Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Ювеналия (Половцева) Игумен Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев) родился 21 октября 1824 г. в семье дворян. В 1847 г. в чине подпоручика оставил военную службу и поступил в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 г. пострижен в монашество с именем Ювеналий. 8 ноября 1856 г. рукоположен во иеродиакона, 11 июля 1857 г. – во иеромонаха. Епископ Курский и Белоградский Сергий (Ляпидевский) , зная благочестивый образ жизни иеромонаха Ювеналия в Оптиной пустыни, в октябре 1861 г. просил Святейший Синод о назначении его настоятелем Глинской пустыни. Возведенный в сан игумена, отец Ювеналий был тепло встречен в Глинской пустыни. Однако уже 8 мая 1862 г. он был назначен настоятелем Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. В Коренной пустыни отец Ювеналий не только закончил начатые его предшественниками постройки, но и обновил обитель в смысле духовном. 15 августа 1862 г. игумен Ювеналий был возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 г. архимандрит Ювеналий назначается наместником Александро-Невской Лавры. Однако в 1875 г. по слабости здоровья он оставляет управление Лаврой и возвращается в Оптину пустынь, где занимается переводом богословских книг. 21 мая 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры, а 25 октября 1892 г. – епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 3 января 1893 г. переведен на Курскую кафедру. Будучи управляющим Курской епархией, Преосвященный Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь, ее богомудрых старцев, беседовал с ними. 7 мая 1898 г. владыка Ювеналий был назначен архиепископом Литовским и Виленским и настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. Он ревностно заботился об охранении Православия во вверенной ему епархии. Скончался архиепископ Ювеналий 12 апреля 1904 г. Письма к митрополиту Сергию (Ляпидевскому) 2 М.С.О.н.Г.И.Х.Б.н.п.н. 3 Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благосклонное писание Ваше от 20-го февраля я имел честь получить. Приказание Ваше относительно покупки книг и доведения оной до сведения Преосвященнаго Исидора будет исполнено немедленно. Книги составят большой тюк; не в силах будучи взять его с собою, думаю отправить эту посылку с транспортом, через контору компании «Надежда», прямо в Курск, на имя Вашего Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«О священническом служении я раньше не задумывался» Беседа с настоятелем храма в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» г. Ульма (Германия), игуменом Максимом (Шмидтом) Василий Цупер Немецкий город Ульм лежит на самом юго-востоке земли Баден-Вюртемберг, в верхнем течении Дуная. Известный с 854 г., в XI веке он быстро разрастается и уже в XIII веке получает статус имперского города. В XV веке Ульм достигает вершины своей славы и богатства: ульмские бумазеи и льняные полотна продаются в Генуе, Венеции, Женеве, Лионе, Нидерландах и даже в Англии. Визитной карточкой города является знаменитый Ульмский собор – самый высокий христианский храм в мире (высота 161,6 метра). Заложенный в 1377-м г., окончательно достроен он был только в 1890-м. Судьба хранила собор, даже ужасающая бомбардировка союзной авиации 17 декабря 1944 г., разрушившая практически весь исторический центр города, почти не затронула его. После Второй мировой войны Ульм стал стремительно возрождаться. Значительный рост территории и населения города произошёл с 1971 по 1975 г. за счёт его административного укрупнения, а в 1980-м г. Ульм достиг границы 100 000 жителей и с тех пор по праву считается крупным городом. История присутствия русского Православия в Ульме начинается в 1940-е годы. По окончании Второй мировой войны, начиная с 1948 г., в поисках Бога и веры, сострадания и тепла сотни верующих приходят в часовню святого мученика Валентина, предоставленную муниципальными властями города русской православной общине для богослужений. В то время довольно многочисленный приход окормлял протоиерей Василий Салтовец – клирик Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе в составе Константинопольского Патриархата. К сожалению, община постепенно уменьшалась. Отец Василий сетовал на то, что в общине много старых и больных людей, а молодого пополнения нет. Со смертью отца Василия прекратила свое существование и ульмская община. Спустя несколько десятилетий, а именно в 1994-м г., по благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана вновь основывается церковная община в г. Ульме – приход святых мучеников Валентина и Пасикрата, уже в составе Берлинской епархии Московского Патриархата (с 2006 г. при приходе действует храм в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение»). В 2001-м г. указом владыки Феофана настоятелем ульмского прихода был назначен иеромонах (ныне игумен) Максим (Шмидт).

