Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ († между 1607 и 1612, Вильно?), игум., церковный писатель, поэт, связанный с кружком кн. К. К. Острожского . Биографические сведения о В. отрывочны. Его мирское имя неизвестно, В. отождествляют с соименным «нотарием и анагностом» (чтецом) Уневского мон-ря (близ Острога), фигурирующим в монастырских актах 1601 г. В июле 1603 г. кн. К. К. Острожский, во владениях к-рого находился Дубенский Крестовоздвиженский мон-рь, выдал В. презенту на игуменство в обители. В послесловии к рукописи «Диоптры», завершенной в 1604 г., В. именуется «игуменом Честнаго Креста в Дубне». В 1607 г. В. присутствовал на судебных заседаниях в Остроге в связи с тяжбой между мон-рем и дубенским мещанином Харком Григоровичем. Позднее при невыясненных обстоятельствах (возможно, после смерти в 1608 своего покровителя) В. оставил мон-рь и переехал в Вильно, где до конца жизни исполнял обязанности проповедника Виленского православного Свято-Духовского братства . Эпитафия В. помещена в предисловии к 1-му изданию его «Диоптры» (Евье: Тип. братства, 1612). В. знал греч. и лат. языки. Основной труд В.- морально-аскетическое соч. «Диоптра, сиречь Зерцало, албо Изображение известное живота человеческого в мире» (в рус. рукописной традиции принято также сокращенное название «Зерцало мирозрительное») - посвящен обличению суетности мирской жизни, рассматриваемой на примере отдельных ее проявлений. Сочинение состоит из 3 частей, каждая подразделяется на 50 глав, как правило сопровождающихся в конце виршами. За исключением начала заглавия, «Диоптра» В. не имеет ничего общего с одноименным соч. Филиппа Монотропа , переведенным с греческого и широко распространенным в слав. списках начиная с сер. XIV в. По мнению И. З. Мыцко, вирши, сопровождающие главы «Диоптры», первоначально были снабжены фразовым акростихом в комбинации с мезостихом (последний выделялся размером и/или цветом сигнальных литер) - в частности, при 1-м разделе в издании 1612 г. и в старшем списке, не связанном с печатной традицией, читается имя автора (BUTAЛI), имеются и др. фрагменты. Однако этот прием не был замечен ни переписчиками, ни печатниками и оказался по большей части утрачен (применительно к изданию это свидетельствует скорее всего о том, что оно готовилось после смерти В.).

http://pravenc.ru/text/158826.html

К сожалению покойный о. N. N. уже был подготовлен в дух к тому, чтобы дать перу всякой клевете на м. Анфию, которую не возлюбил за то, что она, и по ее примеру некоторые другие сестры, обращались за духовными советами к Старцу о. Леониду, тогда как он считал себя в этом отношении единственным законным руководителем их, и потому видел в этом умаление своей чести, смешивая в своих понятиях таинство исповеди, составляющее, как известно, неотъемлимое право всех имеющих духовную власть вязать и решить т. е. облеченных благодатью Священства, хотя бы то было и на другой день по их посвящении, со старчеством или с откровением своих помыслов, которое по уставу иноческого предания Св. Отцов, есть принадлежность лишь одних опытных и усовершившихся в деятельной иноческий жизни Старцев и Стариц. (См. о сем различии подробно ниже в письме к о. N. N. Старца о. Макария). О. N. N. не усумнился обозвать этого рода малоизвестных ему отношений именем ереси, а выражения «старчество, внутреннее делание хранение помыслов, умная молитва , невменяемость и тому подобные, который ему приходилось не раз слышать от сестер, относившихся к м. Анфии, казались ему весьма убедительным доказательством, что все эти сестры заразились какою-то новою ересью; подкрепленный в такой уверенности, весьма кстати для нее подоспевшим изветом, одной из своих духовных дочерей, о. N. N. взялся за это дело с ревностью, достойною лучшего назначения. Он начал с того, что сделал заявление о своем открытии м. Игуменье и тем не мало смутил добрую старушку. Напрасно она поставляла на вид N. N., что оговариваемая им Старица Анфия и единомысленные с ней сестры лучшие овечки врученного