Никита Семенов 10-й послушник Одесса. 6 марта 1900 г. за 3 3954 Мефодий Лепехин 11-й послушник Одесса. 14 декабря 1901 г. за 12956 Андрей Переверзев Регент Тула. 5 июня 1898 г. за 668 Михаил Зубарев 1-й певчий С.-Петербург. 26 июня 1899 г. за 469/662 Бесплатный министерский билет Алексей Зверев 2-й певчий Одесса. 27 января 1898 г. за 1069 Василий Славинский 3-й певчий Одесса. 10 октября 1901 г. за 9251 Мина Кончин 4-й певчий Одесса. 29 июля 1900 г. за 8900 Василий Шумарин 5-й певчий Одесса. 7 апреля 1901 г. за 4692 Григорий Кравченко 6-й певчий Одесса. 13 декабря 1900 г. за 13870 Михаил Дудин 7-й певчий Одесса. 8 октября 1901 г. за 9116 Сергей Федерман 8-й певчий Одесса. 17 апреля 1902 г. за 6057 Георгий Халеби драгоман Турецко-подданный Архив РДМ, п. 62, д. 1258. 3 л. 569. Свидетельство, выданное бывшему певчему РДМ М.К. Степанову Иерусалим 22 мая 1903 г. Отпуск Дано сие Михаилу Капитонову Степанову в том, что он действительно получал жалованье от Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за участие в хоре певчих с июля 1870 г. по декабрь 1871 г. и с февраля 1873 г. по март 1901 года. Архив РДМ, п. 11, д. 187. 1 л. 1023 О начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Александре (Головине) см. выше, примеч. 770 к документу 448. 1024 Маршалек (Маршалок) Владимир (Франц) Антонович – поборник славянского единства, один из 13 молодых чехов-католиков, воссоединившихся с православием в Александро-Невской Лавре в Петербург в праздник Покрова, 1 октября 1870 г. Этому событию посвящено известное стихотворение Ф.И. Тютчева «Два единства». В 1888 г. Маршалек совершил с женой, Евгенией Петровной (урожд. Сеславиной), паломничество в Палестину, где познакомился с архимандритом Антонином, оказывавшим ему в дальнейшем духовную и материальную поддержку (см. выше письмо М.И. Осипова к архимандриту Антонину от 22 марта 1894 г., документ 347, в котором сообщалось о смерти жены Маршалька и о намерении последнего принять монашество). В 1900 г. отмечалась годовщина петербургского события (см.: К тридцатилетию воссоединения с Православной Церковью первой группы чехов (1 октября 1870 г. – 1 октября 1900 г.). М., 1900), и Хитрово опасался, видимо, возможных провокаций в случае нового приезда Маршалька, теперь уже православного монаха, в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Критерием познания истины для П. выступали греческие первоисточники; он пишет, что «великая идея вселенского православия не должна подменяться представлением об истинной Церкви только в пределах Российской Империи». Неизвестно время написания 2 проповедей - «Поучения на Рождество Христово» (НАРМ. 2119.2.22. Л. 208-211; 2119.2.30. Л. 7-11 об.; 2119.3.82. Л. 359-363; ГИМ. Сим. 5. Л. 215-218 об.; Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1998. Vol. 1. P. 203-206; Жгун, Жгун, сост. 2007. С. 189-193; Они же, сост. 2014. С. 460-467) и «Поучения перед Великим Постом» (BMNN. 2119.3.14. Fol. 165-168v; 2119.3.82. Fol. 364-368; Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 4388; НАРМ. 2119.2.30. Л. 1-6 об., 13-19; Жгун, Жгун, сост. 2007. С. 197-201). П. приписывается сб. «Крины сельные, или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания», активно переписываемый и читаемый в паисиевской общине ( Буланин Д. М., Турилов А. А. Серков Диомид Яковлев//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 