10 В высшей степени любопытное и курьезное дело пред­ставляет случай, бывший с мещанином Киркиным, состояв­шим церковным старостою Крестовоздвиженской церкви в гор. Боровске. Киркин обзавелся классным мундиром и при­надлежащими к нему треугольной шляпой, шпагой и формен­ной фуражкой духовного ведомства с кокардой, но полиция гор. Боровска нашла, что форменную фуражку он не имеет права носить и предала его, с своим актом, чрез судебного следователя, калужскому окружному суду. Хотя суд следствие прекратил, тем не менее епархиальное начальство с своей стороны совершенно воспретило Киркину носить фуражку с ко­кардой. По жалобе Киркина, дело это рассматривалось в Пр. Сенате, из постановления которого, состоявшегося в 1878 г. и напечатанного в „Церковном Вестнике», видно, что церковные старосты, не имеющие действительного (?) чина, не имеют права, при мундире и без оного, носить какой-либо головной убор, присвоенный лишь классным чиновникам и канцелярским служителям из дворян, равным образом и носить мундир, вне указанных в законе дней и случаев. 11 О приводе церковных старост к присяге уже давно был возбужден вопрос. Еще в 1848 г. Св. Синод, по пред­ставлении вятского преосвященного, определил, что присяга для церковных старост обязательна, как и для других подобных должностей по городским и сельским обществам; но это опре­деление в свое время не было объявлено по всем епархиям 12 Ныне кошелек почти нигде не употребляется и заменен сбором на блюдо, иногда с надписью: „на украшение храма“. 13 Кроме синодальной Инструкции церковным старостам церкви епархиального ведомства, существуют особые о церков­ном хозяйстве постановления для церквей других ведомств. Постановления эти следующие: 1) Положение, одобренное Св. Си­нодом о церковном старосте и церковных суммах по военно-­учебным заведениям, Высочайше утвержденное 30 июня 1853 г., 2) Высочайше утвержденное 9 июня 1856 г. Положение о церков­ном старосте и церковных суммах по заведениям, подведом­ственным Опекунскому совету, 3) Высочайше утвержденное 12 июня 1890 г. Положение об управлении церквами и духовен­ством военного и морского ведомств и 4) Высочайше утвер­жденные 16 мая 1898 г. Правила о ведении церковного хозяйства в соборах и церквах придворного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое значение имеет еще одно место, связанное с Григорием Ефимовичем в Покровском - земли, простирающиеся по улице Советской от подстанции до федеральной дороги и далее (территория полигона бытовых отходов) - урочище Распутинские поля. Эти земли некогда принадлежали Г.Е. Распутину, а потом его семье. Сегодня эти участки заболочены в результате мелиоративных работ, проводимых в 70-80-х годах прошлого века. Именно здесь Григорию Ефимовичу явилась Божия Матерь. Памятный знак на пристани в г. Тюмени Еще один участок земель семьи Распутиных находится на восточных границах урочища Тарасово, ближе к современным границам с Усальским поселением по старому тракту. На этих пашнях располагался колодец, названный распутинским. Колодец существовал с начала освоения этих земель, то есть действовал в то время, когда здесь занимался хлебопашеством Григорий Ефимович. В настоящее время следы существования колодца найти довольно сложно. Когда он обвалился, местные механизаторы засыпали его, чтобы никто не пострадал. Было, наконец, и еще одно место, располагавшееся за прежней околицей Покровского - «распутинские ямы». Там добывали глину для кирпичей. По рассказам старожилов, семья Распутиных владела этим участком и изготавливала кирпичи. Такие фамилии покровчан, как Роспутины, Изосимовы, Подшиваловы, Распоповы, Моторины, Свистуновы, Алемасовы, Зубовы, Пролубщиковы, Хохловы, Девятковы, Чернышовы, Дружинины, Водорезовы, Логиновы, Минины, Старцевы, Беглых, прослеживаются по документам, начиная с первых годов XVIII века. Среди них было немало людей, оставивших заметный след в истории края. В фондах Государственного архива Тюменской области в метрической книге Покровской церкви за 1891 г. имеется актовая запись 13 о рождении 7 февраля (крещении - 9 февраля) Феодора. Родители: слободы Покровской крестьяне Иван Ферапонтович Распопов и законная жена его Дарья Яковлевна, оба православные. В документах архивного фонда Екатеринбургской Духовной консистории в метрической книге Крестовоздвиженского собора города Туринска за 1918 год имеется запись 44 о смерти 8 июля и погребении 15 июля Туринского уезда Слободо-Туринского прихода Михаило-Архангельской церкви священника Феодора Ивановича Распопова, 27 лет. Причина смерти: расстрелян большевиками.