ведении Знаменского монастыря, а затем была «передана в казну». Императрица Екатерина II распорядилась построить для Коренской ярмарки каменный гостиный двор, однако это не помешало и в дальнейшем, по сути, торговому мероприятию ассоциироваться с крупнейшей духовной площадкой. В правительственных актах Российской империи за 1824 год Курская Коренская названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Макарьевской (Нижний Новгород) и Ирбитской (Уральской). Огромное число стекавшегося на ярмарку торгового и посадского люда, крестьян, мастеровых и ремесленников, великое разнообразие товаров, многомиллионные обороты (до 7 млн руб.) помогали характеризовать тогда Курск в целом как Южные торговые ворота России. Товары прибывали не только из различных уголков страны, но и из Италии, Персии, Малой Азии, Турции, Греции, Ионических островов, Австрии. А самыми заметными были конские торги, которые начинались за несколько дней до официального открытия ярмарки. Здесь закупали лошадей для армии и царских конюшен. Табуны в 4–5 тыс. голов сгоняли со всей Центральной России. Под стенами Знаменского мужского монастыря на площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, 20 трактиров, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Центром же Коренской стал Гостиный двор, построенный по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги, и просторная площадь, вмещавшая до 10 тыс. человек. Здесь же было освящено специальное место для чудотворной иконы «Знамение». За несколько дней до официального открытия ярмарки для ее устройства и управления в Коренную обычно переезжали городская дума в полном составе, полиция, пожарная команда. Тут же устраивалась больница, к которой из Курска командировались аптекарь и врач. Последний осматривал даже все питейные и съестные припасы. Для приезжего люда были выстроены сдаваемые в наем домики с навесами для экипажей.

http://pravoslavie.ru/88685.html

   В этом году мы празднуем 70-летие битвы на Курской дуге. Это событие без преувеличения эпохальное. Историки именуют битву завершением коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне. Благодаря ей были освобождены Орел, Белгород, Харьков, Восточная Украина, Смоленщина, а Италия вышла из войны . Битва длилась 50 дней: с 5 июля по 23 августа 1943 года. Апогеем битвы стало танковое сражение под Прохоровкой 12 июля. Сегодня 70 лет со дня знаменитого сражения. Что значила Курская битва с военной точки зрения? Во-первых, это сосредоточение максимума сил с обеих сторон – по миллиону бойцов, две тысячи танков с немецкой стороны, около трех тысяч танков с нашей, две тысячи с небольшим самолетов и у немцев, и у Красной Армии. Это величайшее танковое сражение, когда под Прохоровкой 12 июля столкнулось 1200 машин с обеих сторон. Это небывалое напряжение сил и средств, людских нервов, небывалое народное страдание. Вспоминает участник танкового сражения герой Советского Союза Григорий Пенежко: «В памяти остались тяжелые картины… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу. Я видел молодого лейтенанта, наполовину сгоревшего, повисшего на броне. Раненый, он не мог выбраться из люка. Так и погиб. Не было никого рядом, чтобы помочь ему. Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление: пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били их из пистолетов, схватывались врукопашную. Помню капитана, который в каком-то исступлении забрался на броню подбитого немецкого “тигра” и бил автоматом по люку, чтобы “выкурить” оттуда гитлеровцев. Помню, как отважно действовал командир танковой роты Черторижский. Он подбил вражеский “ тигр ”, но и сам был подбит. Выскочив из машины, танкисты потушили огонь. И снова пошли в бой».

