Если обратить внимание на самую жизнь человека, то и в ней можно найти важное доказательство бессмертия души человеческой. В чем проходит большая часть жизни нашей? Не в скорбях ли и бедствиях? Иной борется с болезнями, другой - с невзгодами, иной страждет от бедности и лишений, иной переносит злобу врагов своих или терпит скорбь от их зависти и клеветы. Трудно найти человека, который бы не был знаком с несчастьями, который бы мог сказать: " Я счастлив и блажен! " А сколько таких страдальцев, которых еще с самой колыбели встречают скорби и болезни и не расстаются с ними до самой могилы! Как же объяснить цель человеческого бытия, если отнять у души ее бессмертие? Ужели участь человека и бессловесных животных одна и та же? Чем же тогда человек превосходит их? Разве лишь тем, что он больше переносит скорбей и несчастий, чем бессловесные… Но слово Божие разрешает это недоумение, говоря: Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5, 1). Аминь. 1961 г. Слово в Неделю Крестопоклонную Крест - знамя любви Спасителя к людям Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин. 15, 13) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братия и сестры, Святая Церковь как чадолюбивая мать нежно печется о нашем спасении, учитывая все наши человеческие немощи и стараясь нас благодатно подкрепить в моменты нашего расслабления. Воспоминание же о Кресте Христовом, поклонение ему и лобызание его составляет для христианина наилучшее утешение во всех скорбях и бедствиях его и в особенности ограждает от лукавых духов на всех путях его нравственной жизни. Такова сила Животворящего Креста Христова, поэтому и ныне, в преполовение Великого поста, когда силы подвижников ослабевают и христиане утомляются, Церковь положила изнести его на середину святого храма для лобызания и созерцания. Изнести для того, чтобы с благоговением взирая на него и прикладываясь к нему, черпали мы от сей святыни для себя бодрость духа и шли на дальнейшее совершение многотрудного, но и многополезного великопостного поприща.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Смотрите, как бы так вещает нам Господь с креста, что претерпел для вас Я воспринятой Мной для вашего спасения плотью Моей пречистой, неприкосновенной ни дли какого греха: вы ли откажетесь распинать в плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какой мыслью выносится ныне крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом; а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и крестом победившего врагов наших, — и побеждайте. Аминь. СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. (Мк 8,34) Нынешняя неделя великого поста называется крестопоклонной — от поклонения Кресту и страстям распятого на нем нас ради Господа славы, а также и оттого, что Церковь положила читать в этот день Евангелие о ношении каждым из нас собственного креста или страданий и скорбей, неразлучных в этом мире с последованием Христу . Кто хочет идти за Мною, сказал Иисус Христос народу с учениками Своими , отвергнись себя, и возьми крест и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою, т. е. жизнь свою, т. е. умертвит все страсти и вожделения свои , ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном; того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк 8,34–38) . Господь Иисус Христос повелевает нам совершенно отречься себя, т. е. от сатаны, действующего в нас, и от всех дел его, и от всего служения его, и всей гордыни его, и взять крест свой, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И никто сам собою не примет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником; по Тот, Кто сказал Ему: Ты Священник во век, по чину Мелхиседекову. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека " (Евр 5,1-10) . Вот содержание апостола с его толкованием, учением и назидательным приложением его к нам. В нем, повторяю, говорится о единственном и вечном Первосвященнике, Господе нашем Иисусе Христе, Который прежде сложения мира определил священнодействовать Самого Себя на крестном жертвеннике в жертву умилостивительную за грехи всего мира, всех людей. Он и принес Самого Себя в жертву Богу Отцу Своему, по воле Его, за нас грешных, в умилостивление о нас, без числа согрешающих на всякий день и час; а мы, земные, немощью обложенные священники, носим сан Христов и продолжаем благодатью Святого Духа Его великое, страшное и спасительное дело примирения себя и вас с Богом; и Он Сам через нас приносит в умилостивление о нас страшную и животворящую жертву тела и крови Своей на престол. Благоговейте же всегда перед этой жертвой и перед приносящим ее Господом; молитесь и о нас, служителях Его и ваших молитвенниках и ходатаях; поминайте Его крест, гроб, тридневное воскресение и на небеса восхождение, второе и страшное Его пришествие; и каждый, да возьмет крест свой и да последует Ему, да распинает свою плоть со страстями и похотями. Аминь. СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ Так как перед очами нашими предлежит для благоговейного поклонения и лобызания Крест Господень, коего сила часто прославляется в церковных молитвах и песнопениях; то я хочу, возлюбленные, сказать вам ныне несколько слов о силе его, или о чудесах его. Намереваясь об этом говорить, я с одной стороны везде вижу чудодействующую силу его и не знаю на чем остановиться, какой случай взять для примера животворящей силы Креста; вижу и то великое благоговение, которое воздавалось животворящему Кресту людьми древними; с другой стороны — увы! — вижу очень мало опытов силы его в людях нынешнего времени — и тут же сейчас вижу и причину, отчего он так мало оказывает чудотворной силы своей: — именно оттого, отчего мало творил Господь чудес в отечестве своем, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Но чем же, большая часть из нас отзывается на такую любовь Божью? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самою усиленною, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего, и едва-едва, по установлению церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней. Итак, мы сами всеми мерами идем прочь от своего спасения; пострадал за нас Спаситель на кресте, но мы не хотим и знать этих страданий; заповедал Он нам для нашего спасения взять каждому свои кресты и следовать за Ним к небесной славе, а мы и слышать не хотим; указано нам, как лекарство, умерщвление плоти нашей со страстями и похотями, но мы еще сильнее стараемся удовлетворять своим страстям, исполнять свои похоти. Что же? таков будет и конец. И поглощены будем вечным огнем, и не получим ни капли прохлаждения в геенском пламени — за то, что здесь имели все возможные прохлаждения, все возможные удовольствия для грешной плоти. Не дай Господи! Скорее — за крест, пока Распятый на кресте еще продолжает к нам Свои милости. Аминь. СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ Сегодня, возлюбленные братья и сестры, предложу вам с помощью Божьею беседу на апостольское чтение нынешнего дня. В нем апостол Павел говорит о великом Первосвященнике, прошедшем небеса, Иисусе Сыне Божием, и увещевает нас твердо держаться исповедания нашей веры, т. е. не изнемогать в искушениях, скорбях и гонениях за веру, ибо мы имеем не такого Первосвященника, Который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха, и, как Сам Он пострадал до креста и на кресте, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2,18) ; потом Апостол убеждает нас приступать с дерзновением к престолу благодати, т. е. к сидящему на престоле Господу Иисусу Христу, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Вот, когда я обдумывал всё это, опять, в Крестопоклонную Неделю совершились медленно-обдуманные, хладнокровные убийства, взлелеянные неделями. Люди вмешались в решения Божии, отняли жизнь. Заключённых в темницу можно выпустить, связанного развязать, лишённого прав наградить правами. Но никакими раскаяниями, никакими стараниями не вернуть жизни казнённому. Свершилось дело невозвратимое и бесповоротное – человеческое предварение суда Божия – дело безбожное. Оборвана возможность покаяния, и новый грех лёг на наши головы. Сам Бог наложил знак на чело Каину, братоубийце, чтобы кто-нибудь не убил его, чтоб на убийце не отомстилось в-восмеро. И вот, когда со всех концов России говорилось об отмене казни, когда учёные и неучёные, мужчины и женщины, девушки и подростки, кухарки и барыни, мужики и писатели, все слои общества, не исключая военных, давали отголосок на готовившееся страшное дело, Церковь Православная опять не остановила кровопролития, опять – и это на Крестопоклонной Неделе! – промолчала. Церковь – самое дорогое, что есть для нас на земле, – мост к небу; и он оказался непроходимым. Зато голос крови брата кричит ко Господу. Вот за литургией выносят св. Чашу, но в неё упала тяжелая капля крови. Смотрите же, не берите на душу ещё новых грехов убитых. Церковь не отвергла их при жизни. Как же может она отвергнуть их ныне, как может она не молиться за убитых? Мы должны помолиться не раз и не два за душу убиенных, за душу казнённых. Смотрите, чтоб не сбылись над нами слова Господа Иисуса: «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Да минует нас сие, Господи Иисусе! Не дай новым фарисеям вновь насмеяться над Твоею смертью, когда воспоминаются страдания Твои. С чистым сердцем дай нам «Кресту Твоему поклониться». Аминь. Слово на освящение храма 956 Разве вы не знаете, что вы – храм Божий и дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Каждому Господь дает его крест, каждому его труд, каждому его обязанности, каждому его жизнь. Поэтому нечего удивляться, что один человек за одно преступление пять лет получил, а другой за такое же преступление – вдруг три года. Мы говорим: вроде, несправедливо. Но так Господь устраивает, потому что кто что может понести, то Господь каждому и дает, и ничего сверх того. Каждому Господь собственную меру