78. Франк. С. Смысл жизни. - Второе издание. Брюссель: издательство " Жизнь с Богом " , 1992. 79. О социальной концепции Русского Православия/Под общ. Ред. М.П. Мчедлова; ИЦ " Религия в современном обществе " . - М.: Республика, 2002. 80. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. - М.: " Фонд имени Александра Меня " , 1999. 81. Александр Мень (А. Боголюбов), протоиерей. Сын человеческий. - М.: " Р. S " , 1991. 82. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога. - М.: " Школа-Пресс " , 1994. 83. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М.: " Самшит-издат " , 2003. 84. В. Свешников, протоиерей. Очерки христианской этики. Учебное пособие. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. М: " Паломник " , 2001. 85. Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем/сост. Лоргус А., священник. - М.: Индрик, 2003. 86. Скурат К.Е. Великие учители Церкви. - Клин: Фонд " Христианская жизнь " , 1999. 87. Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Христианский собеседник. Выпуск 45. - Издание Макариев-Решемской Обители, 1998. 88. Островский К., священник. Жизнь равна вечности. Уроки спасения. - Красногорск: Успенский храм, 1998. 89. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях Архимандрита Паисия Величковского. Одесса: издание Свято-Ильинского Скита на Афоне, 1910. 90. Неганова Е.И. Антропологические предпосылки моногамного брака.//Сб.: Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем/сост. Лоргус А., священник. - М.: Индрик, 2003. 91. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; Издательство " ДАРЪ " , 2005. 92. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни. - М.: Сретенский монастырь; " Новая книга " ; " Ковчег " , 1998.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

В 1859 году при КазДА выходят творения уже упоминавшегося нами преп. Максима Грека . Вначале на славянском языке – без перевода, затем некоторые из них издаются в 1860 году в «Православном собеседнике» (журнале при той же Академии), а с 1864 по 1897 год там же, в Казани, выходят три тома Творений преп. Максима Грека 297 1 на русском языке. В разных изданиях в 60-х годах XIX века публикуются творения, в том числе полемического антиеретического характера, таких отцов Русской Церкви XIV-XV веков, как сет. Фотий, митрополит Киевский, преп. Зиновий Отенский , свт. Киприан, митрополит Московский Во второй половине XIX века начинают издаваться сочинения сщмч. Гермогена, патриарха Московского (1530–1612), в основном агиографического характера, в том числе повествования о свт. Гурии, архиепископе Казанском, о явлении Казанской иконы Божией Матери. Более поздний автор XVIII века, аскетический писатель преп. Паисий Величковский (1722–17194), возродитель русского исихазма, переводил на славянский язык с греческого творения святых отцов. Он стал издаваться только в XIX веке, с 1847 года (Житие и писания. Оптина пустынь, 1847). В конце XIX – начале XX века вышли его собственные творения: «Об умной или внутренней молитве» (М., 1892; до революции было четыре издания); «Крины сельные» (два издания: Одесса, 1905; 1910). Однако главный массив издаваемых русских святоотеческих творений XIX века приходится на авторов, живших в ту эпоху, таких как свт. Филарет Московский , свт. Игнатий Брянчанинов , свт. Феофан, Затворник Вышенский , св. прав. Иоанн Кронштадтский . Свт. Филарет Московский (1782–1867) – фигура весьма значимая для русского патристического книгоиздания (именно в церковное правление свт. Филарета и происходит его взлет). Свои первые труды свт. Филарет опубликовал в печати в 1814 году, будучи архимандритом и ректором СПбДА, среди них – молебный чин по поводу «избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык», а также «Обозрение богословских наук». Увидели свет два самых полных и не повторенных ни до революции, ни после нее издания трудов митрополита Филарета: «Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам» в пяти томах (пятый том в двух частях) вышли с 1885 по 1888 год в Санкт-Петербурге (СПб., Синодальная типография) 298 с двумя частями указателей; «Сочинения Филарета митр. Московского и Коломенского: Слова и речи» в пяти томах вышли в Москве в типографии Мамонтова (М., 1873–1885).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

