На месте падения мальчика Прохора (у южной стены собора) установлен монумент. Никитский храм – предполагаемое место упокоения родителей святого По одним сведениям, Исидор Мошнин был похоронен у Воскресенско-Ильинской церкви. По свидетельству покойной схимонахини Иоасафы, переданному её сестрой Н. Т. Зикеевой, оба родителя преподобного похоронены возле Никитской церкви – у южной стены. Место предполагаемого упокоения благочестивых родителей самого любимого народом русского святого покрыто асфальтом. До 1632 г. здесь стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, потом – Никитская церковь. Нынешний храм построен в 1846 г. Храм был закрыт только с 1939 по 1941 г. Вокруг – Никитское кладбище. Адрес: ул. К. Маркса, 48 (поблизости от Северной автостанции) Монастыри [ править править код ] Курский Знаменский мужской монастырь [ править править код ] Курский Знаменский мужской монастырь Монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Стена с башнями и кельи в основном выстроены в кон. XVIII в. В XIX в. в монастыре помещались духовное училище и архиерейский дом (c 1833). Закрыт в нач. 1920-х, постройки заняты заводом и музеем. Восстановлен в 1993 на части территории. Адрес : г. Курск, ул. Луначарского, 4 Дата основания : 1612 Статус : действ. Подробнее... Курский Троицкий женский монастырь [ править править код ] Курский Троицкий женский монастырь Женский Троицкий монастырь был создан недалеко от стен городского острога. Впервые упоминается в писцовых книгах 1631 года. Большая часть построек относилась к XIX в. Закрыт в нач. 1920-х, занят под домзак, позже здания переданы под жилье. В 1993 передан епархии, на территории помещена духовная семинария. Восстановлен как монастырь в 2004. Адрес : г. Курск, ул. Горького, 13/1 Дата основания : не позже 1-й трети XVII в. Статус : действ. Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Сергиево-Казанский собор (Курск) [ править править код ] Сергиево-Казанский собор (Курск)

