О Курской Коренной иконе Божией Матери можно написать книгу не в один том — напряженную, драматичную, насыщенную потрясениями, трагическими событиями. История России отразилась в истории этого образа, как в капле родниковой воды. В 1285 году орда хана Ногая разорила и сожгла Курск, едва отстроившийся после первого (1238 год) разорения монголами. Через десять лет некий житель соседнего городка Рыльска, «муж благочестивый», охотившийся на берегу реки Тускари, в окрестностях разоренного и быстро зараставшего лесом Курска увидел небольшую икону, лежавшую ликом книзу в корнях дерева (отсюда наименование — Коренная). Охотник поднял образ с земли, и на этом месте тотчас забил источник. «Увидя это, — рассказывает «Повесть о явлении чюдотворныя иконы Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска», — оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Повесть рассказывает, что рыльский князь Василий Шемяка, узнав о явлении иконы, велел перенести ее в Рыльск и поместил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной именно для нее; но образ чудесным образом вернулся на место своего обретения, в лесную часовню. В 1383 году напавшие на часовню татары разрубили образ пополам, а служившего при чудотворной священника Боголюба увели в рабство. Счастливо выкупленный из рабства священник вернулся на место своего служения, нашел половинки иконы, сложил их, и они срослись прямо у него в руках. На месте шва выступила влага — «аки роса», такую деталь доносит до нас древняя повесть. Знамение — это один из самых ранних образов (способов изображения) — Пресвятой Девы Марии. Она изображена молящейся, воздевшей руки к Отцу — в таинственный миг зачатия Сына от Духа. Это исполнение пророческих слов Исаии Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.

http://pravoslavie.ru/123183.html

Быть с Курской иконой — и большая радость, и серьезная ответственность. В декабре 2010 года Архиерейский Синод мне дал послушание сопровождать ее по всему миру. Расписание для нее составляется на год вперед. Я в Синоде отвечаю за икону, приношу ее на все богослужения. После службы ее уносят или ко мне, или к владыке митрополиту. Икона всегда с кем-то — это правило нашей Церкви. — Сказывается ли постоянное передвижение на состоянии древней святыни? Приходится ли ее реставрировать? — Нет-нет, икону мы не трогаем. Она находится в драгоценной ризе, в киоте. Я не вижу, чтобы она как-то портилась или разрушалась. Икона должна быть в храме, с народом Божиим, а Господь ее охраняет. Курская-Коренная икона не мироточит, но чувствуется благоухание от нее. Интересно, что разные люди по-разному его описывают: кто-то чувствует нечто, подобное аромату роз, кто-то ощущает миро… Это благоухание — милость Божия, которую Господь проявляет через святыню. — Как икону обычно встречают? Были ли Вы свидетелем каких-то интересных событий или случаев, сопровождая святыню? — Мне всегда приятно смотреть на людей, которые пришли помолиться к иконе, — и взрослых, и молодых, и совсем маленьких. Кто-то осознаёт, куда и почему пришел, а кто-то, может быть, еще не полностью это понял, но, отходя от иконы, все благодарят, потому что уже понимают, где они были и Кому они молились. Я обычно выхожу к людям, чтобы благословить их и узнать, откуда они, какие у них переживания, ведь у человека, обращающегося к Богородице, всегда что-то есть на сердце. Он, может быть, боится, не знает, как это выразить людям, даже своему духовнику. А здесь можно прийти к иконе и от всего сердца что-то высказать, попросить у Божией Матери. Я вижу, как люди меняются к лучшему после молитвы перед Чудотворной: светлые лица, спокойствие на душе, а это и на мне самом как-то отражается. Я тоже радуюсь и думаю: «Господи, такое благословение — быть рядом и быть свидетелем этих явных чудес!». Вернувшись домой, мы в Нью-Йорке получаем письма, сейчас чаще электронные, где люди благодарят, рассказывают, что их молитвы были услышаны, кто-то исцелился, кто-то воцерковился, крестился. Это радует и дает понять, что то, что мы делаем, — правильно и во славу Божию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5588826...

