Фрагмент экспозиции      Хронологически выставка охватывает полвека, эстетика за это время менялась не раз, и на выставке она разная. Первые залы выполнены в стиле модерн – это начало XX века. Потом Первая мировая война – модерн постепенно переходит в декаданс. Революция – тут уже модерн перемешивается с конструктивизмом. Гражданская война: разруха, хаос. 1920-е годы – конструктивизм, кубизм, авангардизм: Малевич, Кандинский… Башня Шухова. – Вы упомянули авангард. Искусство авангарда – искусство бунтарей, искусство разрушения. Но при этом искусство, которое перестает быть элитарным, становится народным. Используете ли вы бунтарскую, авангардистскую эстетику? Важно ли для вас это? – Важно, потому что это отражение духа эпохи. В 1915 году проходит выставка Малевича «Черный квадрат», где он свой черный квадрат ставит в красный угол, там, где должна быть икона. Это свидетельство о сдвиге в сознании людей перед революцией. И еще: старая живопись – живая. А авангардизм это живое убивает. Он всё рушит, и мы отражаем это. Видно, какое запутанное было время, потому что всё искусство этого времени такое дробленое. Да и многие современные художники «раздроблены в сознании». Эти выходки на Красной площади… – Говорят, что это такое вот «современное искусство». – Тогда тоже говорили так. «Черный квадрат» – та же самая тема, только без того сильного вызова, какой есть сейчас. Это погасшее искусство. Или, может быть, и вовсе не искусство. Потому что искусство, по моему мнению, должно быть созидательным. Это то, что человека приводит в некое созидательное состояние. А авангард разрушает. Фото: В.Ходаков/Православие.Ru      – Заметным явлением XX века стал плакат как вид массового искусства. Вы сказали, что использовали аутентичный плакат на тумбах. Эстетика самого плаката как работает? – Мы использовали плакаты, отражающие или иллюстрирующие какие-то конкретные события, гонения на Церковь, например. Но плакаты нам интересны не сами по себе, а в привязке именно к событию. Они вписываются в событие вместе с фотографиями, хроникой. Это один из языков показа события. Мы зрителю даем три версии события: в хронике, в плакате, в фотографии. Плакат – иллюстрация того, как политики работали с массовым сознанием. Потому что плакат – это пропаганда.

