Протоиерей Димитрий Климов о Крещенских купаниях: обряд или экстрим Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора, в канун праздника Крещения Господня говорит о том, что общего у крещенских омовений, зимних забав и звонка маме 18 января, 2016 Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора, в канун праздника Крещения Господня говорит о том, что общего у крещенских омовений, зимних забав и звонка маме Проходят святки. Уставший от праздничного марафона народ, утратив последние надежды без потерь вернуться в привычную житейскую колею, собирает силы для ещё одного январского рывка – праздника Крещения Господня. «А ну-ка, парни, а ну-ка, девушки» Мы любим праздники, но не всегда знаем, что с ними делать и как их встречать. Само слово «праздный» в переводе со старо-славянского языка означает пустой. Поэтому беременная женщина непраздная, т.е. не пустая. Праздничный день это день пустой от повседневных дел, освобождённый для другого наполнения. И это наполнение зависит от того, какой это праздник религиозный, светский, личный или общественный. Если праздник не наполнять смыслом, то он становится просто пустым, выходным днём. Главный метод наполнения праздника определённым смыслом — коммеморация т.е. совместное воспоминание какого-либо события. Но специфика христианского праздника в том, что события, которые мы вспоминаем происходили не только во времени, но и вне времени, в вечности. Поэтому мы можем не только вспоминать их, но и участвовать в них. Этому участию помогает и на него настраивает тематика богослужения. В молитвах и песнопениях многократно описывается сюжет праздника и его богословский смысл. Ум, молящегося в храме человека, буквально погружается, как в питательную среду, в евангельские образы. Но не только вербальным способом происходит это погружение, ему способствует и атрибутика праздника. В день Входа Господня в Иерусалим верующие стоят в храме с ветками вербы, как встречающие Христа и воспевающие Ему осанну люди 2000 лет назад. В Великую пятницу на середину храма полагают плащаницу, как тело умершего Спасителя в гроб. В день Пятидесятницы дома и храмы украшают ветвями деревьев, травой и цветами в знак того, что Дух Святой животворит всё вокруг. В Рождество сооружают вертепы не только для наглядной иллюстрации, но для возможности ощутить себя предстоящими перед Богомладенцем вместе с волхвами и пастухами. Ну а в день Крещения Господня многие верующие люди трижды окунаются в воду после её освящения.

http://pravmir.ru/protoierey-dimitriy-kl...

Организованы крещенские купания января 2023 В праздник Крещения Господня, или Богоявления, 18-19 января, в Санкт-Петербурге организуются крещенские купания. Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости между Трубецким и Нарышкиным бастионами. Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00. Полный список крещенских иорданей опубликован на сайте регионального управления МЧС . В нем возможны изменения в связи с погодными условиями. Адреса и время работы иорданей в Ленобласти можно посмотреть на сайте правительства региона. Василеостровский округ Успенское подворье Оптиной пустыни 18 января 08:00 - Царские часы, изобразительны; 09:40 - великая вечерня и Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 16:50 - вечернее богослужение. 19 января 06:40 - часы, Божественная литургия; 09:40 - часы, Божественная литургия; 16:50 - вечернее богослужение. Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 23:59 19 января.   Колпинский округ Свято-Троицкий собор 18 января 09:00 - Царские часы; 10:00 - великая вечерня, Божественная литургия. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани. 19 января 09:30 - часы, Божественная литургия. Великое освящение воды; 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - великая вечерня. Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского 18 января 09:00 - Царские часы, изобразительны, Великая вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение с литией. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - великая вечерня. Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 01:00 19 января; с 12:00 до 23:59 19 января. Курортный округ Храм святых апостолов Петра и Павла 18 января 08:30 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды;