http://pravoslavie.ru/110100.html

Чего мне не хватает после недели в Париже? + Фото В Париже прошел XII Всезарубежный съезд русской православной молодежи. Впечатлениями от форума делится делегат съезда. 11 июля, 2011 В Париже прошел XII Всезарубежный съезд русской православной молодежи. Впечатлениями от форума делится делегат съезда. Говоря о таком масштабном мероприятии, как XII Всезарубежный молодежный съезд, прошедший с 1 по 7 июля в одной из самых красивых европейских столиц – в Париже , довольно трудно избавиться от излишнего пафоса. Только на перечисление количества стран-участников и титулов пяти принимавших участие в съезде архиереев, служб, тем докладов, плана паломнических и экскурсионных поездок ушло бы несколько страниц текста. И все это важно. Но куда более важны, как мне кажется, эмоции, оттенки чувств, полувзгляды, обрывки фраз и те молитвы, которые возносились Господу в эти дни от имени православных молодых людей со всего мира – от Европы до Америки и Австралии. Я попытаюсь сформулировать все это в небольших заметках, объединенных общей темой “Чего мне не хватает дома после недели, проведенной в Париже”. Молодые и православные (ФОТОрепортаж) За дни съезда мы все успели сродниться с Курской Коренной иконой Божьей Матери, под покровительством которой проходил съезд. Каждое утро программа съезда начиналась с молитвенной просьбы о помощи и заступничестве Богородицы перед Ее чудотворной иконой. Она сопровождала нас и на трапезах, и на богослужениях, и в паломнических поездках: Собор Александра Невского, Русское кладбище под Парижем, Амьен, где в местном католическом соборе хранится Глава Иоанна Предтечи. На протяжении недели каждый из нас имел возможность практически в любое время помолиться перед иконой Богородицы. И, если честно, отходить от нее вообще не хотелось. А маленький образ Курской Коренной теперь займет достойное место на домашнем иконостасе. Вечерами проводились спевки молодежного хора под руководством Николая Котара из США, в котором участвовало около половины участников съезда. Даже молитвы перед трапезами, которые я привыкла читать, пелись – завораживающе и трогательно.

http://pravmir.ru/chego-mne-ne-xvataet-p...

Закрыть Вячеслав Клыков Читательский рейтинг: Скульптор и общественный деятель (19.10.1939-2.06.2006). Родился в с. Мармыжи Советского р-на Курской обл. в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959, работал на производстве. В 1960 поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился 2 года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, который окончил в 1968, получив специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 — член Союза художников СССР. Его работы выставлены в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в С.-Петербурге и др. картинных галереях и музеях страны. Созданные им памятники и скульптурные изображения украшают площади многих городов и поселений России и зарубежья, наиболее известны из них: св. равноап. вел. кн. Владимиру в Белгороде и Севастополе, прп. Илье Муромцу в Муроме, св. блгв. вел. кн. Александру Невскому в Курске, прпмц. вел. кн. Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве, свв. равноап. Кириллу и Мефодию в Москве, прп. Сергию Радонежскому в Радонеже, прп. Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, А. С. Пушкину в Тирасполе, русским воинам в Пирее (Греция), Г. К. Жукову в Москве, памятник Победы на Прохоровском поле и др. За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий. Он — лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), обладатель золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный художник России. С 1990 Клыков является президентом Международного фонда Славянской письменности и культуры.