351-354; Семячко С. А. К истории сборников XVII в.: Старчество. Цветник священноинока Дорофея. Крины сельные//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 216-247). Также авторству П. не принадлежит «Поучение на пострижение монашеского чина». Это «Поучение...» является переработанными выдержками из «Цветника» священноинока Дорофея, ранний из обнаруженных списков датируется 1715 г. (Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 597. Fol. 199v - 205v). Литературная деятельность и духовное наследие П. По словам проф. А. Э. Н. Тахиаоса, П. «взял из греческого мира сокровища забытого православного духовного наследия и преподнес их всему православному миру» (1000-летие крещения Руси: Междунар. церк. науч. конф. «Богословие и духовность», Москва 11-18 мая 1987 г. М., 1989. С. 266). Работу по поиску и собиранию святоотеческих творений, их копированию и переводу на церковнослав. язык с правкой слав. переводов П. начал на Афоне. Под рук. румын. мон. Макария (Даскала) преподобный усовершенствовал знание греч. языка, приобрел необходимые словари и начал собирать греч.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Обсудить, что поскорее издать, мы не успели, так как в келлию настойчиво стучали три разноцветных и разнокалиберных представителя молодежного авангарда с требованием сегодня же ответить на все вопросы и определить пути их духовного прогресса и созерцания. Батюшка ушел наставлять на путь истинный и разрешать неразрешимые катаклизмы хипповской жизни. Время, рядом с этим книжным богатством, потеряло для меня всякий смысл и протяженность, но вернувшийся через пару часов отец Сергий отчитал меня любвеобильно за незакрытое окно в келлии, в результате чего я поселил в ней множество злющих козельских комаров. Пришлось извиняться и все же спросить, что напечатать? Отец Сергий тут же взял с полки «Крины сельные» Паисия Величковского и после долгих поисков нашел в тумбочке старенькую статью, конца XIX века, об Оптиной пустыни. Историческое описание мы довольно шустро издали в Козельске, а вот «Крины сельные» вышли в Минске, на красивой бумаге, в цветной обложке. До последнего оптинского дня моей монастырской жизни «подпитывался» я книгами у отца Сергия. Был в возрождающемся монастыре иеродиакон Николай (запамятовал уже его фамилию), который, кроме своего диаконского служения, часто нес послушание на вратах Оптиной пустыни. Привратник он был своеобразный. Главным постулатом своего охранительного послушания определил иеродиакон библейскую формулу «Ничто худое не войдет в Царство Небесное» (ср. Ин. 21, 27), а так как у отца Николая началом данного Царства был монастырь, то фильтрация худого и доброго была очень принципиальной. Даже отец наместник вынужден был вмешаться, когда отец Николай не впустил в обитель путешественника и ведущего популярной телепрограммы «Вокруг света» Юрия Сенкевича. Не пустил потому, что вместе с нашей знаменитостью был его друг-швед, с которым Юрий Сенкевич на папирусной лодке «Ра» вокруг света ходил. К самому шведу и его вероисповеданию привратный страж претензий не имел, но шорты на мореплавателе превратили отца Николая в непреодолимый барьер. Лишь после того, как иеродиакон облачил шведа в армейские штаны-бриджи времен 1950–60 годов, пожертвованные монастырю от расположенной недалече военной части, врата стали проходимы…

http://radonezh.ru/2022/07/21/protoierey...

