В этой картине, отчасти известной и нам, – не пропущена и другая черта: молодые новаторы, ища опоры и почвы для проведения своих идей, идут к невежественной толпе, „в народ“, чтобы там найти силу сломить устойчивость государственного устройства и последствием этой проповеди разрушения является то, что: „простолюдин будет нагло превозноситься над вельможею“. Но в самом обществе наступает реакция против анархии. 6 . Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею. 7 . А он с клятвою скажет: не могу исцелить (ран общества) 296 , и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа. В настоящих двух стихах изображено возмущение здравого смысла народа против отроческих безумий. Народ сердцем чувствует ложь, прикрытую фразами любви к народу. Он страдает теперь не от насилия знатных и богатых, а от отсутствия всякой правды, всякого порядка и благочиния; и потому он ищет вождя, который мог бы сплотить около себя разрозненных здравосмыслящих членов общества, которое характерно и резко названо развалинами: „да будут эти развалины под рукою твоею“. Мы не раз говорили, что человек очень часто забывает, что не он, а Бог управляет миром. Человеку на земле предоставлено слышать слово Божие. Если он всею душею старается исполнить повеления Божия, для блага его же данные, то он творит дела благие, и Господь благословляет его, и благословляет тот народ, который хочет идти по путям Господним. Но никто не в праве навязывать другим свои мысли и даже толкования слова Божия насилием; самое насилие есть доказательство, что употребляющий его не послан Богом. Правда Божия подобно семени западает в сердце и растет 297 и приносит плод. Не насилием, а кротостью и смирением Христианство овладело миром. Поэтому деятельность новаторов, хотя и прикрывающаяся громкими словами сочувствия к нуждам народа, но проповедующая насилие и насильственное изменение существующего строя жизни, есть деятельность преступная; и народ понимает, что перед ним ложные пророки и возмущается против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Ночь прошла, а день приблизился». Апостол Павел употребляет очень содержательный образ, открывающий великий простор для толкований. «День приблизился», ибо над неправедной землей взошло Солнце Правды – Христос. Закончилась ночь – время ожидания Спасителя. Или: приближение дня есть появление нового типа человека, просвещенного светом истины. Имя ему – христианин. Человек ветхий должен отойти в прошлое вместе с рассеивающейся ночной тьмой. Как неудобно в светлое время суток носить ночную одежду, так и нельзя сейчас, во время новозаветное, жить по желаниям и мыслям человека ветхого. Днем не должно быть никакой тьмы. Солнце Правды взошло, и теперь все другое. Поэтому апостол говорит дальше так: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». Смысл этой фразы замечательно раскрывает свт. Феофан Затворник: «Грехи суть темные дела, потому что во тьме творятся и в тьму погружают творящего их, в тьму неведения, ослепления, страстности и плотяности чувственной. Добродетели же суть оружие света, потому что каждая добродетель, утверждаясь в сердце, поражает противоположную страсть греховную, которая иначе и поражена быть не может, как сею противоположною ей добродетелию. Добродетель поставляет человека в светлое состояние» (Толк. на Рим. 13 гл.). Вот оружие христианина, воюющего «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12)! Оружие добродетели предлагает нам Священное Писание! Не сталь клинка и не рукоять пистолета, но христианские дела, соединенные с духом сокрушенным и смиренным. Имеющий такое оружие воюет уже не человеческой силой, но Божией. «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». В связи с этими стихами вспоминается замечательный случай. Много лет назад жил на свете один молодой человек. Он был крещен, но прожигал жизнь в пороках и разврате.

