Не только невнимательность правителей, но гораздо более наши проступки навлекают на нас бедствия. Итак каждый, приходящий сюда, пусть помышляет о собственных грехах, а не обвиняет других, и таким образом с надлежащим благочинием пусть возносит настоящее славословие. А требуемое от нас благочиние состоит в том, чтобы, во-первых, приступать к Богу с сердцем сокрушенным, потом выражать такое расположение сердца и внешним видом, стоянием, благопристойным положением рук, кротким и сдержанным голосом. Это легко и возможно для всякого желающего. Как же это может быть исполнено всеми? Поставим для себя законом и скажем: предписана общеполезная заповедь, и все мы должны участвовать в этой пользе. Потому прекратим беспорядочные вопли и исправим положение рук, слагая их при возношении к Богу, а не поднимая непристойными движениями. Этого не любит и отвращается Бог, как Он любит и приемлет человека кроткого. «А вот на кого Я призрю, — говорит Он, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2)? Скажем друг другу: Бог не хочет, чтобы мы беседовали с Ним и вместе разговаривали между собою, чтобы, оставив беседу с Ним, вели разговоры о предметах настоящих и грязью оскверняли жемчужины. Он считает это обидою для Себя, а не славословием. Если же кто станет нарушать эту заповедь, то мы будем заграждать ему уста, преследовать его, как врага нашего спасения, и выгонять его вон из ограды святой церкви. Поступая таким образом, мы легко загладим прежние грехи свои, и сам Господь будет ликовать среди нас со святыми ангелами и раздавать каждому венцы за благочиние. Он человеколюбив и щедр и радуется нашему спасению; потому, услаждаясь нашими добрыми делами, Он обещал царство небесное и участие в жизни вечной и уготовал все блага, желая, чтобы мы наследовали их; чего да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу подобает слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Беседа 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Не довольно быть святой телом, но должно быть таковой и по духу, ибо в этом, то есть в чистоте души, состоит истинное девство. На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе. Сверх сего, обрати внимание и на то, что та не дева, которая печется о мире. Посему, когда увидишь женщину, которая выдает себя за деву, а между тем печется о мирском, то знай, что она нисколько не отличается от замужней. Павел для обеих положил определенные признаки, по которым можно распознавать их, — не брак и воздержание, но, с одной стороны, большую и беспокойную деятельность, а с другой — спокойное занятие своими делами. Следовательно, та не дева, которая обременяет себя множеством суетных занятий. А замужняя продолжает заботиться о том, как угодить мужу, и потому прилагает особенное попечение о своей красоте, или, чтобы почитали ее доброй хозяйкой, показывает себя нерасточительной и бережливой. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы. Я беседовал, говорит, о девстве, зная, что это состояние полезно для вас, так как оно свободно от печали и забот, и доставляет душе больше выгод; не для того беседовал об этом, чтобы принудить вас против вашей воли оставаться в девстве, (ибо узами назвал принуждение). Но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Для того, говорит, чтобы вы жили благоприлично и в чистоте; ибо что может быть благоприличнее и чище девства? И для того еще, чтобы вы, будучи свободны от неприятностей брака, без развлечения служили Господу и предстояли Ему всегда, возложив на Него все свои заботы (1Петр.5:7).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Толкование. Десятая заповедь есть совершенное изъяснение предыдущих заповедей, и она требует не только не делать зла, но и сердцем его не желать. Все эти вышеперечисленные заповеди утверждаются на двух основаниях: на любви к Богу и любви к ближнему. Первые четыре учат о любви к Богу. Другие шесть – о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку. Любовь к Богу в таких словах заключил Христос, Сын Божий: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф 22:37); любовь к ближнему – в следующих словах: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:39). И добавил: На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.   