ОТВЕТ : В данном вопросе необходимо различать указания церковного устава от народных обычаев, которые не всегда и не во всём буквально совпадают. По уставу «постом» называется то, когда пища вкушается лишь один раз в день, после вечерни. Так и положено в Рождественский и Крещенский сочельники (по уставу – «Навечерия» этих праздников). По народному обычаю, принятому у нас в России, пища не вкушается в Рождественский сочельник до звезды, а в Крещенский сочельник до освящения воды. Но если Богослужение совершается полностью всё, без всяких пропусков и в положенное по уставу время, то оно и кончается в Рождественский сочельник как раз приблизительно ко времени появления первой звезды на небе, а равным образом и освящение воды в Крещенский сочельник оканчивается ко времени наступления вечера, когда и вкушается пища. Ведь по уставу Божественная литургия, соединяемая с вечерней, после которой происходит «славление праздника» (пение тропаря и кондака праздника), в Рождественский сочельник должна начинаться «при часе 7-м дне», то есть по нашему – около 1 часу дня, а в Крещенский сочельник – «при часе 5 дне», то есть около 11 часов дня. В приходской практике это не всегда легко осуществимо, да и Богослужение совершается не всегда полностью, как положено, а потому и оканчивается оно значительно раньше наступления вечера. Во всяком случае нет никаких оснований откладывать вкушение пищи в эти дни до окончания всенощного бдения, ибо по уставу всенощное бдение должно оканчиваться лишь утром и после него до окончания Божественной литургии ничего нельзя есть, и тогда выходило бы, что в Рождественский и Крещенский сочельники верующие должны были бы совсем оставаться без всякой пищи до первого дня праздника, что уставом вовсе не предписывается. И кутью и всякую другую постную пищу с елеем (но без рыбы) в эти дни можно вкушать по окончании вечерни, при наступлении вечера, и до всенощного бдения. Особый устав Богослужения в эти два сочельника бывает тогда, когда они приходятся в субботу или воскресение. Тогда вечерня не соединяется с Божественной литургией св. Василия Великого , как обычно, а служится отдельно и позже (литургия же св. Иоанна Златоуста в эти дни бывает тогда в свое обычное время, то есть около 9 часов утра). В этих случаях устав разрешает после литургии и до вечерни вкусить по «уломку» хлеба, по чаше вина и немного фиников и смокв, яко да не наречется пост» (ибо по субботам и воскресным дням не положено поститься в смысле полного воздержания от пищи до окончания вечерни), а после вечерни «ядим совершенне», то есть варёную постную пищу с елеем. 96. ВОПРОС: Наши приходские регенты, да и некоторые священники, сокращают панихиду, на том основании, что, якобы, официальные издания Придворной Певческой Капеллы представляют нотную панихиду в сокращённом виде. Законно ли это явление?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Митрополит Иларион: Крещенская вода сама по себе не может смыть грехи, если человек не ходит на исповедь, если он не причащается, не участвует в церковной жизни. И вообще опасно такое отношение к святой воде, которое предполагает, что она имеет некое «магическое» действие — якобы можно в храм не ходить, можно в Бога не верить, можно добрые дела не творить, но если святой водой запастись, тогда все будет хорошо. Так не бывает. В Церкви нет никакого магизма, амулетов, талисманов или заговоров. Церковь, прежде всего, предполагает сознательное участие в Таинствах, в богослужении. Освящение воды — это ежегодное священнодействие, которое совершается, прежде всего, в память Крещения Господня. Согласно сложившейся в нашей стране традиции, несмотря на морозы, освящается находящаяся подо льдом вода, а затем люди туда погружаются. Сам по себе этот обычай не имеет отношения к Церкви. Церковь никогда не приглашала людей окунаться в прорубь. Это могут делать люди, конечно, которым это позволяет здоровье. Нельзя этим злоупотреблять. Нельзя, как говорят врачи, окунаться в прорубь людям, у которых сердечные заболевания или какие-то иные заболевания — это большой стресс для организма. Я сам окунаюсь в прорубь ежегодно, и не только на Крещение. Я знаю, что само по себе это оказывает оздоровляющее влияние на организм. Но ничего магического здесь не происходит и никакого отпущения грехов здесь тоже не может быть. Поэтому не следует переоценивать значимость погружения в прорубь. Что же касается святой воды — если верующие люди ее принимают внутрь или окропляют ею свои жилища, то через это они получают благословение Божие. Е. Грачева: Владыка, существует много мифов относительно крещенской воды. Например, что она приобретает иные свойства, не замерзает, не «цветет». У меня замерзала крещенская вода и «цвела». Значит, у меня была «неправильная» вода? Или, может, я большая грешница? Митрополит Иларион: Крещенская вода, над которой совершен чин освящения, сохраняет химические свойства воды, поэтому она, конечно, может и замерзать, и портиться. Значительная часть мифов о том, что крещенская вода приобретает иные свойства, например, не может «зацвести», не основана на реальности. В то же время, опыт многих людей показывает, что эта вода стоит в течение всего года и не портится.