http://pravoslavie.ru/110802.html

Они так рассуждали: если Он скажет, – Я это делаю Своей властью, то можно будет оклеветать Его, как самозванца; а если скажет, – Я творю это Божественной властью, то потребовать от Него доказательств Божественного посланничества, а не представит, то обвинить Его в богохульстве. «Хотя Христос, – замечает святитель Златоуст, – ничего не сделал, что показывало бы гордость, а только установил благочиние в храме, но не имея ничего сказать против Него, Иудеи и в этом Его укоряют. Впрочем, по причине чудес, совершенных Им вчера во храме, они не посмели укорять Его в то время, когда Он изгнал торжников из храма, но укоряют уже после, когда увидели Его». Нет сомнения, что весь окружавший народ с глубоким вниманием ожидал, что скажет им в ответ великий Учитель Чудотворец. Господь выслушал, но не ответил прямо. Он дал им понять, что если бы они действительно нелицемерно хотели знать о Его власти, то давно бы уже знали, и не спрашивали Его Самого. ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: СПРОШУ И Я ВАС ОБ ОДНОМ; ЕСЛИ О ТОМ СКАЖЕТЕ МНЕ , если вы дадите Мне прямой ответ,  ТО И Я ВАМ СКАЖУ, КАКОЮ ВЛАСТЬЮ ЭТО ДЕЛАЮ . Книжники молчали, показывая согласие. У них самих было в обычае отвечать на вопрос вопросом же, и это служило даже к чести того, кто отвечал таким образом. И Господь продолжал: как вы думаете,  КРЕЩЕНИЕ ИОАННОВО , а равно и все служение Его,  ОТКУДА БЫЛО: С НЕБЕС , от Бога,  ИЛИ ОТ ЧЕЛОВЕКОВ , человеческое изобретение? Богом ли послан Иоанн на свое служение, или он простой человек и сам себя выдавал за посланника Божия, т.е. обольщал народ? Отклонить этот вопрос не было возможности; напротив, нельзя было найти другого вопроса, столь близкого к делу. Если бы синедрион признал Иоанна за истинного пророка Божия, то незачем было бы ему исследовать и об Иисусе: Мессия ли Он и какой властью Он действует. Иоанн давно провозгласил, в присутствии, может быть, тех же членов синедриона, которые были посланы и к нему, на Иордан, как теперь посланы к Иисусу, что Иисус есть Агнец Божий, вземлющий грехи мира, что Он есть грядущий свыше, Сущий над всеми, Сын Божий, у Которого Иоанн не достоин быть последним слугой. Таким образом, в вопросе Господа книжникам относительно крещения Иоаннова неприметно, но всецело уже заключался и ответ на их вопрос: кто Сам Он и какой властью действует. Господь как бы так говорит им: рассудите сами, кто Я. Вы знаете, что говорил обо Мне Иоанн, и Я, действительно, Тот, за кого Меня признавал Иоанн: итак, если вы верите Иоанну, как пророку Божию, то сами должны знать, кто Я; а если ему не верите, то, конечно, и Мне не поверите. Книжники хорошо поняли смысл слов Господних; они сразу почувствовали, что сами попали в то безвыходное положение, в какое хотели поставить Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Во все времена Православная Церковь переживала испытания и трудности. Преодоление их во многом зависит от тех, кого «Дух Святой поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20, 28), и кому дан пример Доброго Пастыря, полагающего жизнь Свою за овец. Отчетливо понимая, сколь великой должна быть для воплощения этого евангельского идеала степень самоотречения и самопожертвования, я вновь возлагаю надежды на Бога и святых. Особое упование я возлагаю на заступничество Царицы Небесной. Она никогда не оставляла меня Своим Материнским покровом, являя великие милости особенно через Свой чудотворный образ «Дубенский». Верю, что и ныне Она укрепит и наставит меня в предстоящем святительском служении. Надеюсь также и на молитвы тех, кто на протяжении многих лет были моими духовными наставниками, были и остаются примером человечности и христианской любви. Все то светлое и доброе, чем щедро делились они со мною, надеюсь, умножит во мне силы нести нелегкий крест архипастырства, чтобы не посрамить доверие, оказанное мне Святой Церковью. В этот день хочу поблагодарить моих родителей. Их глубокая добросовестность и трудолюбие, простота и нелицемерие научили меня прислушиваться к голосу совести, что и помогло мне прийти к Богу. Невольно в этот день вспоминаются слова, сказанные пророку Иеремии: «... прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя...» (Иер. 1, 5). С самого раннего возраста, сколько помню себя, я всегда испытывал любовь и непреодолимое влечение к Церкви и ощущал управляющую мной десницу Божию. Я с величайшей благодарностью и умилением возношу молитвы о упокоении приснопамятной игуменьи Красногорского Золотоношского монастыря матушке Августе. Ее духовной опекой: молитвами, кроткими и мудрыми наставлениями, примером смиренного несения монашеского креста я многие годы был руководим на стези монашеской жизни. С благодарностью Богу вспоминаю время, проведенное в обители преподобного Аввы Сергия и в стенах Московских духовных школ .

http://patriarchia.ru/db/text/256158.htm...