http://pravoslavie.ru/87554.html

Гости , ведь не соха у тебя в поле торчит. Тот не мой, кто уехал домой. Гости на двор, так и ворота на запор (чтобы не выпустить их) . От порожка в ножки, за ушки да в губки. Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот. Примешь до ласки, проводи до коляски (западн.) . Хлеб-соль в ворота х, так не своротишь. Умей у людей погостить, и к себе запросить, до ворот проводить и опять воротить. Гостя потчуй, покуда через губу не перенесет (т. е. не сможет) . Распояшьтесь, дорогие гости, кушаки по колочкам! Против сытости не спорим, а бесчестья на хозяина не кладите. Я не видал, как ты ел, покажи (говор. хозяин) . Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают. Тут пито, едено по простоте, без хитрости. Напоил, накормил и спать уложил (и в баню сводил). И в кабаке подносят, и домой милости просят. Завтра будь: сусло дуть. Не будь для куса, будь для друга. Не дорога гостьба, дорога дружба. Хозяин весел, и гости радостны (радошны). Что и обед (Обед не в обед), как хозяюшки нет! Замест хозяина – баранина, замест хозяйки – сайки. Уха сладка, варея гладка, будто ягодка. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. Где грустно да тошно, тут сидеть не можно. Хоть хлеба краюшка да пшена четверушка, от ласкова хозяина и то угощенье. Рад не рад, а говори: милости просим! Хоть овин (дом) огнем гори, а брагу вари! Не дорог квас, дорога изюминка в квасу. Не будь сыт кусом, а будь сыт другом. Не дорога наежка, дорога потешка. Пиво не диво, и мед не хвала (не зверина), а всему голова, что любовь дорога. Не дорого пито, да дорого бито (потчеванье) . Честь (Стать) пива дороже. Честь гостю приложена, а убытку Бог избавил. Гость во власти хозяина. В гостях, что в неволе. У себя, как хочешь, а в гостях, как велят. Твоя воля во щах (т. е. хозяина) . Гость хозяину не указчик. В чужом доме не осуждай! Ваше дело пить, а наше, что говорить (потчевать). Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай! Поднесли, так пей. Ешь, что дают. Ешь – не кроши, а съешь – не проси (а больше не проси). Кто гостю рад, тот и собачку его кормит.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Икона бумажная на дереве в железном окладе. Бережно укрытая, икона лежала в сундуке без малого сто лет! Сколько раз я лазил в этом чулане маленьким, сколько еще людей были здесь, и никто ничего не видел, а сейчас я держал ее в руках и немел от радости! Когда я показал находку бабушке, она поцеловала икону и покачала головой. Это, говорит, икона твоей прабабушки Марии. Она вот здесь в красном углу стояла! Я ее с детства помню! Какое наследство нам бабушка оставила! И заплакала. Придет время, и мы передадим икону нашим детям, а те своим. Милость Матери Божией будет с ними – и значит, жизнь продолжится В свой новый дом первой наши предки внесли эту икону и поставили в красный угол . Она пережила две Мировые войны, революцию и советскую власть, грабителей и запустение, а теперь вернулась к нам. Эта икона сейчас стоит передо мной и слушает, как я вам эту историю рассказываю. Придет время, и мы передадим ее нашим детям, а те своим. Милость Матери Божией будет с ними – и значит, жизнь продолжится. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1416 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 21 сентября 2017, 13:40 Спасибо за рассказ! Прочла детям вслух,очень понравился. Сын сразу захотел жить в деревне.:) играют сейчас, представляют что по хозяйству управляются. Петр 10 декабря 2015, 03:34 Финал рассказа печальный. А ведь всё могло бы быть иначе. Или не могло? Давайте порассуждаем. Вот дедушка успешно воевал за красных, устанавливал советскую власть. А что это значит? А это значит " Мы наш, мы новый мир построим " и " Долой, долой монахов! Долой, долой попов! Мы на небо залезем, разгоним всех богов " . Вобщем, сплошная " свобода, свобода, эх, эх, без креста! Тра-та-та! " Нет, боюсь иного финала быть и не могло. Все закономерно. К сожалению. А рассказ хороший... Мария 8 декабря 2015, 16:38 Трогательно, но грустно: так все хорошо было, но все почему то уехали и деревня умерла. А, может, не надо было Сиваш брать? Глядишь, и деревни бы не запустевали, и в городах народу было бы меньше и всяк жил бы как его предки, а то ни то, ни се.