http://patriarchia.ru/db/text/5359055.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина О Крещенской воде 17 мин., 18.01.2023 Содержание Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости, которую, по идее, должны разделить в этот час с близкими и окружающими. Но так ли бывает в нашей реальной жизни? Вот скоро наступит праздник Крещения Господня и мы будем толкаться в очередях за крещенской водой (поскорее бы набрать), окунаться во всевозможные проруби, а зачем? Просто потому, что мы так привыкли? Во всём, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд. И, к сожалению, традиции, в которые изначально был заложен благодатный смысл, в связи с этим приобретают развлекательный оттенок. Давайте попробуем разобраться что к чему. За ответом на наиболее распространенные вопросы о крещенской воде мы обратились к священникам Димитрию Барицкому и Андрею Ефанову. Богоявленская и Крещенская вода Люди часто спрашивают: Какая вода крещенская? Крещенская вода — это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня. Крещение и Богоявление — названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя. Не верьте мифам о крещенской воде! Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления. Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская? Фото Владимира Ештокина

http://foma.ru/o-kreshhenskoy-vode.html

В Крещенский сочельник глава Санкт-Петербургской митрополии совершил Литургию и освящение воды в Казанском кафедральном соборе 18 января 2019 г. 18:01 18 января 2019 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  молился за последованием царских часов, а затем совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Казанском кафедральном соборе Северной столицы. Главе Санкт-Петербургской митрополии сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители. После заамвонной молитвы правящий архиерей совершил чин великого освящение воды. После отпуста перед зажженной свечой были пропеты тропарь и кондак Крещению Господню. Владыка Варсонофий произнес архипастырское слово. До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января старого стиля. Назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало святкам, праздничным дням «от звезды и до воды», означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво. В крещенский сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Этот торжественный обряд проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

О трапезе в сочельник. Приведем указания Типикона о пище в сочельники. Рождественский сочельник: Крещенский сочельник: Как видно, указание относительно «сочива» дается только в одном случае, более редком – ужин после великой вечерни Рождества Христова, когда она совершается в субботу или воскресенье. В остальных случаях говорится об обычной постной трапезе с «вином и елеем». Таким образом, необязательно есть только сочиво, можно приготовить и другие постные кушанья. При этом типикон предупреждает: «сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися». В наше время многие электронные ресурсы говорят о традиции приготовления в сочельник 12 постных блюд. Подобная псевдотрадиция принципиально не соответствует церковному Уставу! Важно помнить, что особые правила насчет поста в этот день предполагают ограничения в количестве постной пищи, потому трапеза должна быть стандартной, не изобилующей постными яствами. Традиции Нет нужды говорить о гаданиях и прочих псевдонародных и нецерковных обычаях, которые практикуются невежественными людьми и связываются с сочельниками. Отметим только нормальные обычаи, которые можно считать приемлемыми для православных христиан. архиепископ Аверкий (Таушев) По народному обычаю, принятому у нас в России, пища не вкушается в Рождественский сочельник до звезды, а в Крещенский сочельник до освящения воды. Но если Богослужение совершается полностью всё, без всяких пропусков и в положенное по уставу время, то оно и кончается в Рождественский сочельник как раз приблизительно ко времени появления первой звезды на небе, а равным образом и освящение воды в Крещенский сочельник оканчивается ко времени наступления вечера, когда и вкушается пища. Ведь по уставу Божественная литургия, соединяемая с вечерней, после которой происходит «славление праздника» (пение тропаря и кондака праздника), в Рождественский сочельник должна начинаться «при часе 7м дне», то есть по нашему – около 1 часу дня, а в Крещенский сочельник – «при часе 5 дне», то есть около 11 часов дня. В приходской практике это не всегда легко осуществимо, да и Богослужение совершается не всегда полностью, как положено, а потому и оканчивается оно значительно раньше наступления вечера. Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/sochelnik