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Потому что некоторых оглашаемых начинают обуревать темные духи, которые раньше ими не ощущались (страх, неуверенность, раздражительность и т. п.). Именно экзорцизмы (которые, разумеется, не являются «отчиткой») становятся наиболее реальной духовной поддержкой оглашаемым. Они прекрасно понимают, что это не формальность, сами об этом просят и в результате не только укрепляются в вере, но и преодолевают собственные предрассудки по отношению к церкви. Для достойного завершения оглашения на втором этапе необходима и особая, внешняя и внутренняя, дисциплина. Оглашаемым нельзя без особо уважительной причины пропускать встречи и богослужения, им нужно приобрести реальный опыт личной и храмовой молитвы, регулярного чтения Священного писания и исполнения заповедей, т. е. достаточно целостный опыт жизни по вере, а не только опыт совершения отдельных добрых дел. Один из наиболее важных и характерных критериев – готов человек на втором этапе отделять десятину или нет. Если катехумены обретают эту решимость и понимают, что именно десятина, а не мелочь, раздаваемая на паперти, и другая «бессистемная благотворительность» (выражение основателя Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева, †1908 г.) является их реальным участием в жизни церкви, то это уже знак, что они действительно готовы к большему, т. е. к переходу на третий этап. О третьем этапе я не предполагал говорить подробно, поскольку на эту тему будет делать доклад о. Георгий. Кратко можно сказать, что третий этап, который проводится после крещения и/или воцерковления, а затем – первого причастия, предполагает для человека раскрытие смысла не только таинств, но и тайн веры. Поэтому третий этап – это, в большой степени, залог на будущее, вследствие чего материал на нем дается с некоторым избытком. Самое главное для оглашаемого – не пытаться вместить его только рационально, изучить как некоторую внешнюю информацию. Содержание бесед третьего этапа представляет большую трудность для рационального восприятия. Тем не менее не следует это содержание редуцировать, сводить к схеме, объяснять примитивно.

http://azbyka.ru/katehizacija/ehtapy-duk...

Сейчас тема героев нашего времени, как мне кажется, это вообще непаханое поле. Среди нас на самом деле много таких удивительных, порой выдающихся людей – и женщин, и мужчин. Просто рекламируется и пропагандируется сегодня совсем другое, и поэтому мы этих людей, как правило, почти не видим и не замечаем. Рейтинг: 9.7 Голосов: 589 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии старик Петрович 20 октября 2017, 22:20 Ольга20 октября 2017, 10:10 " А о каких больших деньгах говорит автор, которые получают за приемных детей?! У нас есть такой ребенок. Получаем копейки. " Ольга, это имеется ввиду в сравнении " пособиями " на своих, родных детей. Которые вообще издевательство. А так, конечно, и там и там копейки. В целом вся политика государства нацелена на то, чтобы больше одного-двух не рожали. Об этом, собсно, и статья. Потому автор и говорит, что тем у кого больше двух детей (своих ли, приемных ли, не важно) памятник нужно ставить. Это и есть настоящие герои нашего времени. И с этим трудно не согласиться... Ольга 20 октября 2017, 10:10 А о каких больших деньгах говорит автор, которые получают за приемных детей?! У нас есть такой ребенок. Получаем копейки. Галина 20 октября 2017, 00:50 Эта фотография нашего батюшки-прот.Вячеслава с семьей.И никакая она не постановочная.Просто кто-то перепостил ее и гуляет по Интернету.Сейчас уже семья увеличилась.Это очень душевные Батюшка Вячеслав с матушкой Людмилой.У них все в семье поставлено на любви и доброжелательности .Такое же отношение к детям в Садике-Школе при Храме и прихожанам.Поэтому это никак не по христиански обсуждать людей на фото,опубликованное без их согласия.Батюшка служит в Крестовоздвиженском Храме г.Винница.Украина. старик Петрович 19 октября 2017, 19:52 О православии-лайт. Вот я тоже замечаю эту тенденцию. Я в Церкви скоро уже 30 лет, вижу как всё меняется. " Продвинутых " православных встречаю всё чаще. Все они такие современные, прагматичные, с поставленной речью, свысока посматривают на церковных бабушек (последних из могикан), посмеиваются над " православным фанатизмом " . И в семьях у них по одному (максимум два) ребенка. И это осознанный выбор. И всегда аргументированно объяснят, что это к вере вообще никакого отношения не имеет (со ссылками на " Социальную Концепцию Церкви " ). Основной постулат: в жизни православный человек никак не должен выделяться из современного общества. Должен быть " как все " . Вот эта мимикрия и настораживает..

