9. Митрофан Шепиков При бывшем архимандрите Михаиле Нифонтове прислан он в 1729 году Преосвященным Епифанем епископом Белоградским и Обоянским из Святогородского Успенского монастыря в Курский Знаменский монастырь на рассмотрение настоятеля, и жития его в большом ли Курском монастыре или в приписной какой-либо оному пустыни, и велено ему служить по очереди с прочими братьями седмицу в облачении иеромонашеском‚ а в праздничные и высокоторжественные дни в облачении архимандрическом, по смерти же упоминаемого архимандрита Михаила в 1733 году пожалован настоятелем Курского монастыря, где будучи присутствовал в Белогородской консистории и в Курском Духовном правлении, а в 1739 году взят он был в Москву в Тайную контору, где оправдан был и отпущен в Курск. В 1747 году позван указом Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербург на чреду, в котором году в бытность уже его в Москве в следственной о раскольниках комиссии членом, за некоторые учиненные там дерзости, июня 6 дня архимандрическаго чина лишен и послан в Коломенской епархии в Голутвин монастырь на послушание, потом паки был архимандритом в Боровском монастыре, где и скончался. В том же 1747 году сентября против 25 числа в час ночи внутри города Курска близ монастыря Курского Знаменского учинился пожарь, от которого в оном монастыре на церковных главах, и на церковных переходах, и на кельях крыши и прочее деревянное строение, так же на колокольне, и на часовой башне два колокола погорели, при том в церквях иконостасы и стенное писание от того же пожару повредились, на исправление всего того по смете должно было употребить денег 8100 рублей: в бытность упомянутого архимандрита Митрофана в Курском монастыре настоятелем построено в Санкт-Петербурге в первой Адмиралтейской части на новой Исаакиевской улице, коштом оного монастыря каменное подворье. 10. Иоасаф Рудзинский До 1747 года был он в Санкт-Петербурге в Шляхетном кадетском корпусе иеромонахом, а в оном году октября 29 дня по определению Святейшего Правительствующего Синода произведен в архимандрита в Курский Знаменский монастырь Синодальным членом Преосвященнейшим Симоном епископом Псковским и Нарвским в Санкт-Петербурге в придворной Стретенской церкви, и по произведении отправлен при указе к Преосвященнейшему Антонию митрополиту Белоградскому и Обоянскому того же года ноября 9 дня, которым указом велено оному Преосвященнешему Антонию дать сему архимандриту от себя ставленую грамоту и отпустить в Курский Знаменский монастырь, потом будучи он в 1751 году в Санкт-Петербург на чреде, произнес некоторые на архипастыря своего Преосвященнейшего Иоасафа Горленка епископа Белоградского и Обоянскаго поносные речи, за что по снятии с него креста, отослан в Киево-Печерскую лавру на послушание. 11. Гедеон Антонский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

417 Архиепископ Курский и Белгородский Феоктист. Краткое объяснение церковного круга пасхалии и правил ирмолойного пения. Изд. 2. М., 1805; Его же. Краткое объяснение церковного устава для священно-церковно-служителей Курской епархии. Изд. 2. М., 1816. – О нем: Лебедев А. С. Феоктист (Мочульский), архиепископ Белгородский (1787–1799) и Курский (1799–1817). Харьков, 1895; протоиерей Ф. И. Титов. Феоктист (Мочульский), архиепископ Курский. Киев, 1894. 419 Перечислим здесь сразу ряд более поздних по времени издания и популярных по характеру книг по изъяснению православного богослужения: Священник Павел Лебедев . Руководство к пониманию православного богослужения. Изд. 2, доп. СПб., 1869; Протоиерей Димитрий Кастальский. О богослужении. М., 1874, 1880, 1891; Священник Александр Свирелин . Православная вера. Книга для религиозно-нравственного чтения. В трех частях. Часть 2. Объяснение православного богослужения, церковных таинств и чина погребения умерших. М., 1888; Епископ Гермоген. О святых таинствах Православной Церкви. СПб., 1894; Изд. 2. СПб., 1904; Епископ Никанор (Каменский) . Объяснение православного богослужения. Общие понятия о богослужении. Объяснение вечерни, утрени и часов. М., 1906, 206 с. Здесь же, видимо, следует назвать учебники литургики для Духовных семинарий: Священник Феодор Хорошунов. Православная христианская литургика. Часть 1. Ставрополь, 1877. 148 с.; Епифаний Нестеровский. Литургика, или наука о богослужении Православной Церкви. Часть 1 (общая). Курск, 1895. Современное состояние литургики представлено изданиями: Протопресвитер Александр Шме-ман. Введение в литургическое богословие. Париж. 1959. Репринт: М., 1996; Архимандрит Ки-приан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947; Его же. