Фото: kursk-sestry.ru Родился в крестьянской семье. В 1953 году окончил Саратовскую духовную семинарию, в том же году рукоположен в диаконы и священники. В 1968 году пострижен в монашество с именем Ювеналий, в 1975 году рукоположен в епископы. С 1984 года — архиепископ Курский и Белгородский, с 1993 года — архиепископ Курский и Рыльский, в 2000 году возведен в сан митрополита. При владыке Ювеналии в Курской епархии были вновь открыты Курская Коренная пустынь, Горнальский Свято-Николаевский монастырь, Рыльский Свято-Николаевский монастырь, Свято-Троицкий монастырь, множество храмов, основаны Золотухинский женский монастырь и обитель в честь Казанской иконы Божией Матери. Возрождал Курскую духовную семинарию, в 2001 году назначен её ректором. С 2004 года на покое, в том же году принял схиму, жил в монастыре. Сергей Николаевич Гуреев (7.10.1918 — 14.01.2013), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Фото: warheroes.ru Командир понтонного отделения 135-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 6-й понтонно-мостовой бригады 40-й армии Воронежского фронта, старший сержант Гуреев отличился 12 октября 1943 года при форсировании реки Днепр в районе села Козинцы-Зарубинцы и Переяславской пристани Каневского района Черкасской области Украины. Будучи начальником парома, Гуреев С. Н. переправлял через реку войска 3-й гвардейской танковой армии и 40-й армии. Во время разгрузки парома начался интенсивный артиллерийский и миномётный огонь противника. Старший сержант Гуреев С. Н. под обстрелом полностью выгрузил боеприпасы с парома и отправился в обратный рейс на левый берег Днепра, чтобы продолжить переправу. Когда катер вышел из строя, Гуреев С. Н. стал переправлять паром вручную. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» старшему сержанту Гурееву Сергею Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Владимир Леонидович Свидерский (19.09.1931 -18.01.2013), советский и российский физиолог, академик РАН

http://pravmir.ru/2013-poteri-goda/

В 1911 г., при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году, благодаря пожертвованиям курян М.В. и П.Т. Зубковых, был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г. Скит был устроен при деревне Шуклинка в 7 верстах от Курска на пожертвованной монастырю купцом Димитрием Созоновым земле. Заботами игумении Софии в 1890 г. здесь была выстроена каменная холодная церковь с колокольней в память избавления Государя Императора Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 г. на станции Борки (Курская губерния). Храм был освящен во имя небесных покровителей царской семьи: святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1898 г. была выстроена скитская монашеская богадельня в память Императорской коронации Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны. А в 1903 г. завершилась постройка теплого храма, освященного в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя царя Николая. В 1909 г. был устроен колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей, и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминалось в синодике монастырского скита. В настоящее время жизнь в скиту возрождается, ведутся богослужения в деревянной церкви. Восстанавливается каменный храм. В 1923 г. большевики закрыли монастырь, устроив поджог монашеских келий на праздник Успения Пресвятой Богородицы. С 1923 по 1925 г. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей. В 1925 г. музеи объединились в Губернский краеведческий музей. С конца 20-х годов в монастыре находился Губернский лагерь принудительных работ «ЖАКТ «Воля». В кельях разместили 260 заключенных. Были развернуты мастерские, устроена библиотека для заключенных с читальным залом.

http://azbyka.ru/palomnik/Курский_Троицк...