ей Богом словесного стада, о. N. N. не хотел ничего слушать, уверяя с клятвою, что он открыл таившуюся доселе ересь и по долгу своего знания считает себя обязанным вооружиться всеми мерами против этого зла. За тем он стал усердно распространять как в обители, так и вне оной, разные хулы и поречения на Старца о. Леонида. Когда известие о семь дошло до смиренного Старца, он, как уже искусившийся в духовных братиях воин, встретил терпиливодушно но новые для его слуха клеветы, по его спостник и духовный друг о. Макария, который лишь по смиренно именовал себя учеником великого Старца, хотя и сам был уже муж опытный в духовной жизни, имея в виду не столько обличение, сколько вразумление ревнующего не по разуму отца N. N., написал ему весьма убедительное и вместе проникнутое духом кротости и снисхождения к заблуждающемуся собрату письмо 13 следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В рассказе г. Мамина – Сибиряка «Ранний батюшка» праздничная ранняя обедня в аристократическом приходе Москвы оканчивается в седьмом часу утра, а священнический доход оказывается почему – то у старосты; законно – учитель института – приходской священник и т.п. В рассказе Гусева – Оренбургского «Худая молва» духовенство, явившееся к преосвященному, расхаживает едва не по всем архиерейским покоям, курит перед тем, как идти ко владыке, владыка должен дожидаться вызванных, а они в это время расхаживают по архиерейскому саду. В другом рассказе этого автора «Обида» у консисторского секретаря по комнате ходят дареные гуси, а соборный ключарь так обрадовался даровому меду, что тотчас же принялся пить с ним чай без конца и весь подрясник вымазал в меду. Ничего более достойного изображения не находят эти писатели в духовенстве. У этого же автора все «матушки» – сухие, злые, с поджатыми губами, а батюшки, наоборот, толстые, веселые, разухабистые, пересыпающие речь славянскими словами. В рассказе г. Измайлова «Гениальная идея» выведен неестественно высокомерный, неприступный и суровый благочинный; слишком уж деспотичный и неразумный батюшка (о. Афанасий Крестовоздвиженский) выведен и в рассказе г. Круглова «Веселые похороны» (Исторический Вестник май – август 1902 года); в этом же рассказе выведена до крайности наивная дочь священника. – В рассказе Наживина «Вне жизни» (Русское Богатство август 1902 года) игумен монастыря занимается только тем, что читает рассуждения Московских Ведомостей о необходимости истребить всех инородцев, каковых рассуждений в означенной газете не только постоянно, но и никогда не бывает, – у всех посетителей выпрашивает деньги на клеенку для стола и эксплуатирует сумасшествие монаха. Рассказ написан вообще с предвзятой мыслью против монашества и старается изобразить его в наихудшем виде. И так далее. Для бесстрастного читателя тенденциозность, предвзятые мысли и нехудожественность таких рассказов очевидны. В «Веселых похоронах» г. Круглова выведена весьма симпатичная – разумная, добрая и сердечная старушка, вдова священника, Агния Капитоновна, с необыкновенным тактом и доброжелательностью старающаяся уладить несогласие между родителем и сыном. – Положительный же и симпатичный тип представляет выведенная в этом же рассказе молодая матушка Трудолюбова, – умная, скромная, степенная, трудолюбивая и хорошая хозяйка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

НИИ рыбного хозяйства оспорит решение о передаче здания института в пользование Церкви 1 марта, 2017. Новостная служба Здание оснащено уникальным и дорогостоящим оборудованием, и другого здания для института нет, заявили в Росрыболовстве 1 марта. ПРАВМИР. Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИИРО), Росимущество и Росрыболовство будут оспаривать решение суда о передаче здания института в центре Москвы в безвозмездное пользование Церкви. «Росимуществом, ВНИИРО и Росрыболовством направлены кассационные жалобы», – говорится в сообщении пресс-службы Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, которое цитирует ТАСС. Как сообщили РИА «Новости» в пресс-службе Росрыболовства, в ведомстве которого находится ВНИИРО, здание оснащено уникальным и дорогостоящим оборудованием, и другого здания для института нет. В частности, в его помещениях расположен уникальный аквакультурный комплекс осетровых видов рыб с жесткими требованиями по химическому составу воды, который обеспечивается также уникальной системой фильтрации. Помимо этого, во ВНИИРО осуществляет свою деятельность одна из немногих в Москве и стране лаборатория молекулярной генетики с большим объемом экспертных работ. «Данное здание строилось в 30-е годы ХХ века специально для ВНИИРО (здание строилось на пустыре, на котором оставались прочный фундамент и небольшая часть кирпичной кладки, их не тронули), имеет соответствующую планировку, и на протяжении всех прошедших лет в нем находились исключительно подразделения института», – подчеркнули в пресс-службе Росрыболовства. Здание ВНИИРО (ул. Верхняя Красносельская, 17) было перестроено из Крестовоздвиженской церкви и представляет собой уникальный для Москвы пример храма, полностью скрытого в объеме административного сооружения и принадлежавшего Алексеевскому женскому монастырю, сообщила настоятельница этой обители, глава юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). По ее словам, «главным фактором, повлиявшим на принятие решения об обращении в суд, стали обстоятельства разорения институтом усыпальницы игумений монастыря. Останки игумений обители, покоившихся в усыпальнице храма, несколько лет назад были вынесены из усыпальницы в мешках, после чего на месте их упокоения был устроен бассейн для разведения крабов».

http://pravmir.ru/nii-ryibnogo-hozyaystv...

При восточных патриархах должны состоять наши духовные посланники, так называемые апокрисиарии, т.е. отвечающие за целость Православия, их не было и нет. Есть и другие уклонения, но я умалчиваю о них, дабы не утомлять ваше высочество». Последовало обоюдное молчание. Наконец, великая княгиня поблагодарила меня за речь, сказанную 23 ноября сестрам учрежденной ею Крестовоздвиженской общины, и простилась со мною весьма милостиво. Впоследствии я слышал от фрейлины Эйлер, что правдивость моя понравилась ее высочеству. День30. Великая княгиня Елена Павловна, соболезнуя о расстройстве моего здоровья, прислала мне мариенбадскую натуральную воду в кувшинах, дабы я пил ее и окреп, и пригласила меня провести все лето в Ораниенбауме. Многие ей лета. Июль. Вскоре после 7 дня этого месяца я переехал в названный городок и уютно поместился в одном из дворцовых домов ее высочества, в котором временно жил командир гвардейского измайловского полка полковник Соболевский с женой и малолетним сыном. Здесь я опустошил все мариенбадские кувшины и стал здоров, ежедневно прогуливаясь в небольшом саду при своей квартире и больше в лесистом парке дворца. Здесь продолжались мои ученые занятия. Однажды в четвертом часу пополудни вошел ко мне какой-то офицер и сказал: «Вас желает видеть великая княгиня Елена Павловна». – «Идите и скажите ей, что я в своей келье», – молвил я офицеру. Он побежал и опять прибежал ко мне и сказал: «Великая княгиня просит вас выйти к ней; она ожидает вас у ворот в коляске». Я вышел, приветствовал ее и на вопрос ее: «Помогла ли вам мариенбадская вода?» ответил: «Помогла; благодарю вас и молю Бога, да благословит вас всяким благословением, небесным и земным». Она кивнула мне грациозно и покатилась далее. С нею рядом сидела фрейлина ее Эйлер. Однажды обедал у ее высочества полковник Соболевский. Она рассказала ему, как приезжала ко мне с визитом, и шутя прибавила: «Какой гордый архимандрит Порфирий! До сей поры не отплатил мне за визит мой». Соболевский передал мне эту любезную шутку; и я на другой же день ходил к ее высочеству и был принят ею весьма ласково, рассказывал же ей о богослужении в афонских монастырях и о житии тамошних монахов. День 28 . Англо-французы бомбардируют Свеаборг. Узнав это, великая княгиня позвала меня во дворец отслужить молебен Господу Богу, Подателю победы над врагами. Когда