Протоиерей Димитрий Климов о Крещенских купаниях: обряд или экстрим Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора, в канун праздника Крещения Господня говорит о том, что общего у крещенских омовений, зимних забав и звонка маме 18 января, 2016 Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора, в канун праздника Крещения Господня говорит о том, что общего у крещенских омовений, зимних забав и звонка маме Проходят святки. Уставший от праздничного марафона народ, утратив последние надежды без потерь вернуться в привычную житейскую колею, собирает силы для ещё одного январского рывка – праздника Крещения Господня. «А ну-ка, парни, а ну-ка, девушки» Мы любим праздники, но не всегда знаем, что с ними делать и как их встречать. Само слово «праздный» в переводе со старо-славянского языка означает пустой. Поэтому беременная женщина непраздная, т.е. не пустая. Праздничный день это день пустой от повседневных дел, освобождённый для другого наполнения. И это наполнение зависит от того, какой это праздник религиозный, светский, личный или общественный. Если праздник не наполнять смыслом, то он становится просто пустым, выходным днём. Главный метод наполнения праздника определённым смыслом — коммеморация т.е. совместное воспоминание какого-либо события. Но специфика христианского праздника в том, что события, которые мы вспоминаем происходили не только во времени, но и вне времени, в вечности. Поэтому мы можем не только вспоминать их, но и участвовать в них. Этому участию помогает и на него настраивает тематика богослужения. В молитвах и песнопениях многократно описывается сюжет праздника и его богословский смысл. Ум, молящегося в храме человека, буквально погружается, как в питательную среду, в евангельские образы. Но не только вербальным способом происходит это погружение, ему способствует и атрибутика праздника. В день Входа Господня в Иерусалим верующие стоят в храме с ветками вербы, как встречающие Христа и воспевающие Ему осанну люди 2000 лет назад. В Великую пятницу на середину храма полагают плащаницу, как тело умершего Спасителя в гроб. В день Пятидесятницы дома и храмы украшают ветвями деревьев, травой и цветами в знак того, что Дух Святой животворит всё вокруг. В Рождество сооружают вертепы не только для наглядной иллюстрации, но для возможности ощутить себя предстоящими перед Богомладенцем вместе с волхвами и пастухами. Ну а в день Крещения Господня многие верующие люди трижды окунаются в воду после её освящения.

http://pravmir.ru/protoierey-dimitriy-kl...

Восполнить запасы крещенской или иной святой воды (с водосвятных молебнов) можно в храме. Хранить ее можно круглый год, доливая в святыню простую воду по принципу «капля святой воды море освящает». Подобным образом крещенская вода хранится и в храме. Приятно наблюдать, когда заходишь в иной дом и видишь святую водичку и чашечку, стоящую возле нее, и мешочек с просфорами. И ты уже знаешь, что этот человек регулярно вкушает святую воду и просфоры. А иногда можно видеть, что у человека крещенская вода принесена в дом в праздник Богоявления Господня, поставлена в закрытом виде в шкаф и достается оттуда лишь на следующий год 19 января. Она выливается или восполняется запасами свеженькой крещенской водичкой. Это, конечно, печально. Потому что крещенская вода должна служить нам во благо. Она при правильном потреблении каждодневно может и должна поддерживать наши духовные и телесные силы. Она – средство освящения нашего духовно-телесного естества. И потому желательно, чтобы день православного христианина начинался именно с нее. Ведь водичка в числе других, освященных Церковью средств, помогает нам бороться с грехом и приближаться к Богу. Великая святыня-агиасма – символ праздника Богоявления Господня. Бог явился людям Своим и пребывает среди них вечно… Поэтому потребление после утреннего правила натощак просфоры и святой воды с определенной молитвой является неким отголоском-символом Литургии, неким очень важным моментом нашего личного домашнего богослужения, в котором Бог освящает и нас, и наступающий день, преподавая нам в нем Свое благословение. Рейтинг: 9.8 Голосов: 876 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Юля 15 августа 2019, 00:15 Сжигать пластик.бутылки негде. Просто оставляю пустую бутылку открытой, капли святой воды высыхают, после выбрасываю. Константин 15 апреля 2018, 07:45 Спасибо за советы!!Пластик есть разный.Раньше,если помните,бутылки горели темным дымом.Сейчас такие тоже есть,но их мало.Пластиковые бутылки, которые сейчас горят светлым дымом, сжигать можно.Они из других полимеров.Это не вредно