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Патриаршее слово в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алма-Аты 18 января 2010 г. 12:41 18 января 2010 года, в Крещенский сочельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском соборе Алма-Аты . После богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Мефодий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с Крещенским сочельником, с днем, когда мы освящаем воду. Через таинство освящения является Церкви и миру великая Божия благодать, а стало это возможно потому, что Господь пришел в мир. Праздник именуется «Богоявлением» не только потому, что на реке Иордан явился Господь Иисус Христос, и был слышен глас Бога Отца, и Дух сходил как голубь (см. Мк. 1:9-11). Праздник Богоявления называется так еще и потому, что явление Божией благодати в мир, излияние в мир Божественной энергии и силы произошло через рождение Спасителя. Вот почему в глубокой древности эти два праздника — Крещение Господне и Рождество — праздновались в один день. Потому что благодать, явленная миру, — это благодать, пришедшая к нам через Господа Иисуса Христа. Он родился, прожил короткую, тяжелую человеческую жизнь и отождествил себя со страданием человеческим. Не с властью человеческой, не с силой, не с богатством — Господь отождествил Себя с немощью человеческой, с безвластием, с уничижением, и явил всем, что даже безвластный и уничиженный имеет возможность говорить правду всему миру. Эта правда Божия настолько режет глаз, настолько неприятна людям, живущим во грехе, что они не хотят ее слушать. И мы знаем, что Господь именно за эту Божию правду и пострадал. Первосвященники, старейшины, политические руководители народа израильского не хотели Его слушать. Они думали, что правда у них, но, услышав Его проникающую до глубины души проповедь, не могли, наверное, не понять, что правда — на Его стороне. Но как же тогда власть, богатство, влияние? «Если дать Этому Человеку свободу говорить, то Он всех на Свою сторону переведет». Тогда зависть к этой проповеди — к проповеди слабого, беззащитного — стала возрастать в душах и сердцах этих великих и сильных, и они довели Спасителя до Креста, до Крестной смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/998978.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского  сочельника (7–17 января 2025г. включительно). Они называются также святыми вечерами. Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина , произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского . Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 (!) точки зрения на продолжительность Святок: I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отражена на нашем сайте, часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет. II. 8–19 января (12 дней). В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. И. Шиманский указывает для Святок период от Собора Богородицы до Крещения Господня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник; 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет. III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах (как правило, нерелигиозных). Эта точка зрения – фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один (Рождество Христово) считается, тогда как другой – нет. IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такая позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) . (Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник. Три периода святок их богослужебные особенности

http://azbyka.ru/svyatki

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Крещенский сочельник Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и иконы. Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени. А в народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает - это Дух Святой сходит на нее. На Руси в канун праздника принято было делать " иордань " (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нем. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. В дальнейшем чин Василия Великого неоднократно дополнялся: в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры. Литургия Василия Великого более продолжительна. Она совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 14 января (1 января ст. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей - проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать). 18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.

http://zavet.ru/a/rss_1011337568.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Разведка реки Казанки у Храма-памятника православным воинам Ровно за два месяца до Крещения Господня активисты исследовали местность, прилегающую к храму, на предмет возможности устройства крещенской купели, и не только 21.11.2023 175 Время на чтение 6 минут Фото: Фото автора Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани войсками Ивана Грозного – символическое место для каждого православного казанца. Эта церковь, освещённая в честь Нерукотворенного образа Христа-Спасителя, построена на братской могиле православных воинов, которых здесь покоится по разным данным около десяти тысяч. Церковь многострадальная, поскольку даже являясь памятником федерального значения, до сих пор не восстановлена и по сути не действует, пребывает в мерзости запустения – несмотря на многие и многие публикации, официальные обращения и возмущение православной общественности Казани, да и не только. По обычной воде Храм-памятник оказывается на острове, и пробраться к нему можно только по воде на лодке либо вброд, ведь глубина перехода не доходит и до колена. Более того, половина залитой водой территории, окружающей Храм-памятник – совершенно мелководная и Общество русской культуры ещё десять лет назад ставило вопрос о засыпке этих площадей, насаждения там парка и устройства туристической зоны. Тем не менее при церкви с начала нулевых в течение почти десяти лет действовал приход, пусть не многочисленный, но постоянный. А последнее десятилетие богослужения здесь проходят лишь один-два раза за год, не считая литию на Покровскую родительскую субботу. Но каждый год на Крещение-Богоявление здесь рубили и освещали прорубь, в связи с чем в январские дни место обретало множество посетителей, среди которых не только казанцы, но и многочисленные приезжие, даже гости из тёплых стран, пожелавшие не отставать от русских. И так – ежегодно, начиная с 2000 года, однако с 2020 года начались отмены крещенской купели на Храме-памятнике по невыясненным пока причинам. Поэтому в нынешнем году за два месяца до крещения 19 ноября мы решили выйти на место, осмотреться.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/21/ra...