я произносил ектеньи и читал последнюю молитву, она, стоя подле меня, плакала так, что слезы ручьем катились из очей ее. Плакал и я. По окончании молебна все фрейлины и царедворцы целовали крест: только фрейлина Сталь, безрассудная католичка и ветряная девчонка, не целовала его и тем раздосадовала всех присутствовавших. Настоящий случай доказал, что Елена Павловна горячо любит Россию. Ее молитву и слезы отнес к Богу светлый ангел-хранитель ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Манас. р. рлксс. Т. ВВВМЛ. Р. Рмл. насс. ix у – фа» вырезанные буквы повреждены и указывают, вероятно, на имена мастера и принимавших участие в устроении креста; но какие были имена их, определить невозможно. Нельзя определить и того особенного случая, по которому поставлен крест Людгощичами на поклонение православным христианам. Что касается до наименования означенных на кресте Людгощичей, то они относятся к жителям Легощей улицы, разделявшей концы Неровский от Загородного и находящейся доселе по левую сторону церкви Флора и Лавра 260 . Третий деревянный резной крест, XVI века, в Спасо-Преображенской церкви, на Торговой стороне, прибит к южной стене подле клироса. Величиной он в вышину 2 арш. 8 вершков, а в ширину 1 арш. 14 вершков. На нём вырезаны и позолочены распятие и 16 Господских и Богородичных праздников в кружках. Внизу креста вырезана надпись: «въ лто 7040 (1532)-е вырзанъ быстъ крестъ сей при великомъ княз Иванович московскомъ и при митрополит и при великого Новаграда и Пскова владык а раба Никифора Еимовича на всмъ, а рзалъ крестъ сей мастеръ Стефановъ своими руками». Год и лица, при коих устроен крест сей, видны из надписи; но о причине поставления его не известно ни по летописям, ни по преданию. Подобной резьбы деревянные кресты с отживлёнными лицами находятся в Воскресенской на Красном поле и Мироносицкой церквах. Первый в вышину 3½ арш., а в ширину 2 арш. 6 вершк. в большой его поперечине. Второй в вышину 2 арш., а в ширину 1 аршин. На первом вырезано в средине распятие с предстоящими и со многими святыми вверху и внизу 261 . А на втором одно распятие с предстоящими. Кроме этих крестов, были издавна резные кресты запрестольные с резными изображениями на них по дереву и по кости. Первого рода крест находится в Благовещенской церкви на Аркаже, а с костяными вставными изображениями в монастырях – Юрьеве 262 и Вяжицком. Много было крестов, на коих был вырезываем распятый Спаситель с терновым венцем и в язвах. Из таковых крестов более древние остались – один в Троицкой церкви, перенесённый сюда из упразднённой Крестовоздвиженской, а другой в Никольской кремлёвской часовне, принадлежащей к Софийскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Желая использовать происшедшую перемену в отношениях к нашему братству каракальского игумена и старшей братии, я поручил иеромонаху Геннадию продолжить переговоры о примирении. После многократных разговоров о. игумен при последнем свидании высказал о. Геннадию, в присутствии монастырских эпитропов и некоторых соборных старцев и нашего о. Досифея следующее: «В настоящий момент ни я, ни соборные старцы нашего монастыря ничего не имеют ни против примирения, ни лично против о. Пантелеймона и против того, чтобы он оставался старцем-настоятелем Крестовоздвиженской обители, но дело в том, что Константинопольская Патриархия, лишивши сана о. Пантелеймона, настаивает на том, чтобы он не проживал ни на Афоне, ни в Палестине. Как только патриархия восстановит о. Пантелеймона в его сане и примет свое решение относительно права проживать ему на Афоне, а самое главное представит нашему монастырю полюбовно покончить наши несогласия мы немедленно покончим это досадное для нас дело и выдадим вашему братству новую омологию. Это заявление игумена меня очень удивило. В Константинопольской Патриархии мне всегда говорили, что дело примирения с монастырем зависит от о. игумена и соборных старцев монастыря, теперь же о. игумен просит, чтобы ему с монастырскими соборными старцами предоставить