Известно, что на украшение храма пожаловал четыреста червонцев Пётр I. Нарышкин приходился царю родным дядей. В 1703 году после взятия Нарвы Пётр I привез в подарок для церкви цветные витражи. Зодчим и автором иконостаса в верхней церкви, главной храмовой достопримечательности, был Карп Золотарёв, глава художественной мастерской Посольского приказа. Он известен своими работами в Крестовоздвиженской церкви московского Кремля, Новодевичьем и Донском монастырях. Храм в Филях У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 октября, 2017 11 октября, 2017 1 июля, 2021 20 мая, 2021 22 апреля, 2021 28 января, 2020 30 мая, 2019 28 января, 2019 12 февраля, 2018 16 октября, 2017 11 октября, 2017 1 июля, 2021 20 мая, 2021 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99

http://pravmir.ru/spasite-hram-v-filyah/

За Спасоевфимиевым За Арсениевым За Лопотовым За Александровым, что на Куште За Успенским Подолним За Никольским Катромским За Спасовым Печенским За Рябинским За Успенским Песочным За Рождественским Сямским За Ферапонтовым За Кириловым Новоезерским За Троицким Устьшехонским За Заоникиевской Владимирской пустынью За Архангельской пустынью За Дмитриевской Югской пустынью За Николаевской Мокрой пустынью За Спасской Репной пустынью За Ломовской пустынью За Успенской Седмигородской За Богоявленской За Спасским Вожеозерским монастырём За Белоезерским Воскресенским Череповым За Ворониною пустынью Б) За Воскресенским Гороцким девичьим Итого за монастырями: 40.127 Всего за домом Архиерейским и монастырями 46.468 Платёж в экономию 17. Епархия Вятская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом с приписными к нему монастырями и пустынями За Преображенским Пыскорским с приписными За Успенским Трифоновым За Богоявленским, что при городе Слободском, с приписным к нему Екатеринским За Крестовоздвиженским Верхочепецким За Троицким Истобинским За приписными к Богословскому Холуницкому За Вознесенским, что при Соли Камской, с приписной к нему Сыльвенской Воздвиженской пустынью За Верхоязвенской Успенской пустынью За Богословским Чердынским За Шеренской Богородичной пустынью За Успенской Чусовской пустынью За Зосимо-Савватиевской Оханской пустынью Итого за монастырями: 33.948 Всего за домом Архиерейским и монастырями 43.012 Платёж в экономию 18. Епархия Устюжская (не в окладе) Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом За монастырями: За Устюжским Архангельским За Троицким Гледенским За Устюжским Ивановским За Знаменским Филипповым За Николаевским Прилуцким За Троицким Телеговым За Троицкой Соезерской пустынью За приписной к дому Архиерейскому Зосимо-Савватиевской пустынью За Никольской Верхоломовской пустынью За Богородицкой Теплогорской пустынью За Дуниловой пустынью За Крестогорской и Тихоновой пустынью За Воздвиженской Симоновой Воломской пустынью За Соли Вычегодской за Введенским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Статья, о которой у нас речь, тем и примечательна, что она не останавливается перед такими выводами. Автор признает с монашеской точки зрения подвиг любви к ближнему лишь «исключением» по немощи, по неспособности вынести более высокий подвиг поста и молитвы, признает его лишь делом «нужды», лишь второстепенным «поделием», оскверняющим инока, отвлекающим его от главного, но он решительно против того, чтобы сделать подвиг любви обязательным для инока, он называет это «новшеством». «Кто хочет, пишет автор с поразительной откровенностью, – кто хочет подвига ухода за больными, или трудов в школах, тот пусть и идет в те благотворительные заведения, где это нужно. Ему нечего делать в монастыре»... Сопоставляя эти взгляды, оправдываемые практикой монастырей обычного типа, с теми