Новочеркасск. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященский храм /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1891 и 1893. Год утраты:Не установлен. Архитектор: А.С. Каминский Адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, ул. Красный спуск, 4 (угол ул. Красный спуск и пер. Путиловский) Координаты: 47.407446, 40.115641 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 17 октября 1888 года на Курско-Харьковской железной дороге потерпел крушение царский поезд, в котором ехала семья Императора Александра III. Царский трапезный вагон, в котором во время крушения находилась вся семья императора, при крушении разлетелся на куски. Но никто из них не пострадал. Это событие и стало причиной выражения верноподданнических чувств со стороны многих россиян, в т.ч. Донцов. В частности, в Новочеркасске возникла мысль об увековечивании знаменательного события спасения царской семьи от возможной гибели сооружением «благолепной часовни на Крещенском спуске (ныне Красный спуск), недалеко от вокзала Новочеркасской железнодорожной станции. Именно здесь, из царской комнаты в ж/д вокзале начинались въезды Императорских особ в Новочеркасск и заканчивались выезды их из города. Инициатива сооружения часовни принадлежала настоятельнице Старочеркасского Ефремовского монастыря игумении Иннокентии. К этому времени в Новочеркасске трудами игумении Иннокентии было создано на Крещенском спуске в конце 1870-х годов подворье Старочеркасского Ефремовского женского монастыря. Оно было устроено в столичном городе для упрощения связей с Донскими Архипастырями и для монахинь монастыря, которые могли здесь проживать во время длительных разливов Дона, затопляющих все вокруг монастыря в Старочеркасске.Часовню собирались построить при содействии местного благотворителя-казака, потомственного почетного гражданина Новочеркасска И.С. Кошкина и назвать ее в честь Донской иконы Божией Матери. Архиепископ Донской и Новочеркасский Макарий обратился за соответствующим разрешением в Св. Синод и через него к Императору. Высочайшее разрешение, с благодарностью за выражение верноподданнических чувств, было дано.

http://sobory.ru/article/?object=34152

Конечно, за время, когда понятие «красный угол» активно вытеснялось словосочетанием «красный уголок», во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви. У живущего в современной городской квартире православного христианина нередко возникают вопросы: как грамотно разместить иконы? Какие иконы необходимо иметь в доме? Должны ли иконы быть только писаными или можно использовать и репродукции? На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций. Где разместить иконы? В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, но если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери, то можно использовать южную, северную и западную стены жилища. Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. Для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой. Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений, и соединять их вместе не следует. Фото: pokrov.pro Также нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера; статуэтками, панно из различных материалов и т.п. Украшением иконостаса могут быть живые цветы, веточки вербы, а большие, отдельно висящие иконы могут, согласно традиции, обрамляться полотенцами. Не должно быть между иконами картин, репродукций картин и фотографий. Имеются в виду фотографии людей, но не цветные фотографии икон. Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, являет нам мир духовный, тогда как фотография (пусть даже человека впоследствии прославленного как святого) и картина (даже на религиозный сюжет) показывают нам мир телесный, материальный. Такие изображения в доме, конечно, должны быть, но размещать их следует в стороне от икон. Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой Земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме повествовали о предметах серьезных. Развешивались эти изображения, естественно, в стороне от божницы.

http://azbyka.ru/semya/domashnij-ikonost...

Закрыть itemscope itemtype="" > Икона в творчестве Пушкина 07.06.2011 649 Время на чтение 51 минут Александр Пушкин . Икона работы о. Зинона (Теодора) "/> Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин. Икона работы о. Зинона (Теодора) Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», т.е. комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники. Как сообщает А.П.Арапова, «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней всевидящим оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин 1996:113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском, в Болдине, в Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и позже в Лицее, во время богослужений. И позже в ссылке в Кишиневе и Одессе он по обычаям того времени регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре, который по словам сестры Пушкина Ольги «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания 1985:1,38).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Икона в творчестве Пушкина Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин. Икона работы о. Зинона (Теодора) Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», то есть комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники. Как сообщает А.П. Арапова , «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин. 1996. 113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском , Болдине, Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и потом в Лицее, во время богослужений. И позже, в ссылке в Кишиневе и Одессе, он, по обычаям того времени, регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре , который, по словам сестры Пушкина Ольги, «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания. 1985. 1: 38). В монастыре находились две чудотворные иконы — Одигитрия и Умиление. Явление первой иконы произошло следующим образом.