Поучение святого Василия Великого к отрокам «Иметь чистоту душевную, бесстрастие телесное, поступь кроткую, голос умеренный, слово благочинное, пищу и питие благочинное, при старших хранить молчание, при мудрейших внимание, к начальникам иметь повиновение, к равным себе и меньшим – любовь нелицемерную; от злых, и страстных, и любящих плоть отлучаться, мало говорить, много же думать, не быть безрассудным в слове, не избыточествовать в беседе; не быть дерзостным на смех, украшаться стыдливостью, с женами нечестными не беседовать, зрение устремлять вниз, в землю, душу же – на небо, избегать прекословия, не искать учительского сана, честь мира сего вменять ни во что. Если же кто благо на пользу другим сотворит, да ожидает награды и вечного воздаяния от Христа Иисуса, Господа нашего»  . Описанная обязанность родителей по отношению к детям касается и тех, кто носит отеческое имя, например, Монархов, пастырей духовных, епископов, настоятелей монастырских, священников, учителей, правителей, господ и прочих, которым от Бога поручено управление другими и какое-нибудь смотрение. 1766 год. Должность священническая   О семи святых Таинствах Краткое известие, которое каждый священник должен всю свою жизнь на память знать и разуметь   Вопрос. Что такое Таинство? Ответ. Таинство – это служение, которое под неким зримым видом приносит в душу верного незримую благодать Божию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Целомудрен. Целомудрен. То есть поступать во всем благоразумно. Благочинен, честен (κσμον) [ 3 ]. То есть поступать во всем благоразумно. Благочинен, честен (κσμον) [ 3 ]. То есть благолепно-честен. Страннолюбив. Страннолюбив. Ибо если он к одним только местным жителям приветлив, радушен и милостив, то пристрастен. Но ему следует к странникам быть еще более щедрым; ибо это очевиднее свидетельствует о его братолюбии. Учителен. Учителен. Указанные пред сим качества требуют и от подчиненных, но более всего они должны принадлежать епископу. Не пьяница. Не пьяница. Не о том говорит здесь апостол, кто упивается вином, но о бранчивом и заносчивом. Не бийца. Не бийца. Здесь идет речь не о тех, которые бьют руками, но о тех, которые безвременно возмущают совесть братии. Не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Научает, как можно быть не пьяницей и не бийцей. Кто кроток, тот не будет сварлив. Так как выше сказал, что ему должно быть страннолюбивым, то теперь прибавляет: не сребролюбив, показывая, что он будет страннолюбив, если не будет сребролюбив, и вместе научая, что под предлогом страннолюбия не должен он собирать сокровищ. Хорошо управляющий домом своим. Хорошо управляющий домом своим. Об этом говорят также и внешние писатели, что хороший домоправитель в скором времени может сделаться и хорошим правителем государства. Детей содержащий в послушании со всякою честностью. Детей содержащий в послушании со всякою честностью. В собственном доме он должен показывать пример, ибо кто поверит, что чужого покорит себе тот, кто сына своего не умел удержать в зависимости? Как сделает чужих честными, когда своим кровным попустит жить нечестно? Со всякой честностью значит — и в слове, и в деле, и в одежде, — и притом пред всеми и во всякое время. Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Чему же нам радоваться? Как провести нам Великий пост – в таком радовании? Для этого каждый христианин должен сказать себе: «Великий пост предлагает нам чудесные – и по своей красоте, и по содержательности – богослужения, глубокие покаянные песнопения. И я постараюсь их не пропустить, но напитать ими свою душу. Когда только смогу, я постараюсь быть в храме. Святая Четыредесятница есть особенное время покаяния и сокрушения о наших грехах... Я принесу Богу покаяние и сокрушение сердца моего о всех моих прежних прегрешениях... После Таинства покаяния я приступлю к Великому Пренебесному Таинству, к нему же и Ангелы желают приникнуть, – Святых Тела и Крови Христовой – для теснейшего общения со Христом Богом моим и Господом, в укрепление моих душевных и телесных сил и в жизнь вечную. Как же еще я могу с пользой провести сей Великий пост ? Я должен вести себя мирно, сосредоточенно, любовно... И, приступая к нему, прежде всего я должен простить ближнему моему все его прегрешения, чтобы и Господь, по непреложному Его слову, простил мне мои». Ведь сегодня, в Прощеное воскресенье, мы особенно вспоминаем слова, сказанные нам Господом: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф 6,14–15 ). И еще: Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой иматъ нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф 5, 23–24 ). Пусть также сегодня каждый скажет себе: «Еще я должен благочинно – как и все должно быть в святом обществе христианском, в Святой Церкви Божией, учреждении Пренебесном, не от мира сего, – провести всю святую Четыредесятницу, провести так, как учит нас в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел, говоря: наступил уже час пробудиться нам от сна. