Патриаршая проповедь в Крещенский сочельник после Литургии в Александро-Невском скиту 18 января 2022 г. 16:45 18 января 2022 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Мы празднуем Богоявление, или Крещение Господне во Иордане, в память о великом событии евангельской истории, когда миру явилась Святая Троица, через человеческое естество соединенная со всем физическим миром. Троица, Которая через воплощение Сына Божиего вошла в ткань, в плоть и кровь человеческого бытия, — Божественная Единая Троица и даровала через Сына великую благодать всему миру. Благодать — это Божественная энергия, через которую Бог передает Свою Божественную силу всему человеческому роду. И если в физическом мире без энергии нет ничего, то тем более в мире духовном ничто не может происходить без Божественной энергии. Мы обретаем дар благодати Божией через крещение и миропомазание, и этот Божественный дар мы всякий раз усиливаем причащением Святых Христовых Таин, принятием других Таинств Церкви. Божественная энергия оказывает решающее влияние на нашу духовную жизнь. «Без Меня не можете творить ничего», — сказал Господь (см. Ин. 15:5). Действительно, это относится даже к обычным человеческим делам, а если говорить о духовной жизни, то ничто не может быть совершено без Бога во благо роду человеческому. И этот Божественный сигнал, эта передача Божественной энергии от Творца через Сына силой Святого Духа каждому из нас и есть не что иное, как дар благодати Божией. Сегодня мы прикоснулись к этой благодати, совершив таинство освящения воды. А окропляя водой все, что вокруг нас, мы передаем и на живое, и на неживое этот заряд Божественной благодати. Бог никого не принуждает — Он призывает ко спасению, и для того чтобы мы были способны откликнуться на этот Божий призыв, Бог дает нам Свою благодать. Но если мы от благодати закрываемся, то мы и от Бога закрываемся, и нужно ждать чуда, которое порой совершается по молитвам родителей, родных или близких даже над человеком неверующим, и тогда он открывает свое сердце Богу, убирая все то, что ограждало его от воздействия Божественной благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/5888799.ht...

В Крещенский сочельник Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Храме Христа Спасителя 18 января 2011 г. 15:04 18 января 2011 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви  кафедрального соборного Храма Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили председатель  Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви  епископ Зарайский Меркурий ,  епископ Иероним (Чернышев) , ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси  иеромонах Антоний (Севрюк) , духовенство г. Москвы. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения воды в приделе Тихвинской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл  поздравил богомольцев  с наступающим праздником Богоявления. Среди молившихся за богослужением были председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , а также директор Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы профессор А.Г. Притыко, заместитель директора центра по лечебной работе детского хосписа Б.В. Холодов, начальник реанимационного отделения хирургического профиля Главного военно-морского клинического госпиталя, полковник медицинской службы С.С. Шестопалов и сотрудники Центра. Научно-практический центр медицинской помощи детям и Главный военно-морской клинический госпиталь уже долгое время сотрудничают с Храмом Христа Спасителя. В Научно-практическом центре помощи детям действуют хоспис и выездное паллиативное отделение, открыта часовня святого великомученика Пантелеимона, создан храм Святой Троицы. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с медиками и преподал благословение на освящение храма Святой Троицы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1387710.ht...

