И в жизни византийского императора эта коллизия должна была бы разыграться, и император волею-неволею должен был бы выйти из своего невольного затвора, покинуть дворец и явиться на улицах Константинополя. Мы разумеем случай редкий, но периодически повторяющийся – это стечение праздников вербного воскресенья с благовещением. По издавна установившемуся придворному этикету, в праздник благовещения император всегда неопустительно совершал пышный выход на литургию в Халкопратийский храм, праздновавший свой храмовой праздник, а, по окончании ее, давал обед духовенству и чинам двора во дворце близ этого храма. Не мог император, и при указанном стечении, избежать строго обусловленного этикетом выхода. «De ceremoniis» или «Обрядник» предусматривает этот случай и дает указания в таких, ничего не говорящих словах: τελε παν κολοθως ν τρπον νωτρω ν τ προελεσαι το εαγγελισμου π λεπτ ξεθμεθα. 6  Очевидно, ссылка направляет внимание читателя на 30 гл. «Обрядника», где изложен действительно π λεπτ случай совпадения праздника благовещения с крестопоклонным воскресеньем. Но напрасно он стал бы искать там разъяснения, как в неделю ваий император встречался с патриархом на празднике благовещения в Халкопратийском храме, и совершался ли в этот день обряд шествия патриарха на жребяти из Софийского храма. «De ceremoniis» хранит на этот счет полное молчание. Ответ на этот любопытный вопрос даёт нам памятник X–XI века, Типикон Великой Церкви, в такой короткой фразе, при изложении указанного совпадения праздников: σατως ν ςτν βασιλες (Ркп., Дрезд. библ. л. 165). Итак, царь несомненно был на празднике в Халкопратийском храме и выполнял все, что ему предписывал придворный установленный церемониал. Естественно является теперь вопрос: как же произошла встреча императора с патриархом, в каком месте и как избежал император необходимости участвовать в обряде шествия патриарха на жребяти? Придворная камарилья, ловко в «Обряднике» отмежевав царя от патриарха и игнорировав последнего совершенно в день недели ваий, несомненно помогла ему и выйти из затруднений создавшейся коллизии, при указанном стечении праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Великий Пяток – совершенный пост; Великая Суббота – сухоядение, но разрешается вкушение вина «труда ради бденнаго», что закреплено литургически в том, что по отпусте Великой Субботы совершается чин благословения вина и хлеба, но без елея, потому что в этот день устав о трапезе разрешает вино, но запрещает елей. Вино мыслится как пища более постная, нежели елей. Вино, подразумеваемое уставом, есть средство отнюдь не опьяняющее, а укрепляющее. Чистое некрепленое виноградное вино с водой (а иначе в те времена, когда редактировался устав, не пили) укрепляет силы человека и назначается в те дни, когда совершается полная Литургия, всенощное бдение и т.д. Между прочим, у святых отцов нигде не говорится о грехе пьянства как о грехе, отдельном от чревоугодия. Пьянство всегда рассматривалось исключительно как сопуствующее обжорству. В современном мире, по крайней мере в России, это не так. Пьянство выделилось в самостоятельный грех , с обжорством никак не связанный. К сожалению, каждый народ в каждую эпоху имеет те или иные свои пороки. Если говорить о России, то это пьянство, а в Византии были распространены несколько иные телесные грехи, которые в России особенного распространения не имели. Кстати говоря, в римских войсках под страхом сурового наказания (а в военное время под страхом смерти) было запрещено пить воду без вина, не закрашенную вином, потому что виноградное вино обладает дезинфицирующими свойствами. Это хорошо знали древние, которые ввели такое запрещение во избежание эпидемий. В субботу и воскресенье Великого Поста разрешается вкушение черепокожных – водных животных, не имеющих крови (в наших условиях это раки, крабы). (Вопрос: как поститься в Крестопоклонную неделю? Почему сейчас ее выделяют в смысле строгости? Ответ: Я не сказал об этом по той причине, что в Крестопоклонную неделю мы постимся точно так же, как и в прочие седмицы, кроме первой и Страстной. Другой вопрос, почему в прочие седмицы, кроме первой и Крестопоклонной, почему-то благословляют ослаблять пост. Но об этом надо спросить тех, кто благословляет так делать. Вообще-то устав никак не выделяет Крестопоклонную седмицу как особо постную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Изложение служб по уставу типографскому у г. Одинцова начинается, как и в