В Центральном музее Великой Отечественной войны (г. Москва) открылась выставка «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны». Выставка продлится до конца лета//Фома. - – июнь 2009. – С.6. – (рубрика « Грани. Коротко» ); В Смольном соборе Санкт-Петербурга впервые за многие десятилетия совершен молебен. Богослужение было приурочено ко Дню славянской письменности и культуры//Фома. - – июнь 2009. – С.6. – (рубрика « Грани. Коротко» ); В Курской области стартовала молодежная акция «Возрождение храма – 2009». Более 500 молодых людей будут добровольно и безвозмездно трудиться на территории мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Коренная Пустынь//Фома. - – июнь 2009. – С.6. – (рубрика « Грани. Коротко »). Утрата. 19 апреля в автомобильной аварии погиб музыкант группы «Любэ» заслуженный артист России Анатолий Кулешов . Помимо участия в «Любэ» он руководил проектом «Традиции православного пения» продюсерского центра Игоря Матвиенко. О друге и коллеге говорит бэк-вокалист «Любэ» Алексей Тарасов //Фома. - – июнь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани »). Фотофакт. 3 мая 2009 года в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге совершено первое богослужение на немецком языке . Прямую трансляцию из храма осуществлял государственный телеканал Германии ZDF. Фото Дениса Маханько//Фома. - – июнь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани. Фотофакт »). У тульских оборонщиков появился свой храм. Фото предоставлено пресс-службой ОАО «АК «Тулмашзавод»//Фома. - – июнь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани »). Фома на Свири . Деревянный храм апостола Фомы в деревне Красный Бор на берегу реки Свирь (берет начало в Онежском озере и впадает в Ладожское озеро) лишь в 2002 году получил статус «вновь выявленного объекта культурного наследия». Сегодня за восстановление храма взялись музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и журналисты. Инициаторы проекта «Фома на Свири» – петербургский поэт и музыкант группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский и его жена Светлана; идею поддержали заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Марк Коляда и директор представительства журнала «Фома» в Санкт-Петербурге Денис Маханько . Фото Дениса Маханько//Фома. - – июнь 2009. – С.8. – (рубрика « Грани »). Публикация включает подборку высказываний участников проекта «Фома на Свири»:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-74-i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Манхэттенский Николай: «Бог помог нам распространить православную веру по всему миру» 14.11.2020 660 Время на чтение 11 минут Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) в нынешнем году отмечает 100-летний юбилей. Свой путь она начала вместе с последними кораблями, которые отчалили от берегов Крыма, увозя на борту Белую Россию, а вместе с нею – и Курскую Коренную икону Божией Матери, ставшую теперь Путеводительницей Русского Зарубежья. Из-за пандемии все торжества пришлось отложить. Однако они не отменены, а только перенесены, – возможно, на следующий год. О том, как Церковь собирается отмечать свой вековой юбилей, как русским людям удалось сохранить свою веру в течение столь длительного времени, и когда Курская икона снова приедет в Россию, рассказал епископ Манхэттенский Николай (Ольховский) . Юбилейные торжества перенесли на следующий год Епископ Манхэттенский Николай (Ольховский) – Владыка, в нынешнем году Русская Зарубежная Церковь отмечает вековой юбилей, но все торжества пришлось отменить из-за коронавируса. Удастся ли все-таки отметить столь знаменательную дату? – Мы собирались провести множество замечательных богослужений и мероприятий в Германии, США и других странах, но пандемия заставила изменить планы. Однако мы приняли эти условия и решили перенести торжества на следующий год. Бог даст, нам удастся отпраздновать 100-летие первого Всезарубежного собора, который прошел в 1921 году в югославском городе Сремски Карловцы, и таким образом отметить сразу две важных даты в жизни Церкви. Пока у нас нет конкретных дат, но, возможно, мы рассмотрим их на заседании Синода в декабре. Бог даст, будут богослужения весной после Пасхи или летом, может быть, состоится собор епископов. Кроме того, нам бы хотелось посетить те места в Сербии, где 100 лет назад русская эмиграция получила приют, храмы и монастыри, ставшие колыбелью нашей Зарубежной Церкви. Однако начать торжества мы бы хотели уже 10 декабря нынешнего года, когда будет отмечаться 725 лет со дня прославления нашей Одигитрии – Курской Коренной иконы Божией Матери. В этот день мы отслужим торжественную литургию в нашем Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке, отметив таким образом его престольный праздник.