http://pravoslavie.ru/107250.html

Рыбная Слобода. В производстве было занято большое число работников, мужчин и женщин: по данным 1886 г., только серебряников было более 150 чел. Население Рыбной Слободы составляли переселенцы из Новгорода и Рязани, видимо принесшие с собой исконные технологические и художественные приемы обработки металла. Промысел со временем приобрел семейный характер - мастерство передавалось по наследству, напр., династия ювелиров Яриных существовала более 350 лет. Значительное место в ассортименте изделий занимало изготовление крестов для «инородцев». В 1909 г. в Рыбной Слободе Казанским губ. земством была учреждена учебная художественно-ремесленная мастерская ( Ключевская Е. П. Рыбнослободская художественно-ремесленная мастерская//Татарская энциклопедия. Каз., 2010. Т. 5. С. 163-164). Одно из заседаний Центрального совета по мелкой промышленности Казанского губ. земства (12 дек. 1913) было посвящено обсуждению развития промысла церковной утвари в с. Рыбная Слобода (НАРТ. Ф. 81. Оп. 1. Д. 54). Среди уникальных иконостасов был иконостас домовой Крестовоздвиженской ц. Казанского ун-та (утрачен в нач. 20-х гг. XX в.): рама в форме лат. креста размещалась над царскими вратами и была заполнена живописными картинами работы петербургского худож. В. Ф. Чухломина ( Малов. 1884. С. 44-45). По желанию М. Л. Магницкого (попечителя Казанского учебного округа) архитектурное решение должно было повторять облик домовой церкви министра народного просвещения А. Н. Голицина, для чего в С.-Петербург был командирован архит. П. Г. Пятницкий ( Дульский. 1914. С. 143). Им же исполнен иконостас храма-памятника в честь Нерукотворного образа Спасителя в виде 4-колонного дорического портика - яркий образец стиля ампир (Памятник над братской могилою воинов, павших при взятии Казани в 1552 г.: Ист. очерк/Сост.: П. А. Пономарев. Каз., 1910 2). К др. примерам стиля ампир относился несохранившийся иконостас домовой церкви Родионовского ин-та благородных девиц в Казани, сооруженный по проекту архит. И. П. Бессонова (1839-1841) ( Ермолаева.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

На другой же день мною был дан на это письмо такой краткий ответ: „Спешу ответствовать Вашему Преосвященству на ваш вопрос. Вам, без сомнения, надлежит уведомить г. Обер-Прокурора о получении облачений, и при этом можете просить Константина Петровича повергнуть пред Его Величеством вашу благодарность за Монарший дар. Прося вашего молитвенного содействия к достойному вступлению на поприще Св. Поста, с братскою о Христе любовию остаюсь ваш сомолитвенник“... 19-го ч. получено было мною два письма: одно из Твери, другое из Москвы. Из Твери писал мне от 18-го числа А. К. Жизневский: „Усвоив добрые обычаи страны, с которой духовно я сроднился, позволяю себе в настоящие прощеные дни, хотя и письменно, явиться к Вашему Высокопреосвящен- —167— 1884 г. ству и просить прощения. По близорукости своей, вижу вины в том только, что подчас я докучал Вам и своими письмами, и ревностью по музею, быть может, не всегда по разуму. Надеюсь, Ваше Высокопреосвященство вашим снисхождением и христианскою любовию покроете эти вины. Вместе с прошением прощения приношу и мою глубокую благодарность за милостивое разрешение уступить из Микулинской церкви костяную гребенку в Тверской музей. На этой гребенке, кроме львов, единорога и грифов с княжескою короною, оказались изображения амазонок с мечами; внизу имеется надпись: „Спаси мя от уст львовых, от рог единорож смирение мое“. Прошу принять уверение в глубоком уважении и совершенной преданности“. 20-го ч. получена была мною из Мурома от протоиерея Орфанова телеграмма с печальным известием о смерти, вследствие разрыва сердца, свояка его, священника Крестовоздвиженской церкви Иакова Андреевича Силецкого. На другой же день, 21-го ч., я поспешил ответить на эту телеграмму, и вот что писал я А.И. Орфанову: Получив от Вас прискорбное известие о внезапной кончине Иакова Андреевича, спешу на помощь осиротелой семье. Прилагаемые при сем сто рублей употребите на необходимых издержки при погребении, а если что останется от этой суммы, отдайте сиротам. Но сколько осталось сирот и в каком они возрасте?