Разделы портала «Азбука веры» Что считается чудом в церковной жизни? Каждый христианин, сколько-нибудь ответственно живущий в Церкви, имеет опыт услышанных и исполненных молитв, осуществленных упований, такого вхождения в его жизнь Промысла Божия, которое несводимо к цепи причин и следствий, господствующих в падшем тварном мире. Эти чудеса могут быть неприметны. Они вовсе не всегда сопровождаются изменением законов природы или какими-то чрезвычайно эффектными внешними проявлениями в окружающем нас мире. Но это чудо, когда мать молилась об исцелении ребенка, и он выздоровел; когда невеста ждала солдата из армии, и он вернулся. Чудо, когда мы с холодным сердцем шли на Пасхальную заутреню и просили: «Господи, не оставь вне этого пира веры», — и не остались вне его, хотя до того в душе ничего, чем бы мы могли зацепиться за эту дивную радость, не обреталось. А есть чудеса и другого рода. Каждое таинство церковное — это чудо. Когда на литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа Спасителя, сохраняя только вид хлеба и вина, — это та реальность, с которой сталкивается каждый христианин. Служебник, по которому совершаются богослужения, имеет, говоря современным языком, комментарии или примечания, как быть, если священник споткнется и частицы просфоры просыпятся с дискоса, то есть с блюда, на котором они лежат; как быть, если он отвлечется во время богослужения и забудет, прочитал или не прочитал ту или иную молитву?.. И вот среди этих вполне бытовых указаний есть и такое: как быть, если священник увидит вместо хлеба и вина в чаше — Кровь и Плоть? И пишется об этом не как о каком-то чрезвычайном событии, но как о могущем быть в любом приходе, с любым священником. А после этого вновь разъясняется, как надо поступить, если какое-либо насекомое залетит и упадет в чашу. Каждый из нас знает, что чудом является и крещенская вода, которая освящается благодатию Божией. И сохраняется она отнюдь не миллиграммами серебра, которым, по твердому убеждению некоторых далеких от церковной жизни людей, задолго и специально настаивают чистую воду (сколько же это нужно иметь серебра, чтобы приготовить воду для всех желающих!), а, набранная из обычного московского водопровода, после освящения на крещенском молебне она стоит потом год, у кого-то и годы. В иных же местах вода на Крещение просто из речки черпается. Так было до 1917 года, так кое-где происходит и сейчас. Мне довелось побывать в Тобольске, где на Крещение освящают воду в реке Тобол и все сходятся к проруби и черпают воду прямо из реки. Какие ж там ионы серебра, притекшие откуда-то, могут сделать эту воду сохранной? Дело не в ионах и не в катионах, а в благодати Божией.

http://azbyka.ru/voprosy-o-chudesax

5 декабря 2008 г. Патриарх Алексий. Интервью телеканалу " Вести " – Ваше Святейшество, здравствуйте. – Здравствуйте. – Ваше Святейшество, ваши первые сознательные шаги в храме начались, когда вы еще были маленьким мальчиком. В шестилетнем возрасте – ваше первое послушание, вы разливали крещенскую воду. И мы узнали, что ваши родители вначале с небольшим смущением отнеслись к вашему рвению и даже обратились к валаамским старцам за советом. Что они сказали им? – Я очень благодарен своим родителям, которые воспитали меня в православной вере. Я родился в благочестивой христианской семье. И я считаю, что очень важно воспитание именно в семье, которое дает основание для будущего. Да, действительно, мои родители смущались тем, что я уже в юношеские годы знал все богослужение наизусть и даже служил, и это смущало моих родителей. Поэтому они обратились к валаамским старцам, которые сказали, что если делается все серьезно, то смущаться не надо. И зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что и в школах нужно ввести предмет «Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что эти люди, которые живут здесь, в нашем обществе, и исповедуют другую религию, они должны знать, кроме основ своей культуры, должны знать и основы культуры той страны, в которой они живут. – Ваше Святейшество, вы стали священнослужителем в 1950 году, а к епископскому служению приступили в 1961 году, как раз тогда, когда началась новая волна гонений на церковь. Как церкви удалось выстоять, и почувствовали ли вы на себе лично эти гонения? – Уже не было прямых гонений, не расстреливали, но вся церковная жизнь – она была под контролем. Даже были области и республики, где и проповеди должны были представлять представителям Совета по делам религии на местах, уполномоченным для проверки. Чиновники, которые чаще всего были атеистами, проверяли, что священник может сказать и чего не может сказать. В 1961 году я стал епископом. Я столкнулся сразу же с желанием закрыть Пюхтицкий успенский женский монастырь в Эстонии – единственный женский монастырь – и 36 православных в основном эстонских приходов, которые, как чиновники говорили, нерентабельны. Но мне удалось отодвинуть закрытие этих приходов. А в начале уже 1962 года я, будучи заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, привез в монастырь первую делегацию лютеранских пасторов из ГДР, которые потом в газете написали восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о закрытии отпал.

http://e-vestnik.ru/interviews/patriarch...

