г Со слова Слушали вписано от руки. д Исправлено из первоначально напечатанного 2). Далее исправлена нумерация пунктов: с Зи и т.д. Обозначения подпунктов исправлены от руки с цифровых на буквенные. е «собирании и вписано над строкой от руки. ж о количестве верующих вписано над строкой от руки. з Далее до ковца предложения дописано от руки. и Вписано от руки. к в случае вписано над строкой от руки. Далее зачеркнуто оно хочет. л встречается необходимость вписано над строкой от руки. м Со слова Просить вписано над строкой от руки. н Далее до конца предложения дописано от руки. о 1927 г. вписано над строкой от руки. п Вписано над строкой от руки. р Исправлено от руки из первоначально напечатанного публичные моления. Протокол 118 заседания антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) от 4/XI – г. Совершенно секретно. Хранить конспиративно. ПРОТОКОЛ 118 а ЗАСЕДАНИЯ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ КОМИССИИ ПРИ ЦК ВКП(б) От 4-го ноября 1929 г. Присутствовали: т.т. ЯРОСЛАВСКИЙ, КРАСИКОВ. СТУКОВ, КУЗНЕЦОВ, ИКРЯНИСТОВА, ТУЧКОВ. КАНДЫРЕВ (НКЗ) и ДРОНИН (ОКВК). Порядок дня: 1) Рассмотрение ходатайства церковников об издании религиозных календарей на 1930 год. 2) О закрытии в Иваново-Вознесенске т.н. Крестовоздвиженской церкви и использовании ее под общественные надобности. 3) Рассмотрение циркуляра НКЗ о правах землепользования служителей культов. 4) Об урегулировании колокольного звона. 5) О сектантских религиозных центрах. 6) О выселении Высшего вр[еменного] церк[овного] совета из помещения б[ывшего] Донского монастыря. 7) О меннонитах и духоборах. Слушали: 1 . Рассмотрение ходатайства церковников об издании религиозных календарей на 1930 год (Тучков) б . Постановили: В издании религиозных календарей отказать, о чем поставить в известность Главлит для дачи соответствующих указаний на места в . Слушали: 2 . О закрытии в Иваново-Вознесенске т.н. Крестовоздвиженской церкви 572 и использовании ее под общественные надобности (т. Тучков). Постановили: а) АРК поддерживает закрытие церкви и считает необходимым мобилизовать около этого вопроса рабочие массы Иваново-Вознесенска для вовлечения их в Союз Безбожников г .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находя изложенные выше сведения достаточными, епископ Платон сносился с начальником Костромской губернии. Последний отношением от 24 августа уведомил, что со стороны гражданского начальства не только не встречается препятствий к осуществлению предположений о перемещении Крестовоздвиженского девичьего монастыря в упраздненный Богоявленский, но возобновление разрушающихся зданий бывшего сего монастыря послужит украшением для города и может вместе соответствовать лучшим видам городского благоустройства. Но главное затруднение к передаче обгоревшего Богоявленского монастыря Крестовоздвиженской девичьей обители представлялось в том, что местность этого монастыря предназначалась для духовной семинария. Между тем известный уже нам ход дела по постройке семинарии устранял это затруднение. Поэтому семинарское начальство, которому не раз было дано знать о необходимости приобретения другой для семинарии местности, уже не имело побуждений отстаивать в своем владении местность Богоявленского монастыря и теперь заявило, что с его стороны нет препятствий к переведению Крестовоздвиженской женской обители на место упраздненного мужского монастыря. Все эти сведения представлены были на усмотрение Св. Синода, причем преосвященный Платон написал в своем донесении следующее. «По сведениям и соображениям членов комиссии нахожу просьбу Костромского девичьего монастыря игуменьи Марии с сестрами о перемещении монастыря на местность занимаемую Богоявленским не только заслуживающею уважения, но полагаю, что усердие и