http://pravoslavie.ru/88361.html

«Дом мой домом молитвы наречется» ( Мф. 21, 13 ) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва , но молитва келейная; в доме существует Церковь , но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома. Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах. В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках. Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой. Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви. Поэтому, у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Икона встречается в творчестве Лермонтова и в самых ранних произведениях, и в поздних. Отметим без комментариев две особенности этой темы у поэта: в произведениях начальной поры упоминания об иконах характерны преимущественно для прозы, в зрелых же - чаще для поэзии; другая особенность состоит в том, что икона почти совсем не встречается в драматургии поэта. Согласно нашим подсчетам, сделанным на основе «Частотного словаря языка Лермонтова», слово «икона» встречается в его произведениях 7 раз (5 раз в стихах и 2 раза в прозе), слово «иконостас» - 1 раз в прозе; слово «образ» в значении икона - 21 раз (9 - в стихах, 9 - в прозе и 2 раза в драмах), 1 раз встречается слово «образок»; 5 раз встречается слово «оклад» (2 - в стихах, 3 - в прозе); 8 раз можно найти слово «риза» в значении иконного оклада (6 в стихах, 1 - в прозе, 1 - в драмах); 1 раз - кивот. Можно обратить внимание и на слова, косвенно связанные с иконой, например, - «лампада». Это слово встречается у Лермонтова 36 раз (29 - в стихах и 5 - в прозе), а в форме «лампадка» еще 5 раз. Очевидно, что упоминая лампаду, поэт видит перед собой и икону. Как и многие другие русские поэты и писатели, Лермонтов часто описывает красный угол. Наиболее лирично и вместе с тем глубоко это сделано в знаменитом стихотворении «Ветка Палестины». Заботой тайною хранима Перед иконой золотой Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой! Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой... Всё полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой (1, 376). Исследователи уже не раз обращали внимание на перекличку этих двух четверостиший со строками Пушкина из «Бахчисарайского фонтана»; там описывалась комната Марии. А Лермонтова вдохновил красный угол в доме А.Н. Муравьева, который привез пальмовые ветви из своего путешествия по святым местам. Об обычае хранить в красном углу рядом с иконами благовещенскую вербу уже говорилось. Естественно, что и пальмовая ветвь заняла свое место там же - рядом с вербой, ведь при входе Господа в Иерусалим его встречали пальмовыми ветвями (роль которых в России перешла к пучкам вербы).

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

Стремясь к этим целям, коммунисты содействовали созданию особого вида религиозности, той которую я называю «коммунистической религиозностью». Ранний коммунизм Давно известно, что история коммунистической религиозности может быть названа историей подмен, историй социально-психологических аберраций, искажений сознания. По сути, эта квазирелигиозность паразитировала на религиозности народа, извращая ее, заменяя христианское содержание на коммунистическое. Коммунистическая религиозность состоит из таких элементов, как создание пантеона коммунистических «праведников», «мучеников», создание «сакральных» мест, содержит попытки изменить календарь и желание догматизировать марксистско-ленинско-сталинское учение. Все это выродилось в стремление навязать человеку веру в государство как некую сакральную сущность. Чем больше времени проходило, тем меньше коммунистические идеологи требовали от советских людей веры в то, во что они все меньше верили сами: в победу коммунизма во всем мире. Но для советских людей было обязательным требованием демонстрировать эту веру. Как в древнем Риме было необходимо, показывая свою лояльность государственной власти, преклонить колена перед статуей императора или бросить ладан на алтарь перед статуей беса — идолом, так и в коммунистической империи надо было преклонить колена перед «советским, самым лучшим, самым справедливым, самым гуманным государством», а то и прямо поклониться мертвому В. Ленину. О внутреннем состоянии человека беспокоились мало. Веру никто не проверял. Это относится к позднему периоду развитого социализма, входившего в стадию упадка. В 1920–30-е годы только создавалась система, делались кирпичи, из которых строилась пирамида советской псевдорелигии. Процессы гонения на Христову Церковь, уничтожения ее обрядов, замещения их коммунистическими обрядами и процесс создания коммунистической религии проходили одновременно, так что правильно говорить об одном процессе. Одновременно с убийствами духовенства, расстрелами крестных ходов, кощунственным процессом «освидетельствования мощей», коммунисты собирали митинги, мумифицировали мертвое тело Ленина. Известны примеры проведения красных «пасх» и «рождеств». Красный угол с иконами в доме заменили на «красный уголок» с портретами советских вождей.

http://pravmir.ru/mozhet-li-byt-xristian...