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997; Митрополит Вениамин (Федченков) . О богослужении Православной Церкви. М., 1999; Его же. Небо на земле. М., 1994 (о литургическом наследии св. Иоанна Кронштадтского ). 420 Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Литургии, основанное на Священном Писании, правилах Вселенских и Поместных Соборов и на писаниях святых отцов Церкви. М., 1803, изд. 19; М., 1912. Репринт: М. 1994. (В 1902 г. в Киевской Духовной Академии эта книга сама стала предметом особого исследования. – См. отзыв профессора А. А. Дмитриевского о кандидатском сочинении М. Русанова: «Труды Киевской Духовной Академии». 1902. 10. С. 328–331); Егоже. Благочестивые размышления при слушании литургии. М., 1842.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1815 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 г. в Курске был заложен каменный Знаменский собор, его освящение состоялось 13 янв. 1826 г. 10 сент. 1817 г. в Белгороде была создана духовная семинария. В 1818 г. в Курске открылось отделение Библейского об-ва. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. В 1833 г. епархиальные учреждения переехали в Курск, архиерейская резиденция и консистория разместились в Знаменском мон-ре, кафедральным стал курский собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский). Семинария была окончательно переведена из Белгорода в Курск в 1882/83 уч. г. Трудными для епархии стали 1846-1849 годы, когда губернию охватила эпидемия холеры. В эти годы совершались многочисленные крестные ходы с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери. В 1864 г. во всех учебных заведениях края было введено преподавание Закона Божия священнослужителями епархии. В 1871 г. начался выпуск «Курских епархиальных ведомостей» . Расширялась благотворительная и просветительская деятельность Церкви. Были открыты курский духовный приют, жен. уч-ща в курском во имя Св. Троицы монастыре и в Богородице-Рождественском мон-ре в Белгороде, Александровские приюты (для мальчиков - в курском Знаменском мон-ре, для девочек - при епархиальном уч-ще). В 1892 г. начала работу церковноприходская школа для беднейших жителей Курска, к-рую учредило братство во имя прп. Феодосия Печерского при Курской ДС. В те же годы первых учеников приняла женская воскресная школа. Открылись постоянные курсы для учителей церковноприходских школ. В 1899 г. было создано Курское отд-ние правосл. Палестинского об-ва, в 1900 г. учрежден Курский комитет правосл. Миссионерского об-ва. В организованной в 1903 г. Курской губернской ученой архивной комиссии принимали участие преподаватели Курской ДС, на заседаниях комиссии поднимались в т. ч. вопросы церковной истории. В 1912-1913 гг.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В 1722 году Курский Богородицкий монастырь стал владельцем дачи в четырёх верстах от города Курска на верховьях реки Кур, впоследствии ставшей называться Знаменской рощей. Позднее здесь были построены церковь во имя Иоанна Богослова и двухэтажный каменный корпус; появились пруд с мельницей, сад, скотный двор, 60 десятин обрабатываемой земли. По манифесту о секуляризации монастырских земель императрицы Екатерины II от 26 февраля (8 марта) 1764 года, переводившему в казённое ведение все церковные имения, упразднявшему часть монастырей, а остальные разделявшему на три класса, в составе Белгородской и Обоянской епархии были оставлены Курский, Хотмыжский, Обоянский и Волховский монастыри. Коренная Рождественская пустынь, ранее приписанная к Знаменскому монастырю, получила статус самостоятельной обители. Знаменский монастырь был утверждён штатным и отнесён ко второму классу. По штату в нём числились архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 2 пономаря, просвирник, ключник (он же и хлебодарь), чашник, писец и 16 служителей. В процессе формирования нового городского центра были снесены в 1788 году Воскресенский собор, в 1792 году Пятницкая церковь. Построенный по приказу царя Алексея Михайловича каменный Знаменский храм простоял в центре Курска около полутора веков. Однако в ноябре 1814 года во время службы на прихожан с купола собора стала целыми кусками осыпаться штукатурка. Архиепископ Феоктист и губернский архитектор П. К. Шмит по поручению губернатора А. И. Нелидова провели осмотр здания, при котором выявили трещины на своде трапезной и на стенах храма, образовавшиеся в результате просадки его фундамента. Было принято решение построить вместо старого собора новый, лучшей архитектуры и большей вместительности, проект которого был уже готов летом 1815 года. После получения соответствующего официального распоряжения архиепископ Феоктист 16 (28) августа 1815 года велел вынести всё церковное имущество и начать снос обветшавшего храма. В 1816 году Знаменский собор был окончательно разобран.