желание сохранить древний памятник благочестия, уважаемый гражданами Костромы, без больших пожертвований от казны – составляет особенную заслугу со стороны игуменьи Марии. Граждане Костромы чрезвычайно дорожат всеми обгоревшими и разрушающимися зданиями упраздненного Богоявленского монастыря. Уже несколько лет прошло, как предписано сломать все здания его. Но при виде обнаружившегося в городе неудовольствия и соболезнования, когда были разбираемы некоторые обгоревшие здания, представляется необходимым откладывать сломку всех зданий до последней возможности. Хотя средства Крестовоздвиженского монастыря недостаточны для совершения предполагаемых построек на месте бывшего монастыря, но как начальству девичьего монастыря необходимо теперь же и на настоящем месте приступить к устройству и исправлению зданий монастырских на весьма значительную сумму, то гораздо выгоднее на ту же сумму устраивать новые здания на местности, занимаемой упраздненным Богоявленским монастырем, тем более, что монастырское начальство имеет в виду особых благотворителей, обещающих оказать пособие при восстановлении Богоявленского монастыря. К исполнению этого важного и трудного дела игуменью Марию нахожу весьма способною по ею неутомимой ревности и деятельности, по отличному образованию, по опытному знанию нужд и потребностей монастырских и по тому уважению, каким она пользуется в Костромской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

По обращению Игоря Гаслова прокуратура осуществляет проверку реабилитационного центра в Подмосковье 21 марта, 2011. Редакция " Правмира " «Прокурорская проверка проводится по обращению о нарушениях при строительстве и реконструкции корпусов центра и о неэффективном расходовании руководством центра бюджетных средств» Прокуратура Московской области начала проверку реабилитационного центра «Детство» в Домодедовском районе, часть корпусов которого находится на территории женского Крестовоздвиженского монастыря, сообщает Интерфакс-Религия . «Прокурорская проверка проводится по обращению о нарушениях при строительстве и реконструкции корпусов центра и о неэффективном расходовании руководством центра бюджетных средств», — сообщил в понедельник автор обращения, известный православный блогер Игорь Гаслов. Он заявил, что ему стали известны факты, «позволяющие говорить как минимум о неэффективных действиях руководства данного центра в вопросах реконструкции и развития отделений вверенного ему лечебного учреждения». «Я обратился в прокуратуру с просьбой дать надлежащую оценку данным фактам и определить, не являются ли они следствием коррупционных процессов, происходящих под вывеской детского лечебного учреждения», — сказал публицист. Он напомнил, что в советские годы один из корпусов центра «Детство» был построен на нынешней территории Крестовоздвиженского монастыря. В 1993 году реабилитационному центру был выделен участок в 6 га для строительства нового корпуса и перевода в него лечебных подразделений с монастырской земли. В 2003-2010 годах выделялись «бюджетные средства на возведение нового корпуса в общем размере более 300 миллионов рублей, однако строительство так и не было начато», заявил Гаслов. «Кроме того, согласно заданию на проектирование, новый корпус в обход законодательства об охране памятников должен был быть построен в непосредственной близости от монастырской стены и на охранной территории монастырского архитектурного комплекса», — утверждает публицист. Реабилитационный центр «Детство» — федеральное государственное учреждение, созданное в 1996 году. Центр является ведущим учреждением страны в области комплексной реабилитации детей с неврологическими и соматическими заболеваниями, сообщается на сайте учреждения.

http://pravmir.ru/po-obrashheniyu-igorya...