страданий отпускает за его собственные грехи для того, чтобы его очистить, чтобы его возвести на духовную высоту. И нам нужно глубоко понять, что все, что в нашей жизни случается скорбного, дано не для того, чтобы мы это отвергли, а для того, чтобы приняли, потому что скорби всегда нам полезны. Только так мы можем стать людьми. И хотя на первый взгляд скорбь нас ужасает, но потом мы поймем (часто многие под старость это понимают, если идут христианским путем), что все, что было в жизни тяжелого, было крайне необходимо. И Христос прошел тем же путем. Он ни от чего не уклонился, хотя и ужасался. Мы вспоминаем, как в Гефсиманском саду Он молился до кровавого пота и просил: «Отче Мой!.. да минует Меня чаша сия». Но потом сказал: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Да, Я, как Человек, всем Своим существом возмущаюсь и не хочу этого страдания, потому что Я его не заслужил, Я на земле не сотворил ни одного греха. Поэтому в антифоне поется: «Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте». За что? Не за что, а почему. Он для того и пришел, чтобы спасти нас – через Крест. Он первым должен был через Крест взойти на небо. Христос стал новым Адамом , Он первый воскрес из мертвых и дал нам дорогу в Свое Царство. Поэтому каждый, кто последует Его путем, тоже совоскреснет со Христом и будет с Ним вечно пребывать в Царствии Небесном – с Ним, с Этим Человеком, самым лучшим из всех, которые когда-либо ходили по земле. И если мы сердцем примем, познаем, вкусим Его, нам ничего в жизни уже не захочется другого. Мы все принесем в жертву Ему – всю нашу жизнь, «весь живот наш Христу Богу предадим» – так мы молимся. «Тебе, Господи». Вот это и утверждает сегодняшний день. И этот пост, малый наш подвиг, мы предпринимаем для Него, хотя и трудно поститься, особенно тем, которые только начинают, и вообще воздержание трудно, и часто у нас не получается. Но в этом нет ничего страшного, лишь бы было усердие. У нас еще есть времечко, нас еще ноги носят, у нас еще есть возможность повернуть жизнь ко Христу, исправить ее в том, что мы пока не исправили, подумать над тем, что нам еще нужно докончать, и все время стараться быть в Его глазах угодными. Нам нужно принимать свой крест, принимать ту скорбь, которую Он дает, и не роптать; учиться быть благодарными за все. Нам так много дано! Ведь если бы каждый из нас пошел путем Христовым, мы бы не умерли, а перешли прямо от смерти в жизнь. Никто бы из нас даже никогда не узнал, что такое ад; мы прямо вошли бы в Царствие Небесное. Ведь это удивительное чудо!

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Евр 5:4 . И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. «И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон». Ибо тот законный первосвященник, кто от Бога приемлет рукоположение. Так приял сан сей и Аарон, первый первосвященник. Изрек же сие божественный Апостол не с намерением указать нам теперь правила первосвященства, но предуготовляя нас к учению о Владычнем первосвященстве. Посему вслед за этим премудро присовокупил: Евр 5:5.  Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Евр 5:6.  как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника», «но Глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». «Якоже и инде глаголет: Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову». Поелику Христос был из другого колена, так как по человеческому естеству произошел от Давидова рода, то Апостол, зная упорность сердец неверующих иудеев, прибег к пророческим свидетельствам и премудро подтвердил ими собственное свое слово, а также премудро показал, что Христос наименован не только Первосвященником, но и Сыном и приял некое новое первосвященство. Поелику же Апостол сказал, что первосвященником за человеки для того поставляется человек, чтобы сострадал «невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть», то доказывает, что и Владыка Христос приял на Себя, кроме греха, все страдания естества человеческого. Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование в Неделю 3-ю Великого поста на Послание к Евреям Евр 4:14.  Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, Как бы на просьбу кого-нибудь подать нам совет, чтобы мы не пали духом и не предали малодушию, говорит, что достаточно и сказанного для научения нас страху и для того, чтобы сделать более твердыми. Но кроме того, мы еще имеем «Первосвященника», Который может помочь нам, если только мы держимся исповедания; ибо Он не малый и не случайный, а великий, — Он — Сын Божий. И не таков, как Моисей. Тот ни сам не вошел в покой, ни народа не ввел; а Этот, прошедши небеса, восседает со Отцом и может дать нам вход в небеса, и сделал нас наследниками обетованного покоя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