право полюбовно покончить наши несогласия. Из этого положения я логически необходимо должен придти к заключению: противниками моего примирения с монастырскими начальствующими являются не сами эти начальствующие, а Константинопольская Патриархия. Уже пятый год я несу тяжкое наказание, и наказание это действует на мою душу тем более угнетающе, что оно наложено на меня не за какие-либо церковно-канонические нарушения, а за несогласие делать уступки в деле хозяйственного и имущественного порядка и. кроме того, за покупку у мусульман древней святыни – Фаранской лавры в Палестине. До сих пор я в точности соблюдал на меня наложенную епитимью, но непреклонность Патриархии с одной стороны и дипломатичность с другой совсем не душеспасительно действуют на мое нравственное существо.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1661

Елена Салова 1 июня 2012, 14:37 Добрый день! Прекрасная возможность для ребёнка провести летние каникулы с пользой! Подскажите пожалуйста где может мой 12-летний сын посетить подобный православный лагерь,но желательно что бы была возможность говорить на английском языке. Мы из России,Ставрополь,прихожане Крестовоздвиженского храма(где служил Святитель Игнатий Брянчанинов будучи епископом). Сын закончил 4-летнюю начальную православную гимназию,участвовал в интеллектуальных православных играх " ЧТО,ГДЕ,КОГДА " . Оплатим все необходимые расходы,есть загранпаспорт.С радостью примем предложения варианты послушания в монастыре для меня и сына. С благодарностью и уважением Елена. Ольга 15 мая 2010, 18:42 Было бы интересно узнать об этом лагере поподробнее.Мальчик из Москвы 16-и лет может туда поехать ? С кем конкретно в Москве можно связаться ,чтобы узнать всю инф-ю о лагере? Марина 25 октября 2009, 10:53 И ещё раз уточню: госпожа Левандовская Л.Г. - директриса церковно-приходской школы в Париже. А директором детского лагеря является Людмила Ренар - http://colo.hauteville.free.fr/ Простите. Марина 22 октября 2009, 11:23 Простите за уточнение, но директора православного лагеря в Нормандии зовут Левандовская Любовь Георгиевна. Tatiana 18 октября 2009, 16:43 Добрый день! Прекрасная идея! Прочитала и интервью с вожатым об уже состоявшемся лагере. Слава Богу! Хочу только добавить, что подобный лагерь уже более десяти лет успешно организовывает отец Илья в Штуттгарте. См. www.rok-stuttgart.de Трудно переоценить значение такого опыта общения детей со священиком, с православными ровесниками. К сожалению, не всем родителям возможно оплатить отдых ребят в таком лагере, спонсорской поддержки нет. Детки чудесные, родители- постоянные прихожане храмов, а финансовых возможностей у семьи, часто неполной, нет. Как больно было им отказывать... Ирина Ахундова 18 августа 2009, 16:21 Друзья, давайте подумаем, где еще, кроме Швейцарии, можно организовать такой лагерь? Как только найдется место, можно подать заявку на грант в разные фонды и, если Бог даст, все устроится. Так как 30 детей на весь мир - это даже не капля в море. Обращаемся и к спонсорам. Если Вы готовы поддержать проект по организации православных лагерей для русскоговорящих детей в разных странах мира, пишите мне. Господь поможет нам по нашим молитвам. С уважением, Ирина Ахундова

http://pravoslavie.ru/31389.html

География распространения саратовских колоколов была очень велика: губернии европейской части России, Кавказ, Урал, Средняя Азия. Оба завода торговали готовыми изделиями на ярмарках в Самаре, Нижнем Новгороде, Симбирске и других городах. Многие храмы впоследствии присылали свои благодарственные отзывы. В краеведческом музее Саратова сохранилось письмо епископа Николаевского Тихона (Оболенского), викария Самарской епархии, от 2 февраля 1902 года, адресованное Николаю Васильевичу Кеменеву. В нем он благодарит владельца завода, говоря: «При неоднократных заказах колокола, отлитые на Вашем заводе, всегда отличались превосходным звоном». Спасти, отдать, забрать и уничтожить В годы Первой мировой вой­ны при отступлении русских войск из Галиции, Бессарабии