http://azbyka.ru/palomnik/Курский_Знамен...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Гагалюк Антоний Максимович; 2.04.1889, посад Ополе Новоалександрийского у. Люблинской губ. (ныне город, Польша) - 1.06.1938, г. Благовещенск Дальневосточного края (ныне Амурской обл.)), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Курских святых; Польской Православной Церковью включен в Собор св. мучеников Холмских и Подляшских), архиеп. Курский и Обоянский. Отец О. состоял лесником в казенном лесничестве, где проживал в 7 верстах от ближайшей деревни и в 37 верстах от Новоалександрии (ныне г. Пулавы Люблинского воеводства). В 1894 г. дом лесника подожгли занимавшиеся незаконной рубкой леса крестьяне; отец О. скончался от ожогов. По просьбе матери Екатерины (впосл. мон. Наталия) Антоний был принят в сиротский приют в г. Люблине, куда поступила и его мать в качестве повара. Там же окончил церковноприходскую школу, учился хорошо и был отправлен на средства приюта в Холмское ДУ. В 1904 г. окончил уч-ще с отличием и был принят в Холмскую ДС. За месяц до окончания семинарии заболел. Как он вспоминал позже, во время болезни ему было видение. Некий старец-пустынник сказал, что он должен избрать путь церковного служения и принять монашество. Антоний дал себе такой обет и вскоре выздоровел. Позже на иконе он узнал в явившемся к нему прп. Онуфрия Великого . В 1911 г. окончил семинарию по 2-му разряду и поступил в СПбДА. Летом 1913 г., по окончании 2-го курса академии, был послан в Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь Холмской губ. читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы прибывших из Галиции учителей. Перед отъездом в академию тяжело заболел; как О. сообщал позже, ему вновь явился прп. Онуфрий Великий, укоривший его за неисполнение данного 2 года назад обета.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

В кон. окт. 1919 г. при оставлении Курска Добровольческой Армией иноки Знаменского монастыря перенесли главную святыню Курского края - Курскую-Коренную икону Божией Матери в Белгород, затем она была перевезена в Новороссийск, в 1920 г. Курский еп. Феофан привез святыню в Фессалонику. С кон. 1927 г. икона находилась в рус. Свято-Троицкой ц. в Белграде (Сербия). 17 дек. 1919 г. временно управляющим Курской епархией был назначен Якутский и Вилюйский еп. Евфимий (Лапин) (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 13. Л. 136). В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , принятым 20 янв. 1918 г., у церковных учреждений была реквизирована недвижимая собственность; земельный фонд Курской епархии составлял на то время ок. 50 тыс. дес. Советские власти с самого начала широко использовали формы экономического давления на духовенство и верующих, облагая их налогами и штрафами. Щигровский военно-революционный совет оштрафовал настоятеля Богословской церкви в с. Шестопалове свящ. Димитрия Романова на 5 тыс. р. за прочтение «контрреволюционного послания Святейшего Патриарха Тихона и декрета об отделении церкви от государства». Такую же сумму должны были выплатить монахини Льговского мон-ря. В период голода в Поволжье (1921-1922) власти пресекли все церковные инициативы по сбору средств для голодающих. Под предлогом помощи пострадавшим гос-во провело кампанию по изъятию церковных ценностей . В Курской губ. в связи с изъятием ценностей в 1922 г. было расстреляно 68 духовных лиц. В том же году начался инициированный властями обновленческий раскол (см. Обновленчество ). В этот сложный период обновленцам противостояли Курский митр. Назарий (Кириллов) и его викарий Рыльский еп. сщмч. Павлин (Крошечкин) , арестованный в 1925 г. 20 июля 1921 г. Курский архиеп. Назарий (с 23 авг. 1921 митрополит) направил на утверждение в Москву проект разделения Курской епархии между правящим архиереем и 2 полусамостоятельными викариями - Белгородским и Рыльским, который разработал еп. Павлин (Крошечкин) на основании предписаний священноначалия (ГА Курской обл.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОДОР (Чистяков Иван Борисович; 25.09.1794, с. Воскресенск Жиздринского у. Калужской губ.