“Записки” игумении Таисии Солоповой раскрывают перед нами внутреннюю жизнь женских монастырей второй половины XIX века. Из ее повествования видно, какое значение для правильного устроения монастырской жизни имела аскетическая традиция. “Записки” свидетельствуют о том, что в женских монастырях, как и в мужских, подвижничество черпало свои духовные силы либо в народном благочестии, либо в аскетической традиции. Все христианские подвижники, известные из истории церковной жизни России, духовно питались из этих двух источников 13 . Особый расцвет иноческого аскетизма наблюдался в Серафимо-Дивеевской обители Нижегородской епархии. Возможно это был отблеск духовного подвига преподобного Серафима Саровского, который явил собой вершину русского благочестия XIX века. В кругу подвижниц, сложившемся под влиянием преподобного Серафима Саровского, самой характерной чертой была совершенная преданность Богу. В своем духовном окормлении преподобный Серафим особое значение придавал молитве и духовной любви к ближнему. Из истории Серафимо-Дивеевского монастыря мы видим, что Преподобный, может быть, больше, чем другие старцы, занимавшиеся духовным окормлением женщин, требовал от своих духовных дочерей аскетического делания. Не исключено, что в монастыре для этого была уже уготована почва, что там существовала аскетическая традиция, которую он продолжил, ибо крепкое основание для аскетического делания заложено было еще основательницей и предстоятельницей общины, монахиней Александрой Мельгуновой, которую Преподобный знал лично. Образы юродивой во Христе Пелагеи Серебряковой (†1884) и других насельниц обители говорят о том, что и после преставления святого аскетическая традиция не угасла, а была продолжена 14 . “Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIIIu XIXbb.” знакомят нас со многими другими русскими подвижницами: игуменией Дорофеей из Знаменского монастыря под Тамбовом (том за январь); игуменией Антонией из Сретенского монастыря под Каширой Тульской епархии (там же); монахиней Дорофеей из Иоанновского монастыря в Москве (февраль); схимонахиней Авраамией из Сретенского монастыря под Каширой (февраль); схимонахиней Марфой из Арзамасского монастыря Нижегородской губернии; двумя затворницами, Марфой и Евдокией, из Харькова (март); схиигуменией Олимпиадой, настоятельницей Алексеевского монастыря в городе Арзамасе Нижегородской губернии (август); монахиней Елисаветой из Сретенского монастыря под Каширой (сентябрь); монахиней Иларией Кобелевой которая в возрасте 13 лет поступила послушницей в Курский Троицкий женский монастырь, через 19 лет суровой подвижнической жизни приняла постриг, провела в этом монастыре 70 лет и все время беспрерывно занималась благотворительной деятельностью.

http://pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v...

В кровавый период «Большого террора» в Курском крае, как и по всему Советскому Союзу, пострадали многие монахи, священнослужители и верующие миряне. Но целиком уничтожить монашескую традицию богоборческим властям не удалось. Насельники разорённых монастырей, рассеявшиеся по городам и весям, продолжали жить иноческой жизнью. В годы войны началось духовное пробуждение, открылось более трёхсот приходов. В июне 1941 года их в Курской области оставалось всего три. Открылся и Курский Свято-Троицкий женский монастырь, к 1945 году насчитывавший уже около сотни насельниц. Это возрождение было кратковременным. Вскоре монастырь вновь закрыли. Масштабное возрождение курских обителей началось одновременно с массовыми реабилитациями репрессированных вначале 1990-х годов. Процесс реабилитации можно считать неким светским юридическим актом покаяния, перемены ума. Курск, давший в прежние времена православному миру преподобного Серафима Саровского, в годы гонений приобрёл ещё одного молитвенника и покровителя иноков – священномученика Онуфрия. Его, уже расстрелянного в окрестностях Благовещенска, вспоминали в конце 1930-х годов сотрудники НКВД и «назначали» руководителем и основателем курской контрреволюционной организации. Его помнили верующие куряне, сохраняя как великую святыню фотопортреты архиепископа с благословением и кратким наставлением на обороте. Монашеская жизнь в наше время в Курском крае возрождается, в том числе, и по молитвам священномученика Онуфрия, «организатора тайных монастырей». Но это уже другая история. П.С. Обвинения в «тайных постригах» владыка Онуфрий, кстати, решительно отмёл: «Данные постриги я, согласно церковной традиции, рассматриваю открытыми, а тайными постригами считаю совершённые без архиерейского благословения». Священник Владимир Русин, председатель историко-архивной комиссии Курской епархии Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви 13 мая 2021 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 28 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/139245.html