и Волыни колокола в тех краях были сняты с церквей и эвакуированы по железной дороге в тыл. Позже, во время Гражданской войны, во время наступления Добровольческой армии генерала Деникина на Царицын колокола оттуда также были переправлены по реке Волге в Саратов - чтобы не достались противнику. Таким образом, в 1918-1919 годах на складах Саратовского губернского совета народного хозяйства образовался колокольный фонд из более чем десяти тысяч колоколов. Он располагался в помещениях ликвидированного Крестовоздвиженского женского монастыря. «Эти колокола были обследованы; художественно ценные колокола предполагалось передать Губмузею при губернском отделе народного образования для создания единственного в своем роде колокольного музея; остатки колоколов должны были остаться на складе для использования в качестве металлического сырья, 800 колоколов разного веса из общего колокольного запаса было решено выделить губисполкому для раздачи верующим. Да, именно так: колокола раздавались в бесплатное и бессрочное пользование. 24 апреля 1920 года распоряжением президиума губисполкома была образована особая Комиссия по распределению колокольного имущества. Она работала в здании губернского отдела юстиции на Московской, 85. Коллективы верующих могли получить колокола, направив в губернскую колокольную комиссию установленные документы,- рассказывает в своем материале «Под колокольный звон» саратовский краевед-любитель Геннадий Кузнецов.- Набор необходимых документов был велик: заявление и протокол с постановлением общего собрания прихожан о желании получить колокол, список членов коллектива, сведения о времени образования коллектива и справки и удостоверения о выполненных им повинностях: хлебной, подводной, гужевой и других. Нельзя сказать, что комиссия раздавала колокола всем подряд; она действительно детально рассматривала заявления и принимала мотивированное решение».

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/31/s...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, которым на посланный из Святейшего Синода указ объявляет, что-де из сборных на содержание школы и на всякие школьные расходы с церквей денег и хлеба, даванное школьным учителям, и приказным, и прочим при школе служителям денежное и хлебное жалованье по силе помянутого указу с них, учителей и приказных при школе служителей, возвращается. Приказали : послать к его преосвященству указ, в котором написать, дабы с пребывающих при школьных делах приказных людей и прочих при школе служителей, ежели им от архиерейского дому опричь того, что из школьных доходов, другого жалованья в даче не было, то данного им из сборных с церквей на школы денежных и хлебных доходов жалованья от них не возвращать, а возвратить оное из домовых архиерейских казённых доходов; буде же то жалованье получали они сугубое, то есть одно по прежним окладам из домовой архиерейской казны, другое, вновь определённое, из школьных доходов, то оное вторичных окладов жалованье с них возвратить, а впредь в произвождении учителям, и приказным, и прочим служителям того жалованья и о прочем чинить, как в помянутом прежде посланном из Святейшего Синода к его преосвященству указе изображено непременно; а коликое число во оной школе студентов, и сколько кому от роду лет, и с которого времени в школу определены, и до каких наук кто обучились и ныне чему обучаются, також обучающий тех студентов Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря иеромонах Ермий когда и отколь в епархию его преосвященства прибыл, и где он латинских наук и за каких именно учителей и до коих школ обучался, и его преосвященство откуда и каких наук учителей в дом к себе требует, и к кому о том и когда писано, и кто когда и в которое место нарочные затем посланы, и какой на то его преосвященством от кого ответ получен, о всём том прислать его преосвященству в Святейший Синод обстоятельное с ясным показанием известие немедленно, и о том к его преосвященству послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010