- 2.02.1861, г. Белгород Курской губ.), архиеп. Курский и Белгородский. Род. в семье свящ. Бориса Бессонова. По окончании Калужской ДС в 1816 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1820 г. со степенью магистра. 18 сент. того же года был определен инспектором и профессором церковной истории Костромской ДС. До отъезда в Кострому 18 дек. 1820 г. был пострижен в монашество, 1 янв. 1821 г. рукоположен во диакона, 2 янв.- во иерея. С 5 сент. 1822 г. инспектор МДС, профессор философии. 22 авг. 1823 г. И. был причислен к соборным иеромонахам Донской иконы Божией Матери московского монастыря и определен ректором Рязанской ДС. Преподавал догматическое и нравственное богословие. Дал рекомендацию на поступление в МДА И. И. Кобыльскому (буд. архиеп. Воронежский Иосиф (Богословский) ), изменив его фамилию. 4 мая 1824 г. возведен в сан игумена, назначен настоятелем Иоанна Богослова ап. монастыря Рязанской губ., в 1825 г.- благочинным мон-рей, 6 июля 1825 г. возведен в сан архимандрита, 22 июля того же года возглавил рязанский во имя Святой Троицы монастырь . За время управления мон-рем в число его братии поступили 5 лучших воспитанников Рязанской ДС. С 12 дек. 1827 г. ректор Новгородской ДС, с 1828 г. настоятель Антония Римлянина монастыря . Илиодор (Чистяков), архиеп. Курский и Белгородский. Литография. Ок. 1860 г. (РГИА) Илиодор (Чистяков), архиеп. Курский и Белгородский. Литография. Ок. 1860 г. (РГИА) 19 февр. 1832 г. И. был избран и 13 марта в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) в сослужении митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) хиротонисан во епископа Курского и Белгородского, 8 мая того же года прибыл на кафедру, 24 марта 1844 г. возведен в сан архиепископа. До увольнения на покой И. без перемещений ок. 30 лет возглавлял только Курскую и Белгородскую епархию, что представляет собой уникальное явление в истории РПЦ синодального периода.

http://pravenc.ru/text/389289.html

Αρχεο Митрополит Курский и Рыльский Герман: Архиерей должен быть доступным для всех 22 Οκτωβρου 2012 τος 15:20 Каково быть епископом на краю света? Что главное в архиерейском служении? С какими трудностями сталкиваются иерархи, а что, напротив, вдохновляет и дает силы жить и служить дальше? Об этом и многом другом митрополит Курский и Рыльский Герман рассказывает в интервью порталу «Православие и мир» . — Владыка, в семье Вы не получили религиозного воспитания. Как и когда у Вас появилось желание посвятить себя Богу? — Родители мои были далеки от Церкви, в храм не ходили, но по-семейному всегда отмечали Рождество Христово и Пасху. В детстве я не думал, что стану священником. Я хотел быть врачом-терапевтом, любил историю, но у меня всегда было ощущение близости Бога. Помню, что равнодушно не мог пройти мимо разрушенного храма, которых тогда было множество. И наверно, Господь, видя такое мое отношение к ним, дал мне послушание — восстанавливать храмы. Вот уже 30 лет, всю свою церковную жизнь, я в основном занимаюсь восстановлением храмов. Если любишь свое дело, то нужно отдавать себя полностью, без остатка, и монашеский путь — путь человека, не отягченного семейными заботами, — для этого более приемлем. — 1993 год — тяжелейший год для России. И в Вашей жизни этот год был значимым, так как Патриарх Алексий доверил Вам тяжелое и ответственное служение — быть епископом Якутским и Вилюйским. Как Вы восприняли это назначение, и какую роль в Вашей жизни сыграл Патриарх Алексий II? — Святейший Патриарх Алексий сделал меня иерархом Церкви. Я совершенно не готовился к этому посту, ведь на архиереев нигде не учат. Одно дело — быть настоятелем храма, и совсем другое — иерархом. Это высокое церковное послушание и большая ответственность, поэтому когда Патриарх Алексий предложил мне стать епископом Якутского края, я не мог не согласиться сразу. Изначально это предложение было сделано нескольким архимандритам, но они отказались, и Святейший очень тепло принял мое согласие, так как, наверно, был благодарен за мое послушание. Он всегда интересовался, как у нас обстоят дела, вникал во все проблемы, помогал.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527377...