http://pravoslavie.ru/46917.html

составитель О.А. Платонов Г Гавриил благовест (Гавриил) Народное название дня Собора архистратига Гавриила, возвестившего благую весть о рождении Спасителя, 26 марта/8 апр. По русским поверьям, в этот день сам архангел Гавриил заходит в крестьянские дома и выполняет их заветные желания, докладывая о них самому Богу. В это время полагалось заниматься ремонтом и уборкой зимней конской сбруи. Гаврилов день (Гавриил, Гаврил) Народное название дня архангела Гавриила, 13/26 июля. В этот день в средней полосе Руси поспевала рожь. Начинались зажинки. Первый сноп, сжатый старшей в семье женщиной, украшали лентами, с песнями уносили домой и ставили в красный угол под иконы. В этот день наблюдали, не появится ли золотое сияние, сходящее на землю. По убеждению крестьян, такое сияние – знак архангела Гавриила, его крылья. Земледельцы на уборке ржи твердили, что их просьба, обращенная к Пресвятой Богородице, дошла, и она посылает им в подмогу архангела Гавриила. «Он крыльями машет, зарей полыхает, силу крестьянину прибавляет, с жатвой управиться помогает». Гадание Древний языческий ритуал, направленный на установление связи с потусторонними силами в целях предсказания будущего. Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) свидетельствовал, что склавины и анты совершали гадание во время жертвоприношения богам. Остатки этого языческого ритуала просуществовали в России вплоть до н. XX в. Так, на Святках вынимали из-под блюда вещи, имеющие символическое значение, пели подблюдные песни, прятали кольца, затем кликали прохожих, спрашивая их имена, приносили петуха или курицу и смотрели, какую из кучек разложенных предметов (золотые и серебряные монеты, хлеб, серьги, др. вещи) они начнут клевать. Многие из гаданий были основаны на древних суевериях: таково ожидание суженого перед зеркалом, связанное с учением черной магии о призывании души умершего, или гадание у сарая, при котором прислушивались к тому, что хрюкнет или прошепчет свинья, гадание, связанное с верой в мистические, нечистые свойства этого животного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 11. Отверзающееся око Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта 1 Тот, кто жил и наблюдал, тот, наверное, заметил, как трудно бывает нерелигиозному человеку понять жизнь религиозной души. Ему все кажется, что верующему где-то «изменяет его ум» и «трезвость суждений», что он как будто покидает «главную» и «важную» дорогу жизни, впадает в какие-то «предрассудки» и «суеверия» или включает в свой жизненный опыт такие необычные соображения, «элементы» и «факторы», для признания которых нерелигиозный человек решительно не видит никаких оснований. Что ею беспокоит или прямо раздражает, это то обстоятельство, что верующий человек притязает на какое-то особое измерение, в котором он живет и познает, на какое-то не-повседневное созерцание и видение, на иной и притом лучший опыт. Психологически это беспокойство и раздражение вполне понятны: «я не вижу, а он видит; значит мне чего-то не хватает, а он превозносится надо мной»... Это прощается нелегко; и религиозные люди всегда должны заботиться о том, чтобы не ранить других своим преимуществом. Ибо это преимущество есть не иллюзия, а действительность. Измерение, в котором они живут, есть духовное измерение; созерцание, которое им свойственно, есть сердечное созерцание духовного Предмета; иной опыт, который они в себе вынашивают, растят и берегут, есть религиозный опыт общения с Богом, т.е. с высшей и совершенной силой. Чем религиознее человек, тем увереннее он включает этот опыт в свое жизненное понимание и делание. Надо прямо признать и установить, что настоящая, подлинная религиозность, которая, собственно говоря, только и заслуживает этого именования и является для всякой незрелой и неполной «религиозности» образцом, - есть состояние душевно- и духовно-цельное, есть целостная жизнь, направленная к Богу, пребывающая в Его свете и во всех своих жизненных делах, исходящая из Его созерцания. Настоящая религиозность не только ведет в храм; и не только имеет «красный угол» в комнате и в душе. Она есть жизнь, сама жизнь, подлинная жизнь; она есть Главное в жизни, такое Главное, которое господствует в ней и ведет ее. Она есть не только «метод», восходящий и возводящий к Богу, но «метод» (т.е. путь) с Богом через жизнь. И именно потому так трудно бывает суще-религиозному человеку не беспокоить и не раздражать собой нерелигиозного или противорелигиозного безбожника: ибо безбожник почти каждым жизненным шагом своим отрицает и попирает то, что религиозный человек в каждом жизненном деянии своем любит, созерцает и осуществляет как главное.