носителями христианской любви, которые описаны выше, мы должны признать факт расхождения в нравственном сознании современного христианства. Два идеала стали один против другого: идеал молитвы, терпящей около себя любовь как слабость, и идеал любви, молитвенно действующей, – идеал умертвия и идеал жизни, – идеал заживо погребенных и идеал живых душ. Царство христианской любви представляется нам чуждым каких-либо внешних границ, оно обнимает и любящих церковное православие, и аскетически настроенных, и свободных от типиконной законности, и инославных, оно хочет быть универсальным и всеобъемлющим. Эта внутренняя борьба – религиозный смысл нашего времени. Мы должны оценить её принципиально, мы должны отнестись к ней сознательно. В ней зародыши нашего развития. Легко предвидеть, что идеал умертвия есть пережиток, а идеал живых душ – идеал будущего... IV. Крестовоздвиженское трудовое братство Названные выше христианские деятели могут быть подведены под один тип деятельности – тип лично-христианской благотворительности, личного подвига. Другой формой христианской жизнедеятельности является христианская ассоциация, христианское общежитие, религиозный союз. Конечно и личный христианский подвиг может быть поставлен в условия той или другой общественной организации, и, с другой стороны, христианская ассоциация во всяком случае предполагает усилия личного подвига по самой идее христианской жизни, не может обойтись без содействия со стороны личных стремлений к внутреннему совершенствованию, не может быть поставлена вне целей последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В 1894-1897 гг. в Московской губ. имелось 13 уездных отд-ний Кирилло-Мефодиевского братства, еще одно - Столичное отд-ние, фактически центральное управление,- действовало в Москве и в Московском у. Богородский у. имел 2 отделения - Богоявленское и Гуслицкое (1896). Первое создавало школы для правосл. населения, а второе занималось школьным делом и противораскольнической миссией в старообрядческих селениях уезда (Гуслицкий, Хотеческий, Селинский, Запонорский, Рудневский приходы). Из 877 чел., вступивших в братство в 1894 г., 215 чел. принадлежали к духовенству, остальные представляли светские круги: интеллигенцию, купечество, крестьянство, губернских чиновников, в т. ч. высших. Почетными членами братства являлись вел. кн. Сергей Александрович (генерал-губернатор Москвы в 1891-1905) и А. Г. Булыгин (губернатор Московской губ. в 1893-1896). Чиновничество преимущественно было представлено служащими по ведомству народного просвещения. В 1895 г. уездные отд-ния включали 934 чел., что делало братство крупнейшей общественной организацией Московской губ. Отд-ния отличались по численному составу: самыми многочисленными были Богоявленское и Подольское отд-ния (по 200 чел.), самыми малочисленными были Дмитровское, Клинское и Рузское отд-ния, где состояло по 30 чел. Руководили отд-ниями священнослужители, обычно соборные протоиереи. Подведомственные братству учебные заведения не занимали доминирующего положения в системе начального образования Московской губ., напр., в 1913 г. на 1227 земских школ, в которых образование получали 85 308 чел., приходилось 664 церковноприходские школы с 32 260 учащимися. На рубеже XIX и XX вв. монастырские церковноприходские школы имелись в 20 мон-рях М. е.: Богоявленском, Высокопетровском, Даниловом, Покровском миссионерском, Сретенском, Никольском единоверческом, Иосифово-Волоколамском, Борисоглебском, Воскресенском (Новоиерусалимском), Старо-Голутвином, Высоцком, Алексеевском, Ивановском, Новодевичьем, Никитском, Покровском Васильевском, Покровском Хотьковом, Спасо-Бородинском, Крестовоздвиженском, в общине «Отрада и Утешение».