Богородицы (мужской, в с. Косэуць р-на Сорока, основан в 1729), Циганештский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Цигэнешть р-на Стрэшень, основан как мужской скит в 1741, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Жабский в честь Вознесения Господня (женский, в с. Жапка р-на Флорешть, основан в 1770), Курковский в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в с. Куркь р-на Орхей, основан в 1773, закрыт в 1953, возрожден в 1992), Сахарнянский во имя Св. Троицы (мужской, в с. Сахарна р-на Резина, основан в 1776, закрыт в 1957, возрожден в 1991), Кондрицкий во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в с. Кондрица муниципия Кишинёв, основан в 1783, закрыт в 1947, возрожден в 1993), Георгия Победоносца (женский, в с. Суручень р-на Яловень, основан в 1785 как муж. скит, закрыт в 1959, возрожден в 1991 как жен. мон-рь), Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Кушелэука р-на Шолдэнешть, основан в 1786, закрыт в 1960, восстановлен в 1988), Таборский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Табора р-на Орхей, основан как мужской скит в кон. XVIII в., преобразован в женский в 1815, закрыт в 1960, возрожден в 1989), Хировский (Чуровский) во имя прп. Симеона Столпника (женский, в с. Никулэеу р-на Орхей, основан в 1803 как мужской скит, преобразован в жен. мон-рь в 1805, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Успения Пресв. Богородицы Городищенский (мужской, в с. Ципова р-на Резина, основан как скит в нач. XX в. на месте древнего пещерного Городищенского мон-ря, закрыт в 1949, возрожден в 1994), арх. Михаила (мужской, в с. Киштелница р-на Теленешть, основан в 1991), Илии пророка (мужской, в с. Никорень р-на Дрокия, основан в 1992), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Бутучень р-на Орхей, основан в 1996), Иакова Персиянина (мужской, в с. Сирець р-на Стрэшень, основан в 1998), Хаджимусский во имя святых Марфы и Марии (женский, в с. Хаджимус р-на Кэушень, основан в 1998), Куйзовский во имя свт. Василия Великого (женский, с. Куйзэука р-на Резина, основан в 1999), Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Новые храмы и монастыри В минувшем году в нашей Церкви появился 21 новый монастырь, – 10 мужских и 11 женских. Священный Синод благословить открыть обители во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Рязанской, Самарской, Ставропольской епархиях, а также в Башкирии, Бурятии, Дагестане, Карелии, на Камчатке и в Молдавии. Наиболее важным, пожалуй, является воссоздание Успенской Саровской пустыни, где подвизался знаменитый на весь православный мир русский святой – преподобный Серафим Саровский. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. При обители создан также скит, где будут испытываться желающие поступить в Успенскую пустынь послушники. Кроме того, открылись следующие обители: Николо-Радовицкий и Николо-Берлюковский мужские монастыри (Московская епархия); Казанский женский монастырь в г. Рязани; Мужской монастырь во имя великомученика и целителя Пантелеимона в г. Петропавловске-Камчатском; Ильинская Водлозерская пустынь близ деревни Куганаволок (Республика Карелия); Крестовоздвиженский женский монастырь в г. Кизляр (Республика Дагестан); Марфо-Мариинский женский монастырь в с. Ира Кумертаусского р-на (Республика Башкирия); Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в с. Троицкое (Республика Бурятия); Георгиевский женский монастырь в Предгорном районе (Ставропольская епархия); Александровский мужской монастырь в г. Суздале (Владимирская епархия); мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших, в г. Черепанове (Новосибирская епархия); Никольский мужской монастырь в р. п. Саргатка и Серафимовский женский монастырь в с. Татьяновке (Омская епархия); Симанский Спасо-Казанский женский монастырь в г. Острове и Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в с. Финева Гора (Псковская епархия); Покровский женский монастырь в с. Лукино (Нижегородская епархия); Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка (Самарская епархия);

http://pravoslavie.ru/700.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010