http://azbyka.ru/palomnik/Курск

Нифонт , 1697–1703. Пимен , 1703–7. Игнатий , 1707–11. Александр , 1711–14, отрешён. Михаил Нифонтов , 1714–33; † ... Митрофан Шеинков , бывший архим. Святогорского Успенского, определён в 1734; в 1747 отставлен; потом в Голутвине и Пафнутиеве мнтрях. Иоасаф Рудзинский 1748 определён, 1751 отставлен. Гедеон Антонский 1751 перев. из Харьковского Покровского; † 1770 ... Иов Базилевич 1770 перев. из Харьковского Покровского, а 31 окт. хирот. в епископа Переяславского (викария Киевского). Виктор Лодыженский , из Нежинского Назарета, 1771–75, перев. в Колязин. Лаврентий Кордет 1775 перев. из Харьковского Покровского; † 18 мая 1781. Амвросий Гиновский определён 4 июля 1781, из Александро-Невских наместников; † 21 мая 1800. Лаврентий Далматов 7 июня 1800, из Вятского Трифонова, а в 1803 перев. в Крестный. Аполлос Терешкеевич 9 мар. 1803 перев. из Сийского, а 14 окт. 1813 хирот. в епископа Харьковского. Иакинф Логановский 28 окт. 1813 перев. из Киево-Братского; † 1817. Палладий Белевцов в 1818 перев. из Коренной пустыни, а 1829 – в Александро-Невскую Лавру в наместн. Иоасаф Юнаков в 1829 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1833 – в Белгородский Свято-Троицкий. Ипатий 187 1838–40, перев. в Молченский? Архиерейского дома: 188 Серафим , архим. 1853–56. Илиодор , архиепископ Курский, управлял 1857–60. Сергий , архиепископ Курский, управлял 1861–70. 3 Троицкий, в Курске, устроен при царе Борисе Годунове в начале XVII века строителем Ионой Телком; возобновлён им же, после разорения Литвой, в 1613 г. 189 В последствии женский. [IV, 882.] Игуменьи Капитолина , 1654 и 55. Евдокия , в мар. 1659. Киликия , в мар. 1670. Сундулея … Пелагия , 1680–1701. Феодосия , 1724, 1736 и 37. Митродора Долгинцева , 1762–66. Епистимия , 1766–80. 4 Коренная, Рождества Богородица, пустынь, от Курска в 27 верстах, основана в 1597 г.; до 1764 была приписной к Курскому Знаменскому мнтрю. Ныне заштатная. [IV, 640.] Строители Евфимий (первый), игум., с 1597. В 1611 мнтрь разорён и запустел, в 1618 приписан к Курскому Знаменскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На 1 октября 1944 г. по Ленинградской епархии было собрано св. 13 млн. руб., в том числе на нужды обороны страны — 11 млн. 38 тыс. 507 руб., на оказание помощи больным и раненым красноармейцам — 2 млн. 363 тыс. 719 руб. Из них внесено: наличными деньгами — 12 млн. 635 тыс. 969 руб., облигациями государственных займов — 973 тыс. 950 руб., драгоценными предметами на сумму 40 тыс. Собрано предметов вещевого имущества (полотенец, теплых вещей) общей стоимостью 8 тыс. руб. Самое активное участие в сборе денежных средств принимали священнослужители Ленинградской епархии. С июня 1941 г. по июнь 1944 г. в Фонд обороны страны и Красного Креста было внесено: П. Тарасовым — 44 тыс. руб., Е. Монинским — 29 тыс. руб., В. Румянцевым — 29 тыс. руб., Н. Ломакиным — 17 тыс. руб., а также золотое кольцо с бриллиантами и наперсный золотой крест на сумму 6160 руб., Ф. Поляковым — 23 тыс. 200 руб., М. Славницким — 17 тыс. 375 руб., А. Смирновым — 21 тыс. руб., В. Владимировым — 10 тыс. руб., П. Масловым — 8 тыс. руб. Свой вклад в дело победы вносили и монашествующие. (В канун войны на территории РСФСР не осталось ни одного действующего монастыря. В присоединенных областях Молдавии, Украины, Белоруссии их насчитывалось 46. В годы оккупации на временно занятой врагом территории возобновили свою деятельность 29 православных обителей.) Так, например, курский Свято-Троицкий женский монастырь начал действовать в марте 1942 г. Только за несколько месяцев 1944 г. монахини сдали в Фонд обороны 70 тыс. руб. Днепропетровский Тихвинский женский монастырь сдал 50 тыс. руб., одесский Михайловский женский — 100 тыс., Киево-Печерская лавра — 30 тыс. руб. Самым крупным из открытых в период оккупации был Киево-Покровский женский монастырь. После освобождения города здесь был организован большой госпиталь, и монахини помогали ухаживать за ранеными. За 1944 г. эта обитель внесла в Фонд обороны страны более 70 тыс. руб. Монахини помогали Красной армии не только пожертвованиями, но и сбором теплых вещей и полотенец, так нужных в госпиталях и медсанбатах. Инокини одесского Михайловского монастыря вместе со своей настоятельницей игуменией Анатолией (Букач) собрали и передали военным медикам значительное количество лекарственных препаратов.