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Заботами настоятеля о внутреннем и внешнем устроении обители быстро умножалось число братии. В 1943 г. в пустыни было уже не менее 25 человек. Восстановив обитель, собрав братию и учредив старчество, о. Нектарий почувствовал свой близкий исход. Передав управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину), он всецело посвятил себя приготовлению к переходу в вечную жизнь. Тихо угасал много потрудившийся старец, но не переставал поучать братию, особенно заповедуя полное послушание настоятелю и ежедневное откровение помыслов старцу. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна 992 , но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится 993 . Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви 994 . Литература Церковные ведомости. 1912. 50. С. 465. Курский адрес-календарь. Курск, 1915. С. 339. Там же, 1916. С. 249. Курские епархиальные ведомости. 1913. 22–23. С. 327; 1914. 17. С. 258; 1916. 13–14. С. 151. Архивные документы Послужные списки настоятеля, монашествующих и послушников Глинской Богородицкой общежительной пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89. Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 г.//Там же, д. 109, л. 52. Послужные списки монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32. По ходатайству Курского преосвященного об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 7 об. О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Там же, д. 1399, л. 1–2. Сведения о монастырях по епархиям за 1913 г.//Там же, ф. 797, оп. 83, отд. II, ст. 3, д. 315. Сведения о монастырях по епархиям за 1915 г.//Там же, оп. 85, отд. II, ст. 3, д. 389, л. 85. О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в Глинскую пустынь//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 191. Дело о назначении архимандрита Глинской пустыни Адриана в действующую армию//Там же, д. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Тихона Задонского Серафимовская-Понетаевская Троицкая-Бирская Ягодинская-Введенская Колчеданская-Покровская Крестовоздвиженская – Иерусалимская – Флоро-Лаврская-Лукинская Марии Магдалины-Порховская Рождество-Богородицкая-Феодоровская Тихвинская-Краишевская Троицкая-Ковыляевская Троицкая-Творожковская Благовещенская-Херсонская Волгская-Владимирская Параскево-Воскресенская-Пайгармская Тихвинская-Екатеринославская Успенская-Оренбургская Троицкая-Димитриевская-Грязнухинская Благовещенская-Бежецкая Казанская-Боголюбская-Петропавловская Новоузенская-Троицкая Владычне-Покровская-Московская Вознесенская-Кинешемская Благовещенская-Сарапульская Варваринская-Сомовская Воскресенская-Знаменско-Ключищенская Иоанно-Ильинская-Псковская Дубовская-Вознесенская Покровская-Балашовская Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская Казанская-Вышневолоцкая Иосифовская-Марьевская Каменнобродская-Троицкая Успенская-Валдайская Выксунская-Иверская Троицкая-Новая или Новографская Успенская-Богородицкая-Пермская Чагринская-Покровская Богородицкая-Казанская-Ключегорская Иоанно-Предтечевская-Леушинская Казанская-Колычевская Марии-Магдалининская-Коноплинская Покровская-Медянская Троицкая-Черемисская-Козмодемьянская Троицкая-Чуфаровская Введенская-Киевская Феодоровская-Богородице-Ахтырская Казанско-Богородицкая-Бугульминская Предтечевская-Посошковская Софийская-Тулиновская Ахтырская-Гусевская Покровская-Уральская Тихоновская-Троицкая-Задонская Воскресенская-Феодоровская- Сергиева Кутузовская Казанская-Головинская Макариева-Желтоводская-Троицкая Пановская-Троицкая Введенская-Краснинская Сергиевская-Сарайская Смоленская-Старо-Костычская Богородицкая-Лесненская Вохоновская-Мариинская Знаменско-Мариинская-Яранская Казанская-Шамординская Скорбященская-Мало-Пицкая Теклатская-Покровская Богородицкая – Рождественская – Козельщинская Покровская-Быковская Севастьянова – Спасо-Преображенская-Сохотская Богородицкая-Читанская Рдейская-Богородицкая-Успенская Шелтомежская-Шестаковская Николаевская-Больше-Мажарская Орская Спасская Тихоновская-Лукояновская Троицкая-Лаишевская Александро-Невская-Акатовская Каслинская-Казанская Николо-Тихвинская-Пятницкая Троицкая-Богодуховская Покровская-Шиханская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Репная-Спасская, Волог. г., II, 1180. Решемская-Макариев., Костр. г., II, 917. Рябинина-Казан., Волог. г., II, 848. Рябинин-Пошехонский, II, 1137. Рябинский-Троиц., Яросл. г., II, 1137. Рябов-Троиц., Твер. г., II, 1138. Ряжский-Дмитриев, 782. Ряжский-Пятниц.