http://pravoslavie.ru/62726.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Война не закончилась 12.05.2015 1412 Время на чтение 6 минут Мы отмечаем семьдесят лет Великой Победы. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Но война не закончилась. Ни в мае 45-го, ни в сентябре, когда капитулировала Япония. Семьдесят лет назад нам не удалось освободить мир от фашизма. Вернее сказать, нам удалось освободить лишь часть мира. 1942-й год. Продолжается блокада Ленинг рада. Фашистами оккупирована огромная часть наших земель. Они уничтожают русских солдат и мирных жителей. Сотни тысяч людей гибнут в фашистских концлагерях в Европе. В это время «союзники» возвращают себе контроль над колониями в Северной Африке. К лету 1942-го Штаты начинают доминировать в противостоянии с Японией. Уже в январе их армия высаживается в Ирландии. Вместе с британскими войсками (к осени 1940 года бомбардировки Великобритании прекратились, угроза миновала) они направляются в Африку. Зимой 1942-43 годов нам удаётся прорвать блокаду Ленинграда, одержать победу в Сталинградской битве. Начинается коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Он завершается победами на Курской Дуге и в сражениях за Днепр. Как только наши войска начали наступление, «союзники» вторглись в Европу и начали её «освобождать».10 июля 1943 года англо-американские войска высадились в Сицилии. Следуя советам Черчилля, США установили в Южной Италии правую диктатуру. Возглавил её член национальной фашистской партии фельдмаршал Пьетро Бадольо. Личное вмешательство Черчилля спасло его от международного трибунала, все обвинения были сняты. Антифашистские движения - вот основная угроза, с которой боролись «союзники». Рабоче-крестьянское движение, возглавляемое итальянскими коммунистами, боролось с фашистами на Севере Италии. Американские войска рассеяли это движение и восстановили базовые структуры фашистского режима. Наши войска продвигались на запад, освобождая от фашистов русские земли и территории государств Восточной Европы. Мы добились этого ценой многих жизней наших солдат. С запада устанавливали свой контроль «союзники». Они спешили успеть подчинить своему влиянию как можно больше государств. Цель оправдывала средства. Ядерные бомбы были сброшены на мирное население японских городов.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Фабрика эта располагалась по соседству с железнодорожным узлом. А он был так велик, что пешеходный мост, соединяющий обе стороны, вокзальную, с её главным узлом, и фабричную, куда стремились, растянулся на целый километр. Идёшь в ветреный день, придерживая кепку - слетит с высоты на рельсы, не найдёшь. И вот мы у развалин. Перед нами старые чертежи, в руках лопаты. Задание такое: проделать шурфы на глубину заделки фундаментов, 170 сантиметров, и проверить прочность кирпичной кладки. И так по всему периметру производственного корпуса. В справке подробно отмечаем общее состояние нулевого цикла. В обеденный перерыв пошли на городской базар. Всего съедобного, с рук вдоволь. Это мы ещё заметили, сидя в поезде: в открытые окна предлагались пассажирам кроме жареных кур и вяленой рыбы, подрумяненный на сковороде молодой картофель, раздымчатые пышки и медовые пироги. Предлагают, упрашивают купить. Что же за изобилие такое? Оказывается, люди от себя последнее отрывают - позарез деньги нужны. С крестьян налоги рвут, а платить поборы нечем, вот и несут последнее, с надеждой выручиться. Грустно есть, но берём и едим. А на базаре и вовсе целая ярмарка, кроме съестного, люди продают рукоделия - домотканые полотенца, лоскутные покрывала, вязаные чулки, столярные поделки. Всем хочется деньжаток получить, заткнуть щелястое житьё. За войну обносились все, наголодались, повидав смертушку. А теперь-то хоть затишье, и веру разрешили. Собор древний, помнящий Преподобного Серафима ещё ребёнком, возвышается благостно до самых небес - заходи и молись; к Курской Коренной начал притекать народ. Лишь бы опериться и окрепнуть. Ходим, любуемся с напарником по оживлённому Курску. Побывали в городском художественном музее. Никого больше не встретили, кроме дежурной у входа, ходили, вглядываясь в картины давно ушедшей барской жизни. В новинку всё интересно. Потом предлежал путь к своей разбитой фабрике с видами в руинах повисших лестничных маршей. Так много в военном городе было первейшего к восстановлению, что до канатно-верёвочного предприятия всё руки не доходили. А ведь продукция её нужна всем: для причала судов, для сельских колодезников, для упряжи, да и какой хозяин обойдётся без пеньковой верёвки, чем же пригнетать воз сена или укладку снопов, перевезённых с поля? Верёвка необходима и в военном деле, она помощница вытягивать орудия и грузы, зимой и летом. Средняя часть России - исконная земля для возделывания конопли: мужские особи - посконь брали для изготовления холщовых тканей; им и название - исконные, посконные. Парусный флот страны в давнее время широко потреблял волокно этого важного технического растения для оснастки кораблей и нужд личного состава. Куда ни кинь - всюду пенька была в почёте. В наше время селекционеры вывели сорта конопли стерильные в отношении нежелательных веществ, и эта полезная культура снова начинает занимать определённые участки в севообороте.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/08/...