http://pravoslavie.ru/5499.html

В 1849-1865 гг. К. м. возглавляла игум. Алевтина (Недельская), постриженица Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыря , келейница игум. Анатолии (Яновской), ученицы оптинского старца Льва (Леонида) (Наголкина) . В 1851 г. К. м. занимал пространство длиной 71 саж. и шириной 37 саж. «На сем весьма ограниченном участке земли,- писала игум. Алевтина в прошении на имя Курского архиеп. Илиодора (Чистякова) , - стоит каменный двухэтажный храм во имя Живоначальной Троицы и 37 келий, в коих помещаются 398 душ женского пола, посвятивших себя на служение Богу уединенною жизнью». В 1860 г. к Троицкой ц. пристроили приделы: в южном освятили престол в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, а в северном устроили ризницу. 27 сент. 1852 г. по ходатайству игум. Алевтины при К. м. была открыта монастырская больница на 10-12 мест, в организации которой участвовало Курское попечительство о бедных духовного звания, приславшее 1 тыс. р. на покупку дома и ежегодно переводившее в пользу больницы по 300 р. Курский архиеп. Илиодор пожертвовал 500 р., помещик А. А. Нелидов завещал на нужды больницы выплачивать по 200 р. ежегодно. 29 июня 1853 г. в К. м. была открыта богадельня на 8 престарелых сестер. Первоначально она располагалась в кельях под теплой церковью, позже была переведена в новый монастырский корпус. Сохранилось 18 писем оптинского старца прп. Макария (Иванова) игум. Алевтине (РГБ. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 11). В 1865 г. игум. Алевтина была погребена в сев.-зап. углу Смоленского храма. 29 авг. 1865 г. в сан игумении была посвящена мон. София (Ступина; 1817-1909), ученица оптинских старцев, в т. ч. прп. Леонида (Наголкина). Во время ее настоятельства, к 1892 г., в К. м. проживало 425 сестер, обитель достигла наибольшего расцвета. Здесь подвизались слепая старица Рахиль (в схиме Серафима), имевшая дар прозорливости, ризничная мон. Пиама († 1878), мон. Еликонида, отличавшаяся необычайно кротким отношением к сестрам, схим. Александра († 1895) и мон. Ангелина († 1895). В сев.-вост. угловой башне ограды К. м. проживала юродивая Евдокия Алексеевна Расторгуева (1790-1870).

http://pravenc.ru/text/2462325.html

Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты. Перед Великой Отечественной войной в Курской и Обоянской епархии существовало всего три прихода. С началом войны началось возрождение епархии. В 1942-43 гг. Курской епархией управлял епископ Панкратий (Гладков) с титулом Белгородский и Грайворонский. В 1943 году после оккупации на кафедру был назначен епископ Питирим (Свиридов) с титулом Курский и Белгородский. К 1945 году действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них храмов – 249 и 69 молитвенных домов. В самом Курске - 11 приходов. Существовал только один монастырь – женский Троицкий в г. Курске. В различные годы ее возглавляли архиепископ Алексий (Сергеев) (1947-48гг), епископ Нестор (Сидорук) (1948-1951), архиепископ Иннокентий (Зельницкий) (1951 - 1958 ), епископ Роман (Танг) (1958 - 1959 ), епископ Леонид (Поляков) (1959 - 1962 ), архиепископ Серафим (Никитин) (1962 - 1971 ), епископ Николай (Бычковский) (1971 - 1974 ), архиепископ Хризостом (Мартишкин) (1974 - 1984 ), митрополит Ювеналий (Тарасов) (1984 - 2004 ). В 1991 году открыта Курская духовная семинария, а в 1994 году православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского. С февраля 1993 года епархия носит название Курская. С 17 августа 2004 года епархию возглавляет архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал 62) он назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией и 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита. Имея богатую историю просветительской деятельности, в настоящее время Курская епархия активно занимается миссионерской, социальной и духовно-просветительской работой. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Курск Святыни Курской области [ править править код ] Подробно Коренная пустынь и Коренная икона Знамения Божьей Матери Икону обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