книге архимандрита Сергия, службою в неделю крестопоклонную. Это сходство в начале, в порядке самого изложения служб этого устава и их особенностей, повторение одних и тех же ошибок, какие замечаются в книге архимандрита Сергия, невольно наводит нашу мысль на то предположение, что первоначально автор излагал особенности типографского устава по книге архимандрита Сергия, а потом, побывав в Москве, после «личного ознакомления» с этим уставом, он подставил по нему только цитаты, не проверив даже, насколько подробно сделан анализ в известной ему книге, и верно ли архимандрит Сергий читал этот памятник. Типик типографский начинается службою в середу сырной недели, которая имеет свои особенности при сравнивании её со службою по уставу иерусалимскому. Утреня и первый час совершаются без пения псалтирного, часы же, наоборот, с Псалтирию. На вечерни пения псалтирного не было. После стихир «на Господи воззвах» совершался выход с кадилом, за которым следовали прокимен и чтение паремий. «Да исправится молитва моя» не пели, но вместо этого положено: «да уповает Израиль на Господа» 12 . В неделю сыропустную воспоминается память святых архиепископов Константинаграда Флавиана и Леонтия, благоверных царей Маркиана и Пульхерии 13 . На литургии стихиры «на блаженных» положены из Октоиха и из Триоди 3 песнь. Вечером в этот день стихир на «Господи воззвах» положено четыре. Повечерие читалось великое 14 . Относительно времени совершения службы в понедельник первой недели в уставе делается замечание: «предварившего дне утешения, встают поздее, начинающу семому (часу) нощи и бывает пение – три кафизмы – просто. Первый же час оприсн заутрени, уже свитающи дни, а прочая часы клеплют сице: третий убо третиюму начинающу, а шестый пятого имущю начало, а девятый в начало семаго. Вечерняя же клеплется, чтению бывающу на девятем часе... По скончании её. входят братия на трапезницу в начаток десятого часа... По встании же их от трапезы и мало поседети, клеплют павечерницю, прежде захода солнца. Тот устав часом же и прочей службе во весь пост да бывает. Во вторник, в среду и четверг клеплют заутреню в конец 3-го часа нощи... и кончается заутреня в начаток десятого часа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Праздники Рождества, Пасхи, принося много труда, приносили сами в себе и свою духовную, отчасти даже и телесную праздничную радость, поздравления, лакомства, свои праздничный игры. Но вакация – это было время самого усиленного певческого ученья. Бывало, мы еще в постелях, еще спим крепким утренним сном, а в комнате, где спевались обыкновенно, – уже раздаются резкие звуки скрипки регента. За это время мы, певчуры, выучивали всю массу концертов, трехголосных, четырехголосных и осьмиголосных, какие пелись во весь год, и множество других пьес, – херувимских, Милость мира, задостойников, ирмосов и т. д. А мы на каждый воскресный и праздничный день готовили и пели свой особый концерт. Было множество концертов, которые приурочивались только к одному дню в году, напр., рождественские концерты, крещенский, на день Православия, на крестопоклонную неделю, на Благовещение, на неделю Ваий и т. д. Все это мы выучивали, а кто знал, те повторяли все это с недоучками, за летнюю вакацию. Выучивали мы это так, что ничего в жизни так твердо я не изучал, ничего не знаю и не помню так твердо, как нотные пьесы! Я и до сих пор могу пропевать наизусть целые концерты почти по всем голосам, по развитию модуляции, и такие концерты, которые певал только в детстве, а затем далее и не слышал никогда. Многое на своем веку, впоследствии полагал сам и на ноты наизусть, по памяти из того, что изучал и певал в детстве. Вот 80–ти–летний старец о. Страхов положил по памяти наизусть на ноты, кроме прочего простейшего, двухорное: Тебе, Бога, хвалим, которое 40 лет тому назад мы пели в Могилеве, а затем нигде и не слыхивали, так как оно оставлено и забыто. Так, всю речь эту веду я к тому, что положение наше, как детей, в архиерейской певческой было подневольное – крепостное, трудовое, неестественно оторванное от семьи в нежном детстве и потому глубоко–грустное, отражавшееся на всю жизнь даже на наших характерах, да и на судьбе. По крайней мере, эта оторванность от семьи в детстве, для службы в архиерейской певческой, и в ранней юности, для воспитания в образцовой санкт–петербургской семинарии, имела глубокое влияние и на развитие моего смысла, и на склад характера, и на весь уклад всей дальнейшей моей судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Катарсис по цене двух бургеров В США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере. 31 марта, 2011 В США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере. Детальный показ страданий Христа в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» вызвал в свое время бурю обсуждения среди верующих. Одни говорили, что нельзя так подробно рассказывать о таких трагических событиях, другие – что современного человека трудно пробудить от постоянного поиска развлечений и потребительского отношения к жизни . В этих дискуссиях забывалась одна простая вещь: американцы и европейцы по-своему относятся к тем событиям, которые стоили столько страданий Спасителю и избавили человечество от проклятия смерти. Любой христианин всегда должен помнить о том, какой ценой куплена его свобода от греха – об этом писал в свое время и апостол Павел . Но в течение года Устав определяет лишь несколько дней, когда о страданиях Иисуса детально рассказывается во время богослужения. Это дни перед самой Пасхой, праздник Крестовоздвижения и Крестопоклонное воскресенье во время Великого Поста . Во все эти дни предполагается серьезная аскеза – ограничение себя и в пище, и уж тем более в развлечениях. Может, именно поэтому нам так странно узнавать, что в одних только США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере . «У местного Иисуса почти нет выходных. Шесть дней в неделю его бичуют и распинают римские легионеры; шесть дней в неделю под всхлипы впечатлительной публики он воскресает вновь. Доступный катарсис по цене двух бургеров с картошкой из ближайшего дайнера», — иронично описывает сайт журнал Forbes один из самых популярных американских парков Holy Land.

http://pravmir.ru/katarsis-po-cene-dvux-...

72. В ту же неделю Иже хощет по мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет Мф.16:24 Надлежало бы каждому христианину, желающему себе вечного спасения, с большим вниманием вслушиваться в ныне прочтенное Евангелие и стараться уразуметь оное; ибо в нынешнем Евангелии Господь говорит нам о спасительном кресте, который каждый из нас должен в жизни нести; говорит о произвольных, но необходимых для нашего спасения страданиях; потому-то и неделя сия третья Великого поста называется: Крестопоклонная неделя. Все мы, по-видимому, сделали для вечного своего спасения: и постились, и молились, исповедью очищали грехи и приносили плоды покаяния – подавали милостыню; казалось бы, что мы все уже сделали; но вот Христос Господь предлагает, так сказать, предназначает нам еще крест: «Полюби крест, христианин, поклонись ты Моему кресту, на котором Я страдал; бери и свой на себя крест и иди за Мною. Ничего лучшего не мог даровать Мне Отец Небесный, по любви ко Мне, как допустить Меня понести крест, пострадать на кресте; ибо крестом только и можно было спасти род человеческий; но такой крест надлежит полюбить и понести и каждому верующему в Меня: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», – сказал Господь. Хочешь ты, христианин, спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, а живи страдальчески; не щади себя, не жалей себя, а со смирением переноси все скорби, в жизни посылаемые; убегая всяких выгод в жизни, всех удобств, всех предприятий, которые доставляют пищу страстям и всякие удовольствия; бегай роскоши, пьянства, всякого широкого и пространного пути для своеволия приятного; а избирай путь узкий в жизни, прискорбный, тесный, страдальческий: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Бог всякому человеку, по любви к нему, посылает крест или тяжелый или легкий, но верно всегда спасительный; этот-то крест ты должен понести. Ты не можешь знать, который для тебя крест спасителен, но верно тот спасительнее всех крестов, который посылает тебе Сам Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В особенности двум добродетелям учит Крест: а) смирению: «От Господа смирившаго Себе, даже до Распятия и смерти тебе ради, навыкши душе моя, от возношения смирения (то есть что от возношения бывает унижение), и от смирения возношения (Богом), о добродетелех (если они, конечно, есть) не возвышайся... но в разумении (сознании) низложенном (то есть уничиженном, сокрушенном до земли) прегрешений твоих памятствующи токмо, якоже мытарь возопий: Боже, очисти мя грешнаго, и спаси мя» 1206 . Вот такое настроение требует: ПОКАЯННОЕ СМИРЕНИЕ. Это вот по-православному. б) Второе требование – распятие страстей: «Всечестное древо всех в поклонение призывает», – кого «всех»? – «ЕЛИЦЫ СТРАСТЬМИ СВОИМИ, ХРИСТОВЫМ СТРАСТЕМ ДОСТОЙНО СПОСЛЕДУЮТ». Таковые «приидите вси вернии, поклонимся древу страшнаго таинства» 1207 . Итак, достойные поклонники – «страстоубиватели», а если нет, то и недостойны целовать... Это будет лишь в обличение, в суд как фарисейское лицемерие: устами целуем, а душою распинаем. Это – иудино лобзание... Страшно! «Желающе Божественный Пасхи причаститися... греховный квас 1208 отъимем покаянием: препояшим чресла наша умерщвлением сластей... не ревнуим врагом Владычняго Креста боготворяще чрево, но последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших» 1209 . «Миру и сущим в мире радоватися прирекшии (то есть сказавши миру: «прощай» – или отрекшись 1210 ), ныне яко Христу сраспинаеми, претерпим досаду, ругание, и другая (=прочее), да с Ним (и) прославимся» 1211 . «Плотию распныйся Господи, и с Собою распный ветхаго нашего человека... пригвозди к страху Твоему плоти моя, и любовию Твоею уязви мою душу... сокрушение же сердца, и духа смирение пожру Тебе, о преждебывших моих согрешениих, от нихже мя избави» 1212 . «Пощади по милости» А грешникам осталось одно: грешник вопиет о пощаде, совершенно незаслуженной. Это особенно ясно слышится в Неделю Страшного суда (мясопустную) (говорится, и в Крестопоклонную неделю). «Тогда нас ПОЩАДИ, и части Христе сподоби спасаемых, яко благоутробен» 1213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Во время некоторых божественных служб иереи бывают не только в епитрахили и фелони, но в полном облачении. В полном облачении бывают все иереи, сколько бы их ни служило: 1) При совершении литургии – всегда (Служебн.). 2) При служении утрени в св. Пасху 154 . Один Настоятель облачается во все одежды: 1) При служении вечерни в день Пасхи 155 . 2) При выносе на главе креста в день Воздвижения (Тип., 14 сент.), в неделю крестопоклонную и 1-е августа. 3) В Страстной пяток вечером, при выносе Плащаницы, подобно тому, как в Великую субботу на утрени 156 . 4) При великом водоосвящении в день навечерия Богоявлени, хотя бы оно совершалось после литургии, по заамвонной молитве (Тип., послед. 6 янв.), или после вечерни (в субботу и Неделю). Архиерей облачается в полное облачение кроме литургии также для молебного пения, для панихиды, для отпевания умершего. На всенощном же бдении он на литию выходит в мантии, а к полиелею в полном облачении. Собственно архиерейские одежды суть следующие: Саккос (σkκος). – Саккос (слово еврейское) означает вретище, рубище, и есть одежда печали, смирения, покаяния ( Иер.48:37 . Лк.10:13 ). Саккос формою своею похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же значение, что фелонь 157 . и при облачении Архиерея в саккос диакон произносит слова молитвы, читаемой иереем при облачении в фелонь, только обращенной к чину архиерея: «Архиерее Твои Господи облекутся в правду, и преподобнии Твои радостью возрадуются, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Звонцы у саккоса означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. Омофор (ω=μοφριοn). – Омофор (от μος – плечо и φρω – несу) есть одежда, носимая па плечах, на рамах, «нарамник». Это длинный и широкий плат, украшенный крестами и возлагаемый на плечи, рамена архиерею сверх других одежд. Омофор, лежа на плечах архиерея, опускается концами спереди и сзади (Сим. Сол. Нов. Скр., ч. II, гл. 6, § 17 158 . Омофор носит название «трехскладный», потому что, как объясняет св. Софроний, служит Св. Троице (Христ. Чт., 1855, т. I, стр. 271).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Патриарх Кирилл: человечество создало цивилизацию стресса Москва, 19 марта 2012 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что попытки миновать очищающие душу страдания привели человечество к построению «цивилизации стресса». «Когда человек отлучил себя от общения с Богом, символом чему было изгнание человека из рая, он столкнулся лицом к лицу с той реальностью, с той жизнью, которая несла в себе страдания. От страдания не может избавить ничто — ни продвинутая наука, включая медицину, ни усилия, направленные на обеспечение социальной справедливости, ни другие достижения человеческого разума», – сказал Патриарх Кирилл в своей проповеди в Храме Христа Спасителя в воскресенье. «Когда силой научного знания мы исключаем одну беду, приходит другая. Мы научились лечить многие болезни, но создали цивилизацию стресса, которая обрушивает на