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/14/episko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Штуттгартский Иов о пути к Православию, владыке Марке и теодицее «Самый сильный Ответ на проблему зла в мире — Сам Христос» 10.02.2022 550 Время на чтение 18 минут Источник: Православие.ру Епископ Штутгартский Иов (Бандманн) При рождении названный Джоном, крестили его Иоанном в честь Крестителя Господня. В иночестве назвали Иосифом в честь Обручника Господня, в монашестве — Иовом в честь преподобного Иова Почаевского, одного из особо почитаемых Русской Зарубежной Церковью святых, ставшего покровителем издательского дела русского рассеяния. Из словацкого Ларомирова пришла за океан типография преподобного Иова Почаевского, существующая и поныне. Так и пошло издательское дело, благодаря которому многие годы типография в Джорданвилле снабжала книгами и другой печатной продукцией верующих на исторической родине. Это интервью мы записали на второй день после епископской хиротонии владыки Иова (Бандманна). «Везёт мне на архиереев-коллег», — думала я. И вообще, это первый архиерей, у которого я брала интервью спустя всего один день после хиротонии, когда к обращению «владыка» он ещё не привык и заметил: «Если сзади кто-то говорит:  “ Владыка Иов! ” , я думаю :  кто это? к кому это обращаются?» Вообще эта хиротония должна была состояться два года назад в обители преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, спустя время после кончины  Штутгартского архиепископа Агапита (Горачека) , тоже потомственного журналиста, горячо любимого своей русской в Германии паствой. Там же должно было состояться и заседание Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, и торжества, посвященные 100-летию её основания. Но вирус дорогу закрыл. И вот в перерыве между вир у соволнами, когда, казалось, вирус отступил, к традиционному многолюдному — за исключением прошлого года — празднованию в честь Курской Коренной иконы Божией Матери приурочили и заседание Синода (уже не онлайн, а «ин-персон»), и архиерейскую хиротонию, которая в присутствии Путеводительницы русского рассеяния, как отмечали прихожане, была «торжественна до слез».

http://ruskline.ru/opp/2022/02/10/episko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Маленькое утешение в океане жизненных страстей 03.10.2011 830 Время на чтение 3 минуты Хочу рассказать про то, как Господь посылает утешение, когда оно особенно нужно. Неделя после Крестовоздвижения, каждый верующий благодарит Господа за свой крест и просит помощи в несении креста... Искушения одно за одним: и в семье, и на работе. Загорелся склад от маленькой искорки, загорелся там, где вообще такого не могло и быть, не ладится с деловыми партнерами... Уехала к родителям - успокоиться... В воскресенье поехала на службу в Переделкино. Храм Преображения Господня, построен еще в 1819 г. графиней Разумовской. В конце 19 в. храм был перестроен в старорусском стиле. Маленький, еле вмещает всех верующих, всегда много молодых мамочек: кто только покрестил, кто на Причастие. Патриаршее подворье, Храм намолен, но все с нетерпением ждут освящения нового строящегося собора и верят, что Патриарх будет постоянно посещать свое подворье и служить в новом Храме, способном принять значительно больше верующих. Конец службы. Архимандрит Владимир поздравил всех с праздником и вдруг сказал: «Сегодня в 20.00 наш Храм посетит Святыня, прибывшая из Нью-Йорка, - Икона Матери Божьей «Знамение» Курская-Коренная, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Приходите». Я сначала подумала, что не так поняла. Вспомнила, что творилось в Москве и в других городах, когда в 2009 году Икона впервые, после долгих лет пребывания за границей, прибыла в Россию. Мне так и не удалось тогда приложиться. А здесь - вот так просто - проходите в 20.00. Вернулась домой, смотрю новости, - там показывают, как Патриарх Кирилл провел сегодня богослужение на Украине в Свято-Вознесенском монастыре в селе Банчены (Черновицкая область). Тысячи людей. Но ни слова про прибытие Курской-Коренной в Москву. Полезла в интернет. Нашла статью о том, что Икона посетила Казахстан и Россию, и до 2 октября находится в Курске. http://www.patriarchia.ru/db/text/1605322.html Села писать за всех записочки. В 19.30 подъехала к Храму. Маленькая площадь была уже запружена людьми. Потихоньку начали петь «Богородице, Дево радуйся...». Зажгли свечи. Мужчина в толпе, рассказывал про то, как Икона посещала Казахстан, про то, что там православные больше в вере живут, женщин в брюках не увидишь в Храме, а по нашим грехам Икона-то и мимо Москвы проедет. Рассказал, что теперь каждый год осенью Икона будет привозиться из Америки в Россию. Все слышавшие изумились и обрадовались. Кто-то сказал, что завтра она прибудет в Храм Христа Спасителя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ради мира церковного " Русская линия " с 14 сентября объявляет мораторий на обсуждение темы Власова 12.09.2009 522 Время на чтение 7 минут Признаюсь, высказываться