http://sedmitza.ru/lib/text/432224/

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Старый Матвей Иванович проснулся рано. За запотевшими окнами еще стояла густая темень, но кое-где, пред-вещая рассвет, уже пели петухи и было слышно, как озябшая за ночь собака во дворе гремела цепью. Старик опустил ноги на пол и, сидя на краю кро-вати, долго, надсадно ка-шлял, пока не свернул из газеты самокрутку с ма-хоркой и, закурив, успо-коился, пуская из ноздрей струи табачного дыма. В избе было тепло от хорошо державшей жар русской печки, и слышно было, как за отставшими обоями шуршат мыши, и за печью старательно верещит сверчок. Натянув ватные, с обвисшим задом штаны, рубаху и шлепая разношенными туфлями, старик пошел умываться в сени. В сенях он зажег керосиновую лампу, так как по случаю горба-чевской перестройки в деревне началась разруха и электри-чество отключилось. По правде сказать, в деревне жилых-то домов было всего три, а остальные стояли пустые с заколочен-ными досками окнами. Вытираясь домотканым полотенцем, старик вышел на крыльцо, вдохнул холодный, с запахом прелого листа воздух и посмотрел на восток, где уже занимался рассвет. Оглашая окрестности жалобными кликами, из-за леса, быстро махая крыльями, летели дикие гуси. Дворовый пес, посаженный на длинную цепь, подбежал к крыльцу и, вертя хвостом, при-ветствовал хозяина. Старик вздохнул и подумал, что вот уже целый месяц ему приходится хозяйничать одному по случаю отъезда старухи в город к дочери. С календаря чередой слетали белые листы, а с деревьев золотые, багряные и пожухлые листья осени. От утренних заморозков как-то сразу полегли травы и на черной грязной дороге под са-погом хрустели белые льдинки. Старик вернулся в избу, и с по-рога его сразу обдало теплым избяным духом сухого мочального лыка и крепкого махорочного дыма. Он встал в красный угол, заставленный иконами правильного старинного письма,затеплил зеленую лампадку и для начала положил три поясных поклона с краткой молитвой мытаря: " Боже, милостив буди мне грешному, создавый мя Господи и помилуй мя " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2080...

На высоких холмах стоит Киев-город. В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы. С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи... Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот. За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров - быков рогатых, и мелкого зверя видимо-невидимо. А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка: Налетали из них на русские сёла кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон. Чтобы беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей. А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович - всё в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор - отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать. Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне - гостиной горнице - для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, мёду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны. Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нём, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую... Зато в чёрных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги - о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1948...