http://ruskline.ru/author/k/klykov_vyach...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Иларион (Капрал) Митрополит Иларион: Единая Русская Церковь – это великая духовная сила Источник:  Русская линия От редакции: В минувшем августе в связи с подготовкой фотоальбома " Гражданская война в России " я находился в командировке в США, работал в архивах Свято-Троицкой Джорданвилльской семинарии и Колумбийского университета. Разумеется, я использовал эту возможность и для знакомства с жизнью Русского Зарубежья, для общения с его представителями. Несколько таких бесед записаны в виде интервью. Самой важной, конечно, была встреча с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом (Капралом), которую сегодня мы предлагаем вниманию читателей РЛ. С владыкой мы с главным редактором известного журнала " Трибуна русской мысли " Александром Аркадьевичем Бондаревым встретились 24 августа в его резиденции в Нью-Йорке. Так получилось, что мы взяли интервью у митрополита Илариона буквально накануне важнейшего события в жизни нашей Церкви – визита в Россию Одигитрии Русского Зарубежья Курской-Коренной иконы Божией Матери. Гл.редактор РЛ Анатолий Степанов. – В сентябре планируется первый визит в Россию главной святыни Русского Зарубежья, святыни русского народа – чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери " Знамение " . Как Вы оцениваете значение этого события для жизни Русского Зарубежья и Русской Православной Церкви? – Я думаю, что это событие имеет очень большое значение. Курская-Коренная икона покинула пределы России с волной белой эмиграции в 1920 году. Среди тех, кто вынужден был покинуть пределы России, было свыше 30 епископов, много духовенства, а также тысячи и тысячи русских людей разных сословий. Известно, что Курскую-Коренную икону пытались уничтожить: в первый раз, когда прогремел страшный взрыв в соборе в Курске, во второй раз, когда она была похищена, с нее была сорвана драгоценная риза, а сама икона была выброшена в колодец. Была великая радость, когда святыня была вновь обретена, но архиепископ Курский и Обоянский Феофан, беспокоясь, что ее снова попытаются уничтожить, перевез икону на юг, после чего она уже оказалась в эмиграции, где пребывает до сего дня.

http://religare.ru/2_67994.html

ВРЕМЯ ДОРОГИ Максим Яковлев, документальная повесть [ < < назад вперед > > к оглавлению ] КОРЕННАЯ Так незаметно прошли эти несколько часов до Курска. Курск - город бугристый, крутой, увалистый. И красивый. Горки его в шапках садов и кущ сверкают маковками церквей, много старых добротных домов и мощёных улочек. Но кроме всего, есть в нём храм, стоящий у самого тротуара: с его колокольни однажды сорвался подросток одиннадцати лет. Когда несчастная мать подбежала к нему, то застала его абсолютно невредимым. Звали мальчика Прохор, а впоследствии стали величать, да и поныне величают так - батюшка Серафим, преподобный отец наш Серафим Саровский. В Курске он родился, здесь прошло его детство, за одно это следовало бы поклониться Курску и его земле - это его первейшая честь и первейшая слава. Мы объезжаем храмы, предлагаем книги, иконки, ладан. Здесь, в общем, та же картина, что и в Орле, правда, многие храмы в " лесах " , да и книги, по крайней мере самые необходимые, везде есть. В Курске навещаем мы, конечно, знакомую книжную лавку и в первую очередь её тревожную хозяйку, хлопотливую, срывающуюся на множество разных вопросов и дел. Здесь мы " свои " . Оставляем тут большую партию литературы, пьём чай и обмениваемся новостями, а ближе к вечеру отбываем " по холодку " в знаменитую Коренную пустынь - мужской монастырь, находящийся в получасе езды от Курска. Дорога, по которой мы едем в обитель, и есть та самая дорога знаменитых " крестных ходов в Курской губернии " , только без той репинской голой степи: всё теперь застроено дачами и посёлками... Где-то на середине пути, увидели мы слева церковку, и тут уж, не знаю почему, я попросил своего напарника повернуть к ней; он, не говоря ни слова, пересёк шоссе и, сделав небольшой крюк, поставил машину у приоткрытых ворот, ведущих во двор храма к невысокой паперти с отворённой окованной дверью, за которой во тьме теплели малиновые огоньки свечей. Я подошёл к небольшой пристройке, которая, судя по всему, находилась ещё в процессе строительства. Из проёма, в брезентовом фартуке, вышла к гостям озабоченная чем-то матушка, а вскоре выглянул и сам батюшка, которого я принял сначала за простого рабочего - такой уж у него был вид. Денег на книги у них не было; единственное, что они позволили себе, посовещавшись, так это купить у нас девять коробочек ладана. Батюшка невзначай упомянул о том, что в храме находится благоухающая икона Знамения Пресвятой Богородицы; переглянувшись, мы тотчас зашли в храм и подошли к аналою, стоящему против царских врат.