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вы, конечно, счастливы, обращаетесь в обществах почтенных учёных и опытных мужей, где и слова и поступки исполнены и отличаются благородством, тон- —265— 1845 г. кой политикой, где можно из одного, так сказать, обращения научиться многому, полезному и назидательному. В хороших книгах так же не случается у вас недостатка; кроме соборной библиотеки, вы в краткое время приобрели у многих благорасположение, а с тем вместе нашли средства к усовершенствованию в просвещении и к приобретению лучших сочинений. О книге Сперанского и я в Шуе слышал хорошие отзывы, но не только читать, но и видать не случаюсь оную. Слава Богу, достал и вторую часть сочинений Иннокентия, и в ней есть чем попользоваться, есть чему и полюбоваться. Окончив его сочинения, нечего, кроме Московских газет, читать будет, – примусь за Канонник и Акафистник, – старцу чем более заниматься? Вы спрашиваете, кто у нас в Шуе и Иванове назначены катехизаторами. Таковых слухов доселе не случалось слышать, хотя на сырной неделе в Шуе я немного и погостил. По-моему, это учреждение никакой не может произвести в нынешнем народе пользы и успеха, особенно в зимнее время, когда литургии поются на восходе солнечном. Многие скучают и от проповедей сельского духовенства, захотят ли слушать катехизатора? Пожелав вам, почтеннейшей Анне Васильевне с домашними всякого благополучия и доброго здоровья с совершенной преданностью и непременяемой любовью остаюсь усердный слуга села Гориц свящ. Василий Сапоровский“. 22-го апреля Господь посетил меня тяжкой скорбью; я лишился своей супруги. После шестимесячной болезни, вследствие простуды, жена моя Анна Васильевна скончалась от чахотки, на 25-м году от рождения (она родилась 27-го декабря 1820 года), бывши в супружестве 3 года, 3 месяца и 10 дней. Тело её погребено 25-го числа на городском Воскресенском кладбище. При отпевании в соборе произнесена была молодым свояком моим, священником Крестовоздвиженской церкви Иаковом Андреевичем Силецким слово, а двоюродным братом усопшей, священником Николо-набереженской церкви Владимиром Егор. Аменицким – речь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

), когда найдет нужным, председательствует в Епархиальном совете лично» . По получении рапорта благочинного епископ Герман устно распорядился не совершать в Серафимовском храме никаких богослужений, кроме треб, исполнение которых было возложено на причт соседнего Крестовоздвиженского прихода, из которого Серафимовский некогда и выделился в самостоятельный. 27 августа владыка Герман в Епархиальном совете сообщил благочинному Соловьеву о том, что состоялось официальное определение по Серафимовскому храму в том же смысле, в каком было выдержано устное распоряжение, сделанное днем ранее. Но указа в тот день не последовало. Официальная, оформленная в установленном порядке реакция на происходящее со стороны Епархиального совета была озвучена лишь 4 сентября, когда был подписан указ благочинному Соловьеву, сообщавший, что 30 августа на прошение прихожан последовала резолюция епископа Германа: «Приходу Серафимовской церкви необходимо принять все меры к освобождению своего пастыря. Если пастырь не жалеет себя ради паствы, то и паства должна самоотверженно защищать своего духовного отца. В просьбе командировать временно священника отказать» . Этот указ стал для следственной комиссии ревтрибунала удобным предлогом для активизации подготовки показательного процесса против духовенства. В то же время протоиерей Евгений Шкенёв на допросе настаивал на том, что «все меры» - это меры «чисто христианские: просьбы, ходатайства, залог, взятие на поруки и т.п.» , а исполняющий обязанности члена Епархиального совета Н.