2 . Канон в субботу мясопустную, имеющий в троичных и богородичных тропарях акростих: «недостойного Феодора» (το ναξου Θεοδρου). Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в царстве небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 750 . 3 . Канон в неделю мясопустную 751 . Преп. отец с глубоким чувством сокрушения о своих грехах молится Господу о милосердии на страшном суде. По силе религиозного и поэтического воодушевления это одно из лучших церковных песнопений преп. Феодора. Оно построено по правилам ритмической поэзии в подражание ирмосам: «Помощник и покровитель». Каждый тропарь состоит из 7 стихов, разделённых на два параллельных периода, из которых первый звучит грустно, печально, второй же выражает сильное волнение молитвенного чувства 752 . 4 . 23 стихиры на «Господи воззвах» – по одной: в неделю сыропустную, в понедельник, среду, четверг 1-й седмицы поста, в неделю православия, во вторник, среду, четверг 2-й седмицы, в неделю 8-ю, в понедельник, вторник, среду, четверг 3-й седмицы, в неделю крестопоклонную, в четверг 4-й седмицы, в неделю 4-ю, в понедельник, вторник, четверг 5-й седмицы, в понедельник, вторник, среду и четверг 6-й седмицы. Общее содержание их – призыв верующих к подвигам поста и утешенье их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и Пасхи. 5 . 14 седальнов на утрени – по одному (по третьем стихословии): в понедельник 1-й седмицы, в понедельник, вторник, четверг и пятницу 3-й седмицы, в среду и четверг 4-й седмицы, в понедельник, вторник, среду 5-й седмицы, во вторник, среду, четверг и пятницу 6-й седмицы. По содержанию они примыкают к стихирам на «Господи воззвах». 6 . Канон в неделю крестопоклонную 753 . Здесь прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему; самое торжество изнесения креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и Пасхи. Канон написан лёгкими стихами, полон высокопоэтических образов и вообще мало уступает известному пасхальному канону «воскресенья день», по образцу которого и написан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Православная стенгазета 12 (222) В номере: Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная, Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на Евангельское чтение, Нужно очень захотеть простить обидчика, Весь мир ждет от нас благословения. 21 марта, 2014 В номере: Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная, Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на Евангельское чтение, Нужно очень захотеть простить обидчика, Весь мир ждет от нас благословения. В номере: — Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная, — Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на Евангельское чтение, — Нужно очень захотеть простить обидчика, — Весь мир ждет от нас благословения. Выпуск от 21 марта 2014 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 мая, 2024 26 апреля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

[Зри] Аще предпразднство Благовещения случится в неделю крестопоклонную. В субботу на велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, Креста 4, и предпразднства 3. Слава, Креста: И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихира храма. Слава, Креста: И ныне, предпразднства, писана на Господи воззвах. На стиховне стихиры октоиха. Слава, Креста: И ныне, предпразднства, писан на утрени на стиховне. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево радуйся: дважды: и Креста: единожды. и Буди имя Господне: трижды. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн дважды. Слава, Креста: И ныне, предпразднства: и прочее обычно. Канон воскресн со ирмосом на 4, и Креста на 6, и предпразднства на 4. Катавасиа: Божественнейший прообрази: По 3-й песни, кондак предпразднства: и седальны Креста: Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни, кондак и икос Креста. По 9-й песни, светилен воскресн. Слава, Креста: И ныне, предпразднства. Прочее же на хвалитех, и на литургии, все, якоже писано в неделю 3-ю поста, точию на часех тропарь воскресн глаголем непременно: Слава, Креста и предпразднства, глаголем пременяюще. По Отче наш: кондаки на всех часех глаголем Креста, и предпразднства, пременяюще. [Зри] Аще случится предпразднство Благовещения в понедельник 4-я, или 5-я, или 6-я недели постов: В неделю вечера, стихиры на 10, октоиха покаянныя 4, и триоди 3, и предпразднства 3. Слава, и ныне, предпразднства. Вход, прокимен великий. Таже, Сподоби Господи: и поклоны 3. посем ектениа: Исполним вечернюю: Таже, поем стиховну в триоди с припевы обычными: Слава, и ныне, предпразднства, писан на утрени на стиховне, глас 4: Языка егоже не ведяше: посем, Ныне отпущаеши: и трисвятое с поклоны, и тропарь: Богородице Дево радуйся: с поклоны. и Господи помилуй, 40: и Небесный Царю: по Честнейшую, 3 поклоны, и отпуст. На утрени, поем Аллилуиа, и троичны гласа, и обычныя кафисмы, и прочее поем на утрени и на часех, якоже указася прежде в ряду в 24-й день. [МРК] Аще случится предпразднство Благовещения в среду 4-ю постов, еже есть крестопоклонную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010