Среди знаменитых учителей и пастырей Церкви мы находим образованнейших людей своего времени. Произведения святых Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Василия Великого и др. пестрят выдержками из самых разнообразных писаний, как духовных, так и светских, включая дохристианских и языческих авторов. Среди распространенных заблуждений о сущности христианства одним из самых опасных, бесспорно, является представление его как религии простаков, невежественных, неспособных к образованию и потому отвергающих его людей. Подобную хулу еще на заре церковной истории высказывали такие враги христианства, как философ Цельс (II в.) и император Юлиан Отступник (331–363). К великому сожалению, в более поздние периоды люди, преданные христианству, из ложно понятого благочестия, ради охранения его чистоты, шли на упрощение и тем самым на омрачение Божественного учения. Символично, что к яслям, в которые был положен Богомладенец, вочеловечившийся Логос, пришли на поклонение не одни непросвещенные пастухи, но и преисполненные мудростью, ищущие истинного Бога восточные волхвы. С одной стороны, Спаситель призвал первыми простых рыбаков и сделал их Своими учениками, но с другой – в числе апостолов, более всех распространивших христианство , был Павел, образованнейший человек своего времени. В христианстве очень рано выявились такие выдающиеся мыслители и апологеты, как святой мученик Иустин Философ (нач. II в. – 166), Афинагор († 311), Климент Александрийский (III в. – 217), не говоря уже о плеяде вселенских учителей и пастырей золотого века истории Церкви. Следует напомнить, что апостол Павел, автор трех пастырских посланий, ставил своим ученикам целый ряд требований и указаний для надлежащего приготовления и отбора тех, кто ищет посвящения в пастыри духовного стада. Апостол предостерегает: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ); высказывает требования желающим быть посвященными в сан епископа-пресвитера: Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив... и таких надо прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения ( 1Тим.3:2–3,10 ). Священнослужитель должен постоянно увещевать и обличать со всякой властью, чтобы никто не пренебрегал им ( Тит.2:15 ). Занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании... Вникай в себя и учение; занимайся сим постоянно... ( 1Тим.4:13,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прелесть может выражаться в излишней душевной ревности, когда кто-то поучает других в том, что им может быть полезно для их спасения. Снаружи это может выглядеть очень благочестивым, ревностью по Богу и Церкви, но изнутри оно опять-таки исполнено самомнения и гордости. Снова процитируем Игнатий Брянчанинова. Прелестная ревность «заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами». Как сказал Исаак Сирин, истинная Божественная ревность будет побуждать не к осуждению ближних , а к молчанию и смирению перед ними, к любви к ним, к милованию их, к соболезнованию о них. «Божественная ревность есть огнь, но не разгорячающий крови». Попросту говоря, прелесть заключается во мнении, что ты лучше, чем другие люди. Поэтому она и угрожает всем, не только подвижникам и аскетам. Ее главный источник – гордость. Прелестные ощущения льстят человеческому самомнению и тщеславию , прельщают человека. Ведь при желании всегда найдутся веские причины считать себя правым, умным и добрым. Однако, как говорил Феофан Затворник, «сам  дрянь дрянью, а все твердит: “Несмь якоже прочии человецы”». Особенно впадение в прелесть угрожает тем, кто действительно совершил добрые дела и поэтому вроде бы даже и имеет формальные основания считать себя лучше других. Парадоксальным образом христианскому идеалу более соответствует кающийся грешник, чем тот, кто не совершает видимых грехов и поэтому уверен в своей праведности. Иллюстрирует эту мысль известная евангельская притча о мытаре и фарисее, находящимся в прелести. Последний благодарил Бога за то, что он лучше, чем стоящий рядом мытарь. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18. 11–14).

http://foma.ru/prelest-obman-bluzhdanie....

1) Итак, прежде всего, прошу совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех человеков: 2) за царей и за всех занимающих высокое положение, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3) ибо это хорошо и благоприятно пред Спасителем нашим Богом, 4) Который хочет, чтобы все люди были спасены и к познанию истины пришли. 5) Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, 6) предавший Самого Себя для искупления всех, [во] свидетельство в свое время; 7) для чего я поставлен проповедником и Апостолом (истину говорю, не лгу), учителем язычников в вере и истине. 8) Итак, я хочу, чтобы мужчины молились на всяком месте, воздевая чистые руки без гнева и прения; 9) подобным образом и женщины, в приличном одеянии, со стыдливостью и трезвением украшали себя, и не завиванием волос, или золотом, или жемчужинами, или одеждою многоценною, 10) но как подобает женщинам, давшим обет благочестия, посредством добрых дел. 11) Женщина да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12) учить же женщине не позволяю, ни властвовать над мужчиной, но быть в безмолвии. 13) Ибо прежде образован Адам, потом Ева; 14) и не Адам прельщен; женщина же, прельстившись, была в двуличии. 15) Спасется же через чадородие, если пребудет в вере, и любви, и в освящении с трезвением. Глава III 1) Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2) Итак, подобает епископу быть непорочным, одной жены мужу, трезвенником, благоразумным, благочинным, стыдливым, гостеприимным, учительным, 3) не винопийце, не бийце, но скромным, не сварливым, не алчным, но 4) хорошо управляющим домом своим; чад имеющим в послушании со всякою чистотой. 