В. Златорунский, обращаясь к следственной власти по поводу ареста духовенства, приводил в качестве доказательства лояльного отношения Церкви к советской власти факт исправления книги богослужебных текстов, напечатанной в Саратове до революции пятью изданиями, а с приходом к власти большевиков измененной (были удалены молитвы за царя) и растиражированной в количестве 10 тысяч экземпляров . Организаторам будущего процесса, однако, приводимые аргументы такого рода не казались убедительными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Занимаясь преподаванием дома и в школе, о. Феодор не оставлял своих прихожан и без поучения церковного. В архиве Крестовоздвиженской церкви сохранилась целая связка проповедей, нарочито писанных им для произнесения в церкви, из коих некоторые могут быть прочитаны с церковной кафедры с честью для проповедника. Чтобы читатели наши могли судить о проповеднических приемах и содержании поучений о. Феодора, мы считаем долгом воспроизвести здесь на выдержку одно из его более кратких поучений, сказанное по случаю увольнения крестьян от крепостной зависимости, как значится в надписании его, «4-го Ноября 1862 года». Вот это поучение, тем более заслуживающее внимания, что оно представляет лучший образец того, как пастыри наши в свое время отнеслись к великой реформе: «Наконец, слава Господу Богу, вы дождались того, чего с таким нетерпением ожидали. Надежда ваша сбылась. Счастье , которое только издалека услаждало вашу многотрудную жизнь, теперь пред вами. Вам объявлена свобода и устроен ваш быт сообразно новому званию вашему». «Но принимая это счастие, это великое благодеяние Божие и царское, вы должны, без всякаго сомнения, принять и усвоить то и другое достоинство. Иначе добро не будеть в добро вам». «И первое, что должно быть с вашей стороны ответом на это благодеяние, это чувство величайшей, глубокой благодарности к благодетелю. Кто же вам благодетель в этот великом деле? Прежде всего, конечно, и более всего Всевышний Бог , Отец наш. Он всеблагой положил на сердце благочестивейшему нашему Царю мысль о вашей свободе. Он премудрый умудрил его привести эту мысль в исполнение. Он Всемогущий дал ему крепость и силу противостать всем вековым препятствиям и совершить это дело во благо вам. – Он же, Премудрый и Всемогущий, умудрил и укрепил приставников Царевых достойно и праведно исполнить благую о вас волю царскую, согрел любовью к вам сердца владельцев, благопокорно отозвавшихся на зов царский содействовать вашему благосостоянию. Пусть же и первая дань благодарности, первые движения радостного сердца вашего будут обращены к Богу – благодателю нашему во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Сердечно радуюсь окончанию вашего многолетнего труда и поздравляю Вас от души. С нетерпением жду от Вас экземпляра вашего нового произведения. Если священник Буткевич будет просить себе отпуска для известной цели, получит его беспрепятственно. О нём имею я пока добрые вести; только слышу, что его здоровье не очень прочно. Если он получит учёную академическую степень, я буду душевно рад и буду иметь его в виду для Харькова. На сих днях скончался у меня один из Харьковских протоиереев Член Консистории (Иак. Голяховский); если бы о. Буткевич имел уже учёную степень, он мог бы занять это место“. 24-го числа скончался Член Консистории, Настоятель градской Крестовоздвиженской церкви, протоиерей Иаков Михайлович Голяховский, на 79 году от рождения. 27-го числа совершено было отпевание над телом почившего старца 690 . 27-го ч. вечером посетил я сетующую вдовицу, Княгиню Ольгу Александровну Крапоткину. Она, между прочим, рассказывала мне, что покойный муж её, незадолго до своей трагической кончины, секретно доносил Министру Внутренних Дел о состоянии Харьковской губернии и, в частности, о городе Харькове; но это донесение через несколько дней появилось уже в революционной газете: „Земля и воля“. Тут же слышал я о том, что Министр народного просвещения Граф Д.А. Толстой нередко получает от социалистов благодарственные письма за доставление им, через исключение воспитанников из учебных заведений, обильного контингента деятелей. 5-го марта писал я в Витебск А.П. Ушаковой: „Мы пережили тяжёлые дни. Неожиданная и трагическая —874— 1879 г. кончина Кн. Крапоткина поразила всех нас ужасом, но при этом мы утешены были его христианскими предсмертными чувствами. Поражённый вражеской пулей, он прежде всего призвал духовника и освятил себя таинствами исповеди и причащения, а затем, накануне смерти, принял и таинство елеосвящения. Вот, что значит получить в детстве доброе, христианское воспитание: оно никогда не погибнет бесследно. Благочестивая старушка мать, жившая зиму у сына, была свидетельницей его страдальчески-христианской кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010