Так как скит расположен на крутой горе, то воду достать можно было только из реки Тускари. В осеннее и весеннее время года, вода стекая с гор, была очень плохая, да и носить воду было очень трудно, почему монахиня Феофания, которая была в то время смотрительницей скита, в 1909 году устроила артезианский колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминается в синодике монастырского скита. Колодец в настоящее время не сохранился. Заслуга в создании и строительстве скита св. блгв. кн. Александра Невского принадлежит Игумений Софии. В миру Стефанида Васильевна Ступина, дочь городничего г. Обояни, получила образование в Харьковском институте благородных девиц. Приняв монашество в 1843 г. с именем Софии в 1865 году посвящена в сан Игумений Высокопреосвященным Илиодором. Управляла монастырем 44 года. Умерла в 1909 году на 102-м году жизни. Ее могила была вновь обретена в 1999 году монахиней Серафимой Коноваленко, которая милостию Божией удостоена была с 1998 по 2003 г. восстанавливать Курский Свято-Троицкий женский монастырь. После революции 1917 года Скит св. блгв. кн. Александра Невского постигла участь всех монастырей Русской Православной Церкви. В докладе секретаря Губисполкома Казанского от 18/П 1925 года мы читаем: «На Ваше отношение 102734 сообщаем нижеследующее: 1) Всего закрытых монастырей в Курской губернии – 12; 2) Не закрытых – 3; 3) Особого внимания по количеству имущества заслуживают следующие монастыри: Монастыри Шуклинский Александро-Невский женский Курского уезда, Скит «Лог» Белгородского уезда и Коробкинский Льговского уезда еще функционируют, имущество их не учтено, хотя имеются казенные постройки и утварь. В рапорте инспектора Введенского читаем следующее: «Шуклинский Александро-Невский женский монастырь, числящийся закрытым с 1922 год фактически не закрыт и до сих пор. Те же самые монахини, жившие здесь ранее, а частью переселившиеся сюда, правда в незначительном количестве, из б. женского Курского монастыря, продолжают свою деятельность в Шуклинке, имея свою Игумению, казначейшу и прочих; нач. лиц. В пределах монастыря имеется 22 монашеских домика с келиями из которых в 20 живут монахини в числе до 60 человек и среди них 1 священник. Обследование монастыря с целью выявления Госфонда производимое путем тщательного осмотра каждой келий, при чем установленная наличность чисто монастырского имущества занесена в прилагаемый при сем акт. При выявлении имуществ в Госфонд никаких эксцессов со стороны монахинь не было».

http://sobory.ru/article/?object=17423

Не смотря на близость обители к центральной улице города, в ней царит особая атмосфера тишины и удаленности от мира. Это чувствует всякий, входящий в монастырские ворота. Величественный Троицкий храм, словно белый корабль, возвышается на гребне холма, с которого открывается широкая панорама на противоположный берег реки Тускари, на бескрайние небесные дали. МонастырьВдоль ограды разбиты цветники, восхищающие глаз и напоминающие своей красотой о райских обителях. Игуменский корпус, художественно облицованный красным кирпичом и оплетенный местами диким виноградом, притягивает взор разнообразием и сказочностью архитектурного декора. Построенный во второй половине XIX века, он является прекрасным образцом псевдорусского стиля. Другой корпус, построенный в 1911 г. как здание для монастырской школы, значительно уступает игуменскому в художественном отношении. Он расположен на углу улиц М. Горького и преп. Серафима Саровского. В настоящее время в нем находится сестринская трапезная и келии. Конечно, тяжелым испытанием для насельниц является то, что их окна выходят на одну из самых «деловых» улиц города. Третьим зданием , из сохранившихся на современной территории монастыря, является двухэтажный дом, который лишь совсем недавно, в июле 2010 г., был возвращен обители. Многих молитв потребовалось для его передачи. Благодаря общественности г. Курска, удалось собрать немалую сумму денег для выкупа здания, которое в перестроечные времена сумели оформить на себя частные лица. Неизвестно точно, что располагалось в этом корпусе до закрытия монастыря. В советские годы он был в заброшенном состоянии и постепенно разрушался. Новые владельцы отремонтировали его и устроили в нем редакцию газеты «Хорошие новости». После закрытия газеты корпус вновь пришел в запустение, лишь его подвал использовался и сдавался в аренду для студии звукозаписи. По возвращении здания монастырю, в нем начат капитальный ремонт. Планируется использовать его для будущего детского приюта при нашей обители. Подворья [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Курский_Троицк...