В 1984 году, вскоре после Рождественских праздников, я отправился в Хельсинки специально с этой целью. Мне дали адрес: улица Лапинлахти, 21. Дом я нашел легко. Уже внизу мне бросилось в глаза неважное состояние здания. Лифт устаревшей конструкции поднял меня на пятый этаж. В коридоре при сумеречном освещении я с трудом разглядел на дверной табличке надпись маленькими буквами: «E.Armfelt». Позвонив, почувствовал легкое волнение. Три женщины поспешили мне навстречу: две пожилые и молодая. Первая, невысокая и совершенно седая, сердечно приветствовала меня, в то время как вторая, темноволосая, повыше ростом, с дружелюбным любопытством разглядывала гостя. Третья, младшая, была мне знакома – Марина, организатор издания писем отца Иоанна на финском языке. Приветствия все продолжались. Сняв пальто, я длинным извилистым коридором прошел в гостиную. По пути, бросив взгляд через открытую дверь кухни, я заметил, что к моему визиту готовились. Попав в этот дом, можно было сразу же почувствовать, что вы покинули атмосферу финского города и окунулись в русский мир, словно бы очутились в обстановке типичной ленинградской квартиры. В гостиной это чувство еще усиливалось. Все было в точности так, как обычно бывает в русском доме. Комната загромождена мебелью: столы, стулья, кресла и две большие кровати. Стены сплошь увешаны разной величины картинами и бесчисленными маленькими фотографиями в рамках. Красный угол со множеством икон свидетельствовал о ревностной вере хозяек. Вся обстановка комнаты была в русском стиле; другими словами, здесь царил беззаботный, но уютный беспорядок. Холодный педантизм западного мира отступал, согретый душевным теплом русского человека. Посреди гостиной красовался накрытый обеденный стол. Я предполагал, что поскольку бабушки старые и слабые, угощение ограничится парой чашек чаю. Но я ошибся: стол в гостиной буквально ломился от яств. Мы помолились, и любезные хозяйки пригласили к столу. Обедали мы по русскому обычаю: было несколько перемен блюд, между ними подавалось вино. Получилось, что мы провели за обедом несколько часов, все то время, что я пробыл в гостях. И все это время беседовали; естественно, по-русски.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В его замечательной личности поразительно сочетались те элементы, которые делают в полном смысле православного человека: человека с такою цельностью нравственного бытия, при которой все противоречия, неразлучные с земною жизнью, уступают место дивной гармонии, и бренный, немощной и грешный человек становится существом, истинно воплощающим в себе образ и подобие Божие. О нем с правом можно сказать, что он действительно воплотил в себе весь смысл Православной Церкви, и потому-то каждое его слово находило такой живой отголосок в сердце православных людей и каждое его письмо проливало в сердца истинную сладость. Пройдут века, и люди забудут своих благодетелей, “гениальных людей”, способствовавших внешним успехам жизни, и все славные имена “великих людей” станут достоянием истории, но не забудут, пока будет теплиться в душе человека Божия искра, пока человек останется человеком, – не забудут тех, кто в бренном земном сосуде сумел отразить нетленную красоту нашего рода, кто умел увлекать и уносить души, умы и сердца людей в высшую духовную сферу, в область вечных стремлений, чьи дела носят печать истинной духовности, Небесного Царства …» Экспозиция В одном из писем святитель Феофан писал: «Кому страшна смерть? Тому, у кого она отнимает всё и провожает на тот свет ни с чем. Кто же успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода». Почитание святителя было поистине всенародным. Еще не прославленного, его чтили верующие люди, просили его помощи, ставя его портрет в красный угол вместе с иконами угодников Божиих. Память о святителе сохранялась и в советские годы. Поэтому не случайно, что на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию крещения Руси , который проходил в 1988 году в Троице-Сергиевой лавре, святитель Феофан был канонизирован. И теперь мы обращаемся к Вышенскому подвижнику как к великому святому, имеющему особое предстательство у Престола Божиего: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим».