В Нило-Сорской пустыни старчество (если мы понимаем старчество как наставничество) не было развито ни в одной из тех разновидностей, о которых говорил В. И. Экземплярский : ни как «специальное руководство на пути иноческой жизни», ибо там не было пострижений и не было новоначальных монахов, в Нило-Сорский скит принимали только тех, кто уже прошел предварительный искус и обучение в общежительном монастыре; ни как помощь в поисках «народом нашим религиозной правды», ибо Нил Сорский вовсе не стремился к общению с мирянами и так писал в письме к Герману Подольному: «...въдале от монастыря преселихся, понеже, Божию, обртох мсто угодно моему разуму, занеже мирской чяди маловъходно.. .». Вообще, отношения учитель-ученик, старец-новоначальный нехарактерны для Сорской пустыни, преподобный Нил напрямую писал об этом в своем Уставе: «Аще обрящется гд духовенъ старець, има ученика единого или два и, аще имат потребу, когда – и аще кыи близ безмолвствуют, в подобно время приходяще, просвщаются бесдами духовными. Мы же, единъ отъ другаго въразумляемся и подтвержаемся, якоже писано есть „Брат братом помогаем – яко град твердъ“, – и имеем учителя непрелестна – богодухъновеннаа Того ради нам удобно зрится с врными единомудреными въ дло съ единм или двма, да от святых воли научающеся, и аще кому Богъ подаст вяще разумти, брат брата да назидает и друг другу помогает, ратуеми от бесовъ и стужаеми от страстей, якоже глаголет святый Ефрем, и тако на дла благаа наравляемся». Паисий Величковский , который прекрасно знал сочинения преподобного Нила, обращался к ним в своей аскетической практике и чрезвычайно почитал сорского подвижника, не хуже знал и старческую традицию общежительных монастырей. Мне уже приходилось писать, что сборник «Крины сельные» был весьма популярен в среде последователей Паисия Величковского и часто приписывался самому Паисию. Разумеется, Паисий никоим образом не мог быть составителем «Кринов сельных» – сборник существовал задолго до Паисия, но тот, судя по всему, активно сборником пользовался и, возможно, переложил «Крины сельные» на современный ему язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Добротолбие в 5 томах. Т. 5. Преподобный Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах и проч. Гл. 67.– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. – 186 с. Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. – 280 с. Поучения старца Фаддея Витовницкого. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Перевод с сербского Александра Логинова. Минск.: Изд. Дмитрия Харченко, 2011. – 7 с. Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. – 54 с. Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. – 36 с. Цит по: Как бороться с помыслами. Изложение учения Святых Отцов Праославной Церкви. – М.: 2005. – 20 с. Добротолюбие в 5 томах. Т. 2. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу, душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 6..– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. –154 с. Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна в ответах на вопрошения учеников. Ответ на вопрос 264. – М.: Православное братство апостола Иоанна Богослова, 2002. – 231 с. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественнаго Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковскаго.. Слово 35. О разнообразии браней бесовских и о том, как отсечь начало прилога всякого помысла и похоти. – 57 с. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественнаго Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковскаго. Слово 28. О том, чтобы заботиться о внутреннем, в излишние же попечения не вдаваться, но непрестанно молиться Богу. – 38 с. Там же. Слово 35. О разнообразии браней бесовских и о том, как отсечь начало прилога всякого помысла и похоти. – 55 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 471 с.

http://bogoslov.ru/article/3220495