     Совсем недавно прошли радостные и светлые праздники. Богослужение этих святых дней наполнено глубоким смыслом о тайне нашего спасения. В паремии навечерия Богоявления звучали слова пророка Варуха о том, что мы счастливы, потому что «мы знаем, что благоугодно Богу» (Вар. 4:4). Путь богоугождения указывают нам те, кто опытно им прошел, — святые всех времен и народов. Их наставления и пример жизни являются верными ориентирами для всех людей, ищущих спасения. Но ментальность современного общества зачастую далека от святоотеческих традиций и их идеалов. Сегодня найдется немало крещеных в Православии людей, которые по невежеству безосновательно считают Церковь Христову пережитком прошлого, навязывающим людям устаревшие правила и нормы жизни. В святые дни радости о воплощении Сына Божия и об обновлении природы силой Святого Духа многие из таких людей заходят в храм из праздного любопытства или ради формального соблюдения обычаев только затем, чтобы набрать крещенской воды. Подобное состояние скепсиса и теплохладности веры российское общество переживает не впервые. Еще в XIX веке представители славянофильского движения осмысливали святоотеческое наследие, сохраняемое Православной Церковью, и отмечали гибельность вытеснения веры рациональным мышлением. В 1839 году Иван Васильевич Киреевский писал: «Все высокие умы Европы требуют новой духовной силы вне разума, требуют новой пружины жизни вне расчета — одним словом, ищут веры и не могут найти ее у себя, ибо христианство на Западе исказилось своемыслием» . Великий русский учитель веры и христианской жизни XIX века святитель Феофан, Затворник Вышенский , предупреждал об опасности для России забвения святоотеческой традиции и о восприятии чуждых ей духовных и нравственных идеалов. В своем не изданном возражении против вольномыслия он так писал об их пагубном влиянии на наше общество: «Уклонившись от пути правды, они (то есть люди Запада — М.К. ) потеряли всякий вкус к истине, и всякий призрак пути считают за самую истину, раскрашивают его прилипчивыми фразами и пускают таким образом этот фальшивый товар. А мы как дети — хватаем их мыльные пузыри, любуемся ими, восхищаемся» . В качестве отрицательного примера святитель Феофан приводил Францию, которая в XIX веке считалась самой передовой страной Европы: «Франция потеряла истину с тех пор, как наводнилась языческими взглядами, обычаями, искусствами, правилами жизни. Во всем этом они крепко запутались — многие из них сознают и стараются выпутаться, но кто вполне, кто немного» .

http://pravoslavie.ru/76980.html

Анатолий Левитин, Вадим Шавров Том III Вместо пролога 1925 год открыл новый период в истории церковной смуты, и прологом к нему явилась Смерть. 9 апреля 1925 года в газетах появилось следующее краткое сообщение: “7 апреля в 23 часа 45 минут умер в лечебнице Бакунина (Остоженка, 19) бывший патриарх Тихон в присутствии постоянно лечивших его врачей: Е.П.Бакунина, Н.С.Щелкан и послушника Тихона – Пашкевича. Смерть произошла от очередного приступа грудной жабы. Кроме перечисленных врачей, Тихона консультировали профессора: Кончаловский В.П., Шервинский, Плетнев К.К. и ассистент – доктор Покровский (бывавший у Тихона ежедневно). В день смерти у Тихона была консультация специалистов по уху, горлу и носу из профессора Свержевского и докторов Генкина и Мещерского. Утром 8 апреля Тихон был, после предварительного обряда, доставлен архиереями на свою квартиру в Донском монастыре, где и предположены похороны”. (Известия, 1925, 9 апреля, No81, с. 4.) Это сообщение, как громом, поразило всех – и верующих, и неверующих. Никто не ожидал смерти патриарха, хотя уже давно в его здоровье замечались тревожные симптомы. Нефрит – болезнь почек, которой патриарх страдал очень давно, обострилась после заключения. Кроме того, под влиянием постоянного нервного напряжения у патриарха развивалась грудная жаба, проявлявшаяся в довольно редких припадках. Все эти болезни не мешали, однако, патриарху совершать по несколько раз в неделю длинные богослужения, благословлять тысячи верующих, принимать посетителей и вести текущие дела. 30 декабря 1924 года патриарх совершал богослужение на окраине города – на Пятницком кладбище (за Крестовской заставой). В этот день в кладбищенском храме было положено начало мироварению. В эти годы, после освобождения патриарха из заключения, освящение мира совершалось обычно в Рождественский сочельник. В 1923 году пришлось изменить принятой в Русской Церкви традиции освящать миро в Страстной четверг, ввиду полного оскудения мира. После длинного богослужения патриарх в алтаре упал в обморок. Иподиаконы обомлели от испуга – им показалось, что Святейший умер. Однако патриарх быстро пришел в себя. “Да нет, нет, я еще жив”, – с улыбкой сказал он, увидев испуг на всех лицах. С большим трудом добрался он, однако, до дому – ехать надо было на извозчике через всю Москву – до Донского монастыря. Впервые после освобождения патриарх должен был лечь в постель. Первый раз в жизни он не смог совершить рождественских и крещенских богослужений. Врачи настойчиво советовали патриарху лечь в клинику для исследования. При этом они ссылались на то, что в Донском монастыре – в атмосфере вечной суматохи, среди несметных толп народа, от которых трудно было изолировать патриарха, невозможен ни полный отдых пациента, ни тщательное исследование его здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010