-Троицкий, II, 1107. Ряжский-Троиц., II, 1248. Рязанский-Духов, I, 180. Рязанский-Казан.-Явленский, I, 238. Рязанский-Спасский-Преобр., II, 1197. Рязанский-Троиц.-Усть-Павл., II, 1285. С Савватиев-Тверской, II, 1139. Саввин -Серапионов-Дубенский, Влад. г., II, 1313. Саввин-Сторожевск., Моск. г., 1140. Савво-Вишерский, Новг. г., I, 416. Салалейская-Успен., Пенз. г., II, 1296. Салдовская или Солдовская – Жукова, Костр. г., II, 799. Салминский-Петроп., Олон. г., II, 1152. Салолчевск.-Успен., Пенз. г., II, 1296. Самарский-Пустынно-Никол., Екатериносл. г., I, 400. Самарский-Спасо-Преображ., I, 464. Самарский-Спасский, I, 469. Санаксарская-Богор.-Сретен., Тамб. г., II, 644. Саранский-Ильин.-Богоявл., I, 212. Саранский – Петропавл. или Петровский- Ильин., II, 1048. Саратовский-Крестовоздвиженск., I, 262. Саратовский-Спасо-Преображ. или Спасский, I, 454. Саровская, Тамб. г., II, 1141. Сарожская-Троиц., Новг. г., II, 1233. Сатисо-Градо-Саров., Тамб. г., 1141. Сатановский-Троиц., Под., г., II, 1277. Сахтошский или Сахтажск.-Петропавл. Влад. г., II, 1051. Свириколуцкий-Рожд.-Богор.-Сергиев, Смол. г., I, 413. Свирский-Александр., Олон. г., II, 607. Свирский-Вознесен., Олон. г., II, 734. Свирский-Ильин., С.-Петер. г., II, 831. Свияжская-Макариев., II, 916. Свияжский-Богород.-Успен., II, 657. Свияжский-Иоанно-Предт., II, 844. Свенский – Успен.-Новопечер., Орл. г., I, 420. Святогорская-Успен., Харьк. г., I, 421. Святогорский-Белозерский, II, 1278. Святогорский-Успен., Пск. г., II, 1142. Святоезерский-Спасо-Преобр.-Сенегский, Влад. г., I, 423. Святоозерский-Иверск., Новг. г., II, 819. Севастьянов – Спасо- Преобр.-Сохотск., Яросл. г., I, 424. Седмиозерная, Каз. г., II, 1143. Селенгинский-Троиц., I, 504. Селижаровский-Троиц., II, 1279.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Когда Небо молчит, ничего предпринимать не нужно Прежде всего надо думать о душе. Поэтому лучше, конечно, и благословение брать не так, как сейчас, бывает, подойдут: – Благословите, батюшка, поехать туда-то, билеты уже куплены! (Иначе говоря: благословите то-то, всё уже решено!) Перед тем как на что-либо взять благословение, а священнику его преподать, – надо помолиться, чтобы Господь открыл Свою волю. Есть такое выражение: «Когда Небо молчит, ничего предпринимать не нужно». «Кому какое лекарство надо, то каждому Господь и дает» Игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря: – Помню, когда я еще несла послушание в Патриархии, там одна из монахинь чувствовала себя плохо, температура у нее держалась, врачи ей посоветовали удалить гланды, о чем она и сказала при встрече Святейшему Патриарху Алексию II. – Ну, хорошо, врачи советуют... А тебе-то это зачем? – ответил Святейший. – Что тебе это даст? Она отошла в сторонку с недоумением: – Я не понимаю... – Значит, тебе не надо делать операцию! – говорим ей. – Иначе бы Святейший благословил. Он тебе что сказал: «Тебе-то это зачем?..» А она все равно пошла на операцию. Гланды ей удалили, да только температура осталась... Без гландов начались проблемы с дыхательными путями, так как гланды – это своего рода затвор в организме, сначала они болят, а потом уже жизненно важные органы. Если же гланды удалены, то все воспалительные процессы спускаются сразу на бронхи. Нас, своих чад, наш духовный отец схиигумен Савва (Остапенко) наставлял: – Выполняй все предписания врачей. Делай только то и ровно столько, сколько скажут врачи. – Хорошо, благословите, – отозвалась однажды одна женщина. Ей удаляли вены на ногах. Операция прошла хорошо. Врач ей сказал: – Вам нельзя вставать. Она не послушалась и очень скоро умерла из-за образования тромбов. Помню еще как-то пришла к батюшке Савве наша соседка, а он ей с порога: – Ты что, врачей боишься?! Отец Савва мог каждого пришедшего к нему, как рентген, просветить. Ты еще рта открыть не успеешь, а он тебе уже скажет: что у тебя и телесно и духовно болит. Причем иногда обличал при всем народе.