http://pravoslavie.ru/109145.html

В Крещенский сочельник Иерусалимский Патриарх освятил воды Иордана 20 января 2009 г. 12:41 Вифавара в иудейской пустыне, близ города Иерихон, место крещения Иисуса Христа, является закрытой пограничной зоной между Израилем и Иорданией. Лишь два раза в году это место открывается для посещения со стороны Израиля — в Великий Четверг на Страстной Седмице и в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления. В Крещенский сочельник, как и в сам праздник Богоявления, по уставу Православной Церкви полагается совершать великое освящение воды. Следуя многовековой традиции, православные священнослужители приходят на место Крещения Христа, чтобы освятить иорданские воды. На территории Иордании, где высится новый греческий храм, тоже совершается водоосвящение, но в этом году оно было совершено накануне Крещенского сочельника, 17 января. Днем 18 января Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III прибыл в греческий православный монастырь св. Иоанна Предтечи, который стоит недалеко от русла реки Иордан, откуда крестным ходом в сопровождении духовенства проследовал к самой реке. Под специально устроенной сенью Иерусалимский Патриарх совершил Чин великого водоосвящения и спустился к воде, чтобы погрузить крест в иорданские струи. Белый голубь, который выпускается Патриархом в память о евангельском событии Крещения Спасителя, прежде чем взлететь ввысь, посидел на ветке базилика, которую окунал Блаженнейший Феофил в водосвятной чаше. Традиционно на это торжественное богослужение приезжает множество паломников из России, Украины, Греции, Румынии, Сербии и других православных стран. Наряду с паломниками на Иордане молился начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев) вместе с клириками миссии и сестрами Горненского монастыря. На богослужении также присутствовали посол Греции в государстве Израиль, представители Вооруженных сил Израиля, начальники департаментов министерства внутренних дел и министерства туризма, главы религиозного отдела полиции Старого Иерусалима. Сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/533779.htm...

Более 2 миллионов россиян приняли участие в богослужениях и крещенских купаниях 19 января, 2013. Новостная служба По данным ведомства, в ночь на 19 января в субъектах Российской Федерации торжественные богослужения и массовые купания, посвященные празднованию Крещения Господня состоялись в 5,5 тыс местах. 19 января. ПРАВМИР. В богослужениях и крещенских купаниях в России приняли участие 2,2 млн человек, сообщает  ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-центр МВД России. По данным ведомства, в ночь на 19 января в субъектах Российской Федерации торжественные богослужения и массовые купания, посвященные празднованию Крещения Господня состоялись в 5,5 тыс местах. Полиция обеспечила безопасность на мероприятиях в полном объеме. Для обеспечения общественного порядка были задействованы около 53,4 тыс сотрудников органов внутренних дел, 1 тыс военнослужащих Внутренних войск МВД РФ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 января, 2020 20 января, 2019 18 января, 2024 19 января, 2022 12 ноября, 2021 18 января, 2021 12 января, 2021 19 января, 2020 17 января, 2020 16 января, 2020 20 января, 2019 18 января, 2024 19 января, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/bolee-2-millionov-ross...

Организованы крещенские купания января 2023 В праздник Крещения Господня, или Богоявления, 18-19 января, в Санкт-Петербурге организуются крещенские купания. Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости между Трубецким и Нарышкиным бастионами. Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00. Полный список крещенских иорданей опубликован на сайте регионального управления МЧС . В нем возможны изменения в связи с погодными условиями. Адреса и время работы иорданей в Ленобласти можно посмотреть на сайте правительства региона. Василеостровский округ Успенское подворье Оптиной пустыни 18 января 08:00 - Царские часы, изобразительны; 09:40 - великая вечерня и Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 16:50 - вечернее богослужение. 19 января 06:40 - часы, Божественная литургия; 09:40 - часы, Божественная литургия; 16:50 - вечернее богослужение. Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 23:59 19 января.   Колпинский округ Свято-Троицкий собор 18 января 09:00 - Царские часы; 10:00 - великая вечерня, Божественная литургия. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани. 19 января 09:30 - часы, Божественная литургия. Великое освящение воды; 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - великая вечерня. Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского 18 января 09:00 - Царские часы, изобразительны, Великая вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение с литией. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - великая вечерня. Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 01:00 19 января; с 12:00 до 23:59 19 января. Курортный округ Храм святых апостолов Петра и Павла 18 января 08:30 - Царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды;

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010