С 19 июля по 11 августа 2010 года Курский региональный общественный фонд православных традиций, социально-экономического и культурного возрождения «Коренная пустынь» проводит III Международный съезд Содружества православной молодежи. По благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета участники съезда с 1 по 5 августа посетят Беларусь (4-5 августа — Минск). В III Международном съезде Содружества православной молодежи принимают участие около 85 человек из России, Беларуси, Украины, Русской Православной Церкви Заграницей из разных стран, а также представители некоторых Православных Поместных Церквей. Проект «Содружество православной молодежи», инициированный Курским региональным общественным Фондом православных традиций совместно с Курской епархией и Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей, реализуется с 2008 г. Его цели — сотрудничество православной молодежи России и зарубежья по возрождению одной из главных святынь России — Коренной пустыни в местечке Свобода, налаживание устойчивых связей, многостороннего сотрудничества и духовного общения. В ноябре 2008 г. проект «Содружество православной молодежи» был удостоен гранта Президента России по результатам конкурса социально значимых проектов в области образования, культуры, искусства и общественной дипломатии. Источник: Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-kurske-proxodit-iii-...

Исполнилось 400 лет крестному ходу с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной 9 июня 2018 г. 16:44 8 июня 2018 года, в 9-ю пятницу по Пасхе, состоялся традиционный крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной из Знаменского мужского монастыря города Курска в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. Перед началом крестного хода в Знаменском кафедральном соборе Курска митрополит Курский и Рыльский Герман , епископ Щигровский и Мантуровский Паисий в сослужении духовенства Курской митрополии совершили Божественную литургию. За богослужением молились игумении с сестрами из курских монастырей и тысячи православных паломников. По окончании богослужения владыка Герман обратился к молящимся. После того как икону под колокольный звон вынесли из собора, архипастырь благословил святым образом Курск на четыре стороны света. Многотысячное шествие начало свой путь по центру города к Введенскому храму. У ворот Введенского храма священники еще раз осенили святой иконой город Курск, после чего и перевезли ее в с. Жерновец, куда крестоходцы доехали на автобусах. Торжественное шествие продолжилось от села Жерновец до Знаменского храма села Тазово Золотухинского района. После небольшого отдыха крестный ход продолжился. Во время отдыха для паломников по благословению митрополита Германа совместно с курскими казаками была организована полевая кухня. У храма святых праведных Богоотец Иоакима и Анны села Долгое икону встречали губернатор Курской области Александр Михайлов и другие представители исполнительной и законодательной власти, высокие гости, участники Курской Коренской ярмарки. В Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни икону встретили наместник обители игумен Серафим (Котельников) с братией. Архиереи в сослужении духовенства совершили молебен перед образом Пресвятой Богородицы. Владыка Герман поздравил братию монастыря и паломников с духовным торжеством. Затем молящиеся смогли приложиться к иконе. 9 июня у ворот Коренной пустыни состоялось открытие XVIII Курской Коренской межрегиональной оптово-розничной ярмарки. Перед торжественным открытием ярмарки митрополит Герман совершил молебен на начало доброго дела перед иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Курской области пройдет Съезд православной молодежи, в котором примут участие представители Русской Зарубежной Церкви Курск, 17 июля 2008 г. По инициативе Курской Духовной семинарии, Фонда православных традиций, социально-экономического и культурного возрождения «Коренная пустынь», регионального общественного Фонда «Семья», областного отделения Международного фонда славянской письменности и культуры начинается реализация проекта «Содружество православной молодежи», сообщает Служба коммуникации ОВЦС. Доброе начинание курян приветствовал Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви на заседании 20 мая 2008 года, а митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион благословил участие в проекте делегации зарубежной православной молодежи. Как сообщает пресс-служба Курской епархии, на первую встречу соберется около 60 человек из России, Украины, Белоруссии, а также почти из всех епархий Зарубежной Церкви. С 20 июля по 7 августа 2008 года съезд будет работать на базе Паломнического центра «Коренная» вблизи Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни, что в местечке Свобода Золотухинского района Курской области. Этот монастырь возник на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, которая в настоящее время находится за рубежом и является главной святыней православных верующих Русской Зарубежной Церкви. Программа проекта весьма обширна и предусматривает не только знакомство со святынями Курской епархии, ее храмами и знаменитыми монастырями. Молодежь примет участие в богослужениях, крестных ходах, будет нести трудовое послушание в возрождающейся обители. Состоится просмотр фильма «Гибель империи. Уроки Византии» и встреча с автором сценария этой ленты архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Известный автор духовных стихов Нина Карташова проведет творческий вечер, а заслуженная артистка России Ирина Стародубцева – «Вечер русского романса». Один час в день будет уделен Библейским чтениям. Кроме того, состоится посещение иконописной школы имени преподобного Андрея Рублева при Курской Духовной семинарии, где участники проекта смогут познакомиться с работами курских иконописцев. Молодежь посетит духовные учебные заведения Курска, примет участие в работе «круглого стола» на тему «Духовное образование в Русской Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/27210.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010