по поводу отзыва Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей на книгу протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. Запретные темы», мне очень трудно. Потому что я принадлежу к тем людям, кто с любовью относится к РПЦЗ, с надеждой смотрит на Зарубежную Церковь как на оплот традиционализма и церковного консерватизма. И вот - такое опрометчивое определение, очень сильно уронившее авторитет Архиерейского Синода РПЦЗ среди миллионов верующих в России. После знакомства с текстом отзыва, а особенно с письмом в поддержку отца Георгия, мысли и чувства не сразу пришли в порядок. Я, разумеется, знал, что в РПЦЗ очень сильные позиции имеют потомки власовцев. Но - написать ТАКОЙ текст и, главное, опубликовать его в ТАКОЕ неподходящее время! Ведь теперь поистине историческое событие - первый после революции приезд в Россию святыни Русского народа Курской-Коренной иконы Божией Матери, несомненно, будет проходить под аккомпанемент темы власовства. Теперь митрополиту Илариону на пресс-конференциях, встречах с общественностью в России придется рассказывать не об иконе, не о миссии Русского Зарубежья, а о том, почему РПЦЗ не считает Власова предателем. Нельзя было придумать лучшего способа для дискредитации визита Святыни на Родину. А что добрейший Первоиерарх РПЦЗ будет говорить о Власове в Курске, в окрестностях которого произошла одна из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны, - уму не постижимо! Можно себе представить, как потирают сейчас руки раскольники, не принявшие воссоединения двух частей Русской Церкви. Кстати, это уже можно увидеть вполне наглядно, - антицерковный сайт «Портал-Кредо.Ру» опубликовал статью так называемого «протоиерея» Алексея Лебедева «Про церковных власовцев» , в которой воздается дань «мужеству» Архиерейского Синода РПЦЗ. Конечно, раскольники надеются, что после заявления Синода в поддержку протоиерея Митрофанова затрещит и без того хрупкий фундамент «Акта о восстановлении евхаристического общения», поэтому подбадривают столь ненавистных им «лавроидов». Они так много сил приложили, чтобы не допустить подписания Акта, были очень сильно расстроены Торжеством Православия в мае 2007 года, что теперь обострение отношений - бальзам для их раскольничьих душ.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Иеромонах Алипий (Устимук) пришел сюда, когда ему исполнился 21 год. Точнее, приехал из родного города Киева, куда он, отслужив в рядах Советской армии, вернулся и раздумывал о дальнейшем выборе жизненного пути. Его духовником был отец Исаия (Каравай) – духовно сильный и бескомпромиссный человек, «неудобный монах», которому Господь судил подвизаться и в Глинской пустыни до ее закрытия в 1961 году, и в горах Кавказа, (где отшельник, совершенствовался в непрестанной молитве), и в Почаевской лавре, и в открывшейся в 1988 году Киево-Печерской лавре. Именно в Киево-Печерской лавре и состоялся тот судьбоносный для демобилизовавшегося солдата разговор. Беседовали с ним двое: духовник лавры и отец Исаия, приглашенный архиепископом (в будущем схимитрополитом Ювеналием (Тарасовым)) поднимать Курскую Коренную пустынь из руин и уже приступивший к послушанию наместника монастыря. Духовник лавры по-простому сказал молодому человеку: «Ты бы съездил и посмотрел, что там». Молодой человек купил билет до Курска (это было в феврале 1990 года), а когда добрался до самой пустыни, то, по его признанию, почувствовал, что это место может стать его родным домом. Господь такую мысль на сердце положил, несмотря на то, что вокруг всё выглядело печально. «Тогда тут было болото. Часто шли дожди, мы утопали в болотной жиже, – продолжил рассказ отец Алипий. – Но какой был духовный расцвет! В единственном на то время монастыре в епархии владыка Ювеналий собрал монахов, к чьим именам органично присоединяется слово " старец " . Это – как я уже говорил – и приснопоминаемый схиархимандрит Исаия (Каравай). Это и приснопоминаемый архимандрит Ипполит (Халин), в течение 17 лет подвизавшийся на Афоне, где он, к слову сказать, жил в келье преподобного Силуана Афонского и молитвенно обращался к еще непрославленному святому за помощью. Это кроткий, смиренный сердцем иеросхимонах Иоанн (Бузов), который прежде служил в сане диакона в Никольском храме поселка Ракитное Белгородской области вместе со старцем, имевшим всероссийскую известность – архимандритом Серафимом (Тяпочкиным). После кончины отца Иоанна и погребения его на холме в ограде Курской Коренной пустыни к нему на могилку, как и при его земной жизни, идут и едут отовсюду люди, просят его молитвенного предстательства… У истоков духовного возрождения монастыря стояли и известный подвижник благочестия архимандрит Кронид (Демин) из Орла, тоже уже отошедший в вечность, и нынешний настоятель Оранского Богородицкого монастыря в Нижегородской епархии игумен Нектарий (Марченко), которому недавно исполнилось 80 лет».