За время настоятельства игум. Софии К. м. посетили обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев вместе с тайным советником В. К. Саблером (28 авг. 1890), св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (21 апр. 1893), к-рому игумения подарила пояс и портфель для бумаг, вышитые золотом по бархату. 19 окт. 1888 г., когда имп. Александр III с семьей возвращался после крушения царского поезда на ст. Борки, игум. София впервые встретилась с ним и преподнесла икону Спасителя (по др. источникам, Ярославскую икону Божией Матери). 1 сент. 1902 г. в кафедральном Сергиево-Казанском соборе состоялся молебен по случаю посещения Курска имп. св. Николаем II Александровичем . В храме игум. София встретилась с императором, поднесла ему от имени обители икону Св. Троицы и образ мц. Александры для царицы св. Александры Феодоровны . Сохранилось «Духовное завещание» м. Софии, к-рое заканчивается словами: «Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко неизреченным милосердием Твоим вложил в сердце мое избрать житие иноческое!» Скончалась подвижница на 92-м году жизни. Считается, что по смерти игум. София обрела у Господа дар хранить родную обитель ( Пузикова. 2007). 22 окт. 1909 г. настоятельницей К. м. с возведением в сан игумении была назначена мон. Емилия (Лебедева; † 1947). При ней 2 дек. 1909 г. Курское епархиальное управление рекомендовало духовенству епархии обращаться с заказами по шитью верхней священнической одежды (ряс, подрясников) и головных уборов (скуфей, камилавок) в К. м., где имелась специальная мастерская. В 1911 г. в Троицкой ц. был освящен сев. придел во имя свт. Иоасафа Белгородского и прп. Серафима Саровского; ризница переведена в зап. часть храма. По инициативе игум. Емилии был построен и 25 сент. 1911 г. архиеп. Курским Питиримом (Окновым) освящен 3-этажный корпус, в к-ром разместилась церковноприходская школа, рассчитанная на 100 детей. 21 апр. 1915 г. ученицами церковноприходской школы при К. м. для раненых воинов, находящихся на лечении в епархиальном Знаменском госпитале-санатории, была представлена пасхальная литературно-муз. композиция. Игум. Емилия являлась членом комиссии по заведованию госпиталем и заботилась о пожертвованиях для больных воинов. Послушницы трудились в госпитале сестрами милосердия. 2-3 дек. 1915 г. К. м. посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна .

http://pravenc.ru/text/2462325.html

Нестор (Сидорук ; 3 июня 1948 - 1 окт. 1951), архиеп. Иннокентий (Зельницкий; 27 дек. 1951 - 8 дек. 1958; с 1954 епископ Курский и Белгородский, с 25 февр. 1957 в сане архиепископа). Курские и Белгородские: еп. Роман (Танг; 9 дек. 1958 - 21 мая 1959), еп. Леонид (Поляков ; 11 июня 1959 - 9 апр. 1962), архиеп. Серафим (Никитин; 8 июля 1962 - 25 июня 1971; с 25 февр. 1968 в сане архиепископа), еп. Николай (Бычковский; 28 июля 1971 - 3 сент. 1974), архиеп. Хризостом (Мартишкин; 3 сент. 1974 - 26 дек. 1984; со 2 сент. 1977 в сане архиепископа), митр. Ювеналий (Тарасов; 26 дек. 1984 - 17 авг. 2004; с февр. 1993 архиепископ Курский и Рыльский, с 25 февр. 2000 в сане митрополита). Курский и Рыльский митрополит: Герман (Моралин; с 17 авг. 2004 в сане архиепископа, с 1 авг. 2012 в сане митрополита). Монастыри Действующие: рыльский во имя свт. Николая (близ Рыльска, мужской, упом. в 1505, закрыт в 1926, возобновлен в 1991), Курская Коренная пуст. (мужская, в мест. Свобода, основана в 1597, закрыта в 1923, возобновлена в 1989), курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» (мужской, в Курске, основан в 1613, закрыт в 1924, возобновлен в 1992), курский во имя Св. Троицы (женский, в Курске, упом. в 1623, закрыт в 1923, действовал в 1942-1950, восстановлен в 1994), Белогорский во имя Николая Чудотворца (мужской, близ совр. с. Горналь Суджанского р-на, основан в 1672, упразднен в 1785, возрожден в 1863 как Белогорская Николаевская пуст., закрыт в 1922, восстановлен в 2001), Александро-Невский скит курского Свято-Троицкого мон-ря (женский, в дер. Шуклинка Курского р-на, основан в 1890, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 2003), Казанской иконы Божией Матери (женский, в с. Большегнеушеве Рыльского р-на, основан в 1996), Алексия, человека Божия , (женский, в пос. Золотухино Золотухинского р-на, основан в 1998). Упраздненные монастыри в современных границах К. и Р. е.: курский Нижне-Троицкий Борисоглебский (мужской, в Курске, основан в 1598-1605, упразднен ранее 1742), Амонская Николаевская пуст.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде и была приписана к Муромскому монастырю. См. Киржанская пустынь. Курмышский Троицкий монастырь Упразднённый, девичий. Находился в Казанской Епархии в городе Курмыше. В нём три церкви: а) Соборная каменная во имя Св. Троицы; б) во имя Великомученика Димитрия, деревянная, ветхая; в) во имя Казанской Божьей Матери, с приделом Великомученика Димитрия. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 24 души; а по Штатам упразднён и обращён в приходскую церковь . Курский Знаменский Богородицкий монастырь См. Знаменский Курский Богородицкий. Курский Троицкий монастырь 3 класса девичий. Находится в Губернском городе Курске близ реки Тускара на посаде за большим старым острогом. В монастыре строения все деревянные: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Троицы, с приделом во имя Обновления храма Воскресения Христова; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ 21 шт.; 4) ОГРАДА. Настоятельство Игуменьинское. До Штатов 1764 года было за этим монастырём 455 душ крестьян, а по Штатам положен в 3 классе. В малом остроге города находится осадный двор в длину полчетверти, а в ширину 3 сажени, купленный Игуменьей Сундулеей для убежища в осадные времена. Курский Троицкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Губернском городе Курск, за Куром на Золотарёвой улице. В нём церковь деревянная во имя Св. Троицы, с приделом св. Бориса и Глеба, построена Строителем Ионой Тёлкой, а когда, неизвестно. Но при переписи 1631 года она существовала. Курцевский или на Курцеве Успенский монастырь Женский. См. Успенский Холмогорский на Курцеве. Добавление из VI тома Курьевская в Бадоге пустынь См. Курдюжская. Кусская Богородицкая Словенская пустынь См. Словенская Кусская Богородицкая. Кусская Николаевская пустынь Мужская. Находилась до Штатов 1764 года в Костромской Епархии, Николаевской десятины, Курской волости, что в Надеевой, и принадлежала к Синодальной области. Кутеенский Богоявленский Оршанский монастырь Могилёвской Епархии заштатный мужской. Находится близ города Орши на устье реки Кутеенки, в Днепр впадающей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