О.В. Губарева Открытия XX века «Образ вида Твоего чту…» 147 К началу XX века в иконах народ в основном видел Богородицу как «милостивую подательницу» и «скорую помощницу». Ей молились в ожидании чуда. Поверье в то, что тот или иной образ Божией Матери подаёт совершенно определенную помощь, поддерживалось выпуском различных дешёвых брошюр. В благочестивых домах знаменитые образы Божией Матери и великих святых развешиваются встык и занимают теперь не только «красный угол», а целые стены. Неудивительно, что на списки с чудотворных икон резко возрастает спрос. Всё это в корне меняет систему иконописного промысла, в котором творчество уже подчиняется законам рынка. Не новые богословские идеи, а вкус закачка и цена нередко определяют теперь облик икон. В народе покупают дешёвые образки простого письма 148 , а в светски образованном обществе предпочитают живописные произведения большого стиля: барокко, рококо, классицизма, модерна и т.д. Уровень иконописного искусства в это время заметно снижается, а иконописание превращается в обыкновенное ремесло. Иконы начинают производить сериями, артельно. Появляются даже «подокладные» образа, на которых писали только видимые в прорезях оклада лики и руки. Распространяются и так называемые иконы «краснушки», выполненные в две-три краски. Но даже в самом примитивном виде такое производство все-таки удерживало внешние признаки канона. Однако и оно в связи с появлением ещё более дешёвой фабричной печатной продукции было обречено на исчезновение. Параллельно с процессом упадка иконописи происходило постепенное воцерковление значительной части образованного общества. Развитие православной философской мысли, серьёзное изучение святоотеческого наследия, восстановление преподобножительства и живая народная вера – всё это служило серьезным основанием для возрождения православной культуры Образа. На фоне общего представления о допетровской Руси как лишённой всякого просвещения, науки и искусства 149 в славянофильской среде возникает интерес к старине. Но в силу объективных причин этот интерес носил историко-археологический характер. Древнерусская иконопись ещё не воспринималась в целостности, ведь она оставалась закрытой: примерно раз в столетие из-за потемнения олифы образы прописывались заново, и к XVIII веку их подлинный лик совершенно забыт. Не существовало и древних описаний икон. Многократно правленная живопись стала откровенно некрасивой, и никто не помышлял о её художественных достоинствах, поэтому даже древние иконы выводили за рамки искусства. Мерилом духовной красоты являлась «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 26  голосов:  4.2 из  5) Птицы небесные Старый Матвей Иванович проснулся рано. За запотевшими окнами еще стояла густая темень, но кое-где, предвещая рассвет, уже пели петухи и было слышно, как озябшая за ночь собака во дворе гремела цепью. Старик опустил ноги на пол и, сидя на краю кровати, долго, надсадно кашлял, пока не свернул из газеты самокрутку с махоркой и, закурив, успокоился, пуская из ноздрей струи табачного дыма.В избе было тепло от хорошо державшей жар русской печки, и слышно было, как за отставшими обоями шуршат мыши, и за печью старательно верещит сверчок. Натянув ватные, с обвисшим задом штаны, рубаху и шлепая разношенными туфлями, старик пошел умываться в сени. В сенях он зажег керосиновую лампу, так как по случаю горбачевской перестройки в деревне началась разруха и электричество отключилось. По правде сказать, в деревне жилых-то домов было всего три, а остальные стояли пустые с заколоченными досками окнами. Вытираясь домотканым полотенцем, старик вышел на крыльцо, вдохнул холодный, с запахом прелого листа воздух и посмотрел на восток, где уже занимался рассвет. Оглашая окрестности жалобными кликами, из-за леса, быстро махая крыльями, летели дикие гуси. Дворовый пес, посаженный на длинную цепь, подбежал к крыльцу и, вертя хвостом, приветствовал хозяина. Старик вздохнул и подумал, что вот уже целый месяц ему приходится хозяйничать одному по случаю отъезда старухи в город к дочери. С календаря чередой слетали белые листы, а с деревьев золотые, багряные и пожухлые листья осени. От утренних заморозков как-то сразу полегли травы и на черной грязной дороге под сапогом хрустели белые льдинки. Старик вернулся в избу, и с порога его сразу обдало теплым избяным духом сухого мочального лыка и крепкого махорочного дыма. Он встал в красный угол, заставленный иконами правильного старинного письма, затеплил зеленую лампадку и для начала положил три поясных поклона с краткой молитвой мытаря: “Боже, милостив буди мне грешному, создавый мя Господи и помилуй мя”.

http://azbyka.ru/fiction/pticy-nebesnye/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010