В 1764 г. К. м. был зачислен в разряд третьеклассного. При настоятельнице (1762-1765) игум. Митродоре (Долгинцевой; † 31 дек. 1765) в К. м. проживали 15 монахинь, служили 2 священника: Иоанн Матчин и Михаил Нифонтов, дьячок Михаил Матчин, пономарь Василий Калмыков, а также плотник Дмитрий Сойников, бондарь Федор Сойников и портной Василий Гусельников. В 70-х гг. XVIII в. Троицкий храм был отремонтирован, убранство украшено лепными изображениями: в куполе - Господа Саваофа, по сторонам - ангелов и 4 евангелистов в парусах. В 1773-1774 гг., при игум. Епистимии, нижняя ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери была обновлена; в кон. XVIII в., при игум. Афанасии, с зап. стороны монастыря выстроена каменная ограда; в 1818 г., при игум. Анфии (Навроцкой), отлит для монастырской колокольни взамен разбитого колокол в 194 пуда; в 1829 г., при игум. Досифее, выстроены настоятельские кельи. По плану 1822 г. владения К. м. простирались на 40 саж. в длину и 53,5 саж. в ширину. В 1824 г. коллежский секретарь С. Г. Гладков пожертвовал в пользу К. м. дом и сад, прилегавшие к мон-рю с юго-вост. стороны. В 1827 г. Е. М. Спешнева передала мон-рю земли с сев. стороны, на к-рых впосл. сооружены просфорная и игуменский корпус, в 1829 г. Е. К. Коптева пожертвовала 2 дома с флигелем. В 1832 г., при игум. Тавифе, были выстроены каменная ограда и св. врата при въезде в обитель с 2 небольшими кельями по сторонам. В 1836 г. по инициативе настоятельницы (1831-1849) игум. Тавифы († 1867) к зап. стене Троицкого храма была пристроена теплая церковь в честь монастырской святыни - Новодворской иконы Божией Матери. С сев. и юж. сторон теплого храма были устроены коридоры, служившие входом в верхнюю Троицкую холодную ц. Курская купеческая вдова А. И. Гладкова пожертвовала 5000 р. ассигнациями на постройку теплой церкви. По преданию, однажды К. м. посетила странница, которая, взглянув на монастырскую Новодворскую икону, со слезами упала пред ней в молитве. Затем женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды во сне увидела икону Богородицы, Которая обещала ей полное исцеление, если она разыщет образ. Получив облегчение от недуга, женщина странствовала в поисках и, найдя эту икону в К. м., окончательно исцелилась. В память о чуде, явленном от Новодворской иконы, был освящен престол новопостроенного храма, а образ разместили за правым клиросом. В 1851 г. в Новодворском храме были устроены 2 придела: северный - в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный - во имя прп. Мирона. Под храмом размещалось неск. келий. При игум. Алевтине были сделаны серебряные вызолоченные ризы на местные иконы Спасителя и Божией Матери в Новодворской ц.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