http://pravoslavie.ru/114966.html

Духовные тропы поколения 1990-х Так уж получилось, что нашему поколению монашествующих, людям, которым в 1990-е было по двадцать с небольшим, выпала именно эта миссия — собирание камней. Камней и в прямом, и в метафорическом смысле этого слова. Вместе с разрушенными монастырями должны были созидаться и наши незрелые души Далеко не у всех тогдашних иноков, «брошенных» на восстановление, был хотя бы элементарный житейский опыт. Да и духовному — откуда взяться? Попросту говоря, вместе с разрушенными монастырями должны были как-то созидаться и наши собственные незрелые души… Подниматься из руин, вырастать, делать свои первые твердые шаги мы учились вместе с нашими поросшими березками храмами и корпусами. На руках выносились с колоколен тонны мусора, освобождались от перекрытий соборы, вычищались превращенные в отхожие места алтари… Понимание того, что весь этот труд — дело не одного дня, конечно, было. Но главное — было понимание, что ничего не произойдет «потом», «завтра», «после того, как»… Не будет этого — «Сначала мы все отстроим и восстановим, а вот завтра начнется наша настоящая, духовная, полноценная жизнь»… Крупицы духовных сокровищ не собирают «завтра» — их собирают в тот настоящий момент времени, который был тебе предназначен — среди завалов строительного мусора, в неотапливаемых храмах, в общении с такими же, как и ты сам, усталыми и далекими от совершенства ровесниками.      Такие иноки и инокини, как мать Екатерина, как раз и принадлежали к той породе людей, которым никогда не приходило в голову отмахиваться от настоящего, каким бы непростым оно ни было. Живая вера давала им не только нравственные силы, но и подлинную духовную радость среди, казалось бы, полного отсутствия возможностей достигнуть духовного… Нашим лежащим в руинах монастырям нужны были именно эти иноки-строители. И образы древних патериков, и поучения богомудрого аввы Дорофея становились теплее и ближе — именно в ту чуждую идеалам прекрасной аскетической древности пору собирания разбросанных камней… Может, потому, что были мы все альтруистами, простодушными романтиками, жившими верой в Божественный Промысл и непременный Его Отеческий отклик на наши искания и внутреннюю борьбу?.. И отклик этот слышало наше сердце.

http://pravoslavie.ru/106639.html

С. Единоверческие храмы в Гуслицах. Куровское, 2001) К Гуслицам прежде и сейчас часто относят и соседние местности, также населенные старообрядцами, поэтому точно установить их границы довольно сложно. Впервые они встречаются в духовной грамоте князя Ивана Калиты и известны позднее как волость с центром в селе Гуслицы (ныне Ильинский погост) на одноименной реке.. До середины XVII столетия эта местность, изобиловавшая неудобными для земледелия песчаными и болотистыми почвами, была малонаселенной. Небольшие поселения имелись преимущественно по Касимовскому тракту. После никоновой справы сюда, в леса, бежало много приверженцев старин. Благодаря им число гуслицких селений в течении короткого времени достигло более пяти с половиной десятков. Благодаря старообрядцам край постепенно стал процветать и экономически: многие из них заводили свои ткацкие заводы, впоследствии выраставшие в крупные предприятия. В результате край разбогател. Он был поголовно грамотен, в каждой деревне существовали самородные школы, в которых местные старообрядческие келейницы обучали детей. Были развиты иконописание, металлическое литье, переписывание старых дониконовских книг …После Высочайшего утверждения правил о Единоверии в 1800 году некоторые из гусляков воссоединяются на этих правилах с Господствующей Церковью . В Центральном Историческом Архиве Москвы сохранилось дело об обращении в 1830-х годах к московским губернским властям крестьян экономической Запонорской волости деревни Короткой Семена Трофимова, деревни Осташковой Дмитрия Афанасьева и удельной деревни Молоковой Бориса Михайлова, а также других гуслицких старообрядцев, с просьбой о дозволении им иметь священника по примеру Единоверческой церкви ( 5 ЦИАМ, ф. 16, оп. 109, д. 122, лл. 1–7; )В том же архиве сохранилась и клировая ведомость Крестовоздвиженской церкви Селина за 1845 год(ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 3141).. Согласно записи, при церкви значилось 1925 прихожан мужского пола, в том числе 6 отставных солдат, 459 помещичьих крестьян, 1472 крестьян удельного ведомства, но при этом единоверцами считались только шесть удельных крестьян и столько же отставных солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010