321 См.: Паисий (Величковский) , прп. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях. Одесса: Изд-е Русского Свято-Ильинскаго скита на Афоне, 1910. Слово 16. С. 19. 324 Собеседования египетских подвижников. Собеседование 5. Гл. 3. С. 240; см.: Основы. Т. 1. С. 319. 325 См.: Основы. Т. 1. С. 314; ср.: Собеседования египетских подвижников. Собеседование 5. Гл. 10. С. 246–247; Лествица. Слово 22, 3. С. 143. 327 Данный пункт ввиду того, что определение страсти зачастую предполагает перечисление ее видов, может быть соединен с первым, рассказ же о вреде от нее в таком случае идет далее или одновременно с перечислением отдельных ее проявлений. 330 Основы. Т. 2. С. 100–101. На самом деле в переводе прп. Иоанна Кассиана написано следующее: «Чрево, по словам св. Григория Великого ..., искушает нас таким образом: 1) иногда прежде установленного времени желает есть; 2) иногда хоть не прежде времени, но желает пищи более дорогой, лакомой; 3) иногда, не разбирая пищи, какова бы она ни была, только желает, чтобы лучше была состряпана; 4) а иногда погрешает в количестве пищи, превышает меру потребности, это чаще всего бывает; 5) иной ест с жадностью всякую грубую пищу; слишком торопливо или часто». (О постановлениях киновитян. Кн. 5. Гл. 20. С. 61). В оригинальном же тексте свт. Григория говорится так: «Aliquando namque indigentiae tempora praevenit; aliquando vero tempus non praevenit, sed cibos lautiores quaerit; aliquando quaelibet quae sumenda sint praeparari accuratius expetit, aliquando autem et qualitati ciborum et tempori congruit, sed in ipsa quantitate sumendi mensuram fnoderatae refectionis excedit». (Gregorius Magnus, st. Moralium in Job. Lib. XXX. Cap. 18//PL 36, 556–557). 332 См.: Основы. Т. 2. С. 100–101; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 5. Гл. 20. С. 61; Собеседования египетских подвижников. Собеседование 5. Гл. 11. С. 247; Душеполезные поучения. Поучение 15. С. 171. 333 Петр (Екатериновский), еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Духовные беседы. С.153, 154, 198, 217, 369, 416, 438; Исаия Отшельник, авва. Слова//Добротолюбие. Т. 1. С.303; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С.173, 175; Нил Синайский, прп. Слово о молитве " » Добротолюбие. Т. 2. С.217; Мысли и увещания//Там же. С.287; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т.3. С.21; Иоанн Карпафский, прп. Увещательные главы//Добротолюбие. Т. 3. С.94—95; Феогност, прп. О деятельной и содержательной жизни//Добротолюбие. Т. 3. С.389; Илия Екдик, пресв. Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С.430; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С.201; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С.91, 148,307—308, 315; Паисий Величковский, архим. Крины сельные или цветы прекрасные. Одесса, 1910. С.24). 41 Аскетические опыты. Т. I. С. 207 42 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 288, 557. Различие душевного и духовного деланий в аскетическом учении свт. Игнатия отмечал иг. Марк (Лозинский) (Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам еп. Игнатия (Брянчанинова). М. «Казак», 1997. С.27—28). Вообще, основано это на святоотеческом различии трех состояний жизни человека: плотском, душевном и духовном. По учению прп. Никиты Стифата, плотское устроение жизни есть всецелое предание себя благам временным. Душевное — когда избегают греховных дел ради похвалы людей, но и о добродетели не заботятся по причине ее трудности. Духовное — когда всецело живут по заповедям Божиим (Никита Стифат, прп. Вторая сотница глав об очищении ума//Добротолюбие. Т. 5. С.111—114). Надо заметить, что понимание душевного делания у свт. Игнатия предстает в более возвышенных чертах, нежели понимание душевного устроения по прп. Никите Стифату. Душевное делание, по свт. Игнатию, есть все же забота о добродетели, забота с великим внутренним подвигом, на только еще и с духовными поражениями. Здесь более близость к учению св. Исаака Сирина о второй степени ведения, степени душевного ведения (Слова подвижнические. С.127—130, 132). Делание же духовное есть уже жизнь в полном подчинении себя Духу Святому, освобождение от внутренних греховных страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