В настоящее время есть возможность уточнить дату первого упоминания Курского Троицкого женского монастыря. Как это нередко бывает, нашлась она в источнике, в котором данную информацию меньше всего можно было ожидать — в «книге курскому кабацкому пойлу, вину и меду, и пошлинным, и пятенным, и лошадиным деньгам» за февраль–июнь 1619 г., хранящийся в РГАДА . Документ представляет собой приходо-расходную книгу, содержащую сведения о сборе казенной питейной прибыли и таможенных пошлин в Курске . Он был опубликован (правда, с некоторыми сокращениями) еще в 1982 г. лингвистами С. И. Котковым и Н. С. Котковой в сборнике деловых текстов XVII в. «Памятники южновеликорусского наречия» . В записи «книги курскому кабацкому пойлу» за 6 марта 1619 г. отмечена покупка неизвестным по имени курянином, имевшим какое-то отношение к крестьянину девичьего монастыря, которого предположительно звали Анцифер, лошади у жителя Рыльска: «Тово ж числа явил кобатцкому голове и верным целовалникомъ курченинъ девичево манастыря крстьянина Онцы… рыж, иноход, звездочол, грив… семи лет на осмое, а купил он тов… у рыленина Гриши Степанов… с продавца взято с полушеста рубли пя[ть] алтын да щерсти две денги» . Практически нет сомнений в том, что в данной записи упомянут именно курский Троицкий женский монастырь. Других женских обителей в XVII в. в городе не было. Монастырь неоднократно упоминается и в более поздних курских таможенных и кабацких книгах (в основном в связи со сделками по купле-продаже лошадей, проводимых его крестьянами). Например, в книге, включающей сведения с 22 ноября 1626 г. по 1 марта 1628 г., в записи за 27 января 1627 г. говорится: «Генворя в 27 де[нь] явил курченин Васильевъ крестьянин Якунина Ортемъ Павлов снъ кобылу гнеду семи лет, грива налева, продал курченину Троетцкого девичева мнстря крестьянину Ивану Петрову сну Сабелникову» . Таким образом, первое упоминание Курского Троицкого женского монастыря в исторических источниках можно датировать 1619 г. К этому времени обитель не просто уже существовала, но и имела приписных крестьян. Что же касается времени ее основания, то оно по-прежнему остается неизвестным. Можно лишь предположить, что монастырь возник на исходе Смуты. Надо полагать, что в Курске, ощутимо пострадавшем в лихолетье, имелось немало вдов, потерявших своих мужей. Именно они, вероятно, и составили основу новой обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/10369625/

Таким образом, указанная Павловским дата первого упоминания курского Троицкого женского монастыря вызывает обоснованные сомнения в своей достоверности. Между тем в наиболее авторитетном справочно-историческом издании о русских обителях, составленном старшим редактором Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел В. В. Зверинским, про курский Троицкий женский монастырь говорится только что «по описи 1628–1631 года он находился на посаде за большим старым острогом и имел тогда церковь св. Троицы с приделом Обновления Храма Воскресения Христова» . Сведения эти Зверинский извлек из изданного еще в 1786 г. «Описания Курского наместничества» С. И. Ларионова. В распоряжении последнего находились материалы из недошедших до нашего времени писцовых книг Курска и Курского уезда, составленных в 1628–1631 гг. писцами Богданом и Степаном Уньковскими и подьячим Иваном Коровиным. Ларионов сообщает, что согласно описанию 1628–1631 гг. в обители имелась 21 келья и состояли 35 монахинь. Около монастыря находилась слобода, в которой жили «непашенные ремесленники и бобыли». На территории курского острога монастырь имел осадный двор, купленный игуменьей Сундулеей «на убежище въ осадныя времена» . Позже, вслед за Зверинским, сведения о существовании курского Троицкого женского монастыря в 1628–1631 гг. привел Л. И. Денисов . Его фундаментальный справочник вышел в 1908 г. — на год позже путеводителя Павловского, однако автор не счел возможным давать информацию об упоминании курской обители в 1623 г., уже напечатанную во «Всеобщем иллюстрированном путеводителе». Важно также подчеркнуть, что современный исследователь русской церковной истории Д. Б. Кочетов также проигнорировал дату, указанную Павловским, приняв за начальную точку отсчета истории обители 1628 г. Каким же образом возникла дата «1623 год»? Полагаю, что, скорей всего, здесь имела место обычная техническая ошибка либо при переписке беловой рукописи, пошедшей в типографию (книга печаталась в Нижнем Новгороде в типографии Товарищества И. М. Машистова), либо непосредственно при наборе текста. Думается, что Павловский при подготовке своего «Всеобщего иллюстрированного путеводителя» не мог пройти мимо справочника В. В. Зверинского, где говорится о существовании курского Троицкого женского монастыря в 1628–1631 гг. Видимо, в исходной авторской рукописи книги Павловского в качестве даты первого упоминания обители и был указан 1628 г., которую переписчик (или наборщик) ошибочно воспроизвел как 1623 г. При вычитке огромной по объему верстки (свыше 900 страниц) опечатку не заметили и, будучи запущенной в оборот, книга стала источником ошибочной информации.

http://sedmitza.ru/lib/text/10369625/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010