Второй знаменитый и старинный центр раскола – Гуслицы находится недалеко (около 80-ти вёрст) от Москвы, в Богородицком уезде. Гуслицами называется собственно Ильинский погост, стоящий на речке Гуслянке, в 12-ти вёрстах к северу от г. Егорьевска, Рязанской губернии. Так как Гуслицкий погост составлял прежде, да и доселе составляет наиболее видный промышленный центр в этой промышленной местности московской губернии, то название Гуслиц сделалось нарицательным для целого округа – пространством в 20 с лишком квадратных вёрст, с населением до 20 тысяч мужеского пола. Половину этого населения составляют раскольники. Главное средоточие гуслицкого раскола составляют приходы Крестовоздвиженский и Запонорский, – здесь раскольники составляют почти сплошное население, тогда как прочие гуслицкие приходы, в том числе и Ильинский, состоят наполовину из православных и наполовину из раскольников. Эти два прихода, Крестовоздвиженский и Запонорский, носят ещё не менее известное здесь, как и Гуслицы, название «Захода». Раскольники-гусляки, особенно заходцы, народ сметливый, хитрый, но вместе грубый и дерзкий, без всяких нравственных правил. Лет двадцать тому назад «Заход» был положительно разбойничьей стороной. Гуслицы – край фабричный и промышленный, – здесь много фабрик и значительных фабрикантов, во главе которых стоят богачи Морозовы, сыновья и внуки Саввы Морозова, – поповцы и беспоповцы (от Елисея Саввича); народ или работает на фабриках, или дома занимается фабричной промышленностью, также разными ремёслами, – даже попы раскольнические и учители имеют небольшие фабрики. Но существуют здесь промыслы и иного рода. Очень многие заходцы, с фальшивыми паспортами и книжками, расходятся по разным местам, иногда очень далеко, собирать подаяния на монастыри, несуществующие кельи, на погорелое, на бедность, на сирот, на рекрутов, бедных невест и т. п. Это бродяжничество с фальшивыми паспортами здесь очень распространённый промысел, и для иных очень выгодный. Ловкие гусляки возвращаются из бродяжничества иногда с хорошими деньгами, которые, однако, очень скоро и проматывают. Гуслицы знамениты ещё конокрадами и фальшивыми монетчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/glavnejs...

60 В писцовых кн. 139 и 140 (1631–32 г) написано приходских дворов при Крестов. ц.: 6 двор. дворянских, 2 дв. дьячных, двор сотников, дв. крестового дьяка, дв. подключников, 2 дв. подьячих, 3 дв. дворовых, итого 16 двор. Чт. Общ. л. Д Пр. 1882 г. Сент. стр. 207. В книге «Указ Москвы, показыв. имена влад. домов сей Столицы», М. 1793 г., в прих. Крестов. мон. показаны дворы: на Воздв. улице: Раевской П. М., вд. генер.; Талызина, П. Ф., ген.-поруч.; в Воздв переулке: Грачева Степана, моск. куп, Грушецкого В. В. ген.-поруч., Машковых девиц Натальи и Марьи Петровых дочерей .. 61 Напр., с разрешения м. Платона крестов. иеромонахи служили в домовой цер. генер. И. О. Брылкина. Арх. М. Д. Кон. по Крест. мон., д. 21; см. также д. 48, вяз. 2. 62 Когда монашествующие не пошли на общую трапезу и отправились по-прежнему на рынок за провизией, игумен распорядился со следующего дня запирать ворота и не выпускать никого из монастыря. Монахи все же раздобылись провизией, перелезая через ограду. Тогда игумен поставил у ворот и у ограды монастырских служителей, но монашествующие разогнали эту стражу и побывали на рынке. Началась долгая и упорная борьба со взаимными жалобами игумена и братии. У монахов удерживалось жалованье, она роптали на это, но в общебратскую трапезу не шли. Монастырские запасы, оставаясь долгое время в кладовых, портились и уничтожались. Общее недовольство братии выразилось в целом ряде неприятностей, нанесенных игумену. А. иеродиакон Иона осмелился кощунственно выразить порицание настоятелю во время совершения богослужения. Иона взят под караул и лишен сана, пострадали и другие монашествующие. Долго велась эта борьба, и хотя 14 сент. 1767 года общебратская трапеза была введена, но братия продолжала упорствовать. В 1770 году игумен пожаловался, что братия не хочет иметь общей трапезы, и консистория распорядилась не производить монашествующим жалованья, пока не согласятся на общую трапезу. Чем кончилась эта борьба – сказать не можем. 