с. Большое Яблоново Корочанского р-на Белгородской обл., упом. в 1746, время закрытия неизв.), белгородский Свято-Троицкий (мужской, в Белгороде, основан в 1833, упразднен в 20-х гг. XX в.), Нижнедевицкий Варваринский (женский, в совр. дер. Сомовка Горшеченского р-на Курской обл.), основан в 1883, упразднен в 20-х гг. XX в.), Пятницкий Николо-Тихвинский (женский, в совр. пос. Пятницкое Волоконовского р-на Белгородской обл., основан в 1889, упразднен в 20-х гг. XX в.), Александро-Мариинский (женский, в с. Ахтырском (ныне дер. В. Гремячка Щигровского р-на Курской обл.), основан в 1890 как община, в 1905 преобразован в монастырь, упразднен в 1928), Иоанно-Предтеченский скит Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни (мужской, в совр. с. Нов. Слобода Путивльского р-на (Сумская обл., Украина), основан в 1893, упразднен в 20-х гг. XX в.). Лит.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий, вкратце собранное. М., 1786; Чистяков П. Некоторые сведения о духовных школах в Белоградско-Обоянской епархии в 18 ст.//Курские ЕВ. 1873. 13-24. С. 662-663; Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь: (Кр. ист. очерк)/Сост.: игум. Емилия. Курск, 1912; Сведения о злодеяниях и беззакониях большевиков//Их страданиями очистилась Русь. М., 1996. С. 55-57; Курск: Краевед. слов.-справ. Курск, 1997; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура: Учеб. пособие по регион. культуре. Курск, 1998; она же. Православный Курский край. Курск, 2002; Тюрина Л. В. Государство и РПЦ: Эволюция отношений, 1917-2000: АКД. Курск, 2000; Жуков В. И. и др. История религ. призрения. М., 2002; Бугров Ю. А. История Курской епархии: Кр. очерк. Курск, 2003; Ивлиева Е. В. Государственно-церк. отношения в годы Великой Отеч. войны в Курской обл.//2-е Дамиановские чт.: Сб. мат-лов. Курск, 2003. С. 188-197; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.: Кр. биогр. справ. Курск, 2004; Карнасевич В. Г., Реутов В. В., свящ. Новомученики и исповедники земли Курской.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В авг.-сент. 1923 г. обитель и храмы были закрыты, имущество разграблено, монастырские помещения заняли различные учреждения и жилуправление. В 1923-1925 гг. в К. м. размещались Музей искусств и историко-археологический и кустарный музей, к-рые в 1925 г. объединились в Курский губ. краеведческий музей. В 1930-1984 гг. на территории мон-ря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО, с 1984 г.- Научно-методический центр Управления культуры и б-ка для слепых. Однако, по нек-рым сведениям, монашеская община при К. м. продолжала существовать. По воспоминаниям, монахини проживали в Курске, зарабатывая на жизнь тем, что стегали одеяла. Часть сестер в 1932 г. проходила по уголовно-политическому делу т. н. Контрреволюционной церковно-монархической орг-ции «Ревнители Церкви», которую возглавлял архиеп. Курский и Обоянский сщмч. Дамиан (Воскресенский) . В 1942 г. К. м. был открыт, к 1947 г. в обители числились 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц. 8 июня 1947 г. указом Святейшего патриарха Алексия I настоятельницей К. м. с возведением в сан игумении была утверждена бывш. казначея мон. Агния (Меленина). В июле 1950 г. К. м. был закрыт, имущество по распоряжению Курского еп. Нестора (Сидорука) передано в нижний Троицкий храм. В том же году купол над св. воротами был разобран, здание храма реставрировалось как исторический памятник республиканского значения. Летом 1993 г. часть храмового комплекса была передана Курской и Белгородской епархии. В здании церкви разместились классы и церковь Курской ДС. 26 авг. 1993 г. состоялось архиерейское освящение церкви, возобновились богослужения. В семинарский Троицкий храм была передана монастырская святыня - чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». 26 февр. 1994 г. решением Синода К. м. был открыт. Мон-рь возглавляла мон. Серафима (Коноваленко), с 26 дек. 2002 по 24 дек. 2004 г.- мон. Нина (Бодяк; в схиме Иоанна; † 2005). 14 авг. 2004 г. по благословению Святейшего патриарха Алексия II (Ридигера) в К. м. была переведена жен. община, сложившаяся при Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре под духовным рук. схим. Антонии (Сухих). 17 авг. 2004 г. указом митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) схим. Антония была назначена благочинной мон-ря. С 11 апр. 2006 г. настоятельницей являлась мон. Сусанна (Барыкина; с 2012 игумения). 14 окт. 2006 г. часть сестер переехала в Алексия, человека Божия, женский монастырь в пос. Золотухино.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