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа ( Рим 13,11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11:23). Но с Ним суть только уверовавшие. А что истинно и обратное сему, в том кто может усомниться? Впрочем «боролся... , сказано Иаков, с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его» (Быт. 32:24—25). Слышишь ли, что борьба происходила ночью? Падая же и побеждаемый, он изобличаем был в том, что искал недостижимого, решившись богоборствовать и одолеть всемогущего Бога. В этом смысле, я думаю, и божественный Давид, бряцая в гусли, говорил об израильтянах, что они ужасное нечто замышляли против своей собственной головы, чтобы не говорить мне — против Христа: «составили замыслы, но не могли [выполнить их]» (Пс. 20:12). Итак, боролся Израиль со Христом, будучи во тьме, то есть не имея ни Божественного света в уме, ни светлого дня, ни зари мысленно восходящей в сердцах верующих. Ибо он пребыл неверным и, как говорит пророк: «ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке» (Ис. 59:9). Но божественный Павел к оправданным в вере и получившим просвещение чрез Духа пишет, говоря: «все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы» (1 Сол. 5:5). А что они были выше невежества иудеев и прогнали приличествовавшую последним тьму, на это он указал, прибавив: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно» (Рим. 13:12—13). Итак, уверовавшие ходят во дни, а неверные как бы в нощи и во тьме борются со Христом. Это сделали происшедшие от Иакова, но только были побеждены, и не могут ходить прямо. Ибо «коснулся , — сказано, — боровшийся с Иаковом человек состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» (Быт. 32:25). А что мы можем узнать отсюда, о том теперь скажем. Стегно в богодухновенном Писании по большей части означает части тела, служащие к рождению детей как наконец и самое рождение их. Ибо около стегна у всех лежат детородные члены. Так и блаженный Авраам, когда посылал ближнего слугу своего в Месопотамию с целью взять Исааку жену, то велел ему клясться, так говоря: «положи руку твою под стегно мое» (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

12 А учить женщине я не позволяю, ни властвовать над мужчиной, но быть в тишине. 13 Ибо Адам был первым создан, потом — Ева. 14 И Адам не был прельщен; но женщина, быв обманута, впала в преступление. 15 Но она будет спасена чрез деторождение, если они пребудут в вере и любви и освящении с целомудрием. Глава 3 1 Верно слово: если кто к епископству стремится, доброго дела желает. 2 Епископ же должен быть безупречен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, 3 не склонен к вину, не задорен, но снисходителен, миролюбив, несребролюбив, 4 хорошо управляющий собственным домом, детей содержащий в подчинении со всяким достоинством, 5 (если же кто не знает, как у править собственный дом, как будет он заботиться о Церкви Божией?) 6 не новообращённый, чтобы, возгордившись, не подпал он под суд диавола. 7 Но нужно ему иметь и доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавола. 8 Нужно, чтобы диаконы были также с достоинством, не двоязычны, не пристрастны к вину, не искали постыдной наживы, 9 чтобы они содержали тайну веры в чистой совести. 10 Но и они пусть подвергаются предварительному испытанию, потом пусть служат, если они безупречны, 11 Нужно также, чтобы жены были с достоинством, не клеветницы, трезвы, верны во всём. 12 Диаконы пусть будут мужьями одной жены, хорошо управляющими детьми и собственными домами. 13 Ибо хорошо послужившие достигают доброго положения и великого дерзновения в вере во Христе Иисусе. 14 Это я тебе пишу, надеясь придти к тебе вскоре. 15 Если же замедлю, нужно тебе знать, как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины. 16 И признано всеми: велика — тайна благочестия: Он, Кто явлен был во плоти, оправдан был в Духе, виден был ангелами, проповедан был в народах, принят был верою в мире, вознесён был во славе. Глава 4 1 А Дух явственно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2 в лицемерии лжецов с прожженной совестью,

http://predanie.ru/book/218260-novyy-zav...