http://pravoslavie.ru/117277.html

Итоговый документ Конференции архиереев Русской Православной Церкви, осуществляющих свое служение за пределами ее канонической территории (Лондон, 19-21 сентября 2012 года) 22 октября 2012 г. 12:10 Участники состоявшейся в Лондоне конференции, посвященной отмечаемому в этому году пятилетию подписания Акта о каноническом общении , по результатам заседаний приняли итоговый документ. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19-21 октября 2012 года в Лондоне в связи с отмечаемым в этому году пятилетием подписания Акта о каноническом общении состоялась конференция архиереев Русской Православной Церкви, осуществляющих свое служение за пределами ее канонической территории. Предложение о проведении такого совещания после подписания Акта о каноническом общении было в 2006 году внесено комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на шестом совместном заседании в Наяке, штат Нью-Йорк, а затем одобрено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей и Священным Синодом Московского Патриархата. Составленный тогда же перечень вопросов программы конференции был дополнен новыми темами, которые приобрели актуальность в течение первого пятилетия общей церковной жизни. Многие из этих вопросов ранее уже обсуждались в ходе совместных пастырских совещаний на местах, а также на заседаниях рабочей группы по вопросам укрепления церковного единства, которая была учреждена Святейшим Патриархом Кириллом в преддверии празднования пятилетия подписания Акта о каноническом общении по предложению членов Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви и осуществляет свою деятельность под председательством митрополита Волоколамского Илариона . 19 октября 2012 года после общей молитвы перед доставленной в Лондон по этому случаю чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери, Одигитрии русского рассеяния, митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, открыл конференцию и приветствовал участников встречи от лица Святейшего Патриарха Кирилла. Во вступительном слове владыка подчеркнул значение состоявшегося пять лет назад воссоединения, затронул особенности пастырского служения за пределами канонических рубежей Русской Православной Церкви и поделился мыслями о задачах настоящего собрания архипастырей.

http://patriarchia.ru/db/text/2411569.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым) , благодаря успешной деятельности к-рого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX - нач. XX в. Следуя кирилло-мефодиевой традиции (см. Кирилл (Константин) , Мефодий ), все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830-1920) трудами миссионеров из язычества в Православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории. Методы алтайских миссионеров широко использовались в др. миссиях РПЦ, стремившихся не только привести язычников ко Крещению, но и устроить все стороны жизни новокрещеных в духе правосл. церковности. На Иркутском миссионерском съезде 1910 г. (см. Съезды миссионерские в России ) А. д. м. была признана «образцом и руководителем» для др. миссий. Сильной стороной А. д. м. являлась ее образовательная, переводческая, лит. и издательская деятельность; этнографические и лингвистические труды алтайских миссионеров не утратили своего научного значения до наст. времени. Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г. Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г. Создание миссии Предпосылкой учреждения А. д. м. явился указ Святейшего Правительствующего Синода от 24 дек. 1828 г. на имя архиеп. Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева) , в к-ром предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799 г. В поисках лица, способного понести миссионерское служение в Сибири, архиеп. Евгений обратился с запросами к еп. Курскому Владимиру (Ужинскому) и еп. Архангельскому Аарону (Нарциссову) , а также к архимандриту Соловецкого мон-ря . В Глинской пуст. , относившейся в то время к Курской епархии, подвизался архим. Макарий (Глухарёв), к-рый и откликнулся на призыв Синода.

http://pravenc.ru/text/115104.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010