 Там же. С. 186.  Там же. С. 312.  Там же. С. 185, 216. О том же пишет преподобный Паисий Величковский: «От молитвы, произносимой долговременно языком, проистекает умовая, а от умовой – сердечная» (Крины сельные. Одесса, 1910. С. 28).  Там же. С. 218.  Там же. С. 257, 262–263. Об этих чувствах сообщает и преподобный Нил Синайский, это – самоуглубление, благоговение, умиление и душевное болезнование о грехах. (Слово о молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 212).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 1. С. 270, 146, 262; Т. 2. С. 323;  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Приношение современному монашеству//  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Творения. Т. 5. М., 1998. С. 98. Так, замечает пресв. Илия Екдик: «Не столько трудно пресечь путь реке, чтоб она не неслась вниз, сколько остановить стремление ума, чтоб не влаялся по видимым вещам, а устремлялся горе к сродному ему, сосредоточиваясь в молитве» (Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 439).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 1. С. 270–271.  Там же. Т. 2. С. 218. Согласно святым Исихию Иерусалимскому и Иоанну Лествичнику, молитва, соединившаяся с сердцем, изглаждает в душе греховные помыслы и образы и прогоняет демонов ( Исихий Иерусалимский,  святой. О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 187, 189–190, 196;  Иоанн Лествичник,  преподобный. Лествица. С. 215).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 1. С. 325.  Там же. С. 325.  Там же. С. 219, 276.  Там же. С. 218;  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетическая проповедь. С. 339. Так выражается об этом преподобный Нил Синайский: «Есть высшая молитва совершенных, некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу, Который видит расположение сердца, отверстое, подобно исписанной книге, и в безгласных образах выражающее волю свою» (Слово о молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 229. См. также:  Филимон,  авва. Сказание//Добротолюбие. Т. 3. С. 366).

http://pravoslavie.ru/66179.html

Кашменский С. Святоотеческое учение о душе. Вып. 3. – Пермь, 2002. Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы . М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950). Киприан (Керн) архим. Православное пастырское служение. СПб.: Сатис, 1996. Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – Киев, 1990. Кураев Андрей диакон. Мужчина и женщина в книге Бытия//Альфа и Омега. 1996, 2–3(9–10), с.268–300. Лазарь архим. Грех и покаяние последних времен. М.: Сретенский мон., 1997. Лосский В. Н. Боговидение. Пер. с франц. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. Лосский Н. О. Христианство и буддизм//Христианство и индуизм. М., 1994, с.25–64. Макарий Египетский . Духовные беседы, послания и слова. М.: Правило веры, 1998. Максим Исповедник . О богословии и воплощении Сына Божия//Христианское чтение. 1835, ч. 1, 11–24, 140–159, 246–265; ч. 2, с.12–24. Максим Исповедник . Творения. Кн. I, II. – М.: Мартис, 1993. Максим Исповедник . Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.229–288. Максим Исповедник . Четыре сотни глав о любви//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.163–228. Малиновский Н. П. Православное догматическое богословие. Т. 4. Сергиев Посад, 1909. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. – Сергиев Посад, 1911. Мейендорф Иоанн прот. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. М.: Когелет, 2001. Михаил (Труханов) свящ. Православный взгляд на творчество. М.: Друза, 1997. Мясищев В. И. Личность и неврозы. – Л., 1960. Начала христианской психологии/Отв. ред. Б.С. Братусь. – М., 1995. Никита Стифат. Деятельных глав первая сотница//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.82–110. Никон (Воробьев) игум. Письма духовным детям. 2-е изд. Париж: YMCA-Press, 1988 (Св.-Тр. Серг. Лавра, 1991). Паисий Величковский . «Крины сельные» или «Цветы прекрасные». Одесса, 1910. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. – Мадрид, 1965. Практическая энциклопедия по творениям святителя Игнатия Брянчанинова . – СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 174 об. простая концовка чернилами. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. Записи На л. 2-16 запись писца по нижнему колонтитулу: «Книга сия глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя мене многогрешнаго схимонаха Манасии зделано моими трудами 1776 года окончено апреля 30 дня». Содержание Л. 1. Заголовок. «Крины сельныя или цветы прекрасныя». Л. 2. Предисловие к книге. «Книга глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя…». Нач.: «Благодатию и помощию Божиею написахом убо малейшую сию книжицу…». Л. 175. Поучения свт. Димитрия Ростовского. «Разсуждение како приуготовлятися ко Святому Причащению». Нач.: «Да искушает же человек себе…».   L032046. Феодор Студит. Оглашения. 1777 г. 4о. 30х21. (24х17). 230 л. Полуустав одного почерка. Писец – схимонах Афанасий из Нямецкого монастыря. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Л. 9 без текста. Переплет картон в коже. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки киноварные в колонтитулах. Записи На форзаце вверху владельческая запись: «1864. Иоанноарий». На л. 230 запись писца внизу страницы: «1777 года писал монах Афанасий». Содержание Л. 1. Оглавление. «Оглашений обдержащихся в сей книзе». Л. 10 (1). Феодора Студийского оглашения. (Заголовок не вписан, верхняя половина листа пустая). Нач.: «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим, и кроме некия страсти служити во службах своих, правилоначалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирадителю…».   L032047. Петра Дамаскина слова. Книга 1-я. 1779 г. Полуустав двух почерков. Второй писец исправляет записи первого на полях и в колонтитулах и восстанавливает утерянные листы. I – (лл. 2-33 об., 35-42 об., 45-46 об., 57-119 об., 123-180 об., 186-234 – Николай), II (лл. 1-1 об., 34-34 об., 43-44 об., 47-56 об., 120-122 об., 181-185 об. – Платон). 4о. 19х12,5. 234 л. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. Переплет картон в коже.