12 . Как старание и дела самого пастыря, так и людей без помощи Божией не исправляются и успеха не имеют. Поэтому пастырь должен о себе и о людях прилежно Богу молиться, дабы и ему и всем людям помог. Какими добродетелями украшен и как аккуратен должен быть пастырь, изображает апостол Павел в первом и во втором послании к Тимофею и в послании к Титу. Читай сам, и увидишь. Примечания достойно его слово: епископ (под именем епископа понимается и пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью ( 1Тим. 3, 2–4 ). О должности людей к пастырям. 1 . Так как пастырь Слово Божие говорит, то чему учит, тому внимай прилежно, христианин, и поступай таким образом. Об этом говорит апостол: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; что бы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно ( Евр. 13, 17 ). 2 . Пастырь есть Божий посланник, который от Бога к тебе посылается, и возвещает тебе путь спасения, и зовет тебя именем Божиим в вечное его Царство. Потому почитай его, как посланника Божия, возвещающего тебе великие блага и к ним тебя зовущего. Кто принимает вас, принимает Меня ( Мф. 10, 40 ), – говорит Господь. Прими же и почитай пастыря, как Христова посланника. 3 . Так как пастырь об общей пользе промышляет и как обо всех, так и о тебе печется, чтобы все вечное спасение получили, то люби его, как своего отца и благодетеля, и будь ему благодарен. Называешь ты его отцом – хорошо, ибо он рождает как всех, так и тебя, не к временной, но к вечной жизни. Ты же и люби его, как такого отца твоего. Любишь отца по плоти, тем более этого отца должен любить. 4 . Он заботится и промышляет обо всех и о тебе, не оставляй же и ты его в нужде и помогай ему в том, чего требует, и уделяй ему то, в чем испытывает недостаток, дабы он имел время об общей пользе заботиться и промышлять. Кто обо всех печется и промышляет, о том надо и всем промышлять, тогда взаимной любовью и благотворением не без успеха и общая польза будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

12) Старание и дела как самого пастыря, так и людей без помощи Божией не исправляются и успеха не имеют. Поэтому долг пастыря о себе и о людях прилежно Богу молиться, дабы и ему и всем людям помогал. Какими добродетелями должен быть украшен пастырь, и как тщателен, изображает апостол Павел в первом и во втором Послании к Тимофею и в Послании к Титу. Читай сам, и увидишь. Достойно внимания его слово: " Епископ (под именем епископа понимается и пресвитер), должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» ( 1Тим. 3:2–4 ). О должности людей к пастырям 1) Поскольку пастырь Слово Божие говорит, то, чему учит, тому прилежно внимай, христианин, и делай то. Об этом говорит апостол: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» ( Евр. 13:17 ). 2) Пастырь есть Божий посланник, который от Бога к тебе посылается, и возвещает тебе путь спасения, и зовет тебя именем Божиим в вечное его царство. Поэтому почитай его, как посланника Божия, возвещающего тебе о таких великих благах, и к ним тебя зовущего. «Кто принимает вас, принимает Меня», – говорит Господь ( Мф. 10:40 ). Прими же и почитай пастыря, как Христова посланника. 3) Поскольку пастырь об общей пользе промышляет и как обо всех, так и о тебе печется, чтобы все вечное спасение получили, то люби его, как своего отца и благодетеля, и будь ему благодарен. Называешь ты его отцом – правильно делаешь, ибо он возрождает как всех, так и тебя, не к временной, но к вечной жизни. Люби же и ты его, как отца твоего. Любишь отца по плоти, тем более такового отца должен любить. 4) Он заботится и промышляет обо всех и о тебе, не оставляй же и ты его в нужде, и помогай ему в том, что ему требуется, и уделяй ему то, в чем испытывает недостаток, дабы он имел время об общей пользе заботиться и промышлять. Кто обо всех печется и промышляет, о том надо и всем промышлять, так взаимной любовью и благотворением не без успеха и общая польза будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

14) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы. 15) Обязательно должно быть благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе. 16) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение крещения должно быть чрез погружение и по возможности в святом храме. 17) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по нескольку человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедовать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к указанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановления Юго-Западных преосвященных 1884 года). 18) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должно быть свободно от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, ибо штунда сама заявит ему: «Врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 19) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудивших. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино ( Ин.17:11 )! Беседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. ( Кол. 4:6 ) Миссионерство, или веропроповедничество, в Православной Церкви есть, с одной стороны, благородный дар, а с другой стороны – искусство. Благородный дар стяжается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, крепости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим.2:2425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010