http://zavet.ru/krohi/ym/dor/018.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Две Варвары в истории Сомовского монастыря 18.12.2020 400 Время на чтение 17 минут «Сама великомученица Варвара была святою руководительницей в иноческих подвигах и небесною покровительницею зарождающейся женской обители», – писал воронежский краевед о первых годах Варваринского женского монастыря в деревне Сомовка. Но в земной истории этой исчезнувшей (увы!) обители оставила заметный след и другая Варвара – Варвара Петровна Сомова. Овдовевшая помещица, поставив на ноги четырех сыновей, приняла в 1882 году монашеский постриг с оставлением прежнего имени. Она намеревалась быть простой инокиней в основанном ею монастыре. Однако Господь судил иначе. По определению Святейшего Синода ей пришлось стать настоятельницей. И это нелегкое послушание игумения Варвара (Сомова) несла до своего смертного часа, наступившего 29 июня 1887 года. Паломничество помещицы в Коренную пустынь изменило жизнь Сомовки Родилась будущая игумения 29 октября 1823 года неподалеку от места своего упокоения – в селе Берёзово Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. (Ныне это село, как и деревня Сомовка, относятся к Горшеченскому району Курской области). В Берёзово было поместье Петра Дмитриевича и Олимпиады Николаевны Измалковых – родителей игумении Варвары. Крестил новорожденную священник местной Покровской церкви Изот Федоровский. Известны и имена крестных родителей. Ими стали помещик Нижнедевицкого уезда секунд-майор Аристарх Васильевич Решетов и родная бабушка крещаемой Наталья Петровна Беклемишева. В год, когда родилась Варвара Петровна, её будущему мужу Михаилу Николаевичу Сомову уже исполнилось 11 лет. В 17 лет его приняли юнкером в егерский полк, и до 24-х лет Сомов нес службу, уволившись затем в чине поручика. Михаил и Варвара после свадьбы жили в селе Губарево Землянского уезда Воронежской губернии. Там и появились на свет у Сомовых четверо сыновей. Старший Петр – в 1846 году, Митрофан – в 1849, Афанасий – в 1850, младший Сергей – в 1853. А в 1856 году, когда Варваре Петровне было всего 33 года, она овдовела. Тремя годами ранее умерла её мама, десятью – отец. Через три года после смерти мужа умер единственный брат Николай. Чреда смертей близких людей заставила Варвару Петровну по-иному взглянуть на скоротечные дни земной жизни. Она находила утешение в молитве, посещала святые места. И в 1863 году во время паломничества в Курскую Коренную пустынь, в этой «уединенной и мирной обители» Господь вложил в сердце Варвары Петровны желание построить храм в деревне Сомовка – родовом имении почившего супруга.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/18/dve_va...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ чудотворный образ, главная святыня Курской епархии. «Сказание...» Сведения о К. и. содержатся в памятнике рус. лит-ры XVII в. «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы; честнаго и славнаго Ея Знамения: иже нарицается Курския; и о чудесах Ея; и яко бы из давних лет» (опубл.: Буланин. 2004. С. 572-576, основная лит-ра; известно также под названием «Повесть о граде Курске»). Возникновение «Сказания...» связано с восстановлением Курска в кон. XVI в., с возрастанием славы его местной святыни в Смутное время и в 1-й пол. XVII в. при поддержке центральной власти. «Сказание...» распадается на 2 части: в 1-й излагаются история Курска с древнейших времен до времени его разорения при нашествии Батыя и обретения образа Божией Матери до его перенесения в Знаменский мон-рь в 1618 г.; во 2-й описываются чудеса от иконы в хронологической последовательности. Автором «Сказания...» был житель Курска, возможно монах Знаменского мон-ря ( Танков. 1891. 40. С. 747; Буланин. 2004. С. 574; Раздорский. 1997. С. 299), непосредственный свидетель нек-рых чудес, стремившийся к точности и достоверности в изложении событий. Повествование об иконе он предваряет замечанием о том, что «какие чудеса были прежде, никто не знает и узнать нельзя»,- и рассказывает только о чудесах, которые произошли недавно и имеют свидетелей. События отдаленные автор приводит с большой осторожностью. Так, он не называет точную дату обретения образа (появилась в кратких сказаниях и лит-ре XIX в.) и сообщает лишь, что это произошло после Батыева нашествия 1237 г. Восстановление Курска связывается в «Сказании...» с 1-м путешествием иконы в Москву в 1597 г., хотя оно началось раньше в связи с общими гос. мероприятиями по укреплению пограничных городов. Нек-рые приведенные автором события известны только по «Сказанию...» ( Платонов. 1913. С. 429-430).