В Крещенский сочельник митрополит Астанайский Александр совершил Литургию и чин великого освящения воды в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты 18 января 2018 г. 15:14 18 января 2018 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. Его Высокопреосвященству сослужили: духовник Астанайской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), протоиерей Вячеслав Чурбанов, референт епархиального управления архимандрит Феодосий (Иванов), игумен Феодосий (Белобородов), протоиерей Александр Иевлев, протоиерей Димитрий Сидоров, иеромонах Роман (Чистяков), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), иерей Кирилл Громов, протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Михаил Спельник, руководитель службы протокола митрополита Астанайского Александра протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диаконский чин собора. Богослужебные песнопения исполняли хор духовенства под управлением игумена Филиппа (Моисеева) и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич. Проповедь перед причастием произнес ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов. По окончании Литургии митрополит Александр в сослужении духовенства совершил чин великого освящения воды. После окропления великой агиасмой храма и молящихся, духовенство и певчие исполнили тропарь и кондак праздника перед иконой Крещения и свечей, символизирующей свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. В завершение богослужения глава Митрополичьего округа поздравил духовенство и верующих с навечерием праздника Богоявления и обратился к собравшимся со словом назидания. Владыка также поздравил руководителя службы протокола протодиакона Романа Головина с 40-летием со дня рождения, вручил ему богослужебную просфору, поблагодарил за понесенные труды и пожелал милости Божией в дальнейшем служении Святой Церкви. Митрополичий округ в Казахстане /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архив Пн В Крещенский сочельник начальник Русской духовной миссии принял участие в освящении воды на реке Иордан 19 января 2024 г. 18:40 18 января 2024 года, в Крещенский сочельник, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Вассиан (Змеев) принял участие в освящении воды на месте Крещения Господня на реке Иордан, которое совершил Иерусалимский Патриарх Феофил , сообщает сайт РДМ. Утром в этот день Блаженнейший Патриарх Феофил молился за богослужением в храме равноапостольных Константина и Елены в Иерусалимской Патриархии. По окончании Божественной литургии Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви совершил чин великого освящения воды и отбыл к реке Иордан. Здесь Патриарх Феофил возглавил праздничный крестный ход духовенства Иерусалимской Церкви и паломников от монастыря святого Иоанна Предтечи, известного как «Каср-эль-Яхуд», к месту Крещения Господня. Совершая чин великого освящения воды, Предстоятель Иерусалимской Церкви вошел в лодку и трижды погрузил крест в иорданские воды при пении тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». После богослужения Патриарха Феофила, иерархов Иерусалимской Православной Церкви и почетных гостей принял игумен монастыря святого Иоанна Предтечи архимандрит Варфоломей (Иерусалимский Патриархат). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6095614.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя 18 января 2012 г. 17:57 18 января 2012 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Богоявления Господня. В этот день мы празднуем явление благодати Божией на реке Иордан, Крещение Спасителя, явление Духа Святого. Тогда Дух Святой излился только на Того, Кто вошел в воды Иордана, — Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого, пришедшего в мир для того, чтобы спасти людей. И нужно было Господу пройти тяжкими дорогами испытаний, духовных и физических мук, противостояния лжи, клевете, неправде, кощунству — всему тому, что так часто человек озлобленный обращает в адрес Бога. На Нем сосредоточилось все зло мира, вся бездна преисподней, все зло невидимое и видимое, и мы знаем, что это зло пригвоздило Христа ко Кресту и, казалось бы, восторжествовало. Но знаем также, что через евангельское повествование нам дается величайшее откровение о том, что добро сильнее зла, а Бог сильнее диавола. И Христос воскресает силой Божией и через подвиг крестоношения, смерти искупляет род человеческий от тяготевших над ним грехов и дает Духу Святому силу изливаться не только на избранных, не только на пророков, не только на Него, Спасителя, крещаемого во Иордане, но и на каждого, кто восхочет облечься в эту Божественную благодать Духа Святого. И в день Пятидесятницы Дух Святой изливается на Церковь, а через Церковь — на весь мир. Многим непонятно удивительное явление, именуемое христианством. Как в течение 2 000 лет, несмотря на многие нападки извне и нестроения изнутри, Церковь Христова сохраняла себя и сохраняла веру в народах, столь различных по своей культуре, по своей истории, сохраняла веру в разных поколениях, так разительно отличающихся одно от другого? И было бы невозможным совершить это хранение веры только силой слова, даже самого убедительного, коим является слово Божие, — Сам Бог должен был войти в человеческую жизнь и воздействовать на каждую личность таким образом, чтобы Его слово отобразилось в уме и сердце человека, в его воле и его чувствах. И силой, которая преобразует слово в действие, является сила благодати Божией, — вот почему Господь и говорит апостолу, что врата ада не одолеют Церковь (Мф. 16:18). Не потому, что в Церкви самые умные или самые образованные, не потому, что Церковь является хранительницей двухтысячелетней мудрости, но именно потому, что Сам Бог силой Божественной благодати действует в Церкви и преображает человека и окружающий его мир.

http://patriarchia.ru/db/text/1964409.ht...

Архив Пн В Крещенский сочельник Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Храме Христа Спасителя 18 января 2011 г. 13:52 18 января 2011 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий , епископ Иероним (Чернышев) , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк) , духовенство г. Москвы. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения воды в приделе Тихвинской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил богомольцев с наступающим праздником Богоявления. Среди молившихся за богослужением были председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , а также директор Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы профессор А.Г. Притыко, заместитель директора центра по лечебной работе детского хосписа Б.В. Холодов, начальник реанимационного отделения хирургического профиля Главного военно-морского клинического госпиталя, полковник медицинской службы С.С. Шестопалов и сотрудники Центра. Научно-практический центр медицинской помощи детям и Главный военно-морской клинический госпиталь уже долгое время сотрудничают с Храмом Христа Спасителя. В Научно-практическом центре помощи детям действуют хоспис и выездное паллиативное отделение, открыта часовня святого великомученика Пантелеимона, создан храм Святой Троицы. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с медиками и преподал благословение на освящение храма Святой Троицы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1387597.ht...