5) Если же кто не умеет управлять собственным домом, каким образом будет он иметь попечение о Церкви Божией? 6) Не новообращенный, чтобы, возгордившись, не подпал он под суд дьявола. 7) Надлежит же ему иметь и доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть дьявольскую. 8) Диаконы подобным образом должны быть честны, не двуязычны, не сильно преданы вину, не гоняющиеся за постыдной наживой, 9) содержащие таинство веры в чистой совести. 10) И они также сперва да подвергнутся испытанию, и так да служат, не имея никакого преступления/да будут допущены к служению, если не имеют никакого преступления/. 11) Подобным образом и женщины должны быть стыдливы, не клеветницы, трезвы, верны во всем. 12) Диаконы да будут мужья одной жены, хорошо управляющие детьми и домами своими. 13) Ибо хорошо служившие приобретают себе степень добрую и великое дерзновение в вере, что во Христа Иисуса. 14) Сие пишу тебе, надеясь, что я приду к тебе вскоре, 15) чтобы, если же замедлю, ты знал, каким образом должно себя вести в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. 16) И явно – великая благочестия тайна: которая явилась во плоти, оправдана в Духе, показалась Ангелам, проповедана в народах, принята верою в мире, взята [на небо] во славе. Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но этот упрек совершенно безоснователен и неприменим ко всему Православию, которое исполнено светом Преображения и Воскресения. С этической стороны Православие может быть определено как душевное здоровье и равновесие, для которого при всей трагической серьезности, свойственной «царству не от мира сего», остается место и для оптимистического, жизнерадостного отношения к жизни и в пределах земного существования. Монашество не единственный и, во всяком случае, далеко не всегда труднейший образ исполнения заповедей Христовых, и это становится очевидным, если мы обратим внимание на состав святых, прославляемых Православной Церковью; здесь наряду с подвижниками монашеского аскетизма мы встречаем и мирских деятелей: благочестивых воинов, царей и князей, благочестивых жен и матерей. Это прямо свидетельствует об известной равноценности разных путей. Каждый православный должен быть монахом-аскетом в сердце своем. И если можно говорить о монашестве как о необходимом для всякого православного христианина, то это относится лишь ко внутреннему самоотречению ради Христа, Которого надо возлюбить больше всего в мире и больше своей собственной жизни. Этим отвергается языческое погружение в мир, безраздельное и безграничное, и устанавливается необходимость аскетического противоборства ему, при котором имущие должны быть, по слову апостола Павла, как неимущие. Это есть хождение пред Богом, прохождение своего пути жизни с мыслью о Боге, с чувством ответственности перед Ним, в непрестанной проверке своей совести. Работа над внутренним человеком называется иногда в православной аскетике «духовным художеством», то есть приравнивается к искусству. Любовь ко Христу является внутренней во всех своих проявлениях. И этим устанавливается особый образ аскетического приятия этого мира и его жизни, духовного труда и творчества в нем. Не осуждаются и не упраздняются никакие области жизни как таковые. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом ( 1Кор. 7:24 ), –пишет апостол Павел и завершает это поучение словами! Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения ( 1Кор. 7:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако как теперь, так и в дальнейшем не уклоняйся от глубокого христианского осознания своего недостоинства, ибо и с архиерейским жезлом в руке твоей ты продолжаешь оставаться монахом, чей жизненный подвиг определяют молитва и труд, любовь и самоотвержение, ревность по Бозе и непамятозлобие. Во всецелом согласии с научением Апостола, всегда «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), пребывай «святым, непричастным злу, непорочным, отделённым от грешников» (Евр. 7:26), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Ныне Господь призвал тебя к архиерейскому служению словно бы в увенчание твоих предшествующих трудов в ограде церковной, без перерыва продолжающихся на протяжении последних сорока лет, начиная с твоего первого послушания псаломщика в московском храме и позже корректора в «Журнале Московской Патриархии». Будучи впоследствии наместником монастыря и благочинным ряда монастырей и монастырских подворий, руководителем епархиального Отдела благоустройства и социального служения и преподавателем кафедры теологии Тверского государственного университета, ты приобрел на столь различных поприщах церковного служения необходимый опыт, который будет насущно необходим тебе в новом архиерейском делании. Почитай же главным своим делом заботу о спасении и о нравственном преображении народа Божия. Памятуй о том, что повседневная жизнь многих людей в российской глубинке продолжает быть трудной и горестной, так что для обездоленных, немощных, болящих и одиноких наших братьев и сестер поддержка со стороны Православной Церкви подчас остается последней и единственной реальной надеждой. Не забывай и о том, что наша нынешняя юная паства есть завтрашний день Русского Православия, и потому от успеха молодежной работы в Церкви напрямую зависят и грядущий образ отеческой веры, и будущее Отечества. Наконец, архипастырь Церкви во все времена призывался к тому, чтобы быть готовым «в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:7) твердо противостать всем разрушительным и душевредным поветриям, всем ложным учениям и соблазнительным обманам своей эпохи, губящим овец стада Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/1628324.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010