http://pravoslavie.ru/67600.html

В настоящее время часовня представляет собой прямоугольный в плане объем на низком подклете, перекрытый двухскатной крышей. Продольно-осевая композиция здания включает квадратное в плане молельное помещение, притвор с колокольней наверху и каркасное крыльцо. Все части здания объединены профилированной тесовой обшивкой фасадов «в рустик». Крупная, обитая лемехом глава на широкой шее поставлена вплотную к колокольне. Западный фасад часовни решен в лучших традициях деревянной архитектуры Севера. Двухъярусный восьмерик колокольни поставлен на четверик и перекрыт низким плоским куполом по девяти круглым стойкам звонницы. В южной и северной стенах молитвенного помещения по два раздельных окна, обрамленных простыми наличниками. Фасады декорированы полихромной окраской голубого, зеленого и белого цветов и накладными «сухариками» на подшивке фронтонов. Молитвенное помещение перекрыто каркасным граненым «небом» с сюжетными росписями. Стены внутри отесаны «в круглый угол» и окрашены в белый цвет. Восточная стена была скрыта каркасным иконостасом. Дверной проем в помещение оформлен тремя косяками, соединенными « в ус», вершник зафиксирован заплечиками. Притвор внутри обшит тесом, на северной стороне от входа лестница, ведущая на колокольню. Двери в притвор столярные, створчатые, с филенками. Крыльцо каркасное, обшито в виде тамбура. 15-гранный комплекс каркасного «неба» в молельном помещении включает изображения архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими, преподобного Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. Время создания – последняя четверть 19 в. Роспись выполнена в традициях поздней академической живописи. Конструкция потолка сделана с очень высоким подъемом граней к центральному кругу. Комплекс сохранился в полном составе. Размер четверика «в свету»: 445х485 см. Новый иконостас появился в часовне одновременно с сооружением «неба», т.е. около 1883 г. Иконостас двухъярусной конструкции с заворотами на северную и южную стены. Иконы первого яруса разделены круглыми колоннами на базах. В основании – подзоры с простыми филенками. Конструкция окрашена в желтый, синий и красный цвета.

http://sobory.ru/article/?object=11233

Валерий Васильевич Хатюшин , главный редактор журнала «Молодая гвардия» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 46. Потомок подданных Императора Николая II Вот и славненько,ты родного отца Батыем называешь?Можно ещё одним немецким словом твоего отца Батыя назвать,например Мамай!Так,что у тебя отец Батый Мамаевич!А ты,значит Батыр?Батыр-Батый-Мамай и прочие твои звания.Чисто немецкие.Типа,как по идишу-средненемецкому диалекту! 45. Сейчас...может быть только одна государственная идеология. И заключается она в сохранении, в отстаивании, в государственном провозглашении национальных интересов русского народа. А прямее, точнее и проще говоря — в государственном сбережении русской нации. Никакая другая идеология в настоящее время Россию не спасет и не сохранит в качестве великой Державы. Это возможно только при увеличении роли Православия - везде - в органах власти, в образовании, культуре.... 44. Ответ на 41, Русский Иван: А как в переводе с тюркского " орден " ?, " орднунг " ? 43. Ответ на 41, Русский Иван: Орда в переводе с тюркского,армия или войско.Поэтому везде были колхозы " Кызыл Орда " .Что значит Красная Армия. Вот безграмоть. Орда - русское слово, от немецкого орднунг, что значит порядок. Поэтому колхозы назывались " Красный порядок " . Имя Батый - тоже русское, от русского слова батя. Так в Красной Армии называли больших командиров - Батый (он относился к солдатам как батя). 42. Ответ на 41, Русский Иван: Орда в переводе с тюркского,армия или войско.Поэтому везде были колхозы " Кызыл Орда " .Что значит Красная Армия. Мимо тещиного дома не проеду, не пройду! То ли свистну, то ли ..., то ли угол ... ! 41. орда Орда в переводе с тюркского,армия или войско.Поэтому везде были колхозы " Кызыл Орда " .Что значит Красная Армия. 40. Ответ на 30, Константин В.: Да, в послемонгольский период, по данным ученых наблюдается упадок во всех сферах культуры - на Руси, стране городов - Гардарике, стало меньше городов, почти исчезло каменное зодчество, технологии изготовления предметов примитизировались, например была утрачена техника перегородчатой эмали, технологии обработки металлов, изготовления ювелирных украшений, огрубились и ожесточились нравы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/15/ed...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010