http://pravenc.ru/text/2462319.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Лавр Мы надеемся, что наше совместное служение и труды послужат укреплению православия Источник:  Интерфакс – религия 17 мая в Москве состоялось подписание Акта о каноническом общении Церкви в Отечестве и за рубежом. Для участия в историческом событии в Москву прибыла многочисленная делегация Русской зарубежной церкви во главе с ее первоиерархом митрополитом Лавром. В рамках визита зарубежные гости посетили храмы и обители российской столицы, совершили паломничество в Курскую-Коренную пустынь и по святыням Украины. Перед отбытием в США владыка Лавр в интервью порталу " Интерфакс-Религия " поделился впечатлениями от поездки. – Завершается визит делегации Русской зарубежной церкви в Россию и на Украину после исторического воссоединения с Московским патриархатом. Каковы Ваши впечатления от увиденного? – Если сравнить мой приезд в Россию в 2004 году и нынешний визит, то явственно видишь динамичный сдвиг в церковной жизни: гораздо больше новых и восстановленных храмов и обителей, всюду много молящихся. Во время пребывания на Курской земле на меня сильное впечатление произвела возрождаемая Курская-Коренная пустынь, где я увидел много радующих мою душу перемен. Мы всегда помним о том, что драгоценной святыней Зарубежной церкви является чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери " Знамение " , вывезенная из России в 1920 году. И очень хорошо, что храмовое строительство идет при участии самых разных общественных сил страны, " всем миром " . Это не только ускоряет процесс, но и пробуждает интерес у многих людей к православию. Считаю, что такое сотрудничество очень важно не только при возведении храмов и монастырей, но и в просветительской, социальной деятельности Церкви. Но главное, о чем я хочу сказать, – в ходе этого визита мы своим совместным служением евхаристии в храмах как России, так и Украины свидетельствовали, что представляем собой единое тело, единый дух, единую Церковь и что с нами и в нас Единый Христос – Бог наш. – Известно, что между Русской зарубежной церковью и такими святынями, как Киево-Печерская и Почаевская лавры, где Вы побывали, существуют неразрывные духовные связи...

http://religare.ru/2_42313.html

II. О чудесных исцелениях Повествование об исцелении в Барешанском монастыре Из моего дневника (1935 г.) После сегодняшней Литургии в обители святого Меркурия подвели нам к алтарю одного мужчину по имени Василий, чтобы я прочитал над ним молитву. Василий выглядел вполне здоровым и разумно отвечал на все вопросы. Однако люди рассказывали, что в монастырь привели его связанным и совершенно помешанным. Священник Ристо Барешанский утверждает, что Василий к тому же был ещё и нем, так что не мог выговорить ни слова. Оставили его в обители на 7 дней. Несколько раз священник читал над ни молитву. Однажды утром, когда священник пришёл в монастырь, Василий изумил его словами: «Прошу тебя, отче, причастить меня». Таким образом, больной выздоровел, утихомирился, и к нему вернулась речь. Это живой пример Божией силы и милости, свидетелями которого были многие из народа, собравшегося в обитель на престольный праздник. Повествование о женщине, лишённой рассудка Протоиерей Йован Бошкович поведал о следующем. «Как-то раз в день святой Троицы [, – рассказывал он, -] был я в Остроге. Прибыл и митрополит Митрофан из Цéтиня. Народу [собралось] немало. Вдруг увидел я, как паломники ведут семерых лошадей, на одной из них сидит связанная женщина, а люди поддерживают её с боков. На других лошадях – разные вещи, целый обоз. Один из прибывших узнал меня и попросил: «Прошу тебя, помоги нам с этой женщиной. Это супруга главного австрийского распорядителя налогов в Герцеговине, который [сейчас] находится в Мостаре. Помутилась она разумом в наивысшей степени. Привезли мы её к святому Василию, и потому прошу – помоги-ка нам подвести её [к святым мощам]. Я отправил просителя к Митрополиту, и Митрополит назначил [именно] меня позаботиться об этой женщине. Помню, звали её Милчика и как будто она была католичкой. Отвели мы её под раку, а потом затворили в некой тёмной келье. [Она] ужасно кричала, крушила всё, что попадало под руку, и бросалась на людей. Ежедневно за неё читалась молитва перед ракой. На третий день она умолкла. Открыли мы келью, а она [сидит там тихо и] смирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010