67 Список взят нами из книги П. Строева «Списки иерархов н настоятелей монастырей Рос. цер.» С.-ПБ. 1877. столб. 212, 213 и 214, Список Строева перепечатан г. Токмаковым в Чтен. в Общ. люб. Дух. Просв. 1882 г. Сент. стр. 204 – 206 с некоторыми дополнениями. Дополнения, сделанные г. Токмаковым и перепечатанные в первом издании этой книжки, – теперь опущены..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Преосвященный Михаил всемерно старался сблизиться с преподавателями семинарии, войти в интересы их дела, делиться с ними своими взглядами и убеждениями, руководить ими и ободрять их в исполнении своей важной, но в то же время и нелегкой миссии. Обаятельная личность Владыки, с его простотою и ласковостью, с его архипастырскою вдохновенностью, невольно привлекала к себе и сделалась центром, около которого группировались педагогические силы духовно-учебного мира города Полтавы. Об одном жалели и жалеют до сих пор преподаватели Полтавской семинарии, что слишком мало пожил он в Полтаве – всего год с небольшим, что частые недомогания и узкие рамки прав викарного епископа мешали ему шире развить свое доброе, просветительное влияние. Признавая великое значение внеклассного чтения, преосвященный Михаил в своих беседах с преподавателями настаивал на правильном, разумном руководстве этим чтением со стороны педагогов. Так как несмотря на различные циркуляры, запрещающие обращение между учениками произведений новейшей литературы – Толстого, Тургенева, Достоевского и других, несмотря на бдительный надзор инспекции за исполнением этих циркуляров воспитанники, тем не менее, все-таки читали эти сочинения, то Владыка советовал преподавателям знакомить воспитанников с этими авторами, давать сочинения их для прочтения и ознакомления с непременным условием критического разбора их и бесед с читавшими воспитанниками. В этом отношении преосвященный Михаил проявил свою дальновидность. Применяемая по совету Владыки указанная мера оградила многих воспитанников от увлечения толстовством, которое стало проникать в 90-х годах и в Полтавскую семинарию. В целях ознакомления с состоянием учебно-воспитательного дела в семинарии и с настроением воспитанников владыка Михаил неоднократно посещал семинарию как во время уроков, так и во внеурочное время. Посещения эти вносили особое оживление в жизнь семинарии и памятны как для преподавателей, так и для воспитанников. Насколько высоко смотрел Владыка на задачи духовной школы и как он старался проводить в умы воспитанников сознание высоты этих задач, ярче всего показывает прощальный привет его, присланный воспитанникам Полтавской семинарии пред отъездом в Крым на новое место служения. 1048 Не ограничиваясь, так сказать, бумажным руководством учебно-воспитательной стороны семинарии чрез журналы правления и педагогических собраний, не ограничиваясь личными беседами с учителями и учащимися о высоте лежащих на них задач и требований, Владыка старался при Крестовоздвиженском монастыре8» сделать своего рода практическую школу проповедничества для будущих пастырей Церкви. С этою целью он ввел в обычай произнесения воспитанниками V и VI классов семинарии лучших составленных ими проповедей во время литургии в Крестовоздвиженском монастыре 1049 . И надо было видеть, с каким удовольствием исполняли это дело те счастливцы – воспитанники, на долю которых выпадало проповедование!