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения прп. Паисия (Величковского), родоначальника духовного возрождения Православия в Новое Время. От него идет линия, давшая почти все русской старчество, он перевл множество творений Св. Отцов (в первую очередь Добротолюбие). Также прп. Паисию принадлежит несколько самостоятельных произведений. Некоторые из них вошли в наше собрание: Крины сельные, Об умной или внутренней молитве, Устав, письма и послания. Крины сельные Предисловие В библиотеке русского Свято-Ильинского скита на Афоне имеется рукопись, писанная на полуславянском наречии (подобно наречию Четий-Миней св. Димитрия Ростовского), церковно-славянскими буквами. Об этой рукописи сохранились следующие устные сведения. В двадцатых годах прошедшего столетия молодой послушник одного из российских монастырей (крестьянин Орловской губернии) перешел в Немецкий монастырь в Молдавии, славившийся тогда высокою духовною жизнью своих иноков и аскетическими сочинениями бывшего в нем игумена - знаменитого старца Паисия Величковского, скончавшегося в нем в 1794 году. Этот послушник, принявши на новом месте жительства монашеский постриг с именем Софрония, долго пребывал в монастыре, в коем застал многих учеников великого старца Паисия, и в том числе инока краснописца Платона, переписывающего еще при жизни старца Паисия его сочинения и переводы с греческого языка. Краснописец Платон, по расположению к иноку Софронию за искусное его пение на клиросе, подарил ему переписанную собственной рукою означенную рукопись и при этом высказал, что помещенные в ней 45 аскетических слов, проникнутых строго святоотеческим подвижническим духом, составлены старцем Паисием. В 1836 году инок Софроний, оставив Молдавский Немецкий монастырь, поступил на жительство в Свято-Ильинский скит на Афоне, основанный старцем Паисием Величковским, во время его жительства на святой горе. В этом скиту инок Софроний скончался в 1867 году, на 72 году жизни, оставив в сей обители принесенную им означенную рукопись, о которой выше объясненное он сообщил многим братиям скита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Так, под 23 дек. читаются служба свт. Филиппу, т. н. Тулуповская редакция Жития свт. Филиппа, и некая особая редакция, известная только в списке Милютинской Минеи, правда, по мнению И. А. Лобаковой, созданная раньше и лишь переписанная при составлении Минеи ( Лобакова. 2006. С. 121-131). Совершенно особое место занимают Минеи-Четьи свт. Димитрия Ростовского , названные им «Книга житий святых» (1684-1705). При ее создании свт. Димитрий ориентировался не только на традицию Миней-Четьих, но и на изданные болландистами Acta Sanctorum. Помещая ту или иную статью в «Книгу житий…», свт. Димитрий часто указывал источник, из которого извлечены материалы. В XVIII-XIX вв. Минеи-Четьи составлялись, как правило, «путем дополнения новыми материалами» Миней-Четьих свт. Димитрия Ростовского. В связи с формированием сборников устойчивого состава рус. агиографическая традиция в XVII в. получила еще один мощный толчок к развитию в процессе создания и редактирования печатного Пролога (с 1643). В большинстве случаев для включения в печатный Пролог создавались новые редакции житий, к-рые после издания попали и в рукописную традицию. Рус. жития, в первую очередь те, которые вошли в состав Киево-Печерского патерика и Пролога, были своеобразно осмыслены в созданном в 1-й пол. XVII в. Слове «О житии отеческих, от Пролога и от Патерика печерскаго, и от Патерика скитскаго, стихове коегождо святаго удобь житие разумееши, како пожиша», вошедшем в своей ранней редакции в «Цветник священноинока Дорофея», а в более поздней - в сб. «Старчество» келаря Кириллова Белозерского монастыря Матфея (Никифорова) и в сб. «Крины сельные» (подробнее см.: Семячко С. А. К истории сборников XVII в.: Старчество, Цветник священноинока Дорофея, Крины сельные//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 216-247; Она же. Сборник «Старчество» в Кирилло-Белозерском мон-ре//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 211-296). В составе «Цветника священноинока Дорофея» в течение посл. четв. XVIII в. оно было издано 11 раз (см.: Вознесенский А. В.