нас множество опасных вызовов, и душа тоскует и болит подчас сильнее, чем от физической болезни» – добавил он. По словам Предстоятеля Русской Церкви, болезни и страх смерти, измена и предательство, клевета, ложь и человеческая злоба ранят сердце человека, и даже очень закаленные люди не способны оградится от зловредного влияния окружающего мира. «Даже те, кто живет напряженной религиозной жизнью, кто уходит из мира в полный затвор, испытывают скорбь и страдания, а иначе и быть не может, потому что страдание явилось результатом греха, оно вошло в плоть и кровь человеческого бытия», – заметил патриарх. «На бесконечные вопросы, которые возникают у каждого человека, даже верующего, есть только один ответ, который мы должны хорошо знать: крест не является наказанием. Если бы было так, то люди святые, добрые, честные не подвергались бы крестным страданиям. Но поскольку страдают все — и добрые, и злые, и праведники, и грешники, — то смысл страданий следует понимать иначе», – сказал он. Патриарх Кирилл напомнил, что взирая на Крест Христов, проникаясь в смысл Голгофской Жертвы, человек имеет возможность понять смысл своих страданий, которые даются ему для очищения. «Как преступление светского закона искупляется страданием, связанным с ограничением свободы, так и преступление Божиего закона, по Божественной справедливости, не может исключать страдания того, кто этот закон нарушил. И это не наказание, но Бог посылает нам этот крест для того, чтобы мы, правильно неся наш крест — без ропота, без осуждения, без внутренней злобы, без ожесточения, — могли искупить наши собственные грехи», – заключил Патриарх Кирилл. Полностью Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную в Храме Христа Спасителя читайте на сайте Патриархия.ру 19 марта 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52315.html

2 . освящение в праздник Богоявления, когда имеют случайные доходы и дьяконы; 3 . за записи молебнов на 15 и на 40 дней; 4 . за молитвы о роженицах и в сороковой день; 5 . случайные доходы за панихиды на кладбищах. Кроме того, настоятель получает для себя то, что быть может, дадут ему испрашивающие удостоверение о неимении препятствий для брака, причем плата не должна превышать десяти гросиев. Взамен жалованья клиру, киот удерживает для себя доходы за крещение, браки, погребения и поминовения, за цветы в неделю Крестопоклонную, в праздник Воздвижения Честного Креста и от плащаницы, в неделю Ваий, за запись поминовений, от св. копия, за молебны, водоосвящения и исповедь и тарелочный сбор в первое и второе воскресенье. Священники, совершая на домах молебны и водоосвящения, должны выдавать двойную квитанцию на получаемую сумму; в отношении же взносов христиан за поминовения, молебны в храмах, за св. копие и исповедь должна соблюдаться система сбора посредством кружек, вместо блюда. Ни настоятелю, ни священникам не позволяется никакое в свою пользу удержание, какого бы то ни было рода, всякого дохода из поименованных в двух предыдущих пунктах, но все обязаны передавать в общую кассу всякое свое получение. Все лица приходского клира должны быть преданы исключительно священным своим обязанностям и не могут иметь никакой другой платной или бесплатной службы, причем только клирикам-богословам, с разрешения Центральной ефории, позволяется обучать закону Божию в школах кинота за жалованье 396 . В таком же роде духовенство обеспечивается материально и в других больших и малых городах Константинопольского патриархата, т. е. имеет от кинотов небольшое жалованье, а потом получает случайные доходы за указанные богослужения и требы, причем оно всецело предано службе в приходах, не имея ни права, ни возможности приобретать какие-либо посторонние платные или бесплатные занятия, кроме законоучительства, иногда платного, а большею частью бесплатного. В большинстве же городов и в селах приходское духовенство не получает от своих кинотов постоянного жалования, а содержится на случайные доходы от епитрахили ( κ τν τυχηρν το πιτραχηλου), т. е. за совершение различных богослужений и треб для удовлетворения религиозных нужд православного греческого народа, который и в настоящее время любит освящать молитвою и благословением Церкви всякое более или менее выдающееся событие из своей жизни – личной, семейной и общественной. Главными доходами большинства приходского духовенства, то общими для него, то частными и местными, являются следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010