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Гуслицами называется собственно Ильинский погост, стояний на речке Гуслянке, в 12 верстах, к скверу, от г. Егорьевска (рязан. губ) и в 55 от уездного города Богородска (москов. губ.). Так как Гуслицкий погост составлял прежде, да и доселе составляет, наиболее видный промышленный центр в этой промышленной местности московской губернии, то название Гуслиц сделалось нарицательным для целого округа пространством в 20 слишком квадратных верст, с населением до 20 тысяч мужеского пола. Половину этого населения составляют раскольники. Главное средоточие гуслицкого раскола составляют приходы Крестовоздвиженский и Запонорский, – здесь раскольники составляют почти сплошное население 12 , тогда как прочие гуслицкие приходы, в том числе и Ильинский, состоят наполовину из православных и наполовину из раскольников. Эти два прихода, Крестовоздвиженский и Запонорский, носят еще не менее известное здесь, как и Гуслицы, название «3ахода». Раскольники-гусляки, особенно заходцы, народ сметливый, хитрый, но вместе грубый и дерзкий, без всяких нравственных правил. Лет двадцать тому назад «Заход» был положительно разбойничьей стороной. Гуслицы – край фабричный и промышленный, – здесь много фабрик и значительных фабрикантов, во главе которых стоят богачи Морозовы, сыновья и внуки Саввы Морозова, – поповцы и беспоповцы (от Елисея Саввича): народ или работает на фабриках, или дома занимается фабричной промышленностью, также разными ремеслами, – даже попы раскольнические и учители имеют небольшие фабрики, как например поп Семен Епифанов (теперь уже покойный), или доселе здравствующий беспоповский лжеучитель Ив Зыков. Но существуют здесь промыслы и иного рода. Очень многие заходцы, с фальшивыми паспортами и книжками, расходятся по разным местам, иногда очень далеко, собирать подаяния на монастыри, несуществующие кельи, на погорелое, на бедность, на спрот, на рекрутов, бедных невест и т. п. Это бродяжничество с фальшивыми паспортами здесь очень распространенный промысел, и для иных очень выгодный. Ловкие гусляки возвращаются из бродяжничества иногда с хорошими деньгами, которые, однако, очень скоро и проматывают. Гуслицы знамениты еще конокрадами и фальшивыми монетчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

129.700 Всего за домом Архиерейским и монастырями 109.017 Платёж в экономию 3. Епархия Ростовская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 16.340 А) за мужскими монастырями: За Богоявленским Аврамиевым За Борисоглебским, что на Устье, с приписными За Спасским, что на Песках (по другим 599) За Троицким, что у варниц За Спасоярославским 13.981 За Ярославским Тольским За Ярославским Афанасиевским с приписными Христорождественским и Вознесенским, что на Обноре За Александровой пустынью (по другим 571) За Синодальной Воскресенской Карошевской пустынью За Пошехонской Выксинской пустынью За Николаевской Тропской пустынью За Воскресенским, что на Обноре, с приписным Рождественским, что в Носкове За Угличским Покровским За Угличским Воскресенским За Угличским Алексеевским За Никольским Улеменским За Учемской Кассияновой пустынью За Южской Дорофеевой пустынью За Богоявленским Острожским За Адриановым За Тихвинской пустынью За Исааковой пустынью За Ройской пустынью За Досифеевой пустынью Б) За девичьими монастырями За Богоявленским За Рябининой пустынью Итого за монастырями: 38.078 Всего за домом Архиерейским и монастырями 54.418 Платёж в экономию 4. Епархия Тверская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 11.980 А) За мужскими монастырями: За Отрочим За Желтиковым За Успенским Иваницким За Малицкой Николаевской пустынью За Кашинским Дмитровским За Клабуковым За Троицким Колязинским За Знаменским Капшиным За Благовещенским Ширинским За Троицким Рябовым За Старицким Успенским За Зоринской пустынью За Раковой пустынью За Никольской пустынью, что в красных горах За Крестовоздвиженским За Троицким Селижаровым За Ниловой пустынью Б) За девичьими монастырями: За Рождественским За Сретенским Итого за монастырями 19.697 Всего за Архиерейским домом и монастырями 31.677 Платёж в экономию 5. Епархия Крутицкая Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Вяземским Предтечевым За Белевским Спасским За Лихвинским Добрым За Гремячим За Мещовским Юрьевским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