http://pravenc.ru/text/182317.html

11) Мою трость черную, с набалдашником из восточного хрусталя, отказываю сроднику моему, священнику Михаилу Юркевичу. 12) Деньги, хранящиеся в билетах, номинально на сумму в две тысячи руб., завещаю специально на мои похороны. 13) Все остальное принадлежит вышеуказанным моим наследникам. 14) Обязанность моего душеприказчика прошу взять на себя отца ключаря протоиерея Гавриила Селецкого. 15) Все принадлежащие мне церковно-богослужебные книги завещеваю Крестовой церкви Одесского архиерейского дома. У всех прошу прощения вольных и невольных моих прегрешений. Всем мой доземный поклон, прощение и благословение. Пишу и подписываю собственной рукой, в твердой памяти. Смиренный Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский. 1888 г. августа 23. Одесса». Труды: Беседа о том, что ересеучение графа Л. Толстого разрушает самые основы не только православно-христианской веры, но и всякой религии. – Одесса, 1889. Поучение о том, что ересеучение графа Л. Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка. – Одесса, 1889. Как хорошо умирают верующие в Господа Иисуса//Душеполезный собеседник. – М., 1907. – С. 348–349. Общедоступное объяснение послания святого апостола Павла к римлянам. – 1891 (отзыв см. Церковный вестник. – СПб., 1891, 51–52. – С. 814). Поучения, беседы и речи: в 5 т. – Одесса, 1890–1891; 2-е изд. – 1900–1901. Полное собрание творений: в 7 т. – 3-е изд. – М., 1898–1899. Беседа о том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения. – Одесса, 1889. Беседа о христианском супружестве: Против графа Льва Толстого. – Одесса, 1894. Церковь и государство: Против графа Толстого. – Одесса, 1890. Об антихристе, о воскресении мертвых. – Одесса, 1904. Из записок. Его апология по поводу жалоб на него уфимского белого духовенства. – М., 1909. Приветственная речь в Елисаветградском соборе//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 36. – С. 973. Поучение на храмовой день святого апостола Андрея Первозванного//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 31–32. – С. 870.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Однажды положившихся на Бога во всех нуждах своих ради царствия небесного и умерший для мира, потом уже не заботится о том, как скончаться. Однажды положившийся на Бога уже не заботится о себе, и что ни сделает, во всем найдет пользу своей души. Но пусть же знает таковой, что предающий себя на все скорби ради Бога, на всяком месте найдет спасение. По вере нашей и благодать Божия дается нам; мала вера, мало и дается; больше веруем, большей благодати сподобляемся за терпение. Ничто не случится с нами помимо промысла Божия и устроения Его; Бог ожидает от нас только произволения ума нашего. Но судьбы Божии непостижимы, и посему должно в терпении спасать свои души, и претерпевый до конца спасется чрез Христа Иисуса Господа нашего, Ему же слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово 44 Увещание Умоляю и увещеваю вас возлюбленные мои отцы, братия, чада в следующем: возлюбиши Господа твоего от всей души твоей и всем сердцем твоим, будь справедлив и правдив, покорен, головой вниз поникнут, а умом к небу обращен, имей умиление к Богу и людям, будь утешителем печального, терпелив в искушениях и недосадителен, щедр, милостив, кормитель нищих, странноприимчив, печален ради грехов, радостен о Боге, алчен и жажден, кроток, терпелив, не славолюбив, не златолюбив, друголюбец, не лицемерен, не горделив, трудолюбив для Бога, молчалив, в ответах приятен, усерден в посте, частых молитвах, бдениях и псалмопениях, разумен; не осуждай всякого человека, но зазирай себе; – и будешь за все это чадо Евангелие, сын воскресения, наследник жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же честь и держава, и поклонение со Отцем, и Пресвятым Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Слово 45 Заключение Днесь крины и прекрасные цветы, о любимцы, собирайте, и все благое о Господе Бозе житие составляйте. От написанных же, ужеков (родственников) и них научайте. Молю же и вас: делы сия творите; сих бо ради, вечных благ улучите; да в немерцающем свете со ангелы выну вечную жизнь получите. Яко тамо сущие Бога выну славят, Троицу со ангельскими лики присно славословят. О, каково дарование земным даруете Бог в небе, во еже угодите Ему приимут Его к своей потребе! Любезной о Христе всех Царю, сподоби нас человеколюбия Своего, еже наследником быти царствия Твоего! Вас же, читатели, о сем любезно умоляю: своей же грубости исправления желаю; но и паче своим благоразумием наша исправи: смиренно и милостиво рабу Твоему, Владыко, остави. Еже усердие мое в сем более возлюби, рачительных моих трудов вотще не положи. «Заключение», написанное в стихотворной форме, нами помещено буквально с подлинника, без перевода на русское наречие. Читать далее Источник: Издание Свято-Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1910. Репринтное воспроизведение издание 1910 года. Отв. за выпуск Ставропигиальной монастырь, Введенская Оптина Пустынь Московской Патриархии, Калужская обл., г.Козельск Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

    Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 5.              Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 34-35.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 26.     Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — 16, 1912 г . С. 708.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 17.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 54.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 60.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010