http://bogoslov.ru/article/6177528

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Софрониева и Глинская пустыни/Н. С./[Б. м. б. г.] 40 с. Спасо-Илиодоровский скит Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, основанный на месте пустынных подвигов схиархимандрита Илиодора: В память избавления Государя Императора Николая Александровича от опасности в Японии в 1891 г. С кратким очерком жизни старца Илиодора и одного из учеников его схимонаха Артемия. Одесса, 1899. Курск, 1912. Устав Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии Путивльского уезда. [Б. м.], 1910. Фатеев А. Богородичны на Господи воззвах, именуемые догматиками, Богородичны на стиховнах, антифоны и ирмосы воскресных гласов Киевского распева из обихода Глинской пустыни Курской губернии. СПб., 1901. Церковные ведомости. 1899. 51–52. С. 396; 1905. 1. С. 15; 19. С. 220; 49. С. 537; 1906. 18. С. 217; 1912. 15. С. 91; 50. С. 465. 1913. 38. С. 471 и др. О возведении в духовный сан, назначениях на должность, перемещениях Глинских иноков. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская: Очерк явления иконы и описание чудес, от нее происшедших: С рис. Одесса, 1901. 28 с; То же. 2-е изд. Глинской пустыни, испр. и доп. Одесса, 1907. 64 с, ил. Ювачев Ив. Глинская пустынь//Русский паломник. 1906. 10. С. 151–152; 12. С. 180–183. Явление помощи и заступления Пресвятой Владычицы Богородицы во время пожарного бедствия в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//Курские епархиальные ведомости. 1892. 10. С. 154–156. Отдел III Литература Глинских старцев Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа: С портр. старца. Одесса, 1902. 111 с; 1 вкл. л. портр., ил. Глинский подвижник схимонах Архипп: (Память 27 сентября)//Иеромонах Иассон. О нем: Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Одесса, 1909. С. V (предисловие). Концевич И. Оптина пустынь и ее время. Джорданвиль, 1970. С. 52. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собр. игуменом Иассоном. М., 1887. 274 с, ил.; Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собр. игуменом Иассоном. 2-е изд. М., 1906. 274 с, ил.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Литература . Глинский монах Николай скорбящий. (Память 14 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь–июнь. Том доп. Ч. 1. Кн. 1. М., 1912. С. 587–588. ИЕРОМОНАХ АНАСТАСИЙ, ДУХОВНИК (†1873) Об иеромонахе Анастасии в литературных источниках сохранились лишь краткие разрозненные сведения. Известно, что он 21 год находился под руководством игумена Филарета 576 , а значит, поступил в Глинскую пустынь не позднее 1820 года. Возможно, при игумене Филарете о. Анастасий был казначеем, поскольку в «Жизнеописании игумена Филарета...» (Одесса, 1905. С. 120–121) упоминается казначей Глинской пустыни иеромонах Анастасий. Игумен Филарет, стремясь к уединению, просил его принять на себя настоятельскую должность, но «видя явное благоволение Божие к смиренному настоятелю, казначей отклонил сделанное ему предложение». Впоследствии о. Анастасий стал братским духовником, и многие Глинские подвижники были его учениками, в их числе монахи Мартирий (Кириченко), Петр (Лешенко) и другие. высоте нравственной жизни и духовной опытности о. Анастасия свидетельствует и то, что более 20 лет (до самой кончины о. Анастасия) его советами руководствовался известный святостью жизни Глинский старец Архипп (Шестаков). Скончался иеромонах Анастасий в глубокой старости в 1873 году 577 , прожив в Глинской пустыни в иноческих подвигах более 50 лет. Литература Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа. Одесса, 1902. С. 20. Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. Ч. 1. Одесса, 1904. С. 34; То же. Курск, 1912. С. 28. Глинский подвижник монах Петр//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 182. Очерк жизни подвижника Глинской пустыни монаха Петра. Одесса, 1909. С. 13. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 19–20. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 120–121. Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии//Прибавления к Курским епархиальным ведомостям. 1892. 13. С. 37. МОНАХ ДОСИФЕЙ БЛАГОГОВЕЙНЫЙ (†1874)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010