23 . Архимандрит Адриан Тяжелов. По окончании курса в Тверской семинарии в 1823 г. год был учителем в Московском Перервинском училище. В 1824 г. поступил в Московскую Духовную академию; 17 апреля 1827 г. пострижен в монашество. По окончании Академического курса, возведенный в степень старшего Кандидата, определен в Вятскую семинарию Инспектором и учителем философских наук; 22 октября 1829 г. посвящен в Архимандрита Слободского Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. 24 сентября 1833 г. определен в Тамбовскую семинарию Ректором, учителем Богословских наук и Архимандритом Козловского монастыря. 20 июня 1841г. назначен Ректором Черниговской семинарии. 24 . Архимандрит Иоасаф Покровский. Из воспитанников Нижегородской семинарии в 1831 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 4 апреля 1835 г. пострижен в монашество, и по окончании курса в 1835 г. удостоенный звания Магистра, определен Бакалавром Богословских наук в Петербургской Академии. 20 июня 1841 г. определен Ректором Тамбовской семинарии и Профессором Богословия с возведением в сан Архимандрита Троицкого Козловского монастыря. 21 сентября 1842 г. переведен в Петербургскую Академию Инспектором, Профессором Богословских наук и настоятелем Ростовского Богоявленского монастыря. В 1844г. сделан Ректором Подольской семинарии и Настоятелем первоклассного Каменецкого Троицкого монастыря. 25 . Архимандрит Никодим Лебедев. Сначала обучался в Костромской семинарии; в 1823 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию; 20 ноября 1825 г. пострижен в монашество, окончив курс Академии со степенью Магистра, определен Инспектором и Профессором Церковной истории в Костромскую семинарию. 19 мая 1829 г. сделан Игуменом Луховского Николаевского монастыря; 12 октября переведен в Бакалавры С.-Петербургской Духовной Академии, 19 сентября 1830 г. назначен Ректором Саратовской семинарии и Архимандритом Луховского монастыря. 30 ноября 1832 г. переведен в Архимандрита Саратовского Спасопреображенского второклассного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Хотя я всем членам братства этой келлии, обращавшимся ко мне с разными запросами и иногда жалобами, настойчиво советовал не поднимать теперь этого больного вопроса, всеми мерами заботиться о поддержании внутреннего мира, что имело своё известное действие; но справедливость требует сказать, что старец этой келлии о. Лот произвёл на меня самое неблагоприятное впечатление. Я видел его в апреле 1919 года в Константинополе, где он проживал вместе с двумя другими старцами-келлиотами – Нифонтом троицким и Петром белозёрским. Когда я затем 18 июля сего года посещал Крестовоздвиженскую келлию, о. Лота ещё не было на Афоне, он оставался в Царьграде. Когда, наконец, 17 сентября сего года я виделся с ним на Космодамиановской келлии (то есть келлии Святогорца) Руссика, причём в два приёма долго беседовал с ним, то я вполне убедился в том, что он сравнительно ещё молод, совсем неопытен в духовной монашеской жизни, мало развит и вообще, по моему мнению, совершенно неспособен справиться со старчеством, которого он достиг с такими усилиями и которое совсем не по его силам, особенно при современных весьма трудных и сложных условиях жизни. Дай Бог , чтобы эта келлия русская, одна из выдающихся по своему внешнему благоустройству и по числу своего братства, благополучно пережила настоящий кризис. На той же почве бесконтрольного действия келлиотских старцев происходят в жизни русских келлий на Афоне ещё более серьёзные ненормальности и злоупотребления. Некоторые старцы, устроив видимость, просто фикцию келлии на Афоне, собирают от имени её несуществующего братства и на её благоустройство весьма значительные материальные средства, которые затем обращают в свою личную собственность, или передают в собственность своих родственников. Русская и отчасти греческая печать о русских келлиотах прежнего времени отмечает немало подобных ненормальных явлений в жизни русских келлий. К сожалению, подобные примеры существуют на Афоне и в настоящие дни. Такова, например, Предтеченская келлия, находящаяся во владении и на земле Хилендарского монастыря, недалеко от Кареи, рядом с Богословской и Златоустовской келлиями того же монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010