К 2015 г. восстановлены храм Новодворской иконы Божией Матери (главный придел освящен 13 янв. 2015), Смоленская ц., колокольня, ремонтируется Троицкий храм с приделами свт. Иоасафа Белгородского, прп. Серафима Саровского и Рождества св. Иоанна Предтечи. С 2005 г. в К. м. действуют воскресная детская школа, детская театральная студия, с сент. 2011 г. открыт правосл. Центр духовно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В обители существуют исторический кабинет и архив, ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В результате исследований на курском Никитском кладбище выявлено более 30 захоронений насельниц мон-ря. На месте массового расстрела в 1937-1938 гг. в лесном урочище Солянка установлен поклонный крест-Голгофа. Ист.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце. М., 1786; Амвросий (Гиновский), архим. История о городе Курске, о явлении чудотв. Знамения Пресв. Богородицы иконе... о курском Знаменском мон-ре... сочиненная в 1786 г. из разных рукописей, грамот царских и патриарших такожде и из рукописи летописца в курском Знаменском мон-ре находящемся. Курск, 1792. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 882; Головашенко А. М. Кр. ист. обзор Курской губ. Курск, 1854; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 8; Емилия (Лебедева), игум. Курский Св.-Троицкий жен. монастырь: Кр. ист. очерк. Курск, 1912; Курск: Очерки из истории города. Курск, 1957; Арцибашева Т. Н. Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь//Русские мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 194-205; Илария (Трофимова), мон. Из истории Курской благотворительности сер. XIX - нач. ХХ в.: (На примере курского Св.-Троицкого жен. мон-ря)//События и люди в док-тах курских архивов. 2007. Вып. 5. С. 13-16; она же. Духовные традиции Курской земли//Тр. 3-й междунар. науч. конф. «Актуальные проблемы регионоведения». Курск, 2008. Ч. 2. С. 96-101; она же. Монастырское жен. образование в сер. XIX - нач. XX в.: (На примере курского Св.-Троицкого жен.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010