- Богоявленская и крещенская вода - это одна и та же вода. Водосвятие совершается на вечере, которое просто у нас по богослужению совершается с утра. Нужно было бы вечером, на вечере же, но оно совершается с утра. Поэтому, получается как два дня. А если брать по нормальному, по календарному временному циклу, то, в принципе, вечером, и через пару часов и утром. Получается вроде бы вместе. Одно и то же, только два раза. Богоявленская и крещенская - они совершенно идентичны. Я не соглашусь с этим батюшкой, что крещенская вода не отличается от всего другого. Агиасма - она реально скачет в жизнь вечную. Ну, если у него нет такого опыта, пусть он считает себя бедным. Или пусть считает себя богатым своими заблуждениями. Пусть думает, что хочет, и говорит, что хочет. Но, водосвятие Великое иорданское, агиасма, на вечере Богоявления самого дня Крещения - это, конечно, выступающее за пределы остальных освящённых вод, всех наших водосвятий, частных и местных, которые тоже святы, тоже велики. Но выступает за пределы. Например, все перстни можно освятить, но обручальное кольцо - святее, чем все остальные перстни. Это знак брачного единения мужа и жены в одну плоть. Все ткани можно освятить, но ткани для священнического облачения, или для подвенечного платья - они особенно святы. Потому, что они посвящены не фартуку и халату, и не штанам на стройку, а какому-то такому важному. Не все в это верят, ну что ж... Либерализм шагает по планете. А митрополит Питирим, царствие ему Небесное, говорил, как мне кажется, совершенно достойные слова. Вода мира - это есть некий общий бассейн воды. Любая лужа, любой ручей, любая речушка - они связаны с Баренцевым морем, с Охотским, с Чёрным, с Каспийским - все воды мира связаны. Это единый водный бассейн Земли. И если мы освятим одну лужу, одно озеро, один бассейн, одну реку, то мы, таким образом, распространим освящающую Силу на весь мир воды. Я согласен с Питиримом, покойным. Так Церковь и говорит: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема».

http://pravoslavie.ru/76315.html

Патриаршее слово в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алма-Аты 18 января 2010 г. 12:41 18 января 2010 года, в Крещенский сочельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском соборе Алма-Аты . После богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Мефодий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с Крещенским сочельником, с днем, когда мы освящаем воду. Через таинство освящения является Церкви и миру великая Божия благодать, а стало это возможно потому, что Господь пришел в мир. Праздник именуется «Богоявлением» не только потому, что на реке Иордан явился Господь Иисус Христос, и был слышен глас Бога Отца, и Дух сходил как голубь (см. Мк. 1:9-11). Праздник Богоявления называется так еще и потому, что явление Божией благодати в мир, излияние в мир Божественной энергии и силы произошло через рождение Спасителя. Вот почему в глубокой древности эти два праздника — Крещение Господне и Рождество — праздновались в один день. Потому что благодать, явленная миру, — это благодать, пришедшая к нам через Господа Иисуса Христа. Он родился, прожил короткую, тяжелую человеческую жизнь и отождествил себя со страданием человеческим. Не с властью человеческой, не с силой, не с богатством — Господь отождествил Себя с немощью человеческой, с безвластием, с уничижением, и явил всем, что даже безвластный и уничиженный имеет возможность говорить правду всему миру. Эта правда Божия настолько режет глаз, настолько неприятна людям, живущим во грехе, что они не хотят ее слушать. И мы знаем, что Господь именно за эту Божию правду и пострадал. Первосвященники, старейшины, политические руководители народа израильского не хотели Его слушать. Они думали, что правда у них, но, услышав Его проникающую до глубины души проповедь, не могли, наверное, не понять, что правда — на Его стороне. Но как же тогда власть, богатство, влияние? «Если дать Этому Человеку свободу говорить, то Он всех на Свою сторону переведет». Тогда зависть к этой проповеди — к проповеди слабого, беззащитного — стала возрастать в душах и сердцах этих великих и сильных, и они довели Спасителя до Креста, до Крестной смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/998978.htm...

Архив Пн В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве 18 января 2023 г. 13:28 18 января 2023 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.  Перед началом Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви молился за царскими часами в алтаре нижнего храма. Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Название «царские» эти часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжили московские цари. В древних Уставах часы навечерия часто именовались «великими».  За Литургией Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; столичное духовенство.  Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).  Прямая трансляция Патриаршего богослужения осуществлялась на телеканалах  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения о Святой Руси.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера клирика храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста г. Москвы диакона Андрея Яцкова.  Проповедь перед причастием произнес клирик храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы священник Владимир Устинов. По окончании Литургии в приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери нижнего храма Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воды. Затем было совершено славление празднику.  В завершение богослужения архиепископ Егорьевский Матфей поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления.

http://patriarchia.ru/db/text/5997154.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского  сочельника (7–17 января 2025г. включительно). Они называются также святыми вечерами. Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина , произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского . Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 (!) точки зрения на продолжительность Святок: I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отражена на нашем сайте, часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет. II. 8–19 января (12 дней). В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. И. Шиманский указывает для Святок период от Собора Богородицы до Крещения Господня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник; 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет. III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах (как правило, нерелигиозных). Эта точка зрения – фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один (Рождество Христово) считается, тогда как другой – нет. IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такая позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) . (Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник. Три периода святок их богослужебные особенности

http://azbyka.ru/svyatki

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010